Научная статья на тему 'Характеристика типа рынка машиностроительной продукции'

Характеристика типа рынка машиностроительной продукции Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
866
64
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
ЭКОНОМИНФО
Область наук
Ключевые слова
МАШИНОСТРОИТЕЛЬНАЯ ПРОДУКЦИЯ / ПОСТАВЩИКИ / ПРОИЗВОДИТЕЛИ / ПОТРЕБИТЕЛИ / МОНОПОЛИЯ / ОЛИГОПОЛИЯ / КАЧЕСТВО / ЦЕНА / MACHINE-BUILDING PRODUCTS / SUPPLIERS / MANUFACTURERS / CONSUMERS / MONOPOLY / OLIGOPOLY / QUALITY / PRICE

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Жариков Р. В.

В статье рассмотрены взаимоотношения поставщиков ресурсов, производителей и потребителей машиностроительной продукции и тип рынка этой продукции, ценообразование на данном рынке в зависимости от качества продукции

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

CHARACTERISTICS OF MARKETPLACE TYPES FOR MACHINE-BUILDING PRODUCTS

The article considers the interrelations between resource suppliers, manufacturers and consumers of machine-building products, and type of marketplace for such products, as well as pricing at this marketplace as related to product quality

Текст научной работы на тему «Характеристика типа рынка машиностроительной продукции»

ХАРАКТЕРИСТИКА ТИПА РЫНКА МАШИНОСТРОИТЕЛЬНОЙ ПРОДУКЦИИ Р.В. Жариков, канд. пед. наук, доцент

Тамбовский государственный технический университет, г. Тамбов

В статье рассмотрены взаимоотношения поставщиков ресурсов, производителей и потребителей машиностроительной продукции и тип рынка этой продукции, ценообразование на данном рынке в зависимости от качества продукции

Тип рынка определяется видом продукции, спросом на нее и взаимодействием субъектов рынка (производителей - продавцов и потребителей -покупателей).

Конкуренция на рынке характеризуется пятью силами, которые определил Портер. Для машиностроительной продукции силы конкуренции имеют тот же состав. Только машиностроительное предприятие чаще на рынке выступает как монополист, так как даже при одном и том же наименовании продукции, по типоразмеру или по функциональному назначению она разная. Например, заводы полимерного машиностроения производят вальцы:

-ОАО «Металлист», г. С.-Петербург производит вальцы лабораторные с диаметром валка 320 мм.

-ЗАО «Тамбовполимермаш» и ОАО «Ярполи-мермаш» производят вальцы с диаметром валка 800мм и длиной - 1500 мм. Однако ЗАО «Тамбовпо-лимермаш» производит вальцы подогревательные, а ОАО «Ярполимермаш» - вальцы дробильные. А это значит, что рынок оборудования можно отнести к

монополии, а по некоторым видам оборудования к олигополии.

На рынке важнейшим показателем машиностроительной продукции является ее качество. Каждый вид продукции имеет свои отличительные характеристики и подходы к определению качества. Продукция машиностроения представляет собой результат соединения процессов, материалов, прошлого и настоящего труда. От пропорций этих составляющих зависит качество продукции. Качество машиностроительной продукции во многом зависит от качества проектной документации, материалов и комплектующих изделий, от состояния оборудования, на котором производится изготовление деталей машин.

Отношения на рынке машиностроительной продукции довольно сложные, это объясняется, прежде всего, сложностью самой продукции и множеством участников в ее создании (проектировщики, поставщики ресурсов, в том числе комплектующих изделий), ее эмерджентностью [1]. На рисунке показаны взаимодействия участников рынка по управления качеством машиностроительной продукции (рис. 1).

Рис. 1. Схема управления качеством машиностроительной продукции

Из рисунка видно, что производитель контактирует с потребителем через рынок машиностроительной продукции и имеет обратную связь без посредников. Данная коммуникация позволяет потребителю высказывать свои требования к продукции машиностроения непосредственно производителю.

В ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 «продукция определена как результат процесса». В свою очередь процесс определен как «совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы». В этой связи продукция становится «результатом совокупности взаимосвязанных или взаимодействующих видов деятельности, преобразующих входы в выходы»

В ГОСТ Р ИСО 9000 - 2001 различается четыре общие категории продукции: услуги, программные средства, технические средства, перерабатываемые материалы.

Продукция машиностроения имеет собственные характеристики качества, свое назначение и использование. При этом она значительно отличается от товаров народного потребления. Отличительными характеристиками машиностроительной продукции являются следующие.

1 .Машиностроительная продукция обладает свойством эмерджентности, то есть отдельным ее элементам не присущи свойства и качество, которые присущи всей системе. При этом все элементы долж-

ны отвечать определенному уровню качества, а качество всей системы определяется элементом, который имеет наименьший уровень качества.

2.Машиностроительная продукция служит множество производственных циклов на протяжении нескольких лет. Поэтому ее качество зависит не только от первоначального уровня при проектировании и производстве, но и от возможностей поддержания его на протяжении всего срока службы. Продукция машиностроения является товаром длительного пользования. Нормами амортизации определен срок службы в производствах с вредными и тяжелыми условиями труда - 8 - 10 лет, а с нормальными условиями труда - 10 - 12 лет.

3.Машиностроительную продукцию можно приобретать в пользование или брать в лизинг. В этом случае производитель или посредник, сдавая в аренду оборудование, практически, одновременно инвестирует потребителя (рис. 2).

На рынке услуг капитала спросу на арендуемое оборудование соответствует предложение. При этом фирма-арендатор и фирма-собственник оборудования руководствуются известным принципом рационального поведения на рынке, продолжая наращивать объемы арендуемой (сдаваемой) техники до тех пор, пока предельный доход и предельные издержки от аренды дополнительной единицы не уровняются.

Срок аренды

Рис. 2. Равновесие фирмы-арендатора оборудования (Я-рыночная ставка рентных платежей)

На рисунке показано пересечение кривой спроса А с линией предложения - точкой равновесие арендатора оборудования: спросом на оборудование МС и предложением 8.

4.Потребителями машиностроительной продукции являются, как правило, промышленные, сельскохозяйственные, транспортные и другие предприятия.

В связи с тем, что машиностроение является фондообразующей отраслью, от качества и технического уровня его продукции зависит технический уровень производства в других отраслях экономики страны.

5.Потребность в машиностроительной продукции вторична; ее объемы и структура определяются технологией производства и объемами производимой

с ее помощью продукции, спрос на которую определяет спрос на продукцию машиностроения.

6.Потребители машиностроительной продукции являются посредниками между предприятиями - изготовителями и конечными потребителями.

7.Конечными потребителями результатов труда машиностроения являются физические лица.

8.Машиностроение отличается от других производств потребляемыми видами сырья и материалов.

9.Машиностроение отличается от других отраслей квалификацией и структурой кадров. В машиностроении работают высококвалифицированные кадры: конструкторы, технологи, электронщики, рабочие станочники, сборщики. Высокий квалификационный уровень имеют и контролеры качества продукции, использующие при контроле продукции различные технические средства.

10.На рынке товаров машиностроения работают квалифицированные покупатели, а закупки крупные и комплектные.

11.Продавая свою продукцию, машиностроительное предприятие берет на себя обязательства по обслуживанию этой продукции (сервис: шеф-монтаж и наладка, поставка запасных частей и ремонт оборудования с модернизацией).

12.Рынок продукции машиностроения в значительной степени отличается от рынка товаров народного потребления величиной сегмента, поставщиками и потребителями. Продукция машиностроения реализуется непосредственно заказчику, то есть канал распределения продукции един. В этой связи цена продукции машиностроения не содержит в себе наценок и прибыли торговых организаций.

13.Спрос на продукцию машиностроения не эла-

Например, на ЗАО «Тамбовполимермаш» часто рекламации получают по вине поставщиков комплектующих изделий, в частности электродвигателей. В таблице показаны объемы кооперации только по одному виду изделия ЗАО «Тамбовполимермаш» -форматор-вулканизатор.

Форматор-вулканизатор производится по кооперации с другими 36-ю предприятиями. А это значит, что только по изделиям, получаемым по кооперации, качество продукции зависит от качества поставок 36 предприятий. При этом в структуре цены, получаемые по кооперации изделия и полуфабрикаты составляют

стичен, а тип рынка, на котором работают машиностроительные предприятия, производящие продукцию промышленного назначения - монополистический, а точнее олигополистический. На рынке оборудования работают несколько предприятий, например на рынке полимерного машиностроения работают всего пять заводов, которые рассредоточены географически: в городах С.-Петербург, Тамбов, Ярославль, Ко-

строма, Кузнецк (Пензенской области).

14.Вход на рынок оборудования практически закрыт, высокими затратами на проектирование и технологию производства. В начале 90-х годов на рынок форматоров-вулканизаторов попытался войти Ижор-ский машиностроительный завод, но после выпуска пяти машин в течение трех лет по предоставленной документации НИИРТМашем отказался от этой затее из-за сложности технологии и высоких затрат. Это значит, что на рынке оборудования работают предприятия с глубокой специализацией.

15.Качество машиностроительной продукции складывается из нескольких составляющих: качества сырья и материалов, качества литья, качества полуфабрикатов со стороны и комплектующих изделий, качества обработки деталей, качества сборки, упаковки и транспортировки, качества монтажа и наладки, качества эксплуатации машин и оборудования [2]. В этой связи для достижения высокого качества продукции необходим операционный контроль и качественная подготовка кадров, которые будут заниматься эксплуатацией машиностроительной продукции (техники).

Особое влияние на качество машиностроительной продукции оказывают комплектующие изделия (таблица).

от 13,8 до 16,1 процента.

Повышение качества машиностроительной продукции требует определенного объема инвестиций, а значит и корректировки цены.

Моделирование динамики цен на продукцию более высокого качества проводится в условиях рыночного равновесия (Б = 8), точка А (рис. 3).

С ростом качественных характеристик производитель, затрачивая дополнительные материальные, трудовые и финансовые ресурсы, хотел бы, что естественно, вернуть их, увеличивая цену и иметь дополнительную прибыль.

Покупные изделия и полуфабрикаты в цене форматора-вулканизатора (тыс. руб.)

Показатели 1997 г. 2000 г. 2004 г. 2010 г.

1 .Покупные изделия 83,92 188,7 339,1 504,7

2.Покупные полуфабрикаты 70,23 144,1 382,3 576,8

Всего: 154,15 332,8 721,4 1081,5

Отпускная цена 1116,0 2072,5 5243,2 7797,2

Доля, проценты 13,8 16,1 13,8 14,0

П. /32 / / / /*х

/ _

С(02;82) А(О0; В(Д; Б,)

Э, 8

Рис. 3. Моделирование динамики цен на продукцию повышенного качества

Из рисунка видно, что продукция современного технического уровня и качества предлагается по равновесной цене Ро, продукция ниже качеством продается по цене Р1 (предложение 81), а продукция более высокого качества (предложение 82) предлагается по более высокой цене Р2.

В этом случае цена возрастает за счет двух составляющих:

Р2 = Р0 + АЗ + ЛП где АЗ - дополнительные затраты на повышение качества на единицу продукции, руб.

АП - дополнительная прибыль за более высокое качество продукции, руб.

Но с ростом цены спрос может снижаться до величины Бь тогда рыночное равновесие наступает в точке В, а цена снижается до величины Р1 . При этом предложение снижается до величины 81 пока потребители не удостоверятся в росте качественных характеристик новой продукции. В этом случае увеличивается спрос до Б2, растет предложение до 82, рыночное равновесие восстанавливается в точке С (рис. 6), а цена увеличивается до Р2. При этом могут возникнуть несколько ситуаций.

А). Конкуренты с менее качественными характеристиками своей продукции вытесняются с рынка, а производитель за счет роста масштаба производства (расширения своего сегмента рынка) получает дополнительную прибыль путем снижения постоянных затрат на единицу продукции.

Б). Расширяя свой сегмент рынка производитель восстанавливает цену до Р0, восстанавливая первоначальное равновесие в точке А. При этом дополни-

тельную прибыль производитель имеет, как и в первом случае, за счет роста масштаба производства.

В).Производитель, проводя агрессивную маркетинговую стратегию, устанавливает цену изделия до Р1 , восстанавливая рыночное равновесие в точке С, получая при этом сверх прибыль за счет более высокой цены и роста масштаба производства.

Машиностроительная продукция всегда приобретается заказчиком для достижения своих экономических или социально-общественных целей. То есть за счет применения продукции машиностроения заказчик достигает запланированных результатов (увеличение уровня прибыли, снижение себестоимости и т.д.).

Литература

1. Жариков Р.В. Концепция формирования и поддержания качества машиностроительной продукции. /Р.В.Жариков// Организатор производства. -М.: Изд-во «Экономика и финансы» - 2010. - №2 (45). -С. 59-65. - 0,7 п. л.

2. Жариков, Р.В. Формирование конкурентно-партнерских отношений на российском рынке /Р.В.Жариков // Организатор производства. Изд-во «Экономика и финансы» - 2006. - №4(31). - С. 88-91. - 0,6 п. л.

^ (+7)4752 51-18-87

Ключевые слова: машиностроительная продукция, поставщики, производители, потребители, монополия, олигополия, качество, цена.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.