УДК 327
ПОЛИТИКА КНР В ОТНОШЕНИИ ПРОБЛЕМЫ ТАЙВАНЯ
В XXI ВЕКЕ
Линь Явэнь
Kvmukfu.ru
Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия
Аннотация. В настоящее время Тайваньская проблема для современной КНР является одним из наиболее важным аспектов безопасности. «Тайваньская проблема» существует уже почти 70 лет, где за свою историю пережила множество событий, порожденных данным конфликтом - от мирных переговоров и заключением соглашений до нарастания конфронтации и балансированием на грани военного столкновения. На сегодняшний день, несмотря на активные переговоры, отношения между Китаем и Тайванем сложно назвать стабильными, так как каждая сторона твердо убеждена в правоте своего проводимого внешнеполитического курса, где достижение компромисса происходит довольно затруднительно.
Тайваньский вопрос рассматривается как один из наиболее серьезных факторов, определяющих политическую позицию КНР в вопросах внутренней и внешней политики. Касательно Китай, то для него решение проблемы Тайваня является делом принципиальной важности. События внутренней жизни КНР, вне всяких сомнений, серьезно влияют на характер и направление внешнеполитического курса. Что в свою очередь влияет на способность страны активно участвовать на международной арене.
Однако, несмотря на то, что «тайваньская проблема» во многом взаимозависима от политики КНР, американская внешняя политика по отношению к Тайваню проводилась в соответствии со своими принципами, которые не относились к Китаю. Победа на тайваньских президентских выборах кандидата ДПП Цай Инвэнь стала новым вызовом для отношений между КНР и США. В последнее время здесь усиливается движение за то, чтобы объявить Тайвань отдельным государством. И если в ближайшее время произойдет военное столкновение Китая и Тайваня, то предсказать действия США будет достаточно сложно ввиду тонких дипломатических отношений США - Китай и США - Тайвань.
Ключевые слова: конфликт между КНР и Тайванем, политика КНР в отношении Тайваня, закон «О противодействии расколу страны», новые мышления о тайваньском вопросе, основные тенденции развития политики КНР.
Актуальность. Тайваньский вопрос рассматривается как один из наиболее серьезных факторов, определяющих политическую позицию КНР в вопросах внутренней и внешней политики. Касательно Китай, то для него решение проблемы Тайваня является делом принципиальной важности.
На протяжении длительного времени тайваньский вопрос всегда был и остается дестабилизирующим фактором в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Осуществление объединения Китая будет не только благоприятствовать стабильности и развитию самого Китая, но и способствовать дальнейшему укреплению отношений дружбы и сотрудничества Китая с другими странами мира, содействовать сохранению мира и развитию в АТР, а также во всем мире.
Именно поэтому, проследить развитие политика КНР в отношении проблемы Тайваня, а также предположить их дальнейшее развитие является весьма актуальной темой для исследования.
Проблемой исследования является особенности и закономерности политика КНР в отношении проблемы Тайваня в XXI веке.
Степень изученности проблемы. В настоящее время академические исследования «политика КНР в отношении проблемы Тайваня», в целом основные взгляды ученых одинаковы. Однако ученые обращают внимание на разные точки зрения.
Исследования отечественных авторов, осуществляемые в данном контексте, в целом были посвящены таким важным аспектам проблемы, как
135
«Национальная политика КНР и Тайваньский вопрос» (Ван Цзюньтао), "Xi
Jinping readjusting Taiwan policy' ("Xi Jinping chongzheng dui Tai zhengce") (Chen, M. -F. ), "New-Leaders-with-Old-Lenses-Chinas-Conflict-Frames-Toward-Taiwan, 2003-2013" (Chien-pin Li), "Foreign Policies toward Taiwan" (Hu Shaohua).
Исследования зарубежных авторов схожи с отечественными авторами и касаются тех же проблем: "Recent Changes in Taiwan's Defense Policy and Taiwan-USA Relations" (Jean-Pierre Cabestan), "Taiwan: An Internal Affair! How China's Domestic Politics and Foreign Policy Interact on the Taiwan Issue? " (Jean-Pierre Cabestan), "Taiwan in 2015 - A Turning Point" (Denis V. Hickey, Emerson Niou).
Цели и задачи исследования. Целью данной работы является провести анализ развитие политика КНР в отношении проблемы Тайваня и установить перспективы их развития. Для реализации вышеназванных целей были поставлены следующие задачи:
- систематизировать структурные изменения в политике КНР в оитно-шени проблемы Тайваня;
- выявить причины развизия политики КНР в отношении проблемы Тайваня;
- выявить основные тенденции развития взаимоотношений между КНР и Тайванем.
Методы исследования. Для достижения поставленных задач были применены следующие методы:
- системный;
- сравнительный;
- описательный;
- историко-генетический.
В настоящее время Тайваньская проблема для современной КНР является одним из наиболее важным аспектов безопасности. В ходе последнего этапа гражданской войны в Китае в 1946-1949 годах националистическая партия Гоминьдан проиграла Коммунистической партии Китая. Гоминьда-новское правительство эвакуировалось на остров Тайвань в 1949 году. Для их защиты в Тайваньский пролив был дислоцирован 7-й флот ВМФ США. В гражданской войне наступило временное перемирие, длящееся до сих пор. Китайская республика на Тайване претендует на власть во всём Китае. В свою очередь, КНР считает Тайвань неотъемлимой частью Китая. Китайская республика является частично признанным государством, её признают 23 страны. Многие страны не признают Тайвань независимым государством, но имеют с ним длительные неофициальные связи, в числе этих стран Европейский союз, США, Россия и даже сама КНР. Тайвань был официальным представителем Китая в ООН до 1971 года.
В конце 1970-х, Пекин установил дипломатические отношения с США (которые ради этого разорвали официальные отношения с Тайванем, хотя и продолжали оказывать ему экономическую и военную помощь).
В 1992 китайское руководство, наладив отношения с США и вставшее на путь рыночных реформ, начало с Тайванем переговоры о мирном воссоединении. Но 11 июля 1999 они были прерваны, после того как тайваньский президент Ли Дэнхуэй объявил, что КНР и Тайвань - это «две страны по обе стороны Тайваньского пролива». В 2000 президентом Тайваня стал Чэнь
Шуйбянь, предложивший провести референдум о независимости острова. После этого китайское руководство, опасаясь этого, стало всё более настойчиво призывать к скорейшему решению тайваньской проблемы.
14 марта 2005 Всекитайское собрание народных представителей (ВСНП) одобрило закон «О противодействии расколу страны». Этот документ предусматривает право правительства КНР применить «немирные или же другие необходимые меры для защиты своего суверенитета и территориальной целостности» в случае попытки «подрывных элементов, выступающих за независимость Тайваня», отделить остров «от Родины», или в случае «важных изменений, которые могут привести к отделению Тайваня от страны, или же если все условия для мирного объединения будут исчерпаны».
Принятый документ, законодательно закрепляющий возможность применения силы, чтобы предотвратить провозглашение островом независимости, расценивается наблюдателями как попытка усилить психологическое давление на Тайвань и склонить его к переговорам о мирном воссоединении на условиях Пекина.
США не могли не прореагировать, поскольку принятый КНР закон прямо противоречит американскому закону «О безопасности Тайваня», в котором говорится о недопустимости применения силы в интересах решения проблемы единства Китая. Реакция США, естественно, была отрицательной, поскольку по этому закону США имеют перед Тайванем обязательство защитить его в случае агрессии. В конце февраля 2005, предвидя принятие в КНР этого закона, США убедили Японию включить Тайвань в зону общих стратегических интересов двух стран, которые к тому же состоят в двустороннем оборонном союзе. Теперь же государственный секретарь США Кондолиза Райс заявила, что принятый закон «повысит напряжённость в регионе». К её словам присоединилась Япония, выразившая «серьёзную озабоченность» принятым законом.
В ответ премьер-министр КНР Вэнь Цзябао призвал США и Японию воздержаться от «прямого или непрямого» вмешательства в тайваньскую проблему, являющуюся «внутренним делом» Китая. Председатель КНР Ху Цзиньтао призвал армию готовиться к войне для защиты территориальной целостности Китая. Тем временем ВСНП утвердил новый оборонный бюджет на 2005, увеличенный по сравнению с прошлогодним на 12,6% (до 247,7 млрд юаней - $30 млрд).
Таким образом, можно сделать небольшой вывод о том, что вмешательство США в региональный конфликт между Китаем и Тайванем не только стало одной из причин его развития, но и вывело «тайваньский вопрос» на совершенно новый уровень политической значимости в мире. С течением времени американское присутствие в отношениях Китай - Тайвань эволюционировало в один из важнейших факторов развития ситуации в Тайваньском проливе, которое удерживает подобную позицию на протяжении нескольких десятков лет.
В 2008 году президентом Тайваня был избран Ма Иньцзю, представитель партии Гоминьдан, придерживающихся более лояльных позиций. В этот период началось сближение с КНР, интенсифицировались экономические и культурные контакты. Почетный председатель Гоминьдан Лянь Чжань в феврале 2013 года даже посетил материковый Китай, где встретился с Председателем КНР Си Цзиньпином. В 2015 состоялась первая за 66 лет встреча между лидерами Китая и Тайваня. Казалось бы, это должно сигнализировать о
137
потеплении в отношениях. К сожалению, ситуация немного сложнее, чем кажется. Обе стороны стремились к тому, чтобы их историческая встреча на высшем уровне не была слишком интересной и не способствовала «откату» этих деликатных и потенциально опасных отношений.
Несмотря на ощутимое смягчение межбереговых противоречий во времена администрации Ма Инцзю и снижение вероятности того, что тайваньский вопрос станет причиной конфликта между Китаем и Америкой, исторические разногласия между Пекином и Вашингтоном по поводу Тайваня так и не были разрешены. Победа на тайваньских президентских выборах кандидата ДПП Цай Инвэнь стала новым вызовом для отношений между КНР и США. в последнее время здесь усиливается движение за то,чтобы объявить Тайвань отдельным государством.«Статус-кво» сохранить между КНР и Тайванем удается не всегда. Свою лепту в обострение ситуации, как обычно, вносят США, для которых разжигание региональных конфликтов - вполне привычное дело. Ради собственного доминирования на мировой политической арене Вашингтон продолжает прибегать к любым методам. И предложение поставок вооружения Тайваню - как раз из этой серии. Понятно, что такое предложение способно перечеркнуть все попытки к примирению между Тайбэй и Пекином.
10 декабрь Ли Кексин выступал в Вашингтоне в рамках совещания по американо-китайским отношениям перед приглашенными китайскими и тайваньскими студентами, а также представителями СМИ. Посол заявил, что "в тот день, когда какой-либо американский военный корабль войдет в порт Тайваня Гаосюн, войска НОАК объединят Китай". Интернет-издание Sina.com отмечает, что когда посол произносил эти слова, он сверялся с написанным текстом, а это свидетельствует о том, что это официальная позиция Китая.
По словам китайского дипломата, это ответ на решение, принятое Конгрессом США в рамках Закона об утверждении национальной обороны на 2018 год. В нем записано, что кораблям ВМС США можно совершать заходы в порты Тайваня. Ли Кексин напомнил, что это нарушает Закон против сецес-сии (Закон «Одного Китая» о территориальной целостности страны), санкционирующий применение силы против Тайваня, если КНР решит, что остров отделяется.
«Если военный корабль США посещает Шанхай, то лишь с согласия китайской стороны. Однако китайская сторона, безусловно, не согласится с Соединенными Штатами на заходы в порты Тайваня, заставляющими его запускать "антисецессию"», - цитирует посла.
Это не первое предупреждение Пекина. Еще в октябре Вашингтону было заявлено, что его поползновения в сторону Тайваня представляет собой «провокацию против суверенитета, национального единства и безопасности Китая» с «серьезными последствиями». И вот они последовали - в виде «красной черты» прямого военного вторжения, если в порты Тайваня зайдут военные корабли США. И не только.
«Если Тайвань попытается провести референдум о независимости или другие действия в отношении де-юре "независимости Тайваня", НОАК, несомненно, примет меры», - утверждает Global Times.
«Эти заявления осознаны, отрефлексированы и внутренне политически выверены», — сказал «Правде.Ру» политолог Леонид Крутаков.
«Продажа оружия американской стороной Тайваню - неотделимой части территории Китая - является серьезным нарушением международного права и основополагающих принципов международных отношений», - заявил тогда официальный представитель МИД КНР Лу Кан. Пекин и ранее Пекин подчеркивал, что выступает против передачи вооружений частично признанной республике.
Последние тренировки военных самолетов НОАК являются запланированным регулярным мероприятием, заявил в 29 ноябре официальный представитель Канцелярии Госсовета КНР по делам Тайваня Ма Сяогуан.
Таким образом, на пресс-конференции Ма Сяогуан прокомментировал по просьбе журналистов сообщения тайваньских СМИ о том, что самолеты НОАК «пролетали вокруг Тайваня четыре раза в течение недели».
Ма Сяогуан отметил, что самая большая гарантия стабильности Тайваньского пролива - это выступать против «независимости Тайваня», придерживаться консенсуса 1992 года и идти по пути мирного развития межбереговых отношений.
Китай в соответствии с традициями конфуцианства, где можно, не усложняет отношения, но в вопросах принципиальных становится жестко политически ориентированной стороной. Здесь Китай не отступит, и к этому не стоит относиться как к словесной войне. Есть абсолютно четкое, ясное заявление, и Америка это понимает. Неслучайно они к войне с Китаем готовятся. Для США это главный вызов.
Министерство иностранных дел Тайваня и Совет по делам материков обвинили Ли Кексина в «запугивании» Тайваня. Интересно, что большинство тайваньских пользователей интернета достигли удивительно высокого уровня согласия по вопросу о недоверии Соединенным Штатам.
Осталось задать вопрос: перешагнет ли Трамп очерченную Пекином красную черту? Как показывают последние события вокруг Иерусалима, это вполне возможно.
Касаясь тайваньского вопроса,сказал Си Цзиньпин, выступая с докладом на 19-м съезде КПК, что решение тайваньского вопроса и полное воссоединение Родины - общие чаяния всех сынов и дочерей китайской нации, это коренные интересы китайской нации. Необходимо твердо продолжать курс «мирное воссоединение, одна страна - два строя», стимулировать мирное развитие отношений между двумя берегами Тайваньского пролива, активизировать процесс мирного воссоединения Родины.
Принцип единого Китая является политической основой развития отношений между двумя берегами. «Договоренности 1992 года», воплощающие в себе этот принцип, четко определяют основную сущность межбереговых отношений и служат ключом к обеспечению их мирного развития. При признании «Договоренностей 1992 года» как исторического факта, признании принадлежности обоих берегов к одному и тому же Китаю обе стороны Тайваньского пролива смогут вести диалог и консультации для решения вопросов, которые заботят соотечественников с обоих берегов, не будет никаких препятствий в общении всех без исключения политических партий и организаций Тайваня с континентальной частью Китая. Соотечественники с обоих берегов - родные братья и сестры, живущие единой судьбой, члены одной семьи, близкие и родные друг другу люди. Руководствуясь концепцией «два берега - одна семья», мы уважаем существующий общественный строй Тай-
ваня и образ жизни тайваньских соотечественников, готовы делить, прежде всего, с ними шансы, принесенные развитием материкового Китая.
Мы будем решительно защищать государственный суверенитет и территориальную целостность, ни в коем случае не допускать повторения исторической трагедии раскола государства. Любая деятельность, направленная на раскол Китая, неминуемо встретит решительный отпор со стороны всех китайцев. Мы обладаем и твердой волей, и абсолютной уверенностью, и имеем достаточные возможности для того, чтобы пресечь раскольнические попытки создания «независимого Тайваня» во всех их формах. Мы никоим образом не допустим, чтобы кто угодно, какая бы то ни была организация или партия в какое-либо время и в какой-либо форме откололи от Китая хоть какой-либо кусочек его территории, подчеркнул Си Цзиньпин.
Си Цзиньпин отметил, что осуществление великого возрождения китайской нации - это общая мечта всех китайцев. Мы твердо убеждены в том, что если только все сыны и дочери китайской нации, в том числе сянганские, аомэньские и тайваньские соотечественники, будут в соответствии с общей тенденцией исторического развития исполнять перед китайской нацией общий священный долг, крепко возьмут в свои руки судьбу нации, то вместе мы обязательно сможем создать прекрасное будущее великого возрождения китайской нации.
Таким образом, осуществление объединения Китая будет не только благоприятствовать стабильности и развитию самого Китая, но и способствовать дальнейшему укреплению отношений дружбы и сотрудничества Китая с другими странами мира, содействовать сохранению мира и развитию в АТР, а также во всем мире. Однако, чтобы решить проблему Тайваня необходимо прежде всего США невмешательством во внутренние дела КНР.
Литература
1. Cabestan Jean Pierre. Marginalizing Taiwan weakens mainland security, China's rise, Taiwan's dilemma and international peace. 2005, c. 227-245. Источник: Scopus.
2. Cabestan Jean Pierre. Taiwan: An internal affair! How China's domestic politics and foreign policy interact on the Taiwan issue? Журнал «East Asia». Тип: статья в журнале - научная статья. 2009. С. 1-20. Источник: Scopus.
3. Wang T.Y. Cross-strait Rapprochement and US Policy toward the Taiwan Issue, Журнал « Issues and Studies». Тип: статья в журнале - научная статья. 2010, c.129-149. Источник: Scopus.
4. Cabestan Jean Pierre.Case study 7: Taiwan-China: A case of secession or a divided nation?. The Ashgate research companion to secession. 2011, c. 483-485. Источник: Scopus
5. Cabestan Jean Pierre. Taiwan's political development and U.S. - China relations (Article), The future of United States, China, and Taiwan relations. 2011, c. 13-28. Источник: Scopus.
6. Cabestan Jean Pierre. The strategic triangel between Taiwan, China and the USA: A European perspective (Article). European perspectives on Taiwan, 9783531943039. 2012, c.125-143. Источник: Scopus.
7. Cabestan Jean Pierre. The global financial crisis and China's domestic and international political options (Article). China and the global financial crisis: A comparison with Europe. 2012, c. 322. Источник: Scopus.
8. Wang T.Y. Consensus under Stated Differences: Commonalities in Ma and Tsai's Cross-Strait Policies, (Article). Ballots and Bullets. 2012. Источник: Scopus.
9. Wang T.Y., Cheng L. & Chen Y. Identity and People's Preference on the Independence Issue in Taiwan. New Dynamics in Cross-Taiwan Strait Relations: How Far Can the Rapprochement Go? (Article). New York: Routledge. 2012, c. 153-168. Источник: Scopus.
10. Jean-Marc F. Blanchard & Dennis V. Hickey, New Thinking about the Taiwan Issue (Article). 2012. Источник: Scopus.
11. George Wei. China-Taiwan Relations in a Global Context (Article). 2012. Источник:
Scopus.
12. Cabestan Jean Pierre , The case of Taiwan: Independence without secession? (Article). Seces-sionism and separatism in Europe and Asia: To have a state of one's own. 2013.Источник: Scopus
13. Cabestan Jean Pierre. Recent changes in Taiwan's defense policy and Taiwan - USA relations. Журнал "East Asia". 2014. С. 343--354. Источник: Scopus.
14. Li C.-P. New leaders with old lenses? China's conflict frames toward Taiwan, 2003-2013, Journal of Chinese Political Science. 2014. Источник: Scopus.
15. Denis V. Hickey, Emerson Niou. Taiwan in 2015 - A Turning Point? (Article). Asian Survey. 2015. Источник: Scopus.
16. Ван Цзюньтао. Национальная политика КНР и Тайваньский вопрос, Россия в глобальном мире. 2015. С. 342-348. Источник: РИНЦ.
17. Arthur Waldron, Legacy Problems: China's Taiwan Dilemma. Journal: Orbis, 2016. С. 609-631. Источник: Scopus.
18. J Michael Cole. Convergence or Conflict in the Taiwan Strait. 2016. Источник: Scopus.
19. Stephane Corcuff. Memories of the Future: National Identity Issues and the Search for a New Taiwan. 2017. Источник: Scopus.
20. Hu Shaohua, Foreign Policies toward Taiwan. 2017. Источник: Scopus.
PRC POLICY WITH RESPECT TO THE PROBLEM OF TAIWAN IN THE XXI CENTURY
Lin Yawen
kvmukfu.ru
Kazan Federal University, Kazan, Russia
Absstract. At present, the Taiwan problem for modern PRC is one of the most important aspects of security. The "Taiwan Problem " has been around for almost 70 years, where it has experienced many events in its history, generated by this conflict - from peaceful negotiations and agreements to increasing confrontation and balancing on the verge of a military clash. Today, despite active negotiations, relations between China and Taiwan can hardly be called stable, since each side is firmly convinced that its foreign policy is right, where reaching a compromise is rather difficult.
The Taiwan issue is considered as one of the most serious factors determining the political position of the PRC in matters of domestic and foreign policy. Regarding China, then for him the solution to the problem of Taiwan is a matter of principle importance. The events of the internal life of the PRC, without any doubt, seriously influence the character and direction of the foreign policy course. Which in turn affects the country's ability to actively participate in the international arena.
However, despite the fact that the "Taiwan problem " is largely interdependent on the policy of the PRC, the American foreign policy towards Taiwan was carried out in accordance with its principles, which did not apply to China. Winning the Taiwanese presidential election of DPP candidate Tsai Inwen has become a new challenge for relations between the PRC and the United States. Recently, there has been a growing movement to declare Taiwan a separate state. And if in the near future there will be a military clash between China and Taiwan, then it will be quite difficult to predict the actions of the United States because of the delicate diplomatic relations between the United States and China and the United States and Taiwan.
Keywords: conflict between the PRC and Taiwan, the PRC policy regarding Taiwan, the law "On counteracting the split of the country", new thinking on the Taiwan issue, the main trends in the development of the PRC policy.
Сведения об авторе
Линь Явэнь, студент, Казанский (Приволжский) федеральный университет, г. Казань, Россия. kvmukfu.ru
Author of the publication
Lin Yawen, Student, Kazan Federal University,
Kazan, Russia.
kvmukfu.ru
Дата поступления 14.05.2019