Б.И. Шевченко
ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКАЯ ИНТЕГРАЦИЯ СТРАН БЛОКА НАТО: СОСТОЯНИЕ, ТЕНДЕНЦИИ, ПРОТИВОРЕЧИЯ
В статье анализируются эволюция, современные тенденции и противоречия военно-экономической интеграции, определяется ее цель и стратегические приоритеты. Важное место в анализе уделяется промышленной кооперации и специализации производства, лежащей в основе углубления международного разделения труда.
Ключевые слова: военная экономика, военная безопасность, оборонно-промышленный комплекс, военное строительство, военно-экономическая политика, военно-экономическая наука, военные расходы, военно-экономическая эффективность.
Одна из главных тенденций современного развития мировой экономики состоит в усилении значения мирохозяйственных связей на международном уровне. Знаковым явлением становится повышение роли интеграционных тенденций, научно-технических и в целом экономических взаимосвязей и взаимодействия. Межгосударственное сближение охватывает все сферы и области жизни человечества. Но наиболее ярким проявлением этого процесса является экономика, бизнес. Предпринимательская деятельность в разных странах все явственнее приобретает интернациональный характер. Военно-промышленный бизнес, будучи одной из форм международной предпринимательской деятельности, в ряде случаев является действенным средством разрешения некоторых глобальных проблем современности.
Процессы реформирования российской экономики по-новому поставили вопросы теоретического и практического осмысления
© Шевченко Б.И., 2014
экономического фактора в военном строительстве, укреплении обороноспособности и национальной безопасности государства1.
Обращение к данной проблематике тем более важно, что в условиях глобализации мировой экономики интернационализация экономической и общественной жизни затрагивает и военно-экономическую сферу, протекая неравномерно в различных странах, порождая как новые возможности, так и новые проблемы. Приобщение России к международному сообществу вызывает необходимость выработки нового мировоззрения, концепции поведения, принятия и освоения международных правил и форм игры, не забывая при этом о собственных национальных интересах.
Сущность, предпосылки возникновения и этапы развития военно-экономической интеграции стран НАТО
Военно-экономическая интеграция стран НАТО - одна из важнейших особенностей развития экономики западных государств. Ее возникновение предопределено не только ограниченностью национальных ресурсов, углублением международного разделения труда, интернационализацией хозяйственной деятельности, но и военно-политической ситуацией в странах, входящих в эту группировку.
После окончания Второй мировой войны США форсированными темпами восстановили экономический и военно-экономический потенциал стран Западной Европы. В итоге военная экономика стран НАТО вышла за рамки национальных границ, что привело к возникновению и развитию системы межгосударственных военно-экономических связей и стимулировало переход к военно-экономической интеграции государств-членов блока.
В основе интеграционных процессов лежат объективные предпосылки, связанные с потребностями развития производительных сил, интернационализацией хозяйственной жизни. Исторически наиболее четко интеграционные процессы проявились в Западной Европе. И именно здесь во второй половине ХХ столетия складывается единое хозяйственное пространство целого региона, в рамках которого формируются общие условия воспроизводства и создается механизм его регулирования.
Международную экономическую интеграцию можно определить как процесс хозяйственного и политического объединения стран на основе развития глубоких устойчивых взаимосвязей и
разделения труда между национальными хозяйствами, взаимодействия их воспроизводственных структур на различных уровнях и в различных формах.
Военно-экономическая интеграция является частью экономической интеграции, охватывающей народное хозяйство в целом. Она представляет собой процесс интернационализации военно-экономических и научно-технических взаимосвязей, как правило, в рамках определенной военно-политической группировки государств с однотипным общественным строем в целях взаимного приспособления, оптимизации военного производства.
Объективными факторами, определяющими интеграционные процессы, являются возросшая интернационализация хозяйственной жизни, углубление международного разделения труда, общемировая по своему характеру научно-техническая революция, повышение степени открытости национальных экономик.
Интеграционные процессы в экономической сфере стран Западной Европы активно развернулись после образования военно-политического блока НАТО. Рост и усложнение военно-экономических связей между странами НАТО при активном вмешательстве и участии правительств сделали реальностью процесс военно-экономической интеграции.
Сущность военно-экономической интеграции стран НАТО состоит в расширении и углублении международного сотрудничества, объединении ресурсов, регулировании военно-экономических связей между странами-участницами. Эти меры осуществляются на государственном уровне для взаимного приспособления и оптимизации военного производства в соответствии с интересами и запросами ВПК. Военно-экономическая интеграция усиливает воздействие экономики на внешнюю политику, прочнее увязывая экономику и политику блока НАТО.
В своем становлении и развитии военно-экономическая интеграция стран НАТО прошла ряд этапов, для каждого из которых характерны свои масштабы, интенсивность и направленность использования экономических ресурсов в военных целях.
Первый этап (с окончания Второй мировой войны до середины 50-х гг.) связан с послевоенным восстановлением экономического и военно-экономического потенциалов государств Западной Европы. В это время экономическое положение стран региона делало невозможным какой-либо военно-экономический обмен с более сильным партнером - США.
Американо-европейские военно-экономические связи отличались односторонней направленностью и осуществлялись главным
образом в форме военной помощи США европейским союзникам. Характерной чертой данного этапа является образование в 1949 г. военно-политической организации Североатлантического союза -блока НАТО. Основная цель данного союза заключалась не только в рационально-хозяйственном экономическом отношении, но и в концентрации сил против СССР и его союзников.
На этом этапе доля стран Западной Европы в американских поставках оружия иностранным государствам составляла 60-70 %. Что касается экономической формы реализации военной «помощи» в этот период, то она предоставлялась практически безвозмездно.
Второй этап (с середины 50-х гг. до середины 60-х гг.) характеризуется созданием экономических группировок, и прежде всего Европейского экономического сообщества (ЕЭС), на базе которого в последующем формировалась военно-экономическая интеграция НАТО.
В многомиллиардных суммах, затраченных США на военно-экономическую поддержку западноевропейских стран НАТО, нашла свое проявление невиданная прежде военно-политическая солидарность этих стран. Вместе с тем углубляющийся кризис американского платежного баланса в эти годы внес существенные коррективы в систему оказания помощи странам Западной Европы. Конгресс США принял решение о поэтапном сокращении безвозмездной военной помощи. Ставка делается на продажу лицензий для производства вооружения. Однако производить дорогостоящее вооружение в одиночку было не под силу странам Западной Европы. Они вынуждены были кооперировать свои усилия для совместного производства вооружения по американским лицензиям, хотя эти процессы происходили по-разному. Так, Франция и Великобритания смогли наладить полномасштабное производство вооружения в основном на базе собственных разработок, в то время как другие государства (ФРГ и Италия) пошли по пути организации лицензионного производства американских систем оружия.
В дополнение к односторонне ориентированным связям США со странами Западной Европы возникли новые: ФРГ - Франция; ФРГ - Великобритания; Франция - Великобритания; Франция - Италия и т. д. Наряду с реализацией двусторонних проектов активно развивались многосторонние военно-технические связи, к которым подключились Бельгия, Нидерланды, Испания, Норвегия, Турция, Греция, Португалия и другие страны.
Третий этап (середина 60 - начало 80-х гг.) - этап развертывания полномасштабного военно-технического сотрудничества европейских стран НАТО, распространяющегося на все этапы
жизненного цикла систем оружия: от разработки технических требований до материально-технического обеспечения принятых на вооружение образцов.
Зародившаяся на рубеже 50-60-х гг. военно-промышленная кооперация становится преобладающей формой военно-экономической интеграции в НАТО. Особенность этого этапа развития военно-экономической интеграции НАТО состоит в том, что происходит дальнейшая консолидация сил стран Западной Европы (образовались: Западноевропейский союз, Еврогруппа) в производстве качественно новых видов вооружения независимо от США. Более того, страны европейского региона НАТО преследуют цель - сократить «технологический разрыв» между США и Западной Европой, а также играть более самостоятельную роль в этом блоке.
Подтверждением этому является реализация крупнейших европейских программ разработки и производства военных самолетов Бреге 1150 «Атлантик», «Торнадо», «Трансалл» и др.
Современный четвертый этап характеризуется выходом военно-экономической интеграции за рамки блока, использованием межгосударственных программ разработки и производства вооружений для усиления позиций ведущих стран НАТО на мировом рынке оружия.
На этом этапе достигнут качественно новый уровень развития военно-промышленной кооперации. Она не ограничивается объединением оборонных комплексов отдельных государств, расширением взаимосвязей в сфере военных НИОКР, но и предполагает долгосрочное планирование в области межстрановой кооперации военного производства и создание объединенного регионального рынка оружия.
Созданные наднациональные органы управления, планирования военного производства в рамках НАТО осуществляют координацию деятельности по созданию не только отдельных образцов вооружения, но и целого их семейства.
Современные тенденции и противоречия в развитии военно-экономической интеграции стран НАТО
На развитие военно-экономической интеграции стран НАТО в последние годы существенное влияние оказали как политические, так и собственно экономические факторы.
К политическим факторам следует отнести:
- изменение геополитической ситуации в Европе и многих регионах мира;
- окончание «холодной войны» как фактор, изменивший ситуацию в вопросе реализации совместных военных и политических проектов стран НАТО;
- открывшиеся возможности для политического диалога в военной сфере между НАТО и Россией.
К экономическим факторам относятся:
- рост стоимости систем оружия и отсутствие монополии одного государства-члена НАТО на весь спектр высоких технологий;
- растущее значение европейских межгосударственных производственных и научно-технических программ, создающих благоприятные условия для дальнейшей военно-промышленной и научно-технической кооперации;
- определенная независимость рынка вооружений западноевропейских стран НАТО от ВПК США;
- угроза потери ключевых технологий и ослабления военно-промышленного потенциала в результате сокращения бюджетного финансирования ВПК стран НАТО.
Все это обусловливает сохранение двух основных тенденций, присущих военно-экономической интеграции стран НАТО с момента его создания:
первая - центростремительная, определяемая военно-политическими и военно-экономическими факторами, усиливающими интеграционные процессы;
вторая - центробежная, вызванная противоречиями между узконациональными интересами и блоковой стратегией, требующей подчинения национальных интересов каждой страны интересам всего союза.
Эти тенденции и противоречия по-разному проявляются в различных сферах интеграции, и одновременно они тесно связаны между собой.
Выделяются долговременные причины, усиливающие центростремительную тенденцию. Среди них:
- процесс интернационализации производства и, как следствие, переплетение народно-хозяйственных структур;
- военно-промышленная кооперация европейских стран НАТО, способствующая созданию общеевропейского ВПК и рынка вооружений;
- усложнившиеся межгосударственные и межфирменные связи стран НАТО, объективно требующие взаимного со-
гласования направлений стратегического планирования на 15-20 лет вперед.
В то же время чем интенсивнее развивается сотрудничество стран НАТО в политическом, военно-промышленном и военно-техническом направлениях, тем с большим количеством объективных и субъективных проблем они сталкиваются.
Отмечаются две группы противоречий внутри самого блока НАТО: противоречия между европейскими странами НАТО; противоречия между еврогруппой блока НАТО и США.
Последние существовали и раньше, но в современных условиях, в связи с расширением блока за счет восточноевропейских стран, а также за счет реализации экономических интересов Западной Европы и усиления ее позиций на мировом рынке вооружений, правительство США вынуждено проводить протекционистскую политику по ограничению доступа европейских фирм на внутренний рынок вооружений2. В свою очередь европейские партнеры США по НАТО все настойчивее пытаются противостоять диктату США, создать общеевропейский рынок оружия. С конца 70-х гг. опережающими темпами развивается европейская военно-промышленная интеграция, а в первое десятилетие XXI столетия она получила дополнительный импульс благодаря принятию восточноевропейских стран в ЕС. Военно-экономическая интеграция европейских стран НАТО наиболее активно развивается в рамках Западноевропейского союза (ЗЕС). В соответствии с декларацией о ЗЕС, принятой в качестве приложения к основному тексту Маастрихтского договора, он призван быть также «средством укрепления европейской опоры в Атлантическом союзе»3. Январская и декабрьская (1994 г.) сессии Совета НАТО одобрили деятельность ЗЕС в этом качестве и выразили поддержку европейской идентичности в сфере безопасности и обороны. Тем самым был открыт путь для тесного и расширяющегося сотрудничества между НАТО и ЗЕС на основе согласованных принципов взаимодополняемости и открытости.
Основной целью союза, наряду с военно-политической интеграцией стран Западной Европы, является формирование единого военно-промышленного комплекса, достаточно конкурентоспособного по отношению к США, для чего создано Европейское агентство по вооружению.
Стремление повысить роль ЕС потребовало проведения ряда мероприятий. В 1993 г. было признано целесообразным расформировать Еврогруппу НАТО и Независимую европейскую группу программирования (НЕГП) и одновременно создать в рамках
ЗЕС Западноевропейскую группу вооружений (ЗГВ) с передачей последней основных функций НЕГП. На нее возлагалось решение следующих задач:
- руководство долгосрочной программой сотрудничества европейских стран в области развития военных технологий «ЕВКЛИД» и входящими в нее конкретными проектами;
- оценка возможностей реализации перспективных проектов систем оружия.
В настоящее время все вопросы координации разработки, производства и реализации систем ВВТ в Европе возложены на Европейское агентство по вооружению.
Увидеть действие двух основных тенденций и противоречия в развитии военно-экономической интеграции стран НАТО можно, рассмотрев два основных направления сотрудничества: военно-техническое и военно-промышленное.
Говоря о первом, следует отметить, что военно-техническое сотрудничество между странами НАТО привело к относительно самостоятельному процессу военно-технической интеграции, которая является одной из сторон военно-экономической интеграции. Военно-техническая интеграция - это процесс интернационализации научно-технических и военно-технических взаимосвязей в рамках определенной военно-политической группировки в целях оптимизации военного производства, стандартизации вооружения, снижения издержек в развитии военных технологий, технологий «двойного назначения», использования этих технологий ВПК стран блока при создании вооружения и военной техники нового поколения.
Межгосударственные производственные программы в НАТО чаще всего организуются на многосторонней основе4. Военно-промышленное сотрудничество осуществляется в следующих основных формах:
- подрядная кооперация;
- лицензионное производство;
- совместное производство (как на лицензионной основе, так и на базе совместных разработок).
Простейшей формой военно-промышленного сотрудничества является подрядная кооперация, которая, как правило, имеет место при невозможности обеспечить требуемый технический и технологический уровень производства комплектующих изделий в установленные сроки национальными фирмами и при наличии за рубежом соответствующих разработок и производственной базы, обеспечивающей применение передовых технологий. Так, Великобритания закупает в ФРГ двигатели для выпускаемых в стране
авиационных ракет АЛАРМ, Бельгия поставляет комплектующие изделия к французским истребителям «Мираж», Нидерланды -к боевым самолетам немецкого производства. Обычно стоимость субподрядных работ, выполняемых зарубежными фирмами, не превышает 20% общих затрат на программу.
Лицензионное производство предполагает закупку у зарубежных фирм технической документации (ноу-хау), позволяющей организовать выпуск разработанного за рубежом образца, лицензии на изготовление этого образца и оборудования, обеспечивающего возможность использования соответствующих технологий.
Передача лицензий на производство ВВТ происходит в НАТО на основе межгосударственных соглашений с определением порядка и размеров выплат, срока действия лицензии, правовых вопросов, регламентирующих взаимоотношения лицензиата с лицензиаром и с третьими странами.
Организация лицензионного производства иностранной техники способствовала развитию в послевоенные годы военной промышленности ФРГ, Италии, Бельгии, Нидерландов и многих других европейских стран НАТО.
В 80-е гг. Великобритания и Италия освоили выпуск франко-западногерманских ПТРК «Милан», Испания - ЗРК «Роланд» и западногерманских боевых вертолетов ВО-105 Р. В Италии было организовано лицензионное производство западногерманских танков «Леопард-1». США закупили лицензии на выпуск британских самолетов вертикального взлета и посадки «Харриер», итальянских корабельных и германских танковых пушек.
Высшей формой организации лицензионного производства ВВТ в НАТО является совместное производство на лицензионной основе, как правило, американского вооружения. В начале 60-х гг. ФРГ, Италия, Бельгия и Нидерланды приняли участие в программе производства американских истребителей Б-104 «Старфайтер». Затем правительства ФРГ, Бельгии, Италии, Нидерландов, Дании и Норвегии подписали соглашение о принятии на вооружение американских корабельных ЗРК «Си Спарроу» (1968 г.). В 1977 г. началась организация совместного производства УР класса «воздух-воздух» «Сайдвиндер» военно-промышленными фирмами ФРГ, Великобритании, Италии и Норвегии. В программе создания системы АВАКС для вооруженных сил НАТО в Европе приняли участие США, ФРГ, Италия, Бельгия, Дания, Норвегия, Португалия, Греция, Люксембург, Турция и Канада.
ФРГ и Италия организовали совместное производство американских авиационных ракет «Мейверик» класса «воздух-земля».
В настоящее время Германия, Франция, Великобритания и Италия выпускают американские РСЗО МЬИБ; Германия, Турция, Нидерланды и Греция - зенитно-ракетный комплекс «Стингер», подписав соглашение с правительством США о приобретении лицензии фирмы «Дженерал дайнэмикс» на выпуск этих комплексов. За реализацию программы отвечает Федеральное ведомство военной техники и закупок министерства обороны ФРГ.
Наиболее приоритетным направлением военно-промышленного и военно-технического сотрудничества стран НАТО становится совместное производство на базе совместных разработок. Начало такого сотрудничества положено созданием базового патрульного самолета Бреге 1150 «Атлантик». Для разработки и производства самолетов был образован первый западноевропейский международный военно-промышленный консорциум, в состав которого вошли фирмы Франции, ФРГ, Италии, Нидерландов и Бельгии.
К одному из крупнейших совместных проектов, имеющих военную направленность, необходимо отнести осуществляемую с 1986 г. европейскую программу «ЕВКЛИД» - долгосрочной кооперации в области оборонной тематики, к которой относится около 160 проектов.
Цели «ЕВКЛИДа»:
- создание более открытого для конкуренции рынка оружия и военных технологий в пределах европейского сообщества;
- поддержка интенсивного обмена технологиями военного значения среди стран-участниц ЗГВ для структурного совершенствования и рационализации их военной промышленности, в том числе оказания целенаправленной помощи странам с менее развитой военной промышленностью;
- укрепление сотрудничества в области разработки и производства современного вооружения и тесная интеграция военно-научного и военно-технического потенциала европейских стран.
На 50 крупнейших проектов военной направленности данной программы ежегодно расходуется около 140 млрд дол.
В условиях резкого обострения конкурентной борьбы программы лицензионного производства ВВТ все активнее используются для усиления позиций на мировом рынке оружия. В целях проникновения на дальневосточный рынок авиационной техники германский концерн «Даймлер-Бенц-Аэроспейс» пошел на организацию программы совместной разработки и производства многоцелевого вертолета ВК-117 с японской фирмой «Кавасаки дзюкоге». В 1985 г. подписано соглашение о совместной разработке германско-индий-
ского многоцелевого вертолета ЛЬЫ. Итальянские фирмы «Але-ния» и «Аэрмакки» привлекли в 1980 г. к совместной разработке штурмовика АМХ бразильскую компанию «Эмбраэр». Не имея опыта проектирования тяжелых вертолетов и стремясь противостоять США, западноевропейское объединение «Еврокоптер С.А.» проявило заинтересованность в сотрудничестве с российскими вертолетостроителями в создании вертолета МИ-38.
Расширение и углубление научно-технических и производственных связей в рамках НАТО обеспечивают повышение уровня стандартизации вооружений, создают предпосылки для надежного взаимодействия вооруженных сил союзных государств в вооруженных конфликтах, позволяют более эффективно использовать выделяемые на нужды совместной обороны финансовые средства, расширяют технологическую базу военного производства, способствуя созданию и принятию на вооружение стран НАТО сложнейших систем оружия.
Реализация каждой стадии регулируется межправительственными соглашениями - меморандумами о взаимопонимании. Меморандумы определяют цели и масштабы взаимодействия в рамках конкретных программ, оговаривают ответственность и полномочия каждого из партнеров, а также распределение работ между странами как в сфере НИОКР, так и в производстве.
Подготовка всех межгосударственных программ разработки и производства вооружений включает создание руководящих органов на двух уровнях: официальном и промышленном. Официальный уровень образует межправительственные органы с участием представителей министерств обороны и видов вооруженных сил. Проекты, разрабатываемые под эгидой НАТО, получают статус «ПРОЕКТОВ НАТО». Для непосредственной реализации программ на официальном уровне образуются руководящий и исполнительный комитеты. Как правило, в руководящем комитете образуется совет директоров, в исполнительном - отделы или группы: административные, договорно-финансовые, планирования, производства, материально-технического обеспечения и обучения.
Промышленный уровень включает генерального подрядчика, подрядчиков и субподрядчиков. В качестве генерального подрядчика могут быть утверждены либо одна из фирм стран-участниц проекта, либо международный консорциум, либо специально созданная фирма. Подбор подрядчиков и субподрядчиков осуществляется с учетом предварительного согласования перечня работ с обязательным их закреплением за конкретными государствами-участниками проекта.
Сложились три основные формы организации межгосударственных программ производства оружия и военной техники: выделение ведущего партнера, сотрудничество на приоритетных началах и на основе интеграции.
В случае выделения ведущего партнера одна из стран принимает на себя всю полноту ответственности за организацию и руководство ходом реализации межгосударственной производственной программы и определяет в качестве генерального подрядчика одну из национальных военно-промышленных фирм. В выполнении подрядных работ принимают участие фирмы всех стран-партнеров.
При сотрудничестве на приоритетных началах создается структура управленческих органов, обеспечивающая равное представительство и участие в руководстве проектом всех сотрудничающих государств.
Высшей формой организации межгосударственного военно-промышленного сотрудничества является сотрудничество на основе интеграции. В этом случае государства-партнеры создают независимые административные органы и промышленные фирмы, отвечающие за разработку и производство систем оружия. Эти органы правомочны подписывать контракты и несут полную ответственность, включая финансовую, за ход выполнения всех работ. По такому принципу осуществлялись программы разработки и производства истребителей «Торнадо», ПТРК «Хот» и «Милан». Такой подход упрощает процедуру распределения заказов и ответственности. Все страны оказывают равное влияние на ход выполнения программы, активизируется обмен патентами и лицензиями.
В национальном масштабе ответственность за реализацию межгосударственных программ возложена на соответствующие органы министерств обороны стран НАТО. В министерстве обороны Великобритании эти задачи решает отдел совместных программ главного управления закупок вооружения, во Франции - аппарат генерального уполномоченного по оружию, в ФРГ - Федеральное ведомство военной техники и закупок.
При размещении заказов в рамках межгосударственных производственных программ используются два подхода:
- распределение работ согласно узкой специализации партнеров на выпуске строго ограниченной номенклатуры комплектующих изделий;
- дублирование выпуска несколькими странами, что ведет к увеличению финансовых издержек, но обеспечивает фактическую независимость национального производства от кооперационных поставок из-за рубежа.
Второму подходу к организации производства отдают предпочтение США. В Западной Европе в качестве основного принципа распределения заказов выступает узкая специализация. Так, при совместном выпуске ракетных систем Францией и ФРГ французская фирма «Аэроспасьяль» специализируется на разработке и производстве основных систем ракет и их окончательной сборке, германская МББ - на разработке и выпуске пусковых установок и боеголовок ракет.
Наряду со значительными преимуществами международное разделение труда в области военного производства имеет и существенные недостатки. Возрастает не только общая стоимость, но и сроки выполнения межгосударственных программ разработки производства вооружения стран, участвующих в проекте. Многоступенчатая структура управления, многочисленность межправительственных и межфирменных органов управления существенно снижают уровень его оперативности. Немалые трудности возникают на этапе концептуальной проработки проекта. Вооруженные силы каждой страны предъявляют к образцу ВВТ свои, нередко взаимоисключающие, требования. Учет этих требований ведет иногда к излишнему усложнению систем оружия, росту их стоимости, снижению конкурентоспособности на мировом рынке. Довольно сложной является и проблема финансирования производственных программ, в том числе в связи с различным уровнем инфляции по странам. Однако в целом совместная разработка и производство ВВТ имеет объективные преимущества, что обусловливает дальнейшее развитие этого направления военно-технического сотрудничество в НАТО5.
Общую направленность политики военно-экономического сотрудничества в рамках блока определяют его высшие органы -Совет НАТО и Комитет военного планирования.
Непосредственно ответственность за организацию и координацию межгосударственных программ разработки и производства ВВТ в рамках НАТО несет Конференция национальных директоров по вооружению. На ее заседаниях вырабатываются рекомендации по долгосрочной политике НАТО в области вооружений, анализируется ход выполнения совместных программ разработки и производства ВВТ, обсуждаются возможности реализации перспективных проектов в области НИОКР. Реализация конкретных научно-исследовательских и производственных программ возлагается на специально создаваемые с этой целью рабочие группы. Основные и специализированные группы руководят работой порядка 250 временно создаваемых подгрупп, комиссий, рабочих или исследовательских групп.
Очевидно, что США, как и их европейские партнеры, преследуют свои собственные, подчас диаметрально противоположные цели. Если США стремятся посредством углубления сотрудничества укрепить свое лидерство в НАТО, осуществить стандартизацию обычных вооружений блока на основе американских образцов, то руководство западноевропейских стран предполагает, в свою очередь, добиться большего равноправия по отношению к США, ограничить присутствие американских корпораций на европейском рынке оружия, получить доступ к новейшим американским технологиям6.
Несмотря на достаточно серьезные противоречия в отношении целей сотрудничества, военно-экономическая интеграция стран НАТО значительно усиливает военную мощь государств этого блока. Именно западноевропейские интеграционные процессы в сфере военного производства дали толчок такой форме сотрудничества этих стран, как межгосударственные военно-промышленные консорциумы. Руководство стран блока НАТО не отказывается от идеи создания такого оружия, которое позволило бы закрепить свои позиции на мировой арене, получить политические, экономические и военные выгоды.
Механизм военно-экономического сотрудничества в НАТО характеризуется многофункциональностью и гибкостью. Это создает предпосылки для повышения эффективности использования материальных и финансовых ресурсов в сфере НИОКР, производства и закупок ВВТ, развития инфраструктуры, расширения масштабов стандартизации и унификации вооружений, повышения мобилизационной готовности военной экономики стран-членов блока. Усиление интеграционных процессов в Европе обусловило перестройку механизма военно-экономического сотрудничества западноевропейских стран. Опыт стран Североатлантического блока показывает, что организации совместных программ предшествует подписание межправительственных соглашений, в которых определяются цели и масштабы взаимодействия, ответственность и полномочия партнеров, условия совместного финансирования и распределения работ.
Таким образом, опыт организации межгосударственного сотрудничества в области разработки и производства вооружений свидетельствует о том, что военно-экономическая интеграция возникает, как правило, на основе военно-политического союза государств. Существенными предпосылками ее развития являются относительное равенство технического уровня и географическая близость потенциальных партнеров.
Примечания
Подробнее см.: Военно-экономический анализ в экономике военного строительства: современные проблемы и тенденции развития / Под ред. С.Ф. Викулова. М.: Военное изд-во, 2007; Пожаров А.И. Военная экономика России: история и теория. М.: ВФЭУ, 2005.
Weidenbaum M. The Changing Structure of the US Defense Industry // Orbis. 2003. Vol. 47. № 4; Velocci A.L. Roche Drops a Bombshell: U.S. Industry Overconsolidating // Aviation Week & Space Technology. 2002. Vol. 156. Issue 23. См.: Европейский союз: Прошлое, настоящее, будущее: Единый европейский акт. Договор о европейском союзе. М.: Право, 1994.
См.: 2009 Industry Outlook: Aerospace & Defense. Challenging Times, Emerging Opportunities [Электронный ресурс] // Deloitte. URL: http://www.deloitte. com/assets/Dcom-Venezuela/Local%20Assets/Documents/ve_cb&at20090ut-lookAerospace&Defense_300309.pdf (дата обращения: 25.10.2013). См.: Younossi O. et al. Lessons Learned from the F/A-22 and F/A-18E/F Development Programs. Santa Monica, CA: RAND Corporation, 2005. См., например: Толкачев С.А. Развитие военно-промышленных корпораций США в 2000-е гг. [Электронный ресурс] // Капитал страны: Федеральное интернет-издание. URL: http://kapital-rus.ru/articles/article/177018 (дата обращения: 17.09.2013); Он же. Реструктуризация и консолидация оборонной промышленности США // США - Канада: экономика, политика, культура. 2001. № 1.
3
4
5
6