Научная статья на тему 'Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции'

Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
163
55
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
КАЧЕСТВО / МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / СИСТЕМНАЯ МОДЕЛЬ / 10 КЛЮЧЕЙ / КОНЦЕПЦИЯ / ЖИЗНЕННЫЙ ЦИКЛ / QUALITY PRODUCTS / MACHINERY / SYSTEM MODEL / 10 KEYS / CONCEPT / LIFE CYCLE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Роман Викторович

В статье предложены: системная модель, теория волнового развития, 10 ключей, концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции на протяжении жизненного цикла

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

The article proposes: System Model, the theory of wave development, 10 keys, the concept of forming and maintaining the quality of engineering products throughout the life cycle

Текст научной работы на тему «Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции»

КАЧЕСТВО И КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ

КОНЦЕПЦИЯ ФОРМИРОВАНИЯ И ПОДДЕРЖАНИЯ КАЧЕСТВА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Р.В. Жариков, канд. пед. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

В статье предложены: системная модель, теория волнового развития, 10 ключей, концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции на протяжении жизненного цикла

Высокие темпы развития техники привели к появлению принципиально новых видов машиностроительной продукции, резкому усложнению их конструкции, созданию и широкому освоению новых технических систем. На мировых рынках за три года обновляется около половины всех товаров промышленного назначения. При этом качество постоянно улучшается. Здесь под качеством нами понимается, прежде всего, ресурсосбережение путем снижения материалоемкости, энергоемкости, трудоемкости и экономия времени.

Появляются новые методы и способы использования исходных материалов. Например, использование порошковой металлургии приближает по форме заготовку к готовой детали и тем самым снижает трудоемкость ее изготовления. Широко в машиностроении используются листовые пластмассы, а их формование производится с помощью вакуумных установок вместо штамповки листового металла. Все это способствует формированию новой более качественной продукции машиностроения.

На качество машиностроительной продукции влияют следующие факторы: качество проведенных научно-исследовательских и проектных работ, качество основных факторов производства (качество сырья, материалов, труда, состояние основных фондов, в частности технологического оборудования машиностроительных предприятий - станочное оборудование), качество эксплуатации и обслуживания (своевременное обслуживание и ремонт в полном объеме, качество запасных частей), а также использование оборудования по назначению и без перегрузок.

Из бесконечно большого многообразия представлений понятия качества необходимо выбрать или сформулировать определение, отвечающее решению задач непрерывному повышению качества машиностроительной продукции. В этой связи к определению качества машиностроительной продукции нами наряду с рыночным подходом (удовлетворение потребности заказчика) использован воспроизводственный подход на новом более высоком научно - техническом уровне и процессный подход, обеспечивающий непрерывность создания и развития техники.

Экономическая категория «качество машиностроительной продукции» нами рассматривается как состояние и непрерывный процесс создания и ис-

пользования новой техники, отвечающей современному состоянию использования ресурсов и технологических возможностей изготовителя, определяющей ресурсосбережение в процессе ее производства (материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости) и использования (затраты на содержание и эксплуатацию), а также снижение удельной цены на единицу определяющего параметра (показателя назначения), позволяющей эффективно выполнять функциональное назначение по определенной (новой) технологии в перерабатывающих производствах, быть конкурентоспособной и обеспечивать потребности, возложенные на нее покупателем по выпуску высококачественной продукции на протяжении всего срока службы, установленного нормами амортизации, при соответствующем поддержании необходимого уровня качества.

Таким образом, уровень качества машиностроительной продукции должен обеспечивать:

- воспроизводство технологического оборудования на новой научно-технической основе;

- функциональные потребности заказчика по ее использованию в производстве высококачественной, конкурентоспособной продукции;

-конкурентоспособность машиностроительной

продукции, определяемой ее материалоемкостью, энергоемкостью, производительностью и удельной ценой на единицу показателя назначения в сравнении с лучшим зарубежным или отечественным образцом того же функционального назначения, выбранного в виде эталона для сравнения.

Исходя из анализа развития систем менеджмента качества и ее элементов, нами сформулирована теория управления качеством.

Экономическая теория управлением качеством заключается в том, что подъем экономики на основе ее модернизации и реализация инноваций в области технологий возможны при соответствующем уровне качества технологического оборудования, в значительной мере определяющего эффективность производства: экономию производственных ресурсов, рост производительности труда, качество и конкурентоспособность продукции в перерабатывающих производствах.

Рассматривая качество машиностроительной продукции, необходимо разграничить формирование

качества во внутренней среде предприятия изготовителя и поддержание качества во внешней среде в процессе эксплуатации. То есть управление качеством машиностроительной продукции во внутренней среде представляет собой систему качества разработки конструкции, качество применяемых технологий изготовления, качества технологического оборудования и качество труда. Внешняя среда определяет качество машиностроительной продукции качеством комплектующих изделий, качеством обслуживания, ремонта и качеством эксплуатации у потребителя.

Исходя из данной теории нами предложено формирование качества машиностроительной продукции с точки зрения процессного подхода на основе 10 ключей, в том числе: во внутренней среде на основе 5 П и во внешней среде на основе 5 П.

Во внутренней среде:

1. Проектирование - использование компьютерных технологий, параллельное ведение конструкторских работ;

2. Продукция машиностроения - постоянно обновляемая продукция;

3.Персонал - квалифицированные ответственные кадры, организация подготовки и переподготовки кадров;

4. Производство - высокотехнологическое производство, управляемое с помощью информационных технологий, организация операционного и выходного контроля;

5. Производственные фонды - современное станочное оборудование, высокого качества сырье и материалы;

и во внешней среде на основе 5-ти П:

6.Потребители - формирование платежеспособного спроса и партнерских доверительных отношений, запросы потребителей - закон для разработчика и производителя;

8.Поставщики ресурсов - организация входного контроля качества получаемых со стороны ресурсов;

7.Поставки оборудования потребителям - обеспечение своевременных поставок, качество шеф-монтажных работ и наладки оборудования, обучение персонала, сервис высокого уровня;

9. Производительность труда у потребителя - высокая производительность труда, обеспечивающая постоянное снижение издержек на производство;

10. Продукция перерабатывающих отраслей -высокое качество и конкурентоспособность продукции у потребителя.

Исходя из предложенных 10 ключей, качество машиностроительной продукции повышается за счет

того, что потребители, производители и поставщики ресурсов работают на единую цель - формирование и поддержание качества на всем протяжении жизненного цикла машиностроительной продукции.

Качество машиностроительной продукции определяется, во-первых, качеством конструкции. Недостатки в проектировании покажут себя в процессе эксплуатации неудачно спроектированного оборудования.

Качество изготовления должна подтверждаться качеством технологии и качеством технологического оборудования.

Качество оборудования определяется качеством ее элементов, а это значит, что качество комплектующих изделий также в значительной степени определяет качество машиностроительной продукции. Например, отказы в работе электродвигателя в приводе машины определяют время простоя по этой причине и вообще отношение потребителя к качеству данной машины.

Если качество машиностроительной продукции рассматривать на всем протяжении срока службы, то в элементы системы качества необходимо добавить качество эксплуатации и качество обслуживания. Эксплуатация и соблюдение сроков и объемов работ по обслуживанию оборудования согласно инструкции способствует безаварийной эксплуатации машиностроительной продукции, то есть сохранению уровня качества, заложенного в конструкцию на протяжении ее срока службы.

Данная теория подтверждена практикой последних лет, когда на изношенном и морально устаревшем оборудовании невозможно производить качественную конкурентоспособную продукцию.

Реализация предложенной теории будет способствовать повышению качества машиностроительной продукции и ее конкурентоспособности.

На качество машиностроительной продукции оказывают влияние многочисленные факторы. Поэтому нами предложена системная модель качества машиностроительной продукции (рис. 1), которая включает в себя основные элементы формирования и повышения качества продукции у изготовителя как источника создания качественной продукции. При этом, исходя из срока службы (8 - 10 лет), машиностроительная продукция должна обеспечивать качество и конкурентоспособность продукции в отраслях потребителях. А для этого теорией 10 П предусмотрено поддержание качества у потребителя, что позволяет обеспечивать высокую производительность поставляемого оборудования.

Рис. 1. Системная модель качества машиностроительной продукции

Системная модель концепции повышения качества продукции, по нашему мнению, должна основываться на адаптации предприятия к изменениям во внешней среде, а также к концепции всеобщего управления качеством.

Из рисунка видно, что системная модель повышения качества машиностроительной продукции включает в себя следующие элементы:

-цикл создания конструкции: НИР, ОКР, изготовление и отладка опытного образца, технологическая подготовка производства;

-производственный цикл, включающий качество используемых материалов и комплектующих изделий, качество применяемых технологий, качество сервисного обслуживания;

-управление кадрами как одним из основных производственных ресурсов;

-используемые инструменты при проектировании и производстве: исследование рынка, используемые стандарты и методы метрологии, закладываемый уровень унификации, функционально-стоимостной и другие виды анализа.

В качестве элементов системы качества машиностроительной продукции нами рассматривается процесс проектирования, то есть создание конструкции, которая включает в себя следующие стадии: разработка и согласование технического задания с потребителем, разработку эскизного, технического и рабочего проектов, изготовление опытного образца, его отладка и испытание, технологическая подготовка производства. В процессе проектирования закладываются все характеристики и показатели будущей машины.

Вторым по важности процессом, обеспечивающим качество машиностроительной продукции, является производство деталей и комплектация сборки. Основным моментом в производстве является комплектование серии производимой продукции. При этом с экономической и финансовой точки зрения должен быть перекрыт порог рентабельности.

В процессе производства должен быть организован контроль: на входе (материалы, детали, комплектующие изделия, электронные узлы и механизмы), по операциям технологического процесса и на выходе готового изделия. Контроль на выходе должен вестись на стенде. При этом испытуемая конструкция должна выйти на уровень по всем параметрам, согласованным в техническом задании с потребителем.

Важным элементом системы качества машиностроительной продукции являются кадры: конструкторы, технологи, рабочие, руководители-

организаторы всех процессов инжиниринга. В этой связи персонал предприятия периодически должен проходить повышение квалификации, а также должен быть мотивирован (премии, карьерный рост, моральные стимулы).

К инструментам качества машиностроительной продукции можно отнести стандартизацию, унификацию, метрологию и функционально-стоимостной анализ (ФСА). При этом унификация закладывается в процессе проектирования. Например, если конструктору дать указание, что в конструкции не должно быть более 20% оригинальных изделий, то это значит, что унификация составит не ниже 80%. Это мировой уровень.

На длительность процесса проектирования огромное значение оказывает организационные резер-

вы, которые необходимо использовать в современных конкурентных условиях. В России накоплен определенный опыт по организации творческих групп.

Теоретические исследования показывают, что возможность значительного повышения качества машиностроительной продукции связана с цикличностью развития экономики. В случае подъема оживает предпринимательство, растут объемы инвестиций, возрастают экономические, интеллектуальные и технические возможности роста качества продукции, в том числе машиностроительной.

Современной науке известны более 1380 типов цикличности, чаще всего ученые используют четыре цикла

Китчин сосредоточил внимание на исследованиях коротких циклов (2 - 4 года), связанных с движе-

Из таблицы видно, что нами связывается продолжительность цикла в 7 - 12 лет (цикл Жаглара) с заменой активной части ОПФ - оборудования на более высоком научно-техническом уровне. То есть это цикл, связанный с повышением качества машиностроительной продукции.

Длительность большого цикла Н. Д.Кондратьева нами связывается с финансовым циклом, определяемым сроком службы пассивной части ОПФ. При этом возрастают объемы инвестиций, строятся новые здания и сооружения более высокого качества.

Также теория длинных волн связывается нами с появлением крупных инноваций (в настоящий момент

нием запасов на основе изучения финансовых счетов и продажных цен.

Жаглар выделяет экономические циклы продолжительностью 7 - 12 лет, связанные с колебанием ставок процента и цен. Эти колебания совпадают с колебаниями инвестиций, которые вызывают изменения ВНП, инфляцию и занятость.

В 1946 году С.Кузнец в своей работе «Национальный доход» пришел к выводу о строительном цикле, который связан с инвестициями в производственное оборудование и в здания и сооружения, которые активизируются через двадцать лет.

Кондратьев Н.Д. связывает длинные волны (40 -60 лет) с массовым внедрением в производство новых технологий, с вовлечением новых стран в мировое хозяйство. Классификация теорий цикла показана в таблице.

подъем связывается с нанотехнологиями). Так как добавки наноматериалов в различные конструкционные изделия значительно улучшает качество этих изделий. Проведенные исследования в Тамбовском государственном техническом университете показали, что добавки «таунита» в бетон повышает его качество за счет роста прочности в 3 - 5 раз.

Таким образом, цикличность развития экономики можно объяснить с точки зрения улучшения качества.

На качество продукции влияют многие взаимозависимые факторы по всему жизненному циклу. Поэтому для формирования и поддержания качества

Классификация теорий цикла

Р. А. Гордон Г.Хаблер А. Х. Хансен У.К.Митчел Наше предложение

1. Теории, подчеркивающие изменения в отношениях «цена-затраты». 2.Теории, основанные на природе денег. 3. Теории, подчеркивающие роль сбережений и инвестиций. 4. Аграрные и метеорологические теории. 1 .Монетаристска я теория 2.Теория перенакопления. 3. Изменения в издержках, горизонтальных диспропорциях и взаимной задолженности. 4.Теория недопотребления. 5. Психологическ ие теории. 6.Теории урожайности. 1. Теория совокупного спроса. 2. Доверие и кредит. 3.Избыточное инвестирование. 4. Денежное неравновесие. 5.Распространение импульсов 6.Сельское хозяйство. 1. Погода. 2.Неопределенн ость. 3.Инновации. 4.Сбережения и инвестиции. 5. Строительные работы. 6.Общее перепроизводство. 7.Банковские операции. 8.Производство и потоки денежных доходов. 9.Погоня за прибылью. 1. Теория качества, связанная с заменой машиностроительной продукции. 2.Теория финансового цикла, определяемого износом (амортизацией) пассивной части ОПФ. 3. Теория крупных инноваций. 4.Теория инвестиций. 5. Теория технологий.

машиностроительной продукции необходима постоянная работа, реализация которой происходит с помощью определенного механизма в зависимости от стадии жизненного цикла, на которой находится продукция (рис. 2).

Повышение качества продукции — это действия, осуществляемые при проектировании, производстве и

эксплуатации или потреблении продукции или услуги, в целях установления, обеспечения и поддержания необходимого уровня ее качества на протяжении всего жизненного цикла. В этой связи качество машиностроительной продукции нами рассматривается как система факторов и процессов, влияющих на качество.

Рис. 2. Механизмы формирования и поддержания качества машиностроительной продукции

на протяжении жизненного цикла

Основанием начала каждой разработки нового оборудования является заключение договора на проектирование, производство, поставку, шеф-монтаж и сервисное обслуживание оборудования.

Организационно-экономический механизм включает в себя систему механизмов, обеспечивающих реализацию работ на каждой стадии проектирования, производства и эксплуатации машиностроительной продукции.

В системную модель инвестиционно-

экономического механизма формирования и поддержания качества машиностроительной продукции в качестве элементов входят следующие механизмы.

В зоне венчурных инвестиций:

-инвестиционный механизм, позволяющий формировать и использовать инвестиционные ресурсы для создания качественной машиностроительной продукции;

-организационно-экономический механизм проведения научно-исследовательских работ, позволяющий отработать отдельные узлы, механизмы и обору-

дование в целом по характеристикам, согласованным в техническом задании с потребителем;

-организационно-экономический механизм проведения опытно-конструкторские работы, позволяющий организовать параллельную работу по отдельным этапам проектирования;

-организационно-экономический механизм изготовления, испытания и производства опытного образца и небольших партий оборудования;

-организационно-экономический механизм технологической подготовки серийного и массового производства машиностроительной продукции.

С выходом на рынок инвестиционный механизм начинает выполнять вторую функцию - поддержание качества машиностроительной продукции за счет коммерческих инвестиций.

При этом элементами организационно-

экономического механизма на данном этапе жизненного цикла продукции являются:

-организационно-экономический механизм, обеспечивающий выход продукции на рынок и рост объе-

мов продаж нового товара путем распространения информации о нем;

-организационно-экономический механизм поддержания качества машиностроительной продукции на стадии зрелости за счет обслуживания и ремонтов согласно графику ППР;

- организационно-экономический механизм проведения модернизации оборудования на стадии спада объемов продаж с повышением техникоэкономических параметров желательно до новой техники с продолжением жизненного цикла оборудования.

В этом случае жизненный цикл конструкции продляется на некоторый срок, определяемый ростом технико-экономических показателей новой техники того же функционального назначения.

Важным моментом является поддержание качества машиностроительной продукции на этапе зрелости, так как этот этап по продолжительности занимает пять-семь лет производства и еще десять лет эксплуатации, то есть производитель должен около 15 лет обеспечивать сервис своей конструкции (гарантийный срок службы, обеспечение запасными частями, обслуживание и ремонт).

Концептуальные основы повышения качества машиностроительной продукции требуют изменения в отношениях изготовитель-потребитель. Это значит, что производитель должен сопровождать свою продукцию на протяжении всего срока службы.

Необходимо учитывать, что затраты на изготовление машиностроительной продукции и ее цена приобретения потребителем значительно ниже затрат на обслуживание в процессе ее использования (рис. 3).

Рис. 3. Динамика затрат на производство, покупку и использование машины в процессе эксплуатации а - затраты на производство продукции; б - цена приобретения; в - затраты на эксплуатацию;

г - затраты на ремонт (средний - с, капитальный - к).

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

На рисунке видна динамика затрат на использование оборудования в процессе эксплуатации. При этом потребитель несет значительно большие затраты, чем на приобретение этого оборудования. А это значит, что производитель должен обеспечивать снижение затрат не только на производство машиностроительной продукции, но и затраты на ее использование в процессе эксплуатации.

Все указанные положения должна включать в себя и обеспечивать минимизацию затрат на производство и эксплуатацию концепция повышения каче-

ства машиностроительной продукции (рис. 4), которая формируется с учетом влияния внешней среды и внутренних возможностей изготовителя на основе концепции маркетинга (исследования конъюнктуры рынка, концепции развития производственной инфраструктуры, концепции управления персоналом (оплата и мотивация труда, подготовка и переподготовка кадров) и концепции формирования и поддержания партнерских отношений с потребителями машиностроительной продукции).

Рис. 4. Концепция формирования и повышения качества машиностроительной продукции

Из рисунка видно, что концепция формирования и повышения качества машиностроительной продукции представляет собой систему концепций, реализация которых позволяет добиваться успехов на рынке за счет высокого качества продукции.

Таким образом, экономическая категория «качество машиностроительной продукции» нами рас-

сматривается как состояние и непрерывный процесс создания и использования новой техники, отвечающей современному состоянию использования ресурсов и технологических возможностей изготовителя, определяющей ресурсосбережение в процессе ее производства (материалоемкости, трудоемкости и энергоемкости) и использования (затраты на содержание и эксплуатацию).

Качество машиностроительной продукции представляет собой системную модель, элементами которой являются качество проектирования, производства и эксплуатации, поэтому повышение качества необходимо проводить по всем его элементам.

Уровень качества машиностроительной продукции должен обеспечивать функциональные потребности потребителя по ее использованию в производстве высококачественной, конкурентоспособной продукции.

Литература

1. Мейердаль Г. Азиатская драма.

/Г.Мейердаль// Пантеон. 1968

Myrdal, G. Asian Drama. / Myrdal, G. Vol. 1-3. N.Y.: Pantheon. 1968.

2. Валкер, Р. Революция в управлении. /Р. Вал-кер// Долгосрочное планирование, №1, 1992, с. 9-21.

Walker, R. Rank Xerox - Management Revolution / R. Walker //Long Range Planning, 1992. - Vol. 25. - No 1. - P. 9 - 21.

3. Нагачима С. 100 советов по менеджменту. -Токио: Азиатская продуктовая организация, 1990.

Э 8 (4752) 63-75-52

Ключевые слова: качество, машиностроительная продукция, системная модель, 10 ключей, концепция, жизненный цикл

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.