просам применения информационно-коммуникационных технологий (ИКТ) в учебном процессе; разработки и приобретения учебно-методического программного обеспечения по учебным дисциплинам; обеспечения доступа обучающихся и преподавателей к образовательным ресурсам сети Интернет; создания информационной базы автоматизированных обучающих систем и электронных учебных пособий.
Внедрение электронных учебных пособий позволяет организовать обучение в формате мо-дульно-компетентностного подхода, что обеспечивает индивидуальное, групповое и коллективное обучение с ориентацией на формирование базовых компетентностей обучающегося и способствует реализации одного из главных требований времени — подготовки каждого студента к самостоятельному получению знаний и умений.
Ежегодно в техникуме проходят недели ЦМК. Цель их проведения — повышение профессиональной компетентности преподавателей и развитие познавательной и творческой активности студентов.
На высоком профессиональном уровне в рамках недель ЦМК проводятся учебно-исследовательские студенческие конференции, победители которых достойно представляют техникум на городском и областном уровнях. Преподаватели также активно участвуют в учебно-исследовательской деятельности.
Для организации индивидуальной работы по самообразованию для преподавателей ЦМК
разработан План совершенствования педагогического мастерства, включающий в себя следующие разделы:
1) повышение квалификации (методические семинары, курсы повышения квалификации, выступления на ЦМК, самообразование);
2) методическая работа (изучение теоретических источников по проблеме инновационного подхода к образовательному процессу, изучение опыта работы других преподавателей);
3) совершенствование УМК;
4) неделя ЦМК (проведение олимпиад, конкурсов, конференций, открытых уроков и т. д.);
5) участие в конкурсе «Преподаватель года» и других профессиональных конкурсах;
6) аттестация (работа по самоанализу своей педагогической деятельности в межаттестационный период).
В конце учебного года заполняется колонка «Отчет о выполнении плана» Плана совершенствования педагогического мастерства либо указываются причины его невыполнения, что является основой для коррекционных действий на следующий учебный год.
Сложившаяся в техникуме система взаимосвязи в работе методической службы и цикловых методических комиссий характеризуется гибкостью и многоуровневостью, что позволяет охватить все компоненты образовательного процесса, способствует профессиональному росту и формированию педагогической и методической компетентности педагогов.
ВНУТРИФИРМЕННОЕ ОБУЧЕНИЕ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ РАБОТНИКОВ ТЕХНИКУМА
Е. А. Булычева, методист ГПОУ «Калтанский многопрофильный техникум»
В условиях происходящих изменений в системе образования и в обществе, в связи с введением ФГОС и профессиональных стандартов существенно возрастает роль и значение профессионального образования, которое становится одним из основных факторов социально-экономического развития государства в целом и системы образования в частности. Современное общество нуждается в специалистах высокой квалификации, готовых к профессиональному развитию, мотивированных на активную педагогическую деятельность и мобильно реагирующих на происходящие изменения. Эффективность функционирования и развития профессио-
нальной образовательной организации также зависит от многих причин и в первую очередь от уровня квалификации педагогических кадров, которые выступают носителями новой системы профес-сионально-педагогиче-ских ценностей, обладают высоким уровнем профессиональной компетентности и педагогического мастерства.
Сегодня работодатель хочет видеть высококвалифицированного выпускника, готового сразу включиться в технологический процесс и приносить реальную прибыль. Гарантом высокого профессионализма выпускников являются профессионально мобильные, отлично подготовленные педагогические кадры.
Всем известно, что даже большие производственные возможности и оснащенность учебного процесса еще не гарантирует необходимого качества подготовки специалистов. Нужны новые методологические подходы к обучению, система разносторонней курсовой подготовки педагогов, создание условий для инновационной деятельности педагога и раскрытия его индивидуального творческого потенциала.
Современный педагог — преподаватель, мастер производственного обучения — должен быть творческой личностью, заниматься научно-исследовательской работой, применять современные педагогические технологии. Сориентировать педагога в данном направлении, помочь в овладении теорией и практикой профессионального обучения призвана методическая служба.
Меняющаяся ситуация в системе профессионального образования формирует новые образовательные потребности педагогов. Это приводит к закономерным изменениям в системе педагогического образования. Каковы эти изменения? Насколько они соответствуют современным социокультурным и социально-педагогическим процессам? В чем особенности теоретических и практических подходов к вопросам повышения квалификации педагогических кадров?
Эти проблемы волнуют любого педагога, сознательно стремящегося к повышению профессиональной компетенции, желающего быть готовым и способным к действиям в новых социокультурных условиях. Значительная часть педагогов настроена на глубинное, сущностное обновление, а не на поиск частных нововведений. В этой устремленности видна тенденция вызревания нового образа педагога.
Специфика педагогического труда побуждает преподавателя совершенствовать знания и умения всю жизнь. Этот процесс протекает в разных формах. Большинство педагогических работников предпочитают перенимать опыт коллег, педагогов-новаторов. Психологи установили: только те знания становятся убеждениями человека, которые им самостоятельно обдуманы и пережиты. И если первичное восприятие знаний может быть фронтальным и групповым, то последующая работа должна быть индивидуальной,
в том объеме и темпе, который необходим каждой личности. А это возможно только при условии самостоятельной, самообразовательной деятельности педагогов.
Важнейшее условие успешной работы каждого педагогического работника — систематическое повышение своего профессионального уровня. В условиях модернизации системы образования в России проблема повышения квалификации педагогов является наиболее острой. На первый план в образовании выходит признание важнейшей роли личности преподавателя с ярко выраженной индивидуальностью, с правом выбора, готовой нести ответственность за него. При определении принципов построения системы повышения квалификации педагогов в рамках непрерывного образования необходимо учитывать специфические особенности обучения взрослых, т. е. обучение должно осуществляться с учетом их возрастных, социально-психологических, национальных и прочих особенностей.
Непрерывное профессиональное образование педагога — процесс, обеспечивающий профессионально-личностный рост педагога, приращение его профессионального уровня на протяжении всей профессиональной жизни. Согласно одной из современных трактовок, непрерывность в профессиональном образовании выступает как преемственность образовательных программ и образовательной деятельности педагога при переходе от одного ее вида к другому, для педагогических работников организаций профессионального образования — это преемственность образовательной деятельности педагога в учреждении дополнительного профессионального образования, на стажировках в учреждениях, на предприятиях, в процессе методической работы в ПОО, деятельности по самообразованию (в том числе осуществляемой в дистанционной форме).
В практике работы Калтанского многопрофильного техникума сложилась следующая система непрерывного образования педагогов:
1. Получение среднего и высшего профессионального образования.
2. Получение дополнительной квалификации (переподготовка).
3. Повышение квалификации педагогов на курсах повышения квалификации в учреждениях дополнительного профессионального образования.
4. Стажировка мастеров производственного обучения, преподавателей дисциплин профессионального цикла в образовательных учреждениях, на предприятиях.
5. Обучение педагогов через систему методической работы внутри ПОО (педагогические советы, «Школа повышения педагогического мастерства», инструктивно-методические совещания, обучающие семинары, круглые столы, проводимые в рамках работы цикловых методических комиссий, мастер-классы, открытые мероприятия, взаимопосещение уроков, участие в конкурсах, выявление и поддержка лучшего опыта, работа над индивидуальной темой самообразования, индивидуальные консультации и др.).
6. Участие в областных семинарах, мастер-классах, конференциях и т. п. с целью знакомства с передовым педагогическим опытом педагогов других организаций профессионального образования области.
Анализ проведенного анкетирования среди педагогов техникума показал, что в ближайшее время повысить свою квалификацию собираются 60 % педагогов. Отдают предпочтение таким формам повышения квалификации, как обучение на курсах повышения квалификации в КРИРПО, — 36 %, стажировка на предприятиях, в учреждениях — 20 %%, участие в методических мероприятиях в ПОО — 26 %, самообразование — 10 %%. Формы методической работы, которые предпочитают педагоги: мастер-классы — 50 %, открытые уроки — 20 %%, индивидуальные консультации — 40 °%, самообразование — 20 °%, взаимопосещение уроков — 20 %%.
На основании анализа была разработана программа внутрифирменного обучения педагогических работников техникума, целью которой является повышение профессиональной компетентности, формирование и воспитание потребности преподавателей и мастеров производственного обучения в непрерывном образовании.
В соответствии с целью были поставлены следующие задачи:
1. Обеспечить методическую поддержку образовательного процесса для реализации федерального государственного образовательного стандарта среднего профессионального образования.
2. Создать условия для достижения преподавателями оптимального уровня учебно-методической работы по подготовке конкурентоспособных, востребованных на рынке труда специалистов.
3. Способствовать выявлению и распространению передового педагогического опыта, внедрению современных образовательных технологий в образовательный процесс.
- МЕТОДИЧЕСКАЯ СЛУЖБА -
4. Организовать непрерывное повышение квалификации педагогических работников в соответствии с потребностями развивающейся системы образования.
В соответствии с целями и задачами были определены направления деятельности и разработан план мероприятий:
1. Повышение квалификации педагогических работников в учреждениях ДПО, ПОО области:
— составление плана повышения квалификации педагогических работников в КРИРПО;
— составление графика стажировок преподавателей дисциплин профессионального цикла и мастеров производственного обучения на предприятиях, в организациях;
— составление графика прохождения переподготовки педагогических работников;
— организация участия преподавателей и мастеров производственного обучения в областных вебинарах, тематических консультациях, методических совещаниях.
2. Повышение квалификации педагогических работников в процессе методической работы в техникуме:
— выявление профессиональных затруднений педагогических работников, потребности педагогических кадров в повышении квалификации;
— подготовка тематических педагогических советов;
— проведение занятий «Школы повышения педагогического мастерства»;
— проведение инструктивно-методических совещаний;
— подготовка к научно-практической конференции педагогических работников и обучающихся техникума «Новое слово в науке и технике»;
— организация в техникуме конкурса «Лучшая методическая разработка»;
— проведение обучающих семинаров, диспутов, обмен опытом;
— подготовка к участию в областном конкурсе «Преподаватель года»;
— ведение электронного методического кабинета.
3. Организация самообразовательной деятельности педагогов:
— определение индивидуальных тем по самообразованию педагогических работников;
— составление индивидуальных планов работы преподавателей и мастеров производственного обучения;
— оказание помощи в подборе методической литературы;
— ознакомление педагогов с новинками профессиональной литературы, новыми направлениями в развитии профессионального образования;
— выступление педагогов с отчетами по результатам работы.
Программа внутрифирменного обучения педагогических работников техникума составляется на учебный год. В конце года проводится повторное анкетирование педагогов, которое позволяет оценить эффективность программы. Итоги реализации программы подводятся на заключительном занятии «Школы повышения педагогического мастерства» в форме круглого стола, на котором заслушиваются творческие
отчеты преподавателей и мастеров производственного обучения по результатам работы.
Практическим результатом реализации программы внутрифирменного обучения педагогических работников техникума является повышение профессиональной компетентности педагогов, эффективности их работы, формирование потребности у преподавателей и мастеров производственного обучения в непрерывном образовании, что способствует активному включению педагогов в инновационные процессы. А это в свою очередь обеспечивает творческое развитие обучающихся, качественную подготовку мобильных, компетентных, конкурентоспособных специалистов — выпускников техникума.
ТВОРЧЕСКИЕ ГРУППы В СТРУКТУРЕ МЕТОДИЧЕСКОЙ СЛУЖБы КОЛЛЕДЖА
Р. А. Сельдемирова, заместитель директора по учебно-методической работе ГПОУ «Новокузнецкий педагогический колледж»
В процессе модернизации содержания методической работы в современных условиях особое место отводится методической службе образовательного учреждения. Как структурное подразделение Новокузнецкого педагогического колледжа она должна способствовать формированию и реализации единой информационно-методической среды с целью создания условий для профессионального роста педагогов и получения обучающимися современного качественного образования. Методическая служба представляет собой целостную систему взаимодействия методических, информационных, диагностических, технических и других подсистем, обеспечивающих эффективную реализацию методической работы и способствующих ее развитию. А это указывает на необходимость активной включенности каждого педагога в процесс планирования и управления методической работой в образовательном учреждении, что в свою очередь и определило организационную структуру методической службы и содержание ее работы в нашем образовательном учреждении. Важное место мы отвели творческим группам, которые содействовали осуществлению инновационной деятельности, созданию благоприятной среды для обмена опытом, профессионального роста и развития педагогов (диагностико-аналитическая, экспертная, диалогическая, организационно-проектировочная
и временные проблемные группы). Их усилия были направлены на практическую разработку проблем, связанных с модернизацией процесса образования в колледже.
Так, в содержание работы диагностико-аналитической группы входили подготовка и использование диагностического инструментария (анкет, тестов, вопросников, программ наблюдения и др.) для изучения эффективности курсовых мероприятий, методической работы, информационных потребностей педагогов и т. д. В этом году членами этой творческой группы определялся характер и степень проявления педагогических затруднений для дальнейшей организации методической помощи преподавателям. Ранее отсутствовала поддержка конкретного педагога через определение его собственных целей профессионального развития, поэтому составной частью традиционно организуемой методической работы стала методическая поддержка каждого педагога. Это не массовое удовлетворение «средней» профессиональной потребности, а индивидуальное.