общие компетенции как универсальные компетенции, способствующие достижению результатов в личной и профессиональной интеграции человека в социально-экономическом пространстве. Особенно актуально это при внедрении ФГОС по ТОП-50 (43.01.09 «Повар, кондитер», 43.02.15 «Поварское и кондитерское дело»), т. е. по тем специальностям и профессиям, которые, как локомотив, должны двигать экономику региона к ускоренному и успешному развитию.
Опыт в организации и обслуживании мероприятий студентами ЧГКИПиТ в 2017 г достаточно обширен:
- торжественный обед для гостей и членов жюри фестиваля культур Южного Урала «Ураль -ская мозаика — 2016» (организация-заказчик — администрация Курчатовского района);
- фуршет для гостей и жюри литературного конкурса «Стилисты добра» и VIII Регионального совещания молодых писателей (организа-ция-аказчик — Челябинский государственный историко-культурный заповедник «Аркаим»);
- праздничный фуршет во время проведения I городского фестиваля творчества детей
Библиографический список
«Лестница успеха», посвященного Международному дню защиты детей, в рамках проекта «России важен каждый ребенок» (организация-заказчик — комитет социальной политики г. Челябинска).
Работа студенческой фирмы в 2016/17 уч. г. завершилась самым многолюдным, длительным и ярким мероприятием — юбилейным XXV Всероссийским Бажовским фестивалем народного творчества. В период с 15 по 18 июня 2017 г. ко -манда педагогов и студентов колледжа работала на территории лесного массива вблизи курорта «Солнечная долина» (г. Миасс). В день открытия этого мероприятия нашим студентам выпала честь организовать питание делегации из Чехии.
Студенческая фирма «Черное/белое» — это совместный проект двух направлений подготовки наших студентов, позволяющий продемонстрировать будущим специалистам свой профессионализм и компетентность в работе с заказчиком. Это их шанс, опираясь на опыт, известность и репутацию своего учебного заведения, организовать свой стартап.
1. Счесленок, Л. Л. Организация обслуживания в организациях общественного питания [Текст] / Л. Л. Счесленок, Ю. В. Полякова, Л. П. Сынгаевская. — М. : Академия, 2016.
2. Титова, С. А. Теоретические основы формирования общих компетенций у студентов системы среднего профессионального образования [Текст] / С. А. Титова // Среднее профессиональное образование. — 2015. — № 5. — С. 14-15.
УДК 378 Т. Ю. Крашакова, зам. директора по НМР
Южно-Уральского государственного технического колледжа (ЮУрГТК), г. Челябинск, e-mail: t.krash@mail.ru З. А. Федосеева, проректор Челябинского института развития профессионального образования (ЧИРПО), канд. пед. наук, г. Челябинск, e-mail: fedoseeva.zinaida@mail.ru
СОВЕРШЕНСТВОВАНИЕ УПРАВЛЕНИЯ СИСТЕМОЙ ПОВЫШЕНИЯ КВАЛИФИКАЦИИ ПЕДАГОГИЧЕСКИХ КАДРОВ ПОО КАК УСЛОВИЕ ВНЕДРЕНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНОГО СТАНДАРТА ПЕДАГОГА СПО
В статье описан опыт разработки и реализации модели управления системой повышения квалификации педагогических кадров ПОО с целью обеспечения соответствия кадровых условий реализации образовательных программ среднего профессионального образования требованиям профессиональных стандартов и ФГОС СПО.
Ключевые слова: профессиональный стандарт, повышение квалификации, управление системой повышения квалификации, модель совершенствования управления системой повышения квалификации.
Одним из основных инструментов повышения качества образования в рамках реализации стратегии образования в меняющемся мире является профессиональный стандарт [1].
Главными задачами разработки и внедрения профессионального стандарта педагога является реформа системы повышения квалификации, модернизация системы педагогического образования на уровне высшего и среднего, а также совершенствование механизмов аттестации педагогических работников. Введение профессиональных стандартов педагогических работников обусловлено следующими положениями: во-первых, качество системы образования не может быть выше качества работающих в ней педагогов; во-вторых, профессиональный стандарт способствует повышению профессиональной подготовки учителя или преподавателя и необходимости постоянного профессионального развития; в третьих, профессиональный стандарт педагогического работника повышает ответственность каждого педагогического работника за результаты своего труда и, соответственно, повышает качество образования [2].
Использование профессиональных стандартов обусловлено необходимостью установления согласованных требований к качеству труда и повышения его эффективности посредством:
1) повышения качества и производительности педагогического труда;
2) повышения качества подготовки педагогических работников в системе профессионального образования;
3) развития обучения на производстве (внедрение модели дуального обучения);
4) повышения уровня квалификации действующих педагогических работников [3].
Исходя из вышеобозначенных проблем с 2017 г. одним из приоритетных направлений методической работы в системе среднего профессионального образования Челябинской области, определенных Челябинским институтом развития профессионального образования, является приведение профессиональных квалификаций педагогических кадров профессиональных образовательных организаций в соответствие с требованиями профессиональных стандартов.
Внедрение профессионального стандарта — не самоцель, его необходимо рассматривать в широком контексте модернизации отечественного образования. Прежде всего, профессиональный стандарт педагога является инструментом освоения ФГОС, задающих новые требования к содержанию, качеству и результатам подготовки обучающихся. В свою очередь,
на основании результатов обучения и развития студентов ПОО можно объективно судить об эффективности работы педагогических кадров и их квалификации. Следовательно, поставленная государством задача разработки национальной системы оценки квалификации педагога неизбежно должна базироваться на оценках освоения педагогическими работниками ФГОС и профессионального стандарта [4].
Неформальная, объективная оценка деятельности педагога по результатам его труда позволит руководителю ПОО гибко использовать инструменты экономического стимулирования педагогов, обеспечит логичный и безболезненный переход на эффективный контракт. Таким образом, профессиональный стандарт педагога, ФГОС, национальная система оценки квалификации, эффективный контракт — все это звенья одной цепи [5].
Сердцевиной всех преобразований, их локомотивом, безусловно, является модернизация системы повышения квалификации педагога, которая должна помочь ему овладеть новыми профессиональными компетенциями.
В ГБПОУ «Южно-Уральский государственный технический колледж» до последнего времени достаточно эффективно действовала сложившаяся система повышения квалификации педагогических и руководящих работников колледжа.
Введение в действие с 1 января 2016 г. профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» (утвержден приказом Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н, зарегистрирован Министерством юстиции РФ 24.09.2015, регистрационный № 38993) обозначило существенное количество проблем как в части выполнения требований к образованию и обучению, к опыту практической работы, так и в части готовности педагогических работников к выполнению отдельных трудовых действий в рамках трудовых функций, определенных профессиональным стандартом.
Проанализировав соответствие педагогического персонала, задействованного в реализации образовательных программ, требованиям профессионального стандарта, мы пришли к следующим выводам.
Значительным плюсом стало исключение требования о наличии у преподавателей только высшего образования, согласно профессиональному стандарту преподаватель может иметь
и среднее профессиональное образование по программам подготовки специалистов среднего звена. Благодаря внедрению стандарта колледжу удалось значительно омолодить педагогический коллектив специалистами из числа выпускников колледжа [6-8].
В то же время выявлен ряд существенных проблем.
1. В части требований профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» к образованию и обучению:
- в ряде случаев не выполняется требование соответствия профилю (направленности) образования, преподаваемому учебному предмету, курсу, дисциплине, модулю;
- у значительного числа преподавателей и мастеров производственного обучения нет педагогического образования или квалификации «педагог профессионального обучения»;
- единицы педагогических работников прошли в установленном порядке обучение и проверку знаний и навыков в области охраны труда;
- только половина преподавателей прошли обучение по дополнительным профессиональным программам по профилю педагогической деятельности за последние три года (достаточно успешно выстроенная ранее система повышения квалификации педагогических и руководящих работников колледжа была ориентирована на выполнения данного требования, но с совершенно иной периодичностью — не реже одного раза в пять лет).
2. В части готовности преподавателей и мастеров производственного обучения выполнять трудовые действия и трудовые функции, установленные профессиональным стандартом в рамках обобщенных трудовых функций, соответствующих должностям «преподаватель» или «мастер производственного обучении»:
- не все преподаватели умеют разрабатывать и обновлять программы учебных дисциплин и модулей; данная проблема отмечается у преподавателей невыпускающих предметных (цикловых) комиссий, в структуру которых входят преподаватели родственных, в основном общеобразовательных, учебных дисциплин, причем некоторые из них вообще не участвовали в разработке и актуализации программ: разрабатывал учебно-программную документацию только председатель предметной (цикловой) комиссии;
- 33 % преподавателей с большими затруднениями консультируют студентов на этапах
выбора темы, подготовки и оформления проектных, исследовательских и выпускных квалификационных работ, не знают методологию, теоретические основы и технологию научно-исследовательской и проектной деятельности, не готовы организовывать проведение конференций, выставок, конкурсов профессионального мастерства;
- большое количество преподавателей отмечали недостаточное знание особенностей организации обучения лиц с ограниченными возможностями здоровья;
- 47 % педагогов отметили, что не готовы самостоятельно разрабатывать и эффективно использовать информационно-образовательные ресурсы, необходимые для организации учебной, учебно-профессиональной, исследовательской или проектной деятельности студентов.
С целью решения обозначенных выше проблем была разработана структурно-функциональная модель совершенствования управления системой повышения квалификации педагогического персонала ЮУрГТК, представленная на рисунке 1.
Модель содержит три компонента: целепола-гающий, организационно-содержательный и ди-агностико-результативный.
В структуру целеполагающего компонента входят: социальный заказ, который находит отражение в требованиях профессионального стандарта педагогической деятельности, федеральных государственных образовательных стандартах (в части требований к условиям реализации образовательных программ подготовки специалистов среднего звена), а также результаты изучения потребностей педагогических работников колледжа, а цели и задачи управленческой деятельности в рамках управления системой повышения квалификации педагогических работников.
Организационно-содержательный компонент представлен методологическими основаниями (системный и процессный подходы), принципами (в рамках выбранных подходов), содержанием, включающим в себя два блока: внешнее и внутреннее (корпоративное) повышение квалификации, а также этапами деятельности по совершенствованию управления системой повышения квалификации.
Диагностико-результативный компонент устанавливает критерии оценки результативности деятельности по совершенствованию управления системой повышения квалификации, среди которых основным является повышение
>5 Социальный заказ: 1) требования профессионального стандарта педагога; 2) требования ФГОС СПО и ФГОС СОО; 3) потребности педагогов
И о С с 0 г Цель: совершенствование управления системой повышения квалификации
*
е с о Задачи: 1) изучить методологию управлен лить условия, обеспечивающие повышен выбрать оптимальные формы и средства , ия повышением квалификации; 2) опреде-ие квалификации; 3) определить условия, достижения поставленной цели
г
Организационно-содержательный компонент Методологические основы: - системный подход; - процессный подход Принципы: - системности; - открытости; - синергии; - самоорганизации; - гуманизма; - рефлексивности; - непрерывности Содержание: - внешнее повышение квалификации; - внутреннее (корпоративное) повышение квалификации; - синергия Этапы: - мотиваци-онно-целевой; - содержа-тельно-процес-суальный; - оценочно-кор-рекционный
1 Г
Диагностико-результативный компонент Критерии: - увеличение числа реализуемых инновационных проектов; - увеличение охвата педагогических работников инновационной деятельностью; - рост результативности подготовки специалистов (повышение качества образования)
Комплекс организационно-педагогических (управленческих) условий
Условия норматив но-регламентиру-ющей группы: наличие пакета нормативных документов (Закон об образовании в РФ, профессиональные стандарты, ФГОС...), фо рмирование локальных документов
Условия пер-спективно-ори-ентирующей группы: разработка колледж-ных программ документов на основе федеральных и региональных целевых программ
Условия деятель-ностно-стимули-рующей группы: создание благоприятного психологического климата, разработка мер стимулирования повышения квалификации
Условия комму-никативно-ин-формационной группы:
содержательное обеспечение повышения квалификации, координация деятельности субъектов
Результат: педагогический работник с высоким уровнем
профессионально-педагогической квалификации
Рис. 1. Структурно-функциональная модель совершенствования управления системой повышения квалификации
результатов подготовки специалистов. В целях повышения качества образования колледж реализует различные инновационные проекты, в разработке и осуществлении которых задействовано значительное число педагогических работников. Участие в реализации таких проектов связано с повышением квалификации педагогических работников, развитием педагогической инициативы и творчества. Особая роль отводится проекту по выявлению и развитию одаренных студентов, также направленному на повышение качества профессионального образования. Одним из критериев качества подготовки в рамках данного проекта является результативность участия студентов в конкурсах и олимпиадах профессионального мастерства, в чемпионатах профессионального мастерства Ворлдскиллс Россия, в конкурсах проектов студентов. Достижение высоких результатов подготовки возможно только при условии высокой квалификации педагогического персонала колледжа.
В ходе разработки модели на основе выбранных методологических подходов и принципов определен комплекс организационно-педагогических и управленческих условий, в структуру которого входят четыре группы: нормативно-регламентирующая, перспективно-ориентирующая, деятельностно-стимулирующая и коммуникативно-информационная.
На основе данной модели была разработана система программных мероприятий, направленных на обеспечение комплекса организационно-педагогических и управленческих условий совершенствования управления повышением квалификации педагогических работников. Выбор варианта программно-целевого решения выявленных проблем обусловлен тем, что такой подход в настоящее время является наиболее распространенным управленческим механизмом, отличающимся максимальной доступностью и простотой, достаточной универсальностью и адаптивностью. Основной идеей является положение о том, что управление в системе образования в условиях децентрализации должно быть программно-целевым, что позволяет увязывать воедино цели с ресурсами, подходить к перспективному планированию как к разработке целостной системы действий управленческих структур.
Разработка мероприятий осуществлялась в рамках этапов, определенных организационно-содержательным компонентом структурно-функциональной модели совершенствования управления системой повышения квалификации. Данная система программных мероприятий
является частью программы развития колледжа, блоком целевых программ, разрабатываемых в рамках различных инновационных проектов, блоком мероприятий по реализации дорожной карты апробации и введения в действие профессиональных стандартов педагогов, работающих в системе среднего профессионального образования.
Подробнее остановимся на нововведениях, касающихся организации повышения квалификации на внешнем и внутреннем (корпоративном) уровнях.
Схема управления повышением квалификации на внешнем уровне представлена на рисунке 2.
Среди поставщиков образовательных услуг необходимо выделить:
- ГБУ ДПО ЧИРПО, предлагающий программы профессиональной переподготовки как предметного, так и педагогического направления, различных форм обучения, в том числе и очно-заочную с применением дистанционных образовательных технологий на базе колледжа, комплексные программы повышения квалификации с учетом специфики реализуемых циклов и направлений деятельности, различные виды стажировок для педагогических работников с использованием потенциала предприятий, общеобразовательных организаций и образовательных организаций высшего образования;
- ФГБОУ ВО «Южно-Уральский государственный гуманитарно-педагогический университет», предоставляющий колледжу уникальную возможность «доращивания» выпускников до уровня преподавателей и мастеров производственного обучения, развития опытных педагогических кадров в рамках программ магистратуры с возможностью организации практик и исследовательской деятельности с учетом интересов и задач колледжа;
- межрегиональные центры компетенций, реализующие остроактуальные программы повышения квалификации по проблемам разработки и реализации образовательных программ по новым ФГОС СПО, в том числе по специальностям и профессиям ТОП-50;
- Академия Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», реализующая остроактуальные программы по разработке и реализации образовательных программ в соответствии с требованиями международных стандартов в рамках компетенций WSR, по методике проведения региональных чемпионатов Ворлдскиллс Россия с возможностью прохождения испыта-
Рис. 2. Схема управления повышением квалификации (внешний уровень)
ний и получения сертификата эксперта, по методике подготовки, проведения и оценивания результатов демонстрационного экзамена с возможностью прохождения испытаний и получения сертификата на право оценки демоэкзамена по конкретной компетенции;
- общество «Знание», предоставляющее услуги по программам переподготовки по редким для Челябинска и Челябинской области направлениям (например, «ландшафтное строительство» или «архитектура»).
Особого внимания заслуживает проблема мотивации педагогических кадров на обуче-
ние по дополнительным профессиональным программам.
Основными мотивационными средствами являются: действующая система рейтинговой оценки качества и результативности деятельности преподавателей (основание для установления стимулирующих выплат преподавателям за качество профессиональной деятельности), ежегодная оценка результатов деятельности предметных (цикловых) комиссий, система планирования обучения педагогических работников по дополнительным профессиональным программам.
Ступень 1. Адаптация педагогических кадров
Изучение уровня
квалификации, потенциала и мотивов преподавателя (мастера ПО)
I/
\
Проведение обучения в рамках адаптационного курса, школы молодого педагога
Анализ методической и педагогической готовности (аудиты МС)
Закрепление наставника,
методическое
консультирование
Выявление и устранение проблем в деятельности
Построение
индивидуального
маршрута
развития
квалификации
Ступень 2. Школа педагогического мастерства
Научно-методическая работа в колледже (индивидуальная, групповая, коллективная деятельность)
Общеколледжная методическая тема (проблема), план НМД Методическая тема и содержание работы ПЦК, специальности Индивидуальная методическая тема (проблема) педагога (самообразование)
Формы внутриколледжного повышения квалификации
Проблемный педсовет
Проблемный научно-практический семинар
Методический конкурс
Конкурс профессионального и педагогического мастерства (преподаватель года, самый классный классный, лучший по профессии (специальности))
П одготовка к областным конкурсам педагогического мастерства «Мастер года», «педагогический дебют»
П одготовка к областным конкурсам профессионального мастерства среди мастеров ПО и руководителей практики
Научно-практические педагогические конференции
Заседание методических советов, заседания предметных (цикловых) комиссий
Семинары для руководителей специальностей и председателей ПЦК (ежемесячно по актуальным проблемам)
Методические выставки (методических разработок, проектов)
Мастер-классы, открытые уроки
Циклы обучающих семинаров, рекомендации для педагогов
Ступень 3. Инновационная деятельность
Формы участия педагогов в инновационной деятельности
Колледжные ВТК по разработке и реализации проектов
Областные ВТК по решению актуальных проблем в рамках ОМО
Работа в составе творческих групп Федеральных учебно-методических объединений
Областные ВТК, курируемые ЧИРПО
Работа в составе проектных групп при межрегиональных центрах компетенций
Рис. 3. Система корпоративного повышения квалификации
При планировании обучения преподавателей и мастеров производственного обучения максимально учитываются профессиональные интересы, проблемы и перспективы роста педагогического работника. Представленная колледжем возможность пройти обучение в Академии Союза «Молодые профессионалы (Ворлдскиллс Россия)», в Межрегиональном центре компетенций является хорошим стимулом профессионального роста преподавателя. Возможность обучения на базе колледжа, без отрыва или с частичным отрывом от производства, предоставляемая колледжем возможность участия в онлайн-семинарах, обучающих вебинарах также повышают привлекательность обучения по дополнительным профессиональным программам.
Зачастую положительным стимулом является одновременное обучение группы преподавателей колледжа по дополнительным программам повышения квалификации или профессиональной переподготовки. Среди способов мотивации — направление на обучение в рамках целевого договора по программам высшего образования, особенно по программам магистратуры, а также поддержка обучения в аспирантуре, работы над диссертационным исследованием.
В усовершенствованной системе управления повышением квалификации можно выделить три ступени. Первая ступень касается создания условий для максимального закрепления молодых или влившихся в коллектив педагогов, для эффективной адаптации к требованиям, режиму и традициям колледжа. Данную ступень можно рассматривать как систему управленческого и методического сопровождения педагога, работающего в колледже первый год. Эта система сопровождения включает в себя: обучение в рамках двух курсов (адаптационный курс и школа молодого педагога); закрепление наставника; посещение занятий и мастер-классов педагогов-новаторов; сопровождение подготовки к аудитам качества учебных занятий, проведение аудитов методистами; анализ проблем и затруднений, планирование развития профессиональной педагогической квалификации; методическое консультирование.
Суть второй ступени системы повышения квалификации — организация самообразования, внутрикорпоративного обучения педагогов, обмена педагогическим опытом в индивидуальной, групповой, коллективной формах; создание системы развития педагогической инициативы, творчества, профессионального мастерства.
Согласно принципам системности, синергии, самоорганизации и непрерывности, планирова-
ние индивидуальной методической деятельности, одним из направлений которой является повышение квалификации, осуществляется в рамках схемы: общеколледжная методическая тема и колледжный план научно-методической работы ^ методическая тема и план работы предметной (цикловой) комиссии ^ индивидуальная методическая тема (проблема) и план методической работы преподавателя. Выполнение планов всех уровней ежегодно анализируется и на основе анализа формируются задачи и содержание деятельности на перспективу.
Особого внимания заслуживают формы повышения квалификации данной ступени. По итогам анализа готовности педагогов колледжа к внедрению профессионального стандарта был разработаны и реализованы через колледжный центр переподготовки и повышения квалификации три дополнительные профессиональные программы повышения квалификации: «Охрана труда в образовательном процессе», «Технологии обучения лиц с ОВЗ», «Технология проектного обучения».
Ежегодно в рамках научно-методической работы проводятся методические конкурсы; тематика и содержание конкурсов с целью обеспечения повышения квалификации педагогов — участников конкурса тщательно про-думываются. Тематика конкурсов охватывает перспективные и актуальные направления развития профессионального образования. Например, в 2016 г. был поведен колледжный конкурс электронных учебно-методических комплексов, а в 2017 г. — конкурс на лучший электронный образовательный ресурс (в рамках областного). Выбор данной темы обусловлен, во-первых, актуальной проблемой разработки средств реализации электронного обучения, дистанционных образовательных технологий; во-вторых, тем, что более 75 % преподавателей колледжа успешно прошли обучение по программе повышения квалификации «ИКТ в процессе обучения: применение ЭУМК в процессе обучения студентов средствами АСУ на основе МооШе»; в-третьих, тем, что создан колледжный портал dom.sustec.ru, который предполагает широкое внедрение элементов электронного обучения и дистанционных образовательных технологий в учебный процесс. Конкурс дал ощутимый толчок к повышению активности преподавателей в решении актуальной задачи внедрения системы электронного обучения и дистанционных технологий в практику подготовки специалистов среднего звена, особенно по заочной форме обучения.
Особого внимания заслуживают конкурсы профессионального педагогического мастерства «Преподаватель года» и «Самый классный классный». Конкурсные задания формируются научно-методической службой и направлены на решение актуальных педагогических проблем, такие конкурсы способствуют повышению квалификации и педагогического мастерства не только участников, но и зрителей, так как являются демонстрацией педагогических находок, идей и достижений.
Другой формой повышения квалификации являются семинары, проводимые ежемесячно заместителем директора по научно-методической работе для председателей предметных (цикловых) комиссий. Вопросы, рассматриваемые на семинарах, являются актуальными, формы проведения семинаров разнообразны (в том числе диспуты, деловые игры, проблемные лекции и проч.). Далее, председатели предметных (цикловых) комиссий транслируют полученную информацию в свою комиссию.
Особая роль в повышении квалификации, выявлении, обобщении и распространении педагогического опыта отводится педагогическим научно-практическим конференциям, которые в областном или городском формате проводятся на базе колледжа. Такие конференции позволяют более системно рассмотреть отдельные актуальные вопросы, обменяться педагогическими идеями, выявить зерна уникального педагогического опыта. По итогам конференций методической службой колледжа издается сборник материалов (тезисов, докладов) конференций, который используется в работе с молодыми преподавателями.
Итогом совершенствования внутренней системы повышения квалификации персонала колледжа является третья ступень — инновационная деятельность. Инновационная деятельность в современных условиях рассматривается нами как разработка и реализация проектов в образовании. Проект, по мнению А. М. Новикова, — это интеграционная деятельность по достижению заданной оригинальной цели, осуществляемая под единым управлением. Разработка и реализация проектов предполагают особую управленческую деятельность — проектное управление, т. е. такой тип управления образовательной организацией в режиме развития, при котором осваиваются новшества, наращивается образовательный потенциал организации и, как следствие, улучшается качество ее работы. Проектное управление как технология само по себе является инновацией. Каждый
проект разрабатывается и реализуется командой проекта, в состав которой входят руководитель проекта, куратор проекта, ответственный исполнитель, исполнители [9].
Кроме участия в разработке и реализации проектов, педагоги колледжа активно работают в составе временных творческих коллективов, творческих групп областного и федерального формата.
Областной уровень: ВТК по разработке методического обеспечения общеобразовательных учебных дисциплин, ВТК по разработке заданий областных олимпиад по учебным дисциплинам и специальностям, заданий для областных конкурсов профессионального мастерства, заданий региональных чемпионатов Ворлдскиллс Россия по новым презентационным компетенциям.
Федеральный уровень: творческие группы по актуализации содержания ФГОС СПО на основе профессиональных стандартов (в составе федеральных учебно-методических объединений), творческие группы по разработке примерных основных образовательных программ по ФГОС ТОП-50.
Достаточно серьезный уровень педагогический квалификации и значительный рывок в ее развитии можно отметить у преподавателей и методических работников, входящих в состав федеральных творческих групп. Работа в таких группах позволяет находиться на самом острие развития системы образования, быть участником разработки самых смелых и новых идей и проектов для системы среднего профессионального образования. Это ли не стимул к дальнейшему росту и профессиональному развитию?
Для анализа эффективности результатов внедрения системы программных мероприятий по совершенствованию системы повышения квалификации работников ПОО в условиях внедрения профессионального стандарта были выбраны четыре группы индикативных показателей. Мониторинг изменения показателей выявил рост показателей всех четырех групп. Следовательно, разработанная и реализованная система программных мероприятий, затрагивающих совершенствование системы внутреннего (корпоративного) повышения квалификации, на практике обеспечивает рост квалификации педагогических кадров, а также позтивно влияет на рост качества результатов реализации образовательных программ подготовки специлистов среднего звена, реализуемых колледжем.
Библиографический список
1. О Стратегии инновационного развития РФ на период до 2020 г. [Электронный ресурс] : [распоряжение Правительства РФ от 08.12.2011 № 2227-р]. — Режим доступа: garant.rU/products/ipo/prime/doc/70006124/#ixzz4zQFdsjwb.
2. Бим-Бад, Б. М. Профессиональный стандарт педагога — «наше все»? [Электронный ресурс] / Б. М. Бим-Бад // Аккредитация в образовании. — Режим доступа: http://www.akvobr.ru/ profstandart_pedagoga.html.
3. Блинов, В. Профессиональный стандарт педагога профобразования : не так страшен, как его малюют [Электронный ресурс] / В. Блинов, А. Факторович, О. Батрова // Учительская газета. — Режим доступа: http://www.ug.ru/article/649.
4. Возгова, З. В. Инновационный потенциал проблемы развития системы непрерывного повышения квалификации научно-педагогических работников [Электронный ресурс] / З. В. Возгова // Фундаментальные исследования. — 2012. — № 9-4. — С. 847-853. — Режим доступа: http://www.fundamental-research.ru/ru/article/view?id=30409.
5. Зачесова, Е. В. Обсуждаем профессиональный стандарт педагогической деятельности в профессиональном образовании, дополнительном профессиональном образовании, дополнительном образовании [Электронный ресурс] / Е. В. Зачесова // Педсовет : Персональный помощник педагога. — Режим доступа: http://pedsovet.org/content/view/19641/265.
6. Об утверждении профессионального стандарта «Педагог профессионального обучения, профессионального образования и дополнительного профессионального образования» [Электронный ресурс] : [приказ Министерства труда и социальной защиты РФ от 08.09.2015 № 608н]. — Режим доступа: http://www.fgosvo.ru/news/21/1344.
7. Российская Федерация. Законы. Трудовой кодекс Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21.12.2001 : ред. от 01.07.2017]. — Режим доступа: http://ppt.ru/kodeks.phtml?kodeks=17.
8. Российская Федерация. Законы. Об образовании в Российской Федерации [Электронный ресурс] : [федер. закон : принят Гос. Думой 21.12.2012 : одобр. Советом Федерации 26.12.2012 : ред. от 29.07.2017]. — Режим доступа: КонсультантПлюс.
9. Котлярова, И. О. Инновационные системы повышения квалификации [Текст] : моногр. / И. О. Котлярова. — Челябинск : Изд-во ЮУрГУ, 2008. — 320 с.
УДК 377 Л. М. Мифтахова, зам. директора по ИМР,
рук. СЦК Златоустовского техникума технологий и экономики (ЗТТиЭ), Челябинская обл., г. Златоуст, e-mail: mlm111@mail.ru
ОРГАНИЗАЦИЯ РАБОТЫ СПЕЦИАЛИЗИРОВАННОГО ЦЕНТРА КОМПЕТЕНЦИЙ В РАМКАХ ДВИЖЕНИЯ WORLDSKILLS RUSSIA
В статье представлен опыт работы специализированного центра компетенций (СЦК) по обеспечению проведения региональных чемпионатов WorldSkills.
Ключевые слова: «Молодые профессионалы» (WorldSkills), специализированный центр компетенций, стандарты, чемпионат.
Экономика любой развитой страны нуждается в квалифицированных рабочих кадрах, умеющих работать по новейшим международным стандартам качества. Высокотехнологичные производства требуют соответствующей подготовки кадров, а скорость развития технологий диктует необходимость быстрого внедрения новых технологий, стандартов и инструментов. Проблему
подготовки высококвалифицированных кадров помогают решать чемпионаты WorldSkills и кон -курсы профессионального мастерства, проводимые по стандартам WorldSkills [1, п. 1; 2].
Национальные и региональные чемпионаты «Молодые профессионалы» (World-Skills) — это площадка, на которой лучшие мастера и преподаватели могут обмениваться опытом