Научная статья на тему 'Внешнеполитическая деятельность как категория теории международных отношений'

Внешнеполитическая деятельность как категория теории международных отношений Текст научной статьи по специальности «Политологические науки»

CC BY
2394
366
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Журнал
Социология власти
ВАК
Ключевые слова
ТЕОРИЯ МЕЖДУНАРОДНЫХ ОТНОШЕНИЙ / ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА / КАТЕГОРИЯ / ФУНКЦИЯ КАТЕГОРИИ / INTERNATIONAL STUDIES / GOVERNMENT FOREIGN POLICY / CATEGORY / THE FUNCTIONS OF THE CATEGORY

Аннотация научной статьи по политологическим наукам, автор научной работы — Кондратов Андрей Иванович

В статье анализируются взгляды политологов на сущность категории «внешнеполитическая деятельность государства», рассматриваются значимые признаки этого понятия. Определяются роль и место категории в понятийном аппарате теории международных отношений

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

FOREIGN POLICY ACTIVITY AS A CATEGORY OF THE INTERNATIONAL STUDIES

The article analysis the political scientists' views about the point of the category: government foreign policy. The article also deals with the main factors of this concept. The role and the placement of this category are defined in the International Studies

Текст научной работы на тему «Внешнеполитическая деятельность как категория теории международных отношений»

А.И. Кондратов

ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛьНОСТь КАК КАТЕГОРИЯ ТЕОРИИ МЕЖДУНАРОДНых ОТНОШЕНИй

КОНДРАТОВ Андрей Иванович - кандидат юридических наук, доцент кафедры национальной безопасности РАГС (e-mail: [email protected])

Аннотация. В статье анализируются взгляды политологов на сущность категории «внешнеполитическая деятельность государства», рассматриваются значимые признаки этого понятия. Определяются роль и место категории в понятийном аппарате теории международных отношений. Ключевые слова: теория международных отношений, внешнеполитическая деятельность государства, категория, функция категории.

Понятийный аппарат теории международных отношений, как и любой другой научной теории, составляет ее основу и включает в себя определенное множество терминов, понятий и категорий. Его основой является система базовых категорий, традиционно рассматриваемых в качестве ключевых. Многие ученые отмечают несовершенство современного понятийного аппарата рассматриваемой теории. Поэтому в научной среде постоянно ведется работа по его уточнению, развитию и обогащению новыми терминами и понятиями, некоторые из которых приобретают право рассматриваться в качестве категорий. К числу таких можно отнести категорию «внешнеполитическая деятельность государства».

Как явление окружающей нас действительности внешнеполитическая деятельность государства (ВПДГ) возникает с момента формирования государства, осуществляющего эту деятельность и взаимодействующего с другими акторами в различных системах/подсистемах международных отношений. Внешнеполитическая деятельность различных государств может рассматриваться в качестве однородных явлений, что является основой для определения сущности ВПДГ, всегда находящейся в единстве с явлением.

Сущность предмета выражается в определении его понятия, отвечающего на вопрос: что это такое.

В отечественной науке международных отношений изучению различных теоретических аспектов ВПДГ одним из первых посвятил ряд работ Э.А. Поздняков1. Он определил внешнеполитическую деятельность госу-

1 См.: Поздняков, Э.А. Системный подход и международные отношения. - М., 1976; Он же. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. - М., 1986; Он же. Философия политики. Т. 1-2. - М., 1994.

дарства и как внешнюю функцию государства, и в качестве вида его политической деятельности. При этом термины «функция» и «деятельность» используются им как синонимы1.

Встречаются и иные подходы к определению понятия «внешнеполитическая деятельность». Например, В.Р. Мединский считает: «Под внешнеполитической деятельностью государства необходимо понимать систему конкретных действий, направленных на удовлетворение им своих жизненно важных интересов, повышение его роли в системе международных отношений и обладание возможностью использовать в своих целях внешние ресурсы развития»2. Ключевыми элементами определения В.Р. Мединского являются понятия «система действий», целью осуществления которых является: 1) удовлетворение «жизненно важных интересов»;

2) повышение роли государства в системе международных отношений;

3) получение возможности использовать в своих интересах внешние ресурсы развития. Но второе и третье положения совпадают по смыслу с первым и также могут рассматриваться в качестве жизненно важных интересов. Поэтому с этих позиций цитируемое определение понятия нуждается в уточнении.

Б.И. Ткаченко рассматривает внешнеполитическую деятельность как «специфический вид социальной деятельности, обслуживающий внешнеполитические интересы государства в сфере международных отношений и направленный на создание благоприятных внешних условий внутреннего функционирования государства (его экономики, внутренней политики и социальной жизни, этнокультуры и национальной идеологии), а также на обеспечение национальных интересов государства в сфере международных отношений»3. Из данного определения следует, что внешнеполитическая деятельность выполняет обеспечивающие функции только по «обслуживанию» и «обеспечению» внешнеполитических интересов государства в целях создания условий для его внутреннего развития, что указывает на подчиненность ВПДГ внутреннему функционированию государства. Но далеко не всегда цели и задачи внешнеполитической деятельности государства определяются целями и задачами деятельности государства внутри себя.

В. Коновалов полагает, что внешнеполитическая деятельность - «это часть международных отношений, то есть часть динамично изменяющейся системы отношений между народами и ими образованными государ-

1 См.: Поздняков, Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. - С. 16, 28.

2 См.: Теоретические основы внешнеполитической деятельности России ; под общ. ред. С.А. Проскурина. - М., 2001. - С. 242.

3 См.: Ткаченко, Б.И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. - Владивосток, 1996. - С. 14.

ствами в различных сферах»1. Действительно, ВПДГ можно и необходимо рассматривать во взаимодействии с системой межгосударственных отношений, являющихся частью международных отношений. Но из данного определения ВПДГ следует не ответ на вопрос «что это такое?», а становится ясным место этого явления в системе международных отношений. Поэтому цитируемое нами определение нуждается в коррективах.

Т.А. Орнацкая считает, что «внешнеполитическая деятельность России, как и любого государства, направлена на обеспечение суверенитета и национальной безопасности, формирование благоприятных условий для реализации внутреннего политического и экономического курса, установление взаимовыгодного экономического и культурного сотрудничества с другими странами»2. В данном определении также говорится не о сущности, а о направленности внешнеполитической деятельности государства.

Приведенные примеры свидетельствуют о наличии дискуссионных проблем формулировки дефиниции рассматриваемого нами явления. Более того, по мнению некоторых исследователей, «любое определение понятия "внешнеполитическая деятельность государства" всегда будет неполным и незавершенным, что порождает возможность многозначного толкования»3.

С этой точкой зрения в целом можно было бы согласиться, если рассматривать данное понятие вне конкретной, логически выстроенной и научно обоснованной системы понятий. Поэтому важно определить сущность, место и роль понятия «внешнеполитическая деятельность государства» в системе множеств понятий, составляющих понятийный аппарат теории международных отношений.

В конкретной системе понятий каждый элемент должен иметь одно смысловое значение, одну сущность. Понятие внешней политики шире понятия внешнеполитическая деятельность государства и включает его в себя.

Так, авторы специализированного словаря «Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия» полагают, что «внешняя политика - общий курс государства в международных делах, совокупность действий государства за пределами своей суверенной территории для реализации национальных интересов. Призвана обеспечить отношения данного государства с другими государствами и проводится в соответствии с его принципами и целями, осуществляемыми путем различных

1 Цит. по: Коновалов, В. Построение механизма оценки политических процессов в системе международных отношений региона как задача исследователя. [Электронный ресурс] http://www.chinazone.rU/i/cont/metod1.htm.

2 См.: Орнацкая, Т.А. Внешняя политика Дальневосточной республики (1920 -1922 гг.): Автореферат дисс. ... канд. ист. наук: 07.00.02. - Хабаровск, 2006. - 31 с.

3 См.: Теоретические основы внешнеполитической деятельности России ; под общ. ред. С.А. Проскурина. - М., 2001. - С. 242.

средств и методов»1. Поэтому мы разделяем понятия внешней политики и внешнеполитической деятельности как различные по своей сущности.

В этом контексте теория международных отношений в большей степени сегодня отражает взгляды нескольких научных школ, изучающих знания о характере международных отношений, и в меньшей степени то, как эти отношения реализуются на практике.

Отметим, что процессы мировой политики возникают в результате деятельности ее акторов, также как международная политика, выражающаяся в международных отношениях, осуществляется благодаря деятельности субъектов международных отношений. Использование такого подхода дает основание утверждать, что цели своей внешней политики государство, как и любой другой актор, достигает только в ходе деятельности.

Однако в определенный момент субъект может действовать, а может и бездействовать. Бездействие государства во внешнеполитической деятельности рассматривается в том смысле, что отдельно взятому государству в конкретный исторический период какая-либо деятельность в ходе отношений с другими государствами может быть невыгодна или что государство может быть не способно что-либо сделать. Другие государства могут воспринимать бездействие одного из них как его целенаправленную внешнеполитическую деятельность, поскольку достаточно часто в результате бездействия одного из государств наступают важнейшие для других государств последствия. При этом в определенных случаях государство, осуществляющее внешнеполитическую деятельность, может предполагать, что его бездействие именно так и будет воспринято другими государствами.

Таким образом, ВПДГ иногда выражается и в его бездействии, а это означает, что бездействие субъекта в определенных условиях может рассматриваться в качестве формы достижения государством определенных интересов.

В понятийном аппарате политологии (понимаемом здесь в качестве множества понятий) внешнеполитическая деятельность государства рассматривается как сложное понятие. С одной стороны, это элемент более широкого понятия «политическая деятельность государства», с другой -понятия «внешняя деятельность государства». В свою очередь, политическая деятельность является составной частью понятия «деятельность государства».

Поэтому в первой системе понятий внешняя деятельность государства, наряду с внешнеполитической, включает в себя и другие разновидности

1 См.: Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия ; под общ. ред. М.М. Лебедевой, С.В. Устинкина. - М.; Н. Новгород, 2000. -С. 31.

деятельности (например, внешнеэкономическую), то есть деятельность, направленную на реализацию интересов во внешней сфере (вне суверенитета страны). Аналогично в ряде источников рассматриваются понятия «внешнеэкономическая деятельность» и «внутриэкономическая деятельность» различных субъектов, а также внешняя экономика и внутренняя экономика государства (страны).

Во второй системе политическую деятельность государства составляют два вида деятельности - внешнеполитическая и внутриполитическая, что обусловлено наличием в политике государства двух составляющих -внутренней и внешней политики. Такой подход позволяет рассматривать внешнеполитическую деятельность государства как разновидность его деятельности в сфере межгосударственных отношений, осуществляемой в ходе реализации внешней политики этих государств, в которой определены их интересы.

Следует отметить, что понятие «внешнеполитическая деятельность» можно использовать не только применительно к деятельности государства, но и к большинству других акторов международных отношений, мировой политики, или геополитики, формирующих и реализующих их внешнюю и внутреннюю политику. В первую очередь это относится к широкому кругу международных организаций (международных и межправительственных). Несмотря на то что членами таких организаций являются государства, которые в рамках внутренней деятельности организации разрабатывают приоритеты ее внешней деятельности, внутри самой организации необходимо упорядочить деятельность входящих в нее членов, а следовательно, определить внутреннюю политику и приоритеты деятельности по ее реализации.

Кроме того, данное положение применимо к таким акторам мировой политики, как международные неправительственные организации, транснациональные корпорации, самостоятельные неправительственные организации, включая организации террористической направленности, и т. п.

В то же время в конкретной понятийной системе с помощью понятия «внешнеполитическая деятельность» можно получить ответы на вопросы, связанные с деятельностью отдельного индивидуума, в определенных ситуациях выступающего также в качестве актора мировой политики. В этом случае внутренняя политика актора может рассматриваться в качестве политики применительно к государству, внутри которого он действует, а внешнюю политику будет отражать его внешнеполитическая деятельность вне суверенитета своей страны.

Изложенное свидетельствует, с одной стороны, об универсальности категории ВПДГ и возможности ее применения для раскрытия деятельности различных субъектов международных отношений и мировой политики, но

в конкретных понятийных системах, а с другой - о действительной сложности его однозначного толкования.

Очевидно, что правильно определить сущность и содержание ВПДГ возможно только благодаря конкретной системе понятий, непосредственно отражающих его деятельность. В рамках данной системы ВПДГ следует рассматривать как вид деятельности государства, проводимой системой предназначенных для этого органов, организаций и учреждений в целях реализации стратегических интересов государства в сфере международных отношений.

Но сущность ВПДГ заключается в единстве основных, коренных свойств процесса реализации интересов государства в сфере межгосударственных отношений, которое индивидуализирует ее в ряду других однопоряд-ковых объектов. К числу основных сущностных свойств внешнеполитической деятельности государства целесообразно отнести следующие:

- внешнеполитическая деятельность ведется государством в целях реализации его национальных интересов не в одной, а во многих сферах. Поэтому за результаты внешнеполитической деятельности государство несет международно-правовую и моральную ответственность;

- ВПДГ приспособлена и реализует национальные интересы с использованием имеющихся в ее распоряжении сил и средств, официальных и неофициальных форм и методов деятельности в сфере отношений между государствами;

- неофициальная сфера ВПДГ иногда открывает широкое поле для применения неправовых (противоречащих законодательству другого государства, общепризнанным принципам и нормам международного права) форм, методов и средств деятельности. Однако характер межгосударственных отношений влияет на цели, задачи, формы, методы и тактику внешнеполитической деятельности;

- ВПДГ осуществляется в широком диапазоне интересов - от сотрудничества до бескомпромиссной внешнеполитической борьбы с разрушительными (деструктивными) целями.

В ряде случаев государство реализует созидательные для всей системы международных отношений цели: содействие развитию межгосударственных отношений, развитие демократических прав и свобод, борьба с международным терроризмом, наркобизнесом, распространением оружия массового поражения и др.

Государство осуществляет внешнеполитическую деятельность через своих представителей, рассматриваемых в качестве представителей субъекта. Они являются субъектами отдельных действий, мероприятий и операций ВПДГ и осуществляют управление, контроль, координацию и непо-

средственную реализацию этой деятельности. В отдельно взятом государстве их отличие от других государственных и негосударственных органов, участвующих в реализации ВПДГ, состоит в том, что они обеспечивают интересы не только отдельной части (высших органов власти, деловой и политической элиты), а всего государства в целом.

Второе отличие названных субъектов заключается в том, что в ходе реализации целей и задач ВПДГ они обеспечивают соблюдение национальных (общегосударственных) интересов любыми, в том числе тайными, силами и средствами и применяют в этих целях специфические формы и методы. Поэтому иногда истинные цели и задачи внешнеполитической деятельности одного государства в отношении другого, формы и методы (технологии) их реализации остаются скрытыми от общественности, которая информируется в редких, исключительных случаях и только в части полученных результатов.

Подводя итог, отметим следующие принципиальные положения:

- первопричиной для осуществления ВПДГ является необходимость реализации интересов государства, как осознанных потребностей, путем достижения соответствующих интересам целей и задач внешней политики;

- суть ВПДГ заключается в оказании государством воздействия на других участников международного взаимодействия для реализации его внешнеполитических интересов;

- наряду с внутриполитической деятельностью ВПДГ является частью его политической деятельности, как одной из наиболее общих разновидностей деятельности государства по реализации внешней политики;

- как и любая другая целенаправленная деятельность ВПДГ должна быть соответствующим образом обеспечена и организована, а сложные условия достижения целей и решения задач внешней политики объективно требуют выбора государством оптимальной тактики внешнеполитической деятельности в конкретный исторический период.

На основании изложенного можно сформулировать следующее определение рассматриваемого понятия: внешнеполитическая деятельность государства - это вид организованной и соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики.

Как научная категория «внешнеполитическая деятельность государства» занимает конкретное место и играет важную роль в понятийном аппарате теории международных отношений, рассматриваемом в качестве теоретической системы.

Роль этой категории в рассматриваемой системе определяется выполняемыми функциями, а место - в сравнении с другими основными категориями теории международных отношений (ТМО).

Мировоззренческая функция категории «внешнеполитическая деятельность государства» выражается, во-первых, в том, что она, наряду с другими категориями ТМО, образует теоретическую основу для исследований проблем в этой и смежных областях знания.

Во-вторых, вместе с другими категориями категория ВПДГ составляет основу понятийного аппарата ТМО.

В-третьих, эта категория определяет ориентиры новых исследований, связанных с деятельностью субъектов международных отношений.

В-четвертых, мировоззренческая функция данной категории заключается и в том, что ее применение предопределяет наличие конкретного множества других терминов и понятий, посредством которых раскрывается сама ВПДГ, ее сущность, структура, содержание, формы, методы и технологии, что побуждает к проведению дальнейших исследований в этой области знания.

Методологическая функция рассматриваемой категории выражается в том, что она выступает важным методологическим средством (инструментом) познания явлений окружающей действительности, получения нового знания о практической деятельности государств по достижению целей и решению задач внешней политики, соблюдения интересов государства, в том числе связанных с обеспечением его безопасности. Использование категории «внешнеполитическая деятельность государства» в научных исследованиях обусловливает применение конкретной методологии и методологических подходов (системного, деятельностного, функционального и иных), позволяющих комплексно рассматривать с научных позиций это явление.

Логическая функция категории ВПДГ заключается не только в определении с ее помощью иерархии других категорий, но и предоставлении возможности для последовательного и логичного рассмотрения явлений международных отношений, непосредственно связанных с деятельностью государства, как одного из участников этих отношений. Следовательно, логическая функция связана с раскрытием различных сторон деятельности государства как самостоятельного объекта исследования.

Кроме того, можно отметить следующее:

1. Категория ВПДГ позволяет предметно и более точно рассматривать конкретные явления в сфере знания о международных отношениях.

2. Правильное использование категории ВПДГ позволяет избежать подмены понятий и поэтому она служит основой для объективного понимания реальной действительности различными исследователями.

3. Категория ВПДГ выступает в качестве важнейшего элемента общей понятийно-терминологической системы теории международных отношений, поэтому очевидно, что в случае его игнорирования понятийный аппа-

рат данной теории нельзя будет использовать в полном объеме. В этой связи категория ВПДГ обогащает понятийный аппарат ТМО и способствует его дальнейшему совершенствованию.

Определяя место категории ВПДГ в понятийном аппарате теории международных отношений, отметим, что в сравнении с такими категориями теории международных отношений, как «международные отношения», «внешняя политика» и «мировая политика», категорию «внешнеполитическая деятельность государства» следует условно отнести к категориям второго порядка, наряду с такими категориями, как «субъект международных отношений» и «интересы субъекта». Поскольку первые являются базовыми по отношению ко вторым, они определяют широкий спектр рассматриваемых явлений объективной реальности, а вторые - такую часть этой реальности, которая выражается в предметной деятельности государств. Важное место категории «внешнеполитическая деятельность государства» определяется и тем, что она является ключевым звеном между категориями «интересы» субъектов международных отношений и «результаты» их взаимодействий.

Рассмотрение мировоззренческой, методологической и логической функций категории «внешнеполитическая деятельность государства» и определение ее места в понятийно-терминологической системе ТМО свидетельствует о важности применения категориального анализа в процессе познания данного явления и свидетельствует о необходимости проведения более глубокого исследования в интересах формирования понятийно-терминологической модели внешнеполитической деятельности государства.

Список литературы

Мировая политика и международные отношения: ключевые слова и понятия ; под общ. ред. М.М. Лебедевой, С.В. Устинкина. - М.; Н. Новгород, 2000.

Поздняков, Э.А. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. - М., 1986.

Поздняков, Э.А. Системный подход и международные отношения. - М., 1976.

Теоретические основы внешнеполитической деятельности России ; под общ. ред. С.А. Проскурина. - М., 2001.

© Кондратов А.И., 2009

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.