Павлова Ю.А.
ФИНАНСОВЫЙ КОНТРОЛЬ, ЕГО ФОРМЫ И ХАРАКТЕРИСТИКА, ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
Рыночные отношения выдвигают объективную необходимость значительного повышения внимания к вопросам организации контроля на предприятиях. Контроль — объективно необходимое слагаемое хозяйственного механизма при любом способе производства. На микроэкономическом уровне различают внешний контроль, осуществляемый внешними по отношению к организации субъектами управления (органы государства, контрагенты по финансово-хозяйственным договорам, потребители), и внутренний контроль, осуществляемый субъектами самой организации (собственники, администрация, персонал).
Существуют различные виды контроля, каждый из которых характеризуется такими элементами, как: субъект контроля, объект контроля, предмет контроля, цель контроля, задачи контроля, принципы контроля, методы контроля, техника и технология контроля, процесс контроля.
Финансовый контроль — это проверка специально уполномоченными органами соблюдения участниками финансовых, денежных, кредитных, валютных операций требований законодательства, норм и правил, установленных государством и собственниками. Мировой практикой выработаны общие принципы финансового контроля: законность, объективность, независимость, гласность.
Рассмотрим основные виды контроля.
Государственный (муниципальный)
финансовый контроль в Российской Федерации является формой государственного регулирования финансово-производственных отношений всех хозяйствующих субъектов, содействующей проведению в стране единой финансовой, кредитной и денежной политики, защите финансовых интересов Российской Федерации. Будучи обязательным элементом управления общественной собственностью, он призван выявлять на-
рушения установленных принципов законности, обеспечивать целевое и эффективное расходование финансовых ресурсов, использование имущества.
Задачами государственного (муниципального) финансового контроля в России являются:
- проверка правильности формирования и исполнения бюджета и внебюджетных фондов;
- проверка состояния, целевого и эффективного расходования финансовых ресурсов государства и органов местного самоуправления, законности и рациональности использования государственного и муниципального имущества;
- проверка правильности ведения бухгалтерского учета и достоверности отчетности;
- контроль за соблюдением действующего законодательства в области налогообложения, валютной, таможенной и банковской деятельности;
- выявление резервов роста доходной базы бюджетов различных уровней;
- проверка обращения средств бюджета и внебюджетных фондов в банках и других кредитных учреждениях;
- контроль за формированием и распределением целевых бюджетных фондов финансовой поддержки регионам;
- пресечение незаконных решений по предоставлению налоговых льгот, государственных дотаций, субвенций, трансфертов и другой помощи отдельным категориям плательщиков или регионов;
- выявление фактов расточительства и финансовых злоупотреблений, применение адекватных мер наказания к виновным лицам.
Предметами контроля со стороны государственных и местных органов власти являются:
- государственное и муниципальное имущество, закрепленное на праве хозяйственного ведения за государственными или муниципальными унитарными предприятиями или на праве оперативного управления за государственными казенными предприятиями или государственными (муниципальными) учреждениями, либо находящиеся в го -сударственной собственности предприятия в целом как имущественный комплекс;
- находящиеся в государственной (муниципальной) собственности (доли, вклады) хозяйственных обществ и товариществ, а также имеющееся у них государственное (муниципальное) имущество, не вошедшее в уставный (складочный) капитал;
- иное находящееся в государственной (муниципальной) собственности движимое и недвижимое имущество, в том числе переданное в пользование, аренду, залог, ипотеку и по иным основаниям.
Главное назначение внутрихозяйственного контроля — непрерывное наблюдение за эффективностью финансовоэкономической, снабженческо-сбытовой и производственной деятельности, обеспечение сохранности денежных и материальных средств, устранение причин и условий, ведущих к бесхозяйственности и хищениям. Учитывая необходимость контроля за финансово-хозяйственной деятельностью,
осуществляемой исполнительным органом субъекта хозяйствования, со стороны его собственников, а также то, что собственники предприятия и его исполнительный орган, наряду с общими, могут преследовать разные интересы, внутрихозяйственный контроль подразделяется на контроль в интересах исполнительного органа и контроль в интересах собственников.
Основная цель независимого контроля — составить мнение об эффективности действий руководителей по управлению собственностью, переданной в их распоряжение, о достоверности информации, с которой в финансовых отчетах представлены финансовое состояние и результаты финансово-хозяйственной деятельности, о законности и эффективности отдельных операций и движения денежных средств экономического субъекта, о соответствии отражения финансово-хозяйственной деятельности субъектов хозяйствования общепринятым бухгалтерским принципам и действующим нормативным правовым актам. По формам контроль может быть:
- предварительный, проводимый во время прогнозирования, проектирования и планирования, он служит предпосылкой для принятия оптимальных управленческих решений. Главная цель предварительного контроля — пресекать незаконное и нерациональное использование средств, любые
посягательства на собственность;
- текущий, проводимый на стадиях
управления, связанных с реализацией и регулированием мероприятий по достижению поставленных целей, в процессе совершения производственных, хозяйственных и финансовых операций. Главная особенность текущего контроля заключается в оперативном выявлении отклонений от норм законодательства, принятых решений, утвержденных плановых показателей и нормативов путем оперативного сопоставления с фактическими данными в момент совершения финансово-хозяйственных
операций;
- последующий, позволяет оценивать эффективность управления. Основное назначение последующего контроля — выявление нарушений законодательства в истекшем периоде, установление достоверности бухгалтерского учета и отчетности, сохранности имущества, хозяйственной целесообразности и законности оперативных управленческих решений, выполнение предписаний вышестоящих и других органов управления.
По полноте охвата документов и финансово-хозяйственных операций различают контроль сплошной (проверяют все финансово-хозяйственные операции и документы организации, без исключений и предположений об отсутствии нарушений) и частичный (проверяется только часть — определенная выборка — документов, операций, материальных ценностей).
По степени охвата проверяемых вопросов выделяют контроль комплексный (всесторонний контроль финансово-хозяйственной деятельности хозяйствующего субъекта за определенный период), выборочный (контроль отдельных областей финансово-хозяйственной деятельности или разделов бухгалтерского учета хозяйствующего субъекта) и тематический (контроль определенного направления или вида финансово-хозяйственной деятельности
объекта контроля, проводимый путем исследования заранее определенного круга вопросов или сторон финансово-хозяйственной деятельности).
Одним из важнейших элементов управления является внутренний контроль. Внутренний контроль обеспечивает воз-
можность принятия эффективных управленческих решений, а также их исполнение. Эти стороны внутреннего контроля находятся в неразрывном единстве и динамическом взаимодействии в циклах управленческих процессов.
Чтобы глубже понять сущность внутреннего контроля как важной управленческой категории, раскрыть механизм функционирования выражаемых им отношений, выявить особенности различных его составляющих, необходимо классифицировать внутренний контроль в соответствии с различными признаками (табл. 1).
Важнейший классификационный аспект внутреннего контроля -формальный. Выбор формы внутреннего контроля зависит от сложности организационной структуры; правовой формы; видов и масштабов деятельности; целесообразности охвата контролем различных сторон деятельности; отношения руководства организации к кон -тролю.
Большое значение имеет также классификация по типам внутреннего контроля. Известны следующие типы внутреннего контроля: неавтоматизированный, неполностью автоматизированный, полностью автоматизированный.
Неавтоматизированный внутренний контроль осуществляется непосредственно его субъектами без применения автоматических средств. Неполностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется его субъектами с применением автоматических средств регистрации, обработки, измерения и т.п. (например, кон -троль качества работы производственного оборудования с помощью технологии штрихового кодирования обрабатываемых узлов и деталей). Полностью автоматизированный внутренний контроль осуществляется целиком в автоматическом режиме под управлением субъектов внутреннего контроля.
Внутренний контроль целесообразно классифицировать и по значимости субъектов внутреннего контроля с точки зрения их участия в общей деятельности по внутреннему контролю в организации. В этом аспекте всех субъектов внутреннего контроля целесообразно распределить по следующим уровням.
Признак классификации Элементы класса внутреннего контроля
Методические приемы классификации Общенаучные методические приемы контроля (анализ, синтез, индукция, дедукция, редукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, эксперимент и др.) Собственные эмпирические методические приемы контроля (инвентаризация, контрольные замеры работ, контрольные запуски оборудования, формальная и арифметическая проверки, встречная проверка, способ обратного счета, метод сопоставления однородных фактов, служебное расследование, экспертизы различных видов, сканирование, логическая проверка, письменный и устный опросы и так далее)
Специфические приемы смежных экономических наук (приемы экономического анализа, экономико-математические методы, методы теории вероятностей и математической статистики)
Временная направленность Стратегический контроль Тактический контроль Оперативный контроль
Источники данных контроля Документальный контроль
Фактический контроль Автоматизированный контроль
Характер контрольных мероприятий Плановый контроль Внезапный контроль
Периодичность проведения Систематический контроль Периодический контроль Эпизодический контроль
Полнота охвата объекта контроля Сплошной контроль Несплошной контроль
Субъекты внутреннего контроля первого уровня — это участники (собственники) организации, осуществляющие контроль непосредственно или косвенно (с помощью независимых экспертов, в том числе внешних аудиторов). В обязанности субъектов внутреннего контроля второго уровня непосредственно не входит контроль, но в силу производственной необходимости они выполняют и контрольные функции (рабочий, контролирующий качество работы оборудования). Субъекты внутреннего контроля третьего уровня выполняют контрольные функции для реализации служебных обязанностей (функций), которые за ними закреплены непосредственно (работники планово-диспетчерского, планово-экономического отделов, отдела кадров).
В обязанности субъектов внутреннего контроля четвертого уровня входят контрольные и другие функции (административно-управленческий персонал; персонал, обслуживающий компьютерные системы; сотрудники отдела бухгалтерского учета, служб коммерческой и физической безопасности). В функциональные обязанности субъектов внутреннего контроля пятого уровня входит только осуществление кон-
троля (сотрудники отдела внутреннего аудита и члены ревизионной комиссии, отделов входного и технического контроля и тому подобное).
Основными задачами внутреннего контроля являются:
- обеспечение соблюдения действующего законодательства;
- соблюдение политики (стратегии) руководства организации, исполнения внутренних нормативных документов;
- обеспечение эффективности планирования финансово-экономической деятельности;
- обеспечение правильности ведения учета и составления отчетности;
- обеспечение прав и сохранности имущества собственников;
- установление целесообразности операций внутреннего контроля;
- анализ, установление и оценка состояния субъектов внутреннего контроля;
- выявление резервов роста финансово-экономического потенциала организации;
- применение мер к лицам, ответственным за нарушение финансово-экономического законодательства;
- принятие своевременных и эффективных решений, направленных, на устра-
нение выявленных недостатков и нарушений и минимизацию риска возникновения в будущем и прочие.
Реализация управленческих функций организации связана с осуществлением непрерывного контроля, охватывающего все стороны деятельности организации.
Система внутреннего контроля включает комплекс разнообразных взаимосвязанных методик процедур, которые разрабатывает и использует администрация, чтобы обеспечить снижение нежелательного риска в деловой и финансовой деятельности, а также в учете и отчетности. Такие методики и процедуры называются элементами системы внутреннего контроля, образующими структуру внутреннего контроля.
Следует констатировать, что ученые и практики дают различные определения системе внутрихозяйственного контроля.
Анализ известных определений позволяет сделать вывод, что система внутрихозяйственного контроля может быть представлена в виде комплекса упорядоченных взаимосвязанных мер, методик и процедур, которые используются сотрудниками, подразделениями и руководством хозяйствующего субъекта в целях обеспечения соблюдения политики руководства и эффективного ведения хозяйственной деятельности Внутрихозяйственный контроль осуществляется силами конкретного экономического субъекта для постоянного надзора и проверки совершаемых операций, принятия оперативных мер. При этом конкретная система внутреннего контроля и ее эффективность зависят от методов деятельности экономического субъекта, организации и технологии производства, порядка сбора, обработки и анализа информации и других факторов.
Для успешной работы организации необходим отлаженный механизм управле-
ния, важнейшим элементом которого является постоянно действующая система внутреннего (внутрихозяйственного) контроля.
Согласно федеральному правилу (стандарту) аудиторской деятельности № 8 «Оценка аудиторских рисков и внутренний контроль, осуществляемый аудируемым лицом», система внутреннего контроля — это совокупность организационных мер, методик и процедур, используемых руководством экономического субъекта для упорядоченного и эффективного ведения хозяйственной деятельности, обеспечения сохранности активов, выявления, исправления и предотвращения ошибок и искажения информации, а также своевременной подготовки достоверной финансовой (бухгалтерской) информации.
Система внутреннего контроля включает в себя:
- систему бухгалтерского учета;
- контролирующую среду;
- отдельные средства контроля.
Рассмотрим каждый элемент системы. Система бухгалтерского учета — это совокупность форм и методов, обеспечивающих возможность для данной организации вести учет своего имущества и обязательств посредством сплошного, непрерывного, документального и взаимосвязанного их отражения в учетных регистрах на основании первичных документов, то есть осуществлять ведение бухгалтерского учета, а также формировать финансовую (бухгалтерскую) отчетность.
Под контролирующей средой подразумевается, во-первых, понимание руководством экономического субъекта важности и значения системы внутреннего контроля, а во-вторых, это, собственно, действия руководства организации по установлению и поддержанию этой системы.
СИСТЕМА ВНУТРЕННЕГО КОНТРОЛЯ
'Г
Контролирующая среда Система бухгалтерского учёта Отдельные средства контроля
Рис. 1 — Структура системы внутреннего контроля
Контролирующая среда экономического субъекта включает, в частности:
- основные принципы управления;
- организационную структуру;
- распределение ответственности и полномочий;
- кадровую политику;
- порядок подготовки финансовой (бухгалтерской) отчетности;
- порядок осуществления внутреннего управленческого учета и подготовки внутренней отчетности для целей управления;
- обеспечение соответствия хозяйственной деятельности организации требованиям законодательства.
В свою очередь, третий блок системы — средства контроля — должны обеспечивать:
- совершение хозяйственных операций с одобрения руководства организации;
- правильное отражение всех операций на счетах бухгалтерского учета в соответствии с учетной политикой организации;
- возможность доступа к активам только с разрешения руководства организации;
- осуществление руководством организации надлежащих действий;
- несоответствии фактически имеющихся активов и обязательств данным бухгалтерского учета.
Экономические субъекты хозяйственной деятельности должны применять определенные процедуры контроля, перечень которых приведен в Правиле (стандарте) № 8.
К первой группе процедур можно отнести те, которые связаны с ограничением или делегированием полномочий:
- подотчетность одних работников другим;
- ограничение доступа к активам и записям;
- осуществление контроля за прикладными программами и компьютерными информационными системами, в том числе за внесением в них изменений, и за правом
доступа при вводе и выводе информации из системы.
Вторая группа — это процедуры, связанные с установлением подлинности (верификацией) данных:
- внутренние проверки и сверки данных по вопросам финансово-хозяйственной деятельности;
- сравнение результатов подсчета денежных средств, ценных бумаг и материально-производственных запасов с бухгалтерскими записями (инвентаризация);
- сравнение данных, полученных из внутренних источников, с данными внешних источников информации;
- проверка аналитических счетов и оборотных ведомостей и арифметической точности записей;
- сравнение и анализ финансовых результатов с плановыми показателями и другие дополнительные процедуры.
Таким образом, построение системы внутреннего контроля и ее отдельных элементов в значительной степени зависит от организации. В небольших организациях может не быть подразделения внутренних аудиторов, а также разделения функциональных обязанностей. Вместе с тем небольшая организация имеет квалифицированных сотрудников, для каждого из кото -рых четко определен круг обязанностей и прав. Возможны детально сформулированные процедуры авторизации, совершения хозяйственных операций и их отражения в бухгалтерском учете; четко отлаженная система документооборота; может осуществляться жесткий контроль за сохранностью активов и бухгалтерских записей, в определенной мере стандартизированы процедуры внутренней проверки.
В совокупности элементы структуры внутреннего контроля направлены на обеспечение последовательной и эффективной работы фирмы, особенно крупномасштабной компании, претворение стратегии фирмы, обеспечение сохранности активов, формирование своевременной, полной и достоверной бухгалтерской отчетности.