ЭВОЛЮЦИЯ ВНЕШНИХ ВОЕННО-ЭКОНОМИЧЕСКИХ ОТНОШЕНИЙ
ЗАПАДНЫХ СТРАН
Т. В. МУЖЖАВЛЕВА, доцент кафедры мировой экономики Чувашский государственный университет им. И.Н. Ульянова
При рассмотрении внешней военно-экономи-ческой деятельности государств в отечественной и зарубежной литературе используются различные термины. Для обозначения такой деятельности у нас в основном применяется термин «военно-тех-ническое сотрудничество», а в зарубежных странах — многочисленные, но близкие по содержанию или дублирующие друг друга термины. В данной статье для характеристики многообразных форм внешней военно-экономической деятельности западных стран применяется термин «внешние военно-экономические отношения» (ВВЭО).
Западные страны для достижения своих внешнеполитических и внешнеэкономических целей всегда активно использовали не только военную силу, но и ВВЭО. В XX в. эти отношения развивались значительно интенсивнее, чем в предыдущие периоды. Существенно расширился круг стран, участвующих в ВВЭО, появились и получили широкое распространение многочисленные новые их формы. В последние десятилетия резко возросло влияние ВВЭО на мировую военную экономику, на военно-экономический потенциал многих государств.
ВВЭО тесно переплетаются с другими видами международных отношений (экономическими, политическими, дипломатическими, научно-техническими и др.), но в то же время отличаются от них значительными особенностями. К числу таких особенностей следует, прежде всего, отнести их целевое назначение и многообразие форм. ВВЭО различаются по своему содержанию от таких относительно простых форм, как, например, обмен военно-технической информацией, до совместной разработки и производства современных сложных систем оружия; по числу участников (двухсторонние и многосторонние, включая внутриблоковые или внутрикоалиционные отношения); по составу участников (межгосударственные отношения и
отношения между частными фирмами различных стран); по целям (позитивные — направленные на расширение и укрепление военных и военно-экономических потенциалов и негативные — направленные на ограничение или воспрещение доступа к тем или иным ресурсам, включая эмбарго).
Формы и цели ВВЭО не являются неизменными. Они под воздействием различных политических, военных, экономических и иных причин меняются. Происходят эволюционные изменения в формах, меняются их роль и место в общей системе ВВЭО. При этом на различных этапах исторического развития ВВЭО каждого государства преследуют достижение конкретных целей.
Важнейшей характерной особенностью ВВЭО является и то, что наблюдается огромная разница в формах и уровне их развития в отдельных зарубежных регионах и странах. Наибольшее развитие получили ВВЭО США. Еще в конце XIX в. Соединенные Штаты в своих экспансионистских планах широко прибегали, в частности в Латинской Америке, к так называемой «долларовой дипломатии», причем в сочетании с политикой «большой дубинки».
В 20-х и 30-х гг. прошлого века финансовая и иная помощь США и других западных стран Германии способствовала возрождению немецкого милитаризма и приходу к власти фашизма, развязавшего Вторую мировую войну. Когда же началась эта война, США в марте 1941 г. приняли закон о ленд-лизе. По этому закону США предоставили союзникам военно-экономическую помощь на сумму 44 млрд дол. Эта помощь странам антигитлеровской коалиции, бесспорно, сыграла важную роль в борьбе с фашизмом. Однако в западной литературе нередко слишком преувеличивается значение этой помощи (особенно СССР), фальсифицируется сущность ленд-лиза, приписывается ему чуть ли нерешающая роль в победе над немецким фашизмом.
Военно-экономические отношения западных стран получили особенно широкий размах в годы холодной войны. Активно используя различные формы внешних военно-экономических отношений, США добились создания НАТО и других военно-политических блоков.
Помощь иностранным государствам занимала важнейшее место в общей системе внешних военно-экономических связей США в первые послевоенные десятилетия. Эта помощь оказывалась в различных формах. За 1950-1980 гг. США предоставили иностранным государствам помощь в сумме 220 млрд дол., из которых 130,2 млрд — в виде экономической и 89,8 млрддол. — военной помощи1.
Помощь предоставлялась на таких условиях, которые вынуждали получающие ее страны содержать значительные вооруженные силы и расходовать из собственных ресурсов все большие суммы на военные нужды. В результате такая помощь стимулировала гонку вооружений.
За 1950-1980 гг. в соответствии с программой военной помощи США передали иностранным государствам свыше 24 тыс. самолетов, около 3 тыс. вертолетов, 38 тыс. ракет, более 23 тыс. кораблей различных классов, свыше 25 тыс. артиллерийских орудий разного калибра, почти 50 тыс. ед. бронетанковой техники.
В первые послевоенные годы широкое распространение получила безвозмездная помощь в виде передачи иностранным государствам излишков и устаревшей военной техники американских вооруженных сил. При этом постепенно произошли резкие изменения в географическом распределении американской военной помощи. Вначале большая ее часть предназначалась для Западной Европы, но затем, начиная с 1960-х гг., основную ее долю стали получать развивающиеся страны. С 1945 по 1957 г. удельный вес западноевропейских стран в общей американской военной помощи составил 56,4 %, в 1959-1960 - 34,6 %, а в1963-1964 - лишь 19,12.
На протяжении последних десятилетий произошла серьезная эволюция в формах представляемой помощи. Если в 1950-х гг. американская помощь в основном оказывалась безвозмездно, то в последующие годы подавляющая ее часть составляла займы. С начала 1960-х гг. безвозмездная американская помощь стала постепенно заменяться продажей оружия в кредит и за наличные.
На протяжении многих десятилетий основное место в межгосударственных военно-экономиче-ских отношениях западных стран занимает торговля оружием.
Торговля оружием — одна из самых старых, насчитывающая несколько веков, форм ВВЭО. В прежние времена торговля оружием оживлялась, как правило, во время или накануне войн и имела коммерческий характер. В минувшем столетии, под влиянием двух мировых войн и холодной войны, она многократно расширилась, ее значение намного возросло, а методы и механизмы ее осуществления значительно изменились.
Средства вооруженной борьбы являются особым товаром в силу своего функционального предназначения и непосредственной связи с национальной безопасностью государств. Поэтому торговля оружием всегда находится под жестким политическим контролем государств.
В отличие от других рынков, мировые рынки оружия нельзя считать свободными. Продажи оружия ограничиваются не только политикой стран-экспортеров и стран-импортеров, но и рядом международных договоров, резолюциями Совета Безопасности ООН, участием в военно-политиче-ских блоках и т. д. В этих условиях конкуренция на мировых рынках оружия носит деформированный характер — качество и цена во многих случаях отходят на второй план по сравнению с политическими соображениями.
Относительные размеры торговли оружием в мирохозяйственных связях незначительны. По западным оценкам, экспорт оружия в конце прошлого века не превышал 1 % общего объема мировой торговли. По данным журнала «Foreign policy» он составил всего лишь 0,7 % этого объема3. Однако за этой небольшой цифрой скрывается огромное воздействие на мировую военно-политическую ситуацию и на международную стабильность.
В годы холодной войны торговля оружием резко выросла и к 1988 г. достигла примерно 34 млрд дол. (в постоянных ценах 1990 г.)4.
С 90-х гг. прошлого века в результате окончания холодной войны, а также под воздействием ряда других факторов, в мировой торговле оружием происходят существенные изменения.
Во-первых, заметно сократилась емкость мирового рынка вооружений. Если за период с середины 1980-х гг. до середины 1990-х гг. мировые военные расходы снизились на 40%, то мировой экспорт оружия уменьшился в 3 раза5. Несмотря на увели-
1 US News and World Report, December 13, 1982, p. 57-59.
2 Statically abstract of the United States, 1965, p. 863.
3 Ежегодник СИПРИ 2003,- M.- 2004,- C. 526.
4 Там же.
5 State of the World 1999. A Worldwatch Institute Report. New York-London, 1999, p. 159.
чение объема мировой торговли основными видами обычных вооружений за трехлетний период 2000-2002 гг., значение за пятилетний средний период 1998-2002 гг. оказалось самым низким за весь период после окончания холодной войны6.
Во-вторых, происходят заметные изменения в составе поставщиков оружия, прежде всего в связи с появлением новых стран-экспортеров (Китай, Израиль, Испания, Украина и др.).
В-третьих, наблюдаются постепенные сдвиги в структуре экспорта оружия — страны-импортеры уделяют все большее внимание новейшим видам оружия, модернизации уже приобретенных систем оружия, их техническому обслуживанию, совершенствованию военной инфраструктуры, закупкам высокотехнологичных обеспечивающих систем.
Общие объемы мирового экспорта оружия довольно быстро меняются — и в сторону увеличения, и в сторону сокращения, что связано с причинами как внешнего, так и внутреннего характера, например, изменениями мировой военно-политической ситуации или военно-экономической обстановки в регионе, отношениями с соседними странами, проведением военных реформ, перевооружением армии, изменением внутриполитического положения и т. д. (табл. 1).
В мировом экспорте обычных вооружений решающую роль, как видно из данных табл. 1, играет узкий круг стран. На пять крупнейших поставщиков обычных вооружений за пятилетний период 1998-2002 гг. приходилось 83 % всех поставок. Крупнейшими экспортерами оружия являются США, их доля в мировых поставках за указанный период составила 41 %.
В историческом плане в области торговли оружием США прошли несколько этапов — от импортера, практически полностью зависящего от зарубежных поставок оружия (например, в период Гражданской войны в Америке, когда как североамериканские колонии, так и южане вынуждены были закупать крупные партии оружия за рубежом, главным образом в Англии и Франции) до крупнейшего в мире экспортера вооружений. Гражданская война в Америке дала толчок быстрому развитию «оружейного бизнеса». Уже в конце 60-х и 70-х гг. XIX в. американское оружие и боеприпасы продавались в 22 странах, включая Китай и Японию. Быстрыми темпами увеличились масштабы экспорта американского оружия в годы Первой и особенно Второй мировых войн.
После окончания Второй мировой войны США заняли господствующее положение в капиталистическом мире не только как производитель, но и как экспортер вооружения и военной техники.
В годы холодной войны на долю США приходилось около 75 % общего экспорта оружия зарубежных стран. Годовой объем продаж американского оружия за границу увеличился с 1,4 млрд дол. в 1971 г. до 15 млрд дол. в 1980 г. За 1950-1980 гг. США продали иностранным государствам вооружения и военной техники на сумму 110,5 млрд дол., в том числе за 1971-1980гг. — 97,6 млрддол.7 Поданным Пентагона, США за 1950-1980 гг. продали 93 странам только по правительственным программам более 9 800 военных самолетов, свыше 338 000 ракет, около 37 000 ед. бронетехники, 1200 вертолетов, более 8 000 орудий и свыше 2 700 военных кораблей8.
Таблица 1
Крупнейшие поставщики основных видов обычных вооружений (млн дол. США в постоянных ценах 1990 г.)
Ранг 1998-2002 гг. Поставщики 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1998-2002 гг.
Всего втом числе: 23 176 21 250 15 463 16 163 16 492 92 544
1 США 12 795 9 996 6 086 4 905 3 941 37 723
2 Россия 1 886 3 698 3 798 5418 5 941 20 741
3 Франция 3 319 1 473 783 1 120 1 617 8312
4 ФРГ 1 157 1 287 1 223 542 745 4 954
5 Великобритания 1 041 970 1 106 975 719 4811
6 Украина 765 770 327 541 270 2 673
7 Италия 360 426 214 297 490 1 787
8 Китай 286 190 163 104 818 1 561
9 Нидерланды 537 318 195 210 260 1 520
10 Беларусь 75 481 253 333 - 1 142
6 Ежегодник СИПРИ 2003,- М- 2004,- С. 524. 1 Foreign military sales and military assistance facts. December 1980, p. 1 -2. 8 Милитаризм. Цифры и факты.- М,- 1983.- С. 173.
После окончания холодной войны США еще больше усилили внимание к проблеме экспорта оружия. В начале 90-х гг. прошлого века многие военно-промышленные корпорации США стремились за счет экспорта оружия компенсировать сокращение военных закупок Пентагона. Американские фирмы стали искать возможности для установления долгосрочных отношений с импортерами оружия и даже были согласны на меньшую прибыль по некоторым контрактам в обмен на возможность обслуживать и модернизировать продаваемые системы оружия или получать будущие заказы. В результате многим военно-промышленным корпорациям удалось заметно увеличить долю экспорта в общем объеме их военных продаж. Например, этот показатель у корпорации «Локхид Мартин» вырос с 8 % в 1989-1991 гг. до 24 % в 1996-1998 гг., а у корпорации «Боинг» соответственно с 16 до 25 %9.
В настоящее время большая часть экспорта оружия из США идет по каналам программы министерства обороны «Зарубежные военные продажи». При этом корпорации формально поставляют вооружения министерству обороны, а оно уже продает их странам-импортерам на межправительственной основе, оставляя себе в среднем 3 % стоимости сделки в качестве комиссионных.
Вторым каналом военного экспорта США являются «прямые коммерческие продажи» иностранным правительствам, осуществляемые непосредственно военно-промышленными корпорациями. Роль государственных органов США при этом теоретически сводится лишь к выдаче военно-экс-портныхлицензий. Однако наделе правительство США и здесь играет важную роль, так как помимо одобрения коммерческих экспортных сделок оно также различными формальными и неформальными путями определяет основные географические направления подобных продаж и вводит некоторые номенклатурные ограничения.
Относительный объем «прямых коммерческих поставок» за последние 10 лет значительно снизился. Если в конце 1970-х гг. они составляли менее 20 % объема экспортных сделок, в середине 1980-х гг. — около 30 %, то в самом начале 1990-х гг. этот показатель достиг 60 %, а к концу 1990-х гг. опять снизился до 20 %. Такое изменение в относительном объеме коммерческих продаж вооружений объясняется увеличением поставок из США вооружения и военной техники в страны Юго-Восточной Азии и Ближнего Востока, проходящих в основном
9 Рыбас А.Л. Стратегический анализ мирового рынка вооружений,-М,- 1998,-С. 334.
через министерство обороны, а также повышением эффективности работы оборонного ведомства США, отражающим возросшее понимание экономического значения экспорта оружия.
Сохранение доминирующей роли США на мировом рынке вооружений объясняется рядом важных причин, среди которых следует выделить следующие:
— покупая американское оружие, импортеры покупают гарантии политической и военной поддержки США;
— США могут предложить широкий выбор техники, оснащенной новейшим оружием и электроникой и успешно испытанной в ходе войн в Персидском заливе, Югославии, Афганистане и Ираке;
— США чаще предлагают новое высококлассное вооружение;
— военно-промышленные корпорации США успешно добиваются некоторых новых видов финансовой поддержки правительства. С 1970-х гг. США используют практику финансирования экспорта вооружений через Программу зарубежного военного финансирования, осуществляемую министерством обороны. Финансовая поддержка проходит по линии Эксимбанка — сделки по экспорту товаров двойного назначения, а также через запущенную в 1996 г. новую Программу гарантий по кредитам в сфере экспорта вооружения и военной техники.
США все в большей степени используют так называемые компенсационные сделки для расширения своего экспорта. Суть компенсаций состоит в том, что экспортер берет на себя обязательства произвести инвестиции части прибыли в экономику страны-импортера, либо предусматривает частичное производство поставляемого образца вооружений и военной техники (ВВТ) в стране покупателя, либо обязуется произвести встречные закупки продукции покупателя. Практика компенсаций для импортера выражается в установлении привилегированных связей с местной экономикой, целью которых является снижение финансовой нагрузки и создание экономических и политических преимуществ для покупателя. По сути компенсации напоминают бартер, снижая экономическую эффективность международной торговли.
Экономические и технологические возможности СШАнастолько значительны, инструментарий приемов столь широк, что позволяет американцам ослабить конкуренцию, сохранить и укрепить свое
доминирующее положение на мировом рынке ВВТ. В этих целях используются неприкрытое политическое и экономическое давление, угрозы применения санкций как в отношении конкурентов, так и клиентов. Агрессивный американский маркетинг объясняется как коммерческими интересами, так и стремлением США укрепить свое геополитическое и геоэкономическое положение в мире как единственной сверхдержавы.
Соединенные Штаты экспортируют оружие в более 80 стран мира. За 1998-2002 гг. 71 % американского общего экспорта ВВТ (37 723 млн дол.) приходилось на 10 стран, а именно на Тайвань (4 870 млн дол.), Египет (2 959 млн дол.), Саудовскую Аравию (2 917 млн дол.), Японию (2 767 млн дол.), Турцию (2 846 млн дол.), Великобританию (2 584 млн дол.), Южную Корею (2 225 млн дол.), Израиль (2 256 млн дол.), Грецию (1 884 млн дол.) и Сингапур (1 342 млн дол.)10.
Среди западных стран помимо США крупными экспортерами ВВТ являются Франция, Германия и Великобритания. Размер и динамика их экспорта видны из данных табл. 1.
В 1990-х гг. Великобритания поставляла оружия примерно 50 странам. Основными импортерами английского оружия являлись Саудовская Аравия, Индонезия, Индия, Чили, Дания. Франция же продает ВВТ 70 странам. Около четверти всего французского экспорта приходится на 4 страны (Саудовскую Аравию, Индию, ОАЭ, Грецию). Французское ВВТ в значительных размерах импортируют и такие страны, как Испания, АРЕ, Бразилия, Великобритания, Перу и др.
В отличие от США, европейские страны в экспортной политике в значительно большей степени уделяют внимание коммерческим вопросам, чем общеполитическим факторам. Для европейских стран торговля оружием является существенным коммерческим ресурсом, одним из основных условий для эффективного функционирования их оборонной промышленности.
Великобритания и Франция экспортируют заметно большую часть производимой ими военной продукции, чем США. Борясь за экспортные рынки, европейские правительства предпринимают различные меры.
Великобритания широко использует политические, дипломатические, коммерческие и другие механизмы для продвижения своего вооружения на мировые рынки. Особенно эффективно используются сохранившиеся привилегированные связи между Великобританией и ее бывшими ко-
лониями, а также государствами, где Британская империя имела сильное политическое влияние, например, Саудовская Аравия. Эти связи существуют как на формальном государственном уровне, так и на уровне неформальных коммерческих и дружеских сообществ. Британские политические, военные и технические советники присутствуют почти во всех монархиях Персидского залива, в Малайзии и Сингапуре. Естественно, что деятельность этих советников направлена на усиление британского присутствия на военных рынках данных стран и блокирование экспансии третьих государств.
Для увеличения экспорта оружия Великобритания также использует свои ограниченные способности предоставлять военно-политические гарантии государствам-импортерам оружия. Великобритания воспринимается как надежный военный гарант в силу имеющихся у нее особых союзнических отношений с США.
Ярко выраженную государственную поддержку экспорту ВВТ оказывает Франция. В этих целях используются следующие меры:
— льготные кредиты или субвенции на проведение НИОКР;
— финансовая и организационная поддержка компаний, осуществляющих экспорт ВВТ;
— финансовая помощь государств, направленная на снижение стоимости поставляемых на экспорт ВВТ, которая включает предварительное финансирование производства ВВТ на экспорт, предоставление льготных среднесрочных и долгосрочных кредитов, а также частичное или полное освобождение от налогов в процессе производства и продажи ВВТ;
— создание эффективно действующей системы страхования политических и экономических рисков. Центральным элементом этой системы является французская компания страхования внешней торговли;
— участие государства в организации и финансировании международных оружейных выставок, проходящих во Франции;
— финансирование французского участия в международных выставках вооружений в зарубежных странах;
— обязательное участие торговых и военных атташе французских посольств в мероприятиях по продвижению ВВТ национального производства на мировом рынке;
10 Подсчитано по данным ежегодника СИПРИ 2003.- М,— 2004,- С.528-529.
Таблица2
Крупнейшие получатели основных видов обычных вооружений (млн дол. США в постоянных ценах 1990 г.)14
Ранг 1998-2002 гг. Поставщики 1998 г. 1999 г. 2000 г. 2001 г. 2002 г. 1998-2002 гг.
Всего, в том числе: 23 176 21 250 15 463 16 163 16 492 92 544
1 Китай 224 1 495 1 744 3 048 2 307 8 818
2 Тайвань 4011 1 664 525 419 203 6 822
3 Индия 548 1 059 580 969 1 668 4 824
4 Турция 1 763 1 184 695 325 721 4 688
5 Саудовская Аравия 2 507 1 215 69 91 478 4 360
6 Греция 1 451 557 686 697 567 3 958
7 Южная Корея 964 1 117 735 400 229 3 445
8 Египет 507 518 812 776 638 3 251
9 Великобритания 379 98 1—• ОС 1 217 575 3 116
10 Израиль 1 295 1 178 283 51 226 3 033
— создание специальных представительств Генеральной делегации по вооружению в странах — потенциальных импортерах ВВТ и государствах — конкурентах Франции на мировом рынке ВВТ".
Для стимулирования экспорта оружия Франция широко использует практику компенсационных сделок.
Необходимо подчеркнуть, что наблюдается огромная неравномерность в географическом размещении мирового рынка оружия. Долгие годы Ближний и Средний Восток занимали доминирующее место по общему объему закупок вооружений. Например, в 1993 г. на долю этого региона приходи-лось41,3 % мирового экспорта ВВТ. Понекоторым причинам относительное значение стран этого региона в импорте оружия в последние годы заметно упало (23% в 2002 г.)12.
Роль этого региона в оружейном рынке мира объясняется тем, что на протяжении многих десятилетий он является одним из самых милитаризованных и взрывоопасных регионов мира. Геостратегическое положение, огромные запасы нефти, наличие крупных финансовых ресурсов, получаемых от экспорта нефти, придают оружейному рынку этого региона особое значение.
К характерным чертам ближневосточного оружейного рынка, тесно связанного с доходами стран региона от экспорта нефти, можно отнести: большую степень его насыщенности ВВТ, высокую динамичность, острую конкуренцию как между традиционными экспортерами оружия (США, Россия, Великобритания, Франция, Италия), так и между этими традиционными экспортерами и новыми странами-экспортерами (Китай, ЮАР, страны СНГ), тесную привязку многих крупных стран-импортеров оружия (Саудовская Аравия,
Турция, Кувейт) к западным производителям военной продукции. Собственная военная промышленность в странах региона (за исключением Израиля) развита относительно слабо или вообще отсутствует. Лицензионное производство военной продукции осуществляется лишь в отдельных государствах.
В последние годы на первое место по общему объему импорта ВВТ вышел Азиатско-Тихоокеанский рынок вооружений. Доля этого региона в общем мировом импорте ВВТ выросла с 26,3 % в 1993 г. до 42 % в 2002 г.13 Наличие в этом регионе огромных вооруженных сил (Китая, Индии, КНДР, Республики Корея) обусловливает потенциальные потребности в ВВТ стран региона.
В значительных размерах импортируют оружие и страны Европы. В силу ограниченности платежеспособного спроса и других причин импорт оружия африканскими и латиноамериканскими странами (за некоторым исключением) осуществляется в значительно меньших, чем странами других регионов, размерах.
Среди импортеров оружия в мире выделяются 10 самых крупных, которые приведены в табл. 2. В 1998-2002 гг. надолго этих 10 стран приходилось 52 % общего мирового импорта ВВТ.
Западные страны важное значение придают использованию такой более передовой формы ВВЭО по сравнению с торговлей оружием, как научно-техническая и военно-производственная кооперация. Эта кооперация происходит на
11 Малышев В. Союзники по НАТО перестают быть союзниками //Независимое военное обозрение. 1998. № 21.
12 Подсчитано по данным: ежегодник СИПРИ 2003,- М,-2004,- С. 543.
13 Там же,-С. 263.
14Составлено поданным: ежегодник СИПРИ 2003,- М,— 2004,— С. 556-558.
межгосударственном и межфирменном уровнях и осуществляется в таких формах, как обмен патентами, лицензиями, технической информацией, организация совместного выполнения программ научно-технических исследований, разработки и производства ВВТ и т.д.
Логика развития ВВЭО между странами неизбежно привела к установлению кооперационных связей в производстве новых видов вооружений. Торговля конечными изделиями военного назначения уже давно дополняется вывозом за рубеж лицензий и технологий производства вооружений.
В первое послевоенное десятилетие западноевропейские страны с помощью США, преимущественно по патентам, организовали производство различных видов относительно несложной американской военной техники. С конца же 1950-х гг. в европейских странах НАТО на основе лицензий и помощи США развернулось совместное производство более сложного американского вооружения, например, боевого самолета Р-104 «Старфайтер», зенитных управляемых ракет «Хок», «Буллап» и др. Передача партнерам американских патентов и лицензий сыграла важную роль в восстановлении и развитии разрушенной войной промышленности западноевропейских стран. В тот период трансатлантические ВВЭО носили исключительно односторонний характер в виде передачи или продажи
военного оборудования европейским странам НАТО, а также лицензионного производства большого числа американских систем оружия.
Лицензионное производство постепенно вышло за рамки НАТО и охватило многие страны. Во второй половине 1970-х и в начале 1980-х гг. правительство США ежегодно одобряло передачу за рубеж от 200 до 300 лицензий на производство различных видов продукции военного назначения. В начале 1980-х гг. за рубежом по американским лицензиям производилось более 60 видов ВВТ. По американским лицензиям и сейчас вооружение производится во многих странах. Например, в Японии выпускаются истребители F-16 и F-15, пять различных моделей вертолетов, боевые ракеты и другие виды военной техники.
Кроме США постепенно и другие страны стали продавать лицензии на производство вооружений. Так, в начале 1980-х гг. французские компании продали Испании право на производство танков АМХ-30, Великобритании — ракет MILAN, Индонезии — вертолетов PUMA, Индии — вертолетов LAMA, Египту — вертолетов SA-342. Английские фирмы заключили лицензионные соглашения с Египтом, Индией, Филиппинами. По германским лицензиям Италия и Бразилия выпускали боевые тактические ракеты, Турция и Индия — подводные лодки, Филиппины — вертолеты и т. д.
ТаблицаЗ
Формы межфирменного сотрудничества между странами в области разработки и производства вооружений15
Форма сотрудничества Описание
Лицензионное производство Транснациональная продажа или передача прав на производство системы оружия в другой стране
Совместное производство Международное разделение производства системы оружия, первоначально разработанной одной страной
Совместная разработка Международное конструирование, разработка и (обычно) производство системы оружия
Семейство систем оружия Международное разделение труда, когда группа стран соглашается предпринять производство нескольких родственных систем оружия (например, ракет класса «воздух-воздух» или вертолетов), но каждая отдельная система разрабатывается в одной стране, а затем совместно производится всеми странами-участницами
Международный стратегический альянс Не оформленная строго юридически договоренность между военно-промышленными фирмами двух или нескольких стран об обмене информацией или изучении вопроса о возможности совместной разработки, или совместного производства в будущем
Совместное предприятие Международный филиал, которым совместно владеют и управляют военно-промышленные фирмы двух или нескольких стран в целях совместной разработки и производства конкретной системы оружия или класса оружия
Транснациональные слияния и поглощения Покупка акций военно-промышленной фирмы в одной стране военно-промышлен-ной фирмой другой страны, вплоть до приобретения контрольного пакета
15 Arming the Future. A. Markusen and S. Costigan, eds. New York, 1999, p. 314.
Таблица 4
Международное оборонное сотрудничество среди развитых стран мира в 1961-1995 гг.16
Вид сотрудничества 1961-1965 1966-1970 1971-1975 1976-1980 1981-1985 1986-1990 1991-1995
Совместные программы по разработке и производству ВВТ (количество) 10 14 8 13 36 50 78
Лицензионное производство ВВТ (количество) 58 49 76 95 88 78 50
В ходе реализации международных лицензионных соглашений ВВЭО вышли за рамки торговли ВВТ и приобрели качественно новую форму. Были созданы международные консорциумы, которые развернули лицензионное производство иностранных ВВТ в целом ряде стран. Возникли международные механизмы координации деятельности стран в области производства и закупки ВВТ. Это в свою очередь привело не только к усилению, но и к повышению устойчивости международных потоков товаров и услуг военного назначения. Ускорились процессы передачи зарубежным государствам технологий производства ВВТ, иностранного опыта управления военным производством.
Опыт выполнения лицензионных соглашений создал предпосылки для углубления и расширения производственной кооперации в сфере мировой военной экономики, появления новых форм ВВЭО, вплоть до межотраслевых слияний и поглощений военно-промышленных фирм (табл. 3).
С 1960-х гг. научно-технические и военно-производственные отношения западных стран постепенно переходят на более высокий уровень, а именно к совместным разработкам и производству сложных систем оружия, что вело к усилению интеграционных процессов в военном производстве, его дальнейшей интернационализации.
Начался долгосрочный процесс увеличения удельного веса программ совместной разработки и производства ВВТ и, наоборот, сокращения доли лицензионного производства в общем количестве совместно выполняемых программ (табл. 4).
Наибольшего развития и распространения кооперационные связи в области военного производства получили в западноевропейских странах, что объясняется ограниченностью их национальных ресурсов и военных рынков. В 2000 г. количество совместных программ разработки и производства продукции военного назначения в Европе превысило 35, в то время как еще десять лет назад таких программ было 20.
В области военных научных исследований и разработок в 2000 г. западноевропейские страны осуществляли 82 совместных проекта'7. В этом
регионе производственная кооперация началась с 1960-х гг. с совместного производства фирмами ряда стран легкого бомбардировщика, патрульного самолета, военно-транспортного самолета и других видов военной авиации. В 1970-х гг. появились такие новые кооперационные программы, как многоцелевой самолет Tornado (с участием Германии, Италии и Великобритании), ракеты Martel и Jaguar (с участием Франции и Великобритании). Со второй половины 1980-х гг. ФРГ, Великобритания, Италия и Испания осуществляли совместное создание истребителя Eurofighter (EF-2000). С конца 1990-х гг. объединенными усилиями Франции и Великобритании производятся новые ракеты. Основными участниками выполнения многочисленных западноевропейских кооперационных программ разработки и производства ВВТ являются Великобритания, Франция и Германия. Но в реализации таких программ принимали и принимают участие также Италия, Бельгия, Нидерланды и другие страны.
О роли и значении выполнения совместных кооперационных программ говорит такой факт, что к началу 1980-х гг. на международные проекты разработки и производства военной продукции приходилось от 15 до 20 % средств, расходуемых на закупку вооружений во Франции и Великобритании. В Германии указанная доля составляла от 50 до 60 %, а в середине 1990-х гг. она достигла 70 %IS.
Научно-техническое и военно-экономическое превосходство СШАнад другими странами обусловливает то, что наиболее крупные международные кооперационные программы, как правило, реализуются с участием и под непосредственным руководством мощных американских военно-промышлен-ных корпораций. Так, были, например, выполнены программы производства боевых ракет Seasparrow (с участием компаний США, Бельгии, Дании, Италии, Нидерландов, Норвегии и Германии), создания
16 Arming the Future. A. Markusen and S. Costigan, eds. New York, 1999, p. 312.
" Военно-техническое сотрудничество. 2003. № 4.
ls Горностаев Г.А. Внешние военно-экономические связи: проблемы развития и пути их решения. М., 2000, с. 22.
интегрированной системы противовоздушной обороны блока НАТО и спутниковой навигационной системы №уз1аг, развертывания системы раннего радиолокационного обнаружения и предупреждения А\УАС8 (также совместными усилиями стран НАТО) и многие другие кооперационные проекты разработки и производства ВВТ.
Американское участие в международных кооперационных программах заметно расширилось в 1980-х гг. в связи с осуществлением программ Наина, названных так по имени сенатора Сэма Нанна, который поддерживал поправку, смысл которой состоял в том, что из бюджета министерства обороны США необходимо выделить средства на совместную с союзниками разработку и производство ВВТ. К концу 1980-х гг. в рамках этой поправки было профинансировано 25 международных проектов создания ВВТ.
В первой половине 1990-х гг. США продолжали оказывать активную поддержку кооперационным программам разработки и производства вооружений. В результате значительно выросло число международных соглашений США по этим программам с 40 в 1994 г. до 120 в 1996 г. В основном это были небольшие совместные проекты в области военных НИОКР. В конце 1990-х гг. США совместно с западноевропейскими странами разработали ряд систем оружия. Так, совместно с Великобританией и Францией США разработал и боевую ракету РМЛААМ, совместно с Великобританией — перспективную бронемашину, а также цифровую систему связи19.
Нередко кооперационные связи американских военно-промышленных корпораций с европейскими и азиатскими компаниями достигают огромных размеров. В качестве примера можно привести программу создания американского истребителя пятого поколения Р-35, ранее известного под названием .18Р В 2001 г. гигантская американская военно-промышленная корпорация «Локхид-Мартин» получила крупнейший в истории США контракт на производство истребителя Р-35. Стоимость этого контракта, выполнение которого рассчитано на 40 лет, составляет 200 млрд дол. При этом планируется построить необычно большое число
самолетов — около ЗООО20. В работе над этим проектом помимо «Локхид-Мартин» и некоторых других американских корпораций принимают участие фирмы Великобритании, Норвегии, Нидерландов, Дании, Канады, Италии, Турции и других стран. «Локхид-Мартин» по проекту создания истребителя F-35 имеет деловые связи с 300 партнерами, причем свыше половины этих партнеров — в Западной Европе.
Программа создания истребителя F-35 вдолго-срочном плане, возможно, окажет существенное влияние на перспективу развития межгосударственных кооперационных связей в военной промышленности западных стран.
К числу важной и широко применяемой форме ВВЭО относится подготовка иностранных военных специалистов. Эта традиционная форма ВВЭО после Второй мировой войны получила распространение во многих странах. Только в США в последнее время ежегодно обучают 100 тыс. военных специалистов (что эквивалентно нескольким дивизиям) примерно в 150 учебных центрах на территории США и нескольких десятках других стран. Администрация Буша считает 19 из этих стран, включая Азербайджан, Пакистан, Эфиопию, Йемен, Узбекистан, Таджикистан, Турцию, Индонезию, Филиппины и Колумбию «друзьями и союзниками в борьбе против терроризма»2'.
Важной формой ВВЭО в западных странах стало строительство объектов военной инфраструктуры, в частности военных баз, аэродромов, военных портов и т. д.
Система ВВЭО не является постоянной: под воздействием различных причин возникают и развиваются новые, теряют значение и отмирают старые формы ВВЭО. После окончания холодной войны в результате кардинальных изменений в мировой геостратегической и геоэкономической ситуации, развития глобализационных процессов и других причин прежняя система ВВЭО перестала соответствовать новым реалиям. Это неизбежно ведет к перестройке международных военно-эко-номических отношений, возникновению их новых форм, изменениям в структуре, роли и значении отдельных форм ВВЭО в их общей системе.
Военно-техническое сотрудничество. 2003. № 4.
20 Фарамазян Р.А., Борисов В.В. Трансформация военной экономики в XX и начале XXI века,— М- 2004.- С. 95-96.
21 Foreign policy, July-August 2002, p. 14.