Курсакова Е. Н. Промышленная политика в Алтайском крае в первое десятилетие XXI века / Е. Н. Курсакова // Научный диалог. - 2014. - № 5 (29) : История. Социология. -С. 39-58.
УДК 94:338.45(571.150)“200”
Промышленная политика в Алтайском крае в первое десятилетие XXI века
Е. Н. Курсакова
Исследуется процесс формирования промышленной политики в Алтайском крае в первое десятилетие XXI века. Именно в это время создается ряд программных документов, в числе которых, например, постановления администрации Алтайского края, целевые программы стратегического развития и др. Уделяется внимание состоянию производственного комплекса Алтайского края в этот период. В статье дается характеристика и оценка основным документам этого времени, определяющим курс политики в области развития промышленного комплекса. Сообщается, что Краевая целевая программа «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2006—2008 гг. стала первым проводником на пути перехода к качественным преобразованиям в отрасли. Кроме того, это был первый опыт, когда создание подобного документа было осуществлено не в недрах краевой администрации, а с привлечением научного учреждения. Экономистам удалось не только объективно оценить состояние промышленного производства в крае, но и развеять некоторые мифы по поводу роста в производственной сфере. Анализируется ряд других документов. Автор доказывает, что 2006 год стал знаковым для алтайской промышленности.
Ключевые слова: промышленная политика; Алтайский
край; экономическая история; модернизация; социально-экономическое развитие.
На современном этапе модернизации разных областей действительности возрастает значение промышленной политики как целена-
правленной, многоуровневой системы взаимодействия государства с другими хозяйственными субъектами рыночной экономики. Представители российской экономической науки активно обсуждают сегодня масштабы, роль и значение государственной промышленной политики. К данному обсуждению широко привлекают общественность, предпринимателей, политиков. Участники дискуссии единодушны в том, что основой формирования промышленной политики России является стратегия инновационной модернизации экономики, устанавливающая этапные задачи исходя из общих закономерностей функционирования отечественного хозяйства, состояния его воспроизводственной базы, тенденций изменения рыночной конъюнктуры для обеспечения конкурентоспособности, устойчивости развития и безопасности страны.
Однако на сегодняшний день есть необходимость подключиться к обсуждению этой темы еще и историкам. Важен профессиональный исторический анализ этого явления в современной России. При разработке методических основ формирования общероссийской эффективной стратегии промышленной политики необходимо учитывать социально-экономический опыт промышленной политики регионов, в том числе и Алтайского края. О начальном этапе накопления опыта разработки промышленной политики в крае в начале XXI века мы писали ранее [Курсакова, 2007, с. 221]. Исторический анализ промышленной политики Алтайского края конца 1990-х — начала 2000-х гг., выполненный в рамках данной статьи, может показать, как происходил процесс формирования и становления долгосрочного экономического курса государства в отдельном регионе, направленного на создание финансовых, организационных, правовых и других условий для быстрого и сбалансированного роста рыночной экономики.
Развитие экономики Алтайского края в период рыночных преобразований условно можно разделить на два этапа. Первый этап (1992—1998 гг.) экономисты характеризуют как длительный спад во всех отраслях экономики края, причем происходил он значительно
более высокими темпами, чем в среднем по России [Дятчин и др., 2003, с. 250]. Если накануне перестройки край занимал по объему производства промышленной продукции 24-е место, то после всех преобразований был отброшен в общем рейтинге регионов на 34-е место. Обвалу экономики в Алтайском крае наряду с объективными причинами способствовал отказ органов государственной власти и муниципального управления края от планирования и элементов государственного регулирования экономики. Безусловно, принимались законы и постановления [Закон АК № 27-ЗС от 12.05.1998 г.; Закон АК № 61-ЗС от 09.12.1998 г.], однако целенаправленная промышленная политика в крае отсутствовала.
Лишь на втором этапе (с 1999 года) начинается длительная работа администрации края, ученых и специалистов вузов и предприятий всех форм собственности по выработке программных документов социально-экономического развития Алтайского края. Первоначально Алтайским краевым Законодательным Собранием был принят План социального и экономического развития на 1998—2000 годы и на период до 2005 года. Однако стабилизировать ситуацию и преодолеть последствия кризиса в экономике края в начале 2000-х гг. не удалось. Более того, неравномерные темпы спада промышленного производства, а также действие факторов, определяющих совокупный спрос на продукцию различных отраслей, обусловили отраслевые структурные сдвиги в промышленном производстве. В начале 2000-х гг.. например, сократился удельный вес продукции машиностроения, химической и легкой промышленности по сравнению с 1991 годом в общем объеме промышленного производства с 60 % до 29 % и увеличилась доля пищевой (включая мукомольно-крупяную) [Постановление АК № 47 от 30.01.2004 г., с. 2].
В 2002 году в Барнауле прошла научно-практическая конференция, посвященная разработке «Стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года» [Стратегия..., 2002]. В ее разработке приняли участие ученые и специалисты администрации
края, а основные положения были обсуждены широкой экономической общественностью. В «Стратегии...» были учтены предложения руководителей администраций городов и районов, промышленных и сельскохозяйственных предприятий, ученых вузов, депутатов Алтайского краевого Совета народных депутатов, общественных объединений промышленников и предпринимателей. Однако работа над стратегией была затруднена тем обстоятельством, что Правительством в тот период не была принята стратегия развития России до 2010 года, не были решены вопросы реформирования естественных монополий, налоговой, таможенной и финансовой политики.
В июне 2004 года в Алтайском государственном техническом университете (далее АлтГТУ) прошла вторая межрегиональная научно-практическая конференция «Реформирование промышленности: проблемы и решения», на которой организаторы мероприятия (Ал-тГТУ, краевой Союз промышленников, Институт проблем промышленного развития) сформулировали свои предложения по выводу промышленности края из кризиса. В результате проведенной работы объемный программный документ «Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 года» все же был принят.
Данная программа, а также постановление администрации Алтайского края «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006—2008 годы» от 2 марта 2006 года № 85 послужили основанием для разработки по заказу администрации Алтайского края целевой программы «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2006—2008 годы». Разработчиком Программы выступил Алтайский научно-технологический центр «Институт проблем промышленного развития» АлтГТУ им. И. И. Ползунова (далее ИППР).
Вообще институты развития существуют во всем мире, как в развитых странах, так и в развивающихся. Необходимость в них возникает, когда обычных способов государственного управления экономикой оказывается недостаточно. В России на государственном уров-
не эти институты (Инвестиционный фонд, Российская венчурная компания, Банк развития, Российская корпорация нанотехнологий) появились только на пятнадцатом году существования нашей страны в рыночном пространстве. Поэтому нет ничего удивительного, что промышленная политика как на государственном, так и на региональном уровнях отсутствовала все эти годы, поскольку считалось, что управлять экономикой будет «невидимая рука рынка». К помощи различных научных и исследовательских центров государственные власти также мало обращались.
Новую программу развития промышленного производства в крае начали разрабатывать под руководством профессора В. А. Бородина с осени 2005 года. Экономисты проанализировали состояние промышленного производства Алтайского края, дали комплексную оценку предприятий, четко сформулировали основные цели, задачи, сроки реализации, приоритетные направления Программы. Но самое главное, что были продуманы механизм реализации (конкретные бизнес-проекты) и ресурсное обеспечение Программы, а также ожидаемые результаты ее выполнения.
Краевая целевая программа «Развитие промышленного производства в Алтайском крае» на 2006—2008 гг. стала первым проводником на пути перехода к качественным преобразованиям в отрасли. Кроме того, это был первый опыт, когда создание подобного документа было осуществлено не в недрах краевой администрации, а привлеченным научным учреждением. Экономистам удалось не только объективно оценить состояние промышленного производства в крае, но и развеять некоторые мифы по поводу роста в производственной сфере. В Программе, подготовленной ИППР и утвержденной Постановлением Алтайского краевого совета народных депутатов от 5 июля
2006 года № 347, подчеркивалось: «Отмечаемая положительная динамика промышленного производства в 1999—2004 гг. объясняется как сохраняющимся внутренним спросом, так и наличием избыточных производственных мощностей. При этом качественных измене-
ний, обеспечивающих постоянный промышленный рост, стабильное финансовое положение и устойчивую конкурентоспособность, на большинстве промышленных предприятий в Алтайском крае в указанный период не произошло. Эффективность используемых основных фондов и технологий остается низкой» [Постановление АК от
05.07.2006 г. № 347, с. 3].
Рассмотрим более подробно состояние производственного комплекса Алтайского края в 2000—2005 гг. и на этом фоне предложения авторов краевой целевой программы «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2006—2008 годы» для стабилизации промышленного производства и перехода к качественным преобразованиям в промышленности.
Промышленное производство в Алтайском крае в этот период оставалось важнейшим сектором экономики, определяющим доходную часть его бюджета и занятость населения. Доля промышленной продукции и услуг в валовом региональном продукте составляла
22,1 % [Постановление АК от 05.07.2006 № 347, с. 2]. На долю промышленного производства приходилось более 18 % занятых в экономике края [Добро пожаловать..., 2006, с. 98] и около 42 % всех налоговых отчислений. Промышленный потенциал Алтайского края был представлен более 2800 предприятиями: (табл. 1), в числе которых 450 крупных и средних [Алтайский край в цифрах., 2005, с. 95].
Таблица 1
Количество предприятий в Алтайском крае в 2000—2004 гг.
Год 2000 2001 2002 2003 2004
Число предприятий (на самостоятельном балансе) 2380 2516 2455 2475 2873
Тем не менее, экономисты характеризовали состояние промышленности края как депрессивное [Горшков, 2006, с. 80], и более того, находящееся в состоянии деиндустриализации [Мищенко, 2006, с. 94]. Негативные тенденции в работе предприятий привели к со-
кращению производства основных видов продукции во всех отраслях промышленности края (табл. 2) [Регионы России..., 2007, с. 471].
Таблица 2
Производство основных видов продукции в Алтайском крае в 2000—2005 гг.
Год 1990 1995 2000 2001 2002 2003 2004 2005
Производство тракторов (тыс. шт) 24,3 2,4 2,1 2,2 0,9 1,0 0,4 0,2
Производство металлорежущих станков (шт.) 377 597 567 171 85 — 35 —
Выплавка стали (тыс. тонн) 258 30,9 24,9 22,7 10,6 15,9 24,0 36,4
Производство шин автомобил., автобусных, для с/х машин (тыс. шт) 2844 763 1728 1454 723 661 1081 1113
Производство обуви (тыс. пар) 1061 163 93 79 51 36 27 17
Производство трикотажных изделий (тыс. шт) 4335 308 169 135 95 153 92 97
Производство тканей (млн кв. м) 162,9 27,8 11,1 30,1 20,7 19,0 11,9 12,3
Производство масла животного (тонн) 33652 16085 10609 11563 11101 11025 9887 10552
Производство мяса (тыс. тонн) 181,8 59,2 22 23,6 28,1 37,9 36,8 34,4
Производство хлеба и х/бул. изделий (тыс. тонн) 304,9 116,6 116,1 117,8 119,5 133,3 140,1 130,1
Не более 45,9 % рынка потребительских товаров удовлетворялось продукцией, производимой в Алтайском крае, в том числе по продовольственной группе — не более 80 %, по непродовольственной — не более 14,7 %. Недостающая часть покрывалась продукцией предприятий других регионов России и импортными поставками. Емкость внутреннего рынка непродовольственных потребительских товаров
составляла 34,6 млрд руб. и стабильно росла, открывая устойчивые рыночные перспективы для алтайской промышленности, но вместе с тем обостряя конкурентную борьбу за рынки сбыта.
При создании Программы была проанализирована деятельность 300 предприятий. Главные общие проблемы — это низкая конкурентоспособность алтайских предприятий; крайне низкая инвестиционная активность; нехватка высококвалифицированных специалистов, высокая текучесть кадров и старение персонала; устаревший технический и технологический уровень основных производственных фондов и недостаточность их восполнения. По мнению промышленника А. Г. Шепшелева, технологии в производстве в 2005 году в основном находились на уровне 1950-х гг. По данным на начало 2005 года, износ основных фондов на крупных и средних промышленных предприятиях в машиностроении составил 46,5 %, в электроэнергетике —
84,2 %, химической — 52,3 %, пищевой промышленности — 36,7 %. Если в 1990 году коэффициент обновления основных фондов в целом по промышленности составлял 6,4 %, то в 1995—1999 гг. был менее 1 % в год, в 2003 году — 3,4 %, в 2004 году — 3,5 %. Промышленность края остро нуждалась в модернизации, переходе на современные технологии [Шепшелев, 2006, с. 95].
Около 45 % отраслей промышленности Алтайского края в тот период, как и сегодня, были ориентированы на ввоз в край основного сырья и материальных ресурсов. Собственная сырьевая база существует только для пищевой, крупяной и мукомольной промышленности, производства лекарственных препаратов, а также выпуска отдельных видов химической промышленности. Именно поэтому авторы Программы на первое место в списке приоритетных отраслей поставили пищевую промышленность (включая мукомольно-крупяную) и производство медицинских препаратов.
Развитию фармацевтической отрасли, которая сосредоточена главным образом в Бийске (ОАО «Алтайвитамины», ОАО «Эвалар», ряд предприятий группы ФНЦН «Алтай») способствовало присво-
ение этому городу в 2005 году на пять лет статуса наукограда Российской Федерации [Постановление от 21.11.2005 г. № 688] с последующим продлением этого статуса до 2015 года постановлением Правительства Российской Федерации от 29 марта 2011 года № 216. Безусловно, это открыло широкие возможности для обновления технологий, модернизации всех действующих предприятий города, а не только производящих лекарственные препараты и биологически активные добавки. Бийск является важной промышленной зоной края, где уже полвека развиваются наукоемкие производства. Основные направления деятельности предприятий Бийска соответствуют отечественным приоритетным направлениям развития науки, техники и технологий. Это перспективное вооружение; ракетно-космическая техника; новые материалы и химические технологии; синтез лекарственных средств и пищевых добавок; производство и переработка сельскохозяйственного сырья; подготовка кадров в области научнотехнической, гуманитарной и инновационной деятельности и другие.
Благодаря тому, что Бийску был присвоен статус наукограда, его финансирование гораздо улучшилось (табл. 3). Бийск стал получать пятую часть всех средств фонда наукоградов России.
Таблица 3
Финансирование Бийска из средств фонда наукоградов России
Год Всего средств фонда наукоградов России Получено наукоградом Бийск
2007 312 млн руб.
2008 1,5 млрд руб. 332 млн руб.
2009 1,605 млрд руб. 354 млн руб.
2010 1,709 млрд руб. 377 млн руб.
В Программе «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2006—2008 годы» к приоритетным отраслям, кроме фармацевтической и пищевой промышленности, были отнесены производство тракторной и сельскохозяйственной техники, энергетическое машиностроение, дизелестроение, производство химической
продукции, строительных материалов, легкая, деревообрабатывающая и горнодобывающая промышленность.
Главными направлениями реализации Программы, по мнению авторов, стали следующие: повышение уровня конкурентоспособности промышленных предприятий; диверсификация и стимулирование качественных преобразований промышленного производства, достижение на этой основе роста объемов продукции; оказание инвестиционной финансовой поддержки предприятиям приоритетных отраслей промышленности края.
Безусловно, что для реализации всех этих мероприятий были необходимы инвестиции. Авторы Программы выделили три источника финансирования: собственные средства промышленных предприятий; банковские кредиты и средства, предусмотренные в бюджете на соответствующий финансовый год.
Еще на подготовительном этапе в 2005 году комитетом по промышленности, предпринимательству и вопросам труда администрации Барнаула был проведен анализ инвестиционного потенциала барнаульских промышленных предприятий. Тогда более 40 предприятий обозначили свои инвестиционные проекты на трехлетнюю перспективу. Все заявленные проекты условно можно разделить на четыре основные группы. Первая — это реструктуризация, реконструкция, техническое перевооружение и расширение действующих производств. Здесь наибольший объем инвестиций приходился на пищевую отрасль. Вторая группа инвестиционных проектов — это создание новых конкурентоспособных производств. Большинство проектов второй группы относилось к машиностроительной отрасли. Третью группу инвестиционных проектов можно отнести к расширению малого промышленного производства. Четвертая группа проектов была ориентирована на повышение энергоэффективности и безопасности энергосистемы региона. Здесь были заявлены проекты по газификации предприятий. Все инвестиционные проекты были изучены и направлены в качестве предложений в краевую целевую
программу развития промышленного производства на 2006—2008 годы, основу которой они и составили.
Всего в предложенную Программу вошли 63 проекта модернизации действующих предприятий, 33 проекта по созданию новых производств, 42 проекта в области малого промышленного предпринимательства, 12 проектов в области энергосистемы.
В результате реализации Проекта планировалось к 2008 году достигнуть роста промышленного производства на 17,7 млрд руб. при среднегодовом темпе роста объемов — 6 %. Должно было быть создано 8400 новых рабочих мест. Объем дополнительной прибыли должен составить 1,7 млрд руб.
Средства массовой информации назвали 2006 год, основываясь на высказываниях представителей государственной власти, годом возрождения алтайской промышленности, годом реализации масштабных проектов и прихода крупных системных инвесторов (ООО «Уральская горно-металлургическая компания», ОАО «Газпром», ОАО «Российские железные дороги») [Алтайский край..., 2005, с. 2]. Действительно, подписание соглашения, например, с ООО «УГМК-холдинг», открыли серьезные перспективы для горнорудного производства в Алтайском крае. В 2006 году была введена в строй горно-обогатительная фабрика, шло строительство еще одной фабрики на Зареченском руднике.
В 2006 году крупные инвестиционные проекты реализовывались на ОАО «Алтай-Кокс», ОАО «Алтайвагон», ОАО «Барнаултранс-маш», на ОАО «Завод резино-технических изделий», ФКП «Бийский олеумный завод», ОАО «Кучуксульфат» и других. Большая часть преобразований стала осуществляться на предприятиях в связи с приходом новых собственников. Так, новым собственником ОАО «Алтайский трактор» стала ФПГ «РАТМ» (Новосибирск). Решением акционеров ОАО «Барнаултрансмаш» вошел в ООО «Военно-промышленная компания» (ВПК), выделившуюся в самостоятельный холдинг из «Руспромавто». ОАО «Алтайвагон» вошел в холдинговую компанию «Сибирский Деловой Союз».
С 2006 года при поддержке администрации края инвестиционно активные организации стали наращивать производственный потенциал: с участием средств государственной поддержки в виде субсидирования части банковской процентной ставки и возмещения затрат по налогу на имущество ими было инициировано 130 инвестиционных проектов. Для модернизации основного капитала было привлечено 11 млрд руб. кредитных ресурсов [В режиме созидания..., 2013, с. 40].
Программа «Развитие промышленного производства в Алтайском крае на 2006—2008 годы» была первым, однако не единственным опытом создания официального документа привлеченным научным учреждением. Осенью 2007 года в крае была опубликована «Концепция альтернативной стратегии социально-экономического развития Алтайского края», которая была разработана временным творческим коллективом (руководитель В. В. Мищенко, канд. экон. наук, профессор) на базе кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета по заказу Центрального научно-исследовательского и проектного института по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН, г. Москва).
Авторы «Альтернативной стратегии» отмечали, что в Алтайском крае в области регионального управления сложилась достаточно противоречивая ситуация: «Параллельно разрабатываются три документа: Стратегия развития края; Схема территориального планирования; Программа социально-экономического развития до 2017 г. Над ними работают разные группы специалистов, и не понятно, каким образом они будут согласованы. Помимо этого еще действует Стратегия развития края до 2010 г., утвержденная в 2004 г.» [Альтернативная стратегия., 2007, с. 4].
Кроме того, по решению главы администрации Алтайского края № 157-р от 17.04.2007, согласно Государственному контракту № 25 от 22 марта 2007 года между Главным управлением экономики и ин-
вестиций Алтайского края и ЗАО «Консалтинговая группа «РОЭЛ Консалтинг», в это же время разрабатывалась и была принята в конце
2007 года Стратегия развития Алтайского края до 2025 года.
Также на основании постановления главы администрации Алтайского края от 2 февраля 2006 года № 28 и Государственного контракта № ГК-142/2006 от 27 апреля 2006 года между Управлением Алтайского края по строительству и архитектуре и Центральным научноисследовательским и проектным институтом по градостроительству Российской академии архитектуры и строительных наук (ЦНИИП градостроительства РААСН) в это же время разрабатывалась Схема территориального планирования Алтайского края (была утверждена Постановлением Администрации края от 27.10.2009 № 445). Разработка такой Схемы была продиктована требованиями федерального законодательства. В п. 3 ст. 9 Градостроительного кодекса РФ сказано, что документы территориального планирования являются обязательными для органов государственной власти, органов местного самоуправления при принятии ими решений и реализации таких решений. Согласно ГК РФ территориальное планирование необходимо для установления функциональных зон, зон планируемого размещения объектов капитального строительства для государственных или муниципальных нужд, зон с особыми условиями использования территорий.
Таким образом, разрабатываемая Схема должна была иметь наивысшую силу из всех управленческих документов Алтайского края.
Разработка программ социально-экономического развития Алтайского края и всех муниципальных образований осуществлялась в соответствии с решением Совета при полномочном представителе Президента РФ в Сибирском федеральном округе, принятым 29 марта 2006 года в г. Иркутске. При этом сроки готовности Программы Алтайского края опережали сроки создания новой Стратегии. Администрация края пыталась изменить эту ситуацию. Программы развития муниципальных первичных образований были уже готовы, осенью 2007 года прошла процедура публичных слушаний и утверж-
дения представительными органами МСУ Однако такое положение противоречило п. 2. ст. 8 Закона Алтайского края «О государственном прогнозировании, индикативном планировании и программировании социально-экономического развития Алтайского края» от 01.11.2006 № 592, согласно которому Программа социально-экономического развития Алтайского края должна разрабатываться на основе стратегии и прогнозов.
Далее авторы Альтернативной стратегии пришли к заключению, что «принятие Схемы — более трудоемкий процесс, чем принятие Стратегии региона, «территориальная Схема — это совокупность документов, а Стратегия представляет собой один документ», поэтому «Схема должна приниматься первой, а затем на её основе разрабатываться Стратегия на срок не менее 20 лет» [Альтернативная стратегия., 2007, с. 5].
Таким образом, исходя из анализа основных программных документов, авторы концепции Стратегии сделали вывод, что в Алтайском крае до сих пор «нет единой промышленной политики: глобальной цели (структуризации комплекса), задач для всех предприятий отрасли, единых принципов, инструментов и т. д.», и, как следствие этого, «предприятия данной сферы разбросаны между пятью управлениями администрации: стройиндустрию курирует управление строительства, деревообработку — управление лесами, переработку зерна, производство муки — управление пищевой и перерабатывающей промышленности» [Альтернативная стратегия., 2007, с. 5]. Авторы концепции подчеркивали, что на 2007 год в крае не был принят ни один проект по объединению крупных и средних предприятий региона, а в конкурентной рыночной атмосфере в состоянии выжить только мощные концерны. Авторы «Альтернативной стратегии» указывали: «Алтайские промышленные предприятия все больше становились элементами структур аутсорсинга, т. е. выполняли заготовительные, обслуживающие функции инорегиональных управленческих и снабженческо-сбытовых организаций (московских, новоси-
бирских, кузбасских и др.). С 1990-х гг. полностью прекратилось сооружение новых предприятий в государственном секторе экономики. В начале 2000-х гг. в крае для производства товаров стали строиться в основном частные предприятия по добыче полезных ископаемых, производству пищевых продуктов, а также мощности по изготовлению кокса» [Альтернативная стратегия., 2007, с. 5].
В предлагаемой «Альтернативной стратегии» социально-экономического развития Алтайского края особое внимание было уделено анализу факторов, мешающих региону преодолеть системный кризис экономики и общества 90-х гг. XX века. В их числе: громадный спад производства в базовых отраслях экономики (машиностроении, АПК, химической и нефтехимической, оборонной промышленности); слабая наполняемость бюджета края за счёт собственных налогов и акцизов; рост оттока населения из Алтая; высокий уровень смертности граждан, включая увеличение количества суицидов.
Авторами была предложена интегральная модель социально-экономического развития Алтайского края, в соответствии с которой «точками роста» экономики могли стать:
1) более глубокая переработка сельскохозяйственного сырья и сетевая реализация конечной продукции (при условии преодоления в стране диспаритета цен на аграрную продукцию и средства ее производства);
2) развитие туризма, прежде всего курортного и экстремального;
3) производство спиртовой и ликеро-водочной продукции, а также дешевых товаров для малообеспеченных слоев населения;
4) создание фармацевтического кластера, освоение производства новых для Алтая видов химической продукции;
5) государственное инвестирование в развитие инфраструктуры, в первую очередь дорожной и транспортной, для торговли с Казахстаном, Китаем, Монголией и др.;
6) восстановление оборонно-промышленного комплекса на основе государственного заказа и экспортных договоров;
7) жилищное, в том числе ипотечное, строительство [Альтернативная стратегия., 2007, с. 3].
Стратегия была названа альтернативной, поскольку, в отличие от разрабатываемых в то время в регионе аналогичных документов, в ней были заложены и обоснованы несколько иные приоритеты развития края. В частности, авторы полагали, что имеющиеся экономические и социальные условия развития Алтайского края не дают оснований даже для постановки задач перехода к инновационному типу развития субъекта Федерации в ближайшей перспективе, его перестройки на основе технологий пятого уклада. По приблизительным расчетам авторов Стратегии, для модернизации алтайской экономики были необходимы инвестиции в основной капитал в сопоставимых ценах на сумму 80—90 млрд руб. ежегодно на протяжении 10 лет. Согласно Росстату, в 2006 году инвестиции равнялись 27,8 млрд руб. Лидером по месту их приложения по-прежнему оставалась торговля, хотя в модернизации больше всего нуждались электроэнергетика, обрабатывающие производства промышленности, сельское и коммунальное хозяйство. Бюджетная поддержка Правительства РФ, создание для российских холдингов гарантированных финансовых, налоговых условий по размещению инвестиций могли бы стать основой привлечения капитальных вложений в регион. Практически все идеи «Альтернативной стратегии» были реализованы в последующие годы.
Таким образом, в Алтайском крае долгое время шло накопление опыта разработки промышленной политики: были программы формирования региональных холдингов в сельхозмашиностроении, создания вертикально-интегрированных холдингов по производству пищевой продукции — от поля до фирменного магазина и ряд других. Но, к сожалению, результата такая промышленная политика не давала. Чтобы промышленная политика стала действенной, она должна была применяться системно. Прежде чем проводить реструктуризацию, вкладывать инвестиции, наращивать объемы производства, про-
водить организационные улучшения, надо было учесть все факторы как со стороны спроса, так и со стороны предложения. И с 2006 года руководство Алтайского края в полной мере осознало необходимость формирования концептуальных основ и системного подхода эффективной промышленной политики в рамках программно-целевой реализации с учетом социально-экономического потенциала региона.
Началом формирования такого системного подхода стал ряд программных документов, принятых законодательной и утвержденных исполнительной властью Алтайского края в лице губернатора А. Б. Карлина. Это постановления администрации Алтайского края «О стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года», «О приоритетных направлениях социально-экономического развития Алтайского края на 2006—2008 годы», закон АК «Об утверждении краевой целевой программы “Развитие промышленного производства в Алтайском крае” на2006—2008 годы», новые редакции законов АК «О промышленной политике» от
01.02.2007 г. № 4-ЗС и «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае» от 09.03.2007 г. № 20-ЗС; «Стратегия развития Алтайского края до 2025 г.», утвержденная в конце 2007 г., и др.
Промышленная политика, сформулированная в этих программных документах, способствовала привлечению инвестиций и выходу предприятий края на внутренний и внешний рынки с высокотехнологичной, конкурентоспособной продукцией. Кроме того, значимым источником капитальных вложений в регионе стали бюджетные ресурсы. Алтайский край принял участие в реализации около 40 % действующих на территории страны федеральных целевых программ. С 2006 года из федерального бюджета на реализацию ФЦП в край поступило около 91 млрд руб., на их софинансирование из краевого бюджета было направлено более 10 млрд руб. [В режиме созидания., 2013, с. 110]. Все это, в свою очередь, позволило перевести промышленное производство в Алтайском крае в стадию стабильного роста.
Таким образом, 2006 год стал знаковым для алтайской промышленности: в это время было положено начало процессу выстраивания конструктивного партнерства власти и крупного бизнеса в интересах развития региона. Основной формой такого взаимодействия стали соглашения о социально-экономическом сотрудничестве, предполагающие, с одной стороны, обязательства предприятий по развитию производственного потенциала и реализации социальных проектов, с другой стороны — обязательства администрации края по учету экономических интересов этих предприятий и оказанию содействия в решении их проблем на региональном уровне. Исходя из сказанного, можно сделать вывод, что промышленная политика в Алтайском крае в 2000—2010 гг. стала составной частью социально-экономической политики руководства региона.
Органы исполнительной власти Алтайского края осознали в 2006 году, что развитое, с диверсифицированной структурой промышленное производство является одной из основ стабильности региональной экономики, и стали проводить промышленную политику в целях развития края, повышения его инвестиционной и инновационной привлекательности. Результатом такой политики стало увеличение объема промышленного производства в крае в 1,6 раза; объема поступлений налогов от производителей промышленной продукции — в 3,8 раза, объема инвестиций — в 2 раза [В режиме созидания., 2013, с. 22].
Безусловно, данный опыт заслуживает глубокого изучения и вполне может быть использован для формирования и реализации промышленной политики законодательной и исполнительной властью в других регионах.
Источники
1. Алтайский край : спецвыпуск // Российская газета. — 2006. — 7 декабря. — № 275 (4241). — 28 с.
2. Алтайский край в цифрах, 2000—2004 : статистический сборник / Росстат, Территор. орган Федер. службы гос. статистики по Алт. краю ; [редколлегия : В. М. Мочалов (пред.) и др.]. — Барнаул : [б. и.], 2005. — 199 с.
3. Альтернативная стратегия социально-экономического развития Алтайского края (концепция) / отв. ред. В. В. Мищенко. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2007. — 98 с.
4. Закон АК № 27-ЗС от 12.05.1998 г. — Закон Алтайского края от
12.05.1998 г. № 27-ЗС «О промышленной политике».
5. Закон АК № 61-ЗС от 09.12.1998 г. — Закон Алтайского края от
09.12.1998 г. № 61-ЗС «Об инвестиционной деятельности в Алтайском крае».
6. Постановление АК № 47 от 30.01.2004 г. — Постановление Алтайского края от 30.01.2004 г. № 47 «О стратегии социально-экономического развития Алтайского края на период до 2010 года».
7. Постановление АК от 05.07.2006 г. № 347 — Постановление Алтайского края от 05.07.2006 г. № 347 О законе Алтайского края «Об утверждении краевой целевой программы “Развитие промышленного производства в Алтайском крае” на 2006—2008 годы» // Алтайская правда. — 2006. — 15 июля.
8. Постановление от 21.11.2005 г. № 688 — Постановление Правительства РФ № 688 от 21 ноября 2005 г. «О присвоении статуса наукограда Российской Федерации г. Бийску (Алтайский край)».
9. Регионы России : социально-экономические показатели : 2006 : статистический сборник / Росстат. — Москва : Статистика России, 2007. — С. 471—519.
Литература
1. В режиме созидания : в ритме позитивных перемен : социально-экономическое развитие Алтайского края в 2006—2013 годах : итоги и перспективы / под общ. ред. М. П. Щетинина. — Барнаул : АЗБУКА, 2013. — 392 с.
2. Горшков В. Г. Промышленность Алтайского края : состояние, инвестиционная и промышленная политика / В. Г. Горшков // Управление корпорацией : сборник научных статей / под ред. В. К. Толстова. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. — С. 80—86.
3. Добро пожаловать в Алтайский край! = Willkommen in der Altai-Re-gion = Welcome to Altai Krai / [авт. текста С. В. Харламов, В. В. Уткина, Н. Н. Чиняков ; фот. С. Харламов и др.]. — [Барнаул] : Тип. Ал. Степанова, 2006. — 114 с.
4. Дятчин Н. И. Системный анализ развития промышленности Алтая / Н. И. Дятчин, В. А. Бородин, В. Д. Гончаров // Ползуновский вестник. — 2003. — № 3—4. — С. 250—258.
5. Курсакова Е. Н. Промышленная политика в Алтайском крае в 2000е годы / Е. Н. Курсакова // Экономика и власть в Сибири : исторический опыт взаимодействия и современность : сборник научных статей / под ред. Е. В. Демчик. — Барнаул : АКИПКРО, 2007. — С. 212—223.
6. Мищенко В. В. Депрессивный Алтай : анализ социально-экономической ситуации в крае и направления выхода из кризиса / В. В. Мищенко. — Барнаул : Изд-во Алт. ун-та, 2006. — 423 с.
7. Стратегия социально-экономического развития Алтайского края до 2010 г. : материалы научно-практической конференции / под ред. В. И. Пса-рева. — Барнаул : [б. и.], 2002. — 135 с.
8. Шепшелев А. Г. Промышленная политика региона : государство должно сделать первый шаг / А. Г. Шепшелев // ЭКО : Экономика и организация промышленного производства. — 2006. — № 2. — С. 93—104.
© Курсакова Елена Николаевна (2014), кандидат исторических наук, доцент кафедры истории и философии, Барнаульский юридический институт МВД России (Барнаул), [email protected].