довольства, которая легко могла обернуться против всех мусульман. «Астемиров сказал, что наши дети до последней секунды жизни были верны своему амиру, а сам предал их, спасая свою шкуру», - считают матери погибших в Нальчике боевиков.
Руководители республики приложили огромные усилия не только для того, чтобы обеспечить нормальную жизнь мусульманским общинам и не допустить вовлечения религии в деятельность политизированных объединений, особенно экстремистских, но и чтобы убедить общественное мнение в том, что сделают для этого все от них зависящее. Вскоре после вступления в должность президент КБР А.Каноков предложил расширить в ДУМ республики представительство большинства сообществ мусульман, а не только тех, кто удобен правящей элите. Полномочный представитель Президента Российской Федерации в Южном федеральном округе Д.Козак публично предостерег от опасности отождествлять исламские объединения с прикрывающимися исламской риторикой тер-рористтическими группировками. События в КБР, ситуация в Чечне и Дагестане свидетельствуют, что конфессиональную сферу необходимо предельно деполитизировать, но вместе с тем в деятельности авторитетных институтов гражданского общества нельзя не учитывать политическую позицию верующих граждан.
«Центральная Азия и Кавказ», Лулео (Швеция),
2006 г., № 2, с. 170-180.
Ариф Юнусов, кандидат исторических наук АЗЕРБАЙДЖАН МЕЖДУ АМЕРИКОЙ И ИРАНОМ
Кризисная ситуация вокруг ядерной программы Ирана привлекла внимание к непосредственному соседу этой страны - Азербайджану, с которым Иран связан своим многочисленным азербайджанским меньшинством и длительными непростыми отношениями. Некогда нынешние Азербайджан и Иран входили в единое государство, и на протяжении столетий Тегеран считал азербайджанские земли своими. Однако, согласно российско-персидскому Туркманчайскому миру 1828 г., Северный Азербайджан, занимав-44
ший примерно треть всех азербайджанских территорий, отошел под юрисдикцию Санкт-Петербурга.
История расколотого народа развивалась с тех пор по двум направлениям. Южные азербайджанцы по-прежнему принадлежали к исламской и - шире - восточной цивилизации, северные же стали приобщаться к российской, а через нее - к европейской культуре. Именно на севере страны пробудилось национальное самосознание азербайджанского этноса, возникли политические партии. После распада Российской империи в 1918 г. местная элита объявила о создании Азербайджанской Демократической Республики -первой на мусульманском Востоке. Иран отказался признать независимое государство, а весной 1920 г. Россия, теперь уже Советская, восстановила здесь свою власть, воспользовавшись таким поводом, как кровавый конфликт между Баку и Ереваном из-за Нагорного Карабаха. Двадцать три месяца независимого существования не прошли для нации бесследно, в ее памяти осталась и та негативная роль, которую Россия, Армения и Иран сыграли в судьбе молодой демократической республики. В самом, начале Великой Отечественной войны СССР ввел войска в Иран и в течение всех военных лет контролировал Южный Азербайджан. Москва всерьез рассчитывала присоединить оккупированную территорию и в декабре 1945 г. способствовала созданию там республики под руководством Сеида Джафара Пишевари, в правительство которого вошли немало выходцев из Советского Азербайджана. Фактически готовилось объединение под эгидой СССР. Однако после ухода Советской армии власти Ирана разгромили республику. Шанс восстановить целостность народа был упущен. Еще с конца 1980-х в Северном Азербайджане стали все чаще раздаваться призывы к объединению азербайджанских земель. 31 декабря 1989 г. тысячи людей, воодушевленные первой за долгие десятилетия возможностью братания с соплеменниками, пересекли реку Аракс, минуя заграждения на советско-иранской границе. Ныне эта дата официально отмечается как День солидарности азербайджанцев всего мира.
Распад СССР и появление в 1991 г. 8-миллионной суверенной Азербайджанской Республики, по сути, вернули ситуацию в регионе к 1918-1920 гг. Вновь вспыхнул конфликт с Арменией из-за Нагорного Карабаха, резко осложнились отношения с Москвой.
С момента обретения Азербайджаном независимости его внешняя политика носила ярко выраженный прозападный, прежде всего проамериканский, характер. (Этот курс, проводившийся правительством Народного фронта Азербайджана во главе с президентом Абульфазом Эльчибеем, сохранился и после прихода к власти в 1993 г. Гейдара Алиева.) Перемены не могли не сказаться и на отношениях с Тегераном. Ведь численность азербайджанцев, компактно проживавших на севере Ирана, по данным переписи 1986 г., достигала 11,5 млн. человек - более 25% всего иранского населения. (В 2006-м посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани отмечал, что в настоящее время в Иране проживает более 35 млн. азербайджанцев.) Особенно заметную роль азербайджанцы играли в армии и органах государственной власти.
Иран попытался направить ход событий в выгодное для себя русло, избрав для этого тактику содействия в урегулировании карабахского конфликта. По его предложению лидеры Армении и Азербайджана встретились в мае 1992 г. в Тегеране. Однако эта первая и единственная попытка посредничества закончилась для ирано-азербайджанских отношений катастрофой. Официальный Баку получил от Тегерана заверения в том, что Армения не будет предпринимать никаких военных операций, но еще до завершения переговоров армяне штурмом овладели городом Шуша - главным оплотом азербайджанцев в Нагорном Карабахе. Это событие во многом стало поворотным в войне, и моральная ответственность за него полностью ложится на Иран.
В 1994 г. Баку под давлением Вашингтона отказался включить Тегеран в число участников международного консорциума по разработке нефтегазовых месторождений на Каспии. Спустя два года из республики были выдворены почти все иранские религиозные, гуманитарные и общественные организации, а вскоре оказались арестованы и осуждены по обвинению в шпионаже в пользу Ирана руководители проиранской Исламской партии Азербайджана. К антииранским акциям подключилась и диаспора: на проводимых с 1997 г. всемирных конгрессах азербайджанцев тема положения соотечественников в Иране поднимается постоянно.
Другой камень преткновения в отношениях с Ираном - это проблема статуса Каспийского моря и производства энергоресурсов. В июле 2001 г. обе страны едва не оказались на грани войны: 46
иранские истребители и морские корабли регулярно препятствовали разработкам нефтяных месторождений вблизи границы. В августе 2003 г. Тегеран обвинил Баку в милитаризации Каспийского моря. Поводом послужило проведение совместных азербайджано-американских военно-морских учений по охране от террористов нефтегазовых морских платформ на Каспии, в которых принимали участие 18 военнослужащих США, два боевых вертолета и два патрульных катера Азербайджана.
В результате президентских выборов-2003 власть в Азербайджане практически была передана от тяжелобольного президента Гейдара Алиева его сыну Ильхаму. Администрация Джорджа Бу-ша-младшего предпочла не замечать откровенных фальсификаций и репрессий, сопровождавших избирательную кампанию, и признала объявленные итоги голосования. Это возмутило даже те силы, которые наиболее рьяно ориентировались на Запад. Оппозиционные СМИ пестрели броскими заголовками: «Нефть в обмен на демократию», «Прощай, Запад!», «Близорукая политика Вашингтона»... А «Ени Мусават», одна из наиболее радикальных прозападных газет, опубликовала статью под названием «Если Америку устраивают такие выборы, тогда да здравствует бен Ладен?». На фоне лицемерной позиции Запада важными источниками информации о происходящем в их собственной стране для населения Азербайджана были иранское радио и четыре телеканала телевидения Ирана, в первую очередь частный «Сэхэр-2». В республике стали быстро расти происламские настроения.
После американского вторжения в Афганистан и Ирак в Азербайджане решили, что наступил его час в противостоянии с Ираном, который открыто рассматривался руководством США как одна из главных угроз. В свою очередь и американцы стали больше внимания уделять национальным меньшинствам Ирана, особенно азербайджанцам. В 2002 г. высокопоставленные американские чиновники приняли лидера Движения за национальное возрождение Южного Азербайджана - профессора Тебризского университета Махмудали Чехраганлы, высланного из Ирана. После этой встречи опальный политик сделал официальное заявление в СМИ: «Цель нашей организации - создание в Иране демократического светского государства с федеративным строем, причем Южный Азербайджан получит самый высокий статус автономии». По его словам,
сразу после этого в США начались переговоры по объединению всех оппозиционных кругов Ирана. Американцы настаивали на сохранении территориальной целостности Ирана как светского и демократического государства, в рамках которого азербайджанцы могут рассчитывать на создание автономной республики со столицей в Тебризе. 2 июля 2003 г. на пресс-конференции в Баку Чехра-ганлы заявил: борьба за «новую жизнь южных азербайджанцев» началась, и по истечении 18 месяцев Иран превратится в федерацию.
Что касается политики американцев на бакинском направлении, то здесь они особых проблем не ждали. Но нынешняя ситуация уже не позволяет сделать однозначный выбор в чью-либо пользу. Ильхам Алиев, возглавивший страну уже в разгар американской битвы против терроризма, вынужден лавировать между Вашингтоном, Тегераном и Москвой. Кроме того, азербайджанское общество, болезненно воспринявшее реакцию Соединенных Штатов на результаты президентских выборов в республике, стало неоднозначно относиться к размещению там американских баз. Почувствовав это, Алиев заявил весной 2004 г., что Азербайджану не следует торопиться с решением вопроса о вступлении в НАТО.
В Баку зачастили высокопоставленные гости из Пентагона и Госдепартамента. В марте 2004 г. по личному приглашению министра обороны США Дональда Рамсфелда в Вашингтоне побывал министр обороны Азербайджана Сафар Абиев. Стороны обсуждали вопрос размещения американских войск в Азербайджане и другие военно-технические проблемы в связи с реконструкцией и модернизацией военных аэродромов. Информация о возможности нападения Соединенных Штатов на Иран, появившаяся осенью того же года, вызвала бурную дискуссию в Азербайджане. Прозападно настроенные политики связывали с якобы готовящейся акцией надежды на объединение исторических частей страны. Но большинство местных аналитиков отмечали, что осложнение американо-иранских отношений чревато для Азербайджана крайне негативными последствиями. Масла в огонь подлили тегеранские власти, публично не исключавшие вероятность нанесения Ираном превентивного удара по территории Азербайджана, если та станет плацдармом американских войск.
В ноябре 2004 г. азербайджанские СМИ сообщили, что недалеко от границы с Ираном, на военно-воздушной базе близ поселка Чуханлы Сальянского района, размещено под видом консультантов более 50 американских военнослужащих. Затем последовали публикации о том, что аэродромы в Нахичевани, близ поселков Чуханлы и Насосный (севернее Баку), а также военный полигон в поселке Гараэйбат полностью модернизированы и соответствуют стандартам НАТО. По меньшей мере семь аэродромов практически готовы для нанесения воздушных ударов по Ирану.
Комментаторы обращали внимание и на то, что военная база в поселке Чуханлы имеет выход к Каспийскому морю, тогда как американцы уже приступили к модернизации военно-морских сил Азербайджана. Угроза нападения США на Иран приобретала все более реальные очертания, особенно после того, как о такой возможности заявил накануне своей второй инаугурации президент Джордж Буш.
В этой ситуации поведение Ирана резко изменилось. В ноябре 2004 г. - после десятилетних тщетных усилий азербайджанских властей — в Тебризе открылось генеральное консульство республики. В декабре Баку посетили спецпредставитель иранского президента по вопросам Каспия Мехти Сафари, министр здравоохранения Масуд Пезешкани, министр безопасности Али Юниси и министр обороны Али Шамхани. Чтобы не дать Азербайджану повод превратиться в плацдарм для американской интервенции, Иран старался форсировать решение всех спорных проблем. Венцом «иранского сезона» стал официальный визит в Тегеран президента Ильхама Алиева 24-26 января 2005 г. Стороны подписали девять документов о сотрудничестве в различных социально-экономических сферах. Была принята упрощенная схема пересечения общей границы гражданами обеих стран, предусматривалось скорое открытие авиалинии Баку-Тебриз, Иран выразил намерение предоставить безвозмездный кредит в размере 1 млн. долл. на развитие экономики Азербайджана. Но главный итог переговоров состоял в том, что Иран публично заявил о поддержке позиции Баку в карабахском конфликте, осудил агрессию со стороны Армении и выступил в поддержку территориальной целостности и суверенитета Азербайджанской Республики. Не менее важным было согла-
сие тогдашнего президента Ирана Сейеда Мохаммеда Хатами на серьезные уступки в вопросе статуса Каспийского моря.
Взамен Тегеран попросил гарантий непредоставления Соединенным Штатам территории Азербайджана для подготовки и развертывания боевых операций против Ирана и предложил, чтобы Баку выступил в качестве посредника при урегулировании имеющихся разногласий с США. Однако Ильхам Алиев дал уклончивый ответ, хотя и подчеркнул, что его страна - сторонница мирного решения всех региональных конфликтов и не допустит размещения у себя иностранных войск.
Визит Ильхама Алиева в Тегеран и заметное потепление в ирано-азербайджанских отношениях вызвали раздражение США. Начиная с весны 2005 г. американцы резко активизировали контакты с оппозицией, в воздухе запахло «цветной» революцией, благо осенью предстояли парламентские выборы. В начале апреля в Баку неожиданно прибыл глава Пентагона Дональд Рамсфелд, который намеревался встретиться с президентом Алиевым. За несколько часов до визита американского гостя Ильхам Алиев внезапно «срочно» улетел в Пакистан. Рамсфелд узнал об этом в бакинском аэропорту и тут же... вылетел в Пакистан. Несмотря на отсутствие официальной информации о встрече, из близких к правительству источников стало известно, что разговор об американским военном присутствии в Азербайджане все же состоялся. Сразу же после этого в азербайджанских политических кругах заговорили о скором появлении на территории республики баз НАТО. Тем более что, согласно сообщениям из-за рубежа, некоторые высокопоставленные деятели из Вашингтона, в том числе Верховный главнокомандующий Объединенными вооруженными силами НАТО в Европе генерал Джеймс Джонс, говорили о размещении на азербайджанской территории полноценной натовской базы как о решенном вопросе.
С середины 2005 г., ввиду приближавшихся выборов, проблема военных баз отошла на второй план. Правда, по некоторым данным, негласные переговоры между Баку и Вашингтоном продолжались. Однако в условиях, когда азербайджанский президент не пользовался безусловной поддержкой ни в обществе в целом, ни даже в собственном окружении, ни - особенно - среди членов бывшей команды его отца, тон американцев постепенно менялся в 50
сторону более резкой критики. Ильхам Алиев, раздраженный нежеланием Соединенных Штатов пригласить его для личной встречи с Джорджем Бушем, старался оттянуть решение вопроса об американском военном присутствии в республике. События в Узбекистане и жесткое требование президента Ислама Каримова вывести до конца года американские войска из его страны внесли серьезные коррективы в планы Вашингтона. Наиболее очевидным выходом из положения стало бы размещение американских баз в Азербайджане. Но Баку по-прежнему уходил от прямого ответа.
В начале августа 2005 г. в США пригласили министра иностранных дел Азербайджана Эльмара Мамедьярова. Как стало известно в оппозиционных кругах, в ходе этой встречи американская сторона в ультимативной форме все-таки поставила вопрос о размещении своих военных баз. О принятом решении предлагалось уведомить до 20 августа - даты планировавшегося визита в Баку министра обороны Дональда Рамсфелда, который мог состояться лишь в случае получения Вашингтоном положительного ответа. Вопреки ожиданиям Рамсфелд так и не приехал. 24 августа Алиев на встрече с журналистами заявил, что власти республики не ведут каких-либо переговоров о размещении в стране американских баз. В ответ посол США в Азербайджане Рино Харниш предупредил, что в случае фальсификации парламентских выборов его правительство и Запад в целом займут гораздо более жесткую позицию. В Азербайджане это расценили как открытую угрозу.
Ильхам Алиев отреагировал целым рядом дружественных жестов в сторону России. Принадлежащий президенту телеканал «Лидер» прошелся по «политике неоколониализма США в регионе». В близких к правительственным кругам СМИ появились публикации, ставящие под вопрос перспективы появления в Азербайджане баз США и НАТО. Социологический центр «Ряй» («Мнение») в конце августа провел опрос в 33 населенных пунктах республики и выявил 54% противников баз США и лишь около 21% допустивших возможность их размещения. Отвечая на вопрос «Как бы вы отнеслись к участию Азербайджана в конфликте между США и Ираном?», большинство респондентов (58%) высказались негативно и лишь 11% - положительно. В сентябре 2005 г. посольство США поумерило тон заявлений, призывающих Азербайджан к демократическим преобразованиям. 20 сентября министр обороны
республики Сафар Абиев срочно вылетел в Штутгарт по приглашению заместителя начальника Главного штаба Вооруженных сил США в Европе генерала Чарлза Уолда. Переговоры в Германии касались двух тем - размещения американских войск и строительства в республике некоторых военных объектов. Чтобы избежать обвинений со стороны России и антиамериканских сил в самом Азербайджане, военные базы США определялись как «временно дислоцированные мобильные силы», присутствие которых, правда, будет носить долгосрочный характер и станет фактором усиления военного контроля США над энергетическими ресурсами Каспийского моря.
На официальном уровне власти Азербайджана все это категорически отрицали. Бомба взорвалась неожиданно. 21 сентября Рино Харниш заявил журналистам о строительстве двух РЛС: одной - на границе с Ираном в Астаре, другой - вблизи границы с Россией в горах Большого Кавказа по соседству с городом Хызы. Тем самым, сказал посол, вступает в действие план Пентагона по защите ресурсов Каспийского моря. Заявление посла шокировало пресс-службу азербайджанского Министерства обороны. Вначале она попросту отказалась от комментариев, а затем ее руководитель счел необходимым признать, что «данными о строительстве двух РЛС при содействии США Министерство обороны не располагает». МИД республики также поспешил выступить с опровержениями.
Разумеется, им никто не поверил. Более того, если от модернизации семи аэродромов страна еще как-то выгадывала, то появление сразу двух РЛС казалось многим нецелесообразным. Ведь с учетом расположенной в Габалинском районе российской РЛС «Дарьял» в Азербайджане окажется сразу три подобных объекта двух иностранных держав, при этом одна американская РЛС будет направлена против России, а другая - против Ирана. В Соединенных Штатах понимали, что им не удастся достичь своих целей в Азербайджане, пока не будет найдено решение по Нагорному Карабаху. Поэтому в начале 2006 г. американская дипломатия резко активизировала шаги на данном направлении, предложив фактически новый план: армяне должны освободить шесть районов (по схеме 5+1), но при условии, что Азербайджан даст согласие на проведение через 10-15 лет референдума по статусу Карабаха. 52
Данную формулу урегулирования конфликта, основанную, по сути, на принципе «оккупированные земли в обмен на независимость Карабаха», азербайджанская общественность однозначно расценила как намерение аннексировать часть территории страны в угоду стратегическим интересам США. Ильхам Алиев прекрасно понимал, чем ему грозит уступка в карабахском вопросе. В результате встреча президентов Азербайджана и Армении в замке Рамбуйе под Парижем в феврале 2006 г. завершилась полным провалом. Оправившись от шока, Соединенные Штаты вновь вернулись к этому вопросу, пытаясь любыми средствами добиться согласия Алиева на урегулирование армяно-азербайджанского конфликта на предложенных условиях. Кроме того, от официального Баку требовалось согласие на участие в предполагаемой антииранской коалиции. Американцы откровенно намекали на то, что в случае отказа используют различные рычаги давления, например, поднимут вопрос о положении с правами человека и демократией. Власти Азербайджана попали в очень сложную ситуацию. Отчасти это признал Ильхам Алиев, публично отметив: «Мы должны суметь выдержать давление на нашу страну со всех сторон».
Между тем кризис вокруг Ирана принимал все более острый характер, в связи с чем возрастало значение самого Азербайджана. В конце апреля американская администрация совершенно неожиданно пригласила к себе президента Алиева (визита в Вашингтон он безуспешно добивался с 2003 г.), чем не на шутку встревожила власти Ирана. Накануне визита азербайджанского лидера в США к нему прибывает иранский министр обороны Мустафа Мухаммад Наджар. А через несколько дней после возвращения из Америки он встречается в Баку с президентом Ирана Махмудом Ахмадинежа-дом. В ходе этих встреч Алиева недвусмысленно предупредили о том, что предпримет Иран, если американцы получат возможность использовать азербайджанскую территорию. Ильхам Алиев оказался между молотом и наковальней. Он сам это признавал и после переговоров с Джорджем Бушем заявил, что Баку остается приверженцем мирного разрешения иранского кризиса. Это же он повторил и во время своих переговоров и встреч с иранцами. При этом многие аналитики в Азербайджане предполагали, что, скорее всего, президент согласился на неофициальное использование территории республики американцами.
Ситуация в регионе стала еще более запутанной после выступлений в Иранском Азербайджане в мае 2006 г. Они показали, с одной стороны, силу и рост сепаратистских настроений, а с другой - наличие у азербайджанцев действительно серьезных проблем. Началось все с появления в государственной газете «Иран» оскорбительных для азербайджанцев карикатур. Уже через несколько дней почти весь Северный Иран оказался охвачен массовыми митингами протеста, особенно мощным взрыв возмущения был в Те-бризе. Большинство персов, особенно государственных служащих, проживающих в азербайджаноязычных районах Северного Ирана, предпочли срочно покинуть свои дома, что временно парализовало деятельность многих учреждений.
Власти Ирана быстро осознали опасность и извинились перед азербайджанцами, арестовав и редактора газеты, и автора карикатуры. Одновременно президент Ахмадинежад обвинил в провоцировании беспорядков «иностранные спецслужбы - в первую очередь американские и израильские». Подозрения Ирана вызывала и Турция. Кроме того, в организации выступлений власти Ирана открыто обвинили Махмудали Чехраганлы - ведь именно его имя выкрикивали демонстранты. Эти меры, однако, не остановили протестующих, выступления в ряде случаев стали принимать характер межэтнического противостояния. В конце мая в руках митингующих появились флаги Азербайджана. Осознав, что ситуация начинает выходить из-под контроля, власти Ирана бросили на подавление демонстраций войска и другие силовые подразделения. К концу мая появились сообщения о почти 50 убитых и более 1 тыс. раненых протестовавших азербайджанцев. Число арестованных доходило до 11 тыс. человек. Примечательно, что, хотя перед посольством Ирана в Баку один за другим проходили митинги протеста, власти Азербайджана отчаянно пытались делать вид, что события в соседней стране их не касаются и являются исключительно ее внутренним делом. Более того, именно тогда, когда в Баку распространились сообщения о погибших соплеменниках, президент Иль-хам Алиев вновь заявил, что «Азербайджан не поддержит военную акцию против Ирана». Одновременно посольство США в Азербайджане официально отвергло обвинения в причастности к событиям. Массовые волнения в Иране остались почти вне поля зрения
средств массовой информации многих стран на Западе, а также России.
В начале июня стало ясно, что иранским властям удалось в целом подавить выступления. Пессимистические настроения в азербайджанской среде усилились после почти детективной истории с Махмудали Чехраганлы. 5 июня он вылетел из США, где проживал последние годы, в Турцию, чтобы быть ближе к протестующим собратьям в Иране. Однако 9 июня турецкие власти неожиданно его арестовали, а затем депортировали в Азербайджан, сославшись на угрозу теракта в отношении Чехраганлы со стороны иранских экстремистов. В Баку изгнанника ждал не менее неприятный сюрприз: правоохранительные органы без каких-либо разъяснений посадили его в самолет, направлявшийся в Дубай, откуда тот вылетел в США. Все это вызвало в турецком и особенно в азербайджанском обществе интенсивную дискуссию и критику в адрес местных властей, не пожелавших иметь проблемы с Ираном.
В последнее время резко возросло число иранских граждан, скупающих недвижимость в Баку, что привело весной 2006 г. почти к 30%-ному удорожанию квартир и иной недвижимости, а также повышению цен на строительные материалы. В феврале 2006 г. посол Ирана в Азербайджане Афшар Сулеймани раздраженно заметил: «Мы дадим отпор агрессорам, а переезд в Азербайджан 40-50 тыс. наших граждан ничего не изменит». Но в Азербайджане прекрасно понимают, что, по сути, происходит: миграция и срочная покупка в Азербайджане недвижимости явно связаны с приближающейся войной. Тем более что большинство из «гостей» - не азербайджанцы, а иранцы, в том числе родственники представителей правящих кругов Ирана.
Иранский вопрос раскалывает азербайджанское общество. Так, Центр экономических и политических исследований FAR CENTRE при поддержке американского Национального фонда демократии провел в апреле-мае в 11 городах Азербайджана опрос по теме, связанной с кризисом вокруг иранской ядерной программы. 34% респондентов выразили поддержку Ирану, и только 20% - США и Западу в целом. Лишь 9% опрошенных ожидают, что военная операция против Ирана принесет пользу Азербайджану, и не более чем 7% надеются на объединение Южного и Северного Азербайджана. Опрос выявил факт резкого снижения популярно-
сти Соединенных Штатов: только 11% респондентов отнесли их к числу наиболее дружественных Азербайджану стран, тогда как в 1999 г. этот показатель составлял 30%.
Активизировавшиеся националистические движения не скрывают удовлетворения по поводу надвигающейся войны. Они надеются на то, что в случае распада Ирана США, как якобы заявила государственный секретарь Кондолиза Райс, поддержат независимость Южного Азербайджана. На заседании «круглого стола», организованного в марте в Баку Народным фронтом Азербайджана и другими прозападными организациями и посвященного ситуации вокруг Тегерана, практически все выступавшие подчеркивали: война против Ирана неизбежна, и азербайджанцы должны быть готовы использовать шанс воссоединения в едином государстве. Однако большинство населения и экспертов придерживается иного мнения. Многие опасаются, что, когда начнутся боевые действия, в Азербайджан хлынут сотни тысяч иранских беженцев и цены на недвижимость, продукты питания и товары широкого потребления еще больше возрастут. Это повлечет за собой рост социальной напряженности и повышение уровня преступности. Одновременно, учитывая значительную религиозность населения Ирана, усилится влияние ислама.
В случае войны, уверены ее противники, Азербайджан ждет экологическая катастрофа, поскольку вызванный бомбовыми ударами разлив больших объемов нефти и нефтепродуктов негативно скажется на источниках водоснабжения и биоресурсах Каспия. Использование современного оружия резко ухудшит сейсмическую обстановку, особенно вокруг столицы. Сторонники интеграции Азербайджана в западные структуры боятся, что если Иран выполнит свое обещание и станет бомбардировать жилые кварталы Баку, то это приведет к многочисленным жертвам среди гражданского населения и соответственно росту антиамериканских настроений. Наконец, затяжной характер войны окажет дальнейшее дестабилизирующее воздействие на ситуацию в регионе, а США едва ли допустят образование единого Азербайджана. Между тем сильнейшее разочарование политикой Вашингтона способно облегчить дальнейшее распространение происламских настроений, на гребне которых к власти в Азербайджане могут прийти радикальные силы. Но, предвидя все тяжелейшие последствия американского удара по 56
Ирану и особенно использования Соединенными Штатами территории Азербайджана, подавляющее большинство его населения все же с тревогой осознаёт: стране вряд ли удастся избежать участия в американо-иранском кризисе.
«Россия и глобальной политике», М., 2006, май-июнь, с. 167-180.
Евгений Трифонов,
публицист
ИРАН - АЗЕРБАЙДЖАН: СТРОИТЕЛЬСТВО «ПЯТОЙ КОЛОННЫ»
Иран внезапно столкнулся с угрозой внутреннего восстания. Началось все с малого: официальная газета «Иран» поместила карикатуру, на которой мальчик, увидев таракана, повторяет на фарси слово «таракан», а мерзкое существо отвечает ему по-азербайджански: «Что?». Ответом стали массовые выступления азербайджанского населения. В Тебризе, Урмии, Зенджане, Хое, Тегеране на улицы вышли сотни тысяч азербайджанцев. Произошли вооруженные столкновения демонстрантов с полицией и войсками, причем последние применили против протестующих даже боевые вертолеты. По официальным данным, погибли 24 человека, более 300 ранены, по неофициальным - жертв гораздо больше. Тысячи людей брошены в тюрьмы.
Испуг тегеранских властей был неподдельным: азербайджанцы составляют, по разным данным, от четверти до трети населения страны, то есть от 20 до 35 млн. человек. Северо-запад Ирана населен преимущественно азербайджанцами, в Тегеране, по разным данным, от 40 до 60% жителей принадлежат к азербайджанской общине. Торговля в Иране принадлежит в основном азербайджанцам, а в правящей элите и вооруженных силах также очень сильны позиции азербайджанцев. Кстати, когда против азербайджанских демонстраций бросили армию, множество солдат и офицеров-азербайджанцев отказались разгонять своих соотечественников. Тегеранские власти мгновенно закрыли газету, поместившую скандальную карикатуру, и обвинили в беспорядках американские спецслужбы, а министр культуры Ирана Сафар Харранди принес
57