УДК 33:94 (571.15) ББК 65.03 (2Рос-4Алт)
Внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий Алтайского края в 1990-е гг.
Е.В. Демчик1, Е.Н. Курсакова2
1 Алтайский государственный университет (Барнаул, Россия)
2 Барнаульский юридический институт МВД России (Барнаул, Россия)
External Economic Activities of Industrial Enterprises of the Altai Territory in the 1990s
E. V. Demchik1, E.N. Kursakova2
1 Altai State University (Barnaul, Russia)
2 Barnaul Law Institute of the Ministry of the Interior of Russia (Barnaul, Russia)
Статья посвящена изучению опыта внешнеэкономической деятельности предприятий Алтайского края в 1990-е гг., исследованию объективных причин и условий интеграционных процессов алтайской экономики, анализу ошибок и трудностей, с которыми столкнулись предприятия края, осуществляя внешнеэкономические связи. Так, идея по реализации основной формы экономической интеграции, планируемой в 1990-е гг. для Алтайского края — свободной экономической зоны «Алтай», оказалась невоплощенной. Серьезной проблемой, с которой пришлось столкнуться предприятиям Алтайского края и их иностранным партнерам, это очень высокие таможенные пошлины, НДС, акцизы на ввозимую продукцию. Подробно рассмотрен процесс экономического сотрудничества алтайских предприятий в форме открытия представительств и совместных предприятий. Кроме того, исследуется процесс формирования промышленной политики в Алтайском крае в эти годы на основе анализа ряда программных документов, в числе которых, например, комплексная программа внешнеэкономической деятельности Алтайского края. А также уделяется внимание состоянию производственного комплекса Алтайского края в этот период.
Ключевые слова: Алтайский край, внешнеэкономическая деятельность, интеграция, промышленная политика; социально-экономическое развитие, свободная экономическая зона, экономическая история.
БОТ 10.14258Лгуа8и(2014)4.2-11
The article is devoted to the examination of the external economic activities of industrial enterprises of the Altai territory in the 1990s, investigation of objective reasons and conditions of integration processes of Altai economy, analysis of errors which were made in international economic activities. The idea of implementing the main form of economic integration planned for the Altai Territory in the 1990s — "Altai" free economic zone — was not realized properly. The serious problem that Altai enterprises and their foreign partners in the 1990s had to face with was i VAT, high customs duties and excise taxes. The politics of Altai enterprises economic cooperation such as exchange of goods and services, opening representative offices and establishing joint ventures are considered in detail. Besides, the process of shaping the Altai Territory industrial policy in the1990s is studied in this article through the examination of some policy documents among which, for example, is the Comprehensive Program for the Altai Territory external economic activity. Besides, the article touches upon the situation in the Altai Territory production complex in the 1990s.
Key words: Altai Territory, external economic activity, integration, industrial policy, social and economic development, free economic zone, economic history.
В современных условиях, несмотря на экономические санкции ряда государств по отношению к России, по-прежнему остается актуальной задача активного участия субъектов Российской Федерации, в том числе и Алтайского края, в мирохозяйственных связях. Для этого необходимо не только повышать качество, конкурентоспособность продукции края и значительно увеличивать на этой основе экспорт алтайской продукции на мировых рынках, но и достаточно интенсивно привлекать инвестиции.
В рамках представленной статьи ставится цель — проанализировать процесс самостоятельного выхода российских предприятий на мировой рынок в 1990-е гг., выявить причины и условия интеграционных процессов алтайской экономики в данный период, определить ошибки, которые были допущены.
Проблемы развития внешнеэкономической деятельности предприятий Алтайского края 1990-х гг. нашли отражение в исследованиях Н.М. Абрамова, Л.И. Петрова, Г. Д. Ковалевой, Е.В. Тищенко, С.Ю. Ножкина, Н.Г. Загайнова и др. [1-5]. Однако остается актуальной задача осмысления исторического опыта интеграции алтайской экономики указанного периода современной истории. Ее решение позволит определить традиционные направления внешнеэкономического сотрудничества для установления дальнейшего более тесного взаимодействия Алтая с приграничными государствами Азии, со странами Европы и другими государствами.
Вхождение России в мировую экономику в 1990-е гг. происходило на уровне регионов, отраслей и предприятий. Основными формами экономического сотрудничества алтайских предприятий в этот период являлись обмен товарами и услугами, открытие представительств и совместных предприятий [6, с. 43]. Внешнеэкономическая деятельность (ВЭД) на уровне предприятий означала новые возможности использования преимуществ международной кооперации, свободу выбора партнера и форм реализации произведенной продукции, маневренность производственными ресурсами.
Внешнеэкономическая политика, проводимая администрацией Алтайского края на всем протяжении 1990-х гг., была ориентирована на осуществление повышения качества и конкурентоспособности продукции края на мировых рынках и значительное увеличение на этой основе экспорта алтайской продукции [7, л. 393]. Для решения задачи модернизации производств на качественно новой технологической основе с целью повышения качества продукции власти края стремились привлечь иностранный капитал. Кроме того, иностранные инвестиции нужны были для разработки имеющихся природных ресурсов и создания на их основе горнодобывающей и перерабатывающей промышленности; для дальнейшего развития отраслей сельскохозяйственного производства.
Переход к рынку и необходимость активного участия в мирохозяйственных связях на уровне отдельных отраслей и предприятий способствовали созданию 26 сентября 1990 г. свободной экономической зоны «Алтай» на территории, включающей Алтайский край и Горно-Алтайскую автономную область [8, с. 70].
После образования СЭЗ «Алтай» в течение нескольких лет в крае был открыт Алтайский торговый дом, зарегистрированы товарная биржа, информационный центр, введены в структуру государственного регулирования представительства Министерства внешних экономических связей, Министерства иностранных дел, Таможенный пост Госкомитета таможенного контроля СССР, отделение Федеральной службы России по валютному и экспортному контролю, отделение Государственной регистрационной палаты при Министерстве юстиции РФ, Алтайская торгово-промышленная палата, АО «Алтайская ярмарка» [9, с. 212].
В первой половине 1990-х гг. в Алтайском крае значительно возросло число совместных с иностранными инвестициями предприятий (см. табл. 1), началась практическая отработка многих ранее обсуждавшихся проектов с участием иностранных инвесторов.
Количество зарегистрированных совместных предприятий
Таблица 1
Показатель 1990 1991 1992 1993 1994 1995
Действующие СП (на конец года) 2 12 16 40 109 104
Экспорт (тыс. дол. США) - - 137 1439 33928 88193
Импорт (тыс. дол. США) - - 968 11832 5216 17536
Источник: ГААК. Ф. Р-834. Оп. 10. Д. 4796. Л. 228.
Для привлечения инвестиций в экономику края 24 марта 1992 г. были подготовлены администрацией СЭЗ «Алтай» и направлены в Комитет по иностранным инвестициям предложения по проектам сотрудничества с инопартнерами таких предприятий Алтайского края, как Барнаульский завод транспортного машиностроения, Алтайский приборостроительный завод, Рубцовский машиностроительный завод, объединение «Алтайводмелиорация», и ряда других.
В целом, сущность всех инвестиционных проектов промышленных предприятий края сводилась к модернизации и перевооружению существующего производства [10, с. 26]. Это объясняется тем, что в недавнем прошлом практически все они являлись предприятиями ВПК и столкнулись с проблемой нехватки средств для конверсии.
Большие возможности для привлечения капитала к реализации инвестиционных проектов, в том числе экспортной ориентации, возникли с образованием в 1996 г. финансово-промышленных групп (ФПГ) [11, с. 39]. Цель их создания — объединение материальных и финансовых ресурсов для повышения конкурентоспособности и эффективности производств, налаживания кооперационных связей для последующего финансирования крупных технологических проектов и новых производств, обеспечивающих рост объемов и доходов каждому участнику ФПГ. В 1990-е гг. ФПГ реализовали сложные схемы бартерных расчетов, изучали спрос на свою продукцию, оптимизировали схемы товарообмена, доставки, формы взаимодействия предприятий, проводили техническое перевооружение производств. Но в тот период это были наиболее кредитоемкие и надежные потребители коротких заимствований.
Ярким примером создания ФПГ в Алтайском крае является ФПГ «Сибагромаш», образованная на основе таких объединений, как АО «Алтайсельмаш-холдинг» и его дочерних предприятий (АО «Рубцовский машиностроительный завод», АО «Метизный завод», АО «Сталелитейный завод» и других, всего 26 предприятий) [12, л. 81; 13, л. 95]. Преобразование холдинга в ФПГ избавило предприятия, в него входящие, от двойного налогообложения и позволило направить средства на инвестирование. Кроме того, осуществляли попытку учредить финансово-промышленную группу предприятия — производители текстильной продукции и швейных изделий (барнаульские ОАО «Верхняя одежда», «Авангард», Бийская, Славгородская, Рубцовская, Горняцкая швейные фабрики) [14, л. 88]. Создание ФПГ в этот период действительно обеспечивало промышленное развитие за счет самофинансирования и инвестирования средств в создание высокоэффективных производств.
Однако в целом иностранные инвестиции не получили широкого распространения. Их сдерживали
прежде всего неблагоприятные экономические условия: неразвитость рыночных структур в России, денежная инфляция, вопиющая бесхозяйственность, сокращение производства и падение производительности труда. Реализации многих проектов препятствовала косность министерств и ведомств, которые не осуществляли никаких шагов по запуску в действие реального механизма функционирования свободных экономических зон, в том числе и СЭЗ «Алтай», призванных заметно повысить внешнеэкономическую активность [9, с. 209]. Также с 1992 г. была упразднена часть льгот для иностранных инвесторов. 18 июня 1993 г. был принят новый Таможенный кодекс РФ, который отменил все таможенные льготы и установил единые правила ввоза и вывоза товаров с территории свободной экономической зоны. Из-за отмены таможенных льгот были потеряны многие инвесторы.
В 1994-1995 гг. продолжилась регистрация предприятий с иностранными инвестициями. Наибольший уставной капитал был заявлен при регистрации российско-итальянского предприятия «Италмак», российско-кипрского НПО — «Алтан», российско-венгерского — «Алтвен». Совместные предприятия производили паркет, мебель, обои, трикотаж, поролон. Расширилась отраслевая принадлежность совместных предприятий. В 1994 г., например, 39% от их общего числа относились к промышленности и строительству, а в 1999 г. — уже 50% [15, с. 256]. Среди иностранных партнеров действующих предприятий с иностранными инвестициями в этот период особо выделялись США (6,3%), Германия (8,4%), Китай (10,5%) [16]. Быстрыми темпами росло также число совместных предприятий со странами ближнего зарубежья, в первую очередь с Казахстаном (26,3%).
Реальный вклад совместных предприятий в народное хозяйство края в первой половине 1990-х гг. был незначителен, доля их в объеме промышленного производства края составляла 0,4% капиталовложений. Однако возросло их значение в сфере внешнеэкономической деятельности.
То же самое можно сказать и об иностранных инвестициях в экономику Алтайского края во второй половине 1990-х гг. По числу долларовых инвестиций в это время лидировала Бельгия (89%), а по числу рублевых — Германия (98%), инвестирующая экономику Немецкого района.
В течение 1997-1998 гг. зарубежные эксперты из Германии, Нидерландов, США, Швейцарии, Кипра и Канады приезжали на Алтай и оценивали возможность реализации различных проектов, предложенных администрацией края. В списке наиболее заинтересовавших экспертов проектов предприятий были следующие: «Алтайвитамины», «Рубцовский тракторный завод», предприятия горной промышленности, энергетики. Но, в целом, иностранные инвестиции и во второй половине 1990-х гг. были незначительны.
Таблица 2
Количество зарегистрированных совместных предприятий
Год 1996 1997 1998 1999
Действующие совместные предприятия 97 92 44 45
Источник: ГААК. Ф. Р-834. Оп. 10. Д. 6484. Л. 2.
На долю Алтайского края в 1997 г., например, приходилось всего 0,1% от валютных инвестиций в российскую экономику. Более того, с 1996 г. наметилась тенденция сокращения числа действующих совместных предприятий (табл. 2).
Кроме отмеченных выше причин, увеличению притока инвестиций в край препятствовало отсутствие эффективной региональной политики федеральной власти. Значение такой политики состоит в стимулировании социально-экономического развития регионов на длительный срок. Как отмечал в начале 2000-х гг. бывший тогда председателем комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов по правовой политике и местному самоуправлению С.В. Землюков, региональная политика, направленная на стимулирование развития производства, законодательно оформлена во всех развитых капиталистических странах [17, с. 129]. Это повышает уверенность потенциальных инвесторов в надежности инвестиционных вложений. Только к концу 1990-х гг. в крае появилась правовая база инвестиционной деятельности. На основании федерального законодательства, регулирующего инвестиционную деятельность (Закон «Об инвестиционной деятельности в Российской Федерации, осуществляемой в форме капитальных вложений» от 15 июня 1998 г.), 30 ноября 1998 г. был принят Закон «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
Отсутствие правовой региональной политики на протяжении 1990-х гг. во многом объясняет тот факт, что в крае, несмотря на создание совместных предприятий, на практике не было «реально работающих» прямых инвестиций. Таким образом, импорт иностранного капитала и деятельность совместных предприятий ощутимого воздействия на экономику края на всем протяжении 1990-х гг. не оказали.
Основной проблемой, с которой пришлось столкнуться предприятиям Алтайского края и их иностранным партнерам в 1990-х гг., были очень высокие таможенные пошлины, НДС, акцизы на ввозимую продукцию. В 1992-1998 гг. абсолютное большинство объема поставок (до 80%) осуществлялось в виде прямых поставок производителей потребителям. Вследствие неплатежеспособности потребителей основной объем поставок (до 95%, например, в отраслях машиностроения и металлообработки) производился на условиях бартерного обмена с завышенным уровнем цен [18, с. 48]. Большая часть экспорта бар-
терных товаров приходилась на поставки в страны СНГ, в основном в Казахстан, Узбекистан и приграничные государства — КНР и МНР.
В первой половине 1990-х гг. предприятия-производители в большом количестве направляли в администрацию края письма с просьбой рассмотреть вопрос о практике применения Алтайской региональной таможней приказов Государственного таможенного комитета РФ № 49 от 30.01.1993 «О применении налога на добавленную стоимость и акцизов при ввозе товаров в Российскую Федерацию и вывозе с ее территории», № 92 от 20.03.1993 «Об импортном таможенном тарифе Российской Федерации», № 124 от 02.04.1993 «О частичном освобождении от уплаты налога на добавленную стоимость при импорте товаров» [14, с. 12].
Применение этих приказов в отношении контрактов, заключенных с иностранными партнерами в 1992-1993 гг., поставило предприятия на грань финансового краха. Заводы понесли колоссальные убытки, связанные с необходимостью выплат таможенных процедур, пошлин, НДС и акцизов, поскольку в вышеупомянутые приказы не были внесены никакие коррективы по льготному налогообложению и таможенному режиму, предусмотренные СЭЗ. Складывалась абсурдная ситуация в ценообразовании на товары, приходящие по бартеру. После выплаты всех таможенных платежей цена товара увеличивалась в 15-20 раз.
В своих письмах предприятия-производители заявляли, что в созданных условиях таможенного налогообложения они будут вынуждены прекратить поставки продукции за рубеж, порвать налаженные связи, уступить рынок сбыта конкурентам из других государств и просили вынести этот вопрос на обсуждение в правительство Российской Федерации.
Таким образом, создание в 1990 г. зоны свободного предпринимательства с действующим механизмом льготного налогового и таможенного режимов (т. е. освобождение экспорта произведенных на территории СЭЗ товаров, а также импортируемых в зону товаров от квот и лицензий; снятие ограничений на бартерные и посреднические операции; освобождение предприятий, расположенных в СЭЗ от некоторых видов налогов, в частности, от налогов на экспорт и импорт) с обеспечением правовой защиты иностранных инвесторов на практике оказалось не функционирующим. Во-первых, отсутствовал общероссийский
закон о СЭЗ, что вносило неопределенность в правовой статус зоны. Во-вторых, принятие в конце 1991-1992 гг. новых федеральных законов о налогах и налоговой системе свело на нет всякие налоговые и таможенные льготы в свободных экономических зонах, поскольку в законах исключений для зон сделано не было [19, с. 382].
Во второй половине 1990-х гг. ситуация с СЭЗ «Алтай» и с налоговыми льготами несколько изменилась. В соответствии с постановлением Правительства РФ был принят 4 февраля 1997 г. Закон Алтайского края «О свободной экономической зоне «Алтай» [20].
Кроме того, было подписано соглашение с администрацией края о разграничении полномочий. Были четко определены налоговые и таможенные льготы, действующие в масштабах СЭЗ. Однако деятельность СЭЗ «Алтай» конца 1990-х гг. имеет свои отличительные черты. Так, например, подавляющее большинство зарегистрированных в СЭЗ предприятий, пользовавшихся льготами при налогообложении (1300 хозяйствующих субъектов), находилось за пределами края. Кроме того, главной отличительной чертой деятельности СЭЗ «Алтай» этого периода являются нарушения, связанные с укрытием налогов. За три года существования зоны из нее из-за нарушений налогового законодательства были выведены 440 предприятий. На 1 января 2001 г. их осталось 716. Скандалы вокруг СЭЗ «Алтай» неоднократно привлекали к ее деятельности внимание правоохранительных органов, и в конечном итоге в сентябре 2001 г. краевой суд вынес решение, обязывающее краевой Совет отменить закон «О свободной экономической зоне», что и было исполнено. Таким образом, эксперимент по созданию зоны свободной торговли с отменой таможенных барьеров в Алтайском крае в 1990-е гг. оказался неудачным.
Обратимся к анализу состояния внешнеэкономической деятельности предприятий края в этот период.
Либерализация внешней торговли в начале 1990-х гг. принесла свои плоды. Расширился круг участников внешнеэкономических связей. На внешний рынок в 1993 г., например, вышло в качестве экспортеров 406 алтайских предприятий и организаций, в 1994 г. их было уже 960. По числу экспортеров Алтайский край вышел в Сибири на первое место [2, с. 25]. Однако эта тенденция не стала постоянной. Так, в крае в 1995 г. экспортная деятельность замедлилась. На мировой рынок вышли только 573 предприятий и организаций. Причины этого связаны, главным образом, с общероссийскими экономическими тенденциями (дальнейшее падение производства, рост внутренних цен, транспортных тарифов; введение в середине 1995 г. валютного коридора, ускорившим падение эффективности экспортных сделок).
В крае постепенно складывался многочисленный опытный контингент предприятий-экспортеров. Если
в первой половине 1990-х гг. в число лидеров входили ОАО «Алтай-кокс», АООТ «Барнаултрансмаш», АО «Сибэнергомаш», ТОО «Бийский льнокомбинат», то во второй половине 1990-х гг. к их числу добавились «Бийский олеумный завод», АООТ «Алтайдизель», АООТ «Барнаульский шинный завод». Кроме этих предприятий, экспортерами, крупнейшими участниками ВЭД Алтайского края также являлись АООТ «Белоярский мачтопропиточный завод», ОАО «Бийский спиртзавод», ОАО «Барнаульский завод механических прессов», ОАО «Рубцовский машиностроительный завод», АО «Алтайский завод топливных насосов», ОАО «Полиэкс», ОАО «Завод синтетического волокна», АО «Бийский котельный завод», «Барнаульский завод асбестовых технических изделий», АООТ «Алтайский трактор», ПО «Кристалл», АООТ «Барнаульский завод технического углерода» и другие предприятия.
Географические приоритеты внешнеэкономических связей предприятий Алтайского края на протяжении 1990-х гг. не были постоянными. После 1992 г. в статус внешнеэкономической деятельности перешли товарные потоки, обслуживающие традиционное взаимодействие промышленности края и стран СНГ. Государственное регулирование, осуществляемое ранее Госпланом, за 6 лет не получило эффективной замены в виде межгосударственных договоров и механизмов взаимодействия. Государство на всех ступенях управления полностью сняло с себя обязанности по решению экономических проблем именно государственного уровня. Поэтому с середины 1990-х гг. произошло падение объемов торговли со странами СНГ и в первую очередь с основными партнерами: Узбекистаном, Украиной, Киргизией. Так, если в 1996 г. внешнеторговый оборот края со странами СНГ составил 267465 тыс. долл., то в 1999 г. — 122943 тыс. долл. Лишь к концу 1990-х гг. власть края осознала, и это нашло отражение в Комплексной программе развития ВЭД [21], что только государство может предложить ключ к решению задачи производственного взаимодействия с предприятиями стран СНГ, обеспечения российских отраслей критически важным сырьем и встречного взаимовыгодного размещения межгосударственных заказов на продукцию сельскохозяйственного машиностроения Алтайского края. В это время был подписан ряд долгосрочных соглашений и договоров по развитию приграничного регионального сотрудничества с Киргизией, Таджикистаном, Узбекистаном, Казахстаном.
К концу 1990-х гг. изменился удельный вес экспортной деятельности стран дальнего зарубежья в общем объеме экспорта продукции. Так, в Германию, Великобританию, Китай, Южную Корею, Сянган, Венгрию, Кубу экспорт сократился, а в Японию, Алжир, Монголию прекратился полностью. Однако в это же время у предприятий Алтайского края появились
и новые партнеры из Нидерландов, Греции, Ирана, Пакистана, Румынии.
Многие предприятия пищевой промышленности края, такие как АООТ «Иткульский спиртзавод», ОАО «Бийский спиртзавод», ОАО «Биотек», АООТ «Лакт», ОАО «Бийская табачная фабрика» активизировали свое сотрудничество с Польшей. Однако предприятия машиностроения сократили экспорт своей продукции (стартеры и стартергенераторы, электрооборудование для зажигания, части для двигателей внутреннего сгорания), так же, как и предприятия химической промышленности. К концу 1990-х гг. из промышленных предприятий небольшие поставки осуществляли в эту страну только АООТ «Барнаултрансмаш», АО «Химволокно», ОАО «Кучуксульфат».
В Казахстан свою продукцию экспортировали такие промышленные предприятия, как АООТ «Алтай-дизель», Бийский олеумный завод, АООТ «БШЗ», АО «Сибэнергомаш», АООТ «Барнаултрансмаш», АООТ «Алтайвагон», АОЗТ «Бийская мебельная фабрикам», АООТ «БЗМП», АО «Бийский котельный завод» и др. Главными статьями алтайского экспорта в Казахстан являлись кокс, взрывчатые вещества, древесина и изделия из нее, паровые котлы и котельное оборудование, запчасти, тракторы, изделия из черных металлов, нефтепродукты, шины резиновые, двигатели и другие товары.
Если проанализировать географию внешнеэкономических связей Алтая с зарубежными странами за весь период 1990-х гг., то можно с уверенностью сказать, что она расширилась. Так, если в начале 1990-х гг. экономические связи осуществлялись с 48 странами мира, то в 1999 г. с 70 зарубежными государствами. Основной объем экспортных операций приходился на Китай, Японию, Корею, Болгарию, Израиль, Казахстан и Узбекистан.
Внешнеторговый оборот Алтайского края со странами дальнего и ближнего зарубежья не был стабильным. Если в первой половине 90-х гг. в крае было положительное сальдо ввоза и вывоза продукции, наблюдался стабильный рост экспорта и числа участников внешнеэкономической деятельности, расширялась география поставок, то во второй половине 1990-х гг. эти показатели стали снижаться.
Можно выделить следующий комплекс причин сокращения товарооборота, падения экспорта и снижения его эффективности в1990-е гг.:
— непродуманная налоговая и таможенная политика;
— бартеризация внутренней экономики. Кроме того, недостаток «живых денег» вынуждал предприятия поставлять продукцию на экспорт по заниженным ценам или соглашаться на товарный кредит (отсрочку платежа);
— отсутствие соответствующей законодательной базы для поддержки внешней торговли и привлечения в полной мере инвестиций в экономику края;
— непоследовательная политика федеральных властей в отношении свободных экономических зон вообще и СЭЗ «Алтай» в частности;
— высокая степень износа оборудования;
— неразвитость системы банковского кредитования экспортно-импортных операций;
— транспортная проблема. Неразвитость транспортных коммуникаций в восточном направлении (Монголия, Китай, страны АТР), отсутствие альтернативных видов транспорта, отсутствие отрегулированного режима пересечения границ с Украиной — все это влияло на удорожание продукции на 15-20%.
Если говорить о товарной специализации экспорта в 1990-е гг., то происходило сокращение товарных групп. Так, в начале 1990-х гг. край поставлял на экспорт товары 9606 наименований 84 товарных групп, а к концу 1990-х гг. товарную структуру экспорта на 60-65% стоимости определяли всего 10-15 товаров. В их число входили: бриллианты, кокс, дизели, тротил, шины, котлы, водка, алюминий, шпалы, отходы цветных металлов, насосы, части двигателей, штамповочные машины, нити, тракторы, тепловозы и др.
Таким образом, структура внешнеторговой специализации на всем протяжении 1990-х гг. смещалась в сторону сырьевых ресурсов (лес и пиломатериалы, черные и цветные металлы, удобрения, кокс) с одновременным сокращением доли машин и оборудования. К концу 90-х гг. в структуре экспорта стала преобладать продукция топливно-энергетического комплекса. Так, в 1999 г. она составляла 50,5%, а продукция машиностроения и нефтехимического комплекса — 22%.
Внешнеэкономическое сотрудничество предприятий края и зарубежных партнеров заключалось не только в экспортно-импортных торговых операциях, т. е. в поисках рынков сбыта своей продукции. С середины 1990-х гг. предприятия края принимали активное участие в важных международных мероприятиях (выставках, ярмарках, конференциях). Например, в 1997-1998 гг. в крае было проведено 17 выставок-ярмарок (из них 6 имели статус международных), в которых приняла участие 61 иностранная фирма из стран дальнего и ближнего зарубежья. Участие алтайских предприятий в выставках и форумах способствовало установлению новых связей, заключению контрактов с зарубежными партнерами.
Итак, интеграционные процессы алтайской экономики в мировую экономику в 1990-е гг. были выражены слабо. Главным образом они были представлены деятельностью совместных предприятий и внешнеэкономическими связями производственных объединений. Свободная экономическая зона «Алтай» оказалась нефункционирующей, отсутствовала ее постоянная государственная поддержка и координация, без которых она не могла эффективно развиваться, особенно на начальной стадии ее формирования.
Нестабильная политическая и экономическая ситуация в стране препятствовала инвестиционным гарантиям для участников зоны; несовершенство законодательной базы в России не позволяло регулировать налоговую, финансовую, таможенную деятельность в СЭЗ. В результате главные цели создания зоны свободного предпринимательства, а именно активизация инвестиционной деятельности, главным образом с привлечением иностранного капитала, освоение новых методов хозяйствования, участие предприятий в мирохозяйственных связях, не были реализованы в полной мере.
В целом, текущее состояние внешнеэкономической деятельности Алтайского края на всем протяжении 1990-х гг. оставалось критическим. В некоторой степени это объяснялось тем, что ВЭД традиционно не рассматривалась органами власти края как важный фактор экономического воздействия на развитие хозяйства. В крае не было крупных экспортных сырьевых позиций, и структура поставок формировалась за счет продукции высокой степени переработки, подлежащей жесткому государственному квотированию, регулированию и контролю. В экспорте ведущее место занимала продукция с высокой долей добавлен-
ной стоимости — машины и оборудование, запчасти, транспортные средства, химическая продукция, товары, мировые рынки которых отличаются наиболее жесткой конкуренцией, а внутренние затраты на производство растут наиболее быстро.
В 1990-е гг. в алтайской экономике в связи с созданием в крае зоны свободного предпринимательства были объективно заложены процессы интеграции в мировую экономику. В частности, активизировались внешнеэкономическая деятельность и сотрудничество с зарубежными странами; произошел выход алтайских предприятий на внешний рынок, расширилась совместная деятельность предприятий. Эти процессы могли происходить более быстрыми темпами при правильной экономической политике руководства страны на протяжении 1990-х гг. Отсутствие четко продуманной модели реформ, особенно на первом этапе преобразований, противоречивость и непоследовательность экономического курса и, как следствие, системный кризис в промышленности, замедлили объективные интеграционные процессы, но накопленный опыт является фундаментом для интеграции алтайской экономики в мирохозяйственные связи в настоящее время.
Библиографический список
1. Абрамов Н.М., Петрова Л.И. Совершенствование внешнеэкономической деятельности в Алтайском крае // Организация и управление маркетинговой деятельностью на предприятиях региона. — Барнаул, 2002.
2. Ковалева Г. Д. Внешнеэкономическая деятельность Алтайского края: состояние и возможности развития // Финансы в Сибири. — 1996. — № 12.
3. Тищенко Е.В., Горбунова А.Ю. Формы международного экономического сотрудничества предприятий и их применение в условиях Алтайского края // Решение глобальных и региональных проблем в экономике : сборник докладов на Всероссийской межвузовской научно-практич. конференции. — Барнаул, 2004.
4. Загайнов Н.Г. Алтайский край — азиатский рубеж России. Внешнеэкономические аспекты сотрудничества с сопредельными государствами // Сибирь в структуре трансазиатских связей. — Барнаул, 2000.
5. Ножкин С.Ю. Большой Алтай: институализация межрегионального сотрудничества // Региональные выборы 2004 года: волеизъявление народа или триумф технологий? Современная Россия и мир: альтернативы развития (трансграничное сотрудничество и проблемы национальной безопасности). — Барнаул, 2004.
6. Ножкин С.Ю., Жилин А.Ф. Проблемы и перспективы развития приграничного сотрудничества // Социально-экономические аспекты реформирования в Алтайском крае в 1990-е годы. — Новосибирск, 2001.
7. Государственный архив Алтайского края (ГААК). — Ф. Р-834. — Оп. 10. —Д. 4796.
8. Курсакова Е.Н. Особые экономические зоны как одна из форм развития регионов (на примере Алтайского края) // Перспективные разработки в науке и технике — 2011 : материалы VIII Международной научно-практической конференции 17-25 февраля 2012 г Вып 25. История. — София, 2012.
9. Курсакова Е.Н. Интеграция промышленности Алтайского края в мировую экономику в 1990-е гг. // Экономическая история Сибири XX — начала XXI века : материалы Всероссийской научной конференции / под ред. Е.В. Демчик. — Барнаул, 2006. — Ч. 3.
10. Колесова В.П. СЭЗ «Алтай» // Закон. — 1992. — № 11.
11. Курсакова Е.Н., Ульянова Н.А. Исторический аспект образования свободных экономических зон в Алтайском крае: положительный опыт, ошибки и просчеты // Вестник алтайской науки. — 2009. — № 2 (5).
12. ГААК. — Ф. Р-834. — Оп. 10. — Д. 6420.
13. ГААК. — Ф. Р-834. — Оп. 10. — Д. 6422.
14. ГААК. — Ф. Р-834. — Оп. 10. — Д. 6485.
15. Алтайский край в цифрах 1995-1999 : краткий статистический сборник. — Барнаул, 2000.
16. Ножкин С.Ю. Алтайский регион: старые соседи — новые партнеры [Электроные ресурсы] URL: www.altaiint-er.org
17. Землюков С.В. Организационное и законодательное обеспечение инвестиционной деятельности в Алтайском крае // Западная Сибирь: регион, экономика, инвестиции : материалы международной экономической конференции. — Барнаул, 2001.
18. Бородин В.А. Промышленность Алтая, XX век. — Барнаул, 2001.
19. Курсакова Е.Н. Особые экономические зоны Алтайского края как способ преодоления кризиса региональной экономики // Экономическая история Сибири XX —
начала XXI века : материалы II Всероссийской научной конференции. 27-28 июня 2009 г., Барнаул / под ред. Е.В. Демчик. — Барнаул, 2009.
20. О мерах государственной поддержки в преодолении депрессивных явлений в экономике Алтайского края : Постановление Правительства РФ от 21 октября 1996 г № 1256.
21. Комплексная программа развития внешнеэкономической деятельности Алтайского края на 1998-2005 гг. — Новосибирск, 1998.