УДК 159.9,616.89
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2014. Вып. 4
Е. В. Шабанова
ВНУТРИСЕМЕЙНОЕ ФУНКЦИОНИРОВАНИЕ И ПСИХОЛОГИЧЕСКИЕ ЗАЩИТЫ РОДИТЕЛЕЙ, ВОСПИТЫВАЮЩИХ РЕБЕНКА С РАССТРОЙСТВОМ АУТИСТИЧЕСКОГО СПЕКТРА
Санкт-Петербургский государственный университет, Российская Федерация, 199034, Санкт-Петербург, Университетская наб., 7/9
Статья посвящена изучению актуальной на сегодняшний день проблеме внутрисемейного функционирования и особенностям психологической адаптации родителей, воспитывающих детей с расстройством аутистического спектра (РАС). В работе рассматривается система детско-родительских и супружеских отношений, автор проводит сравнительный анализ материнского и отцовского отношения к таким детям и сопоставляет их с результатами обследования родителей, дети которых имеют типичное развитие. В статье исследуется структура психологических защит семей, имеющих ребенка с РАС, данный феномен автор анализирует с помощью изучения доминирующих защитных механизмов, а также их стилевых характеристик и адаптационного потенциала. Библиогр. 15. Рис. 1. Табл. 1.
Ключевые слова: расстройство аутистического спектра, материнское и отцовское отношения, супружеские отношения, защитные механизмы, защитные стили.
FAMILY RELATIONSHIPS AND PSYCHOLOGICAL DEFENSES OF PARENTS OF CHILDREN WITH AUTISM SPECTRUM DISORDER
E. V. Shabanova
St. Petersburg State University, 7/9, Universitetskaya nab., St. Petersburg, 199034, Russian Federation
The article is devoted to the problems of family functioning in parents who are raising children with autism spectrum disorder (ASD). The author carries out a comparative analysis of family interaction of the main and control groups, which represents the parents who have children with typical development. In this paper we consider the system of parent-child and marital relationships, explore and compare the obtained results of both parents of the experimental group. The article researches the structure of psychological defense in families who have a child with ASD, this psychological phenomenon, the author analyses using study of dominant defense mechanisms and their style characteristics and adaptive potential. The author of this article describes the phenomenon of parental stress, which is a complex of reactions and experiences of raising a disabled child, and stress has stadial character. It is noted that the method of parent adaptation and how the features of interpersonal relationships in the family affect the characteristics and duration of stages of specific stress. It emphasizes the importance of creating differentiated programs of psychological support for fathers and mothers of children with ASD. Refs 15. Table 1. Fig 1.
Keywords: autism spectrum disorders, maternal and paternal relationship, marital relations, psychological defense, protective styles.
Введение
Проблема медико-психосоциальной реабилитации и интеграции ребенка с нарушенным развитием представляет собой одну из актуальных целей медицинской психологии и психиатрии. Неотъемлемым звеном в системе психологической помощи ребенку-инвалиду является психологическое сопровождение его семьи [1-3]. Как отмечают многие исследователи уровень заболеваемости детей психическими расстройствами неуклонно растет [4-5], особенно заметно увеличение числа детей, страдающих расстройствами аутистического спектра (РАС). Это соответственно приводит к увеличению числа родителей, воспитывающих детей с РАС. Воспитание ребенка-инвалида переживается как сильнейший стресс, который носит пролонги-
рованный характер. Для совладания с подобной кризисной ситуацией и снижения ее аффективной значимости актуализируются бессознательные психологические защиты родителя. Конкретные способы адаптации зависят не только от тяжести и важности аффективной ситуации, но и от особенностей личности родителя. Вышеперечисленные психологические феномены влияют на особенности и продолжительность специфического стресса, переживаемого семьей больного ребенка. Ряд исследователей [6-8] называют совокупность реакций и переживаний, связанных с воспитанием больного ребенка, родительским стрессом, который имеет стадиальный характер. Условно можно выделить следующие этапы:
1. Эмоциональная дезорганизация.
2. Отрицание.
3. Горевание, отчаяние.
4. Эмоциональная реорганизация.
Длительность каждой стадии зависит от тяжести патологии ребенка, от особенностей защитных механизмов родителей и специфики межличностных отношений в семье. Однако крайне мало исследований посвящено различиям семейного функционирования матерей и отцов [1; 9]. Исследователи отмечают, что при участии в лечебно-реабилитационном процессе отцов дети быстрее и лучше приобретают навыки социально желаемого поведения по сравнению с группами «мать-ребенок» [10]. Таким образом, изучение внутрисемейного функционирования и защитных механизмов является актуальным и практически значимым для разработки программ психологической помощи для каждого из родителей.
Всего было исследовано 134 семьи, имеющих детей дошкольного возраста от 4 до 7 лет. В экспериментальную группу вошли 152 родителя (91 мать и 61 отец) детей с РАС, контрольную группу составили 86 родителей здоровых детей.
Методы исследования
Использовались экстенсивные (метод опроса, наблюдения, беседы) и интенсивные методы исследования, включающие себя следующие методики:
1. Тест-опросник родительского отношения А. Я. Варга, В. В. Столина [11].
2. Методика АСВ (Э. Г. Эйдемиллер, В. В. Юстицкий), изучающая стиль семейного стиля воспитания [12].
3. Опросник «Ролевые ожидания и притязания в браке» А. Н. Волковой, направленный на диагностику супружеских отношений [13].
4. Опросник структуры психологических защит М. Бонда (адаптация Е. Е. Туник) [14].
5. Опросник механизмов психологической защиты Life Style Index (адаптация Л. И. Вассерман и соавт.) [15].
Математическая обработка данных для оценки достоверности различий двух эмпирических распределений включала в себя использование непараметрического U-критерия Манна—Уитни.
Результаты и их обсуждение
Сравнительный анализ родительских отношений выявил достоверные различия по сравнению с контрольной группой (p < 0,05) по таким типам отношений,
как: стремление инфантилизировать ребенка, эмоциональное отвержение, а также авторитарная гиперсоциализация и симбиотические отношения. Вариант отношения к ребенку как к «маленькому неудачнику» (37%) характеризуется восприятием его неприспособленным к социальному и личностному функционированию. Коммуникативная и эмоциональная ригидность ребенка, обусловленная аффективным и когнитивным дефицитами, интерпретируется родителями как неспособность к самостоятельности. Эмоциональное отвержение (10%) ребенка можно объяснить наличием у родителей культурно обусловленных стереотипов эмоционального принятия детей в соответствии с ожиданиями определенных поведенческих характеристик. Однако клинико-психологические особенности ребенка с РАС препятствуют активному взаимодействию со средой, что приводит к эмоциональному отвержению ребенка. Недостаток родительского партнерства способствует возникновению у ребенка «выученной беспомощности», что приводит к торможению поведения, ослаблению мотивации и т. д., что обуславливает ужесточение позиции родительского контроля (14%). Сравнение родительского отношения у матерей и отцов детей с РАС (см. рис. 1) выявило, что у матерей достоверно выше шкала «Симбиоз» (24%), что выражается в замене контактов с окружающей средой на отношения лишь со своим больным ребенком.
100 90 80 70 60 50 40 30 20 10 0
1 2 3 4 5
Рис. 1. Сравнительная частота типов родительского отношения у супругов, воспитывающих детей с РАС.
Примечания: 1. Шкала «Принятие/отвержение ребенка», 2. Шкала «Кооперация», 3. Шкала «Симбиоз»*, 4. Шкала «Контроль», 5. Шкала «Отношение к неудачам ребенка». * — р < 0,05
Анализ стилей семейного воспитания родителей, имеющих детей с РАС, выявил достоверно высокие значения (р < 0,05) при сравнении с контрольной группой по шкалам (значения приведены в баллах: мода, медиана) «Гиперпротекция» (5;5), «Игнорирование потребностей ребенка» (2;2), «Недостаточность требований» (2;2) и «Недостаточность запретов» (3;2), подобное сочетание черт родительского отношения определяет такой стиль воспитания, как потворствующая гиперпротекция. Данный стиль может характеризоваться воспитанием по типу «кумира семьи»,
когда родитель пытается отгородить ребенка от малейших трудностей, потакать ему и удовлетворить все его желания. Однако в ситуации аутизма данный стиль можно рассматривать как дефицит детско-родительского сотрудничества и преобладание стремлений инфантилизировать ребенка. Высокие значения наблюдались и по шкалам «Проекция собственных нежелаемых качеств на ребенка» (2;3), «Воспитательная некомпетентность» (3;4) и «Неразвитость родительских чувств» (2;2) преобладание которых может обуславливать эмоциональное отвержение ребенка. Стоит подчеркнуть, что у отцов детей с РАС статистически значимо ^ < 0,05) чаще отмечались шкалы «Неразвитость родительских чувств» (1;2) и «Воспитательная неуверенность» (3;2), это выражалось в нежелании проводить время с ребенком, поверхностном интересе к его делам. Клинико-психологические особенности ребенка с РАС влияют как на детско-родительские отношения, так и на всю внутрисемейную межличностную коммуникацию, что нередко приводит к супружеской дезадаптации. Рассматривая результаты по опроснику «Ролевые ожидания и притязания в браке» (см. табл. 1), мы выяснили, что семейные ценности у супругов, имеющих ребенка с РАС, в целом характеризуются согласованностью, однако у мужчины больше выражена авторитетность эмоциональной сферы (8;8,5), что может говорить о его ориентации на то, что жена возьмет на себя роль семейного психотерапевта. Также супруг предполагает большую активность от женщины во внесемейной сфере (Мн.;8,5). Расхождение наблюдалось и в интимно-сексуальной сфере (8;8), для отцов она является важным условием супружеской гармонии, однако для их жен она не авторитетна.
Таблица 1. Значения степени согласованности семейных ценностей супругов, воспитывающих детей с РАС
Семейные ценности ШСЦм ШСЦж ССЦ
Интимно-сексуальная * 8;8 3;3 5
Личностная идентификация с супругом (ой) 7;7 7;7 0
Хозяйственно-бытовая 8,5;9 8;7 0,5
Родительско-воспитательная 8,5;7 9;8 0,5
Социальная активность * 8,5;Мн. 7;7 1,5
Эмоционально-психотерапевтическая* 8,5;8 7;7 1
Внешняя привлекательность 6,5;Мн. 7;7 0,5
Примечание: ШСЦм и ШСЦж — показатели по шкалам семейных ценностей мужа и жены соответственно (медиана, мода), ССЦ — согласованность семейных ценностей супругов (медиана). Мн. —множественное значение; * — p < 0,05.
Анализ степени ролевой адекватности супругов выявил, что ролевые ожидания мужа не соответствовали активности жены в социальной ^ < 0,05) и эмоциональной сферах ^ < 0,05), тогда как адекватность супруга жена оценивает высоко во всех паттернах семейного функционирования. Следующим значимым фактором, влияющим на особенности и длительность родительского стресса являются психологические защиты личности.
Сравнительный анализ психологических защит по опроснику «Индекс жизненного стиля» родителей детей с РАС показал, что доминирующими видами защит явились: проекция, отрицание, интеллектуализация и реактивное образование, которые достоверно отличались (р < 0,05) от защит контрольной группы.
Наиболее выраженным протективным механизмом у отцов была проекция (23%), которая выражается в попытке оправдать свои неприемлемые мысли и поведение, приписывая другим отрицательные характеристики. Доминирующим защитным механизмом у матерей служило отрицание (22%), что зачастую выражается в непринятии диагноза ребенка и поиске альтернативных диагностики и лечения.
Родители детей с РАС достоверно чаще используют механизм «интеллектуализация» (17%), что проявляется в использовании логических суждений, умозаключений с целью снижения переживания фрустрирующей ситуации. Достоверные различия с контрольной группой отмечались по механизму «реактивное образование» (11%), которое отражается в подавлении неприемлемых чувств, переживаний с помощью диаметрально противоположных осознанных установок, поведения.
У отцов детей с РАС, по сравнению с матерями было выявлено достоверно частое (р < 0,05) использование механизма компенсации (8%), которая характеризуется поведением, направленным на восполнение мнимой или действительной слабости в одной сфере успехами в другой.
Анализ полученных результатов по определению стилевых характеристик защитных механизмов показал преобладание, как у матерей, так и у отцов детей с РАС (р < 0,05) самопринижающего защитного стиля (35%), представленного невротическими слабоадаптивными механизмами, направленными на защитное оправдание и самообвинение личности [14].
У матерей основной группы выявлены достоверные (р < 0,05) различия с матерями здоровых детей по первой (25%) и второй (18%) группе психологических защит.
Предпочтение использовать механизмы первой группы неадаптивных защит отражается в избегании или удалении от проблемы. Одновременно с этим сам конфликт остается нерешенным и доставляет дискомфорт, субъект лишь минимизирует или отсрочивает стрессогенность факторов.
Высокие значения по второй группе психологических защит характеризуются искажением образа себя и действительности, зачастую это выражается в разделении образа на полярности и невозможности воспринимать его промежуточные состояния. Вышеупомянутые стили защит имеют достоверные различия (р < 0,05) только у матерей основной и контрольной групп.
Таким образом, обобщив полученные результаты по анализу особенностей внутрисемейных отношений и психологических защит, можно сделать следующие выводы:
1. Родительское отношение в семьях, воспитывающих ребенка с РАС характеризуется статистически значимым (р < 0,05) доминированием инфантилизации (37%), эмоциональным отвержением (10%) и социальной гиперсоциализацией (14%). Материнское отношение в отличие от отцовского в экспериментальной группе достоверно чаще (р < 0,05) характеризуется симбиозом (24%) с больным ребенком.
2. Родители детей с РАС достоверно чаще (р < 0,05) в сравнении с контрольной группой используют такие стили воспитания, как гиперпротекция (5;5), игнори-
рование потребностей ребенка (2;2), недостаточность требований (2;2) и запретов (2;3), что в сочетании определяет родительское отношение как потворствующую гиперпротекцию. Также отмечались высокие оценки шкал «Проекция собственных не-желаемых качеств на ребенка» (2;3) и «Воспитательная неуверенность» (3;4), преобладание которых может обуславливать эмоциональное отвержение ребенка. В стиле воспитания отцов детей с РАС наблюдались неразвитость родительских чувств (1;2) и воспитательная неуверенность (3;2), что достоверно отличает (p < 0,05) их от матерей.
3. Супружеские отношения у родителей детей с РАС характеризовались в большинстве случаев согласованностью семейных ценностей, однако мужчины чаще, чем женщины (p < 0,05), выделяли как авторитетные эмоциональную (8;8,5) и социальную (Мн.;8,5) сферы жизнедеятельности. Расхождение наблюдалось и в интимно-сексуальной (8;8) сфере, для отцов она является важным условием супружеской гармонии, однако для их жен она не представляет значимости. Ролевая адекватность жены отражает несоответствие ожиданиям мужа активности женщины в социальной (p < 0,05) и эмоциональной (p < 0,05) сферах, тогда как ролевую адекватность супруга жена оценивает высоко во всех паттернах семейного функционирования.
4. Доминирующими видами защит для обоих родителей детей с РАС (p < 0,05) явились: интеллектуализация и реактивное образование, что статистически значимо отличает их от родителей здоровых детей. Сравнение различий психологических защит у матерей и отцов больных детей выявило, что мужчины достоверно чаще используют механизм проекции (23%) и компенсации (8%), а женщины — отрицание (22%).
5. Стилевые характеристики защитных механизмов экспериментальной группы определяются преобладанием (p < 0,05) самопринижающего (35%) стиля психологических защит. У матерей также было выявлено использование неадаптивного (25%) и искажающего образ (18%) защитных стилей.
6. Выявленные особенности внутрисемейного функционирования и психологических защит позволяют определить основные задачи психокоррекции и составить программу психологической помощи матерям и отцам, воспитывающих детей с РАС.
Литература
1. Мамайчук И. И. Помощь психолога детям с аутизмом. СПб.: Речь, 2007. 288 с.
2. Никольская И. М. Клиническая психология семьи // Вопросы психического здоровья детей и подростков. 2005. № 2. С. 7-11.
3. Sigman M., Siller M. The behaviors of parents of children with autism predict the subsequent development of their children's communication // Journal of Autism and Developmental Disorders. 2002. Vol. 32, N 2. Р. 77-89.
4. Красйльнйкова Е. Д. Функционирование семей, воспитывающих детей с различными вариантами нарушения психического развития: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 2013. 225 с.
5. Чумакова Е. В. Психологическая защита личности в системе детско-родительского взаимодействия: дис. ... канд. психол. наук. СПб., 1998. 184 с.
6. Заборйна Л. Г. Базисные убеждения родителей детей-инвалидов в условиях хронического стресса: автореф. дис. ... канд. психол. наук. М., 2008. 21 c.
7. Руководство по социальной педиатрии / составители: В. Г. Дьяченко, М. Ф. Рзянкина, Л. В. Со-лохина. Хабаровск: Изд-во ГОУ ВПО Дальневосточный государственный медицинский университет, 2010. 135 с.
8. Чарова О. Б., Савина Е. А. Особенности материнского отношения к ребенку с интеллектуальным недоразвитием // Дефектология. 1999. № 5. С. 29-33.
9. Flippin M., Crais E. R. The need for effective father involvement in early autism intervention: A systematic review and recommendations // Journal of Early Intervention. 2011. Vol. 33. P. 24-50.
10. Lundahl B. W., Tollefson D., Risser H., Lovejoy M. C. A meta-analysis of father involvement in parent training // Research on Social Work Practice. 2008. Vol. 18. P. 97-106.
11. Немов Р. С. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: в 3 кн. 4-е изд. Кн. 3: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. М.: ВЛАДОС, 2001. 640 с.
12. Эйдемиллер Э. Г. Методы семейной диагностики и психотерапии. Методическое пособие. М.: Фолиум, 1996. 45 с.
13. Волкова А. Н. Психологическое консультирование семейных конфликтов // Вестник психосоциальной и коррекционно-реабилитационной работы. 2000. № 1. С. 12-21.
14. Туник Е. Е. Психологические защиты. Тестовая методика. СПб.: Речь, 2010. 219 с.
15. Вассерман Л. И., Ерышев О. Ф., Клубова Е. Б. Психологическая диагностика индекса жизненного стиля. СПб.: Изд-во СПб НИПНИ им. В. М. Бехтерева, 2005. 50 с.
Статья поступила в редакцию 20 июня 2014 г.
Контактная информация
Шабанова Евгения Владимировна — аспирант; lolo4over@gmail.com
Shabanova Evgeniya V. — post graduate student; lolo4over@gmail.com