Чжен Ци
ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОЕ СОТРУДНИЧЕСТВО РОССИИ И КИТАЯ В КОНТЕКСТЕ ПРОБЛЕМЫ «ДВУХ КИТАЕВ»
Работа представлена кафедрой теории и истории международных отношений Санкт-Петербургского государственного университета.
Научный руководитель - кандидат исторических наук, доцент А. Ю. Павлов
В статье представлены основные тенденции и последствие военно-технического сотрудничества (ВТС) между Россией и Китаем в проблемах «двух Китаев». Автор затрагивает вопросы региональной безопасности в Азиатско-Тихоокеанском регионе (АТР) и обобщает актуальную политическую проблему «даух Китаев» в современных международных отношениях.
The article presents the major trends and consequences of the military - technical cooperation between Russia and China in the context of «Two Chinas». The author touches upon the issue of regional security in the Asia-Pacific region and generalizes the problem of «Two Chinas» within the framework of contemporary international relations.
Говоря о проблеме «двух Китаев», уместно напомнить, что военно-политическое противостояние между Пекином и Тайбэем сложилось после 1949 г., когда на материке была создана Китайская Народная Республика, а потерпевшие поражение в гражданской войне сторонники Гоминьдана закрепились на острове Тайвань, т. е. Республике Китая. При этом стороны достаточно четко определили свои позиции в вопросе государственности. Пекин считал Тайвань частью территории единого Китая, в то время как Тайбэй стоял на позиции независимости и собственного суверенитета. По сути, такое положение сохраняется до сих пор. Очередное обострение обстановки вокруг Тайваня началось в середине 1990-х гг., и хотя похоже, что его пик пройден, напряженная ситуация все еще сохраняется1 . Таким образом, можно сказать, что гонка вооружений между Китаем и Тайванем создает постоянную напряженность в данном регионе. Как известно, главным источником вооружений для Китая является Россия. И за последние годы тенденции военно-техническое сотрудничества (ВТС) России и Китая уже становятся одним из актуальных аспектов в международных отношениях. Представляется целесообразным
рассматривать динамику региональных балансов сил, которая задается российско-китайским военно-техническим сотрудничеством по двум направлениям. Это вопрос региональной безопасности и военно-техническое сотрудничество Тайваня с США. Как считает российский эксперт, военные приготовления континентального Китая более всего затрагивают безопасность, во-первых, Тайваня, а во-вторых, трех стран АСЕАН - Вьетнама, Малайзии и Индонезии2. Модернизация ВПК Китая с 1990-х гг. и военно-техническое сотрудничество между Россией и КНР давно вызывают серьезную озабоченность в Тайване. Как заметил тайваньский ученый Лин Чинвей, «военнотехническое сотрудничество России и Китая постепенно трансформируется с этапа торговли оружием на проведение совмест-ных учений, таких как “Мирная миссия”»3.
Отсюда можно выделить последствия военно-технического сотрудничества России и КНР, влияющие на безопасность пограничного региона Тайваня. Во-первых, баланс военных сил уже начал постепенно смещаться в пользу КНР. Во-вторых, в 2005 г. на сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) был принят Закон о противодействии рас-
5 1 1
колу государства. По мнению многих китайских специалистов, текст этого закона является «немирным средством», поэтому может проявляться «экономическими санкциями, военным сдерживанием, крупными военными учениями и частичной блокадой»4 . В-третьих, так называемая «Мирная миссия» - совместные учения между Россией и Китаем, проведенные в 2005 г. на полуострове Шаньдуна, были расценены многими специалистами как демонстрация Пекином намерений и готовности применить против Тайваня военную силу. Эти аргументы, на наш взгляд, показывают, что Китай не исключает возможности силового присоединения Тайваня к континентальному Китаю.
Что касается вопроса военно-технического сотрудничества Тайваня с США, то за последние десятилетие модернизация НОАК КНР уже указывает на необходимость повышения технического уровня ВПК Тайваня. На протяжении длительного периода для Тайваня основным поставщиком для ВПК является США. США поддерживают Тайвань, поставляя оружие для самообороны, и также противодействуют любому проявлению внешней силы, которое поставило бы под угрозу безопасность социальной и экономической системы Тайваня на основе Закона об отношениях с Тайванем 1979 г.5 Сотрудничество в военно-технической сфере между этими странами задержалось на четыре года в связи с тем, что парламент Тайваня отверг предложение в 2005 г. до 2020 г. закупок вооружения из США на сумму около 610 млрд новых тайваньских долларов (18,2 млрд долл. США). Предлагалось закупить большое количество вооружений для «обеспечения безопасности Тайваня», но, по оценке тайваньских военных экспертов, предлагаемое оружие является сильно устаревшим. Еще один важный фактор показывает, что до сих пор США отказались поставить Тайваню 66 истрибителей F-16 C/D (стоимость составляет не менее 3,3 млрд долл. США)6. С точки зрения автора, Тайвань не должен
закупать устаревшее вооружение, а само-обеспечивать себя для того, чтобы самим противодействовать вооруженным силам Китая и обеспечивать относительный баланс сил между Тайванем и Китаем. Согласно ежегодному отчету США, по состоянию на 2007 г. Китай имел от 990 до 1070 баллистических ракет малой дальности, направленных на Тайвань, а также 490 боевых самолетов, способных достигнуть остров без дозаправки7. И как многие специалисты замечают, Китай увеличил в 2008 г. военные расходы на 17,6% - до 417,8 млрд юаней (57,29 млрд долл.) (военный бюджет Китая на 2007 г. составил 44,9 млрд долл.)8. В целях усиления возможностей самообороны и проведения модернизации военной техники правительство Тайваня запланировало в 2008 г. выделение на нужды вооржен-ных сил 349,5 млрд тайваньских долл. (11,27 млрд долл. США), чтобы тайваньские вооруженные силы подготовились к действиям в чрезвычайных обстоятельствах (подразумевается военная угроза со стороны Китая). Очевидно, что вероятность потенциального вооруженного конфликта зависит не только от соотношения военных сил, но и в гораздо большей степени от внутриполитической ситуации в Пекине и Тайбэе и их отношений с США, а также от оценки обеими сторонами его возможных последствий как во внутриполитическом, так и во внешнеполитическом аспектах9. Как считает российский специалист П. Каменнова вооруженные силы Пекина содержат в себе скрытую угрозу для безопасности самого Китая. Ведь в этом случае на стороне Тайваня могут выступить только США10. Хотя позиция США официально служит укреплению мира и стабильности в Тайваньском проливе и также поддержке таких союзников, как Япония, Австралия, Европейский союз. Россия, связанная с Китаем узами теснейшего стратегического партнерства, заявила, что «с пониманием относится к мотивам, но очень важно закрепить главную установку правительства Китая -
безусловный приоритет мирных методов объединения Родины».
Таким образом, можно сделать вывод, что военно-техническое сотрудничество России и Китая имеет особое стратегическое значение для безопасности в регионе проливе Тайваня. Оно затрагивает региональную стабильность безопасности не только для континентального и островского Китая (Тайваня), а также для Юго-Восточной Азии. Необходимо учитывать и то, что Китай уже играет очень важную роль в мировой политике исходя из успешной экономической реформы и постоянного наращивания военных расходов на модернизацию НОАК десятилетия. Поскольку Китай решил пограничные вопросы с Россией, то основной его интерес вызывает в настоящее время политическая проблема южных территорий именно, «проблема Тайваня». Единственное условие Пекина для Тайбея -признание принципа «одного Китая», пусть даже в разных интерпретациях, в виде «консенсуса 1992 г.»11. Но на-
род Тайваня уже не согласится с этим принципом «одного Китая» после шестидесятилетнего разделения. Несмотря на то что новый тайваньский президент Ма Ин-цзю, выдвинутый от оппозиционной партии Гоминьдан в мае 2008 г., придерживается «прагматичной и лояльной» позиции по отношению к Китаю, основной его позицией является убеждение, что «объединение двух Китаев не может произойти, пока он жив»12. Можно согласиться с его мнением, потому что действительно уже существуют не только культурнополитические, но и социольно-экономи-ческие различия между народами Китая и Тайваня. Что касается ВТС России и Китая, высокий темп модернизации ВПК Китая, который ранее был возможен только при сотрудничестве с Россией, в настоящее время обеспечивается высокими тем -пами экономического развития и несомненно сможет представлять потенциальную угрозу тем странам, которые не будут поддерживать его политику.
ПРИМЕЧАНИЯ
1 Болятко А. «Зона Тайваня» в недавнем прошлом и в наши дни: каковы перспективы урегулирования затянувшегося кризиса в северо-восточной Азии // Азия и Африка сегодня. 2004. № 4. С. 47.
2 Макиенко К. Военно-техническое сотрудничество России и КНР в 1992-2002 годах: достижения, тенденции, перспективы. М., 2002. С. 10-12.
3 Лин Чинеей. Трансформация военно-технического сотрудничества: анализ российско-китайских совместных учений // Анализ КНР. 2006. № 4. С. 49.
4 Ларин А. Тайваньский сепаратизм вне закона. Азия и Африка сегодня. 2005. № 8. С. 11.
5 Зиновьев Г. В. Тайваньский вопрос и история формирования нормативной базы американокитайских отношений. // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 5. С. 15.
66http://vpk.name/news/15621_vvs_taivanya_rasschityivayut_poluchit_razreshenie_ssha_ na_prodazhu_istrebitelei_f16cd_v_mae_2008_g. html
7Annual report to Congress on PRC Military Power 2007/Department of Defense.US. P. 24-42.
8 http://vpk.name/news/14515_taivan_uvelichil_oboronnyie_rashodyi.html
9Каменов П. Военная политика КНР // Азия и Африка сегодня. 2007. № 5. С. 14.
10 Там же.
11 Консенсус 1992 г. - это признание принципа «одного Китая», но разные толкования. Позиция Тайваня: «Стороны придерживаются принципа “одного Китая”, но каждая выражает его по-своему». Позиция Китая: «Стороны устно по отдельности выражают, что оба берега пролива придерживаются принципа одного Китая». Цит. по: Зиновьев Г. В. К вопросу о «консенсусе 92 г.» // Проблемы Дальнего Востока. 2003. № 3. С. 45-55.
12 http://udn.com/NEWS/NATIONAL/NATS6/4343882.shtml