6. Politologiya. Entsiklopedicheskij slovar' [Political science. The encyclopedic dictionary] / under the editorship of Yu. I. Averyanov. Moscow. 1993. P. 320.
7. The memorable book of the Vyatka province and calendar for 1905. Sh. 22. (in Russ.)
8. Ibid. Sh. 24.
9. State Archive of the Kirov Region. Vol. 33. F. 1.818. Sh. 2.
10. State Archive of the Kirov Region. Vol. 714. F. 1.119. Sh. 347.
11. YuT «Dlya umelyh ruk» ["For Skilful Hands"] No. 8. Annex to the magazine «YUnyj tekhnik» [Young Technician]. Moscow. 1990. P. 13.
12. Ibid.
13. State Archive of the Kirov Region. Vol. 33. F. 2 F 929. The whole file.
14. State Archive of the Kirov Region. Vol. 582. F. 146. 174. Sh. 1.
УДК 327
И. З. Герштейн
Фактор мессианизма во внешней политике СССР
В данной статье рассматривается эволюция концептуальных основ внешней политики Советского государства от классовой мессианистской к национально-государственной, а затем к либеральной мессианистской. Согласно марксистской теории, в коммунистическом обществе государство отмирает. В реальности советское государство стало основным гарантом поступательного развития общества, это привело к постепенному отказу от классовой парадигмы в пользу национальной. Важным фактором стала международная обстановка, неготовность других стран принять «мировую революцию». Вторая мировая война была выиграна под национальными лозунгами, ретушированными коммунистической идеей. Впоследствии внутренние и внешние факторы заставили советское правительство вернуться к мессианизму, только не классовому, а либеральному. Автор анализирует зависимость эффективности внешней политики от приверженности к тем или иным базовым концептам.
In this article consider the evolution of the conceptual basis of foreign policy soviet state from class-messianic character of doctrine, to nation-state, next to liberal-messianic character their evolution. The State disappears under situations of communist society according to Marxist theory. In reality the Soviet state became the main guarantor of the progressive development society, It lead to gradual renunciation of class paradigm and transition to national one. International situation is important factor; the most countries were unready to "world revolution". The Second World War was win under national slogan masked by communist idea. Later internal and external factors forced the soviet government return to liberal Mechanism but not class Mechanism. Author analysis dependence efficacy of foreign policy of devotion either, one or another doctrine.
Ключевые слова: мессианизм, внешняя политика СССР, концептуальные основы внешней политики, национально-государственные интересы.
Keywords: mechanism, foreign policy of USSR, conceptual basis of foreign policy, national-state interests.
Мессианизм (мессианство) - историко-социологическая концепция, отводящая тому или другому народу исключительную, ведущую роль в историческом процессе (мессианизм национальный) [1]. В истории советского государства этот фактор сыграл важнейшую роль. Внешняя политика советского государства с момента его создания базировалась на мессианских идеях. Изначально советский мессианизм носил не национальный, а классовый характер. Уже в «Декрете о мире» советское правительство обращалось не только к руководству воюющих держав, но и к их рабочему классу, намекая на необходимость мировой революции: «Временное Рабочее и Крестьянское Правительство России обращается также в особенности к сознательным рабочим трех самых передовых наций человечества и самых крупных участвующих в настоящей войне государств; Англии, Франции и Германии. Рабочие этих стран оказали наибольшие услуги делу прогресса и социализма... поймут лежащие на них теперь задачи освобождения человечества от ужасов войны и ее последствий, что эти рабочие все-
© Герштейн И. З., 2014 52
сторонней, решительной и беззаветно энергичной деятельностью своей помогут нам успешно довести до конца дело мира и имеете с тем дело освобождения трудящихся и эксплуатируемых масс населения от всякого рабства и всякой эксплуатации» [2].
Первым итогом подобных мессианистских усилий становится Брест-Литовский мирный договор [3], один из самых «черных» и позорных документов в истории советской дипломатии. Бурная и негативная реакция российского общества на это соглашение наглядно показала его неготовность жертвовать национальными интересами во имя классовых.
Идея о неизбежности скорой мировой революции привела к созданию специальной структуры для координации действий мирового коммунистического движения - Коминтерна. На первом заседании учредительного съезда Коммунистического Интернационала 2 марта 1919 г. В. И. Ленин торжественно заявил: «...не только в России, но и в наиболее развитых капиталистических странах Европы, как, например, в Германии, Гражданская война стала фактом...» [4] - и провозгласил, что «победа за нами, победа всемирной коммунистической революции обеспечена» [5].
Выпущенный по итогам конгресса «Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира» заканчивался призывом: «Пролетарии всех стран! В борьбе против империалистского варварства, против монархии, против привилегированных сословий, против буржуазного государства и буржуазной собственности, против всех видов и форм классового или национального гнета - объединяйтесь!
Под знаменем рабочих советов, революционной борьбы за власть и диктатуру пролетариата, под знаменем III Интернационала, - пролетарии всех стран, соединяйтесь!» [6]
Учитывая тот факт, что на момент первого конгресса Коминтерна относительно уверенные позиции советская власть имела только в России, данный призыв можно было бы расценить как претензию на мировое лидерство, если не принимать во внимание классового мессианизма тогдашнего российского правительства.
В самой России интервенция иностранных государств, «помощь» Антанты в борьбе с большевизмом вынудили советское правительство внести первые, еле заметные ростки национальной идеи в свою мессианистскую классово-интернациональную концепцию. Последняя господствовала в качестве действующей концепции советской внешней политики до советско-польской войны, когда волшебная тень мировой революции еще маячила перед советскими лидерами. В обращении «Ко всем рабочим, крестьянам и честным гражданам России», выпущенном в апреле 1920 г. после провала советско-польских переговоров, классовые и национальные аргументы были тесно переплетены. Однако утверждение, что «после разгрома банд Пилсудского независимость Польши останется для нас неприкосновенной. С польским пролетариатом и польским крестьянством, которые станут полными хозяевами своей страны, мы без труда установим братский союз. Только общий нам шля-хетско-буржуазиый враг разделяет нас» [7], подтверждает приоритет классово-мессиа-нистской идеи во внешней политике советского правительства на тот момент. В таком же тоне выстроено и «Обращение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета к рабочим, крестьянам и солдатам Польши» от 7 мая 1920 г.: «Разгромив ваших панов, Советская власть предоставит польскому народу право устраивать свою жизнь по собственному усмотрению. Захотите ли вы сохранить у себя современный порядок или возьмете землю и фабрики в собственные руки - это решите вы сами, польские рабочие и крестьяне» [8]. Едва вернувший свой суверенитет польский народ решительно сделал свой выбор в пользу национальных, а не классовых ориентиров, и нанес серьезный удар по концепциям пролетарского мессианизма.
После завершения Гражданской войны и иностранной интервенции спор о возможности построения социализма в одной отдельно взятой стране стал одной из главных тем внутрипартийных дискуссий. Эта полемика имела два значения - с одной стороны, выбор модели национально-государственной идентичности [9]; с другой - выбор парадигмы внешней политики советского государства. Можно условно выделить две группы внутри партии: «националистов» и «интернационалистов». Интернационалистов возглавлял Л. Д. Троцкий, «националистов» - И. В. Сталин. По мере того как перспектива мировой революции становилась все более и более призрачной, приоритет построения нового, советского, государства в России оказывался все более очевидным. Укреплялись позиции И. В. Сталина. В 1924 г., в речи на смерть В. И. Ленина, он говорил не только о «необходимости добровольного союза народов нашей страны.
братского их сотрудничества в рамках Союза Республик» [10], но и о том, что «Ленин никогда не смотрел на республику Советов как на самоцель. Он всегда рассматривал ее как необходимое звено для усиления революционного движения в странах Запада и Востока, как необходимое звено для облегчения победы трудящихся всего мира над капиталом» [11]. Однако вскоре в том же 1924 г. он пишет: «Победа социализма в одной стране, если даже эта страна является менее развитой капиталистически, при сохранении капитализма в других странах, если даже эти страны являются более развитыми капиталистически, - вполне возможна и вероятна» [12]. Троцкий исходил из того, что «без прямой государственной поддержки европейского пролетариата рабочий класс России не сможет удержаться у власти и превратить свое временное господство в длительную социалистическую диктатуру» [13]. Этой точки зрения, сформулированной задолго до Октября, он не изменил до конца.
По мере усиления позиций И. В. Сталина и после его окончательной победы концепция советской внешней политики приобретает два уровня - декларативный и реальный. На первом классовый подход и «пролетарский интернационализм» по-прежнему остаются базой внешней политики СССР. На втором внешняя политика все больше строится исходя из национальных интересов Советского Союза. «Не отрицая неизбежности мировой революции, Сталин начал трактовать ее как "целый стратегический период, охватывающий целый ряд лет, а, пожалуй, и ряд десятилетий". Революционный процесс утрачивал всякие временные рамки, превращаясь в набор периодически возникающих ситуаций, благоприятных для ниспровержения капитализма» [14]. Тем не менее, как считает автор, «сам Сталин, думается, вплоть до 1931 г. не был до конца уверен в правильности выбранной стратегии и периодически пытался не без помощи Коминтерна нагнетать напряженность в той или иной стране, прощупывая ее готовность стать новым очагом мировой революции. Не случайно выходивший в отставку с поста наркома иностранных дел Георгий Васильевич Чичерин в подготовленной для своего преемника записке сетовал, что его выступления на заседаниях политбюро ЦК ВКП(б) по вопросам западной политики постоянно отвергались как "нереволюционные"» [15].
Внешняя политика СССР 30-х гг. XX в., прикрываясь мессианистской риторикой, была в значительной степени ориентирована на национальные интересы. Великая Отечественная война окончательно закрепила национальный характер советской внешней политики и, одновременно, дала мощнейший импульс ее мессианистской составляющей.
Шок от поражений первых дней был так силен, что грозил парализовать волю к сопротивлению и окончательно подорвать доверие к советской власти. Третьего июля 1941 г., впервые с начала войны, И. В. Сталин обратился к народу. Его речь произвела громадное впечатление. Трижды Герой Советского Союза, самый результативный истребитель советских ВВС И. Н. Кожедуб, тогда инструктор Чугуевской школы летчиков, в своих мемуарах отмечает, что эта речь заставила его расстаться с «романтическим восприятием войны» [16], понять всю серьезность положения. Речь И. В. Сталина произвела впечатление не только на армию. Само обращение к народу «братья и сестры... » было наполнено признанием семейственности и единения перед лицом врага. Обращение к традиционной для России модели идентичности позволило И. В. Сталину в речи 3 июля не только объяснить причины военных неудач, но и поставить перед страной вопрос о ее существовании: «Враг жесток и неумолим. Он ставит перед своей целью захват наших земель, политых нашим потом, захват нашего хлеба и нашей нефти, добытых нашим трудом. Он ставит своей целью... разрушение национальной культуры и национальной государственности русских, украинцев, белорусов, литовцев, латышей, эстонцев, узбеков, татар, молдаван, грузин, армян, азербайджанцев и других свободных народов Советского Союза, их онемечение, их превращение в рабов немецких князей и баронов. Дело идет, таким образом, о жизни и смерти Советского государства, о жизни и смерти народов СССР, о том - быть ли народам Советского Союза свободными или впасть в порабощение» [17]. Это внутриполитическое по своей сути обращение символизировало окончательную трансформацию советского внешнеполитического курса из интернационально-классового в национально-государственный. В практике межгосударственных отношений этот переход состоялся раньше и ознаменован был смещением Г. Е. Зиновьева с поста руководителя Коминтерна, но именно Великая Отечественная война и, конкретно, речь И. В. Сталина 3 июля 1941 г. могут считаться точкой окончательного синтеза классо-во-мессианистской и национальной концепций внешней политики СССР в единую. Советский внешнеполитический мессианизм стал национальным.
Новый советский мессианизм принципиально отличался от старого. Победа над фашизмом, одержанная во Второй мировой войне, признается значимым достижением во всем мире. Можно утверждать, что в политической истории человечества ни одно событие не получало более положительной оценки, чем исход войны 1939-1945 гг. [18] Налицо был свершившийся факт советского мессианизма.
Первые послевоенные десятилетия стали вершиной мессианистского сознания в СССР. Соответствующим образом была выстроена и внешняя политика. Биполярная система международных отношений идеально подходила для модели «борьбы добра со злом», где каждая сторона, разумеется, ассоциировала себя с «силой света», которая борется против «тьмы». Показательна знаменитая речь Н. С. Хрущева 12 октября 1960 г. во время заседания 15-й сессии ООН, которая была посвящена борьбе с колониализмом. «Я говорил и вновь повторяю: советский народ на стороне тех, кто борется за освобождение от колониального гнета, за свободу и независимость!» [19] Эти настроения отнюдь не были официальной декларацией. А. Д. Сахаров в своей автобиографии так описывает мотивы своей деятельности по созданию ядерной бомбы: «Все мы тогда были убеждены в жизненной важности этой работы для равновесия сил во всем мире и увлечены ее грандиозностью» [20].
«Холодная война» была борьбой двух мессианистских проектов - советского и американского. В подобном споре преимущество получает тот, кто больше верит в «спасительность» своей идеи. Меньшая гибкость советской системы, оказавшейся неспособной адаптироваться к изменениям, вызванными научно-технической революцией, привела к постепенному разочарованию в обществе. Внешняя политика СССР по-прежнему базировалась на национальных и мессианистских идеях, но безусловная поддержка внешнеполитического курса страны большинством советских людей постепенно терялась.
Ярким примером разочарования советского человека во внешней политике СССР стала правозащитная деятельность великого советского физика А. Д. Сахарова. «Отец» советской водородной бомбы в своих «Размышлениях» отрицал советский внешнеполитический мессианизм и заменял его «общечеловеческим». «Капиталистический мир не мог не породить социалистического; но социалистический мир не должен разрушать методом вооруженного насилия породившую его почву - это было бы самоубийством человечества в сложившихся конкретных условиях. Социализм должен облагородить эту почву своим примером и другими косвенными формами давления и слиться с ней» [21].
Официальная внешняя политика Советского Союза оставалась на национально-мессиа-нистских позициях до середины 80-х гг. XX в. В отчетном докладе на XXV съезде КПСС Л. И. Брежнев утверждал: «Мы на стороне сил прогресса, демократии и национальной независимости... относимся к ним как к своим друзьям» [22].
Внешнеполитический курс советского государства меняется после прихода к власти М. С. Горбачева и начала перестройки. В своей знаменитой книге «Перестройка и новое мышление... » новый советский лидер провозгласил, что «нужно освобождать политические позиции от идеологической нетерпимости. Нельзя переносить идеологические разногласия в сферу межгосударственных отношений... ибо идеологии могут быть полярными, а интерес выживания... является всеобщим и высшим» [23]. Национальный мессианизм уступил место детерминанте «общечеловеческих ценностей», которые стали считаться спасительными. «В XX веке... человечество должно признать жизненную необходимость приоритета общечеловеческого как главного императива эпохи» [24]. Итог этих изменений в парадигме внешней политики СССР хорошо известен - через несколько лет Советский Союз перестал существовать и как сверхдержава на мировой арене, и как государство на политической карте мира.
Приведенный выше обзор позволяет сделать следующие выводы:
1. Фактор мессианизма играл существенную роль в формировании и проведении внешнеполитического курса советского государства с первого и до последнего дня его существования. Основания мессианизма в разные периоды значительно отличались друг от друга: классовые, национальные, «общечеловеческие», но этот феномен присутствовал всегда.
2. В стратегических парадигмах, когда национальные интересы государства приносились в жертву мессианской идее, классовой или «общечеловеческой», советское государство всегда терпело серьезные неудачи на международной арене. Напротив, в случае подкрепления национальных интересов мессианской подоплекой, соединения этих идеологем СССР играл ведущую роль в международных отношениях своего времени.
Соответственно, во внешней политике мессианизм никогда не может заменить собой национальных интересов, но в случае встраивания во внешнеполитическую концепцию, построенную на их строгом учете, может «освятить» ее и усилить мотивацию по реализации поставленных целей и задач.
Примечания
1. Социологический энциклопедический словарь / ред.-координатор Г. В. Осипов. М.: Инфра-М: Норма, 1998. С. 176.
2. Декрет о мире. Принят II Всероссийским Съездом Советов 26 октября (8 ноября) 1917 г. // Документы внешней политики СССР. Т. 1. М.: Изд-во полит. лит., 1957. С. 13-14.
3. Мирный договор между Советской Россией, с одной стороны, и Германией, Австро-Венгрией, Болгарией и Турцией - с другой стороны // Документы внешней политики СССР. Т. 1. С. 47-51.
4. Первый конгресс Коминтерна. Протоколы заседаний. Заседание первое. 2 марта 1919. М.: Парт. изд-во, 1933. С. 3.
5. Там же. С. 4.
6. Манифест Коммунистического Интернационала к пролетариям всего мира // Первый конгресс Коминтерна. М.: Парт. изд-во, 1933. С. 211.
7. Ко всем рабочим, крестьянам и честным гражданам России. 29 апреля 1920 г. // Документы внешней политики СССР. Т. 2. М.: Изд-во полит. лит., 1958. С. 495.
8. Обращение Всероссийского Центрального Исполнительного Комитета к рабочим, крестьянам и солдатам Польши. 7 мая 1920 г. // Документы внешней политики СССР. Т. 2. С. 509.
9. Герштейн И. З. Государство как фактор смены национально-государственных идентичностей в процессе распада СССР и создания Российской Федерации: автореф. дис. ... канд. полит. наук. Н. Новгород, 2011. С. 17-18.
10. Сталин И. В. По поводу смерти Ленина. Речь на II Всесоюзном Съезде Советов 26 января 1924 года // Слово товарищу Сталину / сост. Р. И. Косолапов. М.: Изд-во Эксмо, 2002. С. 13.
11. Там же. С. 14.
12. Сталин И. В. Октябрьская революция и тактика русских коммунистов. Предисловие книги «На путях к Октябрю» // Слово товарищу Сталину. С. 26.
13. Троцкий Л. Д. Итоги и перспективы // Троцкий Л. Д. Наша революция. СПб.: Изд. Глаголева, 1906. С. 278.
14. Пантелеев М. Четверть века Коминтерна, или Шагреневая кожа интернационализма // История: электронный ж-л. 2002. № 24. URL: http://his.1september.ru/2002/24/1.htm
15. Там же.
16. Кожедуб И. Н. Верность Отчизне. Ищущий боя. М.: Яуза: Эксмо, 2006. С. 154.
17. Сталин И. В. К вам обращаюсь я, друзья мои! Выступление по радио 3 июля 1941 года // Слово товарищу Сталину. С. 196.
18. Герштейн И. З. Великая Отечественная война в концепциях национально-государственной идентичности постсоветских государств // Нижегородский журнал международных отношений. 2011. С. 23.
19. Хрущев Н. С. Речь на заседании XV сессии ООН 12 октября 1960 г. URL: http://www.coldwar.ru/hrushev/oon.php
20. Сахаров А. Д. Автобиография // Сахаров А. Д. Тревога и надежда. М.: «Интер-версо», 1991. С. 8.
21. Сахаров А. Д. Размышления о прогрессе, мирном сосуществовании и интеллектуальной свободе // Сахаров А. Д. Тревога и надежда. С. 42.
22. Отчет Центрального Комитета КПСС и очередные задачи партии в области внутренней и внешней политики: доклад Генерального секретаря ЦК Л. И. Брежнева XXV съезду КПСС. 24 февраля 1976 г. // Материалы XXV съезда КПСС. М.: Политиздат, 1976. С. 12.
23. Горбачев М. С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и для всего мира. М.: Политиздат, 1988. С. 146.
24. Там же. С. 149.
Notes
1. Sotsiologicheskij entsiklopedicheskij slovar' [Sociological encyclopedic dictionary] / editor: coordinator G. V. Osipov. Moscow: Infra-M: Norma. 1998. P. 176.
2. Decree on peace. Accepted by the II All-Russian Congress of Councils on October 26 (November 8), 1917//Documents of foreign policy of the USSR. Vol. 1. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury Publ. 1957. Pp. 13-14. (in Russ.)
3. The peace treaty between the Soviet Russia, on the one hand, and Germany, Avstro Hungary, Bulgaria and Turkey - on the other hand//Documents of foreign policy of the USSR. Vol. 1. Pp. 47-51. (in Russ.)
4. First congress of Komintern. Protocols of meetings. The First Meeting. March 2, 1919. Moscow: Partyjnoe izdatel'stvo Publ. 1933. P. 3. (in Russ.)
5. Ibid. P. 4.
6. The manifesto of Communistic International to proletarians of the whole world//The First congress of Komintern. Moscow: Partyjnoe izdatel'stvo Publ. 1933. P. 211. (in Russ.)
7. To all workers, peasants and honest citizens of Russia. April 29, 1920//Documents of foreign policy of the USSR. Vol. 2. Moscow: Izdatel'stvo politicheskoy literatury Publ. 1958. P. 495. (in Russ.)
8. The appeal of the All-Russian Central Executive Committee to workers, peasants and soldiers of Poland. May 7, 1920//Documents of foreign policy of the USSR. Vol. 2. P. 509. (in Russ.)
9. Gerstein I. Z. Gosudarstvo kak faktor smeny natsional'no gosudarstvennyh identichnostej v protsesse raspada SSSR i sozdaniya Rossijskoj Federatsii. Avtoref. Dis. Kand. polit. nauk [State as a factor of change of national state identichnost in the course of collapse of the USSR and creation of the Russian Federation. Cand. pol. sci. autoref.] N. Novgorod, 2011. Pp. 17-18.
10. Stalin I. V. Po povodu smerti Lenina. Rech' na II Vsesoyuznom S"ezde Sovetov 26yanvarya 1924 goda [Concerning Lenin's death. The speech at the II All-Union Congress of Councils on January 26, 1924]// Slovo tovarishchu Stalinu - The Word to companion Stalin / comp. R. I. Kosolapov. Moscow: Eksmo Publ. 2002. P. 13.
11. Ibid. P. 14.
12. Stalin I. V. Oktyabr'skaya revolyutsiya i taktika russkih kommunistov. Predislovie knigi «Na putyah k Oktyabryu» [October revolution and tactics of the Russian communists. Book "On Ways by October" preface]// Slovo tovarishchu Stalinu - Word to companion Stalin. P. 26.
13. Trotsky L. D. Itogi i perspektivy [Results and prospects]//Trotsky L. D. Nasha revolyutsiya - Our revolution. Saint-Petersburg: Glagoleva Publ. 1906. P. 278.
14. Panteleev M. CHetvert' veka Kominterna, ili SHagrenevaya kozha internatsionalizma [Quarter of the century of Komintern, or The Magic Skin of internationalism]// Istoriya - History: electronic journal. 2002, No. 24. Available at: http://his.1september.ru/2002/24/1.htm
15. Ibid.
16. Кожедуб I. N. Vernost' Otchizne. Ishchushchij boya [Fidelity to Fatherland. Looking for fight]. Moscow: Yauza: Eksmo. 2006. P. 154.
17. Stalin I. V. K vam obrashchayus'ya, druz'ya moi! [I address to you, my friends!] Performance on radio on July 3, 1941// Slovo tovarishchu Stalinu - Word to companion Stalin. P. 196.
18. Gerstein I. Z. Velikaya Otechestvennaya vojna v kontseptsiyah natsional'no gosudarstvennoj identichnosti postsovetskih gosudarstv [The Great Patriotic War in concepts of national state identity of the Post-Soviet states]// Nizhegorodskij zhurnal mezhdunarodnyh otnoshenij - The Nizhny Novgorod magazine of the international relations. 2011, p. 23.
19. Khrushchev N. S. Rech'na zasedaniiXVsessii OON12 oktyabrya 1960g. [The speech at meeting of the XV session of the UN on October 12, 1960] Available at: http://www.coldwar.ru/hrushev/oon.php
20. Sakharov A. D. Avtobiografiya [Autobiography]//A. D. Sakharov Trevoga i nadezhda [Anxiety and hope]. Moscow: "Inter verso". 1991. P. 8.
21. Sakharov A. D. Razmyshleniya o progresse, mirnom sosushchestvovanii i intellektual'noj svobode [Reflections about progress, peaceful co-existence and intellectual freedom]// A. D. Sakharov Trevoga i nadezhda [Anxiety and hope]. P. 42.
22. The report of the Central Committee of CPSU and immediate tasks of party in the field of domestic and foreign policy: report of the Secretary general of the Central Committee L. I. Brezhnev to the XXV congress of CPSU. On February 24, 1976//Materials XXV of congress of CPSU. Moscow: Politizdat. 1976. P. 12. (in Russ.)
23. Gorbachev M. S. Perestrojka i novoe myshlenie dlya nashej strany i dlya vsego mira. [Reorganization and new thinking for our country and for the whole world]. Moscow: Politizdat. 1988. P. 146.
24. Ibid. P. 149.