ет созданная нами воспитательно-образовательная среда в ДОУ и слаженная работа педагогического коллектива, а также реализация воспитательно-образовательного комплекса (ВОК) по формированию готовности дошкольников к обучению в школе.
Однако результаты нашего исследования не свидетельствуют о решении всех проблем формирования готовности дошкольников к обучению в современной школе. Мы полагаем, что требуется дальнейшая разработка вопросов предшкольного образования.
Тимонина Ирина Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, г. Кемерово, ул. Красная, 6. Тел. 7(3842)583912.
Середа Ольга Леонидовна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета, г. Кемерово, ул. Красная, 6. Тел. 7(3842)583912.
Мильситова Светлана Владимировна, кандидат педагогических наук, доцент межвузовской кафедры общей и вузовской педагогики Кемеровского государственного университета. Е-mail: [email protected]
Timonina Irina Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Kemerovo, Krasnaya, 6; +7(3842)583912.
Sereda Olga Leonidovna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Kemerovo, Krasnaya, 6; +7(3842)583912.
Milsitova Svetlana Vladimirovna, candidate of pedagogical sciences, associate professor, intercollegiate department of general and university pedagogy, Kemerovo State University. Е-mail: [email protected]
УДК 378.016
© Г.Н. Фомицкая
Внешняя оценка эффективности инновационных процессов в региональной системе общего образования
В статье с позиции научных обоснований определяются направления развития инноваций в региональной системе общего образования и подходы к внешнему оцениванию их эффективности.
Ключевые слова: система оценки, региональная система образования, направления развития, кластеры образовательных инноваций.
© С.М ГотШкауа
External evaluation of effectiveness of innovation processes in a regional system of general education
The article outlines on scientific ground the directions of innovation development in a regional system of general education and approaches to external evaluation of their effectiveness.
Keywords: system of evaluation, regional system of general education, directions of development, clusters of educational innovations.
Современное образование рассматривается как социально-культурная и социальноэкономическая система, от эффективности которой зависят показатели качества жизни, уровня развития страны, ее конкурентоспособности и международного авторитета. В связи с этим повышение качества образования выступает главной целью реформирования системы, одной из трех основных составляющих модернизации: качества, доступности, эффективности образования. Отметим, что модернизация в большей степени коснулась общеобразовательной школы, и поэтому возникла необходимость изменения системы оценки качества общего образования.
Образовательное оценивание в мировой образовательной практике имеет три назначения - отбор для обучения на следующем уровне образования, сертификация и повышение качества образования. Сложность заключается в несопоставимости, разнородности показателей качества общего образования в образовательных системах различного уровня, находящихся в независящих от них и существенно отличающихся условиях. Несовершенство системы оценки качества общего образования федерального уровня инициирует необходимость ее моделирования на уровне региона.
Система оценки - это есть сочетание политики, структур, практик и инструментов, направленных на получение объективной и достоверной информации о достижениях учащихся, деятельности ОУ, качестве реализуемых образовательных программ. Она состоит из двух систем: системы внутреннего и внешнего оценивания.
Объектом нашего исследования стала региональная система внешней оценки качества общего образования, которая представляет собой совокупность всех оценочных систем и процедур, позволяющих определить результат образования, эффективность деятельности ОУ, установить уровень качества образования в регионе. Внешняя оценка рассматривается нами как единая система элементов, их свойств и характеристик, функционирование и развитие которых носят закономерный характер, и позволяет получить аргументированное представление о состоянии, степени соответствия реально достигаемых образовательных результатов требованиям общества, социальным и личностным ожиданиям.
В связи с этим внешняя оценка качества общего образования отражается в таких категориях, как независимый контроль, или образовательный аудит, оценивание, мониторинг, общественная экспертиза, эвалюация качества, бейч-маркинг (использование достижений науки, передового организационного, методического и технологического опыта в реализации внешней оценки качества общего образования).
Региональная система общего образования в РБ представляет собой особую, управляемую и саморазвивающуюся систему, которая имеет сложную структуру, специфические особенности развития, разнообразие внешних связей. Особенности социальной среды, образовательные запросы региона, его социальноэкономические возможности, культурно-исторические традиции, потребности человека и общества обусловливают характер инновационных процессов, представленных как инновации административно-научного типа, кластеры образовательных инноваций, целенаправленное продуктивное введение изменений в систему образования. Так, пять основных инновационных направлений комплексного проекта модернизации образования, реализуемых в системе общего образования Республики Бурятия, изначально рассматривались как инновации административно-научного типа, в ходе которых были внесены существенные изменения в систему: введено нормативно-подушевое финансирование, новая
система оплаты труда, появились автономные образовательные учреждения, создана основа для развития региональной системы оценки качества образования, расширилось участие общественности в управлении образованием. Вместе с тем мы выявили, что эффективность от целенаправленного введения изменений в систему образования была достигнута в большей мере за счет активной позиции самих ОУ, которые в ходе эксперимента имели возможность не только изменить свой статус, а что, самое главное, изменить отношение общественности к школе. Школе как социальному институту удалось сплотить вокруг себя различные группы местного сообщества для решения проблем образования, создать сеть институциональных единиц -управляющих советов (факт - 100% по ср. с 2006 г. - 25%), оказывающих реальное влияние на управление школьным образованием. Это способствовало созданию экспериментальной инфраструктуры региональной системы общего образования Бурятии, выделению кластеров образовательных инноваций, основу которых составляют ОУ. Сегодня в Бурятии статус «Федеральная экспериментальная площадка» имеют 31 школа, 12 школ подтвердили статус «Кандидат ФЭП», 5 образовательных учреждений имеют статус «Авторская школа». 87 ОУ за три года реализации КПМО получили государственную поддержку в размере 1 млн рублей. 58 школ в 2011 г. получили статус стажерской площадки.
Именно инновационное движение способствовало созданию и концептуальному обоснованию внешней оценки качества общего образования, основная цель которой заключается в выявлении объективных рассогласований между общественными ожиданиями и реальными образовательными результатами; формировании информационной основы для принятия проектнопрограммных управленческих решений, обеспечивающих удовлетворение образовательных потребностей населения, поступательное развитие системы общего образования, влияющее на социально-экономическое развитие республики.
Внешняя оценка качества общего образования в регионе осуществляется на четырех уровнях: индивидуальном, образовательного учреждения, муниципальной системы образования, региональной системы общего образования. Исходя из цели, внешняя оценка имеет две подсистемы: информационную и экспертную.
Модель внешней оценки представляет собой управляемые показатели, определяющие наличие индивидуальных образовательных результатов, эффективность деятельности образователь-
ного учреждения, муниципальной и региональной образовательных систем. Мы отдаем отчет в том, что она является достаточно общей функциональной моделью, не исключает совмещения в рамках одной организации различных функций (мониторинговой и экспертной), или, например, прямой работы потребителей (имеющих необходимую квалификацию) непосредственно с информационной подсистемой, минуя экспертную подсистему. Все эти возможности не противоречат приведенной структуре, т.к. при этом любой субъект будет действовать по правилам, установленным для соответствующей функциональной подсистемы. Точно так же мы никоим образом не исключаем того, что инструментами системы внешней оценки будет активно пользоваться (и уже пользуется) сама система образования в лице органов управления образованием и образовательных учреждений. Внешняя оценка может предоставить им уникальный материал для формирования своих программ развития и повышения конкурентоспособности на рынке образовательных услуг, для привлечения инвестиций. Проблема, с которой мы столкнулись при определении показателей, состояла в том, что несмотря на значительный международный и федеральный опыт, комплекс индикаторов качества образования для региона является в определенной мере адресной разработкой. Трудность заключается в выстраивании логической цепи от приоритетов образовательной политики региона до конкретного продукта (аналитика, презентационный материал), отвечающего тем или иным интересам пользователей как внутри системы образования, так и за ее пределами.
Мы разработали комплекс индикаторов, которые составили основу интегральных показателей, представленных в обобщенной структуре. Это позволило выделить два ключевых показателя: потенциал образовательного учреждения (системы) и индивидуальные достижения выпускников образовательного учреждения, которые составили основу интегративного показателя качества деятельности образовательной системы. Математические расчеты подтвердили правомерность такого подхода.
Сложившиеся на сегодняшний день на государственном уровне рамки внешних оценочных процедур являются достаточно жесткими. В основном они представлены в виде ЕГЭ и ЕМЭ, которые являются внутреотраслевыми показателями, определяющими соответствие полученных знаний основным дидактическим единицам ФГОС. По ним невозможно определить сформи-рованность социального опыта ученика, уровень
его социализации, спрогнозировать поведение в особой, необычной, непривычной для него ситуации. Вместе с тем база индивидуальных данных позволяет рассчитать на основе учебных достижений учащихся массу разных величин. Поэтому в процессе реализации модели были разработаны и апробированы новые формы внешней оценки на региональном уровне. Наибольшее распространение получила технология экспертизы, которая имеет разные вариации относительно объекта оценивания, технология портфолио, тестирования, олимпиады, электронный мониторинг, межмуниципальные экспертные он-лайн-конференции, муниципальные экспертные экспедиции, публичная гражданская экспертиза, образовательный форум. Образовательная экспертиза как способ оформления и предъявления социального заказа системе образования наиболее ярко проявилась в ходе конкурса общеобразовательных учреждений, внедряющих инновационные образовательные программы, проводимого в Республике Бурятия в рамках реализации ПНП «Образование».
Публичная гражданская экспертиза начала действовать с 2006 г. и была связана с экспертизой инновационных проектов школ. За два года в ней приняло участие 139 школ: в 2006 г. - 25 школ (39% от общего количества участников, из них 9 на ТВ, 16 - выездные), 2007 г. - 61 школ (56%, 13 - ТВ, 48 - выездные), 2008 г. - 53 школы (76,8%, 17 - ТВ, 36 - выездные).
Новые формы внешнего оценивания - электронный проект КОЭРСО, рейтингование муниципалитетов и школ - позволили привлечь к участию в процедурах различные министерства и ведомства республики. Расчет сделан на то, что взаимодействие в одном проекте тех, кто модернизирует систему образования, и тех, кто модернизирует экономику, социальную сферу, производство товаров и услуг, власть, должно привести к признанию образования инвестиционной сферой и добавить дополнительные основания для появления нового финансового норматива, увеличения трансфертной заявки. Организация внешней оценки качества общего образования позволила привлечь в качестве экспертных институтов 9 организаций, зарекомендовавших себя активными партнерами инновационных образовательных процессов в республике, создать институт экспертов. Экспертиза инновационной педагогической деятельности в рамках приоритетного национального проекта «Образование» позволила отработать механизмы отбора лидеров образования, включающие в себя дея-
тельность профессиональных сообществ, гражданских институтов и участие СМИ.
Начиная с 2006 г., в экспертизе образовательных программ и проектов приняли участие 9 организаций. Так, например, в 2008 г. приказом Минобрнауки РБ от 31.01.08 №107 об объявлении конкурса в качестве экспертных организаций были утверждены: Профсоюз работников народного образования и науки РБ, БРО ООО «Всероссийское педагогическое собрание», АНО «Педагогическая инициатива», АНО МОЦ «Магистр», РОО по поддержке и развитию попечительской деятельности «Союз попечителей РБ», РОО «Родительское сообщество РБ».
Благодаря активной позиции экспертного сообщества, на конкурсной основе удалось выявить лидеров в общем образовании РБ, лучших по достижениям, педагогическую элиту. Впервые в январе 2009 г. осуществлена общественная экспертиза уровня подготовленности к инновационной деятельности директоров школ республики. Эти факты свидетельствуют о том, что региональная система внешней оценки качества общего образования динамично развивается.
Разработанная нами концепция развития региональной системы внешней оценки качества общего образования доказала свою состоятельность благодаря сочетанию модели и инновационного движения в образовательной системе республики. Привлечение экспертов из разных регионов страны позволило получить оценку
модели на федеральном уровне. Залогом успешности стала экстраполяция концепции и модели в другие регионы со схожими социальноэкономическими и геополитическими условиями. Мы полагаем, что дальнейшее развитие системы должно осуществляться на основе результатов прогнозного анализа функционирования системы общего образования региона, выявления ее проблемного поля и точек роста, определения состояния качества общего образования. Необходимо создание инновационного элемента, который бы объединил все направления процессов модернизации региональной системы общего образования и ее внешней оценки. Таковым, на наш взгляд, может выступить региональный ситуационный центр, где должен быть создан банк формализованных управленческих решений, позволяющих оперативно реагировать на различные мониторинговые комбинации, оцениваемые на определенный момент как, например, благоприятствующие или тревожные, стабильные или критичные для дальнейшего развития общества.
Литература
1. Цыренов В.Ц. Формирование универсальных учебных действий - основа стандарта начального общего образования // Программа развития региональных систем образования. - Улан-Удэ: Бэлиг. -С. 41-45.
Фомицкая Галина Николаевна, доктор педагогических наук, доцент, заведующая кафедрой педагогики Бурятского госуниверситета. Е-mail: [email protected]
Fomitskaya Galina Nikolaevnа, doctor of pedagogical sciences, head of the department of pedagogy, Buryat State University. Е-mail: [email protected]
К 37.043.2 - 055
© В.Ц. Цыренов
Проблема социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья
В статье автор исследует сущность понятия «социокультурная интеграция», рассматривает возможность интегрированного обучения в решении проблемы социокультурной интеграции детей с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова: интеграция, социокультурная интеграция, интегрированное обучение, инклюзивное обучение.