УДК 338.245:339.9 78.75.45
ТРАНСФОРМАЦИЯ ВОЕННО-ТЕХНИЧЕСКОГО СОТРУДНИЧЕСТВА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Константин Георгиевич Буневич, канд. экон. наук, доц., зав. кафедрой финансов и кредита E-mail: [email protected] Московский университет им. С.Ю. Витте http://www.muiv.ru
В статье рассматриваются тенденции современного мирового рынка вооружений. Анализируются направления военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. Обосновывается новое содержание понятия «военно-техническое сотрудничество» с учетом реализуемой Российской Федерацией экономической и научно-технической политики.
Ключевые слова: военно-техническое сотрудничество, глобализация, рынок вооружений, кооперация, разработка и производство продукции военного назначения.
Процесс глобализации повлек за собой серьезные изменения в организации мирового военного производства. Основные из них заключались в стремительной консолидации производителей вооружения и военной техники (ВВТ) и стремлении компенсировать потери за счет увеличения поставок военной техники за рубеж. Кроме того, под влиянием международной специализации в последние десятилетия более интенсивно стали проходить процессы меж-Щ государственной кооперации при разработке и создании новых ^L образцов ВВТ. После окончания «холодной войны» объем военного производства существенно сократился. Однако само Як. производство стало более структурированным и поляризован-
К.Г. Буневич ным. Например, в США наблюдались попытки решить проблему сокращения спроса на военно-техническую продукцию на внутреннем рынке страны, увеличением поставок вооружений на экспорт, в результате чего США, которые и так занимали доминирующее положение на рынке вооружений, существенно упрочили свои позиции. В настоящее время более 55% всех вооружений выпускается американскими компаниями [1].
При анализе фактических поставок российских вооружений в течение последних лет наблюдается, что имеющийся пакет заказов на поставку российского вооружения и военной техники за рубеж реализуется лишь наполовину. Очевидно, что высокий процент нереализованных контрактов отрицательно сказывается на имидже отечественных производителей и свидетельствует о низком лоббистском потенциале нашего государства. Такой сценарий развития событий соответствует принципам и целям глобализации: наиболее развитое в экономическом и технологическом плане государство в условиях открытых экономик легко одерживает победу над отстающими в развитии конкурентами и становится основным поставщиком большинства высокотехнологичных товаров в мире.
Мировой рынок вооружений - сложная система международных военно-экономических связей. Торговля оружием позволяет экспортерам не только получать прибыль, но и воздействовать на военно-политическую обстановку в различных регионах мира, на политический курс стран-импортеров; наращивать совокупный потенциал союзных государств; испытывать новые образцы вооружения; обеспечивать загрузку производственных мощностей военной промышленности.
Например, ведущие военные экспортеры, прежде всего США, всячески наращивают усилия по увеличению экспорта военной продукции производимого в соответствии с доктринальными и стратегическими установками. Правительство рассчитывает
на расширение американского присутствия за рубежом, сохранение и наращивание технологического превосходства США в производстве вооружений.
Мировой рынок вооружений также имеет и ряд особенностей. В отличие от обычных внешнеторговых связей, экспорт вооружения и военной техники, как правило, сильно «привязывает» страны-импортеры к поставщикам. Покупатели оружия вынуждены впоследствии обращаться за сервисным обслуживанием, поставками запасных частей и боеприпасов, модернизацией приобретенных ранее образцов и т.д., поэтому между поставщиками и покупателями заключаются сделки на длительный период.
Очевидно, что в развитии мирового рынка продукции военного назначения (ПВН) происходят изменения структурного характера. Государства предпочитают перейти от импорта вооружений к импорту технологий их производства и к приобретению новейших высокотехнологичных видов вооружений и военной техники. Поэтому характерной тенденцией становятся поставки не только готовых изделий, но и запасных частей, продажа лицензий на производство новейших образцов, заключение соглашений, предусматривающих модернизацию военной техники, создание инфраструктуры по ее обслуживанию. Финансовые трудности, испытываемые многими импортерами, заставляют их ориентироваться на закупки более дешевой продукции и на участие в совместном производстве (например, сборке из импортных комплектующих), добиваться уступок при заключении контрактов. Импортеры выдвигают дополнительные условия по предоставлению льготных кредитов, заключению бартерных соглашений. Осуществляются поставки на условиях лизинга, например, Испания и Тайвань взяли в лизинг американские фрегаты и десантные корабли [2].
В этой связи Россия имеет возможность упрочить или сохранить лидирующие позиции в поставках авиационной и бронетанковой техники, которая зачастую по своим технико-тактическим характеристикам превосходит зарубежные аналоги. В частности, имеются в виду истребители Су-27, тактические истребители МиГ-29, системы ПВО С-300 и Антей-2500, российские боевые машины пехоты БМП-2 и БМП-3. К тому же следует всесторонне оценивать и то обстоятельство, что во многих странах мира накопилось значительное количество оружия советского и российского производства на общую сумму 200 млрд долл. [3]. Половину мировой тактической авиации составляют самолеты советского производства или машины, изготовленные на их основе. Поставки запасных частей, развитие систем обслуживания, решение задач по модернизации уже имеющихся у ряда стран российской техники и вооружения - одно из перспективных направлений отечественного военного экспорта (если учесть, что на такие виды экспортной деятельности уже приходится до одной трети стоимости всех заключенных на мировом рынке контрактов).
Как СССР, так и Россия первоначально самостоятельно разрабатывали, производили и экспортировали продукцию военного назначения. В результате внешние военно-экономические связи сводились к торговле оружием, при которой Россия вступала в отношения с другими государствами только в ходе продажи своих вооружений. В настоящее время Россия, как и многие другие страны, не всегда может самостоятельно осуществить разработку и производство некоторых перспективных дорогостоящих систем вооружения. В связи с этим ей приходится привлекать партнеров для создания систем оружия следующего поколения или хотя бы ключевых вооружений, которые позволят ей гарантировать национальную безопасность. Выгода каждого из государств от системы партнерства заключается в рациональном использовании преимуществ сотрудничества.
Экономически развитые страны Западной Европы давно уже осознали преимущества и значимость совместных усилий при разработке и производстве современных вооружений. Основной мотивацией такого сотрудничества являются экономические аспекты. По оценкам специалистов, участие в совместном производстве 3-4 государств снижает затраты каждого из государств в 1,7-2 раза по сравнению с затратами в случае самостоятельной разработки проекта одним государством [2].
Лицензии являются действенным методом привязывания покупателя к технологиям производителя - более тесного, чем поставка ВВТ, так как возникает методологическая зависимость, зависимость по горюче-смазочным материалам, способам измерения и т.д.
Например, канадское военное производство рассматривается не изолированно, а в рамках «североамериканской военно-промышленной базы». В западноевропейском регионе такие крупные страны, как Франция, Великобритания, ФРГ, Италия, прибегают к различным формам объединения усилий - от международной подрядной кооперации до создания совместных компаний и международных консорциумов - и пытаются сформировать единый западноевропейский рынок военной продукции [4].
В этих условиях становится объективной необходимостью поиск путей расширения участия России в международном разделении труда в военно-экономической сфере, в организации совместного с другими государствами выполнения программ разработки и производства современных сложных и дорогостоящих систем оружия. Объективные факторы - рост технической сложности и стоимости современных систем оружия с одной стороны и сокращение экономических возможностей России с другой - заставляют сделать вывод, что в нынешней ситуации России в одиночку сложно создать комплекс средств вооруженной борьбы, надежно гарантирующий национальную безопасность.
По мнению Президента РФ, «вопрос совместной разработки и производства с другими странами продукции военного назначения должен быть переведен в практическую плоскость. Мы сегодня далеко не все объекты военно-технического сотрудничества готовы делать сами. При том, что у нас очень хороший потенциал, кооперация всегда необходима» [5].
Подобная кооперация дает возможность адаптации продукции в соответствии с требованиями иностранных заказчиков, а также повод для обмена идеями. Как отметил глава государства, это одна из перспективных форм сотрудничества, позволяющая в кризисных условиях снизить финансовые затраты, а также активизировать научно-технические связи.
Поставка за рубеж военной техники - специфический процесс долговременного сотрудничества. При реализации заказов выполняются обязательства по обучению персонала, созданию инфраструктуры, ремонту, модернизации проданной техники, в том числе совместным разработкам. Приобретая у России оружие, государство-покупатель доверяет главное - свою безопасность, а в конечном счете независимость и целостность своей страны. Такое государство на долгие годы становится нашим союзником как в военно-политической, так и в экономической сферах.
Таким образом, военно-техническое сотрудничество - это не только способ продвижения и закрепления нашей страны на оружейных рынках, но и инструмент восстановления влияния России в различных регионах мира, реализации нашей внешнеполитической и внешнеэкономической политики.
Как уже отмечалось, в современных условиях немногие страны способны производить всю номенклатуру военной техники - от корпуса и двигателя до оружия и электронной начинки. Но из-за многократного усложнения оружия с каждым годом делать это все труднее и дороже, потому и возникла межгосударственная кооперация не только в производстве, но и в разработке новых образцов. Практика показала, что зачастую это и быстрее, и дешевле. Примером может служить программа сотрудничества России и Индии по истребителю пятого поколения и среднему военно-транспортному самолету. В результате расширился рынок сбыта, где в одном сегменте страны-разработчики или производители действуют сообща, продвигая совместную продукцию. По заявлению министра обороны Индии А. Энтони, «его страна будет развивать сотрудничество преимущественно с государствами, заинтересованными в совместном проектировании, разработке и производстве военной продукции» [5].
Еще одним фактором, влияющим на расширение международной кооперации, становятся растущие запросы покупателя. Так, идя навстречу пожеланиям ВВС Малайзии, на истребитель Су-30МКМ были установлены бортовые приборы французских,
немецких и южноафриканских фирм; а при выполнении индийского заказа танки Т-90 были оснащены французскими тепловизорами.
Вместе с тем руководство «Рособоронэкспорта» достаточно четко придерживается государственной позиции в сфере ВТС, отмечая, что сейчас проводится наступательная маркетинговая политика, выстраиваемая на основе анализа интересов и запросов наших потенциальных клиентов на протяжении всего жизненного цикла поставляемого вооружения и военной техники. В частности, растет качество послепродажного обслуживания, уровень подготовки специалистов, экспорт запчастей, в странах-импортерах создаются инфраструктура, центры обучения и переподготовки персонала. Внедряется гибкая ценовая политика с применением разнообразных форм расчетов с учетом финансовых и экономических возможностей стран-импортеров, используются оффсетные программы и бартер. А стратегия у нас одна - увеличение экспорта, отсюда и содержание тактики: поиск новых партнеров, укрепление и расширение старых связей. И уступать мы не собираемся [6].
В то же время существующие политические факторы, обусловливающие объективную необходимость государственного управления военно-техническим сотрудничеством, имеют во многом экономическую основу. Так, получение немалых доходов от экспорта вооружений - это краткосрочные экономические интересы, но существуют и долгосрочные экономические интересы.
Если поставки вооружений и военной техники осуществляются в страны, например такие, как Индия, Малайзия или Индонезия, имеющие мощные или значительные финансовые ресурсы, но не имеющие развитой производственной и технологической базы для выпуска собственного оружия, возникает зависимость покупателя от продавца. Экономическая зависимость такого характера обусловлена высокой ценой потребления специфичного товара - вооружения и военной техники. Большая часть цены потребления продукции военного назначения приходится на дальнейшее послепродажное обслуживание, ремонт и модернизацию поставленной техники. Такого рода длительные экономические отношения обеспечивают большие возможности реализации долгосрочных политических интересов экспортера.
Современное военно-техническое сотрудничество России с иностранными государствами является мощным фактором наращивания военно-экономического потенциала и безопасности государства, повышения эффективности военной экономики, ее устойчивости и живучести и должно стать фактором существенного расширения военно-экономических возможностей страны.
В сфере военно-технического сотрудничества определяющую роль играют международные договоры и соглашения Российской Федерации, а также договоренности, в которых Россия выступает в качестве государства-правопреемника СССР.
В этих документах определяются объем и основные направления сотрудничества в военно-технической сфере, зависящие от многих исторических, политических, географических и экономических факторов. Так, например, в Соглашении между Правительством Российской Федерации и правительством Республики Беларусь о военно-техническом сотрудничестве закреплено, что двустороннее сотрудничество в военно-технической сфере развивается путем сохранения и развития сложившихся кооперативных связей при разработке и производстве военной продукции, осуществления взаимных поставок военной продукции, предоставления услуг военного назначения [7].
В некоторых соглашениях с другими странами о военно-техническом сотрудничестве закреплены следующие направления такого сотрудничества:
- поставки вооружения, военной техники и другого специального имущества;
- оказание услуг в создании объектов военного назначения;
- обеспечение эксплуатации, ремонта и модернизации поставленных вооружения и военной техники, а также оказание других услуг военно-технического назначения;
- командирование специалистов для оказания содействия в реализации совмест-
ных программ в области военно-технического сотрудничества;
- подготовка кадров в соответствующих учебных заведениях с учетом потребностей и возможностей договаривающихся государств [8].
Целенаправленно проводится деятельность по повышению качества послепродажного обслуживания ВВТ, уровня подготовки специалистов, по созданию необходимой инфраструктуры в странах-импортерах российского вооружения, а также расширению экспорта запасных частей; внедряется гибкая ценовая политика с применением разнообразных форм расчетов за поставки с учетом финансовых и экономических возможностей стран-импортеров; используются оффсетные программы. Основные направления деятельности - повышение уровня конкурентоспособности российского вооружения за счет снижения эксплуатационных расходов, доработка образцов вооружения согласно требованиям конкретного иностранного заказчика.
Одним из перспективных направлений ВТС является активное использование опыта мирового сообщества производителей оружия в международной кооперации при разработке систем вооружения будущего. Имеется достаточно примеров начала освоения данного направления ВТС ведущими производителями - как западными, так и отечественными.
Поддержание научно-технического, научно-технологического и кадрового потенциала на оборонных предприятиях, сохранение, восстановление и развитие кооперации оборонных отраслей промышленности в области разработки, производства, поставок, эксплуатации, модернизации, ремонта, утилизации и повышение качества продукции военного назначения - все это стало основными направлениями деятельности в решении задач военно-технического сотрудничества.
Сохранение достигнутых внешнеполитических и внешнеэкономических позиций в значительной степени зависит от работоспособности системы послепродажного сервисного обслуживания ПВН и расширения спектра предоставляемых услуг. В связи с этим активизируются усилия по сокращению сроков поставки запасных частей и комплектующих изделий, по увеличению показателей надежности и ресурса некоторых типов ПВН, по восстановлению производства отдельных видов запасных частей, внедрению современных информационных технологий.
Одной из характерных особенностей современной политики военно-технического сотрудничества, которой придерживается Россия, является создание совместных предприятий по производству вооружения с ее стратегическими партнерами, подготовка национальных военных кадров, что соответствует интересам в среднесрочном и долгосрочном планах.
Таким образом, объективные современные реалии позволяют определить военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с зарубежными странами как взаимовыгодные международные экономические отношения по поводу совместных разработок, производства, поставки или закупки, послепродажного обслуживания, эксплуатации и утилизации продукции военного назначения в целях обеспечения военно-экономической безопасности Российской Федерации.
Безусловно, безопасность XXI в. определяют в первую очередь экономические процессы. Для России просматривается устойчивая тенденция к возрастанию роли и места военно-технического сотрудничества. И от того, какова будет в них позиция России, вероятно, во многом будет зависеть решение проблем по обеспечению ее национальной безопасности.
В конце XX - начале XXI вв. мир перешел на новый уровень экономической интеграции. Этот этап представляет собой процесс формирования единого мирового экономического, финансового, информационного и гуманитарного пространства, обусловливающий снижение роли государственных барьеров на пути движения информации, капиталов, товаров и услуг и возрастание роли наднациональных институтов регулирования экономики.
Множество публикаций в западной и отечественной научной и научно-
публицистической литературе убеждают в том, что глобализация есть доминанта современной экономики, политического развития, поддержания экологического равновесия; одновременно утверждается, что с глобализацией связаны самые разные угрозы человеческому развитию [9].
Обеспечение экономической безопасности Российской Федерации является краеугольным камнем на пути интеграции России в мировую экономику. Видимо, только при четкой выработке и неукоснительном следовании стратегии экономической безопасности Россия может занять подобающее ей место в системе глобального экономического пространства.
Литература
1. Кимлацкий О.А. Об актуальных проблемах развития военно-промышленного комплекса России // Аналитический вестник Совета Федерации ФС РФ. 2008. № 9.
2. Буренок В.М., Ляпунов В.М., Мудров В.И. Теория и практика планирования и управления развитием вооружения / под ред. A.M. Московского. - М., 2004. С. 64-73.
3. Российский ВПК на мировом рынке // БИКИ. 2001. № 40. С. 2.
4. Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в ХХ и начале XXI века - М.: ИМЭМО РАН, 2004. С. 205.
5. Поносов А. Совместное производство военной продукции // Военно-промышленный курьер. 2009. № 23. 17-23 июня.
6. Черняк И. Продавцы огня // Российская газета. 2008. 9 июля.
7. Бюллетень международных договоров. 1997. № 10. С. 11-12.
8. Бюллетень международных договоров. 1998. № 6. С. 88-90.
9. Паутова А.В. Военно-промышленная кооперация стран Западной Европы в условиях глобализации: дис. ... доктора экон. наук. - Москва: Военный ун-т, 2004.
10. Петухов М.В. Задачи и перспективы военно-технического сотрудничества Российской Федерации с иностранными государствами. [Электронный ресурс]. URL: http://surkov.viperson.ru/wind.php?ID=565638
11. Бродунов А.Н. Современное состояние и перспективы экономики военно-морского строительства // Вооружение и экономика. 2009. № 3(7). С. 90-110.
12. Буневич К.Г. Военно-техническое сотрудничество Российской Федерации с иностранными государствами в системе военно-экономической безопасности // Национальные интересы: приоритеты и безопасность. 2008. № 8. С. 11-18.
Transformation of the military and technical cooperation in the conditions of globalization
Konstantin Georgiyevich Bunevich, Ph.D., Associate Professor, the Head of Finance and Credit Department, Moscow Vitte University
This article examines trends in the modern world arms market. Analyzed areas of military-technical cooperation of the Russian Federation with foreign states. Justifying etsya-new interpretation of the concept of «military-technical cooperation» with regard to the Russian Federation implemented economic and scientific-technical policy.
Keywords: military-technical cooperation, globalization, arms market, cooperation, development and production of military products.