Научная статья на тему 'Военно-политическая стратегия НАТО в Азербайджане'

Военно-политическая стратегия НАТО в Азербайджане Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
195
36
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Александров М.

«Россия и Кавказ: История и современность», Владикавказ, 2005 г., с. 26-33.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-политическая стратегия НАТО в Азербайджане»

М. Александров,

публицист

ВОЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ СТРАТЕГИЯ НАТО В АЗЕРБАЙДЖАНЕ

Поддержка Западом антиалиевской оппозиции в Азербайджане во время президентских выборов в октябре 2003 г. ив последующий период сопровождалась возрастающим давлением на власти этой страны, чтобы получить согласие на развертывание там американских военных баз. Уже в ноябре 2003 г. заместитель командующего войсками США в Европе генерал Ч. Уолд в интервью заявил о том, что Азербайджан числится в списке стран, в которых могут быть созданы базы США. А в начале декабря 2003 г. в Баку наведался министр обороны США Д. Рамсфельд. На брифинге для журналистов после переговоров с Ильхамом Алиевым он сообщил, что в ходе встречи были рассмотрены вопросы двустороннего военного сотрудничества и, в частности, проблемы «усиления контроля на морских границах Каспия». Цель этих консультаций - оказание содействия Азербайджану в повышении его способности пресекать незаконную транспортировку оружия массового поражения, обычных вооружений, а также наркотиков. Кроме того, на встрече шла речь о сотрудничестве военно-морских сил двух стран с целью противодействия угрозе терактов против энергетических объектов и инфраструктуры на море.

Отвечая на вопрос, намерен ли Вашингтон разместить свои базы в Азербайджане, шеф Пентагона сказал, что «если в Азербайджан и будут направлены американские солдаты, их будет немного. Новая концепция глобального военного присутствия США предполагает создание небольших мобильных групп вместо размещения больших группировок войск в статическом состоянии». Таким образом, Рамсфельд фактически подтвердил желание США создать военное присутствие в Азербайджане. Министр обороны Азербайджана Сафар Абиев, также участвовавший в пресс-конференции, пояснил, что на переговорах были затронуты вопросы региональной безопасности, обеспечения безопасности нефтепроводов и борьбы с терроризмом. На вопрос, будут ли размещаться в Азербайджане американские базы, Абиев сказал, что решение подобных вопросов - не уровень министра обороны. В то же время он добавил, что в будущем правительство Азербайджана,

возможно, рассмотрит подобные вопросы, но каким будет результат, сказать трудно. Таким образом, позиция Абиева по вопросу о базах выглядела достаточно двусмысленной.

Это вызвало немедленную реакцию российского посольства в Баку. Представитель посольства заявил, что охрана морских границ на Каспии является прерогативой самих прибрежных государств, «которые в услугах третьих стран не нуждаются». А через два дня последовало заявление посла России в Азербайджане Николая Рябова. Созвав пресс-конференцию, он отметил, что нет необходимости в том, чтобы трубопроводы охраняли иностранные войска, сославшись на позицию экс-президента Азербайджана Гейдара Алиева о том, что у азербайджанской стороны достаточно своих возможностей для такой охраны. Коснувшись проблемы военных баз, российский посол заявил, что есть «безответственные политики» и политологи, которые считают, что, «затянув сюда американскую или другую иностранную военную базу, Азербайджан обретет огромный глоток счастья». «Это линия, которая направлена на ущерб, на вред Азербайджану», - заявил он. Рябов подчеркнул, что «никакая иностранная военная база проблему Нагорного Карабаха не решит. Наоборот, появление такой базы «отодвинет, и очень серьезно, решение данной проблемы». Кроме того, появление иностранной базы не улучшит отношения Азербайджана с его соседями, и, прежде всего, с Ираном и Россией. Таким образом, посол явно намекал на то, что развертывание баз НАТО в Азербайджане всерьез антагонизирует Россию, и она может пересмотреть свое отношение к данному вопросу. В частности, у России могут отпасть стимулы признавать территориальную целостность Азербайджана в границах бывшей Азербайджанской ССР.

Примечательно, что каких-либо комментариев в поддержку американских баз со стороны президента Азербайджана сделано не было. Напротив, в день приезда Рамсфельда заведующий отделом внешних связей администрации президента Азербайджана Новруз Мамедов выступил с опровержением информации о готовности Баку дать согласие на размещение баз США на своей территории. Мамедов сообщил журналистам, что оборонное сотрудничество между двумя странами предопределено совместной борьбой с международным терроризмом, участием в миротворческих миссиях в различных регионах мира и мероприятиях в рамках НАТО. А 19 декабря 2003 г. Мамедов выступил еще с одним заяв-

лением по данному вопросу: «Подобное размещение не планируется, и переговоры на этот счет не ведутся», - подчеркнул он. Чуть позже, в ходе визита Ильхама Алиева в Москву в феврале 2004 г. Россия и Азербайджан подписали совместную Московскую декларацию. Одно из ее положений непосредственно касалось иностранного военного присутствия на территории Азербайджана. В декларации указывалось, что стороны не будут участвовать в каких-либо действиях или мероприятиях военного, экономического и финансового характера, направленных против другой стороны, и не будут допускать, чтобы их территория использовалась в целях агрессии или иных насильственных действий против другой стороны. Фактически это означало, что Россия берет на себя обязательство не использовать свои военные базы в Армении против Азербайджана в случае перехода нагорно-карабахского конфликта в военную стадию, а Азербайджан брал на себя обязательства не размещать на своей территории военные базы США или НАТО. Хотя понятно, что формулировка декларации по этому вопросу достаточно общая, да и сама декларация - не международный договор, обязательный для исполнения. В конце концов Баку всегда может сказать, что не рассматривает вступление в НАТО и размещение американских баз на своей территории как угрозу России.

Между тем, контакты Азербайджана с США и НАТО за последние три года заметно активизировались. Причина этого видится прежде всего в том, что при помощи таких контактов Азербайджан надеется повысить уровень военной подготовки и техническую оснащенность своих вооруженных сил. Дело в том, что после обретения независимости Азербайджан сильно испортил отношения с Москвой. Это отрезало его от поставок российских вооружений и военной техники, а также от базы подготовки квалифицированных военных кадров. Как вскоре оказалось, создание дееспособной национальной армии - вещь довольно дорогая, и без внешней помощи Азербайджан оказался в сложном положении. Расчеты на помощь Запада не оправдались. В итоге единственным источником военной помощи для Азербайджана стала Турция, которая имела достаточно ограниченные финансовые и технические возможности. Это положение было изменено лишь под воздействием террористических актов в США 11 сентября 2001 г. Тогда США оказались заинтересованы в получении азербайджанских воздушных коридоров для американских ВВС, участвующих в

операции в Афганистане. Ну и, естественно, стоящее за кланом Бушей нефтяное лобби использовало сложившуюся ситуацию, чтобы устранить оппозицию военному сотрудничеству с Азербайджаном. С тех пор США регулярно предоставляют Азербайджану небольшую военную помощь. В 2004 г. в рамках двух программ США выделили Азербайджану 3,4 млн. долл. такой помощи. В рамках программы «Зарубежное военное финансирование» Азербайджан получил 2,5 млн. долл. Данная программа предоставляет странам СНГ гранты и займы для закупок американского военного оборудования, включая вооружения, а также для оборонных услуг и профессионального военного обучения. Помощь предназначена для поддержки усилий этих стран в борьбе с терроризмом и создания «институтов, препятствующих возникновению терроризма». Баку также получил от американского правительства 900 тыс. долл. в рамках другой программы - «Международное военное обучение и подготовка». Эти средства предназначаются на оплату учебы и стажировку представителей зарубежных вооруженных сил, главным образом, в военных вузах и академиях США.

Недавно к оказанию военной помощи Азербайджану подключились англичане. 12 августа 2005 г. министр обороны Азербайджана Сафар Абиев и посол Великобритании Лори Бристоу подписали Меморандум о взаимопонимании в области обороны между военными ведомствами двух государств. О его содержании не сообщалось, но обычно такие документы определяют принципы и направления двустороннего военного сотрудничества.

Помимо получения от стран НАТО военной помощи Азербайджан участвует в программе НАТО «Партнерство во имя мира» и проводит на своей территории мероприятия в рамках этой программы. Например, в июне 2005 г. в Баку прошло ежегодное заседание Научного совета НАТО, а в августе состоялся семинар по военной терминологии для штабных офицеров. Руководители Азербайджана проводят регулярные встречи с представителями военного и политического руководства НАТО. В мае 2005 г. Ильхам Алиев представил генсеку НАТО план индивидуального партнерства между Азербайджаном и НАТО. Правда, о ходе рассмотрения этого документа в штаб-квартире альянса пока ничего не известно. Вместе с тем, сотрудничество Азербайджана с НАТО идет противоречиво и сопровождается различными скандалами.

Причиной тому является то, что Азербайджан пытается использовать это сотрудничество для усиления давления на Армению в нагорно-карабахском вопросе. Так, азербайджанские военные отказались принять участие в таком серьезном мероприятии НАТО, как учения «Cooperative Best Effort 2003», поскольку они проходили в Армении. Это произошло несмотря на то, что они получили официальное приглашение об участии. А намеченные на 13 сентября этого года в Азербайджане учения НАТО «Cooperative Best Effort 2004» были вообще сорваны по вине азербайджанской стороны. Руководство альянса было вынуждено отменить учения, так как Азербайджан отказался выдать визы армянским военнослужащим, которые должны были принимать участие в этих учениях. Такая же судьба может ожидать и другое мероприятие альянса -семинар Парламентской ассамблеи НАТО, намеченный в Баку на конец ноября этого года. Организация «Освобождение Карабаха» уже направила послание генсеку НАТО с требованием не отправлять армянских депутатов на семинар. А 19 февраля 2005 г. на военных курсах НАТО в Будапеште произошел вообще из ряда вон выходящий случай, когда азербайджанский военнослужащий зарубил топором армянского офицера. Это событие изрядно подорвало репутацию Азербайджана в глазах натовского руководства.

Похоже, что и в самом Азербайджане в последнее время стали понимать бесперспективность сотрудничества с НАТО для решения азербайджанских проблем. В частности, все попытки использовать альянс для продвижения в карабахском урегулировании не дали позитивного результата. Какой-то другой заметной пользы от сотрудничества с НАТО Азербайджан также не получил. Как справедливо заметил на заседании азербайджанского парламента 8 сентября 2005 г. спикер Муртуз Алескеров, НАТО никогда не решит карабахский вопрос, и альянс просто старается создать здесь базу. «Необходимо вести переговоры с руководством НАТО, но не считаю целесообразным в настоящее время проведение здесь военных учений», - подчеркнул он. Впрочем, само НАТО не делает из этого большого секрета. «У НАТО нет ни желания, ни амбиций заниматься вопросом урегулирования нагорно-карабахского конфликта», - заявил в ходе пресс-конференции в Ереване 5 ноября сего года генсек НАТО Схеффер, посетивший Армению в ходе своего регионального визита в Закавказье.

Тем не менее в военном сотрудничестве Азербайджана со странами НАТО имеются элементы, на которые следует обратить внимание. Это - совместные американо-азербайджанские военные учения на Каспии. Такие учения состоялись в августе 2003 г. и в январе 2004 г. и вызвали законную озабоченность России и Ирана. И хотя эти учения проходили вне рамок каких-либо натовских программ, они, в сочетании с частыми визитами натовских эмиссаров в Баку, породили разговоры и предположения о намерении Азербайджана разместить на своей территории базы США и вступить в НАТО. Особенно усердствовала в распространении этих слухов азербайджанская пресса. Это вынуждало азербайджанских официальных лиц выступать с опровержениями и разъяснять политику Азербайджана в отношении НАТО. Впрочем, надо признать, что эти разъяснения так до конца и не прояснили намерений Баку в отношении НАТО.

Наиболее развернутые заявления на эту тему прозвучали из уст министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедъ-ярова. Так, во время своего визита в Москву 20 августа 2004 г. он заявил: «Мне всегда задают вопрос, хочет ли Азербайджан вступить в НАТО. Этот вопрос надо адресовать странам - членам НАТО». Отвечая на вопрос о возможности создания военных баз НАТО в Азербайджане, Мамедъяров сказал: «Если кто-то думает, что базы рождаются в течение ночи, то это наивно». При этом министр напомнил о сложности согласования вопросов размещения военных баз и, в частности, решения парламентов. А 6 сентября 2004 г. Мамедъяров, комментируя возможность развертывания в Азербайджане мобильных сил США, заявил: «Теоретически можно говорить о любых возможностях, но такой вопрос сегодня в практической плоскости не рассматривается. С другой стороны, Азербайджан является активным участником партнерства с НАТО, развивает военное сотрудничество с США и другими членами северо-атлантического альянса и участвует в операциях многонациональных сил в трех кризисных зонах... В целом, Азербайджан выступает против разделения Южного Кавказа между различными военно-политическими блоками на зоны влияния».

Анализируя эти заявления, нельзя не видеть в них некоторую намеренную нечеткость. То есть они не дают ясного ответа на вопрос, стремится ли Азербайджан к вступлению в НАТО или нет. Намерен ли он дать согласие на размещение на своей территории

американских или натовских военных баз или нет. С одной стороны, теоретически, при определенных условиях это возможно, но в данных обстоятельствах и в настоящее время, вроде бы, нет. При этом надо учитывать, что в прошлом азербайджанские руководители изредка делали заявления о желательности вступления в НАТО. Правда, озвучивали эти намерения политики и чиновники довольно низкого ранга, что создавало возможность высшим руководителям страны в любой момент дезавуировать эти заявления.

Таким образом, можно констатировать, что Азербайджан пока не хочет брать на себя четких обязательств в этом вопросе. То есть ведется игра, сознательно формирующая двусмысленность относительно намерений Азербайджана и позволяющая Баку лавировать между Россией и НАТО. В этом просматривается стремление Азербайджана получить дивиденды от сотрудничества и с Москвой, и с Западом, не антагонизируя ни того, ни другого.

«Россия и Кавказ: История и современность», Владикавказ, 2005 г., с. 26-33.

Валерий Калабугин,

журналист

КАЗАХСТАН: СИТУАЦИЯ ПОСЛЕ ВЫБОРОВ

Выборы президента в Казахстане в конце 2005 г. были нескучными, хотя в победе действующего лидера сомнений не было. Интрига заключалась в том, сможет ли режим противостоять «цветным» переворотам? 91% голосов в пользу посткоммунистического патриарха и видимая слабость оппозиции расставили все по местам. Действо «конкурентные выборы» завершено, впереди новая задача - войти в число пятидесяти «конкурентоспособных» стран.

Но на радужном предвыборном плакате было пятно. В ноябре 2005 г., как официально сообщалось, покончил с собой З. Нур-кадилов, представитель правящего «южного» клана, бывший мэр Алма-Аты. Способ самоубийства редкий - два выстрела в сердце и контрольный в голову. Нуркадилов - оппозиционер и, по слухам, держатель некоего компромата на ближайшее окружение президента. Версия самоубийства вызвала недоумение, но «точкой кипения» не стала. 13 февраля история повторилась: А. Сарсенбаев,

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.