Научная статья на тему 'Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у старшеклассников'

Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у старшеклассников Текст научной статьи по специальности «Психологические науки»

CC BY
1024
117
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ САМООПРЕДЕЛЕНИЕ / ВНУТРИЛИЧНОСТНЫЙ КОНФЛИКТ / ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ РАЗВИТИЕ / PROFESSIONAL SELF-DETERMINATION / INTRAPERSONAL CONFLICT / PROFESSIONAL DEVELOPMENT

Аннотация научной статьи по психологическим наукам, автор научной работы — Ичетовкина Кристина Андреевна, Ивутина Елена Петровна

В статье обсуждаются особенности внутриличностных конфликтов у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Выявлены статистически значимые различия внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников десятого и одиннадцатого классов.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по психологическим наукам , автор научной работы — Ичетовкина Кристина Андреевна, Ивутина Елена Петровна

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Features of the intrapersonal conflicts of senior in the process of the professional selfdetermination

The article deals with the problem of features of the intrapersonal conflicts of senior in the process of the professional self-determination. There are statistically significant differences of the intrapersonal conflicts of seniors of the 10 th and 11 th forms in the process of the professional self-determination.

Текст научной работы на тему «Особенности внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у старшеклассников»

щеобразовательных предметов естественнонаучного цикла и повысить престиж образовательной области «Технология».

Примечания

1. Котряхоб Н. В. Деятельностный подход к педагогическому процессу. Киров, 2005. С. 5.

2. Международный форум по нанотехнологи-ям. URL: http://rusnanotech09.rusnanoforum.ru/ Section.aspx/Show/l9698#sect_edu

3. Профессии будущего // Популярная механика. 2010. № 10. С. 58-68

4. Мурабьеб Е. М. Общие основы методики преподавания технологии в общеобразовательных учреждениях. Шуя: Изд-во Шуйского пединститута, 1996. С. 33.

5. Там же.

6. Там же. С. 36.

7. Там же. С. 35.

8. Там же. С. 36.

9. Там же. С. 37.

10. Там же. С. 36.

11. Там же. С. 38.

12. Там же. С. 39.

13. Там же. С. 40.

14. Там же. С. 41.

15. Там же. С. 41-42.

16. Сборник нормативных документов. Технология / сост. Э. Д. Днепров, А. Г. Аркадьев. М.: Дрофа, 2004. С. 144, 119.

17. Нобикоб А. М. Постиндустриальное образование. М.: «Эгвес», 2008. С. 125.

18. Хотунцеб Ю. Л. Технологическое образование в регионе: опыт, достижения, перспективы: материалы Всерос. науч.-практ. конф. (1-3 апреля 2010 г.) / ред. кол. А. Н. Ильин, Е. А. Гилева; Перм. гос. пед. ун-т. Пермь: Изд-во «ОТ и ДО», 2010. С. 11.

УДК 159.922.736.4

К. А. Ичетовкина, Е. П. Ивутина

ОСОБЕННОСТИ ВНУТРИЛИЧНОСТНЫХ КОНФЛИКТОВ В ПРОЦЕССЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО САМООПРЕДЕЛЕНИЯ У СТАРШЕКЛАССНИКОВ

В статье обсуждаются особенности внутриличностных конфликтов у старшеклассников в процессе профессионального самоопределения. Выявлены статистически значимые различия внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников десятого и одиннадцатого классов.

The article deals with the problem of features of the intrapersonal conflicts of senior in the process of the professional self-determination. There are statistically significant differences of the intrapersonal conflicts of seniors of the 10th and 11th forms in the process of the professional self-determination.

Ключевые слова: профессиональное самоопределение, внутриличностный конфликт, профессиональное развитие.

Keywords: professional self-determination, intrapersonal conflict, professional development.

Выбор профессии - первая и основополагающая ступень глобального процесса профессионального самоопределения личности. Профессиональное самоопределение является центром личностного и социального самоопределения. Можно сказать, что выбор профессии закладывает базу для всего дальнейшего развития личности.

Статистические данные показывают, что число безработных, неконкурентоспособных молодых людей с каждым годом растет. Большое количество личностных деструкций, связанных с неудовлетворенностью выбранной профессией, еще раз подтверждает необходимость проведения исследований, направленных на помощь в профессиональном самоопределении школьников старших классов. Проблема также состоит в том, что в настоящее время профориентационная работа основывается на диагностике способностей и склонностей школьников, но методы выявления и прогнозирования внутриличностных конфликтов, также необходимые для помощи в комфортном прохождении стадии выбора профессии, недостаточно разработаны. Правильный выбор профессии - залог самореализации личности, формирования ее социальной идентичности, легкого прохождения всех кризисов профессионального развития, именно поэтому так важно диагностировать личностный конфликт и облегчить его разрешение.

© Ичетовкина К. А., Ивутина Е. П., 2012

Проблемами профессионального самоопределения школьников занимались такие ученые, как Н. Н. Гордеева, Е. А. Климов, Н. С. Пряжников, Е. Ю. Пряжникова, Н. А. Коновалова, В. М. Да-нюк, А. К. Маркова, А. Маслоу, Дж. Сьюпер, Э. Ф. Зеер, Н. Б. Стамбулова, Ю. П. Поваренков и другие.

Н. Н. Гордеева считает, что проблема профессионального самоопределения становится особенно важной в школьные годы. Выбор профессии - это процесс принятия молодым человеком решения относительно получения социально значимого результата: вступления во взрослую жизнь в качестве работника, участника общественного труда. Профессиональное самоопределение может совпадать с выбором профессии, если молодой человек выбирает профессию в соответствии со своими интересами, склонностями, устремлениями и способностями. Выбор профессии не совпадает с процессом профессионального самоопределения в тех случаях, если молодой человек выбирает профессию случайно, например по фактору близости места работы к месту жительства, общественной моды на данную профессию, по знакомству и прочее [1].

Проблема внутриличностного конфликта в психологии имеет особый статус и может быть отнесена к числу тех фундаментальных проблем, которые, несмотря на неугасающий интерес к ним ученых, по-прежнему далеки от своего разрешения. В многочисленных исследованиях показано его патогенное влияние, но с другой стороны, в психологической науке внутриличностный конфликт рассматривается и как мощный внутренний двигатель, заставляющий человека идти по пути самосовершенствования и самоактуализации.

Одним из наиболее важных аспектов как профессионального самоопределения в целом, так и его первого этапа - выбора профессии, является мотивация. Каждый субъект выстраивает собственную иерархию мотивов и, в зависимости от этого, делает выбор в пользу той или иной профессии. Однако когда два или больше мотивов сталкиваются и не могут быть удовлетворены одновременно, может возникнуть внутриличностный конфликт. Поэтому для нас важно знать, какими мотивами руководствуется оптант, чтобы прогнозировать и диагностировать конфликтную ситуацию.

По результатам теоретического исследования мы можем сделать вывод, что факторами возникновения конфликта могут быть рассогласование позиций значимых близких и самого субъекта (проблема уровня «хочу» - «надо» по Е. А. Климову); давление социума. В отдельную группу попадают конфликты самооценки и адаптации, нам кажется, что отсутствие веры в собственные силы близко с дезадаптацией к социальной ситуации [2].

Не менее важной проблемой, чем факторы возникновения конфликтов, является проблема их раз-

решения. Б. С. Волков и Н. Д. Волкова предлагают следующие способы разрешения внутриличностных конфликтов.

1. Адекватно оценить ситуацию, в которой оказался субъект (с помощью рефлексии осознать самого себя в ситуации, создать правильный образ собственного «Я», реагировать на факты, а не на представления о них, научиться контролировать собственные эмоции).

2. Эмоциональный груз переходит в ресурс для решения проблем.

3. С помощью этого ресурса точно описать сложившуюся ситуацию и создать алгоритм решения [3].

Авторы подчеркивают, что единого способа разрешения внутриличностного конфликта не существует, остаются лишь необходимые константы: отношение к проблеме, сила воли, рефлексия, управление эмоциями.

В данном исследовании мы предполагаем, что существуют статистически значимые различия в проявлении внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения у школьников десятого и одиннадцатого классов.

Методы исследования: анкетирование, тестирование (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова (модификация А. А. Азбель, для определения профессиональной направленности школьников), наблюдение, нестандартизирован-ное интервью, методы количественного и качественного анализа результатов исследования (методы математической статистики - критерий и Манна -Уитни).

Цель эмпирического исследования - выявление особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения учащихся старших классов.

Для изучения особенностей формирования, протекания и разрешения внутриличностных конфликтов в процессе профессионального самоопределения было организовано эмпирическое исследование, которое проводилось в МОУ СОШ г. Кирова. В качестве испытуемых выступили школьники 10-го и 11-го классов (средний возраст 16 лет) общей численностью 54 человека. В 10-м классе приняли участие 28 человек, а в 11-м классе - 26 человек. В выборку для исследования вошли испытуемые, которые не определились с будущей профессией и испытывают по данному поводу внутриличностный конфликт.

Первый этап нашего исследования состоял в определении профессиональной направленности школьников (дифференциально-диагностический опросник Е. А. Климова, модификация А. А. Азбель). Данный опросник был использован в 11-м и 10-м классах для оценки профессиональной направленности на основе предпочтений человеком различных по характеру видов деятельности.

Были получены следующие результаты: большинство испытуемых в 11-м классе выбирают профессии по типу «человек - знак» (84% испытуемых), «человек - художественный образ» (89% испытуемых), «человек - я сам» (89% испытуемых). В 10-м классе большинство школьников также отдают предпочтение профессиям типа «человек - человек» (85% испытуемых), «человек - художественный образ» (79% испытуемых), «человек - я сам» (84% испытуемых).

Для диагностики внутриличностных конфликтов в профессиональном самоопределении необходимо было разделить испытуемых на две группы в зависимости от ответа на вопрос «Вы уже определились со своей будущей профессией?» Первая группа состояла из школьников, которые определились с будущей профессией. Вторая группа - из школьников, которые еще не до конца уверены и сомневаются в выборе профессии и, возможно, имеют внутриличностные конфликты.

Далее был проведен анализ анкет респондентов второй группы, не определившихся до конца с выбором профессии. Было выявлено, что большинство школьников 11-го класса (73% респондентов) и 10-го класса (63% респондента) впервые серьезно задумывались о той сфере, в которой хотели бы работать, 1-2 года назад. Кроме того, присутствуют учащиеся 10-го класса (37% школьников), которые пока еще не задумывались о своей будущей профессии. В 11-м классе 68% школьников ответили, что их мнение о подходящей для них профессиональной сфере несколько раз менялось, 32% школьника уже твердо уверены в своем выборе. В 10-м классе у 63% школьников мнение несколько раз менялось в пользу какой-либо профессии, 21% школьников уверены в своем выборе, 16% школьников ответили, что у них нет четких представлений о профессиональной сфере, которую хотят выбрать.

Большинство учащихся 11-го класса (53% испытуемых) не могут определиться между 2-3 вариантами привлекательной для них профессии. Число испытуемых, выбравших ту сферу, которая, по их мнению, является привлекательной, составило 47%. В 10-м классе 26% испытуемых не могут определиться между 2-3 профессиями. 42% испытуемых выбрали понравившуюся профессию. Не могут выбрать понравившуюся профессию 32% испытуемых.

В 11-м и 10-м классах одинаковое число испытуемых (52%) ответили, что сами беспокоятся о предстоящем выборе профессии, но в 10-м классе ответили, что еще беспокоятся родители и близкие люди (42% испытуемых). Большинство учеников 11-го класса (47% испытуемых) испытывают наибольший дискомфорт относительно ситуации выбора профессии, так как сомневаются, подойдет ли им эта профессия, а в 10-м классе 47% испытуемых затрудняются с выбором сферы деятельности.

Анкеты содержали вторую часть, которая состояла из трех блоков («Хочу я», «Хотят родители» и «Хотят близкие люди»). В каждом блоке были представлены факторы привлекательности профессии (Методика изучения факторов привлекательности профессии, В. А. Ядов, модификация И. Кузьминой, А. Реана). Проанализировав ответы испытуемых, можно сделать вывод, что среднее значение рассогласования школьников с родителями в 11-м классе 53%, в 10-м классе - 46%. Среднее значение рассогласования школьников со знакомыми, друзьями в 11-м классе равно 42%, а в 10-м классе - 64%. Наиболее привлекательными и значимыми факторами в выборе профессии, по мнению школьников 11-го класса, являются такие, как «работа должна соответствовать моим способностям», а также «большая зарплата». Для учащихся 10-го класса наиболее значимыми и приоритетными оказались такие факторы, как «работа не должна вызывать переутомления» и «большая зарплата».

Третий этап состоял в проведении нестандар-тизированного интервью, состоящего из 3 вопросов. Первый блок вопросов направлен на выявление вида конфликта «Как ты думаешь, что именно мешает тебе принять решение о выборе профессии?» Большинство современных школьников во время выбора профессии испытывают внутрилич-ностные конфликты, связанные с их самооценкой. Среди ответов респондентов встречаются такие формулировки: «подойдет ли мне будущая профессия, кем я буду в обществе, буду ли я в чем-нибудь нуждаться», «сомнение», «не уверена, подойдет ли мне выбранная профессия, не знаю востребованность этой профессии», «подходит ли мне эта профессия», «сомнение в правильном выборе», «отсутствие интереса, близкие люди вводят в замешательство, нет тяги к чему-либо», «не могу точно определиться, что больше нравится, к чему больше тянет; сдача экзаменов, не все могу сдать», «армия», «большое разнообразие различных профессий», «профессия может стать невостребованной, малооплачиваемой», «постоянная смена необходимых, значимых, нужных профессий для государства», «отсутствие способностей к чему-либо», «мои умственные способности», «плохие оценки», «не могу выбрать понравившуюся профессию», «родители мешают выбирать будущую профессию», «расстерянность в выборе профессии» и другие. Наиболее часто встречаемое беспокойство касается изменения интересов в будущем, открытие интересной профессии с новой стороны, разнообразие профессий.

Второй блок вопросов: «Как ты себя чувствуешь в сложившейся ситуации?. Среди ответов респондентов можно выделить такие часто встречающиеся формулировки: «комфортно, с профессией я определяюсь и скоро определюсь», «беспокой-

ство, затруднение», «беспокойство», «дискомфорт», «запутанно, стараюсь найти решение», «неуютно, неуверенно», «плохо», «не могу понять, что именно мне надо» и другие. Все ответы демонстрируют трудность принятия решения, что подтверждается психоэмоциональным напряжением.

Третья часть анализа интервью - способы разрешения внутриличностных конфликтов. Ответы респондентов: «родители, друзья», «сама», «родители, учителя, близкие люди, я», «телевидение, схожие программы с профессией», «беседа с людьми, работающими в этой сфере», «родители, консультации в вузах, я», «педагоги, родители, родственники, я», «люди из той профессии, которая меня привлекает», «примерный расчет, кто из специалистов будет востребован в будущем», «родители, близкие люди», «родители, учителя, я» и другие. Высказывания респондентов можно разделить на три группы: «самодетерминация и помощь значимых людей» («только я сама могу», «мои одноклассники», «родители, учителя, близкие люди, я»), «помощь квалифицированных специалистов» («люди из той профессии, которая меня привлекает»), средства массовой информации («телевидение, схожие программы с профессией»), отдельно стоит выделить «уход от ответа» («не знаю»).

Четвертый этап нашего исследования посвящен проведению сравнительного анализа результатов испытуемых десятого и одиннадцатого классов по типу внутриличностного конфликта в процессе са-

моопределения и по типу профессий. Для выявления различий по шкале «тип профессии» и по шкале «конфликт» использовался непараметрический критерий и Манна - Уитни (табл. 1, 2). Анализ показал следующие результаты: значимые различия в 10-м и 11-м классах имеют такие типы профессий, как «человек - знак» и «человек - художественный образ».

По видам внутриличностных конфликтов значимые различия присутствуют среди мотивацион-ного конфликта, нереализованного желания и конфликта самооценки.

Таким образом, благодаря данному исследованию, можно углубить знания, касающиеся внут-риличностных конфликтов в процессе выбора профессии. На практике, опираясь на внутреннее состояние клиента, помочь ему сделать адекватный выбор. А соответственно, предотвратить будущее разочарование в себе и в собственной профессии.

Примечания

1. Гордеева Н. Н. Теория и технология индивидуально-педагогического развития личности будущего учителя в процессе педагогической подготовки. Челябинск, 2002.

2. Климов Е. А. Как выбирать профессию: книга для учащихся ст. классов сред. шк. 2-е изд., доп. и дораб. М., 1990.

3. Волков Б. С., Волкова Н. Д. Конфликтология: учеб. пособие для студ. высш. учеб. завед. М.: Академический проект; Фонд «Мир», 2007.

Различия по типам профессий по критерию Манна - Уитни

Таблица 1

Профессия Природа Техника Человек Знак Художественный образ Сам человек

и эмп. 147 162 108 289 273 124

Уровень значимости 0,689 0,531 0,429 0,211 0,236 0,724

Значения шкалы конфликтов по критерию Манна - Уитни

Таблица 2

Конфликт Мотивационный Нравственный Нереализованное желание Конфликт самооценки Адаптационный конфликт

и эмп. 232 115 307 363 102

Уровень значимости 0, 183 0,781 0,241 0,108 0,637

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.