Научная статья на тему 'Военно-научное общество курсантов как средство формирования проектной компетенции будущих специалистов артиллерийско-технического обеспечения'

Военно-научное общество курсантов как средство формирования проектной компетенции будущих специалистов артиллерийско-технического обеспечения Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
378
61
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КУРСАНТОВ / СПЕЦИАЛИСТ АРТИЛЛЕРИЙСКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ / ФОРМИРОВАНИЕ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Полковников А. В., Лымарев В. Н., Жемчужников А. В.

В статье раскрывается определение военно-научного общества курсантов. Определяются его цели, задачи, принципы и функции. Приводится построение модели научно-исследовательской работы курсантов военного вуза, что является залогом формирования проектной компетенции в процессе обучения.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Военно-научное общество курсантов как средство формирования проектной компетенции будущих специалистов артиллерийско-технического обеспечения»

70

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

4. Заключительная часть (повторение и обобщение результатов занятия, формулировка выводов).

При организации работы учащихся на занятиях предлагаются разнообразные формы - подготовка докладов, изготовление таблиц, рисунков и схем, конструирование простейших приборов, подготовка и проведение демонстрационного эксперимента и практических работ, групповые и индивидуальные варианты выполнения химического эксперимента. Учет знаний и умений школьников осуществляется систематически в виде собеседований, коллоквиумов, самостоятельных работ.

Резюмируя все вышесказанное, можно констатировать, что профильное обучение химии должно отвечать требованиям современного образования, стать более индивидуализированным, функциональным и эффективным для формирования профессиональных интересов ученика.

Список литературы:

1. Бершадский М.Е., Гузеев В.В. Содержание образования в школе будущего // Народное образование. - 2008. - № 8. - С. 167-174.

2. Ильин Г.Л. Методологический анализ современной образовательной системы // Школьные технологии. - 2010. - № 5. - С. 17-21.

3. Федеральный государственный образовательный стандарт общего образования. Утвержден приказом Минобрнауки от 17.12. 2010 г. № 1897.

ВОЕННО-НАУЧНОЕ ОБЩЕСТВО КУРСАНТОВ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ ПРОЕКТНОЙ КОМПЕТЕНЦИИ БУДУЩИХ СПЕЦИАЛИСТОВ АРТИЛЛЕРИЙСКО-ТЕХНИЧЕСКОГО ОБЕСПЕЧЕНИЯ

© Полковников А.В.*, Лымарев В.Н.*, Жемчужников А.В.*

Пермский военный институт внутренних войск МВД России, г. Пермь

В статье раскрывается определение военно-научного общества курсантов. Определяются его цели, задачи, принципы и функции. Приводится построение модели научно-исследовательской работы курсантов военного вуза, что является залогом формирования проектной компетенции в процессе обучения.

Ключевые слова военно-научное общество курсантов, специалист артиллерийско-технического обеспечения, формирование проектной компетенции.

* Начальник мастерской по ремонту вооружения.

* Преподаватель кафедры Огневой подготовки, кандидат педагогических наук.

* Доцент кафедры Огневой подготовки, доцент.

Теория и методика обучения и воспитания

71

Развитие военной науки всегда проходило отдельной гранью в сравнении с другими направлениям. Оно двигалось под диктовку военной доктрины государства, а также требований силовых министерств и ведомств Российской Федерации.

Военно-научная работа курсантов осуществляется в общей системе научной деятельности военных вузов и должна быть тесно увязана с образовательным процессом и плановыми научными исследованиями. Военно-научная работа является одним из важнейших и эффективных средств повышения качества подготовки и воспитания военных специалистов, способных творчески применять в практической деятельности полученные знания, новейшие достижения научно-технического и культурного прогресса [2].

Целями военно-научного общества курсантов являются углубленное изучение и закрепление учебного материала, овладение методами научного познания на основе новых информационных технологий, разработка актуальных вопросов военной науки и содействие техническому прогрессу.

Задачами военно-научной работы курсантов являются:

- формирование интереса к военно-научному творчеству, обучение методике и способам самостоятельного решения научно-технических задач и навыкам работы в научных коллективах;

- развитие творческого мышления и самостоятельности, расширение кругозора и эрудиции, углубление и закрепление полученных при обучении знаний;

- выявление наиболее одаренных и талантливых курсантов, использование их творческого и интеллектуального потенциала для решения актуальных задач военной науки;

- проведение рационализаторской, изобретательской и патентнолицензионной работы в интересах дальнейшего совершенствования учебно-материальной базы, образовательного процесса и служебнобоевой деятельности внутренних войск;

- приобретение курсантами навыков публичных выступлений по результатам научных исследований и письменного оформления отчетных материалов, подготовки рефератов, докладов и сообщений, самостоятельной работы с научной литературой;

- популяризация военно-научных и военно-технических знаний;

- подготовка из числа наиболее способных и успевающих курсантов резерва научно-педагогических и научных кадров.

Основными принципами организации и осуществления военно-научной работы курсантов являются:

- единство учебной работы, морально-психологического обеспечения образовательного процесса и научной деятельности;

- мировоззренческая и методологическая направленность научных исследований;

72

ОБУЧЕНИЕ И ВОСПИТАНИЕ: МЕТОДИКИ И ПРАКТИКА

- комплексно-целевой подход к планированию и организации военно-научной работы курсантов;

- специализация научных исследований курсантов, соответствие их тематики научному профилю кафедр, факультетов и военному институту в целом;

- самостоятельность в углублении научных познаний и развитие творческого мышления;

- связь тематики научных исследований курсантов с задачами, стоящими перед внутренними войсками МВД России;

- постоянное совершенствование системы планирования, учета и контроля;

- преемственность, направленность и последовательность организационно-массовых мероприятий и форм научного творчества [4].

В Положении о военно-научном обществе курсантов определены его основные функции, которые будут учтены при осуществлении формирующего этапа опытно-экспериментальной работы. Они представлены в табл. 1.

Таблица 1

Основные функции военно-научного общества курсантов

Наименование функции Характеристика функции

развивающая функция реализуется за счет решения курсантами проблемных научных задач, обладающих доступной степенью сложности, находящейся в зоне ближайшего развития курсанта, но при этом имеющих теоретическое и прикладное значение в военном деле

мотивационная функция выполняется за счет стимулирования и активизации научного и конструкторского творчества курсантов

организационная функция предусматривает включение курсанта в различные научно-исследовательские, аналитические и опытно-конструкторские коллективы

обучающая функция реализуется посредством методологических школ

Следовательно, военно-научное общество позволяет сочетать задачи развития военной науки, профессиональной подготовки и воспитания курсантов, являясь при этом центральным звеном научно-исследовательской деятельности вуза. Кроме того, военно-научное общество является своеобразной точкой связи с научными и социальными партнерами вуза в аспекте научно-исследовательской деятельности» [5, с. 83].

Эффективное формирование проектной компетентности будущего офи-цера-специалиста в процессе научно-исследовательской работы является залогом успешного воспитания офицерских кадров.

Учитывая цели, задачи и функции военно-научного общества курсантов становится возможным построение модели научно-исследовательской работы для пояснения формирования проектной компетенции в процессе обучения курсантов.

Теория и методика обучения и воспитания

73

Начальный этап. Поиск информации по исследуемой проблеме научного исследования, её обобщение и анализ. Подготовка тактико-технического задания.

На основном этапе формируется техническое предложение, производятся необходимые проектные расчеты. Выполняется эскизный проект. На уровне практики образовательного процесса актуальным является изучение способов включения курсантов в разработку учебных проектов для решения определенных задач военно -профессиональной деятельности, обучения их эффективной организации и осуществлению проектов в процессе коллективной работы или самостоятельно, что призвано обеспечить подготовку будущих специалистов не только к деятельности исполнителя, но и к самостоятельной постановке и решению проблем, а также к самообразованию [1].

На завершающем этапе производится оформление результатов научного исследования и его защита.

Таким образом, участие курсантов в инновационной научно-исследовательской работе военного вуза формирует личность военного специалиста, способную соответствовать заявленному инновационному характеру строительства современных внутренних войск, образует среду для полноценной самореализации будущих специалистов артиллерийско-технического обеспечения.

Список литературы:

1. Гавриков А.А. Формирование проектной компетентности будущего военного инженера в процессе научно-исследовательской работы: диссертация кандидата педагогических наук / А.А Гавриков. - Челябинск, 2015. -235 с.

2. Лымарев В.Н. Формирование мотива военно-профессиональной деятельности у курсантов военных вузов: учебное пособие / В.Н. Лымарев. -Пермь, 2015. - 132 с.

3. Полковников А.В., Лымарев В.Н. Роль проектной компетенции в формировании инженерной культуры курсантов военных вузов // Материалы Всероссийской научно-практической конференции: «Пропедевтика инженерной культуры обучающихся в условиях модернизации образования». -Челябинск, 2015. - 258 с.

4. Положение о военно-научном обществе курсантов Пермского военного института внутренних войск МВД России.

5. Тишин С.А. Развитие творческого потенциала курсантов военного вуза в научно-исследовательской деятельности: диссертация кандидата педагогических наук / С.А. Тишин. - Омск, 2012. - 212 с.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.