Ипотечный жилищный рынок подвержен сезонным колебаниям вслед за рынком жилья. Строительные организации стремятся выполнять больший объем строительных работ в летние месяцы, когда в силу благоприятных погодных условий снижается себестоимость работ. Продажа жилья чаще осуществляется в зимнее время, что влияет и на сезонность спроса на ипотечный кредит. Сгладить сезонные колебания на рынке жилья и ипотечном рынке помогает государство.
Таким образом, ипотечный рынок сам по себе не может решить все проблемы обеспечения населения жильем, необходимы меры государственного регулирования этого рынка по различным направлениям.
1. Копейкин А. и др. Развитие ипотечного кредитования в России // Рынок ценных бумаг в России. 1998. № 8. С. 113.
2. Жилищная экономика: пер. с англ. М., 1996. С. 147.
Поступила в редакцию 18.04.2008 г.
Prosvirin A.V. Mortgage lending instruments. The article considers the contemporary state of the mortgage lending system and reflects the basic factors influencing its development. Besides the regional component of the mortgage lending system is shown.
Key words: mortgage lending system, mortgage credit, mortgage lending efficiency.
ВНЕШНИЕ И ВНУТРЕННИЕ ФАКТОРЫ ОБЕСПЕЧЕНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ
Д.Н. Миргородец
Рассмотрены факторы, влияющие на качество машиностроительной продукции. Изложена теория управления качеством продукции фирмы во взаимодействии с поставщиками.
Ключевые слова: факторы, качество, машиностроительная продукция, компромиссы, комплектующие изделия.
Бурное развитие теории управления качеством пришлось на конец 40-х-50-е гг. прошлого столетия. В это время А. Фейген-баум предложил модель Всеобщего контроля качества и определил понятие стоимости качества [1].
А. Фейгенбаум предложил рассматривать не конечный результат производства, а каждый этап создания изделия, фактически совершил переход от концепции контроля к концепции управления качеством. Созданная А. Фейгенбаумом система всеобщего контроля качества в полном объеме была внедрена в практику работы японских предприятий Э. Демингом, начиная с 1950 г. [1].
Другим значимым событием в эволюции управления качеством стала публикация в 1951 г. Джозефом Джураном книги «Руководство по управлению качеством». Джурану принадлежит идея трилогии качества, в которой выделены три аспекта стратегического планирования качества в организации: пла-
нирование качества, улучшение качества, управление качеством [2].
При рассмотрении качества машиностроительной продукции необходимо отметить: в процессе «создания качества продукции» принимает участие практически вся организация, поэтому не может быть ответственным за качество какое-то одно специальное подразделение. Именно эта мысль и была положена в основу концепции всеобщего управления качеством (TQM), которая сегодня считается наиболее прогрессивной и подразумевает активное участие каждого сотрудника в совершенствовании качества продукции и процессов.
На формирование качества влияет множество факторов, которые можно разделить на внутренние и внешние.
К внутренним относятся такие факторы, которые связаны со способностью предприятия выпускать продукцию надлежащего качества, т. е. зависят от деятельности самого
предприятия. Эти факторы классифицируются на следующие группы.
1. Технические факторы - материальная база (технологическое и испытательное оборудование, средства измерений, здания, сооружения, транспорт). Они самым существенным образом влияют на качество продукции, поэтому внедрение новой технологии, применение новых материалов, более качественного сырья - материальная основа для выпуска качественной, конкурентоспособной продукции.
2. Организационные факторы связаны с глубоко продуманной организационной структурой и с четким управлением предприятием в целом и управлением качеством в частности. Вопросы организации должны включать вопросы совершенствования организации труда, повышения производственной дисциплины и ответственности за качество продукции, обеспечения культуры производства и соответствующего уровня квалификации персонала.
3. Экономические факторы обусловлены затратами на выпуск и реализацию продукции, политикой ценообразования и системой морального и материального стимулирования персонала за производство высококачественной продукции. Как известно, интерес работников к качественному труду зависит от того, способствует ли такой труд удовлетворению их материальных потребностей. Поэтому экономическое стимулирование и заработная плата работников должны быть предметом постоянного внимания администрации.
4. Социально-психологические факторы -создание заинтересованности работников в повышении качества продукции, создание здоровых условий работы, преданности и гордости за марку своего предприятия, моральное стимулирование работников.
В группах экономических и социальнопсихологических факторов, как показывает практика, первоочередным, с которого надо начинать решение проблемы качества, является человеческий фактор, а в нем - заинтересованность работников в повышении качества продукции.
Объясняется это, прежде всего, тем, что незаинтересованный работник не будет хорошо работать даже на прекрасном оборудовании, а заинтересованный будет искать, на-
ходить и использовать любые возможности для достижения высокого качества выпускаемой продукции.
Без заинтересованности работников борьба за качество обречена на неудачу, несмотря на применение новейших технологий и внедрение самой передовой организации работ по управлению качеством. И если говорят, что реклама - двигатель торговли, то интерес можно назвать двигателем качества.
В последние годы зарубежные корпорации и фирмы большое внимание уделяют реинжинирингу бизнес-процессов. В результате реинжиниринга предприятие планирует радикально перепроектировать процесс обработки и достичь скачкообразного улучшения основных показателей деятельности предприятия (без увеличения количества сотрудников).
Необходимо подчеркнуть, что изменения процессов, выполненные на предприятии, были бы невозможны без новых информационных технологий.
На данный момент на рынке ремонта и производства подвижного состава, производства запасных частей существует большая конкуренция. Цены на ремонт вагонов жестко регламентируются ОАО «РЖД». Традиционный для предприятия цикл от начала разработки нового изделия до его производства составлял 70 недель. Такое длительное отставание от передовых предприятий в области ремонта подвижного состава позволило бы последним получить большие преимущества на новом перспективном рынке. Для того чтобы сократить этот цикл, предприятию необходимо провести реинжиниринг процесса разработки нового продукта.
Разработка продукта может выполняться последовательно или параллельно. При последовательной разработке весь проект разбивается на шаги, и переход к очередному шагу осуществляется только тогда, когда полностью завершен предыдущий. Очевидно, что при последовательном подходе время разработки больше, чем при параллельном, но при этом подходе меньше объем работ, т. к. не приходится устранять несоответствия между компонентами, разработанными на параллельно выполняемых шагах. Как правило, несоответствия неизбежны, и их устранение может свести на нет преимущества параллельного подхода.
Предприятию необходимо использовать при разработке нового изделия последовательно -параллельный подход, т. е. некоторые части вагона разрабатываются последовательно, а другие параллельно. Для того чтобы ускорить выпуск нового изделия, предприятие приняло решение о реинжиниринге процесса разработки изделия, используя технологию CAD / CAM (Computer Aided Design / Computer Aided Manufacturing). Эта технология позволяет проектировать изделия непосредственно на экране компьютера, не прибегая к чертежам на бумаге, что значительно ускоряет разработку.
Использование технологии CAD / CAM и интегрированной базы данных, хранящей текущее состояние проекта, позволило предприятию применить при разработке ряда компонентов вагона параллельный подход. Каждый день в базы данных добавляются результаты, полученные параллельно работающими группами. Группа проектировщиков инспектирует базы данных с целью поиска несоответствий между результатами работы параллельно работающих групп. Если несоответствия обнаруживаются, то они тут же исправляются. При используемой ранее технологии разработки несоответствия могли быть обнаружены только через недели или месяцы, т. е. тогда, когда параллельно разработанные части собирались вместе.
Новый процесс разработки, использованный предприятием, называется одновременной инженерией. Новый процесс разработки позволит сократить срок выпуска нового продукта с 70 до 38 недель. Более того, т. к. новый процесс позволяет промоделировать сборку продукта до его изготовления, стало возможным выбирать те конструкции, которые проще и дешевле в производстве. Благодаря этому предприятие уменьшит стоимость вновь спроектированных узлов, что приведет к уменьшению стоимости ремонта вагона на 25 %.
Все рассмотренные выше предложения соответствуют определению реинжиниринга как перепланировки бизнес-процессов и могут быть охарактеризованы четырьмя аспектами свойственными ему.
Ориентация на процесс. Во всех случаях положительный результат будет получен не благодаря ориентации на узкую задачу, решаемую в определенных организационных
границах, а благодаря рассмотрению всего процесса в целом.
Амбиции. Предприятие ставит перед собой цель обеспечить качественный прорыв в решении задачи, его не устраивает улучшение на 10-50 %, обеспечиваемое автоматизацией.
Отказ от устоявшихся правил. Предприятие при проведении реинжиниринга неизбежно придет к необходимости отказаться от установленных ранее незыблемых правил ведения бизнеса.
Информационные технологии. Средствами, которые позволят предприятию отказаться от устаревших правил и создать модели новых процессов, скачкообразно улучшив основные показатели, явились информационные технологии.
Успешная деятельность предприятия зависит не только от внутренних факторов. Предприятие - открытая система и его успех зависит также от того, насколько оно учитывает влияние постоянно меняющейся внешней среды, как приспосабливает к ней свою внутреннюю структуру и методы управления.
Основным фактором, влияющим на качество машиностроительной продукции, является общее состояние экономики. В 2007 г. рост ВВП составил 7,8 %, что несколько выше уровня 2006 г. (7,1 %). Уровень инфляции в 2007 г. составил 11 %, при запланированном уровне в 8 %. Основной вклад в инфляцию внес рост цен на энергоресурсы, а для машиностроительной продукции дополнительно на металл и комплектующие изделия.
При этом чистый отток капитала из страны по итогам 2007 г. оценивается в 9-10 млрд долл.
Сдвиги в товарной структуре экспорта отражают его растущую ориентацию на вывоз топливно-сырьевых ресурсов. Современные тенденции в российском экспорте вступают в противоречие с общемировыми, характеризующимися опережающим расширением торговли наукоемкой продукцией.
К факторам внешней среды, влияющим на качество машиностроительной продукции, можно отнести также следующие.
Маркетинг играет ведущую роль в определении номенклатуры ремонтируемой и изготавливаемой продукции и требований рынка, предъявляемых к качеству машиностроительной продукции.
Технические условия на машиностроительную продукцию, разрабатываемые в инжиниринговой и согласованной с потребителем документации, обеспечивают возможность производства продукции, проверки и контроля, применения материалов, методов обработки, условий транспортировки, хранения и эксплуатации.
Соглашение по методам проверки. Машиностроительному предприятию следует заключать с поставщиками четкое соглашение о методах, которые будут использоваться ими для проверки соответствия установленным требованиям.
Входной контроль. Для поддержания требуемого уровня качества поставок на машиностроительном предприятии разрабатываются соответствующие меры, обеспечивающие уверенность в том, что полученные поставки контролируются надлежащим образом. Эти меры должны включать сегрегацию (разделение средств и операций поставщика и потребителя) или другие соответствующие методы, предупреждающие случайное использование поставляемой продукции ненадлежащего качества.
Производство. Реализацией проектов и разработок инженеров, маркетинга и т. д. в области ремонта машиностроительной продукции заданного качества занимается производство. Поэтому в определенной степени производство оказывает влияния на качество машиностроительной продукции. Для более удобного описания влияния этого фактора на качество продукции разобьем это влияние на три стадии:
- воздействие на материалы;
- воздействие на детали и узлы;
- контроль качества в процессе изготовления и конечной продукции.
Для того чтобы получить на выходе продукцию заданного качества, запуску в производство материалов и комплектующих изделий должно предшествовать проведение их проверки на соответствие техническим условиям и стандартам качества. Однако при определении объема проведения необходимых испытаний и/или технического контроля необходимо учитывать их влияние на стоимость.
Рост качества машиностроительной продукции в ближайшие годы требует:
- развития научного потенциала;
- обновления основных фондов;
- развития производственной и финансовой инфраструктуры;
- воспроизводство и развитие трудового потенциала;
- развитие потенциала природно-сырьевых ресурсов.
Процесс управления качеством начинается и заканчивается взаимодействием с внешней средой. Из внешней среды предприятие получает заказ на изготовление продукции или оказание услуг требуемого качества и получает от поставщиков необходимые материалы, ресурсы и услуги. Во внешнюю среду предприятие поставляет продукцию в соответствии с требованиями заказчиков и оттуда же получает отзывы на свою продукцию и услуги. Таким образом, к внешним факторам можно отнести: требования рынка, т. е. покупателей и конкурентов, а также поставщиков ресурсов.
В производстве качественной машиностроительной продукции играют огромную роль взаимоотношения с поставщиками. За качество продукции отвечает ее изготовитель, т. е. фирма, выполняющая договор на поставку продукции, а в производстве продукции участвует несколько поставщиков материалов и комплектующих изделий. Например, для изготовления полимерного оборудования ЗАО «Тамбовполимермаш» привлекает более четырех десятков поставщиков комплектующих изделий, но за качеством в целом машины отвечает конечный изготовитель. И допустим, что в машине отказал насос, поставляемый по кооперации. Потребителю неважно кто поставил насос, поэтому он считает, что качество продукции машины низкое.
В этой связи нами сформулирована теория управления качеством продукции фирмы во взаимодействии с поставщиками. В процессе производства сложной технической продукции предприятие-изготовитель должно входить в партнерские доверительные отношения с поставщиками комплектующих изделий на компромиссных началах. Компромисс в этом случае заключается в том, что цена на комплектующие изделия должна обеспечивать рентабельность поставщику и включать не только экономические затраты, но и моральные издержки, связанные с ответственностью за качество изделий других фирм (комплектующих изделий).
Данную теорию можно рассмотреть на примере кооперации машиностроительного предприятия ЗАО «Тамбовполимермаш», который производит сложное оборудование для переработки полимерных материалов, в частности форматор-вулканизатор, по кооперации с другими 36-ю предприятиями. При этом в структуре цены получаемые по кооперации изделия и полуфабрикаты составляют от 13,8 до 16,1 % в зависимости от модели [3]. Предприятие-изготовитель при формировании цены на конечную продукцию в смете затрат должно предусмотреть затраты ответственности за комплектующие изделия, получаемые со стороны. Данные издержки нами названы «издержками ответственности за качество». В этом случае данные издержки должны покрывать научную, технологическую, техническую, информационную, инновационную и организационную безопасность, а также затраты на устранение отказов техники по вине комплектующих изделий.
Исследование факторов, от которых зависит качество машиностроительной продукции на протяжении всего жизненного уровня, позволяет сформулировать концепцию обеспечения качества следующим образом. Для обеспечения качества машиностроительной продукции требуется следующее: передовая
технология, оборудование, позволяющее реализовать данную технологию и отвечающее современному научно-техническому уровню, соответствующего качества сырье, материалы, полуфабрикаты, комплектующие изделия, квалифицированный персонал с соответствующей мотивацией за качество продукции и четкая организация работ, в т. ч. управление качеством продукции.
1. Салимова Т.А. История управления качеством. М., 2005.
2. Розова Н.К. Управление качеством. СПб., 2003.
3. Жариков В.В. Повышение качества машиностроительной продукции: методы, резервы и механизмы: автореф. дис. ... д-ра эконом. наук. Тамбов, 2006.
Поступила в редакцию 18.04.2008 г.
Mirgorodets D.N. External and internal factors of machine building products quality guarantee. Some factors that influence machine building products quality are considered. The theory of products quality management of the firm in connection with the suppliers is presented.
Key words: factors, quality, machine building products, compromises, complementary articles.
РАЗВИТИЕ ИНВЕСТИЦИОННО-РЕСУРСНОГО ПОТЕНЦИАЛА ЭКОНОМИКИ РЕГИОНА В УСЛОВИЯХ ГЛОБАЛИЗАЦИИ
Д.В. Бастрыкин
В условиях усиления влияния процессов глобализации проблема широкого привлечения иностранных инвестиций является весьма актуальной. Важным элементом хозяйственной жизни регионов России являются иностранные инвестиции в различные отрасли региональной экономики.
Ключевые слова: глобализация, иностранные инвестиции, региональная экономика.
В настоящее время в мире происходит сложный и противоречивый процесс глобализации экономики, в рамках которого осуществляются глубокие преобразования во всех системах мирового хозяйства и в национальных экономиках, где регионы являются важнейшими их составляющими.
Экономическое положение страны во многом определяется конкурентоспособно-
стью ее продукции. В то же время и конкурентоспособность региона обеспечивается конкурентоспособностью его предприятий. В современных условиях усиления влияния процессов глобализации как на экономику России, так и ее отдельных регионов актуальным является повышение конкуренции за счет качества, а не цены (издержек) продукции. Качество обеспечивается, прежде всего,