70
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
4. Заключительная часть (повторение и обобщение результатов занятия, формулировка выводов).
При организации работы учащихся на занятиях предлагаются разнообразные формы - подготовка докладов, изготовление таблиц, рисунков и схем, конструирование простейших приборов, подготовка и проведение демонстрационного эксперимента и практических работ, групповые и индивидуальные варианты выполнения химического эксперимента. Учет знаний и умений школьников осуществляется систематически в виде собеседований, коллоквиумов, самостоятельных работ.
Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что профильное обучение химии должно отвечать требованиям современного образования, стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным для формирования профессиональных интересов ученика.
Список литературы:
1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Содержание образования в школе будущего // Народное образование. - 2008. - № 8. - С. 167-174.
2. Ильин Г.Л. Методологический анализ современной образовательной системы // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 17-21.
3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки от 17.12. 2010 г. № 1897.
ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИЙСКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ
© Полковников А.В.*, Лымарев В.Н.*, Жемчужников А.В.*
Пермский военный институт внутренних войск МВД России, г. Пермь
В статье раскрывается определение военно-научного общества курсантов. Определяются его цели, задачи, принципы и функции. Приводится построение модели научно-исследовательской работы курсантов военного вуза, что является залогом формирования проектной компетенции в процессе обучения.
Ключевые слова военно-научное общество курсантов, специалист артиллерийско-технического обеспечения, формирование проектной компетенции.
* Начальник мастерской по ремонту вооружения.
* Преподаватель кафедры Огневой подготовки, кандидат педагогических наук.
* Доцент кафедры Огневой подготовки, доцент.
Теория и методика обучения и воспитания
71
Развитие военной науки всегда проходило отдельной гранью в сравнении с другими направлениям. Оно двигалось под диктовку военной доктрины государства, а также требований силовых министерств и ведомств Российской Федерации.
Военно-научная работа курсантов осуществляется в общей системе научной деятельности военных вузов и должна быть тесно увязана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Военно-научная работа является одним из важнейших и эффективных средств повышения качества подготовки и воспитания военных специалистов, способных творчески применять в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научно-технического и культурного прогресса [2].
Целями военно-научного общества курсантов являются углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение методами научного познания на основе новых информационных технологий, разработка актуальных вопросов военной науки и содействие техническому прогрессу.
Задачами военно-научной работы курсантов являются:
- формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективах;
- развитие творческого мышления и самостоятельности, расширение кругозора и эрудиции, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;
- выявление наиболее одаренных и талантливых курсантов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки;
- проведение рационализаторской, изобретательской и патентнолицензионной работы в интересах дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы, образовательного процесса и служебнобоевой деятельности внутренних войск;
- приобретение курсантами навыков публичных выступлений по результатам научных исследований и письменного оформления отчетных материалов, подготовки рефератов, докладов и сообщений, самостоятельной работы с научной литературой;
- популяризация военно-научных и военно-технических знаний;
- подготовка из числа наиболее способных и успевающих курсантов резерва научно-педагогических и научных кадров.
Основными принципами организации и осуществления военно-научной работы курсантов являются:
- единство учебной работы, морально-психологического обеспечения образовательного процесса и научной деятельности;
- мировоззренческая и методологическая направленность научных исследований;
72
ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА
- комплексно-целевой подход к планированию и организации военно-научной работы курсантов;
- специализация научных исследований курсантов, соответствие их тематики научному профилю кафедр, факультетов и военному институту в целом;
- самостоятельность в углублении научных познаний и развитие творческого мышления;
- связь тематики научных исследований курсантов с задачами, стоящими перед внутренними войсками МВД России;
- постоянное совершенствование системы планирования, учета и контроля;
- преемственность, направленность и последовательность организационно-массовых мероприятий и форм научного творчества [4].
В Положении о военно-научном обществе курсантов определены его основные функции, которые будут учтены при осуществлении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Они представлены в табл. 1.
Таблица 1
Основные функции военно-научного общества курсантов
Наименование функции Характеристика функции
развивающая функция реализуется за счет решения курсантами проблемных научных задач, обладающих доступной степенью сложности, находящейся в зоне ближайшего развития курсанта, но при этом имеющих теоретическое и прикладное значение в военном деле
мотивационная функция выполняется за счет стимулирования и активизации научного и конструкторского творчества курсантов
организационная функция предусматривает включение курсанта в различные научно-исследовательские, аналитические и опытно-конструкторские коллективы
обучающая функция реализуется посредством методологических школ
Следовательно, военно-научное общество позволяет сочетать задачи развития военной науки, профессиональной подготовки и воспитания курсантов, являясь при этом центральным звеном научно-исследовательской деятельности вуза. Кроме того, военно-научное общество является своеобразной точкой связи с научными и социальными партнерами вуза в аспекте научно-исследовательской деятельности» [5, с. 83].
Эффективное формирование проектной компетентности будущего офи-цера-специалиста в процессе научно-исследовательской работы является залогом успешного воспитания офицерских кадров.
Учитывая цели, задачи и функции военно-научного общества курсантов становится возможным построение модели научно-исследовательской работы для пояснения формирования проектной компетенции в процессе обучения курсантов.
Теория и методика обучения и воспитания
73
Начальный этап. Поиск информации по исследуемой проблеме научного исследования, её обобщение и анализ. Подготовка тактико-технического задания.
На основном этапе формируется техническое предложение, производятся необходимые проектные расчеты. Выполняется эскизный проект. На уровне практики образовательного процесса актуальным является изучение способов включения курсантов в разработку учебных проектов для решения определенных задач военно -профессиональной деятельности, обучения их эффективной организации и осуществлению проектов в процессе коллективной работы или самостоятельно, что призвано обеспечить подготовку будущих специалистов не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию [1].
На завершающем этапе производится оформление результатов научного исследования и его защита.
Таким образом, участие курсантов в инновационной научно-исследовательской работе военного вуза формирует личность военного специалиста, способную соответствовать заявленному инновационному характеру строительства современных внутренних войск, образует среду для полноценной самореализации будущих специалистов артиллерийско-технического обеспечения.
Список литературы:
1. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы: диссертация кандидата педагогических наук / А.А Гавриков. - Челябинск, 2015. -235 с.
2. Лымарев В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: учебное пособие / В.Н. Лымарев. -Пермь, 2015. - 132 с.
3. Полковников А.В., Лымарев В.Н. Роль проектной компетенции в формировании инженерной культуры курсантов военных вузов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования». -Челябинск, 2015. - 258 с.
4. Положение о военно-научном обществе курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России.
5. Тишин С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военного вуза в научно-исследовательской деятельности: диссертация кандидата педагогических наук / С.А. Тишин. - Омск, 2012. - 212 с.