В дополнении отметим, что в сопредельных государствах, например, в Казахстане, подделка документов и использование их с целью уклонения от исполнения обязанностей военной службы образуют совокупность преступлений. Так, рядовой Ж. на протяжении длительного времени для себя и других военнослужащих изготовлял подложные телеграммы о болезни или смерти родственников, на основании которых командование части предоставляло им отпуска с выездом к месту жительства родственников. Пять телеграмм Ж. подделал путем перевода на чистые бланки через копировальную бумагу оттиска штемпеля почтового отделения. Затем изготовил поддельную мастичную печать для телеграмм того же почтового отделения и поставил оттиски этой печати еще на 20 чистых бланков, которые затем заполнялись им или другими военнослужащими. На основании изготовленных Ж. фиктивных телеграмм краткосрочные отпуска предоставлялись ему самому два раза сроком на 23 дня, рядовому Л. два раза и одиннадцати военнослужащим по одному разу сроком от 10 до 23 дней. Военным судом рядовой был признан виновным в подделке документов и уклонении от несения обязанностей воинской службы путем подлога документов и приговорен по совокупности преступлений, предусмотренных ст. 177 УК РК и ст. 236 п. «а» УК РК, к трем годам лишения свободы (уклонение от воинской службы путем членовредительства или иным способом - ст.236 УК РК)90.
Таким образом, в зависимости от цели, которую преследует военнослужащий, используя фиктивный документ, образуются различные составы преступлений, а знание ее способствует правильной квалификации уклонения от воинской службы органами предварительного следствия и военными судами.
И.И. Иванова
к.и.н., доцент, профессор кафедры международных отношений ТИПП
ВНЕШНЯЯ ПОЛИТИКА И ДИПЛОМАТИЯ ЯПОНИИ
История отношений Японии с внешним миром (прежде всего с Китаем и Кореей) насчитывает более 2000 лет. Тем не менее началом современной истории внешних отношений можно считать 1868г., когда буржуазная революция в Японии привела к отстранению от власти военных правителей - сегунов и реставрации правления императоров. В январе 1868г. император Муцухито в указе «Об открытии международных отношений» осудил проводившуюся сегунами политику изоляционализма. В июле 1869г. уже было создано Министерство иностранных дел Японии (Гаймусё), основной задачей которого было не только развитие отношений с остальным миром, но и сопротивление Европе и Америке, стремившимся колонизировать Японию. С этой задачей Япония, в отличие от Китая, справилась.
Началом современного этапа внешней политики Японии является ее поражение во второй мировой войне, поставившей точку в агрессивном внешнеполитическом курсе Японии. С самого начала оккупации в 1945г. американские власти стремились сделать все, чтобы Япония не смогла больше стать опасным соперником США на международной
90 См.: Линд В.В., Прокурорский надзор за исполнением законов при рассмотрении уголовных дел военными судами!! http ://www .rucbr ,ru/bank4 /watch/2698311 .shtm.
политической и экономической арене. Этой задаче были подчинены такие средства, как демилитаризация и демократизация побежденной страны. Японию даже намеревались превратить в «азиатскую Швейцарию» - страну для туризма. В японскую конституцию была включена 9-ая статья, провозглашавшая отказ от войны как средства разрешения конфликтов.
Охлаждение в отношениях между США и СССР и угроза установления коммунистического режима в Китае вынудили руководство США пересмотреть свое отношение к Японии. Так началась трансформация побежденного противника в союзника, Япония уже рассматривалась как важный фактор американской «стратегии сдерживания»» -и США взяли на себя заботу об обороне Японии от внешней угрозы.
В 1951г. был подписан Сан-Францисский мирный договор и яионо-американский Договор безопасности. Мирный договор возвращал Японии ее суверенные права и прекращал оккупацию. А Договор безопасности определял принципы японо-американского военно-политического союза.
В июле 1954г. японский парламент принял законы об образовании Управления национальной обороны (УНО) и закон о создании сил самообороны, состоящих из армии, ВВС и ВМС.
В январе 1960г. был подписан новый вариант договора, позволявший укрепить самостоятельность страны и запрещавший использовать находящиеся в стране американские войска для подавления внутренних беспорядков. А в 1969г. с появлением «гуамской доктрины» Р. Никсона США уже потребовали расширения военных обязательств Японии на Южную Корею и Тайвань.91
В начале 80-х годов вследствие ввода советских войск в Афганистан произошло повышение роли Японии как опорного пункта американской стратегии «передового базирования» на Дальнем Востоке. Перед силами самообороны были поставлены три конкретные задачи: контроль морских коммуникаций на расстоянии до 1000 морских миль от берегов Японии, блокада проливов Японского моря и создание системы ПВО.92
В июне 1992г. парламент Японии принял Закон об участии японских сил обороны в международных акциях по поддержанию мира под эгидой ООН. закон по сути легализовал участие японских военных в операциях ООН по урегулированию конфликта в Камбодже и стал частью плана повышения роли Японии в мировой политике.
Изменения в мире, связанные с распадом СССР и исчезновением «советской угрозы», вызвали необходимость пересмотра основ японо-американского Договора безопасности, где основными направлениями двустороннего оборонного сотрудничества должно было стать поддержание стабильности в АТР. Причем в регионе японо-американские связи являются не только залогом безопасности и процветания самой Японии, но и поддерживают мир и стабильность региона и мира в целом. Среди основных задач, которые стоят перед двумя странами, например, в области обеспечения безопасности, можно назвать работу, предусмотренную документом «Основные направления японо-американского сотрудничества в области обороны», в котором изложены общие рамки и направления сотрудничества как в мирное время, так и в чрезвычайных ситуациях, а также координация этого сотрудничества.
91 Кадзухито Т. 50 лет японской дипломатии (1945-1995). - М.:, 1996. - САЗ.
92 Носов М.Г. Полвека японской внешней политики // Япония: полвека обновления. -
М., 1995. -С.498.
Основными целями внешнеполитического курса Японии является обеспечение национальной безопасности, укрепление позиций Японии на международной арене в целом, создание благоприятных условий в конкурентной борьбе с ведущими капиталистическими странами. Для достижения этих целей используется широкий арсенал политических, дипломатических,1 экономических, военных и идеологических средств и методов.
Официальная декларируемая цель японской внешней политики в целом состоит в реализации национальных интересов при условиях создания благоприятного международного окружения и построения надлежащих отношений со всеми странами. За этой общей целью стоит стремление к глобализации политики как отражению «соответствия роли и места Японии в мире ее вкладу в развитие международного сообщества». Одновременно в Токио разрабатываются концепции «поведенческой идентификации» с целью осуществления более независимого и значимого курса на международной арене. Суть нового подхода заключается в том, что Япония - ни восточная, на западная, а тихоокеанская держава.9"5
Во внешней политике Японии четко выделяют три важнейших направления:
- отношения с ведущими капиталистическими державами;
- с развивающимися странами;
- с Россией и КНР.
Каждое из этих направлений характеризуется своими особыми задачами, целями и методами их достижения.
Главной целью внешней политики Японии является обеспечение стабильности и процветания страны и богатой и мирной жизни ее граждан. В Японии глубоко осознали, что для достижения этой цели она должна предпринимать активные усилия для создания и поддержания стабильной глобальной системы.
Для обеспечения стабильности и процветания мирового сообщества крайне важным является содействие развивающимся странам. Япония в этом деле выполняет свою роль, предоставляя этим странам официальную помощь развитию (ОПР) в полную меру своей экономической и технологической мощи. Она удерживает первое место в мире среди стран-доноров, вьщеляя на ОПР последние несколько лет большие средства, при этом предпринимаются усилия для максимального повышения эффективности ОПР за счет ее качественного совершенствования.
Очень важно, чтобы развивающиеся и передовые развитые страны действовали совместно ради достижения целей, намеченных в «Новой стратегии развития» ОЭСР. а именно: снижения до 2015 года вдвое доли мирового населения, живущего за чертой бедности; снижения уровня младенческой смертности; распространения начального образования; принятия всеми государствами общей стратегии в области экологии и других целей.
В области обеспечения безопасности важную роль играет АРФ, Региональный форум АСЕАН. Он способствует укреплению отношений доверия в этом регионе. Япония также оказывает содействие тому, чтобы деятельность этого форума уверенно развивалась дальше.
Таким образом, в связи с падением старых порядков в мире и в АТР, Япония смогла прорваться на лидирующие позиции в мире и стать одним из формирующихся полюсов силы в этом регионе. Обретя статус экономической сверхдержавы, эта страна стоит перед важной
93 Ки станов В.О. АТР на пороге XXI века: к Тихоокеанскому сообществу «азиатским путем»? // проблемы Дальнего Востока. - 1998. - №3.
задачей достижения политической мощи. Причем, Япония заинтересована в сохранении японо-американских союзнических отношений, и для японского общественного мнения характерна убежденность в необходимости усиления Японии в АТР при сохранении здесь военного присутствия США. Но одним из важнейших приоритетов японского внешнеполитического ведомства в начале XXI века является все же усиление Японии в АТР, как наиболее перспективного региона в плане экономического и политического бума.
В.П. Коцило
аспирант кафедры политических процессов ТИПП
ЦВЕТОВОЕ ВОЗДЕЙСТВИЕ ПОЛИТИЧЕСКОГО СИМВОЛА НА СОЗНАНИЕ И ЧУВСТВА ЛЮДЕЙ
В разных культурах даже основные цвета наделяются разными смыслами, что значительно усложняет задачу столь желанной унификации цветового оформления конкретной рекламной продукции. При продвижении товара в различные регионы, особенно при разработке упаковок, этикеток приходиться находить компромиссные решения, адекватно воспринимаемые потребителями и приемлемые в максимально широком географическом пространстве. Оптимизация цветового пространства товара - одна из серьезных проблем «политического маркетинга». Особенно остро она встает перед отечественными политологами, если принять во внимание уникальное многообразие социо-демографических, психогеографических и культурных различий у населения России. Восприятие цвета связано не только с физиологическими возможностями человека, но и с его генетической памятью. Отсюда различные роли и функции цвета в разных культурах. Так, например, в Европе черный цвет — символ печали, траура, а в Японии, наоборот, радости (а символ траура белый)94.
Исследования восприятия древних греков показали, что мир Гомера - это царство света и тьмы, белого и черного, иногда он вводит красный и желтый, а вот синий и зеленый практически отсутствуют. Словарь обозначения цветов в древнегреческих источниках крайне скуден. Аристотель выделяет всего три-четыре цвета радуги. В христианской культуре цвет широко распространен, его символика приобретает даже символическое значение. В нашей культуре эстетическое восприятие во многом предопределено символикой цветовых решений, канонизированных в современной иконописи.
Вообще цвет в рекламе, под влиянием психологических, социальных и культурных факторов может, с одной стороны вызывать в массовом сознании мифологизированные эмоции и ассоциации, а с другой - создавать новые ощущения и мифы95.
Поэтому оптимальный выбор доминирующего цвета или сочетания цветов с учетом национально-этнических, исторических или религиозных особенностей, характерных для региона, в котором используется реклама, позволяет создавать рекламную продукцию усиленного воздействия. Вместе с тем существует мода на цвет, которую определяют новые тенденции. На Западе давно начали изучать воздействие цвета на потребителей. Ассоциация США (Color Association of US) занимается анализом и выработкой рекомендаций по
94 Работаем цветом // Реклама, 1999. №2. С.5.
95 Хромов Л.Н. Рекламная деятельность: искусство, теория, практика. М.: Петрозаводск, 1994. 140 с.