Вестник Челябинского государственного университета. 2012. № 33 (287). Политические науки. Востоковедение. Вып. 13. С. 7—11.
ГЕОПОЛИТИКА
И ПРОБЛЕМЫ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ
3
Р. С. Мухаметов
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКИЕ КОНЦЕПЦИИ СССР:
ОТ ПРОЛЕТАРСКОГО ИНТЕРНАЦИОНАЛИЗМА ДО НОВОГО МЫШЛЕНИЯ
Излагаются основные внешнеполитические концепции СССР. Много внимания уделено принципам пролетарского интернационализма и мирного сосуществования государств. Подробному анализу подвергается доктрина Брежнева. Дается ясное представление об основных принципах Нового политического мышления.
Ключевые слова: пролетарский интернационализм, мировая революция, мирное сосуществование, доктрина Брежнева, Новое политическое мышление.
Внешняя политика любого государства является не только результатом каких-либо конкретных шагов или действий политиков и дипломатов, но это еще и итог неких осмысленных долговременных целей, программ или подходов в реализации и защите национальных интересов страны. Иными словами, реализация внешней политики подразумевает наличие определенных доктрин или концепций, т. е. идейно-теоретического фундамента. Опыт истории (по крайней мере, XX века) свидетельствует, что нет такого государства, военно-политическое руководство которого не стремилось бы формировать его внешнюю политику, опираясь на определенную систему теоретикополитических принципов.
Внешнеполитические концепции страны в XX столетии менялись кардинально. После Октябрьской революции 1917 года внешняя политика страны обрела принципиально новую идеологическую основу по сравнению с внешнеполитической деятельностью ее предшественницы - царской России. Новая внешнеполитическая доктрина означала, по существу, полное отрицание предыдущего состояния и начало принципиально нового.
Ленинская внешнеполитическая доктрина базировалась на двух принципах, а именно:
пролетарского интернационализма и мирного сосуществования.
Первый предполагал поддержку коммунистических партий и антиимпериалистических движений, помощь международного рабочего класса в борьбе против мировой капиталистической системы и поддержку антиколониальных национальных движений. При расширительной интерпретации такого принципа можно обосновать возможность вмешательства СССР в дела практически любого региона мира, где наблюдались признаки проявления национально-освободительной борьбы и межэтнических споров.
В практическом плане концепция пролетарского интернационализма получила воплощение в создании в 1919 году Коммунистического Интернационала (Коминтерна). Коминтерн, созданный по инициативе и при активнейшем участии РКП(б) и лично В. И. Ленина, с самого начала своего существования был тесно связан идейно-политически и организационно с Советской Россией, с российской компартией и материально зависел от нее. Центральная задача Коминтерна и одна из решающих причин его создания - мировая революция. Иными словами, революционное движение должно распространиться по всему миру, выйти
за границы РСФСР. Как сказано в Манифесте Коминтерна, «наша задача состоит в том, чтобы обобщить революционный опыт рабочего класса, очистить движение от предательской примеси оппортунизма и социал-патриотизма, объединить усилия всех истинно-революционных партий мирового пролетариата и тем облегчить и ускорить победу коммунистической революции во всем мире»1.
Другой принцип - «мирное сосуществование» - определял отношения СССР с капиталистическими странами. Эта концепция не была представлена в форме единого документа. Она складывалась постепенно и состояла из трех основных постулатов.
Во-первых, концепция мирного сосуществования предусматривала возможность нормализации отношений и полноценного сотрудничества Советской России и Союза ССР с капиталистическими странами на межгосударственном уровне. В первую очередь имелось в виду налаживание торгово-экономических связей с окружающим миром.
Во-вторых, концепция мирного сосуществования, провозглашая отказ от прямого военного столкновения с капиталистическими странами, выдвигала на передний план тактику мирной дипломатии посредством «игры на межимпериалистических противоречиях». Советское государство должно было использовать эти противоречия в интересах социализма. Задачей советской дипломатии было не просто восстановление контактов с внешним миром, а активное маневрирование в международном сообществе и участие в конкуренции за выход на наиболее благоприятные позиции в решении вопросов мировой политики без использования военных методов2.
В ленинской внешнеполитической доктрине принцип мирного сосуществования был востребован самой жизнью, был вынужден опираться на существующие политические реалии, учитывать сложившийся баланс мировых сил. После завоевания власти В. И. Ленину очень скоро стало ясно, что для ее удержания, для перехода к социалистическому строительству России необходима мирная внешняя среда. Для этого пришлось вступать в соглашения с правительствами капиталистических государств. На заседании ВЦИК от 17 июня 1920 года нарком по иностранным делам РСФСР Г. В. Чичерин заявил, что «наш лозунг был и остается один и тот же - мирное сосуществование с другими правительствами, каковы
бы они ни были. Сама действительность привела нас к необходимости создания длительных отношений между рабоче-крестьянским правительством и капиталистическими правительствами. Эти длительные отношения нам повелительно навязываются экономической действительностью»3.
Таким образом, руководство РКП(б) столкнулось с противоречием, связанным с тем, что Советская Россия, с одной стороны, инициировала и распространяла среди коммунистов разных стран идею подготовки мировой революции, а с другой стороны, оказавшись в капиталистическом окружении, должна была после окончания Гражданской войны и иностранной интервенции проводить политику мирного сосуществования с капиталистическими державами, развивать с ними торгово-экономические отношения.
Итак, ленинская внешнеполитическая доктрина покоилась на двух противоречивых основаниях: на идеологизированном принципе пролетарского интернационализма, в соответствии с которым Союз ССР всемирно поддерживал коммунистическое и национальноосвободительное движения в мире, надеясь на неизбежную в перспективе мировую революцию, и на прагматической установке на мирное сосуществование государств с различным общественным строем, подразумевавшей нормализацию межгосударственных отношений с различными странами.
Советский Союз на протяжении почти всего периода своего существования руководствовался внешнеполитической доктриной, основы которой были сформулированы В. И. Лениным. Впоследствии она претерпела определенные изменения, однако принципиальная смена курса Москвы произошла только при М. С. Горбачеве.
С конца 1920-х годов одна из центральных задач Коминтерна состояла в укреплении советской власти в России. Другими словами, Сталин подчинил организацию интересам внешней политики СССР. Так, на 6-м конгрессе Коминтерна, который проходил в июле-сентябре 1928 года, была принята программа, которая фиксировала «обязательства международного пролетариата» перед Советским Союзом, а именно защиту государства пролетарской диктатуры от нападения капиталистических держав всеми доступными средствами. В частности, в программе говорилось, что «со своей стороны международный пролетариат...
обязан способствовать успехам социалистического строительства в СССР и всеми мерами защищать его от нападения со стороны капиталистических держав»4. В соответствии с ранее высказанной мыслью эти обязательства конкретизировались: «В случае нападения империалистических государств на СССР и войны против него международный пролетариат должен ответить самыми смелыми и решительными массовыми выступлениями и борьбой за свержение империалистических прави-тельств»5.
Таким образом, из организации по проведению мировой революции Коминтерн превратился во вспомогательный орган советской внешней политики. По мнению Н. И. Капчен-ко, самой главной чертой внешнеполитической стратегии Сталина был именно радикальный пересмотр взглядов на мировую революцию. Во многих случаях идея мировой революции рассматривалась Сталиным уже не как главная и «конечная» цель, а как средство, подчиненное национальным интересам Союза ССР6.
В целом, в советской внешней политике 20-30-х годов идеологические императивы постепенно начали уступать место прагматическим соображениям. Ключевым элементом внешнеполитической концепции Сталина, ее стержнем являлось обеспечение национальных интересов.
В конце 1960-х годов в лексикон западных политиков и общественных деятелей вошло выражение «доктрина Брежнева», когда дело касалось политики Советского Союза в отношении других стран. Основные положения доктрины были сформулированы генеральным секретарем ЦК КПСС Л. И. Брежневым на 5-м съезде Польской объединенной рабочей партии в ноябре 1968 года. Доктрина, признавая наличие слабых звеньев в социалистическом лагере, возможность реставрации капитализма, объявляла целью всех социалистических стран сохранение целостности социалистического лагеря. Брежнев заявил, что «КПСС всегда выступала за то, чтобы каждая социалистическая страна определяла конкретные формы своего развития по пути социализма с учётом специфики своих национальных условий. Но известно, товарищи, что существуют и общие закономерности социалистического строительства, отступление от которых могло бы повести к отступлению от социализма как такового. И когда внутренние и внешние силы, враждебные социализму, пытаются повернуть
развитие какой-либо социалистической страны в направлении реставрации капиталистических порядков, когда возникает угроза делу социализма в этой стране, угроза безопасности социалистического содружества в целом, - это уже становится не только проблемой народа данной страны, но и общей проблемой, забо-
^ 7
той всех социалистических стран»7.
Считается, что в наиболее концентрированном виде доктрина Брежнева была изложена в газете «Правда», где 26 сентября 1968 года появилась статья «Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран». Суть ее сводилась к тому, что каждая коммунистическая партия несет ответственность не только перед своим народом, но и перед всеми странами социализма и всем мировым коммунистическим движением. Автор статьи пишет, что «народы социалистических стран, коммунистические партии безусловно имеют и должны иметь свободу для определения путей развития своей страны. Однако любое их решение не должно наносить ущерб как социализму, так и коренным интересам других социалистических стран, всему мировому рабочему движению, ведущему борьбу за соци-ализм»8.
Таким образом, можно сказать, что доктрина Брежнева (или, как подметил руководитель СФРЮ Иосип Броз Тито, доктрина ограниченного суверенитета) провозглашала право Советского Союза вмешиваться во внутренние дела стран Варшавского договора для того, чтобы предотвратить их выход из социалистического лагеря (например, Венгрия, Чехословакия).
Став Генсеком в марте 1985 года, М. С. Горбачев инициировал пересмотр всей концептуальной базы внешней политики СССР. Стремление подчеркнуть изменения во внешней политике страны нашло отражение в кадровых перестановках. Вместо А. Громыко, возглавлявшего МИД СССР в течение 30 лет, министром в июле 1985 года был назначен бывший первый секретарь ЦК Компартии Грузии Э. Шеварднадзе. Положения новой внешнеполитической концепции просматривались на проходившем в феврале-марте 1986 года XXVII съезде КПСС. В более целостном виде концепция «новое мышление» была сформулирована в книге М. С. Горбачева «Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира», которая в 1987 году была опубликована в СССР и на Западе. В декабре 1988 года
концепция была озвучена советским лидером на сессии Генеральной Ассамблеи ООН.
Таким образом, на рубеже 1987-1988 годов возникает новая внешнеполитическая доктрина, получившая название «Новое политическое мышление». Основные принципы новой внешнеполитической концепции сводились к следующим:
- отказ от вывода о расколе современного мира на две противоположные общественнополитические системы (социалистическую и капиталистическую), признание его единым и взаимозависимым;
- отказ от принципа пролетарского (социалистического) интернационализма;
- признание приоритета общечеловеческих ценностей над любыми другими (классовыми, национальными, идеологическими);
- отказ от применения силы или угрозы силы, объявление переговоров и диалога в качестве универсального средства решения международных спорных вопросов, урегулирования конфликтов.
Одна из центральных позиций в философии Нового мышления выражалась в том, что приоритет отдавался общечеловеческим интересам и ценностям. Исходя из идеи «нового политического мышления», М. С. Горбачев и его сторонники говорили о необходимости скорректировать идеологию марксизма-ленинизма в направлении признания приоритета общечеловеческих ценностей над всеми остальными -классовыми, национальными, государственными.
В основу Нового политического мышления была положена и идея обеспечения выживания человеческой цивилизации. Отсюда возникает требование интернационализация глобальных проблем. Советский лидер считал, что «другая столь же очевидная реальность нашего времени - возникновение и обострение так называемых глобальных проблем, которые тоже приобрели жизненное значение для судеб цивилизации. Речь идет о сбережении природы,
о критическом состоянии окружающей среды, воздушного бассейна и океанов, о традиционных ресурсах планеты, которые, оказалось, не безграничны»9.
Коренному пересмотру были подвергнуты и провозглашенные прежними советскими лидерами внешнеполитические подходы к отношениям со странами социализма. М. С. Горбачев заявлял о необходимости обеспечить каждому народу права на выбор собственного пути раз-
вития. Советский лидер считал, что «каждый народ, каждая страна имеют право распоряжаться своей судьбой, своими ресурсами, суверенно определять свое социальное развитие»10. Данное положение Нового мышления вступало в противоречие с проводившимся Советским Союзом в предшествующие десятилетия принципом социалистического интернационализма, подразумевавшим возможность в случае возникновения «угрозы социалистическим завоеваниям» в той или иной стране применения любых, в том числе и военных мер, для «защиты социалистического строя». На Западе провозглашение права «свободы выбора» было расценено как отказ Союза ССР от доктрины Брежнева.
Внешнеполитический курс, взятый Советским Союзом осенью 1989 года и характеризующийся отказом от удержания любой ценой в сфере своего влияния восточноевропейских и иных зависимых от СССР стран, получил шутливое название Доктрина Синатры. Это название, наиболее популярное в США, восходит к выступлению представителя МИД СССР Геннадия Герасимова в популярной американской телевизионной программе «Доброе утро, Америка» 25 октября 1989 года. В своём комментарии Герасимов в шутку назвал новую внешнеполитическую доктрину СССР доктриной Фрэнка Синатры, имея в виду его знаменитую песню «Я это делал на свой лад» (I Did It My Way)11.
Кроме того, во главу угла был поставлен тезис о том, что главными факторами обеспечения безопасности государства должны стать не военные, а политические средства. По мнению советского лидера, «социализм безоговорочно отвергает войны как средство разрешения международных политических и экономических противоречий, идеологических споров. Наш идеал - мир без оружия и насилия»11.
Отношения между различными государствами советский лидер предлагал строить на основе «баланса интересов», под которым понималась важность учета не только собственных национальных интересов, но и интересов других стран. Добиться безопасности страны можно лишь при учете интересов других народов и государств - таково было основополагающее положение нового курса на международной арене.
Таким образом, кардинальному пересмотру были подвергнуты все основные догматы, составлявшие на протяжении многих десятиле-
тий идеологическую основу внешней политики Союза ССР.
Итак, в настоящей статье мы постарались рассмотреть эволюцию основных внешнеполитических концепций Союза ССР, проанализировать их особенности и преемственность.
Примечания
1 Манифест Коммунистического интернационала // Коммунистический интернационал в документах. 1919-1932. М., 1933. С. 53-54.
2 См.: Системная история международных отношений : в 4 т. 1918-1991. Т. 1. 1918-1945 / под ред. А. Д. Богатурова [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.obraforum.ru.
3 Доклад Народного комиссара по иностранным делам РСФСР Г. В. Чичерина на заседании ВЦИК от 17 июня 1920 г. // Документы внешней политики СССР. Т. 2. М. : Политиздат, 1958. С. 639.
4 Программа и устав Коминтерна. М. : Партиз-дат ЦК ВКП(б), 1936. С. 130.
5 Там же. С. 131.
6 См.: Капченко, Н. И. Внешнеполитическая концепция Сталина // Междунар. жизнь. 2005. № 9. С. 104.
7 Брежнев, Л. И. О внешней политике КПСС и Советского государства : речи и статьи. М. : Политиздат, 1972. С. 79-80.
8 Ковалев, С. Суверенитет и интернациональные обязанности социалистических стран // Правда. 1968. 26 сент. С. 4.
9 Горбачев, М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М., 1987. С. 139.
10Горбачев, М. С. Избранные речи и статьи. Т. 4. М., 1987. С. 56.
11 См.: Доктрина Синатры [Электронный ресурс]. иЯЬ : http://www.ru.wikipedia.org.