УДК 65.01
ВНУТРЕННИЕ И ИНФРАСТРУКТУРНЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И КОММЕРЦИИ
В.Н. Бабанов
Рассмотрены внутренние и инфраструктурные проблемы менеджмента и коммерции, показана их связь с подготовкой профессиональных кадров.
Ключевые слова: проблемы менеджмента и коммерции, подготовка профессиональных кадров.
В современной системе хозяйствования есть, по крайней мере, два элемента, которые занимают особое положение. Особенность положения коммерции как прикладной сферы определяется её характером: в ней формируется значительная часть валового внутреннего продукта. Особенность положения менеджмента определяется его ролью как инструмента, обеспечивающего эффективность коммерческой деятельности, как, впрочем, и иных видов деятельности.
И менеджмент, и коммерция многогранны по своему содержанию и составу решаемых ими задач. Это, прежде всего, означает, что те, кто призван решать эти задачи, должны уметь выявлять возникающие при этом проблемы и знать, как преодолевать их.
Таким образом, первая и наиболее важная из существующих в настоящее время проблем - это проблема профессионального качества работников, занятых практическим менеджментом и коммерцией.
Профессиональное качество работников формируется как результат действия многих факторов, и первый из них - это система подготовки кадров.
Для того, чтобы результат подготовки был требуемого качества, необходимы качественные компоненты результата.
Во-первых, необходимо последовательно повышать качество исходного материала, то есть - качество предшествующей подготовки поступающих в ВУЗ на обучение.
Например, анализ приема студентов по многим вузам на направление «Менеджмент» показывает, что конкурс по этому направлению в среднем ниже, чем по направлению «Экономика».
Состав студентов по направлению менеджмент формируется, как бы, по остаточному принципу. Все, кто не дотягивал до школьных высот, позволяющих поступать на обучение в вуз по направлению «Экономика», приходят на «Менеджмент». Нередко мы сталкиваемся не только с менее высоким уровнем школьных знаний, но и с менее ответственным отношением к обучению в вузе.
ВУЗ, ставя задачу подготовки будущих руководителей, обладающих необходимыми по уровню качества компетенциями и сталкиваясь
при этом с невысоким уровнем школьной подготовки, и с невысоким уровнем дисциплины и ответственности обучаемых, вынужден искать новаторские пути её решения. По сути, ВУЗ должен из некачественного сырья подготовить качественный продукт.
Как сделать так, чтобы на выходе из ВУЗа получался качественный продукт - выпускник, способный самостоятельно решать многообразные управленческие задачи.
С этой целью ВУЗ должен вооружить своих студентов не только знаниями об общих закономерностях управленческой деятельности, но и сформировать у них целевую установку на понимание важности для менеджера знаний о свойствах и особенностях объектов управления в тех или иных хозяйственных системах и условиях.
Без решения этой задачи качество выпускников снижается, а сами они будут неполноценными управленцами.
Если далее такие «менеджеры» попадают в народное хозяйство - на предприятия и в организации различных масштабов и форм собственности, то, вряд ли, народное хозяйство с их приходом получит дополнительный импульс к развитию и процветанию.
Основным содержанием управленческой работы как в сфере менеджмента, так и в сфере коммерции, является практически непрерывный процесс принятия управленческих решений на всех, без исключения, уровнях управления.
Принятие качественных управленческих решений - это вторая проблема в современной практике менеджмента и коммерции.
Как показывает анализ хозяйствования российских предприятий, их менеджеры зачастую не умеют своевременно принимать правильные решения, что приводит к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству.
Эта, вторая, проблема органически связана с первой - с качеством выпускников, покидающих вуз.
Существуют и другие проблемы, которые также берут свое начало в вузе. Среди этих проблем следует назвать следующие.
Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы делегировать подчиненным.
Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессионалов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы должны были бы руководить.
Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что
независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.
Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре -корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя. Нужны правила корпоративного культуры. Такие правила нужны и для вузов.
Нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства. Такие специалисты должны быть способны предугадать и предупредить по определенным данным приближение кризиса, а если таковой наступил, то с наименьшими потерями вывести предприятие из него. У нас в народном хозяйстве вроде бы есть подобные специалисты. Но они в своем большинстве, как говорят, «заточены» на решение других задач, в основном задач собственного благополучия.
Следующая проблема - неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инноваций. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск-менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, боятся инноваций, так как, по их мнению, это несет в себе угрозу для их существования в качестве руководителей.
Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. Большинство российских предприятий страдает от недостатка специализированных компьютерных программ. И это не позволяет построить эффективную систему информационного менеджмента. Многие руководители смотрят на возможность формирования системы информационного менеджмента на предприятии как на дополнительную головную боль.
Сложной проблемой является система управления знаниями, то есть система разработки и внедрения процессов накопления знаний, их кодификации, представления в доступной форме, использования имеющихся открытых и скрытых знаний, а также внедрение процессов создания новых знаний.
По-прежнему, проблемой является игнорирование роли менеджмента качества. Нередко хозяйственные руководители недооценивают необходимость и роль управления качеством с позиции производителя и с позиции потребителя.
Проблемой для многих руководителей сегодня является умение применять на практике современные методы и приемы менеджмента. Лишь немногие российские руководители владеют такими методами и приемами менеджмента, как метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений, модерации, то есть подхода, предполагающего свободу мнения, используемого для формирования навыков проведения рабочего совещания, семинара, деловой встречи, методами ролевых игр, презентаций и иными методами.
Говоря о коммерции, необходимо отметить отсутствие у определенной части работников этой сферы эффективных навыков по реализации товарной продукции. Проблемой остается умение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.
Названные выше проблемы - это, в основном, внутренние проблемы коммерческих организаций и управления ими. Но существуют и иные проблемы - проблемы внешней среды, в которой осуществляется коммерческая и управленческая деятельность, а также проблемы инфраструктуры, то есть той среды, которая обеспечивает возможность ведения коммерческой и управленческой деятельности.
Чем сегодня характеризуется внешняя среда?
С одной стороны - это процессы интеграции в мировую экономику.
С другой стороны - это всё ещё низкий уровень конкуретоспособ-ности российской экономики в целом. Например, затраты на производство аналогичных товаров у нас и, к примеру, в США соотносятся как 4 к 1.
Надо подчеркнуть, что уровень зарплаты в нашей стране за последние 12 лет вырос в долларовом эквиваленте примерно в 6-8 раз. Это, конечно, позволяет населению всё в больших объемах покупать импортные товары. В этих условиях повышение зарплаты означает финансирование зарубежных товаропроизводителей. Отечественной же продукции просто нет.
Если обобщить сказанное выше, то можно сделать вывод о необходимости разработки современной систематизированной теории российского хозяйствования и управления.
Теория российского хозяйствования и управления, на наш взгляд, должна содержать принципы выбора целей хозяйствования, положения и закономерности, касающиеся процессов хозяйствования, методов управления ими.
Выбор целей хозяйственной деятельности, особенно долгосрочной, в России является центральной задачей, от правильного решения которой зависит судьба нашей Родины.
Мы имеем опыт навязывания нам псевдоцелей. Это и «звездные войны», и поворот сибирских рек, и многое другое.
Поэтому, нужны обоснованные стратегические планы развития народного хозяйства, в которых не было бы места виртуальным компонентам, не отражающим и не создающим реальную экономическую мощь России и благополучие её населения.
Вряд ли кто-то сможет отрицать, что и в менеджменте, и в коммерции сегодня существует множество проблем, которые создают нам всем неудобства, поскольку все мы живем и действуем в пространстве, образуемым процессами управления и обмена товарами, то есть важнейшими процессами, формирующими среду нашего обитания.
В свою очередь, среда обитания нередко инициирует появление новых проблем в названных выше, сопряженных по своей сути, сферах жизнедеятельности людей.
Нет нужды доказывать органическое родство между сферой коммерции и менеджмента.
Каждый из нас с легкостью может сделать это самостоятельно, как только проанализирует содержание своей каждодневной деятельности: каждый из нас ежедневно выступает в роли участника товарообменных процессов.
Каждый из нас ежедневно участвует в различных процессах управления или в качестве субъекта управления, или в качестве объекта управления, будь то дома или на работе.
Сказанным определяется очевидное родство проблем менеджмента и коммерции - природа их происхождения.
Центральными проблемами в этих обеих сферах являются проблемы целеполагания, постановки и выбора обоснованных целей, организации процессов по достижению намеченных целей, подготовки кадров, способных решать указанные выше задачи.
Последняя из названных задач является определяющей. Поскольку именно кадры, в итоге, призваны решать все возникающие проблемы.
Исходным моментом в деятельности любого экономического субъекта является определение совокупности задач, для решения которых он предназначен или, по-другому, решать которые он принципиально способен.
Этот этап деятельности определяется как целеполагание, результатом которого является формирование набора целей, ориентирующих деятельность экономического субъекта и отвечающих его интересам.
Очевидным здесь является тот момент, что содержание набора целей деятельности экономического субъекта, например организации, будет предопределять её текущее существование и перспективы развития.
Таким образом, в качестве одной из проблем можно назвать обоснованное формирование набора целей для хозяйствующего субъекта.
Другой, не менее значимой проблемой, является выбор цели, предпочтительной для достижения на определенном этапе и определенных условиях.
Следующая проблема состоит в организации процессов достижения выбранных целей. Понятно, что успех субъекта хозяйствования напрямую зависит от решения каждой из обозначенных проблем. Но само решение проблем зависит от тех людей, которые будут участвовать в этих решениях.
Таким образом, ключевую роль в решении проблем, возникающих в коммерции и в управлении, как и в других сферах деятельности, призваны играть кадры, обладающие необходимыми знаниями и умениями.
Отсюда вытекают задачи в профессиональной подготовке и переподготовке кадров управленцев и организаторов для хозяйственных структур.
Какие же факторы необходимо учитывать при решении проблемных вопросов в хозяйственной и образовательной деятельности, связанных с использованием и подготовкой кадров.
Во-первых, факторы, определяющие результат целеполагания.
Среди такого рода факторов, оказывающих влияние на ситуацию в коммерции, можно назвать изменение внешних и внутренних условий её осуществления.
Эти два фактора в текущих условиях оказались взаимосвязанными. Внешний фактор - это те экономические санкции, которые применяют к России некоторые зарубежные страны. Внутренний фактор - это внутренняя реакция российских экономических субъектов на внешнее воздействие.
Готовя кадры специалистов, высшая школа в лице работающих в ней преподавателей, должна вооружать своих выпускников знаниями и навыками, позволяющими правильно оценивать ситуацию, её возможные последствия, разрабатывать и принимать взвешенные управленческие решения, использовать методы, направленные на минимизацию возможных рисков и потерь.
Воспрепятствовать возникновению внешних факторов, приводящих к появлению проблем в тех или иных сферах хозяйственной деятельности в современном многообразном мире достаточно сложно. Если не сказать -невозможно.
Однако, если сформирован определенный подход к ослаблению влияния этих факторов, то этот подход можно считать важным инструментом преодоления проблем и их последствий.
Для пояснения сказанного, в качестве примера, приведу философию поведения, известную как «мягкий путь». Суть этой философии состоит в том, что не следует прямо противодействовать внешней силе, а следует ей противодействовать путем использования её же ресурсов в собственных интересах.
На наш взгляд, мы сегодня наблюдаем картину, иллюстрирующую именно такой подход в отношениях России с её «заклятыми» друзьями. И главным проводником этой философии является наш президент, поскольку на протяжении уже длительного времени он придерживается именно этой философии.
В условиях, когда мощь России в силу известных причин была серьёзно ослаблена, другой подход вряд ли был бы возможным.
Высшая школа должна научить не только правильно формировать круг целесообразных для решения задач, но и обоснованно выбирать из этого круга приоритетные задачи.
Выпускники высшей школы должны понимать, что объективно существующая задача обеспечения людей необходимыми для их жизни благами требует производства этих благ, что, в свою очередь, требует наличия и запасов, так называемых, факторов производства в виде материальных, людских и иных ресурсов.
При этом необходимо подчеркнуть основополагающую роль материальных ресурсов, поскольку все иные ресурсы, участвующие в процессах создания жизненных благ, являются производными результатами от использования материальных ресурсов.
Следует иметь в виду, что Россия даже в её усеченном варианте обладает наибольшим в мире потенциалом материальных, а следовательно, и всех иных ресурсов, необходимых для обеспечения жизнедеятельности людей, поскольку потенциал ресурсов прямо пропорционален площади территории государства.
Площадь территории государства выступает как первичный фактор его благополучия. В этой связи, у других государств может возникнуть соблазн отторгнуть часть этого потенциала. И это ставит задачу по его защите.
Необходимо также учитывать, что в мире активно идут процессы перераспределения экономической мощи между государствами.
По мнению Всемирного банка уже в 2014 году США могут уступить статус крупнейшей экономики мира Китаю.
Подвижки в мировой экономике будут, так или иначе, отражаться на процессах хозяйствования в России, порождая новые или усугубляя известные проблемы в этих процессах.
Несколько слов следует сказать ещё об одном факторе, способном повлиять на состояние дел в коммерции и управлении, а также в подготовке соответствующих кадров.
Многие исследователи указывают на признаки формирования, так называемой, пострыночной экономики.
В качестве исходного аргумента приводят аргумент об историчности рыночной экономики. То есть, если существует начало рыночной экономики, то неизбежен и её конец.
В качестве реально выявленных признаков формирования пострыночной экономики приводятся следующие.
По мере уменьшения естественных запасов материальных ресурсов, в первую очередь, энергоносителей, объективно будет усиливаться регулирующая роль нерыночных факторов: государства, общества и т.п.
Следует упомянуть также такие важные аргументы, как развитие нерыночных стимулов деятельности, в виде кооперации и сотрудничества, а не только конкуренции; как общественных механизмов повышения результативности труда и предпринимательства; выделение творческого труда, свободного времени, новых форм социальных отношений.
Не менее интересны тенденции в оценке социально-экономической эффективности, выдвигающей критерием благосостояния свободное гармоничное развитие личности, а не только денежный доход в качестве результата развития.
Изменение структуры и условий хозяйственной деятельности ведет к изменению структуры и условий коммерческой деятельности, принципов и методов её организации и управления.
В этих новых условиях требуется адекватная коррекция содержания и методов обучения будущих специалистов и руководящих кадров.
При этом важно научить их умению организовывать коммерческую и управленческую деятельность.
Умение организовывать эффективную деятельность является наиважнейшей проблемой современного хозяйствования и управления.
Наблюдаемые тенденции дают основания высказывать предположение о том, что поколение, которому придется жить и трудится в грядущие годы, должно обладать знаниями, адекватными не только текущим, но и возможным будущим процессам и формам организации хозяйственной деятельности.
Список литературы
1. Бабанов В.Н., Воронкина Д.В. Управление переменными факторами производства. М.: МАП, 2006. 196 с.
2. Резервы повышения конкурентоспособности холдинговой системы торговых предприятий: отчет о НИР: Тема №: 6.5965.2011/ рук. В.Н. Бабанов. - М.: РГТЭУ, 2012. - 192 с.
Бабанов Владимир Николаевич, д-р экон. наук, профессор, зав.кафедрой, 8-(910) 946-06-49, [email protected], Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ им. Г.В. Плеханова
INTERNAL AND INFRASTRUCTURAL PROBLEMS OF MANAGEMENT
AND COMMERCE
V.N. Babanov
Reviewed internal and infrastructural problems of management and Commerce, showing their connection with the preparation ofprofessional personnel.
Keywords: problems of management and Commerce, professional training.
Babanov Vladimir Nikolaevich, doctor of economy science, professor, head of department, 8-(910) 946-06-49, [email protected], Russia, Tula, Tula branch REU them. G.V. Plekhanov