УДК 340.12 ББК 67.0
Туманов Сергей Николаевич Tumanov Sergey Nikolaevich
первый проректор, проректор по учебной работе Саратовской государственной юридической академии кандидат исторических наук, доцент.
The First Pro-Rector, Vice-Rector for education, the Saratov State Academy of Law, PhD in History, Associate Professor. E-mail: [email protected]
ВНЕШНЕПОЛИТИЧЕСКАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ГОСУДАРСТВА: ОТ КРИТИКИ К СОЗИДАНИЮ ТРАКТОВКИ
Foreign policy of the state: from criticism to creation of interpretation
В статье анализируются теоретические трактовки понимания внешнеполитической деятельности государства. Используя положительный потенциал имеющихся наработок по указанному вопросу и одновременно критически оценивая их не в полной мере аргументированные стороны, несоответствие формально-логическим приемам, автор предлагает один из вариантов понимания внешнеполитической деятельности, в основу которого положен системно-функциональный подход, позволивший представить ее как элемент более сложного явления - механизма осуществления внешних функций государства. Кроме этого, автором сделана попытка определить структуру внешнеполитической деятельности.
Ключевые слова: государство, функции государства, механизм осуществления внешних функций государства, внешнеполитическая деятельность государства, внешняя политика, научные категории.
The article offers an analysis of theoretical interpretations of the understanding of the state's foreign policy activity. Using the positive potential of the existing developments on this issue, and at the same time critically evaluating their not fully reasoned aspects, the discrepancy between formal logical techniques, the author offers one way of understanding foreign policy, which is based on systemic-functional approach, enabling it as part of a more complex phenomenon, the mechanism of implementation of external functions of the state. In addition, the author attempts to determine the structure of foreign policy.
Keywords: state, state functions, mechanism of external state functions, foreign policy activity of the state, foreign policy, scientific category.
Внешние функции государства имеют характерные особенности, в частности, процесс их реализации происходит на международной арене в рамках отношений, складывающихся между государствами или государствами и иными субъектами международного права. Эти отношения имеют внешнеполитический характер, а потому и деятельность в их рамках, направленная на отстаивание национального интереса и выполнение международных обязательств, приобретает такой же характер. Реализация внешних функций государства подчинена целям внешней политики, отсюда следует позиционирование такой деятельности как внешнеполитической.
Если реализацию внешних функций государства рассматривать как процесс, то деятельность будет представлять собой опреде-
ленный блок этого процесса со своими стадиями и средствами. Однако наша задача в данной работе - не выяснять стадии внешнеполитической деятельности, анализируя преобладающие средства ее осуществления на каждой из них, а попытаться высказать ряд суждений по вопросам трактовки самой внешнеполитической деятельности государства (далее - ВПДГ).
Институциональный компонент механизма осуществления внешних функций государства включает деятельность субъектов, направленную на реализацию этих функций, и используемые при этом различные средства, особенности, применение которых образует формы и методы осуществления основных направлений деятельности государства на международной арене.
Необходимо отметить, что ВПДГ подвергалась изучению и анализу прежде всего в рамках политологии и теории международных отношений и рассматривалась совместно с такими понятиями, как «внешнеполитическая доктрина», «внешняя политика», «внешнеполитический курс», «внешнеполитическая стратегия» и другими.
Довольно интересна политологическая трактовка понятия «внешнеполитическая деятельность государства», которая исходит из узкого понимания внешней политики: вся совокупность отношений государства с различными акторами на международной арене образует международные отношения, а внешнеполитические - часть первых, и представляют собой только сугубо политические отношения между государствами и их партнерами [5, с. 64-65]. Поэтому внешнеполитическая деятельность государства приобретает довольно узкое содержание (что вряд ли можно признать верным), отражающее реальное положение дел хотя бы потому, что деятельность государства в иных сферах зависит от выделенных сугубо политических отношений, от общих внешнеполитических целей государства и так далее.
В теории международных отношений по вопросам понимания ВПДГ, на первый взгляд, единства мнений не обнаруживается. Так, под ней понимается система действий конкретного содержания, направленных на удовлетворение жизненно важных интересов, повышение их роли в системе международных отношений, использование в своих целях внешних ресурсов развития [9, с. 242]; разновидность социальной деятельности, обслуживающая внешнеполитические интересы государства в сфере международных отношений и направленная на создание внутри страны благоприятных внешних условий функционирования государства, а также на обеспечение его национальных интересов в сфере международных отношений [10, с. 14].
При более внимательном рассмотрении различных взглядов на понимание ВПДГ становится очевидным, что оно сводится к нескольким основным аспектам, которые и являются объединяющими практически все трактовки: во-первых, это активная составляющая, характерная для любой деятельности (даже в ситуации бездействия); во-вторых, связан-
ность указанной деятельности с национальными интересами; в-третьих, ее реализация на международной арене с участием известных акторов; в-четвертых, к целевым установкам относятся обеспечение безопасности, укрепление суверенитета, повышение роли в системе международных отношений для поступательного развития.
Несколько иной взгляд на внешнеполитическую деятельность отражен в работах Э. А. Позднякова, который рассматривает ее не только как вид политической деятельности государства, но и как внешнюю функцию [8, с. 16, 28] (интересно, что «функция» и «деятельность» выступают для автора синонимами).
Представляется, что среди работ, в которых раскрывается содержание и признаки внешнеполитической деятельности, заслуживают внимания исследования А. И. Кондратова [1; 2; 3; 4]. Автором предпринята попытка обосновать понятие «внешнеполитическая деятельность» в качестве категории, установить понятийный ряд, где она занимает свое место, содержание категории, а также условия и факторы, обусловливающие эффективность указанного вида деятельности государства. По мнению автора, внешнеполитическая деятельность государства - «вид организованной и соответствующим образом обеспеченной деятельности государства по оказанию воздействия на объекты его внешнеполитических интересов в рамках выбранной тактики» [4, с. 41-42]. Соответственно, понятиями, раскрывающими категорию «внешнеполитическая деятельность государства», выступают: «воздействие», «обеспечение», «организация», «тактика».
Внешнеполитическое воздействие понимается как «вид внешнеполитической деятельности государства, направленной на достижение желательных результатов, изменение в состоянии объектов внешнеполитических интересов, условий их функционирования или характера совершаемых ими действий; обеспечение внешнеполитической деятельности государства - вид внешнеполитической деятельности, направленной на создание необходимых условий для осуществления внешнеполитического воздействия в целях реализации внешней политики; организация внешнеполитической деятельности государства - совокупность организационных форм реализации содержания
внешнеполитической деятельности, отражающих упорядоченное устройство всех звеньев аппарата (сил) и их согласованное взаимодействие в рамках относительно самостоятельных частей процесса внешнеполитической деятельности; тактика внешнеполитической деятельности государства - это система знаний о тактических формах реализации содержания внешнеполитической деятельности и их применении в ходе внешнеполитического воздействия или внешнеполитического обеспечения в целях достижения стратегических внешнеполитических интересов государства в конкретный исторический период развития международных отношений» [4, с. 42]. Далее автор отмечает, что внешнеполитическое воздействие и обеспечение - содержательная сторона внешнеполитической деятельности, а тактика и организация - организационные и тактические формы выражения содержания этой деятельности.
Отмечая в целом рациональность нашего исследования в изложенной точке зрения, тем не менее следует указать на некоторые неточности, вызывающие сомнения, а потому некоторую дискуссионность.
Первое, что обращает на себя внимание, -приведение автором понятийного ряда, используемого для осуществления государством политики на международной арене, в системе категорий, адекватных процессу внешнеполитической деятельности и обозначающих его. Как утверждает автор, таких категорий четыре. Однако, по нашему мнению, их пять, поскольку и сама внешнеполитическая деятельность государства (ВПДГ) - категория, отражающая «существенные связи и отношения реальной действительности и познания» [7, с. 269]. Возникает вопрос: что же отражают все пять категорий, если одна из них (ВПДГ) -теоретическая конструкция, но не реальная действительность, деятельность государства в межгосударственном общении, включающая и пассивный вариант? Получается, что категория отражает саму себя.
Второе замечание касается структуры ВПДГ, а именно включения в нее внешнеполитического воздействия и обеспечения как разновидностей ВПДГ, и тактики и организации как форм ВПДГ. Основным несоответствием видится введение в структуру деятель-
ности форм ее выражения, так как исходя из понимания деятельности вообще, она есть совокупность деяний, подчиненных одной цели, и форма вряд ли может входить в структуру того, что она выражает, так же и с внешнеполитической деятельностью.
Аргументом нашей критики выступает и то, что воздействие и обеспечение позиционируются автором как разновидность деятельности, что позволяет относить их к родовому понятию ВПДГ, чего не скажешь в отношении знаний о тактических формах реализации ВПДГ (тактика) и совокупности организационных форм реализации содержания ВПДГ (организация) - они родовым понятием «деятельность» не охватываются. Поэтому утверждение А. И. Кондратова о том, что всякий элемент «в интегральном единстве несет определенную нагрузку, обеспечивая упорядоченное функционирование системы» [4, с. 44], не состоятелен, поскольку категории отражают разные системы.
Кроме этого, нельзя, на наш взгляд, видеть в разнородовых явлениях иерархические связи, на что прямо указывает автор, заявляя об иерархичном построении названных категорий, о наличии в основании системы трех из них (обеспечения, организации и тактики), а на вершине четвертой - воздействия, и о подчиненности первых последней. Возникает вопрос о критерии определения иерархичности, а также сомнение по поводу возможности установления главной составляющей ВПДГ и менее значимых.
Третье замечание связано с использованием автором понятий, во многом не справляющихся со своим эвристическим предназначением в построении теории ВПДГ. Новизна позиции видится в том, что структура ВПДГ представлена четырьмя составляющими, названными по-особому. Однако в системе научного знания давно разработана теория деятельности с подробной и логически выверенной структурой, обобщенно отражающей любой вид деятельности как индивидуального, так и коллективного субъекта. Используя эту теорию, можно разработать модель ВПДГ, основанную на предшествующем опыте и в меньшей степени подверженную критике.
Не могут обойтись без нареканий и при-
знаки внешнеполитической деятельности государства. Представляется, что они по праву могут быть применимы ко многим, если не ко всем, видам деятельности государства. Например, внешнеполитическая деятельность ведется в целях реализации национальных интересов одновременно во многих сферах, и за ее результаты государство несет международно-правовую и моральную ответственность. Это положение относится и к внутренней политике, в которой, вероятно, ответственность государства перед гражданами гораздо выше, чем перед мировым сообществом.
Другой признак указывает на то, что ВПДГ приспособлена и реализует национальные интересы с использованием имеющихся в ее распоряжении сил и средств, официальных и неофициальных форм и методов деятельности в сфере отношений между государствами [2, с. 163]. Не учитывая грамматические промахи, в частности, не вполне удачную конструкцию, в которой ВПДГ, а не государство, реализует национальные интересы, обращает на себя внимание упоминание официальных и неофициальных форм ВПДГ. Раскрывая категорию ВПДГ, упоминаются лишь две ее формы - тактика и организация, которые формами, как отмечалось ранее, вряд ли являются. Возникает вопрос, что же действительно выступает формами ВПДГ и каков критерий их деления на официальные и неофициальные? Кроме этого, организация ВПДГ, представленная государственными органами, не допускает неофициальности.
С учетом сказанного становится очевидным, что в позиции автора имеются недоработки, которых не лишена ни одна творческая конструкция, основанная на желании исследователя разработать и предложить оригинальный подход к изучению какого-либо предмета.
Применительно к наработанному материалу и указанным недоработкам, попытаемся рассмотреть внешнеполитическую деятельность государства как компонент механизма осуществления внешних функций государства.
Во-первых, под внешнеполитической деятельностью применительно к механизму осуществления внешних функций государства будем понимать не только собственно поли-
тическую деятельность, как предлагается в политологии, а любую деятельность государства по реализации национальных интересов и осуществлению основных ее направлений на международной арене. Это означает, что отношения государства с участниками международного уровня, признаваемыми субъектами международного права, по вопросам экономики, культуры, мира и безопасности - все это внешнеполитическая деятельность.
Во-вторых, как и любой вид деятельности, ВПДГ имеет целенаправленный характер, без четко установленной цели рассчитывать на эффективность ВПДГ не приходится. Цели внешнеполитической деятельности детерминированы несколькими факторами и не могут в своей основе быть определяемыми субъективно, хотя во многом зависят от усмотрения главы государства и политической элиты. Однако и их субъективные установки формируются в условиях и при обстоятельствах иной природы. Так, ситуация, сложившаяся вследствие проведения референдума в Крыму по вопросу объединения с Россией, стала причиной введения «антироссийских санкций». Политическая действительность демонстрирует, что подобная политика воспринимается единодушно не всеми государствами Западной Европы. Однако объективные условия сотрудничества в рамках международных организаций различной направленности и взятых в связи с этим обязательств, не позволяют придерживаться самостоятельно и независимо выработанной линии.
Цели внешнеполитической деятельности как средства осуществления внешних функций государства сформулированы и выражены в Концепции внешней политики Российской Федерации [6]. Отметим, что названный документ играет важную роль в регулировании отношений России с иностранными партнерами, содержит основы организации и реализации задач в этой сфере, занимает не последнее место среди нормативных источников.
В-третьих, ВПДГ осуществляется за пределами государства, в сферах пересечения интересов нескольких государств, что прямо следует из одного из свойств внешних функций государства, а именно того, что они являются результатом реализации интересов нескольких национальных государств, точка пересечения
которых и становится современными внешними функциями государства.
Вышеуказанные положения о ВПДГ просты и очевидны, но очень важны для познания содержания внешнеполитической деятельности государства. ВПДГ формируется под влиянием международной обстановки и деятельности других государств, то есть государство как носитель суверенной и верховной власти не может быть абсолютно свободным в определении направления, способов и содержания своей ВПД. Иначе складывается ситуации конфронтации, принимающая крайнюю форму. В условиях современного мироустройства необходимость учета интересов иных государств во внешней политики и совместного действия усиливается многократно.
Поскольку ВПДГ направлена на реализацию внешних функций государства, постольку оно в большей степени позиционируется ни как организация публичной власти, а как представитель конкретного общества, выражающего национальные интересы последнего.
В-четвертых, ВПДГ осуществляется целым рядом субъектов, среди которых как подразделения государственного аппарата (специально создаваемые и специализирующиеся на осуществлении именно ВПДГ), так и не являющиеся таковыми (опосредованно международные организации, их представители и миссии).
В-пятых, основные средства реализации ВПДГ имеют договорную природу: к ним относятся различные встречи, консультации, переговоры, конференции, участие в международных союзах и организациях, создание межгосударственных комиссий и так далее. Несмотря на многочисленные требования международного права о мирном сосуществовании и разрешении конфликтов на принципах взаимного уважения интересов, в практике все еще остаются случаи применения средств силы и устрашения, причем как добросовестного и вынужденного характера, так и неоправданного, нарушающего устоявшийся миропорядок и международное право.
В-шестых, сохраняя логичность и целостность нашей точки зрения, склонны считать, что формами осуществления ВПДГ выступает совокупность способов ее выражения и реализации. В этом ключе заметна сложность диа-
лектических процессов определения формы и способов осуществления функций и внешнеполитической деятельности государства. Ранее упоминалось, что способ осуществления функций государства позиционируется как единый комплекс взаимосвязанных средств, используемых при осуществлении властной деятельности, а форма осуществления функций государства, в свою очередь, есть система способов и методов государственной деятельности. В этом авторском видении проблемы соотношения указанных понятий можно заметить, что и в первом, и во втором случаях форма непосредственно «привязана» к деятельности. Следовательно, форма внешнеполитической деятельности государства составляет часть целого - формы осуществления функций государства. Для конкретного вида внешнеполитической деятельности, реализуемой в рамках той или иной внешней функции, характерен свой набор средств и способов, который предопределяет форму осуществления той или иной внешней функции. Обе формы, как комбинация способов осуществления деятельности государственной власти, обусловлены объектом внешнеполитического воздействия и национального интереса, а также потенциальной возможностью достижения поставленных целей.
С учетом сказанного полагаем, что к числу форм осуществления ВПДГ можно отнести следующие: договорную и внедоговорную, активную и пассивную, единоличную и коллективную, официальную и неофициальную. Все они предполагают уникальный набор средств ее осуществления и применяются в зависимости от ситуации, целей и объекта воздействия.
Таким образом, внешнеполитическая деятельность государства - элемент механизма реализации внешних функций государства, представляющий совокупность актов поведения в активной и пассивной форме в рамках международных правоотношений за пределами границ государства, осуществляемых его органами и иными субъектами от имени государства путем определенного способа и направленных на реализацию и обеспечение национального интереса, оказание воздействия на объект внешних функций государства.
Литература
1. Кондратов А. И. Обеспечение внешнеполитической деятельности государства // Обозреватель. 2010. № 5.
2. Кондратов А. И. Внешнеполитическая деятельность как категория теории международных отношений // Социология власти. 2009. № 7.
3. Кондратов А. И. Внешнеполитическое воздействие государства // Обозреватель. 2010. № 3.
4. Кондратов А. И. Система основных категорий внешнеполитической деятельности и ее функции // Вестник Волгоградского государственного университета. Серия 4: История. 2009. № 2 (16).
5. Краткий политический словарь. М., 1987.
6. Об утверждении Концепции внешней политики Российской Федерации: указ Президента Российской Федерации от 30.11.2016 № 640 // Собрание законодательства Российской Федерации. 2016. № 49. Ст. 6886.
7. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 000 слов и фразеологических выражений. 4-е изд., доп. М., 1999.
8. Поздняков Э. В. Внешнеполитическая деятельность и межгосударственные отношения. М., 1986.
9. Теоретические основы внешнеполитической деятельности России / под общ. ред. С. А. Проскурина. М., 2001.
10. Ткаченко Б. И. Проблемы эффективности внешней политики России на Дальнем Востоке. Владивосток, 1996.
Bibliography
1. Kondratov A. I. Providing of foreign policy activity of the state // Explorer. 2010. № 5.
2. Kondratov A. I. Foreign policy as a category of international relations theory // Sociology of power. 2009. № 7.
3. Kondratov A. I. Foreign policy the impact of the state // Observer. 2010. № 3.
4. Kondratov A. I. System of basic categories of foreign policy activities and its functions // Bulletin of the Volgograd state university. Series 4: History. 2009. № 2 (16).
5. A brief political dictionary. Moscow, 1987.
6. Approval of foreign policy Concept of the Russian Federation: the decree of the President of the Russian Federation from 30.11.2016 № 640 // Collected legislation of the Russian Federation. 2016. № 49. Art. 6886.
7. Ozhegov S. I., Shvedova N. Yu. Explanatory dictionary of Russian language: 80 000 words and phraseological expressions. 4-e edition, added. Moscow, 1999.
8. Pozdnyakov E. V. Foreign policy and international relations. Moscow, 1986.
9. The theoretical foundations of the foreign policy of Russia / under the general editorship of S. A. Proskurin. Moscow, 2001.
10. Tkachenko B. I. Problems of efficiency of Russia's foreign policy in the Far East. Vladivostok, 1996.