Попова А.Д.
аспирант кафедры «Аудит»
РГЭУ (РИНХ)
Эл. почта: [email protected]
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ
В статье рассматривается сущ- ность и структура внутреннего кон- троля в бюджетном образовательном учреждении, выделяются основные принципы внутреннего контроля, фор- мулируются требования, предъявляе- мые к внутреннему контролю в бюд- жетном образовательном учреждении.
Ключевые слова: внутренний контроль, субъект внутреннего кон- троля, объект внутреннего контроля, предмет внутреннего контроля.
Перед современными бюджетны- ми образовательными учреждениями ставится задача улучшения качества и эффективности образовательных услуг за счет расширения их финансово - хо- зяйственной самостоятельности. Повы- шается ответственность бюджетных учреждений за конечные результаты их деятельности. Для решения указанных задач необходимо создавать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек вуза и привлекать дополни- тельные внебюджетные средства. Вне- дрение эффективной системы управле- ния бюджетным образовательным уч- реждением невозможно без разработки принципиально новых форм и методов контроля, новых подходов к пониманию его сущности. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учрежде- нии должен быть ориентирован на эффективное, рациональное, результатив- ное и экономичное использование бюд- жетных средств.
В соответствии с законодательст- вом РФ [1] вузы могут осуществлять деятельность, приносящую доход, це- лями которой является оказание образо- вательных услуг в рамках государст- венного задания, устанавливаемого уч- редителем, и оказание образовательных услуг сверх государственного задания. Для эффективного управления вузом указанные показатели необходимо кон- тролировать. Система внутреннего кон- троля бюджетного образовательного учреждения позволяет осуществлять их регулирование. Действенность и ре- зультативность управленческих воздей- ствий в значительной степени зависят от четко организованного контроля в бюджетном образовательном учрежде- нии. Таким образом, внутренний кон- троль позволяет обеспечивать взаимо- связь и взаимодействие различных опе- раций и процессов в бюджетном обра- зовательном учреждении, а также осу- ществлять мониторинг его деятельно- сти. Для понимания сущности внутрен- него контроля в бюджетном образова- тельном учреждении, его содержания, целей и задач необходимо исследовать определение этой категории.
Единого определения контроля в экономической литературе не сущест- вует. В учебном пособии «Ревизия и контроль» под редакцией профессора Мельник М.В. внутренний контроль рассматривается как функция управле- ния, которая представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях обоснован- ности принятых управленческих реше- ний, выявления отклонений и неблаго- приятных ситуаций своевременного информирования руководства [2 с. 45]. Внутренний контроль может выступать как мера безопасности, осуществляемая в целях защиты имущества,
правильно- сти и достоверности выполнения бух-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 27 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
галтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства. Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что фи- нансовая информация достоверна, зако- ны, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи. Обзор опубликованной литера- туры [2,3,4] позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль есть одна из основных функций управления, ко- торая представляет собой систему по- стоянного наблюдения. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении может выступать комплек- сом мер безопасности. Внутренний кон- троль - это также процесс, осуществляемый руководством и персоналом. Руководство обоснованно рассматрива- ет контроль как функцию управления, поскольку контроль присутствует во всех элементах управленческой дея- тельности, выступает составной частью реализации любой другой функции управления и является элементом орга- низационной работы. В этом проявляется специфическое свойство контроля и его универсальность.
По мнению ряда авторов [2,3,4], содержание внутреннего контроля оп- ределяется целями и задачами контро- ля, субъектами и объектами контроля, а также предметом контроля. Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Цели и задачи внутреннего кон- троля организаций зависит от целей и задач управления, сложности организа- ционной структуры, видов и масштаба деятельности учреждения, целесообраз- ности охвата контролем различных сто- рон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Иссле- дование целей и задач, стоящих перед современными вузами, позволяет сформулировать ряд целей внутреннего контроля в бюджетном образовательном учреждении. Прежде всего, обеспечение экономного, рационального, эффектив- ного использования вузом государст- венных средств, выделенных на дости- жение контрольных результатов его деятельности и обеспечение продуктив- ного использования ресурсов бюджет- ного образовательного учреждения. Кроме того, в круг целей можно вклю- чить обеспечение качества образова- тельных услуг и проверку обоснованно- сти принимаемых решений и их резуль- татов.
Достижение целей обеспечивает- ся реализацией задач. Исследование экономической литературы [2,3,4] по- зволяет выделить ряд задач системы внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. Прежде всего, установка целесообразности, дос- товерности и законности совершаемых операций и обеспечение достоверной информацией. Кроме того, в состав за- дач можно включить обеспечение со- хранности имущества бюджетного об- разовательного учреждения и сравнение фактических показателей, характери- зующих результаты учреждения с пла- новыми, а также разработку рекомен- даций руководству по устранению и не- допущению выявленных отклонений.
Важнейшей составляющей внут- реннего контроля является его субъект. По определению Р.И. Криницкого, кон- троль - это процесс наблюдения и про- верки финансовохозяйственной дея- тельности предприятий, осуществляе- мый соответствующими субъектами управления, выявление отклонений от установленных параметров этой дея-
тельности, устранение и предупрежде- ние отрицательных явлений и тенден- ций [5. с.15]. В соответствии с этим оп- ределением субъектом управленческого
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 28 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
контроля являются соответствующие субъекты управления. В.В.Бурцев это понятие уточняет. С его точки зрения, внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организа- ции, наделенными соответствующими полномочиями, либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъек- тами, и под их управлением, следующих действий: определения фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организаци- ей; сравнения фактических данных с требуемыми, то есть с базой для срав- нения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на ра- циональности; оценки отклонений, превышающих предельно допустимый уровень на предмет степени их влияния на аспекты функционирования органи- зации; выявления причин данных от- клонений [3]. Таким образом, В.В. Бурцев подчеркивает, что субъекты управ- ленческого контроля - субъекты управ- ления, наделенные соответствующими полномочиями.
По мнению В.В. Бурцева, предме- том внутреннего контроля бюджетного образовательного учреждения является его деятельность [6]. Содержание пред- мета внутреннего контроля раскрыва- ется его объектами. Объект контроля представляет собой то, на что направле- ны контрольные действия. Объект кон- троля должен быть связан с управлени- ем. Следовательно, объекты внутренне- го контроля должны соотноситься с це- лями управления. Формулировать объ- екты контроля следует из целей и задач управления. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюд- жетным образовательным учреждением приведено в таблице 1.
Таблица 1. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюджетным образовательным учреждением
№ п/п Цели и задачи управления бюджетным образовательным учреждением Объекты управленческого контроля
1 Эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов Ресурсы бюджетного образовательного учреждения
2 Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; содержание имущества учрежде- ния; оказание сопутствующих услуг, состав которых опре- делен уставом вуза и не противоречит действующему за- конодательству Процессы бюджетного образовательного учреждения
3 Обеспечение современного качества образования Результаты осуществления процессов
Объекты управленческого контро- ля определяют основные направления системы внутреннего контроля в бюд- жетном образовательном учреждении. Прежде всего, контроль за эффективно- стью и целесообразностью использова- ния имущества бюджетного образова- тельного учреждения, контроль за информационными и трудовыми ресурса- ми бюджетного образовательного учре- ждения. К направлениям внутреннего контроля также относится контроль до- ходов бюджетного образовательного учреждения, контроль затрат бюджет- ного образовательного учреждения и контроль принимаемых решений в_______
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 29 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
бюджетном образовательном учрежде- нии. Поскольку управленческий учет является системой информационно- аналитической поддержки управления, следует выделить в системе внутренне- го контроля бюджетного образователь- ного учреждения еще одно -контроль информации.
Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении осу- ществляется в контролируемой среде, которая представляет собой предмет внутреннего контроля [6]. Непосредст- венно сам контроль в бюджетном обра- зовательном учреждении осуществляет контрольная среда. Контрольная среда - это позиция, осведомленность и прак- тические действия собственников и ру- ководства экономического субъекта, направленные на поддержание системы внутреннего контроля. Она включает в себя стиль и основные принципы управления бюджетным образователь- ным учреждением, организационную структуру бюджетного образовательно- го учреждения, кадровую политику, управленческую отчетность.
Для оценки деятельности бюджетного образовательного учреждения необходим достаточный объем информа- ции. Для нужд внутреннего контроля следует использовать данные бухгал- терского учета. Поскольку управленче- ский учет в бюджетных образователь- ных учреждениях представляет собой подсистему бухгалтерского учета, то его данные также могут использоваться системой внутреннего контроля.
Контроль в бюджетном образова- тельном учреждении осуществляется посредством процедур контроля. Про- цедуры контроля - это специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия. К процедурам внутреннего контроля от- носится проведение инвентаризации, санкционирование первичных докумен- тов, внутренние проверки и сверки дан- ных, экономический анализ деятельно- сти бюджетного образовательного уч- реждения.
Таким образом, к элементам системы внутреннего контроля относится контрольная среда, информационная система и процедуры контроля. На основании исследования экономической литературы [2,4,6] в таблице 2 пред- ставлена характеристика элементов системы внутреннего контроля.
Таблица 2. Характеристика элементов системы внутреннего контроля
Элемент системы
№ п/п внутреннего контроля Компоненты элемента системы внутреннего контроля
1 Контрольная среда Стиль и основные принципы управления бюджетным образовательным учреждением
1 Контрольная среда Организационная структура
1 Контрольная среда Распределение ответственности и полномочий
1 Контрольная среда Осуществляемая кадровая политика
1 Контрольная среда Порядок подготовки отчетности
1 Контрольная среда Порядок осуществления внутреннего управленческого учета
1 Контрольная среда Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства
2 Информационная система Стандарты учета и отчетности
2 Информационная система Информационное обеспечение
3 Процедуры контроля Документальная проверка данных
3 Процедуры контроля Физический контроль сохранности имущества
3 Процедуры контроля Экономический анализ деятельности бюджетного образовательного учреждения
Источник: составлена автором по [2,4,6]
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 30 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
Проанализировав элементы систе- мы внутреннего контроля, можно сде- лать ряд выводов. Управленческий учет
- составная часть контрольной среды, так как одним из элементов контроль- ной среды является составление управ- ленческой отчетности. Система управ- ленческого учета -информационная ба- за внутреннего контроля. И наконец, отдельные элементы, как части проце- дуры контроля входят и в систему управленческого учета, поскольку яв- ляются обязанностями сотрудников структурных подразделений, реали- зующих систему управленческого уче- та.
Основное условие функциониро- вания внутреннего контроля бюджетно- го образовательного учреждения - со- блюдение принципов, являющихся пра- вилами, охватывающими контрольную деятельность в бюджетном образова- тельном учреждении. Соколов Б.Н. вы- деляет 10 основных принципов. К ним относятся: принцип ответственности, принцип сбалансированности, принцип своевременности сообщения об откло- нениях, принцип интерпретации, прин- цип соответствия контролирующей и контролируемой систем, принцип по- стоянства, принцип компетентности, принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев систе- мы внутреннего контроля, принцип разделения обязанностей, принцип раз- решения и одобрения [4, с.20]. Анализ принципов позволяет вы- делить необходимые условия, опреде- ляющие организацию в бюджетном об- разовательном учреждении эффектив- ной системы внутреннего контроля. Для этого необходимо использовать в прак- тике только обоснованные и эффектив- ные процедуры и методы внутреннего контроля, позволяющие
обеспечивать реализацию всех функций внутреннего контроля при минимальных затратах. В бюджетном образовательном учрежде- нии следует выделить иерархию целей внутреннего контроля по степени важ- ности для управления учреждением. Для обеспечения эффективной системы контроля необходимо производить тща- тельный отбор объектов контроля, при этом не допускается дублирование кон- трольных процедур. Внутренний кон- троль направлен на формирование точ- ных, объективных результатов. Эффективное функционирование внутреннего контроля невозможно без соблюдения основных требований к ор- ганизации внутреннего контроля. В на- стоящее время законодательной базой не установлено специальных требова- ний и рекомендаций по организации внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. В экономи- ческой литературе выделяются различ- ные требования к внутреннему контролю [2,4,6]. Формулируя требования к внутреннему контролю, необходимо учитывать особенности деятельности бюджетного образовательного учреж- дения, задачи внутреннего контроля, а также принципы его функционирова- ния.
В соответствии с законом об обра- зовании [1] учредителями бюджетного образовательного учреждения могут быть: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Управление бюджетным образователь- ным учреждением осуществляется его органами управления. Для эффективно- го функционирования системы внут- реннего контроля необходимо выпол- нять ряд условий. Прежде всего, заин- тересовать учредителей в надлежащем исполнении контрольных функций высшим руководством бюджетного об- разовательного учреждения, а высшее руководство - в успешной работе вуза. Кроме того, для успешной работы сис- темы внутреннего контроля необходи- мо, чтобы выполнение одним субъектом контрольных функций было подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля. Под
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 31 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
понятием «субъект внутреннего кон- троля» понимается структурное под- разделение или штатный работник бюджетного образовательного учреж- дения, выполняющий функции внут- реннего контролера.
В законодательстве Российской Федерации выделяются основные эти- ческие требования к субъектам контро- ля, которые применимы и к субъектам внутреннего контроля бюджетного об- разовательного учреждения [7]. К со- трудникам, выполняющим функции контроля, следует предъявлять требова- ния компетентности, добросовестно- сти, честности, объективности, конфи- денциальности, профессионального по- ведения. Если сотрудники, в служебные функции которых входит осуществле- ние внутреннего контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет рабо- тать эффективно.
Для эффективного функциониро- вания внутреннего контроля необходи- мо выявлять и осуществлять контроль сферы потенциальных конфликтов ин- тересов, которые происходят в резуль- тате закрепления одной и той же кон- трольной функции за несколькими субъектами контроля.
Для предотвращения попыток от- дельных лиц нарушать требования кон- троля необходимо обеспечить разделе- ние несовместимых функций. В против- ном случае учетные данные могут ис- кажаться в пользу заинтересованных лиц. В бюджетном образовательном уч- реждении необходимо создавать специ- альные условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят кон- кретного работника или структурное подразделение в экономически невы- годное положение, что стимулирует их
к устранению этих отклонений и вы- звавших их причин.
Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не
должно прерывать контрольные проце- дуры или затруднять их выполнение. Внутренний контроль должен осущест- вляться на основе четкого взаимодейст- вия всех подразделений и служб орга- низации.
Методики и программы, приме- няемые в работе системы внутреннего контроля, должны быть целесообразны и рациональны. В результате их приме- нения не должна снижаться эффектив- ность работы контролируемых объек- тов. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы он мог быстро настраиваться на решение новых задач, возникающих перед сис- темой управления в результате измене- ния внешних и внутренних условий ее функционирования. Необходимым условием эффек- тивного функционирования внутренне- го контроля является тщательный отбор объектов внутреннего контроля. Управ- ленческим контролем должны быть ох- вачены объекты различного типа. В то же время тотальный контроль над те- кущими малозначительными операция- ми нерационален. Контроль также дол- жен быть рационален и не вызывать из- лишних затрат труда и средств.
Одной из задач внутреннего кон- троля является соблюдение должност- ными лицами, другими работниками бюджетного образовательного учреж- дения установленных администрацией требований, правил и процедур. Для выполнения поставленной задачи к внутреннему контролю необходимо предъявлять требование регламентации. Эффективность внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утвержденных регламентов, которыми они руководствуются, а так- же от их точного выполнения субъекта- ми внутреннего контроля.
Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении явля- ется залогом успешного функциониро-
ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 32 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА
вания вуза. Он обеспечивает возмож- ность принятия эффективных управ- ленческих решений и помогает регули- ровать деятельность бюджетного обра- зовательного учреждения и отдельных его структурных подразделений, дает возможность устанавливать, какие именно службы и структурные подраз- деления бюджетного образовательного учреждения, а также направления его деятельности способствуют достиже- нию намеченных целей и результатив- ности учреждения.
БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК
І.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.
02.02.2011) «Об образовании». [Элек- тронный ресурс]. - Электронно- правовая система «Консультант Плюс»
2.Ревизия и контроль: Учебное пособие
/ Под ред. проф. М.В. Мельник.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 520 с.
3.Бурцев В.В. «Управленческий кон- троль как система». [Электронный ре- сурс]. -www.Sbiblio/arhive/burcev_uprcontrassyst em/
4.Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организа- ция, методика, практика), 2006 - 250 с.
5.Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизированного бухгал- терского учета. - М., 1990
6.Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация прове- дения // менеджмент в России и за ру- бежом № 4, 2002. [Электронный ре- сурс].
- http://www.klerk.ru/boss/articles/6641/
7. «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России» (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгал- теров и аудиторов России, Протокол N
09/-07 от 26.09.2007). [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс»