об итогах областного конкурса
«лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации»
Л. Н. Вавилова, кандидат педагогических наук, доцент, заведующая лабораторией андрагогики ГБУДПО «Кузбасский региональный институт развития профессионального образования», г. Кемерово
С 1 ноября по 9 декабря 2015 года проходил второй областной конкурс «Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации». Проведение подобных конкурсов способствует выявлению, поддержке и распространению наиболее эффективного опыта работы методических служб (МС) профессиональных образовательных организаций (ПОО) по совершенствованию научно-методического обеспечения образовательного процесса и научно-методического сопровождения профессионально-личностного развития педагогов в условиях системных изменений в сфере образования, повышению профессионализма и статуса методических работников, созданию условий для повышения эффективности их деятельности.
Организаторами конкурса выступали департамент образования и науки Кемеровской области, Некоммерческая организация «Союз директоров профессиональных образовательных организаций Кемеровской области», Кузбасский региональный институт развития профессионального образования.
В оргкомитет поступило 33 конкурсных работы по пяти номинациям.
В номинации «Внутрифирменное повышение квалификации педагогических работников» были представлены программы повышения квалификации педагогических работников, описания системы работы с молодыми и начинающими педагогами, программа работы клуба начинающих педагогов «Профессионал», программы методических семинаров для педагогов по различной тематике.
Наибольшее количество работ было представлено в номинации «Деятельность профессиональных объединений педагогов в ПОО»: материалы из опыта работы цикловых методических комиссий, проблемных и творческих групп педагогов, временных творческих коллективов по актуальным проблемам профессионального образования.
Номинация «Использование ИКТ в деятельности методической службы ПОО», к сожалению, была представлена всего одной
работой по теме «Современные информа-ционно-коммуника-ционные технологии в организации образовательного процесса и работы информационно-методического центра Кемеровского педагогического колледжа». Заслуживает внимания интересный опыт создания и функционирования информационных методических сред в колледже, содержание работы информационно-методического центра по подготовке педагогов к использованию электронных материалов в образовательном процессе.
В работах номинации «Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой» был представлен опыт и результаты деятельности педагогических коллективов по решению таких актуальных проблем развития профессионального образования, как создание электронных учебно-методических комплексов как компонентов информационно-образовательной среды техникума; интеграция общеобразовательных и профессиональных дисциплин в формировании общих и профессиональных компетенций обучающихся; использование современных активных форм и методов организации образовательного процесса и др.
При оценке материалов, представленных в номинации «Современный педагогический совет», учитывалась актуальность темы педагогического совета, корректность формулировки целей и задач педсовета, активное участие педагогов в подготовке и проведении педсовета, последействие (результативность педсовета, насколько выполнено решение и рекомендации).
Многие работы оказались интересными и заслуживающими внимания, но, согласно утвержденным оргкомитетом критериям, жюри определило лауреатов в каждой номинации.
В номинации «Внутрифирменное повышение квалификации педагогических работников»:
— Анжелику Михайловну Кортелеву, заместителя директора по МР, Яну Игоревну Загре-бецкую, старшего методиста, Новокузнецкий торгово-экономический техникум;
— Галину Петровну Забелину, директора, Анатолия Петровича Сенчилова, заместителя директора по МР и СМК, Марину Анатольевну Гамаюнову, методиста, Беловский педагогический колледж;
— Елену Алексеевну Равковскую, заместителя директора по УМР, Березовский политехнический техникум.
В номинации «Деятельность профессиональных объединений педагогов в ПОО»:
— коллектив авторов под руководством Ольги Валерьевны Блех, заместителя директора по УПР, Кемеровский профессионально-технический техникум;
— Ольгу Петровну Стари-цыну, старшего методиста, Ларису Борисовну Журову, преподавателя, председателя ЦК информационных технологий, Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий;
— Наталью Петровну Нега-даеву, заместителя директора по НМР, Ирину Николаевну Березовскую, методиста, Марину Владимировну Кузнецову, методиста, Кузбасский техникум архитектуры, геодезии и строительства;
— Ольгу Ивановну Будникову, методиста, Валентину Васильевну Решетка, преподавателя, председателя ЦМК ДиТ, Юргинский технологический колледж.
В номинации «Использование ИКТ в деятельности методической службы ПОО»:
— Вадима Валерьевича Савельева, начальника информационно-методического центра, Анну Витальевну Звекову, методиста, Тамару Викторовну Пильц, методиста, Кемеровский педагогический колледж.
В номинации «Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой»:
— Наталью Иноятулоевну Коровкину, заместителя директора по НМР, Филонову Ольгу Викторовну, методиста, Прокопьевский про-мышленно-экономический техникум;
- методическая служба -
— Надежду Ивановну Марко, методиста, Ринату Анисовну Козлову, методист, Новокузнецкий горнотранспортный колледж.
В номинации «Современный педагогический совет»:
— Наталью Владимировну Зацепину, заместителя директора по УМР Елену Лазаревну Белянину, методиста, Новокузнецкий техникум строительных технологий и сферы обслуживания;
— Ирину Александровну Черных, заместителя директора по НМР, Елену Робертовну Ильину, заведующую методическим кабинетом, Аграрный колледж;
— Старицыну Ольгу Петровну, старшего методиста, Ольгу Ивановну Друговскую, методиста, Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий.
Победители конкурса в каждой номинации были определены по итогам публичной защиты лауреатами своих материалов 9 декабря 2015 г. На выступление отводилось 15 минут, далее конкурсанты отвечали на вопросы жюри.
Для того чтобы опыт лучших методических служб ПОО стал достоянием педагогического сообщества, на очный этап конкурса были приглашены методисты всех профессиональных образовательных организаций.
Оценка материалов при публичной защите осуществлялась по критериям:
— актуальность: соответствие материалов современным направлениям модернизации профессионального образования и методической службы;
— новизна: направленность на обновление содержания, условий, форм и методов методической работы в ПОО;
— практическая значимость: направленность на решение конкретной проблемы профессионального образования, проблемы в деятельности педагогов, профессиональной образовательной организации;
— умение системно и полно представить работу и ее результаты;
— качество слайд-презентации: содержание, оформление;
— умение отвечать на вопросы, аргументировать свою позицию.
По результатам публичной защиты работ, жюри определило следующих победителей:
— в номинации «Внутрифирменное повышение квалификации педагогических работников» — Анжелику Михайловну Кортелеву, заместителя директора по МР, Яну Игоревну За-гребецкую, старшего методиста, Новокузнецкий торгово-экономический техникум;
— в номинации «Деятельность профессиональных объединений педагогов в ПОО» — Ларису Борисовну Журову, председателя ЦК информационных технологий, Ольгу Петровну Старицыну, старшего методиста, Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий;
— в номинации «Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой» — Наталью Иноятулоевну Коров-
кину, заместителя директора по НМР, Ольгу Викторовну Филонову, методиста, Прокопьев-ский промышленно-экономиче-ский техникум;
— в номинации «Современный педагогический совет» — Ольгу Петровну Старицы-ну, старшего методиста, Ольгу Ивановну Друговскую, методиста, Юргинский техникум машиностроения и информационных технологий.
Так как в номинации «Использование ИКТ в деятельности методической службы ПОО» была представлена одна работа, победителя в данной номинации жюри решило не определять.
Выделяя основные достоинства и недостатки представленных на конкурс материалов, отметим, что в целом качество материалов повысилось по сравнению с первым конкурсом; большинство работ отличается целостностью, логичностью описания опыта, материалы соответствуют обозначенной теме, направлены на решение конкретных проблем, имеют высокую практическую значимость как для методических служб, так и для ПОО в целом.
Члены жюри отметили, что все участники конкурса в своих выступлениях продемонстрировали умение системно выстраивать работу, грамотно представлять методические материалы, качество презентационных материалов
на очной защите работ было значительно выше, чем на предыдущем конкурсе, методисты широко использовали в презентациях формат Prezy, содержание и оформление текстов было продуманным и лаконичным.
В номинации «Внутрифирменное повышение квалификации педагогических работников» при оценке работ учитывались следующие позиции:
— актуальность целей и задач и системность во внутрифирменном повышении квалификации педагогических работников;
— дифференцированный подход к внутрифирменному повышению квалификации педагогических работников (учет особенностей разных категорий педагогов (опытные и начинающие, мастера производственного обучения и преподаватели и т. п.), возможность обучения по индивидуальным образовательным программам;
— создание условий для адаптации и профессионального роста начинающих преподавателей;
— соответствие содержания и форм методической работы современным направлениям модернизации профессионального образования;
— использование активных и интерактивных форм и методов внутрифирменного повышения квалификации, современных информационно-коммуникационных технологий, дистанционной формы повышения квалификации педагогов, сетевых форм взаимодействия.
Представленные работы наиболее полно отвечали критерию актуальности: темы работ и поднимаемые в них проблемы соответствовали современным направлениям модернизации профессионального образования и требованиям к организации методической работы. Однако для более полного обоснования актуальности не хватало в некоторых работах указаний на трудности, встречающиеся в работе педагогов, которые обусловили возникновение проблем и вызвали необходимость разработки программ внутрифирменного повышения квалификации.
В достаточной степени в работах было показано использование активных и интерактивных форм и методов внутрифирменного повышения квалификации, но таким критериям, как результативность, дифференцированный подход к внутрифирменному повышению квалификации с учетом особенностей разных категорий педагогов, новизна, конкурсные работы отвечали в меньшей степени.
Программы повышения квалификации структурно представляли собой целостный документ с соответствующими разделами, но в целевых показателях не указывалось, какие профессио-
нальные компетенции будут формироваться или совершенствоваться у педагогических работников в соответствии с утвержденным Приказом Министерства труда и социальной защиты РФ 8 сентября 2015 г. № 608 н профессиональным стандартом «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования».
В номинации «Деятельность профессиональных объединений педагогов в ПОО» при оценке работ обращалось внимание на обоснование актуальности темы педагогического опыта профессионального объединения педагогов, грамотность формулировки ведущей идеи опыта, своеобразие и новизну опыта, системность в описании работы ЦМК (профессионального объединения педагогов) по данной проблеме, характеристику достигнутых результатов.
В конкурсных материалах достаточно хорошо были представлены результаты работы объединений педагогов через достижения обучающихся, подробно, ярко описаны продукты методической деятельности, представлены портфо-лио достижений преподавателей, информация о презентации деятельности методических объединений в сети Интернет, на сайте ПОО, приведены адреса размещения материалов. Однако следует отметить, что некоторые авторы испытывали затруднения в анализе работы ЦМК по конкретной теме, не всегда целостно могли раскрыть обозначенную тему опыта работы, много информации представлялось из заимствованных источников и мало из собственного опыта, некоторые методические продукты не отвечали требованиям к документам данного вида, приложения не всегда удачно конкретизировали и иллюстрировали содержание работы ЦМК (проблемной, творческой группы педагогов).
При оценке работ в номинации «Организация работы педагогического коллектива над единой методической темой» обращалось внимание на обоснованность актуальности методической темы ПОО; планирование цели, задач, мероприятий, форм их проведения, ожидаемых результатов на каждом этапе работы коллектива над темой; отражение результатов работы педагогов над единой методической темой в годовом плане методической работы в ПОО, в работе цикловых методических комиссий, в темах самообразования педагогов; представленность результатов работы в методических материалах и публикациях.
В качестве замечаний отметим, что не всегда было достаточное научное обоснование выбранной темы и описание результатов по этапам работы над единой методической темой.
В номинации «Современный педагогический совет» конкурсные материалы в достаточной степени отвечали критериям оценки. Заявленные темы педагогических советов актуальны и соответствуют современным задачам развития профессионального образования: «Современные технологии профессионального обучения в условиях перехода на компетентностно-ориентированное образование», «Организация научно-исследовательской деятельности педагогов и студентов», «Оценивание общих компетенций обучающихся в условиях реализации ФГОС СПО», «Совершенствование системы мониторинга в ОУ СПО», «Модельный кодекс профессиональной этики педагогических работников» и др.
Во всех конкурсных работах подробно описываются планы подготовки к педагогическому совету, представлены сценарии проведения педагогических советов, достаточно корректно сформулированы цели и задачи, подробно описывается использование активных и интерактивных методов работы педагогов на педсовете. Анализ работ показал, что наблюдается систематическое, последовательное, научно обоснованное методическое сопровождение подготовки и проведения педагогических советов методическими службами ПОО. Под руководством методических служб проводится предварительный анализ состояния проблем, рекомендованных для обсуждения на педсовете, результаты в интерактивной форме обсуждаются в процессе педсовета и, как следствие, принимаются обоснованные решения.
Однако есть примеры, когда решения, принятые на педагогическом совете, не совпадают с основной проблемой (темой), которая обсуждалась педагогами, вопросы, предлагаемые для обсуждения в микрогруппах, не совсем совпадали с темой педсовета, это является следствием недостаточной теоретической проработанности темы педсовета. В некоторых работах не отражено, насколько выполнено решение педсовета, по всей видимости, это связано с тем, что на конкурс были представлены методические разработки недавно проведенных педагогических советов.
Большинство представленных на конкурс работ отвечали требованиям к оформлению. Они содержали аннотацию материалов, содержание с указанием страниц, на которых расположен названный материал, соблюдались технические требования к набору текста. Во всех работах представлен список литературы, у большинства он оформлен в соответствии с требованиями ГОСТ 7.1-2003.
Но, к сожалению, некоторые работы не соответствовали всем требованиям положения о конкурсе, выполнены небрежно, в работах встречаются нарушения правил орфографии, пунктуации и культуры речи, не всегда соблюдаются требования к структуре методических разработок, больше всего таких работ было во второй номинации.
В целом же представленные материалы свидетельствуют о систематической работе методических служб ПОО над развитием профессиональных компетенций, повышением педагогического мастерства педагогов, полагаем, что участие в конкурсе дает возможность и самим методистам повысить свой научно-методический уровень.
Опыт проведения подобных конкурсов в рамках Региональной сетевой методической службы, показал, что такая форма работы способствует формированию единого информационно-методического пространства в регионе, развитию научного, методического и творческого потенциала методических служб ПОО Кемеровской области, диссеминации инновационного опыта организации методической работы в ПОО.
Награждение победителей и лауреатов конкурса «Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации» состоялось на открытии ежегодного конкурса «Преподаватель года — 2016».
Члены оргкомитета и жюри поздравляют победителей и лауреатов конкурса и благодарят всех участников за предоставленную возможность познакомиться с интересным, инновационным и очень актуальным для системы профессионального образования методическим опытом.
Оргкомитет конкурса также выражает благодарность руководителям ПОО за создание условий для инновационной деятельности методических служб в условиях реализации целевых федеральных, региональных программ образования, за обеспечение материально-технических, программно-методических, организационных ресурсов, необходимых для внедрения инновационных подходов в деятельность методических служб.
Работы победителей будут размещены в электронной методической копилке на сайте ГБУ ДПО «КРИРПО».
Лучшие работы будут опубликованы в электронном издании «Сборник работ лауреатов областного конкурса «Лучшая методическая служба профессиональной образовательной организации».