Intrapersonal conflicts students of Conflict Resolution in the course of vocational Pirogova A. (Russian Federation) Внутриличностные конфликты студентов-конфликтологов в процессе профессиональной подготовки в вузе Пирогова А. Е. (Российская Федерация)
Пирогова Анастасия Евгеньевна /Pirogova Anstasiya - бакалавр международной
журналистики,
Институт международных отношений,
Пятигорский государственный лингвистический университет, г. Пятигорск
Аннотация: в статье анализируется влияние выбранной специальности на состояние внутриличностных конфликтов. Рассматривается специфика
внутриличностных конфликтов, приводятся причины появления внутриличностных конфликтов у студентов, обучающихся по направлению конфликтологии.
Abstract: the article analyzes the impact of the chosen specialty on the state of intrapersonal conflicts. We consider the specifics of intrapersonal conflicts are causes of intrapersonal conflicts of the students enrolled in the direction of Conflict.
Ключевые слова: внутриличностный конфликт, конфликты, психология,
конфликтология.
Keywords: intrapersonal conflict, conflict, psychology, conflict.
Конфликты являются неотъемлемой частью жизни человека. На протяжении социализации человек переживает кризисы, противоречия, конфликты. Они определяют конструктивный или деструктивный путь развития личности. Самым распростроненным и сложно анализируемым конфликтом является конфликт внутриличностный. В своей работе мы анализируем влияние выбранной профессии на внутриличностные конфликты студентов-конфликтологов. Для дальнейшей работы нам необходимо дать четкое определение понятию внутриличностного конфликта.
Под внутриличностным конфликтом мы понимаем состояние индивида, при котором ему присущи противоречивые или взаимоисключающие мотивы, цели или ценности, с которыми на данный момент он справиться не может, не может выработать приоритетную стратегию поведения [1].
Для исследования внутриличностных конфликтов студентов-конфликтологов нам необходимо рассмотреть психологическую составляющую конфликтологической профессии и провести анализ трудностей личностного характера, с которыми сталкивается будущий конликтолог в процессе социализации в вузе.
Обзор научной литературы показывает, что идеальный образ профессионала-конфликтолога отличается содержательной вариативностью и нечеткостью [2]. Раньше идеальный образ профессионала определялся биографией конкретных людей и профессиональными ценностями, сейчас он заменен на идеальный образ жизни. В связи с этим ориентиры при определении специфики профессии смещаются, а ценностные представления о ней становятся неопределенными.
Одним из важных компонентов подготовки конфликтолога является формирование у него особого отношения к человеку как к высшей ценности. Особые требования конфликтологическая профессия предъявляет к интеллектуальным параметрам личности специалиста.
Другая важная особенность профессии конфликтолога состоит в том, что профессиональный рост конфликтолога неразделим с духовным и личностным ростом. Профессиональный и личностный рост в значительной мере связан и с особенностями профессионального самосознания, среди наиболее важных
характеристик которого выделяются дивергентность, интуитивность, диалогичность, феноменальность, креативность, гуманитарность, универсальность и т. д.
Особенности подготовки специалистов для любой деятельности, где требуется высококвалифицированный труд (а деятельность конфликтолога именно таковой и является), определяется двумя факторами:
- социальным - особенностями политических и экономических условий в стране, которые влияют на формирование заказа, отражающего общественную потребность в тех или иных специалистах;
- научным - состоянием и особенностями науки, которая выступает как основа предметных знаний в той или иной профессии.
Эти факторы определяют социальный статус профессии и общественное мнение о ней, количество учебных заведений, где готовят таких специалистов, и, наконец, сроки и содержание профессионального образования по специальности.
Конфликтология, как вид профессиональной деятельности, привлекает к себе тем, что конфликтологические знания имеют большую практическую и субъективную значимость для человека.
Поступая в вуз в надежде получить конкретные знания, помогающие преодолевать конфликтологические проблемы, студент в определенный момент обнаруживает, что обучение в вузе не дает ему готовых «рецептов» и алгоритмов. В какой-то мере это обусловлено спецификой образовательного процесса, его недостаточной практической направленностью. Однако более существенной причиной, на наш взгляд, являются содержательные особенности самого психологического знания, отличающегося гетерогеннстью, дезинтегрированностью методологических посылов.
Как показывают наши наблюдения, обнаружение гуманитарности
конфликтологического знания зачастую оказывается неожиданным для студента. Развеиваются его надежды на то, что, став хорошим специалистом, он, наконец, познает базовые закономерности функционирования конфликтов, позволяющие ему полностью управлять своей жизнью и, может быть, и жизнью других людей.
Студент, наконец, начинает понимать иллюзорность и других своих представлений, которые послужили мотивами выбора профессии.
Беседы со студентами показывают, что уже к концу первого года обучения у них возникает страх за свое будущее, вызванный несоответствием полученных знаний тем ожиданиям, которые заставили выбрать эту профессию.
Описанные явления, хронологически совпадая с нормативными кризисами профессионального развития, характерными для студенческого возраста, обостряют их течение. Как показано Э. Ф. Зеером, на стадии профессиональной подготовки возникает кризис профессионального выбора, как правило, отчетливо проявляющийся в первый и последний годы профессионального обучения. Он характеризуется недовольством отдельными учебными предметами, появлением сомнений в правильности профессионального выбора, снижением интереса к учебе. За редким исключением этот кризис преодолевается сменой учебной мотивации на социальнопрофессиональную. Э. Ф. Зеер отмечает, что кризис ревизии и коррекции профессионального выбора имеет вялотекущий характер, однако перестройка ведущей учебно-познавательной деятельности в профессионально-ориентированную позволяет выделить его в самостоятельный нормативный кризис профессионального становления личности [3].
Обозначенный кризис на личностно-субъективном уровне инициирует у студентов-конфликтологов так называемые «кризисы разочарования», которые могут рассматриваться как закономерные этапы профессионального становления психолога.
Как отмечают И. В. Бачков, И. Б. Гриншпун, Н. С. Пряжников, самым болезненным разочарованием становится разочарование в самом себе, неуверенность
студента в том, что он правильно выбрал профессию, что из него получится настоящий профессионал.
Вместе с тем, эти критические моменты становятся своеобразными «шансами» для личностного развития будущего специалиста. Успешное прохождение этих кризисов предполагает изменение Я-концепции, перестройку иерархии жизненных и профессиональных ценностей. Внутренне сопротивляясь изменению устоявшихся взглядов на окружающий мир, будущую профессию, и, главное - на самого себя, будущие специалисты нередко вырабатывают целую систему психологических «защит-разочарований»:
- разочарование в некогда любимых преподавателях;
- разочарование в изучаемом предмете;
- разочарование в своем учебном заведении;
- разочарование в перспективах дальнейшей работы.
В период обучения в вузе актуализируются и внутриличностные конфликты профессионального самоопределения, характерные для стадий оптации,
профессиональной подготовки и профадаптации. Сторонами этих конфликтов являются различные составляющие структуры личности, и они обусловлены следующими факторами [3]:
1) рассогласованием составляющих направленности: противоречиями между социально-профессиональными экспектациями и профессиональной действительностью, между мотивами профессионального роста, успеха и материального благополучия, между высоким уровнем притязаний и самоуважением, между неосознаваемыми мотивами (стремление к власти, подчинению) и ценностными ориентациями и др.;
2) несовпадением характера профессиональной деятельности и уровня профессиональной компетентности, порождающим внутриличностные конфликты между осознанной необходимостью в повышении квалификации и недостаточной профессиональной активностью, между неудовлетворенностью содержанием труда и нежеланием сменить профессию, между отсутствием перспектив карьеры и уровнем профессиональной компетентности и др. [3].
Анализируя конфликтные ситуации, сопровождающие кризисы профессионального развития, Э. Ф. Зеер выделяет следующие их типы:
- мотивационный, обусловленный потерей интереса к работе, учебе, утратой перспектив профессионального роста, дезинтеграцией профессиональных ориентаций, установок, позиций;
- когнитивно-деятельностный, детерминированный неудовлетворенностью содержанием и способами осуществления учебно-профессиональной и профессиональной деятельности;
- поведенческий, обусловленный противоречиями в межличностных отношениях в первичном коллективе, неудовлетворенностью своим социально-профессиональным статусом, положением в группе и др.
Конфликт сопровождается рефлексией, ревизией учебно-профессиональной ситуации, анализом своих возможностей и способностей [3].
Как отмечает Э. Ф. Зеер, преодоление внутриличностных конфликтов профессионального самоопределения возможно путем развития психологической компетентности, разработки альтернативных сценариев профессиональной жизни, повышения профессиональной активности, создания оптимистической профессиональной перспективы, усиления «авторства» своей профессиональной жизни, определения новых смыслов профессиональной деятельности, согласования амбивалентных установок и отношений, постоянного повышения своей
квалификации, снижения уровня притязаний, сохранения профессиональной целостности личности и др. [3].
Помимо конфликтов профессионального самоопределения студентам-конфликтологам свойственны и другие виды внутриличностных конфликтов. В диссертационном исследовании Г. М. Дубчак приведены исследования внутриличностных конфликтов студентов, возникающие в ценностно-смысловой сфере. Проведенное эмпирическое исследование позволило автору подробно рассмотреть конфликты, возникающие вследствие рассогласования между значимостью таких жизненных ценностей, как собственное здоровье, семейная жизнь и материальная обеспеченность, и доступностью этих ценностей. Кроме того, в диссертации показано: индикаторами внутриличностных конфликтов студентов выступают противоречия между «Я-реальным» и «Я-идеальным», высокий уровень тревожности проявления агрессивности и фрустрации. По мнению автора, эти показатели могут быть эмпирическими референтами внутриличностных конфликтов и выступать как индикаторы их измерения [4].
Как показывают результаты проведенного теоретического анализа научной литературы, обучение наконфликтолога не только не способствует устранению уже имеющихся внутренних конфликтов, но и, напротив, актуализирует процессы их углубления и переструктуризации. Факторами этого являются:
- протекание нормативных кризисов профессионального развития, характерных для периода профессиональной подготовки;
- психологические особенности лиц, выбирающих конфликтологическую профессию и заключающиеся в специфической мотивации, рефлексивности, эмпатийности, сензитивности.
Проведенный теоретический анализ проблемы внутриличностных конфликтов студентов-конфликтологов в процессе обучения в вузе помогает нам сделать вывод о необходимости проведения специальной работы, направленной на помощь студентам в разрешении внутриличностных конфликтов.
Литература
1. Лобан Н. А. Конфликтология УМК - Минск: МИУ, 2008.
2. Митина Л. M. Личностное и профессиональное развитие человека в новых социально-экономических условиях // Вопр. психол. - 1997. - № 4. - С. 28-38.
3. Зеер Э. Ф., Сыманюк Э. Э. Кризисы профессионального становления личности // Психологический журнал, 1997, т. 18, № 6.
4. Дубчак Г. М. Внутриличностные конфликты студентов в период обучения в вузе: Автореф. дис. канд. психол. наук: 19.00.01. 1 н-т психологии им. Г. С. Костюка АПН Украины. - Черновцы, 2000. - 19 с. - укр.