Научная статья на тему 'Сотрудничество Азербайджана с США и НАТО в 90-е гг.: Проблема налаживания партнерских отношений'

Сотрудничество Азербайджана с США и НАТО в 90-е гг.: Проблема налаживания партнерских отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
166
45
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Сотрудничество Азербайджана с США и НАТО в 90-е гг.: Проблема налаживания партнерских отношений»

© 2007 г. Е.А. Гребенников

СОТРУДНИЧЕСТВО АЗЕРБАЙДЖАНА С США И НАТО В 90-е гг.: ПРОБЛЕМА НАЛАЖИВАНИЯ ПАРТНЕРСКИХ ОТНОШЕНИЙ

В декабре 1991 г. США признали независимость Азербайджанской Республики, а два месяца спустя, в феврале 1992 г., между ними установлены дипломатические отношения на уровне посольств. В первое время сотрудничество Баку и Вашингтона преимущественно ограничивалось вопросами нефтедобычи. В связи с этим динамика развития межгосударственных отношений во многом определялась контрактами между американскими компаниями и их азербайджанским партнером - Государственной нефтяной компанией Азербайджанской Республики (ГНКАР).

20 сентября 1994 г. между Азербайджаном и консорциумом иностранных фирм был подписан Контракт по разработке самых крупных азербайджанских морских месторождений - «Азери», «Чираг» и «Гюнешли». Ведущую роль в ведении переговоров и заключении этого контракта играли американские нефтяные компании. В нем предусматривалось, что работа на этих месторождениях, включая разведку и разработку данных территорий, будет вестись в течение 30 лет, будет добыто 511 млн т нефти, из которых 258 млн будут принадлежать Азербайджану [1, с. 47].

Доля компании - США («Амоко», «Пеннзойл», «Эксон», «Юнокал»), по контракту, составляет около 35 - 40 %, это сразу же поставило американских инвесторов на ведущие позиции в нефтедобыче на азербайджанском шельфе и дало им возможность определять стратегию деятельности как первого консорциума, так и в целом западных нефтяных компаний в Азербайджане.

Вслед за перечисленными крупными компаниями на азербайджанский нефтяной рынок пришли такие гиганты, как «Мобил» и «Шеврон». К ним присоединились «Арко», «Конокко», «Оксидентэл петролеум», «Тексако», «Фронтера», «Юнион Тексас Петролеум». В 14 из 19 контрактов, заключенных Азербайджаном с иностранными нефтяными компаниями, к 1 июля 1999 г. принимали участие компании США.

Динамично действовали и американские фирмы, выполняющие подрядные и субподрядные работы для нефтяных консорциумов. Основными областями их деятельности являются проектный менеджмент и инжиниринг, изготовление и монтаж бурового, электро- и телекоммуникационного оборудования, газовых компрессоров, оборудования для добычи нефти, компьютерное программное обеспечение, услуги по перевозке грузов. Наиболее крупные контракты (свыше 5 млн дол.) получили компании «Браун Рут» - инжиниринг и материальное обеспечение первого проекта, «Мак Дермот» -ремонт модулей «Чираг-1» и крановой баржи, «Мак Коннел Доммэл» - установка морского наливного оборудования, «Петрофэк» - инженерно-строительные работы, «Петро Эльянс» - услуги по электрокаротажу [2, с. 247].

Часть контрактов подразумевает, что американские компании должны выступать в роли оператора, или «контролера» сделки. В результате именно от них зависит «скорость» освоения энергоресурсов, сроки появления каспийской нефти на мировых рынках.

Уже на данном этапе следовало решить вопросы о перекачке так называемой «ранней» нефти и о транспортировке «большой». Руководством страны изначально планировалось довести нефтедобычу до 35 млн т в 2005 г. и 60 - 2010 г. Правда, реальность этих прогнозов неоднократно бралась под сомнение специалистами [3, с. 109].

На тот момент единственным путем транспортировки азербайджанской нефти являлся существующий нефтепровод Баку - Новороссийск. Во время военных действий в Чечне он неоднократно блокировался чеченцами, создавая серьезные перебои в перекачке каспийской нефти и доставке ее на соответствующие потребительские рынки.

В этих условиях Азербайджан был вынужден искать выход из сложившейся ситуации. В результате при активной поддержке Турции и США стали разрабатываться проектные работы по прокладке основного экспортного трубопровода (ОЭТ) для транспортировки «большой» нефти из Азербайджана через Грузию и Турцию в турецкий порт на Средиземном море Джейхан. Таким образом, предполагалось также решить проблему зависимости Азербайджана от российского трубопровода при транспортировке нефти. В целом, геополитическая стратегия США в Закавказье и Центральной Азии после распада Советского Союза основывалась на ослаблении и вытеснении России из региона. Политический контекст данного проекта также включал в себя тот факт, что стоимость трубопровода в порт Джейхан была достаточно высока и для обеспечения рентабельного его использования требовалось прокачивать через ОЭТ около 50 - 60 млн т нефти в год. Однако, согласно оценкам многих западных специалистов, поставлять столько нефти на экспорт Азербайджан будет не в состоянии, и придется компенсировать недостаток за счет «закаспийской» нефти (в основном из Казахстана).

Одним из важнейших этапов в развитии азербайджано-американского политического и экономического партнерства стал первый официальный визит в США президента Азербайджана Г. Алиева (август -сентябрь 1997 г.). Следует отметить, что Г. Алиева встречали президент США Б. Клинтон и весомые фигуры американского политического истеблишмента из предыдущих администраций: госсекретарь США А. Хейг, советник президента по национальной безопасности З. Бжезинский и др. [4, с. 370]. Газета «Вашингтон пост» в 1997 г. отмечала, что экс-помощники президента США Бжезинский и Скоукрофт, экс-руководитель аппарата Белого дома Сунуну, госсекретарь Бей-

кер, министр финансов Бентсен принадлежат к числу лоббистов каспийских проектов [4]. В ходе визита был затронут очень важный для Азербайджана вопрос о «поправке 907» к Закону о поддержке свободы. Согласно этой поправке, правительству США запрещалось оказывать прямую государственную помощь Азербайджану как стране, осуществляющей блокаду Армении и Нагорного Карабаха и не пропускающей туда гуманитарную помощь. Ряд исследователей полагает, что принятие и нежелание долгое время пересматривать данную поправку - итог деятельности довольно влиятельного армянского лобби Конгресса США. Знаменателен и тот факт, что в октябре 2000 г. комитетом по международным делам палаты представителей конгресса США была принята резолюция № 596, признающая геноцид армян в Османской Турции в 1915 г. [6]. 7 ноября сенатом Франции, а 18 января 2001 г. -ее национальной ассамблеей был принята такая же резолюция. 25 октября 2002 г. Сенат США все же принял решение о фактической отмене 907-й поправки к «Акту о защите свободы». Теперь «президент США Дж. Буш может принимать решения о выделении американской помощи Азербайджану, если это необходимо - для поддержки контртеррористических усилий США, поддержки готовности ВС США или партнеров по коалиции в борьбе с терроризмом, защиты границ Азербайджана. В решении Сената отмечается, что американская помощь Азербайджану не может быть использована для проведения им наступательных действий против Армении и не должна препятствовать процессу мирного урегулирования карабахского конфликта» [6].

Проводимая линия азербайджанского руководства на укрепление связей с Турцией и НАТО делают Азербайджан весьма удобным для США опорным пунктом для закрепления американского присутствия и ослабления российского в этом районе мира. З. Бжезинский по этому поводу пишет: «Несмотря на ограниченные территориальные масштабы и незначительное по численности население, Азербайджан с его огромными энергетическими ресурсами также в геополитическом плане имеет ключевое значение. Это пробка в сосуде, содержащем богатства бассейна Каспийского моря и Средней Азии. Независимость государств Средней Азии можно рассматривать как практически бессмысленное понятие, если Азербайджан будет полностью подчинен московскому контролю. Собственные и весьма значительные нефтяные ресурсы Азербайджана могут также быть подчинены контролю России, если независимость этой страны окажется аннулированной. Независимый Азербайджан, соединенный с рынками Запада нефтепроводами, которые не проходят через контролируемую Россией территорию, также становится крупной магистралью для доступа передовых и энергопотребляющих экономик к энергетически богатым республикам Средней Азии» [7, с. 62].

Достаточно большое значение в Азербайджане придают обсуждению в конгрессе США проекта о возрождении так называемого Великого Шелкового пути. В стране активно пропагандируют идею о том, что осу-

ществление планов создания железнодорожных, шоссейных и энергетических магистралей между Европой и Азией (через Турцию, Грузию и Азербайджан) является одним из приоритетных компонентов дальнейшего развития экономики и укрепления независимости республики, «находящейся в центре исторического Шелкового пути». Инициатива в этом вопросе со стороны американских законодателей и ее одобрение президентом Клинтоном были восприняты в Баку как выражение Вашингтоном поддержки азербайджанских усилий по развитию транскавказского транспортного коридора. Такое положение дел привело к тому, что азербайджанское руководство к весне 1998 г. явно отошло от концепции «равноудаленности», которую ранее Азербайджан провозглашал как основу своей внешней политики. Страна недвусмысленно заявила о стратегическом партнерстве с США.

В 1998 г. финансовый кризис, крах ряда крупнейших российских банков, негативно отразившийся на многих странах СНГ, сыграли на руку Вашингтону, который стал усиливать свое присутствие в Азербайджане и Закавказье. Выражалось это прежде всего в военно-политической сфере. В Баку с визитами стали приезжать американские военные. В частности, в 2001 г. в Баку приезжал Д. Рамсфельд, где он встречался с министром обороны Азербайджана Сафаром Абие-вым [8]. Главный упор был сделан на укрепление сотрудничества Баку с Северо-Атлантическим блоком.

Выступая на юбилейной сессии Северо-Атлантического блока, Г. Алиев назвал его «важнейшим инструментом общеевропейской безопасности», заявил, что одобряет и приветствует новую стратегическую концепцию НАТО. При этом было сказано, что за прошедшие 50 лет альянс приобрел большие заслуги перед человечеством и внес неоценимый вклад в обеспечение мира, спокойствия, стабильности в Европе и во всем мире. По мнению Г. Алиева, основой для сотрудничества Азербайджана с блоком являлась «общность национальных целей и идеалов» [2, с. 254].

Следует отметить, что заинтересованность Баку в налаживании тесных контактов с Альянсом объясняется рядом существенных факторов, главным из которых является желание Азербайджана привлечь страны НАТО, преимущественно США, к участию в решении нагорно-карабахского конфликта. Во многом этому способствовало неоднозначная позиция Москвы. Г. Алиев неоднократно выказывал свою озабоченность тем, что Россия не использует в достаточной степени ресурсы, которыми располагает, для его урегулирования.

Что касается других немаловажных факторов, то это прежде всего возможность для Азербайджана отойти от односторонней зависимости от советских типов вооружения, которые поставлялись уже из России после распада Советского Союза. Такая диверсификация источников снабжения оружия также рассматривается некоторыми политическими деятелями в Азербайджане в качестве положительной тенденции, под которой подразумевается ослабление влияния России на республику и Закавказье в целом.

В мае 1994 г. в штаб-квартире НАТО в Брюсселе Г. Алиевым был подписан рамочный документ «Партнерство во имя мира» [9]. 23 апреля 1996 г. президент вручил в штаб-квартире НАТО в Брюсселе презентационный документ, подтверждающий намерения о сотрудничестве Азербайджана с Северо-Атлантическим союзом в рамках программы «Партнерство во имя мира» (ПРМ).

В общеполитической преамбуле этого документа Баку дает высокую оценку роли НАТО в сохранении мира и стабильности в Европе за последнее десятилетие, подтверждает свое намерение интегрироваться со временем в европейские и трансатлантические институты. В программе достаточно четко излагаются приоритеты натовско-азербайджанского партнерства. К первоочередным задачам отнесены:

- обеспечение полетов натовских ВВС в воздушном пространстве Азербайджана и наземного обслуживания самолетов. Соответствующим образом будет адаптирована национальная система управления воздушным движением и аэродромных служб;

- установление системы демократического контроля над вооруженными силами, аналогичной натовской;

- достижение максимальной совместимости азербайджанских вооруженных сил и гражданской обороны с принятыми в альянсе стандартами. Сделать это предполагалось за счет активного участия во втором цикле процесса планирования и мониторинга ПРМ [2, с. 286].

В рамках этой программы, начиная с 1996 г., проводятся регулярные встречи военных представителей разных уровней, а также учения и мероприятия непосредственно с участием вооруженных сил Альянса и Азербайджана.

Качественно новым этапом для Азербайджана стало присоединение страны к процессу планирования и анализа НАТО (РАЯР). Дело в том, что документ ПРМ в сущности являлся рамочными, а подключение к процессу планирования и анализа предоставило Вооруженным силам Азербайджана возможность участия, в соответствии со стандартами НАТО, в миротворческих акциях.

В настоящее время сотрудничество Азербайджана и НАТО охватывает не малое количество сфер. К ним можно отнести области политики, экономики, безопасности, военную, науки, общественную дипломатию. На данном этапе Азербайджан продолжает тесное сотрудничество с НАТО согласно Плану действий по индивидуальному партнерству (1РАР). Данный документ предоставляет ему поле для дальнейшего углубления отношений с НАТО. В первой части указанного документа содержатся преимущественно политические вопросы, а во второй - комплекс мер по осуществлению реформ в сфере обороны. В частности, это подразумевает достижение единых норм и стандартов в вооружении. Об этом вкратце уже упоминалось выше.

Однако следует отметить, что конкретных сроков по проведению программы на данный момент не установлено. Реформы являются основой плана и в его

рамках осуществляются. В связи с этим периодически проходят встречи и консультации между представителями НАТО и Азербайджана, в ходе которых и дается оценка процессу выполнения IPAP.

На самом деле вопрос стандартов НАТО далеко выходит за пределы только вооружения, и в Баку это осознают. Ведь если проводятся, к примеру, миротворческая операция или другие меры по стабилизации ситуации, появляется необходимость координации совместных действий вооруженных сил разных стран. Поэтому успех здесь напрямую зависит от соответствия друг другу их вооружения, командной системы и других сфер. Это военная сторона стандартов. В рамках НАТО существуют договоры «stanag». Полное их название - «Standardizаtion agreement».

Военная акция НАТО на Балканах, вашингтонский саммит Северо-Атлантического альянса (апрель 1999 г.) поставили перед постсоветскими странами проблему их места в меняющейся мировой расстановке сил. Визит Г. Алиева в Вашингтон подтвердил приоритетность для Азербайджана западной составляющей его внешней политики. Стремясь продемонстрировать НАТО свою лояльность, азербайджанское руководство выразило однозначную поддержку его действиям в Косово, несмотря на понимание двусмысленности и шаткости своей позиции с учетом карабахской проблемы. Находясь в Вашингтоне, Г. Алиев назвал вооруженные акции НАТО против Югославии «целесообразными». По его словам, если НАТО «пошло этим путем, то оно должно этим же путем» завершить решение косовской проблемы [10, с. 84-92].

Действительно такое отношение руководства Азербайджана к косовским событиям и акции НАТО на Балканах в целом порождает немало вопросов. Г. Алиев не раз высказывался против сепаратизма и не только в плане карабахских событий, он отрицательно оценивал сепаратизм в Чечне.

Данный факт в очередной раз подчеркивает, что Азербайджан намерен и в дальнейшем достаточно стремительно развивать отношения с НАТО и США.

С приходом к власти Ильхама Алиева продолжается проводиться курс, провозглашенный Г.А. Алиевым, на интеграцию Азербайджана в международные, прежде всего, европейские и евроатлантические структуры. Азербайджанская республика выступает за расширение многопланового сотрудничества с НАТО и в перспективе рассчитывает стать членом этой организации, рассматривая ее как основу евроатлантической системы безопасности. Достаточно серьезные надежды возлагаются на участие Альянса в обеспечении безопасности региональных энергетических проектов, в частности строительства нефтепровода Баку - Тбилиси -Джейхан.

Как правило, азербайджанская сторона целенаправленно подходит к участию во всех мероприятиях, проводимых в рамках программы «Партнерство ради мира», Совета евроатлантического партнерства и Парламентской ассамблеи НАТО, каждый раз демонстрируя важность и приоритетность подобного сотрудничества для страны.

Литература

Гусейнов В.А. Каспийская нефть. Экономика и геополитика. М., 2002.

Чернявский С.И. Новый путь Азербайджана. М., 2002.

Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. М., 2003. Тогрул Джуварлы. Азербайджанская нефть: поиски равнодействующей // http://www.sakharov-center.ru /azrusZaz_014.htm

Язькова А.А. Страны Кавказа в международной политике // http://ieras.ru/iournal/iouinal2.2001/10.htm

10.

Хроника // http://www.zatulin.ru/institute/sbornik/039/04. shtml

Бжезинский З. Великая шахматная доска. М., 1999. Пресс-конференция министров обороны США и Азербайджана // http://zatulin.ru/institute/sbornik/043/04. shtml

Signatures of Partnership for Peace Framework Document // http://www. nato. int/pfp/sig-cntr. htm Чернявский С.И. Балканский отсвет в Закавказье // Международная жизнь. 1999. № 7.

Кубанский государственный университет

12 июля 2007 г

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.