УДК 332.1
Виталий Валентинович Пуричи
(кандидат географических наук, доцент кафедры региональной экономики и управления Алтайского государственного университета, г. Барнаул)
АЛТАЙСКИЙ КРАЙ В ТЕРРИТОРИАЛЬНОМ РАЗДЕЛЕНИИ ТРУДА
Ключевые слова: регион, международные экономические отношения, внешнеэкономическая деятельность.
Современная экономическая ситуация требует незамедлительных, но при этом продуманных и ответственных решений. Они необходимы на всех уровнях власти в соответствии со сферами ведения, задачами, стоящими перед каждым из них. Обязательными для регионов России становятся поиск дополнительных ресурсов, вовлечение в экономический оборот резервов и внедрение оригинальных управленческих механизмов для обеспечения устойчивого развития собственной территории.
Актуальность изучения пространственных закономерностей возрастает и в связи с увеличивающейся разницей в уровнях развития территориальных единиц. Наиболее интересны в этом отношении работы по изучению глобального рынка, международных экономических отношений и регионального развития. Особое место в теоретическом осмыслении пространственных закономерностей экономического развития занимает «новая экономическая география» [1].
В экономической истории Алтайского края были разные периоды. В советское время Алтай экономический являлся скорее резервом, чем авангардом. Масштабное сельское хозяйство ориентировалось на предполагаемый рост потребностей Сибири, освоение которой приостановилось вместе с развалом Советского Союза. Промышленность с существенной долей военно-промышленного комплекса была стратегическим резервом на случай возможной войны. Причиной такого положения вещей были географическое расположение и природные ресурсы Алтая. Несколько этапов переселения людей на эту территорию были обусловлены отнюдь не экономическими факторами. Столыпинское переселение решало проблемы малоземелья в европейской части России. Переселение ссыльных - результат политиче-
ских процессов в стране. Эвакуация военного времени предприятий и населения решала военно-стратегические задачи. Исключительно экономическими были миграции целинников, но экономическая эффективность освоения целины вызывает сомнения.
Существенная часть производимого на Алтае товара перевозилась в европейскую часть страны или шла на экспорт, масштабы перевозок были внушительными, но этому не придавалось большого значения в советской системе. Сегодня нельзя игнорировать транспортные издержки. Рыночные потребности, обеспеченные транспортными возможностями, оказались не сопоставимыми с производственными.
Нет смысла говорить об ошибках управления советского периода. Никто не предполагал коренного изменения существовавшего порядка. Для милитаризированной советской административно-командной системы Алтай был надежным многофункциональным тылом и опорой для дальнейшего освоения восточных районов страны. Централизованное директивное планирование исключало собственную инициативу региона, это прежде всего относится к внешнеэкономической деятельности (ВЭД). Отказ от социалистической плановой системы и актуализация такого института, как федерализм, поставили вопрос об управлении хозяйственной деятельностью региона силами собственных органов управления. ВЭД все еще жестко регламентируется федеральными властями, но значение ее для региона кардинально меняется. Инвестиционный потенциал российской экономики крайне низкий, покупательная способность населения тоже невысока, ресурсы развития можно находить, обращаясь к фондам государства, но и этот источник сегодня существенно сократился. Регион должен искать свое место в мировой экономической системе.
Опыт организации внешнеэкономической деятельности на региональном уровне в 90-х гг. ХХ в. выразился в создании свободной экономической зоны (СЭЗ) «Алтай». Функционирование СЭЗ закончилось рядом скандалов, связанных с деятельностью резидентов зоны. За три года существования зоны из нее из-за нарушений налогового законодательства были выведены 440 предприятий. Е.В. Дем-чик и Е.Н. Курсакова отмечают: «Деятельность СЭЗ «Алтай» конца 1990-х гг. имеет свои отличительные черты. Так, например, подавляющее большинство зарегистрированных в СЭЗ предприятий, пользовавшихся льготами при налогообложении (1300 хозяйствующих субъектов), находилось за пределами края» [2]. За время своего существования СЭЗ «Алтай» поставленных задач не решила и к формированию развитых международных связей не привела.
Внешнеэкономическая деятельность предприятий Алтайского края в 1990-е гг. была направлена на поиск капитала и организацию его привлечения для модернизации существующих предприятий и образования новых. Основной формой было создание совместных предприятий (СП). В первой половине 1990-х гг. эта форма оказалась настолько эффективной, что вместо 2 существовавших на территории Алтая СП в 1995 г. их стало уже 104. Расширилась география зарубежных партнеров. В 1990-х гг. число стран-партнеров почти удвоилось (48 в 1990 г. и 70 в 1999 г.) [3]. Но при этом число СП к 1999 г. сокращается до 45.Уменьшается также объем товарооборота и производства совместных предприятий, их доля в общем объеме промышленного производства составила лишь 0,4% [3].
В целом экономическую политику Алтайского края следует считать неудовлетворительной. Открывшиеся в 1990-х гг. возможности реализованы не были, место края в системе ТРТ определено не было, устойчивые связи с зарубежными партнерами не сформировались. По мнению Е.В. Демчик и Е.Н. Курсаковой, «можно выделить следующий комплекс причин сокращения товарооборота, падения экспорта и снижения его эффективности в 1990-е гг.:
- непродуманная налоговая и таможенная политика;
- бартеризация внутренней экономики. Кроме того, недостаток «живых денег» вынуждал предприятия поставлять продукцию на экспорт по заниженным ценам или соглашаться на товарный кредит (отсрочку платежа);
- отсутствие соответствующей законодательной базы для поддержки внешней торговли и привлечения в полной мере инвестиций в экономику края;
- непоследовательная политика федеральных властей в отношении свободных экономических зон вообще и СЭЗ «Алтай» в частности;
- высокая степень износа оборудования;
- неразвитость системы банковского кредитования экспортно-импортных операций;
- транспортная проблема. Неразвитость транспортных коммуникаций в восточном направлении (Монголия, Китай, страны АТР), отсутствие альтернативных видов транспорта, отсутствие отрегулированного режима пересечения границ с Украиной - все это влияло на удорожание продукции на 15-20%» [4].
Отмеченные проблемы можно объяснить желанием быстрых перемен в условиях экономического спада. Слабая экономическая база не могла удовлетворить широких потребностей потенциальных зарубежных партнеров, а быстрые реформы оказывались непродуманными, противоречивыми и создавали барьеры в развитии международных экономических отношений.
Переход к рынку привел к ликвидации производства невостребованной им продукции и перераспределению трудовых ресурсов между сферами экономики. Существенную долю высвободившихся трудовых ресурсов приняла сфера обслуживания, значительно выросла торговля. Рынок труда проявил гибкость, но закрылись предприятия легкой промышленности, машиностроения, химического комплекса. Они производили продукцию для вывоза, который обеспечивал приток капитала. Выросшая непроизводственная сфера ориентировалась, прежде всего, на собственные потребности. Только туризм нашел потребителя за пределами региона, однако приток туристов извне растет пока медленно. Барнауль-цы гордятся количеством торговых площадей. Но относительная средняя заработная плата, а значит, и платежеспособность жителей Ал-
тайского края невысоки. Видимо, масштабы торговли достигли потенциального максимума и нужно искать новые формы использования этих площадей. Может ли торговля или какая-либо другая непроизводственная деятельность обеспечить «вывоз» товара (услуги) и приток капитала?
Анализ существующей ситуации осложняется тем, что часть показателей ввоза - вывоза скрыта за отношениями субъектов внутри Таможенного союза. В настоящее время внешнеэкономические отношения Алтайского края расширяются. Так, в 2013 г. партнерами края были 83 страны, а в 2014 г. - 85.
По официальным данным [5], на долю стран дальнего зарубежья пришлось 75,4% от общего стоимостного объема товарооборота, стран СНГ (без учета взаимной торговли со странами Таможенного союза) - 24,6% (в 2013 г. - 70,4 и 29,6% соответственно). В торговле со странами дальнего зарубежья товарооборот увеличился на 6,7% и составил 588,1 млн долл. США, со странами СНГ уменьшился на 17,1% и составил 192,4 млн долл. США. География не только расширяется, но и «углубляется». Увеличение значимости стран дальнего зарубежья можно считать признаком развития внешнеторговых отношений.
Существенные изменения связаны с потерей части торговых отношений с такими странами, как Германия и Украина, причины которой носят политический характер. Политическая ситуация приводит к сокращению общего объема товарооборота на 0,35%. И если размеры потерь пока незначительны, то сам факт говорит о необходимости мобильного регулирования внешнеэкономических отношений в условиях внешнеполитической напряженности, для того чтобы сохранять темпы прироста объемов участия на международном рынке.
Следует обратить внимание, что увеличение объемов внешнеторгового оборота происходит за счет роста импортных операций, в то время как экспорт сокращается. Изменение структуры экспорта происходит в сторону уменьшения вывоза продуктов глубокой переработки и роста вывоза сырья. Так, по данным официальных источников, «в товарной структуре экспорта в Алтайском крае по сравнению с 2013 г. наблюдается изменение стоимостных
объемов поставок по основным группам товаров. Уменьшение - «Котлы, оборудование и механические приспособления; их части» на 18,1%... «Продукция мукомольно-крупяной промышленности» (мука пшеничная) на 16,1%. «Каучук и резиновые изделия» (шины пневматические резиновые) на 14,5%, «Фармацевтические продукты» (панты марала) на 12,5%» [6].
Увеличение происходит по таким товарам, как пшеница - в 4,7 раза, жиры и масла - на 45,1%, сульфат натрия - на 15%, лесоматериалы - на 7,5%.
При этом возрастает физический объем экспорта на 29,9%, что весьма существенно и связано с увеличивающимися транспортными издержками на обеспечение экспортных операций. С учетом специфики транспортно-географического положения Алтайского края и особенностей структуры хозяйства, изменения в структуре экспорта можно считать отрицательными.
В стратегии социально-экономического развития Алтайского края отмечается, что он относится к экспортоориентированным регионам - доля экспортных операций в общем товарообороте в 2011 г. составляла более 55% [7]. Таким образом, ВЭД играет большее значение в определении места Алтайского края в системе ТРТ. Международная деятельность Алтайского края является значимым фактором для социально-экономического развития региона и эффективным инструментом интеграции Алтайского края в мировую экономику.
Однако раздела, рассматривающего вопросы стратегического развития внешнеэкономического сотрудничества, в Законе Алтайского края «Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г.» от 21 ноября 2012 г. №86-ЗС [8] нет. Международный обмен как стратегическое направление развития региона не рассматривается. Рост значения «восточного вектора», организация транспортного сообщения с Китаем, углубление связей с различными азиатскими государствами несут большие возможности Алтаю, но и многие риски. Проникновение на его территорию мигрантов, количество которых при расширении экономических связей будет устойчиво возрастать, требует грамотной региональной миграционной политики. Рас-
ширение торговых отношений способно привести к нежелательным изменениям в структуре производства. Вывоз сырьевых продуктов может отрицательно сказаться на собственных перерабатывающих предприятиях. Увеличение объемов торговли с азиатскими государствами ведет к искажению конкурентной структуры среди внешнеэкономических партнеров, к появлению попыток манипуляции со стороны азиатских экономических субъектов и к смещению центра принятия решений в сторону зарубежных государств. Все это требует скрупулезного выбора направлений развития ВЭД и форм контроля за процессами со стороны органов власти и экономической общественности Алтайского края. Мы уже проходили этап увлечения вывозом сырья, и допущенные ошибки должны стать полезным опытом для будущих решений.
Географическое положение Алтайского края противоречиво. Располагаясь в центре самого крупного континента, Алтай оказался наиболее удаленной от всех морских побережий территорией. Международный товарооборот обеспечивается дешевым морским транспортом. Преимущество государств и территорий, имеющих выход к морю, состоит в том, что использование водного транспорта дает возможность выбора экономического партнера. Моря и океаны перестали быть препятствием. Развитие транспорта привело к тому, что они превратились в одну большую транспортную магистраль. Для алтайских производителей проблема состоит в том, что до этой магистрали нужно добраться. Перевозка груза до порта обходится очень дорого. Выходить на мировой рынок в таких условиях можно только с товарами, которые имеют минимальную транспортную составляющую издержек. Это либо уникальные товары, производители которых являются монополистами и имеют возможность устанавливать требуемые для компенсации всех издержек цены, либо дорогие и малогабаритные товары, для перевозки которых не нужны большие расходы.
В качестве примера можно рассмотреть следующую ситуацию. Алтайские производители пшеницы постоянно обращаются к Правительству Российской Федерации с просьбой о введении льготных транспортных тарифов на РЖД для алтайской пшеницы. Без транспорт-
ных льгот она теряет конкурентоспособность на рынках европейской части страны. Также ограничивается возможность вывоза ее за рубеж. Ситуация повторяется из года в год за исключением тех лет, когда урожай небольшой и основная часть зерна перерабатывается на месте. Экономически целесообразно перерабатывать пшеницу внутри региона и вывозить менее емкие продукты переработки. Например, детские сухие смеси, которые отличаются большой стоимостью, но требуют высочайшей технологической обеспеченности в производстве и высококлассного сырья. Сырье на Алтае соответствует самым высоким запросам, однако технологическая и кадровая обеспеченность выступает серьезным, но преодолимым барьером для возникновения высокотехнологичных, в том числе экспортных, направлений производства. И на внутреннем рынке замена, прежде всего, дорогостоящих импортных продуктов - главное направление импортозамещения.
Другой удобной для Алтая формой внешнеэкономической деятельности является предоставление услуг. Торговля товарами требует перемещения товарной массы, самым удобным способом которого является морской транспорт. Самым удобным способом перемещения людей является авиация. Располагаясь в центре континента, Алтай находится на пути следования пассажиропотоков из Европы в Азию и обратно. Это может оказаться преимуществом, если данные потоки будут привязанными к предлагаемым Алтаем услугам. Сегодня основной такой услугой является туризм. Он носит рекреационный, бальнеологический и реже познавательный характер. Практически нет форм предложения, которые предполагали бы регулярный возврат клиентов. Находясь в точке соприкосновения культур, Алтай обладает прекрасной возможностью для организации межкультурного и межконфессионального обмена, что является сегодня чрезвычайно востребованной и перспективной услугой. Опыт такой деятельности формируется сегодня в научной и культурной среде, но для его развития необходимы стратегическое видение и ресурсное наполнение.
Развитие ВЭД в сложившихся условиях требует большого внимания, глубокой теоретической работы и решительных управленческих
действий. Это должно вывести отношения Ал- вый уровень, соответствующий современным тайского края и иностранных партнеров на но- условиям.
Библиографический список
1. Мищенко, В.В. Пространственные подходы в экономике и региональные исследования расселения / В.В. Мищенко, В.В. Пуричи // Известия Алтайского государственного университета. - 2015. -№2-1. - С. 123-128.
2. Демчик, Е.В. Внешнеэкономическая деятельность промышленных предприятий Алтайского края / Е.В. Демчик, Е.Н. Курсакова. - URL : http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/12/articles/ru/87-94.pdf.
3. Там же.
4. Там же.
5. Итоги внешней торговли Алтайского края. - URL : http://export22.ru/exports/1.
6. Там же.
7. Демчик, Е.В. Указ. соч. - URL : http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/12/articles/ru/87-94.pdf.
8. Об утверждении стратегии социально-экономического развития Алтайского края до 2025 г. : закон Алтайского края от 21 ноября 2012 г. №86-ЗС. - URL : http://www.garant.ru/hotlaw/altai/436987/.
References
1. Mischenko, V.V. Prostranstvennyie podhodyi v ekonomike i regionalnyie issledovaniya rasseleniya / V.V. Mischenko, V.V. Purichi // Izvestiya Altayskogo gosudarstvennogo universiteta. - 2015. - №2-1. -S. 123-128.
2. Demchik, E.V. Vneshneekonomicheskaya deyatelnost promyishlennyih predpriyatiy Altayskogo kraya / E.V. Demchik, E.N. Kursakova. - URL : http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/12/articles/ru/87-94.pdf.
3. Tam je.
4. Tam je.
5. Itogi vneshney torgovli Altayskogo kraya. - URL : http://export22.ru/exports/1.
6. Tam je.
7. Demchik, E.V. Ukaz. soch. - URL : http://izvestia.asu.ru/media/files/issue/12/articles/ru/87-94.pdf.
8. Ob utverjdenii strategii sotsialno-ekonomicheskogo razvitiya Altayskogo kraya do 2025 g. : zakon Altayskogo kraya ot 21 noyabrya 2012 g. №86-ZS. - URL : http://www.garant.ru/hotlaw/altai/436987/.