УДК 37.378
СУЩНОСТЬ МЕЖДИСЦИПЛИНАРНЫХ СВЯЗЕЙ В ПРОЦЕССЕ ФОРМИРОВАНИЯ ИНЖЕНЕРНОЙ КУЛЬТУРЫ КУРСАНТОВ ВОЕННЫХ ВУЗОВ
INTERDISCIPLINARY LINKS IN DEVELOPING CADETS' ENGINEERING CULTURE AT MILITARY HIGHER EDUCATION INSTITUTIONS
© 2015
А.В. Полковников, В.Н. Лымарев Пермский военный институт внутренних войск МВД России
(Россия, Пермь)
A.V. Polkovnikov, V.N. Lymarev Perm Military Institute of Internal Troops of MIA, Russia (Russia, Perm)
Раскрыты сущность и формы междисциплинарной интеграции, ее внедрение в образовательный процесс военного вуза. Приведены требования, предъявляемые к интегрированному курсу. Обосновано понятие инженерной культуры и раскрыты ее компоненты, основные составляющие. Показано влияние наличия и качества междисциплинарных связей на процесс формирования инженерной культура курсантов военных вузов.
The essence and typology of interdisciplinary integration, it implementation in the educational process of military higher education institution are given. The requirements for the integrated course are highlighted. The notion of engineering culture and its elements, as well as the main components are revealed. The impact of interdisciplinary links on the process of cadets' engineering culture at the military higher education institutions is put emphasis on.
Ключевые слова: междисциплинарная интеграция; образовательный процесс военного вуза; формирование инженерной культуры.
Keywords: interdisciplinary integration; educational process of the military higher education institution; engineering culture development.
Образовательный процесс военно-учебного заведения - есть единая многогранная емкая система, результатом успешной работы которой является формирование компетенций офицеров-выпускников. Соответственно, качественное обновление образовательного процесса военного вуза является залогом успешного выполнения кадрового заказа - выполнения основной задачи военного вуза.
Рассматривая процесс обеспечения обучения нового качества через призму «Концепции модернизации российского образования» определяем одну из основных проблем - междисциплинарную интеграцию образовательного процесса.
Междисциплинарная интеграция является отпечатком времени на образовательный процесс [1]. Отсутствие или недостаточность междисциплинарных связей, как правило, приводит, с одной стороны к дублированию отдельных вопросов в ряде дисциплин образовательных программ, с другой - к недостаточ-
ному освоению курсантами ряда тем в данной дисциплине, знание которых обязательно в следующей. Суть изменений -возрастающая роль знаний обучаемого на стыке смежных с его специальностью науках и умение комплексно применять их при решении профессиональных задач, что позволяет сокращать сроки профессионального обучения (за счет исключения дублирования изучаемого материала, акцентирования внимания на основных вопросах) и добиться на 25-30% экономии объема образовательных услуг [2].
Формированию научных понятий на междисциплинарной основе способствует ряд условий: педагогические, общедидактические и психологические:
1) согласованное во времени изучение отдельных учебных дисциплин, при котором каждая из них опирается на предшествующий терминологический аппарат и готовит обучаемых к успешному усвоению понятий последующей дисциплины;
2) необходимость обеспечения преемственности и непрерывности в развитии понятий; понятия, являющиеся общими для ряда дисциплин, должны от дисциплины к дисциплине непрерывно развиваться, наполняться новым содержанием, обогащаться новыми связями;
3) единство в интерпретации общенаучных понятий;
4) исключение дублирования одних и тех же понятий при изучении различных предметов [3].
Определяют несколько форм междисциплинарной интеграции. Одной из таких является лекция. Это живое знание, обладающее ценностями, смыслами, а не просто информация. Лектор - это и ученый, и оратор, и воспитатель. Лекция -это способ самовыражения педагога, максимально воздействующий на аудиторию. Современная лекция из-за активизации процесса обучения теряет жанровую чистоту, переходя в диалог, диспут и т.п. Но и среди таковых можно выделить:
• лекции с заранее заданной логикой и содержанием;
• лекции вариативного построения (импровизация);
• лекции с запланированными ошибками.
• бинарные лекции.
Функции современной лекции:
• информационная;
• мотивационная (интерес к науке, убеждение в теоретической и практической значимости изучаемого предмета, развитие познавательных потребностей студентов);
• организационно-ориентационная (ориентация в источниках, литературе, рекомендации по организации самостоятельной работы);
• профессионально-воспитывающая;
• методологическая (образцы научных методов объяснения, анализа, интерпретации, прогноза);
• оценочная и развивающая (формирование умений, чувств, отношений, оценок) [4].
Государственный образовательный стандарт специальности «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие» включает дисциплины «Служеб-но-боевое применение внутренних войск», «Управление службой артиллерийского вооружения», «Взрывчатые вещества и боеприпасы», «Артиллерийско-техническое обеспечение служебно-боевого применения внутренних войск», «Введение в специальность» [5]. Содержание и цели изучения этих дисциплин позволяют создать модульный интегрированный курс, целью которого является формирование профессиональных навыков, используемых в дальнейшем специалистом артиллерийско-технического обеспечения с учетом компетентностного подхода и с применением знаний, полученных в процессе изучения баллистики, аэродинамики, термодинамики и др. [6]. На рис. 1 раскрыта организация междисциплинарных связей в процессе обучения курсантов по специальности « Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие».
Рис. 1. Сетевой график подготовки специалистов по направлению подготовки 17.05.02 «Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие»
Создание модуля предъявляет обязательные требования:
- согласованность по времени изучения отдельных учебных дисциплин, при которой каждая из них опирается на предшествующую понятийную базу и создает основу успешного усвоения понятий на междисциплинарной основе;
- преемственность и непрерывность в развитии понятий, предусматривающая их непрерывное развитие, наполнение новым содержанием, обогащение новыми связями;
- единство в интерпретации общенаучных понятий;
- осуществление единого подхода к организации учебного процесса во всех компонентах модуля.
Междисциплинарная интеграция на современном этапе невозможна без информатизации образования. Одним из ее направлений является создание междисциплинарных сетевых учебно-методических комплексов, состоящих из:
• рабочей программы дисциплины;
• методических рекомендаций по выполнению практических и лабораторных работ;
• заданий для самостоятельной работы курсантов;
• тестов для контроля и самоконтроля;
• примерных вопросов для подготовки к экзамену или зачету;
• методических указаний по выполнению курсовой работы (если она входит в учебный план);
• библиографического списка и Интернет-ресурсов;
• электронного курса лекций [7];
• критериев оценки результатов обучения.
Комплекс вышеперечисленных дисциплин соответствует принципу изначальной модульности курса, так как предполагает четкую структуризацию материала, динамичность изложения, актуальность получаемых знаний, возможность для применения разнообразного дидактического инструментария, например, интегрированных лекций, семинаров и др.
Проблема состоит в том, что будущий специалист должен обладать умениями и профессиональной мобильностью оперативно реагировать на постоянно возникающие изменения в практической и научной деятельности.
Сущность междисциплинарной интеграции состоит в объединении знаний, убеждений и практических действий на всех этапах подготовки специалиста, синтез всех форм занятий относительно каждой конкретной цели образования в вузе. Можно даже утверждать, что междисциплинарная интеграция заполняет собой все пространство в обучении, но сфера ее дидактической применимости этим не ограничивается [8].
Таким образом, междисциплинарная интеграция - одно из важнейших направлений совершенствования подготовки курсантов в современном военном вузе.
Касаясь вопроса формирования инженерной культуры необходимо изначально раскрыть общее понятие культуры.
Термин «культура» понимается «как виды преобразовательной деятельности человека и общества, а также результаты этой деятельности» [9]. Профессиональная деятельность как социально-культурное явление имеет сложную структуру, включающую цель, задачи, предмет, средства, методы и результат. Составными элементами профессиональной деятельности являются: диагностическая деятельность, ориентационно-прогностиче-ская деятельность, конструктивно-проектировочная деятельность, организаторская деятельность, информационно-объяснительная деятельность, коммуникативно-стимулирующая деятельность, аналитико-оценочная деятельность, исследователь-ско-творческая деятельность.
Профессионально-инженерная культура - это определенная степень овладения человеком приемами и способами решения профессиональных инженерных задач. Для глубокого понимания ее сущности необходимо иметь в виду некоторые методологические предпосылки, раскрывающие связь профессиональной и инженерной культуры, а также особенности последней:
• инженерная культура - это профессиональная культура с ее уникальной характеристикой инженерной реальности;
• составляющими компонентами инженерной культуры являются аксиологический, технологический и личностно-творческий.
Аксиологический компонент инженерной культуры включает совокупность инженерных ценностей. В качестве инженерных ценностей выступают знания, идеи развития техники и технологии, имеющие в данный момент значимость для общества и отдельных сфер производства, интерпретация артефактов в рамках теории [10].
Технологическим компонентом инженерной культуры выступает артефакт -это искусственный продукт деятельности людей, бытие человека в том смысле, что
он вменяет свои собственные ценности артефактам техники (искусственному продукту деятельности человека) [11].
Личностно-творческий компонент инженерной культуры отражает творческое начало личности инженера. Творчество не существует вне личности, поэтому, обращаясь к проблеме инженерного творчества, необходимо учесть специфику инженерной деятельности, своеобразие проявления творческих качеств инженера [12].
Анализ структурных компонентов инженерной культуры с точки зрения их инновационности означает: выявление наличия или отсутствия в них новизны; установление повторяемости известного с несущественными изменениями; определение конкретно того, что уже известно; обнаружение дополнения известного существенными признаками; установление факта создания не что качественно нового
[13].
А.Ш. Харатян определяет инженерную культуру как целостное личностное образование профессионала, характери-зующеесязрелостью и развитостью знаний, умений и навыков, опирающихся на общетехническую подготовку и творческое аналитическое мышление, которые позволяют осуществлять высокое качество профессиональной деятельности, основанное на интериоризованном комплексе ценностных ориентации, социальной ответственности, способности к информационному профессиональному взаимодействию, и обеспечивающее профессиональную мобильность и саморазвитие личности [14; 15].
Инженерная культура реализуется через следующие составляющие:
• культуру мышления - показатель того, как деятельность интеллекта реализует творческий потенциал личности, ее способности и возможности (культура инженерного мышления - показатель того, насколько адекватно его содержание отвечает требованиям и нормам творческого решения инженерной задачи) [16];
• культуру устной и письменной речи - совокупность таких качеств, которые оказывают наилучшее воздействие с учетом конкретной обстановки и в соответствии с поставленной задачей [17];
• культуру освоения исторического наследия и его развития;
• практическую культуру - использование нормативно-правовых документов в своей деятельности;
• культуру реализации ценностных отношений к своей профессионально- инженерной деятельности;
• культуру понимания развития общественных и экономических явлений.
Проблема культуры - проблема выбора тех или иных ценностей, определяющих направленность личности. В Концепции «Модернизация образования России на период до 2010 г.» в качестве одной из основных целей названо формирование базовой культуры личности [18]. В современных условиях информатизации всех сфер жизнедеятельности человека и высшего образования актуализируется проблема формирования профессиональной инженерной культуры будущего офицера [19].
Общая профессионально-инженерная культура может быть представлена тремя понятиями: способностью, готовностью и владением инженерной деятельностью [20].
Основное содержание понятия «способность» раскрывается через систематическое осуществление самообразования, обеспечивающего непрерывный процесс пополнения профессиональных знаний; проведение научных исследований, со-
здание инновационных процессов, анализ явлений и производственных процессов, выстраивание аргументированных умозаключений и выводов; использование в работе научных методов и моделей управления инновационными процессами.
В современной ситуации инженерная деятельность обеспечивается готовностью к организации сетевого и межотраслевого взаимодействия, к анализу исследовательских задач в области профессиональной деятельности.
Содержание понятия «владение» позволяет увидеть методологическое содержание профессионально-инженерной деятельности. Оно определяется метазнаниями и метаумениями, к которым отнесем основные методы и средства работы с информацией, методы организации безопасности жизнедеятельности производственного персонала и населения [21].
Таким образом, формирование инженерной культуры курсантов военных вузов определенно может происходить только комплексе изучения дисциплин профессионального цикла, с единой целостной взаимосвязью и согласованием по времени. При этом качество междисциплинарных связей в образовательном процессе повышают уровень способности курсантов военных вузов в формировании профессиональных компетенций.
•к к к
1. Фомина М.В., Масловская С.В., Кван О.В., Чирков А.Н. Междисциплинарная интеграция в образовательном процессе вуза. - Оренбург, 2011. - С. 195-199.
2. Багдасарьян Н.Г. Профессиональная культура инженера: механизмы освоения. - М., 1998. - 260 с.
3. Новожилов В.Ю. Интеграция междисциплинарных связей как направление совершенствования образовательного процесса в военных вузах. - Новосибирск, 2014. - С. 84-89.
4. Спасенков В.В., Якименко Д.В. Междисциплинарные связи инженерной педагогики и инновационного менеджмента в развитии технического мышления студентов. - Кострома, 2013, С.195-202.
5. Федеральный государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по направлению подготовки (специальности) 170502 Стрелково-пушечное, артиллерийское и ракетное оружие (квалификация (степень) «специалист») (утв. приказом Министерства образования и науки РФ от 17.01.2011 г. №51).
6. Вишнякова Е.Г. Междисциплинарный сетевой учебно-методический комплекс как средство повышения эффективности обучения в вузе: Автореф. дис. ... канд. пед. Наук. -Волгоград, 2007. - 23 с.
7. Песчанная О.В., Песчанная И.В. Инновационная деятельность: компьютерные технологии в формировании инженерной культуры // Сборник материалов конференции. - М., 2013. 139 с.
8. Шибаев В.П. Междисциплинарная интеграция как фактор совершенствования процесса обучения в вузе. - М., 2011. - С. 1-6.
9. Энциклопедический социологический словарь // Под общ. ред. акад. РАН Г.В. Оси-пова. - М., 1995. - 988 с.
10. Чебышев Н., Каган В. Основа развития современной высшей школы. - М., 1998. -С. 17-22.
11. Васильева В.Д., Петрунева Р.М. Роль учебного инженерного проектирования в формировании проектной культуры будущего инженера // Вопр. Совр. науки и практики. №7-9(30). 2010. - С. 106-111.
12. Кирдяшкина Т.А. Психологические основы инженерной культуры // Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях модернизации российского образования: Сб. матер. - Челябинск, 2015. - С. 113-120.
13. Лачашвили Р.А., Орлова Е.В. Проект «школа инженерной культуры» // Инженерная педагогика. Вып. 17. Т. II. - М., 2015. - С. 87-94.
14. Харатян А.Ш. Формирование инженерной культуры студентов технического колледжа средствами интеграции общетехнической, информационной и профессиональной подготовки. - М., 2014. - С. 1-8.
15. Харатян А.Ш., Червова А.А. Формирование инженерной культуры студентов. - Шуя, 2009. - 139 с.
16. Кудряшова Т.Б. Вопрос о технике и/ или вопрос о культуре: какие задачи призван решать технический вуз? - Иваново, 2014. - С. 1-8.
17. Большакова З.М., Тулькибаева Н.Н. Содержание инженерной культуры // Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях модернизации российского образования: Сб. матер. - Челябинск, 2015. С. 19-22.
18. Шкитина Н.С. Эмпатийная составляющая инженерной культуры как личностной характеристики // Пропедевтика формирования инженерной культуры учащихся в условиях модернизации российского образования: Сб. матер. - Челябинск, 2015. - С. 333-337.
19. Исаев И.Ф., Ситникова М.И. Творческая самореализация учителя: культурологический подход: Учеб. пос. - М.; Белгород: БГУ, 1999. - С. 145-149.
20. Сазонова З.С., Чечеткина Н.В. Развитие инженерного мышления - основа повышения качества образования: Учеб. пос. - М.: МАДИ, 2007. - 195 с.
21. Орешников И.М. Философия техники и инженерной деятельности: Учеб. пос. - Уфа, 2008. - 109 с.