Страны и регионы Востока
Марина Букина
Современные тенденции в отношениях России и Японии
Современный мир переживает трансформацию, рубеж тысячелетия преобразил все сферы деятельности людей. Мировое сообщество по-новому смотрит на принципы взаимодействия на международной арене, требуются новые подходы к привычным отношениям между странами.
Опираясь на особенности своего исторического развития, специфику экономики, культуры, геополитического положения, Россия определила основные внешнеполитические принципы. Немалая роль во внешней политике нашей страны уделяется Азиатско-Тихоокеанскому региону (АТР) и дальневосточному соседу - Японии. От динамики развития отношений между Россией и Японией в огромной степени зависят ситуация в АТР и обеспечение национальной безопасности РФ.
С недавнего времени наблюдаются значительные подвижки по вопросу спорных территорий Южных Курил, происходят существенные изменения взглядов и российских, и японских политиков на этот вопрос. Проблема «северных территорий» наряду с усилиями по заключению мирного договора является основной темой в политическом взаимодействии сторон. И все же очевидно стремление обеих стран не связывать мирный договор со старыми размолвками и претензиями на четкое определение границ. Ни России, ни Японии не выгодно дистанцироваться друг от друга, а потому неопределенность границ скорее связывает страны, чем разъединяет.
С момента преобразования экономики России в рыночную стремительно развиваются экономические связи с Японией, заключаются договоры и соглашения. В данной области Россия часто выступает в роли стороны, нуждающейся в кредитах Японии, но целостные представления о сложившейся системе связей бизнеса в регионе позволяют оценивать торговое взаимодействие не столь однозначно. Японские предприниматели также заинтересованы в контактах с Россией, но плохое знакомство с рынками страны, опасения по поводу ненадежности деловых структур понижают эффективность экономических связей России и Японии.
Однако Япония связывает свои виды на решение проблемы пограничного размежевания с продолжением политики реформ в Российской Федерации, укреплением позиций нашей страны как конструктивного члена сообщества демократических государств, а не с нажимной линией в духе «неразделения политики и экономики», которая практиковалась в советские времена.
Россию же интересуют не только кредиты и товары, важно также познакомиться с японскими технологиями, опытом производства, передовыми формами менеджмента. Культурные связи, обмен специалистами и информационный обмен становятся новой, но неотъемлемой частью российско-японских отношений, и очень важно для нас укреплять этот аспект взаимодействия с Японией.
Важно значение связей, осуществляемых по направлениям мирового масштаба: отношения в рамках международных организаций, вопросы ядерного вооружения и
экологии, взаимодействия в рамках региона, как, например, позиции России и Японии в межкорейском диалоге, взгляды на проблему терроризма и ближневосточный конфликт. Двусторонние связи должны соответствовать требованиям, предъявляемым новыми реалиями мировой арены. Это должны быть прочные контакты, способные создавать и поддерживать основу мирового баланса.
Для России возрастает значение кооперации с Японией на международной арене с учетом и того, что речь идет о члене «большой восьмерки», одной из крупнейших экономических держав с растущим потенциалом политического влияния как в глобальном, так и в региональном аспектах.
Еще один важный канал российско-японских отношений - контакты по линии пограничных ведомств. Взаимодействие пограничных служб двух стран (СВА) помогает эффективнее решать такие актуальные для субрегиона Северо-Восточной Азии задачи, как борьба с контрабандой оружия и наркотиков, незаконной миграцией, браконьерским промыслом морской фауны. Наконец, сотрудничество в пограничной сфере — крупный дополнительный фактор укрепления доверия между Россией и Японией, поддержания стабильности и порядка в их сопредельных акваториях.
Допустимо говорить о том, что в нынешнем характере внешней политики Японии по существу заключен целый набор весомых предпосылок для кардинального обновления отношений между нею и Россией.
Насколько можно судить, в японском руководстве, в политических, научных и общественных кругах Японии все более выкристаллизовывается понимание того, что активизация отношений с Москвой отвечала бы долгосрочным национальным интересам страны1.
В публичных высказываниях официальных японских представителей в последние годы отчетливо доминирует тезис о том, что обеспечение безопасности и стабильности в мире, прежде всего в АТР, создание в регионе условий для углубления экономического сотрудничества между составляющими его странами во многом зависит от состояния отношений в четырехугольнике «Россия - Япония - США - Китай». Отмечается, что наиболее «отстающей» стороной этого четырехугольника являются как раз российско-японские отношения. Из этого делается вывод о необходимости существенного укрепления и расширения отношений с Россией.
Наиболее рельефно новый подход к отношениям с Россией был сформулирован в программном выступлении бывшего премьер-министра Японии Р. Хасимото по внешней политике 24 июля 1997 г. в «Обществе экономических единомышленников» («Кэйдзай доюкай»). Провозгласив доктрину «евразийской дипломатии», предполагающую активизацию японской политики в АТР с целью упрочения устоев мира, стабильности и сотрудничества в регионе, Р. Хасимото отмечал, что «ограничение уровня отношений между Японией и Россией, которые являются соседними странами, не является благоприятным для интересов обеих стран и всего АТР, и ... улучшение двусторонних отношений является одной из самых приоритетных задач, которые должны решить правительства обеих стран, находясь на пороге XXI века»2. В правительстве и в МИД Японии, насколько об этом свидетельствуют высказывания их представителей, исходят из того, что факторы углубления отношений с Россией носят долгосрочный стратегический и геополитический характер. Прежде всего отмечается, что с образованием новой России, осуществлением в нашей стране масштабных демократических и рыночных реформ, которые, как это признают в Токио, стали необратимыми, Япония и Россия, в отличие от «советско-японской» эпохи, более не находятся в состоянии конфронтации, а, напротив,
разделяют общую систему универсальных ценностей демократического общества. Подчеркивается, что интересам Японии отвечало бы дальнейшее движение России по пути реформ, и, соответственно, необходимо продолжать активное содействие с японской стороны осуществляемым российским руководством системным преобразованиям. Авторитетный японский дипломат и специалист по России, посол Японии в Москве М. Тамба отмечает «важность того, что Россия начала идти в принципиальном плане в том же направлении, что и мы, - к свободе, демократии и рыночной экономике». По его мнению, «поддержка такого движения России служит национальным интересам Японии» .
Разумеется, японская сторона отнюдь не забывает и о ключевой нерешенной политической проблеме отношений с Россией — проблеме заключения мирного договора, который предусматривал бы передачу Японии южной части Курильских островов (Итуруп, Кунашир и Малой Курильской гряды — Шикотана и Хабомаи). Однако Япония связывает свои виды на решение проблемы пограничного размежевания с продолжением политики реформ в Российской Федерации, укреплением позиций нашей страны как конструктивного члена сообщества демократических государств, а не с нажимной линией в духе «неразделения политики и экономики», которая практиковалась в советские времена.
Отношения с Россией теперь рассматриваются руководством Японии не в узком, двустороннем, плане, а с широких позиций стратегического баланса отношений между Россией, Японией, США и Китаем. Это свидетельствует о том, что развитие связей с Россией японская сторона считает одним из важнейших факторов обеспечения безопасности и стабильности в прилегающих к Японии районах, по существу, в одном ряду с японо-американскими и японо-китайскими отношениями. В этом бесспорная новизна подхода Японии к России на современном этапе. Именно с таких позиций М. Тамба указывает на «необходимость смотреть на японо-российские отношения... в контексте международного положения» и на «существование объективных обстоятельств, сближающих Японию и Россию»4.
Наличие такого «международного измерения» в японском подходе к России обусловило появление в отношениях между двумя странами новой и весьма перспективной сферы — сферы сотрудничества в решении глобальных и региональных вопросов, представляющих взаимный интерес.
Очевидно, что для любого из обозначенных выше приоритетных направлений внешней политики Японии (ООН, АТР, ядерное разоружение, Корейский полуостров, японо-американский союз и т.д.) взаимодействие или, как минимум, взаимопонимание с Россией имеют исключительно важное значение. Верно и другое - для России также возрастает значение кооперации с Японией в мировых делах с учетом того, что речь идет о члене «большой восьмерки», одной из крупнейших экономических держав с растущим потенциалом политического влияния как в глобальном, так и в региональном аспектах.
Конец 90-х гг. XX в. принес едва ли не самое крупное позитивное достижение в российско-японских отношениях последнего времени: было обеспечено действительно полнокровное развитие связей в такой важнейшей и требующей особого доверия сфере, как контакты по военной линии, на которые в советско-японскую эпоху было наложено строжайшее табу. Регулярными стали взаимные визиты руководителей военных ведомств (последним по времени было посещение Японии министром обороны России И. Сергеевым в ноябре 2000 г.). В 1998 г. в ходе пребывания в Москве начальника Управления обороны Японии X. Нороты был впервые в истории двусторонних отношений подписан меморандум об основах развития контактов между военными ведомствами двух стран. С 1997 г. введены в практику регулярные дружественные заходы в российские и японские порты кораблей
военно-морских сил двух стран, проводятся учения по отработке спасательных операций на море, предпринимаются первые шаги по налаживанию военно-технического сотрудничества (в России осуществлено обучение пилотов японских Сил самообороны управлению самолетом Су-27) и т. д.5
Но, пожалуй, самое важное заключается в том, что на уровне военного руководства двух стран осуществляется постоянный обмен мнениями об оценках военно-политической ситуации в АТР, обеспечивается необходимая транспарентность военной политики России и Японии для страны-партнера, снимается унаследованный от прошлого синдром взаимного недоверия. И для Токио, и для Москвы это имеет большое практическое и психологическое значение, поскольку Дальний Восток России и Япония находятся в районе, вызывающем немалую озабоченность с точки зрения военной безопасности. Рядом - Корейский полуостров, где еще не снято военное противостояние КНДР с Соединенными Штатами и Республикой Корея. Здесь же - сохраняющаяся подозрительность и подспудная военная напряженность между Китаем и США, прежде всего в связи с проблемой Тайваня. В этой обстановке растущий потенциал взаимопонимания и доверия между российскими и японскими военными, которые более не рассматривают друг друга как угрозу, вносит весомый вклад в оздоровление военно-политической обстановки в СВА и в АТР в целом, в обеспечение безопасности наших стран.
Еще один новый и важный канал российско-японских отношений, открывшийся в последние годы, - контакты по линии пограничных ведомств - Федеральной пограничной службы России и Управления безопасности на море Японии. В 2000 г. эти контакты были оформлены специальным меморандумом. Взаимодействие пограничных служб двух стран помогает эффективнее решать такие актуальные для субрегиона СВА задачи, как борьба с контрабандой оружия и наркотиков, незаконной миграцией, браконьерским промыслом морской фауны. Наконец, сотрудничество в пограничной сфере - крупный дополнительный фактор укрепления доверия между Россией и Японией, поддержания стабильности и порядка в их сопредельных акваториях.
Заметно активизировались в последнее время контакты правоохранительных ведомств двух стран, направленные на противодействие международной преступности. Подобное сотрудничество также осуществляется на основе межправительственного меморандума, подписанного в 2000 г. Встречи представителей российских и японских правоохранительных органов проводятся ежегодно.
В период «холодной войны» Россия и Япония, рассматривая друг другая как идеологических противников, продолжали военное противостояние, что постоянно создавало атмосферу напряженности в этом регионе. Однако с образованием новой России стратегическая обстановка между двумя странами претерпела серьезные изменения.
Концепция безопасности Японии вступила в новую фазу в связи с подписанием «Основных направлений японо-американского сотрудничества в области обороны». Россия отнеслась к этому акту позитивно, что окончательно устранило все причины, вызывающие противостояние. В последние годы контакты между Японией и Россией в военной области активизировались: произошел обмен официальными визитами начальника Управления силами самообороны Японии к Министра обороны РФ, были осуществлены заходы в порты Японии кораблей Тихоокеанского флота, а в российские - кораблей сил самообороны Японии. Сегодня уже не кажется фантазией проведение совместных японо-российских военных учений с участием США6.
Система мира и безопасности в регионе Тихого океана до сих пор строилась на основе японо-американского договора безопасности, инициатором которого является Америка, и
двусторонних межгосударственных договоров. Однако по мере углубления атмосферы доверия между Японией и Россией становится возможным переход к системе коллективной безопасности в Азии. И Япония, и Россия могут сыграть в этом большую роль.
Нельзя исключать вероятность того, что Япония станет постоянным членом Совета Безопасности ООН, тем самым усилив безопасность и стабильность в АТР. Вместе с тем, не стоит рассматривать этот вопрос в тесной увязке с нашими двусторонними отношениями.
Все возрастающая обеспокоенность Японии многими военно-политическими аспектами ситуации, появлением новых видов вооружений, технологическим прорывом в сфере вооружений объективно толкает Страну восходящего солнца на диалог с нами в области безопасности и, в перспективе, на выработку общих концепций безопасности, которые могут быть предложены для АТР уже в будущем веке.
Ожидать быстрого прорыва в российско-японских отношениях и подписания мирного договора сегодня было бы просто иллюзией. Вопрос заключается в том, что российское общественное мнение, в основном, не готово к передаче островов. Но оно готово к подписанию мирного договора (и это ни у кого не вызывает проблем), но без упоминания островов в тексте договора. С точки зрения стратегической и геополитической, нельзя загонять сотрудничество России и Японии на международной арене под крышу проблем двусторонних отношений7. Это - самостоятельная сфера, в которой у нас есть вполне реализуемые планы. Механизм консультаций, существующий в последнее время по линии МИДа, может принести свои позитивные результаты и в других сферах сотрудничества.
Заменить Японию как партнера, оставить ее в стороне, законсервировать отношения с ней и подменить их развитием отношений с каким-либо другим государством невозможно.
В том случае, если Россия сможет перейти к политике экономического роста, перед ней и ее соседями с неизбежностью вновь встанет проблема окружающей среды, поскольку трудно ожидать, что ускоренное технологическое обновление и развитие России будут проходить с соблюдением международных стандартов охраны этой среды. Указанная проблема является весьма актуальной для Японии, поэтому уже сейчас можно было бы разработать концепцию двустороннего глобального экономического мониторинга в целях сведения к минимуму возможных негативных последствий.
Итак, отношения России и Японии в мировой системе важны, и это признаётся политиками обеих держав. Усилия наших стран, прикладываемые для решения международных конфликтов, глобальных проблем человечества, особенно эффективны. Близость территорий позволяют России и Японии поддерживать безопасность и партнёрские отношения не только в АТР, но и при взаимодействии в рамках международных организаций. Качественно новый взгляд на военный сектор обеих стран позволяет надеяться на возможность установления более тесного сотрудничества.
Примечания
1 См.: Кимура Х. Японское направление внешней политики России // Междунар. экономика и междунар. отношения. 2003. № 3. С. 41.
2 Выступление премьер-министра Японии Р. Хасимото в Обществе экономических единомышленников. («Кэйдзай доюкай») 24.07.1997 г. // Сб. докл. по внешней политике / Под ред. А.П. Кащенко. М., 1997. С. 7.
3 Тамба М. Фукугантеки, дзюсотеки ничиро канкэйно котикуно тамэ-ни. (Во имя строительства разноплановых, многослойных японо-российских отношений) // Гайко форуму. 2000. № 12. С. 39.
4 Там же. С. 38.
5 См.: Современная Япония: некоторые вопросы внешней и внутренней политики / Ин-т Дальнего Востока РАН. Центр исследования Японии; Отв. ред. В.Н. Павлятенко, И. А. Цветова. М., 1998. С. 225.
6 См.: Молодяков В., Купанов А. Ночные беседы над храмом Сэнга-Кудзи - о Японии, японцах и русских // Япония. Путь кисти и меча. 2003. № 1. С. 17.
7 См.: Япония: снова на марше?: Сб.ст. / Под ред. В. Рамзеса. М., 2001. С. 143.