Научная статья на тему 'Современные проблемы менеджмента и коммерции в России'

Современные проблемы менеджмента и коммерции в России Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
2222
229
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
МЕНЕДЖМЕНТ / КОММЕРЦИЯ / ПРОБЛЕМЫ / MANAGEMENT / COMMERCE / PROBLEMS

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Бабанов Владимир Николаевич

Рассматриваются причинно-следственные проблемы менеджмента и коммерции в России.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

MODERN PROBLEMS OF MANAGEMENT AND COMMERCE IN RUSSIA

Examines the causal problems of management and Commerce in Russia

Текст научной работы на тему «Современные проблемы менеджмента и коммерции в России»

5. Романова Л.Е., Моторин В.В., Портянский П.Э. Определение стратегии конкуренции на основе нечеткой модели с использованием весовых коэффициентов // Современные проблемы математики, механики, информатики: Науч. тр. Всерос. науч. конф. Тула: ТулГУ, 2000.С.121-126.

6. Романова Л.Е., Портянский П.Э. Оптимизация товарного ассортимента // Экономика. Управление. Финансы. Сб. науч. тр. Тула,2000.С. 222-226.

Романова Людмила Ефимовна, д-р экон. наук, проф., проф. кафедры ФиМ, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет,

Коршунова Дарья Михайловна, студентка, [email protected], Россия, Тула, Тульский государственный университет

SYSTEMATIC BASES THE OPTIMIZATION OF THE COMMODITY ASSORTMENT

L.E. Romanov, D.M Rorshunova

The possibilities of the optimization of the commodity assortment of industrial enterprise are determined taking into account the factors of external and internal order on the basis of the introduction of illegible limitations. The authors are proposed to use the systematic approach, which is rested on the decomposition of illegible many limitations to the potential set.

The keywords: commodity assortment, demand, production capacity, limitation, levels, belonging.

Romanova Ludmila Efimovna, Dr. of econ. Sciences, Prof., Prof. department FiM, [email protected], Russia, Tula, Tula state university,

Korshunova Darya Mikhaylovа, student, tula007@mail. ru,Russia, Tula, Tula state university

УДК 65.01

СОВРЕМЕННЫЕ ПРОБЛЕМЫ МЕНЕДЖМЕНТА И КОММЕРЦИИ В РОССИИ

В.Н. Бабанов

Рассматриваются причинно-следственные проблемы менеджмента и коммерции в России.

Ключевые слова: менеджмент, коммерция, проблемы.

Современные проблемы менеджмента и коммерции в России берут своё начало в системе подготовки работников для этих сфер деятельности.

О проблемах, связанных с подготовкой кадров менеджеров и коммерсантов, мы можем судить не понаслышке, а опираясь на собственный опыт и опыт преподавателей кафедры коммерции и менеджмента Тульского филиала РГТЭУ.

На наш взгляд, для того, чтобы результат подготовки был качественным, необходимо выполнение, по крайней мере, двух условий.

Первое - качество исходного материала, то есть качество школьной подготовки поступающих на обучение. В частности, по направлению «Менеджмент» это качество практически всегда оказывается ниже, чем по направлению «Экономика».

Анализ итогов приема студентов по многим вузам на направление «Менеджмент» показывает, что конкурс по этому направлению в среднем на тридцать процентов ниже, чем по направлению «Экономика».

Состав студентов по направлению «Менеджмент» формируется, как бы, по остаточному принципу. На «Менеджмент» приходят те, кто не дотянул до высот школьных знаний, позволяющих поступать на обучение в вуз по направлению «Экономика». При этом мы сталкиваемся не только с менее высоким уровнем школьных знаний, но и с менее ответственным отношением к обучению в вузе.

Кафедра, ставя задачу подготовки будущих руководителей, обладающих необходимыми по уровню качества компетенциями, и сталкиваясь при этом с невысоким уровнем школьной подготовки, а также - с невысокими уровнями дисциплины и ответственности обучаемых, вынуждена творчески искать подходы к её решению. По сути, мы должны из некачественного сырья подготовить качественный продукт.

Перед нами стоит вопрос, как сделать так, чтобы на выходе из вуза получался качественный продукт - выпускник, способный самостоятельно решать многообразные управленческие задачи.

С этой целью мы стремимся вооружить наших студентов не только знаниями об общих закономерностях управленческой деятельности, но и нацеливаем их на важность для менеджера знаний о свойствах и особенностях объектов управления в тех или иных хозяйственных системах.

Без решения этой задачи качество выпускников снижается, а сами они будут неполноценными управленцами.

Если далее такие «менеджеры» попадают в народное хозяйство - на предприятия и в организации различных масштабов и форм собственности, то, вряд ли, народное хозяйство с их приходом получит дополнительный импульс к развитию и процветанию.

При подготовке менеджеров мы делаем акцент на основных результатообразующих элементах управленческой деятельности.

Основным содержанием управленческой работы является практически непрерывный процесс принятия управленческих решений на всех, без исключения, уровнях управления.

Принятие качественных управленческих решений - это вторая проблема в современном менеджменте.

Как показывает анализ хозяйствования российских предприятий, их менеджеры не умеют своевременно принимать правильные решения, что при-

водит к печальным последствиям: потере прибыли, клиентов, банкротству.

Эта, вторая, проблема органически связана с первой - с качеством выпускников, покидающих вуз.

Существуют и другие проблемы, которые также требуют своего решения при обучении в вузе.

Среди этих проблем следует назвать следующие.

Неумение менеджеров делегировать полномочия. В силу своего менталитета российский руководитель часто предпочитает делать все сам, загружая себя теми делами и обязанностями, которые можно было бы делегировать подчиненным.

Низкий профессионализм. Нет достаточного числа ни профессиона-лов-менеджеров, ни профессионалов-специалистов, которыми менеджеры-профессионалы могли бы руководить, решая важные хозяйственные задачи.

Неумение прибегать к услугам независимых консультантов и консультационных фирм. Можно говорить не только о неумении, но и о страхе перед такими специалистами. У менеджеров есть опасения, что независимые консультанты выведают коммерческую тайну и продадут ее конкурентам.

Отсутствие достаточного внимания корпоративной культуре - корпоративной культуры российского предпринимателя и производителя. Нужны правила корпоративного культуры. Такие правила нужны и для вузов для того, чтобы формировать профессиональные компетенции у будущих менеджеров на практических примерах.

Ощущается нехватка специалистов по антикризисному управлению и проведению банкротства. Такие специалисты должны быть способны предугадать и предупредить по определенным данным приближение кризиса, а если таковой наступил, то с наименьшими потерями вывести предприятие из него. У нас в народном хозяйстве вроде бы есть подобные специалисты. Но они в своем большинстве, как говорят, «заточены» на решение других задач.

Следующая проблема - неумение пользоваться приемами риск-менеджмента, боязнь инновации. Многие российские менеджеры не умеют правильно использовать методы и приемы риск-менеджмента, в том числе определять риск качественно и количественно, боятся инноваций, так как, по их мнению, это несет в себе угрозу для их существования в качестве руководителей.

Недостаточное внедрение в управленческий процесс элементов информационного менеджмента. Многие из российских предприятий страдают как от недостатка компьютерной и офисной техники, так не умения её эффективно использовать, страдают от отсутствия специализированных компьютерных программ. А это не позволяет построить эффективную систему информационного менеджмента. Кроме того, некоторые руководители смотрят на формирование системы информационного менеджмента на предприятии как на дополнительное бремя.

Следующей, более сложной проблемой в информационном менеджменте является система управления знаниями - разработка и внедрение процессов накопления, кодификации, представления в доступной форме и использования имеющихся открытых и скрытых знаний, а также внедрение процессов создания новых знаний.

Сегодня мы сталкиваемся с непониманием возрастания роли менеджмента качества на предприятии. Многие руководители недооценивают роль менеджмента качества, не учитывают существования и необходимости использования двух разных подходов: управление качеством с позиции производителя и управление качеством с позиции потребителя.

Мы сталкиваемся также с неумением руководителей применять на практике современные методы и приемы менеджмента. К сожалению, очень немногие российские руководители владеют такими методами и приемами менеджмента, как метод мозгового штурма, используемый при выработке управленческих решений; модерации - подхода, предполагающего свободу мнений при подготовке и проведении рабочего совещания.

Говоря о практическом применении менеджмента, например, в коммерции, необходимо отметить отсутствие у менеджеров разного уровня иерархии навыков по реализации товаров. В частности, многие руководители не владеют современными инструментами маркетинга.

К сказанному следует добавить неумение эффективно управлять финансовыми ресурсами компании, использовать на практике современные методы мотивации.

Если обобщить сказанное выше, то можно сделать вывод о необходимости разработки современной систематизированной теории российского хозяйствования и управления.

Эта задача становится особенно актуальной в условиях начавшегося членства России в ВТО.

Теория российского хозяйствования и управления, на наш взгляд, должна содержать принципы выбора целей хозяйствования, положения и закономерности, касающиеся процессов хозяйствования, методов управления ими.

Выбор целей хозяйственной деятельности, особенно долгосрочной, в России является центральной задачей, от правильного решения которой зависит судьба нашей Родины.

Мы имеем опыт навязывания нам псевдоцелей. Это и «звездные войны», и поворот сибирских рек, и многое другое.

Поэтому, нужны обоснованные стратегические планы развития народного хозяйства, в которых не было бы места виртуальным компонентам, не отражающим и не создающим реальную экономическую мощь России и благополучие её населения.

Существует ещё одна, общая для менеджмента и коммерции проблема - проблема измерения и интерпретации результатов.

О том, что эта проблема существует и является актуальной нам стало понятным из двух источников.

Первый источник - это НИР, посвященная конкурентоспособности торговых предприятий, которая выполнялась рядом учёных Тульского филиала РГТЭУ в 2012 году; и второй источник - это мнение об измерении и интерпретации результатов в экономике, принадлежащее известному экономисту Джону Гэлбрейту и высказанное им в одной из его последних работ, опубликованной сравнительно недавно, в 2004 году.

Сначала о том, с какой проблемой столкнулись мы - группа учёных, а именно: проф. Бабанов В.Н., проф. Архипов И.К., доцент Воронкина Д.В., участвовавших в выполнении НИР и ставивших перед собой среди прочих задачу измерения конкурентоспособности.

После обсуждения различных вариантов мы остановились на использовании при оценке конкурентоспособности показателя полезности результатов.

Логика подхода состояла в следующем.

Производство создает некое благо с некой полезностью, затем торговля усиливает эту полезность, перемещая благо в пространстве и во времени и открывая возможность его приобретения, и, наконец, суммарная полезность поступает в распоряжение покупателя.

Схематично это процесс выглядит следующим образом:

ПОСТАВЩИКИ ТОРГОВОЕ ПОКУПАТЕЛИ

ТОВАРА ПРЕДПРИЯТИЕ ТОВАРА

ПРОИЗВЕДЕННАЯ ДОБАВЛЕННАЯ ПОЛЕЗНОСТЬ,

ПОЛЕЗНОСТЬ ^ ПОЛЕЗНОСТЬ > ПРИОБРЕТЕННАЯ

А1 А2 ПОКУПАТЕЛЕМ АЗ

Как видно из схемы, полезность, приобретаемая покупателем - А3, равна сумме полезностей: полезности, произведенной в сфере производства, которой обладал товар в момент поступления к продавцу - А1, и полезности А2, добавленной к полезности А1 продавцом товара - торговым предприятием:

А3 = А1 + А2 (1)

Покупатель получает благо, полезность которого существует в покупке в форме запаса. Далее, в процессе потребления блага этот запас полезности трансформируется в поток полезности, распределенный во времени, в течение которого благо используется его владельцем.

Запас полезности можно назвать потенциальной характеристикой блага, а поток - его созидательной характеристикой, отражающей степень реального удовлетворения конкретной потребности в течение определенного временного интервала.

Нами подмечено, что запас полезности и поток полезности ведут себя так же, как энергия и полезная работа, которую некая производительная система может выполнить. Этот вывод, на наш взгляд, можно рассматривать как дополнительный аргумент в пользу концепции энергетической оценки производительной способности ресурсов, изложенной в ряде научных трудов.

Проблема, с которой мы столкнулись, выполняя НИР, состояла в измерении полезности. Считается, что абсолютную величину полезности измерить невозможно. Среди исполнителей НИР существует иное обоснованное мнение на этот счет. Однако, учитывая, что этот вопрос чрезвычайно трудоемкий и лежащий за пределами поставленного перед исполнителями НИР задания, мы нашли компромиссный вариант.

Полагая, что в каждой из сфер, показанных на схеме, создается не только полезностный, но и соответствующий финансовый результат, величина которого пропорциональна величине абсолютной полезности. Поэтому, мы решили, что можем, не делая специальных измерений абсолютных значений полезности, использовать для практических целей её денежный эквивалент.

Опираясь на этот вывод, аспирант Фролов С.М. как соисполнитель НИР разработал методику оценки полезности товара по финансовому результату, получаемому покупателем от пользования товаром.

Согласно этой методике решение покупателя о приобретении товара оправдано, если выполняется условие:

!+£ > 1, (2)

1 + 8

где 8 - изменение величины цены приобретаемого товара в долях от цены аналога, р - изменение величины интегрального индекса привлекательности товара.

Проблема измерения и интерпретации результатов в экономике весьма актуальна. Для подтверждения этого вывода я воспользуюсь мнением известного экономиста Джона Гэлбрейта.

Джон Гэлбрейт в своей последней книге «Экономика невинного обмана», назвал принцип независимости потребителя, учитываемый современной экономической теорией в качестве господствующего экономического фактора, искусственной конструкцией, искажающей действительность и делающей невозможным достоверное обоснование и прогнозирование хода экономических процессов и приводящей, в итоге, к обману, названным Гэлбрейтом «невинным», и самообману.

Дело в том, что экономическая власть в обществе действительно принадлежит потребителю. Но насколько он независим в своем поведении.

По словам Гэлбрейта, покупатель в эпоху рекламы и современных технологий продвижения товара вовлечен в крупномасштабный и хорошо финансируемый процесс управления общественным мнением. В итоге,

возникает обман, иллюзия, искажение действительности.

Покупатели утрачивают свободу выбора, они становятся объектом сильных, щедро оплачиваемых профессиональных мер воздействия, которые являются составной частью управления рынком.

Воздействие на покупателя становится обычной и характерной статьей бизнес-затрат. Для достижения цели нанимают самых выдающихся и высокооплачиваемых музыкантов, актеров, художников, писателей, которые посвящают себя формированию нужной их нанимателям реакции рынка.

В этих условиях экономическая наука, какой ее преподают и в которую верят как в носителя этически чистых общественных отношений, значительно отстает от реальности. И в таком виде становится малопригодной для практического применения.

Вера в рыночную экономику, в которой покупатель независим, является одной из наиболее распространенных форм заблуждения. Никто и ничего не сможет продать, если не будет управлять потребительским спросом и контролировать его. Власть фактически сосредотачивается у производителя.

Растворяется в прошлом понятие «эффективный собственник». На смену ему пришел термин «корпоративная бюрократия», «корпоративный менеджмент».

Возникла ситуация, которая по своей несправедливости по отношению к тем, чьими руками создается национальный продукт, значительно превосходит несправедливость, существовавшую в советские времена. За что боролись, на то и напоролись.

Отличительной чертой сегодняшней формы управления является практика выплаты щедрого вознаграждения менеджменту. Узаконенное самообогащение - вот общая характеристика современного менеджмента. И это не удивительно, так как размер своего вознаграждения менеджеры определяют сами.

Вознаграждение менеджеров сегодня определяют не акционеры, хотя их и приглашают на ежегодные собрания. Тем самым создается впечатление, что власть принадлежит собственникам. Но в реальности это не так. Не так это и в государственном секторе экономики. И это воспринимается всеми, как должное.

В экономической теории и практике повсеместно игнорируется следующий факт: будущие экономические достижения, переход от хороших времен к рецессии либо к депрессии и наоборот предсказать невозможно. Любой прогноз с момента своего появления вступает в единоборство с различными комбинациями, складывающимися из действий государства, корпоративной и частной деятельности и действия других непредвиденных факторов.

Сюда же можно добавить непредсказуемые технологические и прочие инновации, реакцию потребителей и инвесторов, различные воздействия экспорта, импорта, движения капиталов и реакции на эти процессы со

стороны корпораций, общества и государства. В подобных условиях достоверную величину невозможно получить из суммы неизвестных величин.

Это - истина. Но истина и то, что разрабатывается неимоверное число прогнозов. Практическая ценность которых, как экономических инструментов, равна нулю. При этом затраты на их разработку значительно превосходят нулевые значения.

В своей книге Гэлбрейт приводит актуальный и поучительный для нас пример.

В США долгое время технические нововведения - действительные, спрогнозированные, надуманные или воображаемые - концентрировались в той части Калифорнии, которая известна во всем мире как Силиконовая долина.

Выдавались радужные прогнозы о перспективах развития фирм Силиконовой долины. Этим прогнозам все верили. Из изобретательно выращиваемых и заботливо подпитываемых ожиданий извлекалась колоссальная финансовая выгода. Прогнозы весьма неплохо оплачивались. А когда не слишком успешное и довольно рискованное предприятие сталкивается с падением своих показателей, то причинами, как правило, называют действие неких рыночных сил, отсутствие законодательных ограничений и т.д. Поскольку главная цель уже была достигнута - предприятие было создано, то истинных причин никто не ищет. Поскольку они играют второстепенную роль.

Тиражирование устроенной по такому принципу Силиконовой долины может оказаться опасным занятием для подражателей. Кластеры должны строится по другому принципу - принципу концентрации процессов генерирования инновационных идей на относительно небольшом географическом пространстве, дающем возможность творческих контактов потенциальных носителей идей.

Думается, что и нашему, российскому научному сообществу следует чаще и гласно обмениваться видением научных и практических проблем экономики.

Список литературы

1. Архипов И.К., Бабанов В.Н., Воронкина Д.В., Фролов С.М. Полезность и конкурентоспособность результатов хозяйственной деятельности // Известия Тульского государственного университета. Экономические и юридические науки. 2013. № 1 - 1. С. 237-245.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

2. Бабанов В.Н., Воронкина Д.В., Фролов С.М. Производительный потенциал сферы обращения. Тула, ПЦ ВУЗ, 2011.- 146 с.

3. Гэлбрейт Д.К. Экономика невинного обмана. М.: Европа, 2012. 88 с.

Бабанов Владимир Николаевич, док. экон. наук, профессор, зав. кафедрой, ba-banov45@yandex. ru , Россия, Тула, Тульский филиал РЭУ имени Г.В.Плеханова

MODERN PROBLEMS OF MANAGEMENT AND COMMERCE IN RUSSIA

V.N. Babanov

Ехатте8 the causalproblems of management and Commerce in Russia

Keywords: management, Commerce, problems

BabanovVladimir Nikolaevich, doctor of economy science, professor, head of department, [email protected], Russia, Tula, Tula branch RG Plekhanov

УДК 65.01

РАЗВИТИЕ УПРАВЛЕНЧЕСКИХ НАВЫКОВ В ПРОЦЕССЕ ИЗУЧЕНИЯ АНАЛИТИЧЕСКИХ ДИСЦИПЛИН

Д.В. Воронкина, И.Г. Кондратова

Подчеркивается роль и значение анализа в деятельности современной организации. Показано, что в процессе преподавания аналитических дисциплин необходимо способствовать формированию аналитического мышления будущих руководителей.

Ключевые слова: управленческий анализ, бизнес-аналитик, информационные технологии, аналитическая работа.

Принятие решений в сфере управления хозяйствующим субъектом в современных условиях требует изменения взглядов на сущность и содержание основных функций управления, одной из которых является экономический анализ.

У каждого предприятия есть свои определенные цели, как правило, они связаны с увеличением прибыли, ростом объемов производства, минимизацией издержек обращения, обретением финансовой самостоятельности, повышением качества выпускаемой продукции.

Добиваясь реализации поставленных целей, менеджеры выполняют следующие функции: принятие решений, планирование, оперативное управление, контроль за выполнением намеченных мероприятий. Для реализации этих функций необходима информация, которая поступает из разных источников, включая службу маркетинга, финансовых аналитиков, специалистов по учету.

Нынешняя экономическая ситуация требует от специалистов разных уровней принятия самостоятельных решений по важнейшим вопросам управления предприятием. Вследствие этого резко возрастает ответственность руководства за результаты работы предприятия, увеличивается зна-

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.