Научная статья на тему 'Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении'

Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
669
62
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ / СУБЪЕКТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ОБЪЕКТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / ПРЕДМЕТ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ / INTERNAL CONTROL / ENTITY OF THE INTERNAL CONTROL / OBJECT OF THE INTERNAL CONTROL

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Попова А. Д.

В статье рассматривается сущность и структура внутреннего контроля в бюджетном образовательном учреждении, выделяются основные принципы внутреннего контроля, формулируются требования, предъявляемые к внутреннему контролю в бюджетном образовательном учреждении.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article considered the gist and the structure of internal control at budgetary educational organization. Stand the basic principles of internal control. Formulate the requirements for internal control in the budgetary educational organization

Текст научной работы на тему «Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении»

Попова А.Д.

аспирант кафедры «Аудит»

РГЭУ (РИНХ)

Эл. почта: [email protected]

ВНУТРЕННИЙ КОНТРОЛЬ В БЮДЖЕТНОМ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ УЧРЕЖДЕНИИ

В статье рассматривается сущ- ность и структура внутреннего кон- троля в бюджетном образовательном учреждении, выделяются основные принципы внутреннего контроля, фор- мулируются требования, предъявляе- мые к внутреннему контролю в бюд- жетном образовательном учреждении.

Ключевые слова: внутренний контроль, субъект внутреннего кон- троля, объект внутреннего контроля, предмет внутреннего контроля.

Перед современными бюджетны- ми образовательными учреждениями ставится задача улучшения качества и эффективности образовательных услуг за счет расширения их финансово - хо- зяйственной самостоятельности. Повы- шается ответственность бюджетных учреждений за конечные результаты их деятельности. Для решения указанных задач необходимо создавать условия и стимулы для сокращения внутренних издержек вуза и привлекать дополни- тельные внебюджетные средства. Вне- дрение эффективной системы управле- ния бюджетным образовательным уч- реждением невозможно без разработки принципиально новых форм и методов контроля, новых подходов к пониманию его сущности. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учрежде- нии должен быть ориентирован на эффективное, рациональное, результатив- ное и экономичное использование бюд- жетных средств.

В соответствии с законодательст- вом РФ [1] вузы могут осуществлять деятельность, приносящую доход, це- лями которой является оказание образо- вательных услуг в рамках государст- венного задания, устанавливаемого уч- редителем, и оказание образовательных услуг сверх государственного задания. Для эффективного управления вузом указанные показатели необходимо кон- тролировать. Система внутреннего кон- троля бюджетного образовательного учреждения позволяет осуществлять их регулирование. Действенность и ре- зультативность управленческих воздей- ствий в значительной степени зависят от четко организованного контроля в бюджетном образовательном учрежде- нии. Таким образом, внутренний кон- троль позволяет обеспечивать взаимо- связь и взаимодействие различных опе- раций и процессов в бюджетном обра- зовательном учреждении, а также осу- ществлять мониторинг его деятельно- сти. Для понимания сущности внутрен- него контроля в бюджетном образова- тельном учреждении, его содержания, целей и задач необходимо исследовать определение этой категории.

Единого определения контроля в экономической литературе не сущест- вует. В учебном пособии «Ревизия и контроль» под редакцией профессора Мельник М.В. внутренний контроль рассматривается как функция управле- ния, которая представляет собой систему постоянного наблюдения и проверки работы организации в целях обоснован- ности принятых управленческих реше- ний, выявления отклонений и неблаго- приятных ситуаций своевременного информирования руководства [2 с. 45]. Внутренний контроль может выступать как мера безопасности, осуществляемая в целях защиты имущества,

правильно- сти и достоверности выполнения бух-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 27 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

галтерских записей, согласованного и эффективного осуществления операций, соответствия принимаемых решений политике руководства. Французская ассоциация бухгалтеров и аудиторов определяет внутренний контроль как процесс, осуществляемый руководством и персоналом, чтобы постоянно давать надежные подтверждения того, что фи- нансовая информация достоверна, зако- ны, нормативные акты и директивы соблюдаются, операции выполнены, их правильность обеспечена, что позволяет организации выполнить свои основные задачи. Обзор опубликованной литера- туры [2,3,4] позволяет сделать вывод о том, что внутренний контроль есть одна из основных функций управления, ко- торая представляет собой систему по- стоянного наблюдения. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении может выступать комплек- сом мер безопасности. Внутренний кон- троль - это также процесс, осуществляемый руководством и персоналом. Руководство обоснованно рассматрива- ет контроль как функцию управления, поскольку контроль присутствует во всех элементах управленческой дея- тельности, выступает составной частью реализации любой другой функции управления и является элементом орга- низационной работы. В этом проявляется специфическое свойство контроля и его универсальность.

По мнению ряда авторов [2,3,4], содержание внутреннего контроля оп- ределяется целями и задачами контро- ля, субъектами и объектами контроля, а также предметом контроля. Эффективная система контроля предусматривает определенные цели и задачи. Цели и задачи внутреннего кон- троля организаций зависит от целей и задач управления, сложности организа- ционной структуры, видов и масштаба деятельности учреждения, целесообраз- ности охвата контролем различных сто- рон деятельности, отношения руководства организации к контролю. Иссле- дование целей и задач, стоящих перед современными вузами, позволяет сформулировать ряд целей внутреннего контроля в бюджетном образовательном учреждении. Прежде всего, обеспечение экономного, рационального, эффектив- ного использования вузом государст- венных средств, выделенных на дости- жение контрольных результатов его деятельности и обеспечение продуктив- ного использования ресурсов бюджет- ного образовательного учреждения. Кроме того, в круг целей можно вклю- чить обеспечение качества образова- тельных услуг и проверку обоснованно- сти принимаемых решений и их резуль- татов.

Достижение целей обеспечивает- ся реализацией задач. Исследование экономической литературы [2,3,4] по- зволяет выделить ряд задач системы внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. Прежде всего, установка целесообразности, дос- товерности и законности совершаемых операций и обеспечение достоверной информацией. Кроме того, в состав за- дач можно включить обеспечение со- хранности имущества бюджетного об- разовательного учреждения и сравнение фактических показателей, характери- зующих результаты учреждения с пла- новыми, а также разработку рекомен- даций руководству по устранению и не- допущению выявленных отклонений.

Важнейшей составляющей внут- реннего контроля является его субъект. По определению Р.И. Криницкого, кон- троль - это процесс наблюдения и про- верки финансовохозяйственной дея- тельности предприятий, осуществляе- мый соответствующими субъектами управления, выявление отклонений от установленных параметров этой дея-

тельности, устранение и предупрежде- ние отрицательных явлений и тенден- ций [5. с.15]. В соответствии с этим оп- ределением субъектом управленческого

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 28 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

контроля являются соответствующие субъекты управления. В.В.Бурцев это понятие уточняет. С его точки зрения, внутренний контроль организации - это осуществление субъектами организа- ции, наделенными соответствующими полномочиями, либо в автоматическом режиме, заданном указанными субъек- тами, и под их управлением, следующих действий: определения фактического состояния или действия управляемого звена системы управления организаци- ей; сравнения фактических данных с требуемыми, то есть с базой для срав- нения, принятой в организации, либо заданной извне, либо основанной на ра- циональности; оценки отклонений, превышающих предельно допустимый уровень на предмет степени их влияния на аспекты функционирования органи- зации; выявления причин данных от- клонений [3]. Таким образом, В.В. Бурцев подчеркивает, что субъекты управ- ленческого контроля - субъекты управ- ления, наделенные соответствующими полномочиями.

По мнению В.В. Бурцева, предме- том внутреннего контроля бюджетного образовательного учреждения является его деятельность [6]. Содержание пред- мета внутреннего контроля раскрыва- ется его объектами. Объект контроля представляет собой то, на что направле- ны контрольные действия. Объект кон- троля должен быть связан с управлени- ем. Следовательно, объекты внутренне- го контроля должны соотноситься с це- лями управления. Формулировать объ- екты контроля следует из целей и задач управления. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюд- жетным образовательным учреждением приведено в таблице 1.

Таблица 1. Соотнесение объектов контроля с целями управления бюджетным образовательным учреждением

№ п/п Цели и задачи управления бюджетным образовательным учреждением Объекты управленческого контроля

1 Эффективное использование материальных, трудовых и финансовых ресурсов Ресурсы бюджетного образовательного учреждения

2 Удовлетворение потребностей личности в интеллектуальном, культурном, нравственном развитии посредством получения высшего и послевузовского профессионального образования; проведение фундаментальных и прикладных научных исследований; содержание имущества учрежде- ния; оказание сопутствующих услуг, состав которых опре- делен уставом вуза и не противоречит действующему за- конодательству Процессы бюджетного образовательного учреждения

3 Обеспечение современного качества образования Результаты осуществления процессов

Объекты управленческого контро- ля определяют основные направления системы внутреннего контроля в бюд- жетном образовательном учреждении. Прежде всего, контроль за эффективно- стью и целесообразностью использова- ния имущества бюджетного образова- тельного учреждения, контроль за информационными и трудовыми ресурса- ми бюджетного образовательного учре- ждения. К направлениям внутреннего контроля также относится контроль до- ходов бюджетного образовательного учреждения, контроль затрат бюджет- ного образовательного учреждения и контроль принимаемых решений в_______

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 29 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

бюджетном образовательном учрежде- нии. Поскольку управленческий учет является системой информационно- аналитической поддержки управления, следует выделить в системе внутренне- го контроля бюджетного образователь- ного учреждения еще одно -контроль информации.

Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении осу- ществляется в контролируемой среде, которая представляет собой предмет внутреннего контроля [6]. Непосредст- венно сам контроль в бюджетном обра- зовательном учреждении осуществляет контрольная среда. Контрольная среда - это позиция, осведомленность и прак- тические действия собственников и ру- ководства экономического субъекта, направленные на поддержание системы внутреннего контроля. Она включает в себя стиль и основные принципы управления бюджетным образователь- ным учреждением, организационную структуру бюджетного образовательно- го учреждения, кадровую политику, управленческую отчетность.

Для оценки деятельности бюджетного образовательного учреждения необходим достаточный объем информа- ции. Для нужд внутреннего контроля следует использовать данные бухгал- терского учета. Поскольку управленче- ский учет в бюджетных образователь- ных учреждениях представляет собой подсистему бухгалтерского учета, то его данные также могут использоваться системой внутреннего контроля.

Контроль в бюджетном образова- тельном учреждении осуществляется посредством процедур контроля. Про- цедуры контроля - это специальные проверки, выполняемые должностными лицами и работниками предприятия. К процедурам внутреннего контроля от- носится проведение инвентаризации, санкционирование первичных докумен- тов, внутренние проверки и сверки дан- ных, экономический анализ деятельно- сти бюджетного образовательного уч- реждения.

Таким образом, к элементам системы внутреннего контроля относится контрольная среда, информационная система и процедуры контроля. На основании исследования экономической литературы [2,4,6] в таблице 2 пред- ставлена характеристика элементов системы внутреннего контроля.

Таблица 2. Характеристика элементов системы внутреннего контроля

Элемент системы

№ п/п внутреннего контроля Компоненты элемента системы внутреннего контроля

1 Контрольная среда Стиль и основные принципы управления бюджетным образовательным учреждением

1 Контрольная среда Организационная структура

1 Контрольная среда Распределение ответственности и полномочий

1 Контрольная среда Осуществляемая кадровая политика

1 Контрольная среда Порядок подготовки отчетности

1 Контрольная среда Порядок осуществления внутреннего управленческого учета

1 Контрольная среда Обеспечение соответствия хозяйственной деятельности требованиям законодательства

2 Информационная система Стандарты учета и отчетности

2 Информационная система Информационное обеспечение

3 Процедуры контроля Документальная проверка данных

3 Процедуры контроля Физический контроль сохранности имущества

3 Процедуры контроля Экономический анализ деятельности бюджетного образовательного учреждения

Источник: составлена автором по [2,4,6]

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 30 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

Проанализировав элементы систе- мы внутреннего контроля, можно сде- лать ряд выводов. Управленческий учет

- составная часть контрольной среды, так как одним из элементов контроль- ной среды является составление управ- ленческой отчетности. Система управ- ленческого учета -информационная ба- за внутреннего контроля. И наконец, отдельные элементы, как части проце- дуры контроля входят и в систему управленческого учета, поскольку яв- ляются обязанностями сотрудников структурных подразделений, реали- зующих систему управленческого уче- та.

Основное условие функциониро- вания внутреннего контроля бюджетно- го образовательного учреждения - со- блюдение принципов, являющихся пра- вилами, охватывающими контрольную деятельность в бюджетном образова- тельном учреждении. Соколов Б.Н. вы- деляет 10 основных принципов. К ним относятся: принцип ответственности, принцип сбалансированности, принцип своевременности сообщения об откло- нениях, принцип интерпретации, прин- цип соответствия контролирующей и контролируемой систем, принцип по- стоянства, принцип компетентности, принцип согласованности пропускных способностей различных звеньев систе- мы внутреннего контроля, принцип разделения обязанностей, принцип раз- решения и одобрения [4, с.20]. Анализ принципов позволяет вы- делить необходимые условия, опреде- ляющие организацию в бюджетном об- разовательном учреждении эффектив- ной системы внутреннего контроля. Для этого необходимо использовать в прак- тике только обоснованные и эффектив- ные процедуры и методы внутреннего контроля, позволяющие

обеспечивать реализацию всех функций внутреннего контроля при минимальных затратах. В бюджетном образовательном учрежде- нии следует выделить иерархию целей внутреннего контроля по степени важ- ности для управления учреждением. Для обеспечения эффективной системы контроля необходимо производить тща- тельный отбор объектов контроля, при этом не допускается дублирование кон- трольных процедур. Внутренний кон- троль направлен на формирование точ- ных, объективных результатов. Эффективное функционирование внутреннего контроля невозможно без соблюдения основных требований к ор- ганизации внутреннего контроля. В на- стоящее время законодательной базой не установлено специальных требова- ний и рекомендаций по организации внутреннего контроля в бюджетном об- разовательном учреждении. В экономи- ческой литературе выделяются различ- ные требования к внутреннему контролю [2,4,6]. Формулируя требования к внутреннему контролю, необходимо учитывать особенности деятельности бюджетного образовательного учреж- дения, задачи внутреннего контроля, а также принципы его функционирова- ния.

В соответствии с законом об обра- зовании [1] учредителями бюджетного образовательного учреждения могут быть: Российская Федерация, субъекты РФ, муниципальные образования. Управление бюджетным образователь- ным учреждением осуществляется его органами управления. Для эффективно- го функционирования системы внут- реннего контроля необходимо выпол- нять ряд условий. Прежде всего, заин- тересовать учредителей в надлежащем исполнении контрольных функций высшим руководством бюджетного об- разовательного учреждения, а высшее руководство - в успешной работе вуза. Кроме того, для успешной работы сис- темы внутреннего контроля необходи- мо, чтобы выполнение одним субъектом контрольных функций было подконтрольно на предмет качества другому субъекту внутреннего контроля. Под

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 31 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

понятием «субъект внутреннего кон- троля» понимается структурное под- разделение или штатный работник бюджетного образовательного учреж- дения, выполняющий функции внут- реннего контролера.

В законодательстве Российской Федерации выделяются основные эти- ческие требования к субъектам контро- ля, которые применимы и к субъектам внутреннего контроля бюджетного об- разовательного учреждения [7]. К со- трудникам, выполняющим функции контроля, следует предъявлять требова- ния компетентности, добросовестно- сти, честности, объективности, конфи- денциальности, профессионального по- ведения. Если сотрудники, в служебные функции которых входит осуществле- ние внутреннего контроля, не обладают вышеуказанными характеристиками, то даже идеально организованная система внутреннего контроля не сможет рабо- тать эффективно.

Для эффективного функциониро- вания внутреннего контроля необходи- мо выявлять и осуществлять контроль сферы потенциальных конфликтов ин- тересов, которые происходят в резуль- тате закрепления одной и той же кон- трольной функции за несколькими субъектами контроля.

Для предотвращения попыток от- дельных лиц нарушать требования кон- троля необходимо обеспечить разделе- ние несовместимых функций. В против- ном случае учетные данные могут ис- кажаться в пользу заинтересованных лиц. В бюджетном образовательном уч- реждении необходимо создавать специ- альные условия, при которых любые отрицательные отклонения ставят кон- кретного работника или структурное подразделение в экономически невы- годное положение, что стимулирует их

к устранению этих отклонений и вы- звавших их причин.

Временное выбытие отдельных субъектов внутреннего контроля не

должно прерывать контрольные проце- дуры или затруднять их выполнение. Внутренний контроль должен осущест- вляться на основе четкого взаимодейст- вия всех подразделений и служб орга- низации.

Методики и программы, приме- няемые в работе системы внутреннего контроля, должны быть целесообразны и рациональны. В результате их приме- нения не должна снижаться эффектив- ность работы контролируемых объек- тов. Внутренний контроль в бюджетном образовательном учреждении должен быть построен таким образом, чтобы он мог быстро настраиваться на решение новых задач, возникающих перед сис- темой управления в результате измене- ния внешних и внутренних условий ее функционирования. Необходимым условием эффек- тивного функционирования внутренне- го контроля является тщательный отбор объектов внутреннего контроля. Управ- ленческим контролем должны быть ох- вачены объекты различного типа. В то же время тотальный контроль над те- кущими малозначительными операция- ми нерационален. Контроль также дол- жен быть рационален и не вызывать из- лишних затрат труда и средств.

Одной из задач внутреннего кон- троля является соблюдение должност- ными лицами, другими работниками бюджетного образовательного учреж- дения установленных администрацией требований, правил и процедур. Для выполнения поставленной задачи к внутреннему контролю необходимо предъявлять требование регламентации. Эффективность внутреннего контроля напрямую зависит от наличия, качества и уровня утвержденных регламентов, которыми они руководствуются, а так- же от их точного выполнения субъекта- ми внутреннего контроля.

Внутренний контроль в бюджет- ном образовательном учреждении явля- ется залогом успешного функциониро-

ФИНАНСОВЫЕ ИССЛЕДОВАНИЯ. №3. 2012 32 РАСХОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО БЮДЖЕТА

вания вуза. Он обеспечивает возмож- ность принятия эффективных управ- ленческих решений и помогает регули- ровать деятельность бюджетного обра- зовательного учреждения и отдельных его структурных подразделений, дает возможность устанавливать, какие именно службы и структурные подраз- деления бюджетного образовательного учреждения, а также направления его деятельности способствуют достиже- нию намеченных целей и результатив- ности учреждения.

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

І.Закон РФ от 10.07.1992 № 3266-1 (ред.

02.02.2011) «Об образовании». [Элек- тронный ресурс]. - Электронно- правовая система «Консультант Плюс»

2.Ревизия и контроль: Учебное пособие

/ Под ред. проф. М.В. Мельник.- М.: ИД ФБК-ПРЕСС, 2003. - 520 с.

3.Бурцев В.В. «Управленческий кон- троль как система». [Электронный ре- сурс]. -www.Sbiblio/arhive/burcev_uprcontrassyst em/

4.Соколов Б.Н. Внутренний контроль в коммерческой организации (организа- ция, методика, практика), 2006 - 250 с.

5.Криницкий Р.И. Контроль и ревизия в условиях автоматизированного бухгал- терского учета. - М., 1990

6.Бурцев В.В. Внутренний контроль: основные понятия и организация прове- дения // менеджмент в России и за ру- бежом № 4, 2002. [Электронный ре- сурс].

- http://www.klerk.ru/boss/articles/6641/

7. «Кодекс этики профессиональных бухгалтеров - членов ИПБ России» (утв. Решением Президентского совета Института профессиональных бухгал- теров и аудиторов России, Протокол N

09/-07 от 26.09.2007). [Электронный ресурс]. - Электронно-правовая система «Консультант Плюс»

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.