УДК 159.923
Вестник СПбГУ. Сер. 12. 2012. Вып. 1
В. М. Сорокин, Е. Я. Диденко
ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА СТИЛЕЙ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ ДЕТЕЙ С ДЕФИЦИТАРНЫМ ТИПОМ РАЗВИТИЯ В ЗАВИСИМОСТИ ОТ ПОЛА РОДИТЕЛЕЙ
Семья оказывает значительное влияние на формирование личности ребенка, однако на каждом возрастном этапе ее роль и значение меняются.
Появление в семье ребенка с нарушениями зрения или слуха создает особый психологический климат в жизни всех ее членов. У родителей возникают эмоциональные трудности, психологический стресс, который необходимо преодолевать, так как иначе невозможно решать проблемы воспитания ребенка, а также ряд проблем, связанных с отношением родителей к ребенку и его заболеванию. От характера этого отношения зависит система воспитания и особенности формирования его личности [1].
Нами были обследованы 136 испытуемых: 46 родителей, имеющих детей с нарушениями слуха (11 мужчин и 35 женщин — 1-я группа испытуемых); 50 родителей, имеющих детей с нарушениями зрения (14 мужчин и 36 женщин — 2-я группа испытуемых); 40 родителей, имеющих нормально развивающихся детей (12 мужчин и 38 женщин — 3-я группа испытуемых) — с целью выявления стиля семейного воспитания детей с нарушениями слуха и зрения в зависимости от пола родителя.
В исследовании использовалась методика «Анализ семейных взаимоотношений» (АСВ) (Э. Г. Эйдемиллер и В. В. Юстицкис), позволяющая определить стилистические характеристики семейного воспитания [2].
В данной работе мы представляем анализ среднегрупповых показателей по шкалам, предложенным в методике.
Показатели шкалы «Г+ и Г-» отражают уровень протекции в процессе воспитания
Наши исследования показывают, что по всем шкалам показатели критического уровня не достигают. При анализе данных по шкале протекции в процессе воспитания видно, что у мужчин показатели гиперпротекции ниже, чем по шкале гипопротекция. Причем у мужчин первой группы гиперпротекция более выражена, чем у представителей второй и третьей групп. У женщин, наоборот, по данной шкале показатели гиперпротекции значительно выше, чем показатели гипопротекции. Матери, воспитывающие детей с нарушениями зрения или слуха, больше опекают своих детей, чем представительницы третьей группы.
Все родители, принявшие участие в исследовании, стараются удовлетворять заявленные потребности своих детей. Наиболее высокие показатели по данной шкале у отцов, воспитывающих детей с нарушениями зрения и нормально развивающихся детей. У матерей данных групп эти показатели несколько ниже. У мужчин и женщин первой группы показатели ниже, чем у представителей второй и третьей групп.
© В. М. Сорокин, Е. Я. Диденко, 2012
В. Петшак, Т. Г. Богданова и Н. В. Мазурова установили, что большое влияние на внутрисемейные отношения оказывает наличие или отсутствие нарушений слуха у самих родителей. Слышащие родители, а именно они составили первую экспериментальную группу, не могут наладить столь же успешное общение со своими детьми с помощью небольшого набора слов и высказываний, уже усвоенных детьми, как не-слышащие родители при помощи жестов. Данный факт отрицательно сказывается на удовлетворении эмоциональных контактов.
Предъявление требований к ребенку — неотъемлемая часть воспитательного процесса. Прежде всего, речь идет об обязанностях ребенка, заданиях, которые он выполняет (учеба, уход за собой, участие в организации быта, помощь другим членам семьи). Некоторое количество обязанностей возлагают на детей с нарушениями слуха их отцы, большее — матери первой и второй групп. Причем у мам второй группы эти показатели выше. В семьях нормально развивающихся детей мужчины предъявляют к своим детям требования больше, чем женщины.
В процессе воспитания возникают не только требования-обязанности, но и требования-запреты. Полученные данные говорят о том, что женщины первых двух групп предъявляют своим детям требований-запретов больше, чем мужчины второй группы. Наименьшее количество баллов по данному параметру у мужчин, воспитывающих нормально развивающихся детей. Чем старше дети, тем выше показатели по данной шкале. Они сами определяют круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, решают для себя вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков.
Невыполнение ребенком требований, предъявляемых к нему родителями, влечет за собой определенные санкции (наказания).
Строгость санкций (наказаний) за нарушение требований ребенком
(шкала С)
Родители всех трех групп не применяют чрезмерных санкций (тип воспитания «жестокое обращение»). Для них не характерна приверженность к применению строгих наказаний, чрезмерного реагирования на нарушения поведения.
Отцы детей со зрительной патологией в большей степени проявляют неустойчивый стиль воспитания. Под таким воспитанием мы понимаем резкую смену его стилей и приемов, переход от очень строгого к либеральному и наоборот — от значительного внимания к ребенку к эмоциональному отвержению его родителями. Несколько ниже показатели у мужчин первой группы. Женщины в первых двух группах более уверенны в правильности воспитания своих детей, чем в третьей.
Причины негармоничного воспитания различны. Порой это определенные обстоятельства в жизни семьи, мешающие наладить адекватное воспитание. В этом случае в основе негармоничного воспитания лежит какая-то личностная проблема, чаще всего носящая характер неосознаваемой проблемы, потребности. Родитель пытается разрешить ее (удовлетворить потребность) за счет воспитания ребенка.
Авторами используемой методики выделяются причины отклонений в стиле родительского воспитания. Полученные нами результаты говорят о том, что родители детей с нарушениями зрения по всем представленным причинам отклонений в семейном воспитании имеют наибольшее количество баллов.
Расширение сферы родительских чувств (шкала РРЧ)
Обусловливаемое нарушение воспитания — повышенная протекция (потворствующая или доминирующая). Данный источник нарушения воспитания возникает чаще всего тогда, когда супружеские отношения между родителями в силу каких-либо причин оказываются нарушенными: нет супруга (смерть, развод) либо отношения с ним не удовлетворяют родителя, играющего основную роль в воспитании (несоответствие характеров, эмоциональная холодность и др.). Нередко при этом мать, реже отец, сами того четко не осознавая, хотят, чтобы ребенок, а позже подросток стал для них чем-то большим, нежели просто ребенком. Наибольшие показатели по данной шкале отмечаются у женщин, воспитывающих детей с нарушениями зрения, несколько ниже у отцов этих же детей и женщин, воспитывающих детей с нарушениями слуха. В других группах эти показатели значительно ниже.
Когда ребенок достигает подросткового возраста, у родителей возникает страх перед его самостоятельностью. Появляется стремление удержать его с помощью потворствующей или доминирующей гиперпротекции. Отцы детей с нарушениями зрения стремятся игнорировать взросление детей, стимулируя у них сохранение таких детских качеств как непосредственность, наивность, игривость (шкала ПДК). Для этих родителей подросток все еще «маленький». Некоторые открыто признают, что маленькие дети вообще им нравятся больше, что с большими не так интересно. У матерей в данной группе аналогичные показатели несколько ниже. У мужчин и женщин первой и третьей групп показатели по данной шкале приблизительно одинаковы и этот параметр явно не выражен.
В. В. Ткачева указывает на то, что в повседневной жизни родители детей с отклонениями в развитии сталкиваются со множеством проблем. С одной стороны, они испытывают трудности при выборе воспитательных и образовательных средств воздействия на своих детей, с другой — имеют глубокие, внутренние психологические проблемы, обусловленные рождением в семье аномального ребенка. Воспитательную неуверенность родителя (шкала ВН) можно назвать «слабым местом» личности родителя. В наших исследованиях отмечено, что мужчины и женщины второй группы и женщины третьей неуверенны в воспитании своих детей. Несколько ниже показатели по данной шкале у женщин первой группы. Менее выражена воспитательная неуверенность у мужчин первой и третьей групп.
Дети, рожденные с патологией слухового и зрительного анализаторов, отстают от своих сверстников не только в психическом развитии, но и в физическом. Это связано не только с малой подвижностью этих детей, но и с более частыми соматическими жалобами. Родители детей с сенсорными нарушениями значительное время проводят со своими детьми в учреждениях здравоохранения. Такие дети, особенно с патологией зрительного анализатора, менее самостоятельны в передвижении по городу, организации быта и самообслуживании, что приводит к страху потери ребенка у родителей.
Фобия утраты ребенка (шкала ФУ)
«Слабое место» родителей, имеющих такую особенность — повышенная неуверенность, боязнь ошибиться, преувеличенные представления о «хрупкости» ребенка, его болезненности и т. д. По данной шкале наиболее высоки показатели у родителей
детей с нарушениями зрения. Предметом особого беспокойства для родителей детей с нарушениями зрения являются трудности в пространственной ориентировке детей, вследствие чего транспортная проблема становится одной из наиважнейших. Отцы и матери постоянно тревожатся о том, как их дети самостоятельно смогут преодолевать эту проблему, их показатели по данной шкале выше среднего уровня. Во второй группе родители несколько меньше тревожатся о своих детях, особенно отцы. Родители третьей группы явно отличаются от представителей первых двух наиболее низкими показателями по данной шкале.
Неразвитость родительских чувств (шкала НРЧ)
Обусловливаемые этой особенностью отцов и матерей нарушения воспитания — гипопротекция, эмоциональное отвержение, жестокое обращение. Адекватное воспитание детей и подростков возможно лишь тогда, когда родителями движут какие-либо достаточно сильные мотивы: чувство долга, симпатия, любовь к ребенку, потребность «реализовать себя» в детях, «продолжить себя».
Наибольшие показатели слабости, неразвитости родительских чувств также имеют родители детей с нарушениями зрения, что значительно отличает их от родителей первой и третьей групп, у которых показатели по данной шкале значительно ниже. Однако при этом у родителей третьей группы показатели по данной шкале выше, чем у родителей первой. Внешне указанная особенность проявляется в нежелании иметь дело с ребенком (подростком), в плохой переносимости его общества, поверхностном интересе к его делам.
Проекция на ребенка (подростка) собственных нежелательных качеств
(шкала ПНК)
Часто родители видят негативные качества своих детей, свойственные им самим, но не осознают этого, пытаются исправить дочерей и сыновей. Борьба с нежелательным качеством кого-то другого помогает такому родителю верить, что у него самого данного качества нет. Родители много и охотно говорят о своей непримиримой и постоянной борьбе с отрицательными чертами и слабостями ребенка, о мерах и наказаниях, которые они в связи с этим применяют. В высказываниях родителя сквозит неверие в ребенка, нередки инквизиторские интонации с характерным стремлением в любом поступке выявить «истинную», то есть плохую, причину. В качестве таковой чаще всего выступают качества, с которыми родитель неосознанно борется. Высокие баллы по данной шкале имеют отцы детей, имеющих нарушения зрения. Несколько ниже аналогичные показатели у матерей данной группы. В третьей группе показатели по данной шкале значительно ниже. У отцов и матерей в первой — ниже, чем в третьей группе, что говорит о более адекватном восприятии качеств своего ребенка.
Вынесение конфликта между супругами в сферу воспитания (шкала ВК)
При воспитании детей у каждого родителя формируется свой взгляд на воспитательный процесс и способы его осуществления. Нередко эти взгляды являются причиной конфликта между родителями. Зачастую воспитание превращается в «поле битвы»
конфликтующих родителей. Здесь они получают возможность наиболее открыто выражать недовольство друг другом, руководствуясь «заботой о благе ребенка». При этом мнения родителей чаще всего имеют диаметрально противоположный характер: один настаивает на весьма строгом воспитании с повышенными требованиями, запретами и санкциями, другой склонен «жалеть» ребенка, идти у него на поводу. Наши исследования показывают, что данная причина отклонений в семейном воспитании во второй группе наиболее выражена у мужчин, несколько ниже — у женщин, что значительно отличает их от представителей первой и третьей групп.
Сдвиг в установках родителя по отношению к ребенку в зависимости от его (ребенка) пола. Шкала предпочтения мужских качеств — ПМК и шкала предпочтения женских качеств — ПЖК
Обусловливаемые нарушения воспитания — потворствующая гиперпротекция, эмоциональное отвержение.
Нередко отношение родителя к ребенку обусловливается не действительными особенностями ребенка, а такими чертами, которые родитель приписывает его полу, то есть «вообще мужчинам» или «вообще женщинам». Так, при наличии предпочтения женских качеств наблюдается неосознаваемое неприятие ребенка мужского пола.
Мужчины в основном, грубы, неопрятны. Они легко поддаются животным побуждениям, агрессивны и чрезмерно сексуальны, склонны к алкоголизму. Любой человек, будь то мужчина или женщина, должен стремиться приобрести противоположные качества — быть нежными, деликатными, опрятными, «сдержанными в чувствах». Родители второй группы и женщины первой и третьей предпочитают женские качества в своих детях. У них значительно ниже показатели по шкале ПМК. А мужчины третьей группы в большей степени предпочитают в детях мужские качества.
Выводы
1. Женщины, показывают более высокие результаты по шкале гиперпротекция, а мужчины — по шкале гипопротекция.
2. Отцы детей с нарушениями зрения и нормально развивающих детей стараются больше удовлетворять потребности своих детей, чем матери. Это скорее отражается на удовлетворении материальных потребностей. В группе родителей детей с нарушением слуха матери имеют более высокие показатели по данной шкале, чем отцы.
3. Наибольшее количество требований к своим детям предъявляют матери детей с нарушениями зрения, а наименьшее — отцы нормально развивающихся детей.
4. Запреты необходимы в процессе воспитания. Наибольшие показатели по данной шкале — у отцов нормально развивающихся детей. Меньше всех запретов накладывают отцы слабовидящих детей.
5. Родители считают, что наказания за невыполнение требований не эффективны в процессе воспитания, хотя матери второй группы иногда их применяют.
6. Явно выраженных психологических причин отклонений в семейном воспитании значительно больше у родителей детей с нарушениями зрения.
7. Такие причины отклонений в семейном воспитании как расширение родительских чувств и предпочтение женских качеств в ребенке свойственны матерям первой
группы, а также отцам и матерям второй, ПЖК — матерям третьей группы. Проекция на ребенка собственных нежелательных качеств, фобия утраты, предпочтение детских качеств в ребенке характерны для родителей второй группы. Воспитательная неуверенность — для женщин во всех трех группах и мужчин во второй. Вынесение конфликта в сферу воспитания свойственно только отцам второй группы, а предпочтение мужских качеств в ребенке — только отцам третьей группы.
Литература
1. Левченко И. Ю., Ткачева В. В. Психологическая помощь семье, воспитывающей ребенка с отклонениями в развитии. М.: Просвещение, 2008. 240 с.
2. Эйдемиллер Э. Г., Юстицкис В. Психология и психотерапия семьи. СПб.: Питер, 2000г. 656 с.
Статья поступила в редакцию 14 ноября 2011 г.