Научная статья на тему 'К вопросу совершенствования учебно-воспитательного процесса в военном вузе'

К вопросу совершенствования учебно-воспитательного процесса в военном вузе Текст научной статьи по специальности «Науки об образовании»

CC BY
82
11
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЙ ПРОЦЕСС / ВОЕННО-ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ / МОДЕЛЬ СПЕЦИАЛИСТА / КОМПЕТЕНТНОСТЬ

Аннотация научной статьи по наукам об образовании, автор научной работы — Лымарев В. Н., Полковников П. В.

В работе рассматривается технологизация процесса военно-профессионального образования в высшей военной школе.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «К вопросу совершенствования учебно-воспитательного процесса в военном вузе»

2. Башкатов Ю.М. Психология групп несовершеннолетних правонарушителей. - М.: Промитей, 1993. - 465 с.

3. Гревцева Г.Я. Гражданское воспитание школьников как фактор социализации / Г.Я. Гревцева. - СПб.: СМИО-Пресс, 2005. - 504 с.

4. Дивицына Н.Ф. Социальная работа с детьми группы риска. - М.: Книга по требованию, 2008. - 352 с.

5. Ерёменко Н.А. Деятельность социального педагога в образовательном учреждении / Н.А. Ерёменко. - М.: Корифей, 2007. - 214 с.

6. Капустина З.Я. Гражданственность как ценность культуры / З.Я. Капустина. - Псков: ПОИПКРО, 2006. - 216 с.

7. Кон И.С. Социология молодежи / И.С. Кон. - М.: Просвещение, 1988. -274 с.

8. Личность школьника как цель, объект, субъект и результат воспитания / под ред. Н.Л. Селивановой, Е.И. Соколовой. - М.; Тверь: ООО «ИПФ «Виарт», 2004. - 263 с.

9. Мордахаев Л.В. Социальная педагогика / Л.В. Мордахаев. - М.: РГСУ 2002. - 258 с.

10. Никитина Н.И. Методика и технология работы социального педагога. - М.: Книга по требованию, 2007. - 400 с.

11. Обухова Л.Ф. Возрастная психология / Л.Ф. Обухова. - М.: Академия, 2005. - 538 с.

12. Социальная педагогика: курс лекций / под ред. М.А. Галагузовой. -М.: ВЛАДОС, 2001. - 492 с.

13. Социология молодежи / под рел. Ю.Р. Вишневского, В.Т. Шапко. -Екатеринбург: УГТУ-УПИ, 2006. - 428 с.

14. Чупров В.И. Молодежь в обществе риска / В.И. Чупров. - М.: Сфера, 2007. - 197 с.

К ВОПРОСУ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА В ВОЕННОМ ВУЗЕ

© Лымарев В.Н.*, Полковников П.В.*

Пермский военный институт Внутренних Войск Министерства Внутренних Дел Российской Федерации, г. Пермь

В работе рассматривается технологизация процесса военно-профессионального образования в высшей военной школе.

Ключевые слова: образовательный процесс, военно-профессиональное образование, модель специалиста, компетентность.

* Старший помощник начальника факультета артиллерийского вооружения по учебной работе.

* Курсант факультета артиллерийского вооружения.

В настоящее время военное строительство в Российской Федерации осуществляется на фоне сложных политических, экономических, социальных и духовных процессов. Трудности экономических преобразований последних лет, потеря нравственных ориентиров значительной частью общества отрицательно сказались на морально-психологическом состоянии личного состава всех силовых ведомств Российской Федерации.

Аналогичные явления наблюдаются в военных образовательных учреждениях высшего профессионального образования внутренних войск МВД России.

Подготовка специалистов, обладающих высокими нравственными и морально-психологическими качествами гражданина и будущего офицера, стала одной из главных задач, разрабатываемых соответствующих концепций совершенствования образовательной и профессиональной подготовки офицерского состава.

Военно-профессиональное образование - это процесс, причем процесс субъектно-объектного и субъектно-субъектного взаимодействия педагогов с курсантами [2]. В процессе военно-профессионального образования отношения субъектно-объектные могут и должны переходить в отношения субъ-ектно-субъектные, когда обучаемый является полноправным участником педагогической взаимодеятельности.

В соответствии с большинством педагогических теорий военно-образовательный процесс включает обучение, воспитание и развитие, что соответствует и существующим законодательным документам [4].

В современной педагогической науке отсутствует единое мнение о понятии «обучение». Это и «взаимодействие преподавателя и обучаемого», и «передача определенных знаний», и «процесс организации учебно-познавательной деятельности» и т.д. На наш взгляд, к определению понятия «обучение» следует применять аспектный подход, как это делается к понятию «образование». При этом можно выделить два основных аспекта обучения: обучение как процесс; обучение как система.

Содержанием обучения как процесса является какая-то деятельность, которой владеет обучающий и не владеет обучаемый. В то же время обучение - это деятельность преподавателя (преподавание) и деятельность учащегося (учение). Под учением понимается целенаправленный процесс приобретения учащимся субъектом определенных знаний, умений, навыков и способов познавательной деятельности, осуществляющийся в ходе непосредственного и опосредованного познания действительности. Преподавание - это деятельность по организации, контролю и корректировке учения и руководству самостоятельной работой обучаемых.

Результатом активного целенаправленного взаимодействия между обучающим и обучаемым является формирование у обучающегося определенных знаний, умений, навыков, опыта деятельности и поведения, а также лич-

ностных качеств [3]. Основной движущей силой процесса обучения курсанта военного вуза является противоречие между возникающими у него потребностями в усвоении необходимых знаний, методов познавательной деятельности, развитии и реальными возможностями удовлетворения этих потребностей в военном вузе. Центральное противоречие проявляется в частных противоречиях между ранее усвоенным и изучаемым материалом, житейскими и научными знаниями, исследовательскими действиями и научными знаниями и т.п. Познавательные и социальные потребности являются частью ценностно-мотивационной сферы курсанта, на развитие которой должен быть направлен учебно-воспитательный процесс. Воздействия преподавателя формируют мотивацию курсанта, при этом достигаются определенные, заранее поставленные цели. Поэтому обучение можно представить и как процесс стимуляции внешней и внутренней мотивации курсанта и управления ей. При выявлении сущности обучения в учебном процессе военного вуза необходимо различать организацию обучения и собственно процесс обучения, в котором проявляется общение педагога и курсанта. Общение между собой участников процесса обучения и является его сущностью.

Целенаправленность образовательного процесса обусловливает детерминированность его компонентов. В этом смысле можно говорить о техно-логизации процесса военно-профессионального образования. Следовательно, военно-образовательная технология должна фиксировать целесообразные (желательно оптимальные) методы, способы образовательной деятельности, позволяющие достигнуть общих и частных целей военно-профессионального образования. Педагогические технологии, используя общеизвестные дидактические принципы, определяют содержание, способы и средства образования, деятельность педагога и обучаемого. К таким принципам относятся: научность, систематичность, системность и прочность обучения; единство обучения, воспитания и развития обучаемого; учет индивидуальных способностей обучаемых при коллективном характере учебного процесса и т.д. И все же существует большая разница между дидактикой и педагогическими технологиями. Дело в том, что дидактика - это теория образования (обучения) в целом, а образовательная (педагогическая) технология - это конкретное, научно обоснованное, специальным образом организованное обучение и воспитание для достижения сформулированной цели (целей). При этом цель должна быть поставлена педагогически правильно, быть диагностируемой.

Конечные цели военно-образовательного процесса определяются государством, однако для их достижения необходимо формулировать промежуточные цели этапов обучения и воспитания, цели каждого занятия. Подобное целеполагание должно осуществляться в ходе субъектно-субъектного взаимодействия педагога и обучаемого, когда полностью реализуется творческий потенциал курсанта, проявляющего собственную индивидуальность при поддержке педагога.

В свою очередь, военно-профессиональное образование - это не только ценность, система и процесс - это еще и результат. Результат военно-образовательного (учебно-воспитательного) процесса может оцениваться непосредственно, на педагогическом уровне в виде качественно и количественно оцениваемых знаний, умений и навыков, творческих, креативных и поведенческих качеств, которыми овладевает курсант в процессе получения образования соответствующего уровня и профиля. Кроме того, результат военно-профессионального образования (военно-профессиональное образование как результат) может и должен оцениваться опосредованно, на уровне военно-экономического и военно-технического потенциала армии и государства. Такая оценка проводится, прежде всего, по состоянию боевой готовности войск, способности будущих офицеров выполнять поставленные задачи, быть образцом выполнения воинского долга.

В настоящее время за основу учебных программ военных вузов взяты Государственные образовательные стандарты высшего профессионального образования родственных гражданских специальностей, которые включают требования к содержанию и уровню подготовки выпускника учреждения высшего профессионального образования. Содержание определяет минимальный объем предъявления образовательным учреждением учебного материала по направлению подготовки. Уровень подготовки фиксирует минимальный уровень освоения содержания образования. При разработке учебных программ военных вузов также используются квалификационные требования к обязательному минимуму содержания и уровню военно-профессиональной подготовки, которые являются дополнением к Государственным образовательным стандартам. Эти документы включают в себя требования к военно-профессиональной направленности дисциплин, предусмотренных государственными образовательными стандартами, и общие требования к военно-профессиональной подготовке будущих офицеров. Однако принятые новые Государственные образовательные стандарты не лишены недостатков в отношении военно-профессионального образования, в частности, главным недостатком принятых Государственных образовательных стандартов и квалификационных требований является слабое внимание к социально-психологическим и личностным качествам выпускников.

Недиагностичность, неконкретность и непедагогический подход при постановке целей военно-профессионального образования привели к тому, что: в целях учебно-воспитательных процессов военных вузов отсутствуют точные и определенные описания формируемых личных качеств курсантов, которые можно безошибочно и однозначно отделить от других качеств личности; отсутствуют методики объективного выявления и диагностирования формируемых качеств; невозможно количественное измерение формируемых личных качеств будущих офицеров и не существует шкал оценки качества образовательного процесса, опирающихся на результаты измерений.

Правильно поставленные цели военно-профессионального образования позволяют ответить на вопрос: чему учить? Ответы на вопросы: для чего учить? и как учить? дают содержание военно-профессионального образования и принципы организации образовательного процесса, соответственно. Исследования педагогической науки последних лет показали, что содержание и другие компоненты учебно-воспитательной системы определяют модель специалиста как научную основу формирования образовательных стандартов и квалификационных характеристик. Проблема разработки моделей специалистов не нова для педагогики высшей школы, ей посвящены многие научные исследования. Модель - это образец, схема физического объекта и т.д. [1]. Чаще всего модель специалиста понимается как некий идеал, хотя и достаточно упрощенный, который должен быть, достигнут при реализации вузовской подготовки, соответствующей требованиям профессиональной деятельности (в нашем случае - военно-профессиональной), а также современному уровню науки, техники и социальных отношений. В этом смысле модель специалиста - это цель и критерий результата образовательного процесса. Анализ официально принятых и разрабатываемых моделей специалистов позволяет утверждать, что все требования к специалисту можно разделить на три группы: требования к деятельности и объектам деятельности специалиста, его профессиональным знаниям, умениям и навыкам (функциональная и предметная составляющие модели); требования к личности специалиста, его социальным и психологическим качествам (личностная составляющая модели); требования к творческим (креативным) качествам специалиста (творческая составляющая модели). Таким образом, в широком плане под моделью военного специалиста следует понимать профессиональные, социально-психологические, личностные и творческие качества будущего офицера, определяющие его способность и стремление служить в войсках, добиваясь результатов, адекватных требованиям общественного и военно-технического прогресса. Нужно отметить, что целостность и интегра-тивную сущность результата военно-профессионального образования на любом уровне и в любом аспекте можно понять только на основе четкого представления о структуре и иерархии результативности образовательной деятельности, ее преемственно связанных этапах.

Таким образом, личностные качества будущего офицера, его морально-психическое состояние, мотивы военно-профессиональной деятельности наиболее проявляются на этапе достижения профессиональной компетентности. Ступень «военно-профессиональная компетентность» структурной цепочки результативности военно-профессионального образования достигается в военном вузе. Именно здесь необходимо уделять постоянное внимание формированию личностных качеств будущего офицера, его мотиваци-онной сферы. И именно поэтому так важна личностная составляющая модели военного специалиста, позволяющая оценить его военно-профессиональную пригодность и степень компетентности.

Список литературы:

1. Беспалько В.П. Психологические парадоксы образования // Педагогика. - 2000. - № 5. - С. 13-20.

2. Бондарь В., Желтобрюх С. Прогрессом движет интерес // Армейский сборник. - 2000. - № 7. - С. 73-76.

3. Лымарев В.Н., Андруник А.П. К вопросу о структуре процесса интенсификации обучения // Современные проблемы гуманитарных и естественных наук: Сб. материалов международной научно-практической конференции. - М., 2011. - С. 394-397.

4. Федеральный Закон РФ «Об образовании в Российской Федерации» № 273-ФЗ от 29 декабря 2012 г.

ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ТЕХНИКО-ТАКТИЧЕСКОЙ ПОДГОТОВКИ СПОРТСМЕНОВ, ЗАНИМАЮЩИХСЯ БОРЬБОЙ САМБО

© Магомедов А.М.*, Алибеков О.А.*, Абдулкадыров А.А.*

Дагестанский государственный педагогический университет, г. Махачкала

Данная статья - это публикация результатов исследования по проведению анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современных требований и состояния.

Ключевые слова структура, модельные характеристики, самбо, технико-тактическая подготовка.

Известно, что в процессе спортивной подготовки роль управляемой системы выполняет спортсмен [Матвеев Л.П., 1977, 1991; Платонов В.Н., 1986; Озомин Н.Г., 1970]. Это положение обуславливает необходимость проведения анализа отдельных сторон подготовленности спортсменов и, в частности, физической, специальной физической и технико-тактической подготовленности единоборцев, занимающихся борьбой самбо, исходя из ее современного состояния.

Задачи современной спортивной тренировки требуют преимущественного рассмотрения структуры подготовленности их на том уровне и на материале тех исследований, которые дают возможность представить спортивную тренировку в виде целостного объекта с установленными и развер-

* Доцент кафедры «Спортивно-педагогических дисциплин» ИФКиС «ДГПУ», к.п.н., доцент.

* Доцент кафедры «Спортивно-педагогических дисциплин» ИФКиС «ДГПУ», к.п.н., доцент. " Доцент кафедры «Физического фопитания» «ДГПУ», к.п.н., доцент.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.