В. И. Трифонов'
О РАЗВИТИИ ДИАЛОГА МЕЖДУ ПЕКИНОМ И ТАЙБЭЕМ И ЕГО ВЛИЯНИИ НА КИТАЙСКО-АМЕРИКАНСКИЕ ОТНОШЕНИЯ
I
Победа партии Гоминьдан на парламентских (январь
2008 г.) и президентских выборах (март 2008 г.) привела к существенным изменениям в отношениях между Пекином и Тайбэем. Завершился период острой напряженности между сторонами, связанный с пребыванием у власти Демократической прогрессивной партии (ДПП) с ее планами провозглашения независимости Тайваня. С возвращением к административному рулю Гоминьдана, придерживающегося более трезвых позиций и настроенного на компромисс с Пекином, заметно снизилась напряженность в зоне Тайваньского пролива, потеплела атмосфера в двусторонних связях, повысились шансы на достижение взаимоприемлемых договоренностей.
В инаугурационной речи 20 мая 2008 г. новый глава тайваньской администрации Ма Инцзю четко обозначил парамет-
* Трифонов Виктор Иванович, Чрезвычайный и Полномочный Посол, с.н.с. Центра изучения и прогнозирования российско-китайских отношений ИДВ РАН.
ры политики, которой намерен придерживаться Тайбэй во взаимоотношениях с материком: «Я искренне надеюсь, — заявил он, — что две стороны Тайваньского пролива смогут использовать эту историческую возможность для достижения мира и сопро-цветания. В соответствии с принципом “нет объединению, нет независимости и нет применению силы”, разделяемому большинством тайваньского общества, мы будем придерживаться статус-кво в Тайваньском проливе». Ма Инцзю подчеркнул, что «в разрешении вопросов отношений через пролив значение имеет не суверенитет, а основополагающие ценности и образ жизни. Нас заботит благосостояние 1,3 млрд жителей материкового Китая, и мы надеемся, что материковый Китай будет продолжать движение в сторону свободы, демократии и процветания всего народа. Это проложит дорогу к долгосрочному мирному развитию отношений через пролив»1.
Сразу же после вступления Ма Инцзю в должность были предприняты активные шаги по возобновлению взаимного диалога. В течение 2008 г. состоялся ряд встреч в межпартийном формате с участием высших руководителей сторон. В ходе ежегодного Боаоского азиатского форума (о. Хайнань, КНР) 12 апреля 2008 г. председатель КНР Ху Цзиньтао принял вице-президента Тайваня Сяо Ваньчана. 28 мая в Пекине состоялась встреча Ху Цзиньтао с председателем Гоминьдана У Босюном. 6 ноября президент Ма Инцзю принял в Тайбэе председателя Ассоциации отношений между берегами Тайваньского пролива Чэнь Юньлиня. 21 ноября во время саммита АТЭС в Лиме Ху Цзиньтао встретился с возглавлявшим тайваньскую делегацию бывшим вице-президентом Тайваня, почетным председателем Гоминьдана Лянь Чжанем.
Курс на дальнейшее мирное развитие отношений между берегами пролива был закреплен в принятой на XVIII съезде Гоминьдана (17 октября 2009 г.) новой политической программе партии (расширение контактов, нормализация торгово-экономических связей, «прекращение войны в дипломатической области, чтобы обе стороны могли вместе принимать участие в деятельности международных организаций»)2. На съезде состоялось официальное вступление в должность председателя
партии Гоминьдан Ма Инцзю, утвержденного на этот пост еще в июле, что создало необходимые предпосылки для организации встречи на уровне Ху Цзиньтао—Ма Инцзю. Ху Цзиньтао поздравил Ма Инцзю в связи с новой должностью, а также У Босюна с избранием на пост почетного председателя Гоминьдана3. В ответах на поздравления Ма Инцзю призывал Пекин «считаться с реальностью» и указывал на то, что стороны
4
должны относиться друг к другу «как к равным» .
Прошло 4 раунда переговоров руководителей структур, отвечающих за налаживание связей между сторонами пролива (Ассоциация отношений между берегами Тайваньского пролива и тайваньский Фонд обменов через пролив), в результате которых были выработаны соглашения об установлении прямого авиационного, морского и почтового сообщения между Тайванем и материком. Пекин открыл для этого 63 морских и речных порта, а также 21 аэродром в крупнейших городах КНР. Соответствующие ответные шаги осуществил Тайбэй5. С 15 декабря 2008 г. началась практическая реализация указанных договоренностей. Кроме того, было подписано соглашение о механизме контроля за качеством ввозимых пищевых продуктов, предусмотрены меры по облегчению туристических поездок на Тайвань из КНР. Жители Тайваня уже давно и активно ездят на материк. Теперь этот поток еще более увеличится, так как планируется ослабление введенных ранее Тайбэем ограничений на поездки тайваньских чиновников. Что касается КНР, то, по данным Министерства транспорта и коммуникаций Тайваня, за первые 10 месяцев 2009 г. было совершено 760 тыс. поездок на Тайвань материковых китайцев и 597 тыс. посещений Тайваня жителями Сянгана (Гонконга) и Аомыня (Макао)6. Разрабатываются меры по либерализации условий для инвестиций КНР на Тайване. В июне 2009 г. Тайбэй объявил об открытии 100 объектов для вложения материковых инвестиций на Тайване. Были разработаны специальные правила, регулирующие такие инвестиции7.
22 декабря 2009 г. на Тайване состоялся 4-й раунд переговоров сторон, по итогам которого подписаны 3 новых соглашения:
о предоставлении услуг в сфере рыболовства, осуществлении ка-
рантинного контроля над сельхозпродукцией, взаимодействии в сфере стандартизации и сертификации промышленной продукции (всего по итогам 4 раундов между сторонами бышо заключено 12 соглашений). Вместе с тем бышо отложено подписание соглашений об избежании двойного налогообложения и о сотрудничестве в налоговой сфере. Достигнута договоренность, что на следующей встрече, которая пройдет в первой половине 2010 г. в КНР, основное внимание будет сосредоточено на выработке рамочного соглашения об экономическом сотрудничестве между берегами пролива (ECFA), заключению которого обе стороны придают большое значение. Серьезным побудительным мотивом для Тайбэя торопиться с его подписанием стало официальное вступление в силу с 1 января 2010 г. зоны свободной торговли между КНР и АСЕАН, а также между АСЕАН и Южной Кореей, что ставит Тайвань в неравное положение в торговой сфере по сравнению с его основными конкурентами в регионе. В тайваньской администрации также надеются, что заключение указанного соглашения с КНР откроет для Тайваня дорогу для подписания подобных соглашений с другими партнерами в регионе, позволит Тайбэю подключиться к зоне свободной торговли в рамках АСЕАН и к другим экономическим проектам в АТР.
На Тайване отмечают определенный отход КНР от жесткой линии на изоляцию острова в международных делах. Продолжая твердо противодействовать любым шагам, которые поставили бы Тайбэй в один ряд с суверенными нациями, Пекин несколько шире приоткрыт дверь для участия Тайваня в практической деятельности ряда международных организаций экономического и гуманитарного характера. Ранее Тайбэй был допущен в АТЭС, ВТО, АБР, а также олимпийское движение, где КНР согласилась с участием Тайбэя под «вывеской» «Китайский Тайбэй», и «отдельная таможенная территория Тайвань, Пэнху, Цзиньмэнь и Мацзу» — для ВТО. Сейчас Пекин перестал возражать против участия Тайваня в работе Всемирной организации здравоохранения в качестве наблюдателя, чего Тайбэй упорно добивался все последние годы (этот шаг Пекина вызвал на Тайване особенно положительную реакцию). В результате представительная тайваньская делегация прибыла на
майскую (2009 г.) сессию Всемирной ассамблеи ВОЗ под именем «Китайский Тайбэй». Направлено приглашение Тайваню принять участие в качестве наблюдателя в 63-й сессии Всемирной ассамблеи ВОЗ, которая состоится в 2010 г.
Соответственно изменил свою тактику и Тайбэй. Как подчеркнул Ма Инцзю в национальном послании от 10 октября 2009 г. (годовщина образования Китайской Республики), «в том, что касается нашей стратегии вновь войти в систему ООН, то с прошлого года мы отказались от бесполезной конфронтации и приняли на вооружение, в качестве приоритетной цели, участие в специализированных учреждениях ООН и в деятельности этих учреждений»8. В настоящее время Тайбэй сосредоточил усилия на том, чтобы принять участие в какой-либо форме в работе Международной организации гражданской авиации (ИКАО) и в Рамочной конвенции ООН по изменению климата.
Достаточно спокойно смотрит Пекин на неофициальные связи Тайбэя с ведущими странами мира, где Тайвань открыл многочисленные неправительственные офисы и создал организации (примерно в 140 странах); 48 стран имеют на Тайване 58 неофициальных представительств, действующих под разного рода названиями9 и на сохранившиеся дипломатические отношения Китайской Республики с небольшим количеством государств (23 государства Африки, Латинской Америки, Океании, а также Ватикан, что, тем не менее, позволяет Тайбэю поддерживать статус «легитимной международной структуры»). Как утверждают на Тайване, Пекин стал воздерживаться от целенаправленных попыток «перетянуть» на свою сторону страны, поддерживающие дипломатические отношения с Тайбэем. Достаточно мягкой была реакция Пекина на визит в конце августа 2009 г. далай-ламы на Тайвань. Тибетский духовный лидер посетил южные районы Тайваня, сильно пострадавшие от последствий мощного тайфуна. Ма Инцзю, однако, уклонился от встреч с далай-ламой и его окружением10.
Заметная активизация связей между Тайванем и материком, дальнейшее углубление экономического сотрудничества между ними, в частности, целесообразность подписания указанного
рамочного соглашения, вызывают неоднозначную реакцию в тайваньском обществе, что создает для администрации ряд дополнительных сложностей. В целом, большинство жителей Тайваня поддерживает политику руководства острова, считая, что она поможет преодолеть переживаемые Тайванем экономические трудности и снимет напряженность в отношениях с материком. Согласно недавним опросам общественного мнения, 48,2 % тайваньцев считает, что рамочное соглашение окажет позитивное влияние на развитие Тайваня, тогда как 23,5 % полагает, что последствия будут негативными11.
Однако высокие темпы «экономического сращивания» Тайваня с КНР, перенос на материк сотен тайваньских предприятий, масштабные тайваньские инвестиции в КНР (что, собственно, было и до Ма Инцзю) вызывают растущее беспокойство среди оппозиции на Тайване, считающей, что экономическая интеграция с Пекином может привести к утрате Тайбэем своей «самостоятельности». Опасения у нее вызывают и серьезные негативные последствия экономического характера — отток капиталов, сложность конкуренции продукции тайваньских производителей с дешевыми товарами из КНР, перенос производств и миграция квалифицированных кадров с Тайваня на материк.
Массированную атаку на администрацию повела оппозиционная Демократическая прогрессивная партия (ДПП), трактующая действия властей острова как «предательство интересов Тайваня». Лидеры ДПП упрекают нынешнее тайваньское руководство в том, что оно «поставило под угрозу суверенитет Тайваня и его экономическую независимость» в обмен на «иллюзорные выгоды» от экономического сотрудничества с материком и получение инвестиций со стороны КНР. Они утверждают, что расширение сотрудничества с Пекином в целом не оказало существенного влияния на усиление возможностей Тайваня по преодолению последствий кризиса. Ставятся, дескать, под угрозу и отношения Тайбэя с его надежным союзником — США12.
Выпады оппозиции побуждают администрацию маневрировать, делать заявления о том, что она не намерена заходить слишком далеко в развитии связей с КНР и будет держать си-
туацию под постоянным контролем. В указанном послании от 10 октября Ма Инцзю заметил: «Некоторые наши граждане высказывают опасения по поводу того, что наш национальный суверенитет и интересы могут пострадать» (вследствие развития отношений через пролив). «Мы намерены вступить в диалог (внутри Тайваня. — В.Т.), — подчеркнул он, — используя все возможные каналы, включая законодательные органы и политические партии с тем, чтобы выработать общественный консенсус по вопросу политики в отношении Китая этой администрации»13. Ма Инцзю выразил готовность обсудить указанные вопросы с председателем ДПП Цай Инвэнь, однако выдвинутые партией требования к администрации, по сути, дезавуировать налаживание отношений с материком оказались не приемлемыми для Ма Инцзю14. Он выступил и против предложения ДПП провести референдум по вопросу о рамочном экономическом соглашении, указав, что «в соглашении не затрагиваются политические вопросы, речь идет только об экономике»15. А в заявлении 16 ноября он подчеркнул, что расширение торговых связей с материком приведет к увеличению тайваньского экспорта в 2010 г. на 5 % (13 млрд долл. в денежном исчислении), даст 273 тыс. новых рабочих мест16. Тем не менее, ДПП начала сбор подписей в пользу проведения референдума. Негативизм ДПП в отношении развития диалога с Пекином не встречает широкой поддержки среди тайваньского населения и даже привел к снижению рейтинга Цай Инвэнь. Не кажутся убедительными для тайваньцев и предупреждения ДПП, что усиливающаяся экономическая зависимость от материка может привести к окончательной потере «суверенитета» Тайваня.
В ходе состоявшихся 24 апреля 2010 г. специальных телевизионных дебатов по поводу Рамочного соглашения (БСБА) Ма Иньцзю еще раз подчеркнул, что подписание соглашения даст мощный толчок тайваньской экономике, будет способствовать притоку иностранных инвестиций на Тайвань. Предполагается существенное снижение тарифов для тайваньского экспорта на материк, вплоть до их полного обнуления, предусмотрены эффективные меры по защите тайваньских инвестиций в КНР, а также тайваньской интеллектуальной собственности и патен-
тов. В то же время, сказал он, не будут пересмотрены ограничения на импорт материковой сельскохозяйственной продукции, а доступ другой продукции из КНР будет разрешен лишь при условии, что это не нанесет ущерб тайваньским производителям. Тайвань не будет открыт для рабочей силы с материка 17.
Одним из последствий кампании против расширения связей с материком стало решение администрации Ма Инцзю несколько снизить активность на политическом направлении взаимоотношений с Пекином, не торопиться пока с реализацией плана о заключении мирного договора с материком, действуя по принципу «сначала экономика, потом политика». В мае 2009 г. Ма Инцзю заявил, что этим вопросом можно будет заняться после 2012 г. в случае его переизбрания на второй срок18. Разъясняя в новогоднем послании от 1 января 2010 г. свое видение проблемы, Ма Инцзю подчеркнул, что, несмотря на принадлежность населения обеих сторон пролива к одному китайскому этносу и общие наследие, язык, историю и культуру, в течение последних 60 лет эти стороны функционировали в рамках различных политических, экономических и социальных систем. Поэтому необходим определенный период времени для того, чтобы завязать связи и выработать лучшее понимание друг друга19. Еще более четко выразилась 19 ноября председатель Совета по делам материкового Китая Лай Синьюань, подчеркнувшая, что подписание политических соглашений либо содействие выработке мер доверия не являются срочными вопросами для администрации Ма Инцзю. Что сейчас важно, сказала она, так это привлечь как можно больше общественной поддержки в целях построения прочного фундамента для политики администрации в отношении материка. По словам Лай Синьюань, время и условия для политических переговоров между сторонами пролива еще не созрели. Примирение сторон пролива не может быть достигнуто перед лицом военной угрозы со стороны Пекина20. Тем не менее, тайваньский премьер У Дуньи не исключил в заявлении от 16 марта возможности проведения поэтапных переговоров между сторонами по выработке мер доверия в военной области. В свою очередь представитель Канцелярии по делам Тайваня при Госсовете КНР Ян И сказал
17 марта — в ответ на заявление У Дуньи: «Мы готовы, когда наступит подходящий для этого момент, провести с Тайванем военные контакты и обмены и обсудить вопрос о безопасности и взаимном доверии в военной сфере. Военные обмены двух берегов должны следовать принципу “от простого к сложному”, чтобы последовательно продвигаться вперед». К примеру, «для начала можно организовать обмены между отставными военными и соответствующими специалистами и учеными двух берегов»21.
II
Развитие диалога между Пекином и Тайбэем, перспективы воссоединения сторон неотделимы от общего геополитического контекста, в котором развивается переговорный процесс. В данном случае важнейшим влияющим фактором являются американо-китайские отношения ввиду той роли, которую играют США в тайваньской ситуации.
Как известно, тайваньский вопрос возник в результате вмешательства Соединенных Штатов в ход гражданской войны в Китае, когда в связи с началом войны в Корее в июне 1950 г. корабли 7-го флота США вошли в Тайваньский пролив с тем, чтобы «предотвратить любое нападение на Формозу» (Тайвань). В последующие годы не раз возникали серьезные кризисные ситуации из-за Тайваня, грозившие перерасти в прямое столкновение между КНР и США. Обстановка изменилась в связи с начавшимся в 1970-е годы процессом нормализации китайско-американских отношений. Были приняты три известных китайско-американских коммюнике, регулирующих тайваньский вопрос в рамках взаимоотношений между Пекином и Вашингтоном (Шанхайское коммюнике от 28 февраля 1972 г., Коммюнике об установлении дипломатических отношений между США и КНР от 1 января 1979 г. и Коммюнике от 17 августа 1982 г. по вопросу американских военных продаж Тайваню). В соответствии с этими документами США «признали правительство КНР в качестве единственного законного правительст-
ва Китая», приняли «китайскую позицию о том, что существует один Китай и что Тайвань является частью Китая», взяли на себя обязательство ограничивать и постепенно сокращать продажи Тайваню американского оружия. Действия администрации были «дополнены» американским конгрессом, разработавшим, к сильнейшему недовольству Пекина, так называемый Закон об отношениях с Тайванем, вступивший в силу 10 апреля 1979 г. В Законе содержались обязательства США развивать отношения как с «народом Тайваня, так и с народом на материке Китая», «снабжать Тайвань оружием оборонительного характера», указывалось, что «решение Соединенных Штатов установить дипломатические отношения с Китайской Народной Республикой базируется на ожидании, что будущее Тайваня будет определено мирным путем». Особое значение имела формулировка: «считать любые попытки определить будущее Тайваня иными, чем мирными средствами, включая бойкот или эмбарго, как угрозу миру и безопасности в западной части Тихого океана и как источник серьезного беспокойства для США»22.
Восстановление суверенитета над Тайванем является одним из главных национальных приоритетов КНР. Его правомерность подкрепляется правовой базой — рядом соответствующих международных договоров, а реальность осуществления — тем, что в своем подавляющем большинстве остров населен этническими китайцами (т. е. вопрос о национальном самоопределении не стоит). Возможности КНР повышаются по мере дальнейшего роста ее политической, экономической и военной мощи.
В последние годы Пекин — в рамках проводимой китайским руководством «мягкой линии» в международных делах — осуществлял мирную стратегию в отношении Тайваня, делая упор на предоставлении острову, в случае воссоединения с материком, самой широкой автономии на базе формулы «одна страна — два строя». Учитывая, очевидно, несогласие Тайбэя с квалификацией Тайваня как части КНР, Пекин в ряде основополагающих документов по Тайваню стал применять более гибкую формулировку: «к одному Китаю принадлежат и материк, и Тайвань» (как это, например, сделано в Законе 2005 г. о про-
тиводействии расколу государства). В Пекине сейчас также стараются воздерживаться от высказываний относительно сроков решения тайваньской проблемы, тогда как до недавнего времени неоднократно подчеркивалось, что вопрос о воссоединении с Тайванем «нельзя откладывать до бесконечности».
Линия КНР на мирные методы решения тайваньской проблемы была закреплена в материалах XVII съезда КПК (октябрь 2007 г.) и 1-й сессии Всекитайского собрания народных представителей (ВСНП) 11-го созыва (март 2008 г.). В докладе Ху Цзиньтао на съезде выражено пожелание на основе принципа «одного Китая» договориться с властями Тайваня об официальном прекращении состояния вражды и о «создании новой обстановки мирного развития между берегами Тайваньского пролива»23. В Китае широко пропагандируется опыт Сянгана и Аомыня, сохранивших в рамках формулы «одна страна — два строя» свой образ жизни и высокую степень автономии. В свою очередь на Тайване не могут не видеть достигнутые в КНР за последние десятилетия значительные успехи в развитии экономики и повышении уровня жизни населения, постепенно набирающие на материке силу демократические процессы.
5 марта 2008 г. в речи на 2-й сессии ВСНП в Пекине премьер Госсовета КНР Вэнь Цзябао, коснувшись отношений сторон пролива, подчеркнул, что они «стали входить в русло мирного развития». Участились контакты соотечественников с обоих берегов, стали теснее экономические связи, оживленнее пошел культурный обмен, расширились общие интересы. Китайский премьер указал также на необходимость продолжать всестороннее укрепление экономического сотрудничества сторон пролива в целях совместного противостояния финансовому кризису, пообещав при этом оказать поддержку тайваньским предприятиям, действующим на материке. По словам Вэнь Цзябао, Пекин — в соответствии с принципом «одного Китая» — готов «максимально укреплять политическое взаимодоверие между сторонами пролива» и на этой основе разумно решать путем консультаций вопрос об участии Тайваня в деятельности международных организаций, обсуждать имеющиеся у сторон политические и военные вопросы, создавая тем самым
условия для прекращения отношений вражды и достижения
24
мирного соглашения .
В то же время Пекин не оставляет сомнений в том, что он не допустит независимости Тайваня и пойдет в своих действиях так далеко, как этого потребуют обстоятельства. 14 марта 2005 г. на 3-й сессии ВСНП 10-го созыва был принят специальный Закон о противодействии расколу государства, подводивший законодательную базу под позицию КНР в тайваньском вопросе. В ст. 8 закона было указано, что «в случае, если раскольнические силы на Тайване, выступающие под флагом “независимости Тайваня”, будут действовать — под любым именем или любыми средствами — в направлении отделения Тайваня от Китая, либо произойдут крупные инциденты, повлекшие отделение Тайваня от Китая, либо же возможности для мирного объединения будут полностью исчерпаны, государство применит немирные методы и другие необходимые меры для защиты суверенитета и территориальной целостности Китая»25. Пекин вместе с тем подчеркивает, что эта его позиция направлена против «раскольников» и внешних сил, а не «соотечественников на Тайване».
В настоящее время КНР следует линии поэтапной и все более тесной привязки к себе Тайваня при использовании прежде всего экономических методов. Действия Пекина показывают, что он твердо встал на путь экономической интеграции с Тайванем. Необходимо отметить, что, несмотря на публичные баталии, экономические, гуманитарные, туристические (в основном с Тайваня на материк) и иные связи между Тайванем и материковым Китаем активно развивались и углублялись все последние годы. Начиная с 2005 г. КНР является основным торговым партнером Тайваня. В 2008 г. объем торговли сторон, включая Гонконг, составил 132,6 млрд долл. (экспорт КНР — 99,7 млрд, импорт — 32,9 млрд долл.). При этом Тайбэй имел значительное позитивное сальдо в торговле с КНР и Гонконгом, достигшее 66,8 млрд долл., что обеспечило Тайваню общий положительный баланс внешней торговли26. КНР остается главной сферой приложения тайваньских инвестиций (по оценкам, более 100 млрд долл. США, хотя официальные тайваньские данные
указывают значительно меньшую цифру тайваньских вложений на материке — 200 млрд новых тайваньских долл., по словам Ма Инцзю, что соответствует примерно 6,4 млрд долл. США27). В ближайшие годы — в связи с принятием Тайбэем соответствующих решений — следует ожидать значительного притока теперь уже материковых инвестиций на Тайвань. Причем Пекин значительно укрепил свои позиции на Тайване в условиях мирового финансово-экономического кризиса, поскольку именно КНР оказала наиболее существенную помощь переживающей серьезные трудности тайваньской экономике.
Специалистами отмечается и то обстоятельство, что, «подыгрывая» Гоминьдану и лично Ма Инцзю, КНР стремится избежать возвращения к власти ДПП. А такой вариант развития событий считается возможным в случае серьезных неудач Ма Инцзю на экономическом фронте, возникновения новых осложнений во взаимоотношениях с Пекином, разочарования тайваньского населения результатами курса на сближение с материком.
Характерно, что определенные опасения по поводу слишком больших «вливаний» в экономику Тайваня высказываются и в самой КНР. Ряд специалистов считает, что, способствуя укреплению экономического положения Тайваня, Пекин тем самым работает против задачи воссоединения с Тайванем, поскольку у экономически сильного Тайбэя будет дескать больше соблазна сохранять нынешний де-факто независимый статус. Обращают на себя внимание заявления КНР, что инвестиционная политика на Тайване будет осуществляться с необходимой осмотрительностью: вырабатываются необходимые нормативы, выделяемые средства будут предоставляться в первую очередь
средним и крупным тайваньским банкам, имеющим надежную
28
репутацию28.
Одним из главных направлений действий Пекина по нахождению путей решения тайваньской проблемы является работа с Вашингтоном, позиция которого остается главным препятствием на пути воссоединения Тайваня с материком. Последние годы отмечены важными процессами в китайско-американских отношениях, связи сторон приобретают характер все более тес-
ного партнерства, в том числе и в решении ключевых международных проблем. Отношения сторон отличались достаточно тесным и устойчивым характером и при администрации Дж. Буша, однако с приходом администрации Б. Обамы курс Вашингтона на углубление партнерства и взаимодействия с КНР заметно укрепился. Исключительно теплый характер носил разговор по телефону Ху Цзиньтао с Б. Обамой 8 ноября 2008 г., сразу же после победы последнего на президентских выборах. Китайский лидер, в частности, подчеркнул, что «Китай и США должны уважать друг друга, учитывать озабоченности друг друга и надлежащим образом улаживать чувствительные вопросы между двумя странами, в особенности тайваньский вопрос, с тем чтобы вывести американо-китайские отношения конструктивного сотрудничества на еще более высокий уровень»29. Важные договоренности о дальнейшем развитии американо-китайских отношений были достигнуты во время визита в КНР в конце февраля
2009 г. нового американского госсекретаря Х. Клинтон.
Особого внимания заслуживают касающиеся Тайваня положения совместного американо-китайского Заявления от 17 ноября 2009 г. по итогам визита в КНР президента Б. Обамы (15—18 ноября 2009 г.). Китайская сторона подчеркнула, что тайваньский вопрос затрагивает суверенитет и территориальную целостность Китая, и выразила надежду, что США будут соблюдать свои соответствующие обязательства и правильно оценивать и поддерживать позицию китайской стороны по этому вопросу. США со своей стороны заявили, что они придерживаются политики «одного Китая» и принципов трех американо-китайских совместных коммюнике. «США приветствуют мирное развитие отношений через Тайваньский пролив и ожидают усилий обеих сторон по расширению диалога и взаимодействия в сфере экономики, политики и др., развития более позитивных и стабильных отношений через пролив». «Две страны подчеркнули, — говорится в заявлении, — что фундаментальные принципы уважения суверенитета и территориальной целостности друг друга представляют собой ядро трех совместных американо-китайских коммюнике, которые определяют американо-китайские отношения». Ни одна из сторон не под-
держивает какие-либо попытки любыми средствами подорвать эти принципы. Стороны согласны с тем, что уважение коренных интересов друг друга чрезвычайно важно для обеспечения
30
устойчивого прогресса в американо-китайских отношениях .
Тем не менее, маловероятно, что Вашингтон в ближайшее время пойдет на серьезные уступки Пекину в тайваньском вопросе. Переход Тайваня под контроль КНР нанес бы ощутимый удар по стратегическим интересам Соединенных Штатов в Восточной Азии, существенно усилив потенциал КНР, которая, по мнению Вашингтона, является одним из главных его соперников в борьбе за мировое лидерство в XXI в.
Несмотря на сравнительно небольшие размеры (36,2 тыс. кв. км территории, 23 млн человек населения), Тайвань представляет собой внушительную экономическую величину. Согласно статистическим данным МВФ за 2007 г., в рейтинге мировых экономик Тайвань занимал 24-е место среди 179. Совокупный объем его ВВП достиг в 2008 г. 391,3 млрд долл. (в 2007 г. — 384,8 млрд долл.). ВВП на душу населения составил 17 083 долл., а по паритету покупательной способности — 30 881 долл. Тайвань развивает торговые связи с 238 странами и регионами мира. Общий объем его внешней торговли составил в 2008 г. 496,08 млрд долл. при экспорте в 255,63 млрд долл. и импорте в 240,45 млрд долл. (18-е место среди мировых экспортеров и импортеров)31. На июнь 2009 г. Тайбэй имел валютные резервы на сумму 317,56 млрд долл. (4-е место в мире)32. Несмотря на то, что мировой экономический кризис нанес значительный урон экономике Тайваня (прирост ВВП составил в 2008 г. лишь 0,73 % по сравнению с 2007 г., а в 2009 г. он вообще снизился на 2,53 %), в последние месяцы 2009 г. наметилось явное улучшение ситуации. По оценкам руководителя Бюро Тайваня по бюджету, бухгалтерскому учету и статистике Ши Сумэя, в 2010 г. прогнозируется рост ВВП на 4,39 %33.
Тайвань располагает значительными и хорошо оснащенными вооруженными силами, расходует немалые средства на обеспечение безопасности. Причем необходимость поддержания обороны на должном уровне Тайбэй оправдывает «постоянными угрозами» со стороны материка, наращиванием КНР
числа направленных против Тайваня оперативно-тактических ракет, способных накрыть всю территорию Тайваня (по заявлению президента Чэнь Шуйбяня в его новогоднем послании от
1 января 2008 г. количество тактических баллистических ракет, развернутых Китаем по свою сторону Тайваньского пролива, возросло с 200 в 2000 г. до 1328 на конец 2007 г.34). В заявлении от 4 марта 2008 г., Чэнь Шуйбянь подчеркнул, что в ответ на увеличение Пекином военных расходов Тайбэй повысит военный бюджет, выделив в 2008 г. на военные нужды 11,27 млрд долл., причем значительная часть из них пойдет на техниче-
35
скую модернизацию вооруженных сил .
16 марта 2009 г. Министерство обороны Тайваня опубликовало выпускаемый раз в 4 года обзор состояния тайваньских вооруженных сил (Quadrennial Defence Review), в соответствии с которым планируется — «в целях создания более эффективных и компактных сил» — сокращение вооруженных сил Тайваня с нынешних 275 тыс. человек до 215 тыс. в 2014 г. При этом тайваньские военные считают, что для поддержания обороноспособности Тайваня на должном уровне необходимо увеличить долю расходов на оборону с нынешних 2,2 % ВВП до 3 %. Во вступлении к обзору министр обороны Тайваня Чэнь Чаоминь подчеркнул, что реформирование вооруженных сил является гарантией против «безрассудных действий» со стороны материка и подводит солидную базу под переговоры между сторонами
пролива36.
Вооруженные силы Тайваня оснащены новейшими вооружениями — главным образом за счет закупок в США. 3 октября 2008 г. администрация Дж.Буша под занавес пребывания у власти объявила о решении продать Тайваню оружие дополнительно на сумму 6,5 млрд долл.37 Не оставляет Вашингтон попыток включить Тайвань в зону общих стратегических интересов в Восточной Азии США и Японии, присоединить его к создаваемой Вашингтоном тактической системе ПРО в Азиатско-Тихоокеанском регионе, разместив, в частности, на территории Тайваня противоракетные системы «Пэтриот» (РАС-3).
Вашингтон явно не приветствует чрезмерное сближение Пекина с Тайбэем. Однако США постарались сгладить замет-
ную озабоченность Тайбэя по поводу итогов визита в КНР президента Б. Обамы. 24 ноября 2009 г. руководитель Американского института на Тайване (неофициальное представительство США) Р.Бургхардт посетил Ма Инцзю и проинформировал его
об итогах визита, подчеркнув, что политика США в отношении Тайваня остается неизменной и что все заявления Б.Обамы относительно Тайваня, сделанные как публично, так и в закрытых беседах с китайскими руководителями, были выдержаны в русле этой политики. По словам Бургхардта, «Вашингтон неизменно подчеркивал и подчеркивает, что вопросы отношений через пролив должны решаться мирным путем и в соответствии с пожеланиями людей по обе стороны Тайваньского пролива»38.
В то же время США хотели бы избежать конфронтации с Китаем из-за Тайваня, особенно сейчас, когда мощь КНР существенно возросла. США заинтересованы в дальнейшем ослаблении напряженности в зоне Тайваньского пролива. Ядром американской позиции в тайваньском вопросе является сохранение статус-кво в течение как можно более длительного времени. Подчеркивая свою заинтересованность в «мирном урегулировании тайваньской проблемы самими китайцами»39, Соединенные Штаты не раз предупреждали тайваньские власти, что в случае попыток одностороннего провозглашения независимости Тайваня Тайбэю в противостоянии с материком придется рассчитывать только на собственные силы.
В этом контексте большой интерес представлял вопрос, как поведет себя администрация Б. Обамы в особенно чувствительном для КНР вопросе американских военных продаж Тайваню. Пекин настаивает на их прекращении, указывая, что этот шаг будет способствовать созданию более благоприятных условий для развития диалога между Пекином и Тайбэем и общему улучшению атмосферы в китайско-американских отношениях. В ходе состоявшегося 27—28 июля 2009 г. американо-китайского стратегического и экономического диалога глава китайской делегации, заместитель министра иностранных дел КНР Ван Гуанъя подчеркнул важность того, чтобы США «должным образом» вели себя в тайваньском вопросе и не повторяли «неверных решений» в деле военных продаж Тайваню, как в 2008 г.40
Американцы в свою очередь отмечали, что атмосфера улучшится в случае сокращения количества направленных против Тайваня китайских ракет, и ссылались на заявления Тайбэя, что ему будет трудно вести переговоры с Пекином о подписании мирного договора в условиях, когда против него направлены сотни оперативно-тактических ракет КНР.
Тем не менее, несмотря на предупреждения Пекина, администрация Б. Обамы без особых отлагательств приступила к продаже упомянутого выше пакета вооружений на сумму 6,5 млрд долл. 29 января 2010 г. американское Агентство по сотрудничеству в сфере военной безопасности (Defence Security Cooperation Agency) сообщило, что администрацией переданы на утверждение конгрессом следующие предназначенные для продажи Тайваню виды американского оружия: противоракетные комплексы «Пэтриот» (РАС-3), вертолеты UH-60M Black Hawk, ракеты «Гарпун» (ATM-84L, RTM-84L Harpoon Block II Telemetry missiles), многофункциональные центры управления боевыми операциями (multifunctional information distribution systems low volume terminals (MIDS/LVT-1), противоминные тральщики класса «Оспри»41. В то же время не были удовлетворены настойчивые просьбы Тайбэя о поставках модернизированных истребителей F-16 C/D и дизель-электрических подводных лодок.
Указанные решения вызвали резкие протесты со стороны Пекина. Заместитель министра иностранных дел КНР Хэ Яфэй пригласил посла США в КНР Дж.Хансмана и выразил ему решительный протест, потребовав «немедленно аннулировать ошибочное решение о продаже острову оружия». Хэ Яфэй также подчеркнул, что «объявленные США планы продажи оружия Тайваню непременно нанесут дальнейший ущерб китайско-американским отношениям, окажут серьезное негативное влияние на сотрудничество и связи в различных важных облас-
42
тях, приведут к нежелательным для двух стран последствиям»42. Китайская сторона объявила о намерении предпринять — в связи с действиями США — ряд серьезных ответных шагов со своей стороны: отменить все взаимные военные визиты, приостановить реализацию некоторых программ сотрудничества по
военной линии, отложить намеченные на ближайшее время консультации заместителей министров обороны двух стран по вопросам стратегической безопасности, контроля над вооружениями, принять санкции против тех американских компаний, которые участвовали в продаже оружия Тайваню. По словам Хэ Яфэя, решение США также скажется и на китайско-американском сотрудничестве по важным международным и региональным проблемам43.
В целом вряд ли стоит рассчитывать в обозримом будущем на быстрые сдвиги в решении главного для всех заинтересованных сторон вопроса о статусе Тайваня. Нынешний разворот в отношениях между Пекином и Тайбэем, явные выгоды, которые несет Тайваню расширение экономических и иных связей с КНР, пока не привели к существенным изменениям в настроениях тайваньского населения в пользу воссоединения с материковым Китаем. Не имея ничего против дальнейшего расширения экономических и иных связей с материком, большинство жителей Тайваня предпочитает сохранять нынешнее положение вещей, хорошо осознавая опасность попыток одностороннего изменения статус-кво в Тайваньском проливе (по данным многолетних опросов общественного мнения, за сохранение сложившейся к настоящему времени ситуации неизменно выступает примерно 70 % тайваньцев).
Что касается Пекина, то там, очевидно, исходят из того, что время работает на КНР. Взяв курс на углубление взаимодействия с США, расширение связей с Тайбэем, Пекин, скорее всего, постарается воздерживаться от каких-либо акций, которые могли бы осложнить обстановку в районе Тайваньского пролива. В целом же перспективы урегулирования зависят, очевидно, от того, будет ли укрепляться американо-китайское партнерство и дальше — и тогда аккомодация Пекина и Тайбэя станет вопросом времени. Либо же противоборство между США и КНР усилится, создавая дополнительные трудности для разрешения тайваньских вопросов. Ясно одно: последние действия США на тайваньском направлении никак не способствуют укреплению отношений и взаимопонимания между Вашингтоном и Пекином.
Примечания
1 www.gio.gov.tw/ct.asp?xItem=36958&ctNode=2462&mp=807.
2 Синьхуа. 19.10.2009.
3 Там же.
4 www.kmt.org.tw/hc.aspx?id=32&aid=2880.
5 www.gio.gov.tw 16.11.2008.
6 www.gio.gov.tw/public/Attachment/9981612195.pdf ; Чжунго шибао. 26.11.2009.
7 www.chinadaily.com.cn/china/2009-06/30/content_8339633.htm.
8 www.gio.gov.tw 12.10.2009.
9 Китайская Республика. Правительственное информационное бюро Китайской Республики. 2008. Август. С. 29.
10 Коммерсантъ. 31.08.2009.
11 Чжунго шибао. 04.08.2009; См. также: URL: www.taiwantoday.tw/ ct.asp?xItem=56689&CtNode=419.
12 www.dpp.orgtw/index_en/upload/news_letter/20090615175929_data_1.pdf.
13 www.gio.gov.tw, 12.10.2009.
14 www.dpp.org.tw; См. также: KMT News Network, 13.04.2009.
15 Чжунго шибао. 20.05.2009.
16 www.gio.gov.tw/public/Attachment/9981612195.pdf.
17 www.gio.gov.tw/ct.asp?xItem=63237&ctNode=2462&mp=807
18 Чжунго шибао. 12.05.2009.
19 www.taiwanheadlines.gov.tw/ct.asp?xItem=175643&CtNode=39.
20 www.taiwantoday.tw/ct.asp?xitem=79643&CtNode=414.
21 www.russian.news.cn/china/2010-03/17c_13214752.htm
22 www.taiwandocuments.org/tra.
23 Доклад генерального секретаря ЦК КПК Ху Цзиньтао на XVII съезде КПК. URL: www.russian.china.org.cn/china/archive/shiqida/2007-10/25/.
24 www.russian.xinhuanet.com/russian/2009-03/05/content_830310.htm.
25 Закон о противодействии расколу государства // People's Daily Online.
26 www.gio.gov.tw/taiwan-website/5-gp/glance/ch7.htm.
27 www.gio.gov.tw/ct.asp?xItem=63237&ctNode=2462&mp=807
28 Taiwan Economic News. 15.06.2009.
29 www.english.gov.cn/2008-11/09/content_1143449.htm.
30 www.beijing.usembassy-china.org.cn/111709.html.
31 www.gio.gov.tw/taiwan-website/5-gp/glance/ch7.htm
32 Там же.
33 www.taiwantoday.tw/ct.asp?xItem=81416&CtNode=413.
34 Taiwan Journal. 04.01.2008.
35 www.lenta.ru/news/2008/03/05/taiwan/.
36 www.realclearpolitics.com/articles/2009/05/31/taiwan_shows_the_will_to _defend_itself_96754.htm l.
37 Taiwan Journal. 10.09.2008.
38 www.taiwantoday.tw/ct.asp?xItem=80666&CtNode=413.
39 Шанхайское коммюнике от 28 февраля 1972 г. Закон (США) об отношениях с Тайванем от 10 апреля 1979 г.
40 www.boston.com/news/nation/washington/articles/2009/07/29/us_china_ talks_more_about_future_than_the_present.
41 www.dsca.mil.
42 www.russian.news.cn/china/2010-01/31/c_13157530.htm.
43 www.russian.news.cn/china/2010-01/31/c_13157530.htm;www.russian.ne ws.cn/china/2010-01/30/c_13157337.htm.