ТЕОРИЯ И МЕТОДИКА ОБУЧЕНИЯ И ВОСПИТАНИЯ (ПО ОБЛАСТЯМ И УРОВНЯМ _ОБРАЗОВАНИЯ)_
Внеклассная деятельность как средство мотивации к изучению
немецкого языка Руди Л. Я.
Руди Лидия Яковлевна /Rudi Lydia Yakovlevna - преподаватель, кафедра иностранных языков, Федеральное государственное бюджетное образовательное учреждение высшего профессионального образования Государственный аграрный университет Северного Зауралья,
г. Тюмень
Аннотация: в статье идет речь о систематизации и обобщении знаний, приобретенных в результате собственной деятельности и изучения опыта преподавателей иностранного языка, о значении внеурочной деятельности при изучении иностранного языка. В статье дается описание видов внеклассной работы, используемых в работе со студентами. Основное внимание акцентируется на принципах работы со студентами при изучении немецкого языка. Abstract: the article deals with the systematization and generalization of knowledge acquired as a result of their own activities and learning foreign language teachers, about the importance of extracurricular activities in the study of a foreign language. The article describes the types of extracurricular activities used in the work with students. The main attention is focused on the principles of work with students in the study of the German language.
Ключевые слова: внеклассная работа, внеурочная деятельность. Keywords: extraclass work, extracurricular activities.
В последнее время обучающиеся и их родители делают главный акцент на изучении английского языка, а немецкому языку уделяется очень мало внимания, поэтому основной задачей преподавателя немецкого языка является повышение интереса к изучению именно немецкого языка. Один из способов создания мотивации - это включение ученика в процесс внеурочной работы. Учитывая практическое, воспитательное, общеобразовательное и развивающее значение внеклассной работы в деле обучения и воспитания учащихся, каждому учителю иностранного языка сейчас известно, как много дает внеклассная деятельность и какой огромный потенциал в ней заложен. Внеклассная работа способствует развитию интереса к изучению иностранного языка, стимулирует развитие самостоятельности, дает возможность студентам применять свои знания на практике.
Целью написания данной работы является систематизация и обобщение знаний, приобретенных в результате собственной деятельности и изучения опыта преподавателей иностранного языка о значении внеурочной деятельности при изучении иностранного языка.
В России начала 20 века внеурочная деятельность рассматривалась исключительно для занятий творчеством и проведений тематических вечеров. Большое развитие внеклассная работа получила в период становления Советской власти, когда в школах начали активно создаваться разнообразные кружки, самодеятельные коллективы, агитбригады. А. С. Макаренко, С. Т. Шацкий, В. Н. Сорока-Росинский и др. педагоги рассматривали внеурочную деятельность как
неотъемлемую часть воспитания личности, основанного на принципах добровольности, активности и самостоятельности [3].
К концу 20 века в процессе гуманизации воспитания начался поиск подходов к внеурочной работе. Школьные коллективы стали самостоятельно определять содержание и формы внеурочной работы с учетом своей специфики и увлечений обучающихся. Современные преподаватели иностранного языка также успешно применяют внеурочную деятельность в учебном процессе, учитывая особенности изучения иностранного языка и требования, предъявляемые к содержанию внеклассной деятельности.
Целями внеклассной работы по иностранному языку являются:
• расширение и углубление знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью;
• стимулирование интереса учащихся к изучению предмета;
• всестороннее развитие личности, включая интеллектуальную, эмоционально -волевую и духовно-нравственную сферы [4].
Во время внеклассных мероприятий ничто не должно напоминать учащимся урок. Здесь нет учителя, а есть старший товарищ, готовый во всём помочь, правильно направить работу. Специфика внеклассной работы заключается в том, что её основной задачей является развитие умений и навыков практического пользования языком в основном на базе языкового материала, изучаемого школьниками в процессе классных занятий.
В методической литературе и в практике школы традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальные, групповые и массовые. В основу такого распределения возложен признак количественного охвата участников. Подчеркивая нечеткость понятия «массовости», В. И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по ИЯ по организационно-структурным признакам. Соответственно она относит групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые - к неструктурным [2].
Индивидуальная форма работы имеет существенное значение для успешного проведения занятий с отдельными учениками во внеурочное время, которые готовят сообщение или доклад о стране, язык которой изучается, о значительных датах и событиях, выдающихся людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, изготовляют наглядные пособия, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды и т.п.
Групповая форма внеклассной работы имеет четкую организационную структуру и относительно постоянный состав участников (примерно 10 — 15 человек), объединенных общими интересами. К этой форме принадлежат разнообразные кружки и клубы: разговорные, вокальные, драматические, переводчиков, филателистов, внеклассного чтения и т.п. [1].
Массовая форма внеклассной работы может проводиться эпизодически и периодически; во всех случаях, однако она должна включаться органично в общешкольный план внеклассных мероприятий. К этой форме относятся: вечера, утренники, конкурсы, олимпиады, КВН, викторины, пресс-конференции, день иностранного языка.
Обе формы — массовая и групповая — планируются, подготавливаются и строятся на основе теснейшей связи с обязательным курсом.
Мы используем внеурочную деятельность на протяжении трех лет со студентами разного уровня знаний немецкого языка. В преподавании немецкого языка внеурочная работа может использоваться в рамках программного материала практически по любой теме.
Внеклассную деятельность в своей работе со студентами мы начинали с недели немецкого языка: усилиями педагога и студентов были организованы и проведены
несколько мероприятий, посвященных предметной неделе. Задание было представить одну из стран изучаемого языка. Внеурочная работа проводилась в несколько этапов. Подготовительный этап включал в себя сбор страноведческой информации посредством литературы и интернет - ресурсов (на немецком и на русском языках). В процесс подготовки и организации внеклассных мероприятий были вовлечены все студенты, независимо от их уровня знаний, способностей. Благодаря дифференцированным заданиям произошло развитие творческой инициативы обучающихся, самостоятельности и способствование всестороннему развитию личности.
Следующим этапом была систематизация накопленной информации и подготовка ее презентации. Наряду с вербальными средствами выражения, обучающиеся широко используют и другие средства: музыкальное и презентационное сопровождение, рисунки, анкеты, графики и диаграммы, то есть задания выполняются и оформляются творчески. В данной системе обучения широко стимулируется развитие творческого мышления, воображения. Создаются условия для свободы выражения мысли и осмысления воспринимаемого. Таким образом, развитие коммуникативных навыков надежно подкрепляется многообразием средств, передающих ту или иную информацию. На этом этапе студенты лучше всего проявили все свои творческие, интеллектуальные способности, индивидуальность, самостоятельность, применили находчивость и смекалку. Итогом данного внеклассного мероприятия были театрализованные представления, мультимедийные сообщения, национальная мода. В результате предметной недели 70% студентов выявили желание продолжать участвовать в подобных мероприятиях, а 30% обучающихся предложили свои варианты внеурочной работы.
Наиболее популярной внеурочной работой стал ежегодный конкурс на лучшую театральную постановку зарубежных классиков. Студенты самостоятельно выбирают произведения немецких или английских писателей, шьют костюмы согласно эпохе сочинения, благодаря подготовке к этому конкурсу изучают историю страны изучаемого языка.
Еще один прием внеклассной работы, который вызвал у студентов только положительные отзывы, это переписка со студентами из других стран на немецком языке. Если прочтение немецких писателей способствует изучению литературного немецкого языка (Hochdeutsch), то общение со своими сверстниками на иностранном языке развивает умение владеть разговорным немецким, расширяет знания студентов в области современных культурологии и страноведения, помогает им проявить свою индивидуальность, самостоятельность. Некоторые из студентов благодаря переписке побывали в других странах по программе обмена студентами.
К индивидуальной внеклассной работе относятся доклады и выступления на научно-практической конференции по кафедре иностранных языков. Обучащиеся не получают материал, который надо выучить, запомнить, а потом изложить учителю, студенты и учитель сообща выполняют конкретные задачи, решение которых связано с жизненными интересами учащихся. Индивидуальная внеклассная деятельность способствует выявлению и развитию индивидуальных способностей и склонностей студентов. Эта форма внеурочной работы дает возможность проявить творческую инициативу и активность.
Зачастую студенты сами предлагают темы, которые их интересуют и волнуют, общаются с профессионалами с целью получить необходимую информацию по актуальным вопросам, что позволило им практиковать устную разговорную речь. В этом году студенты исследуют жизнь Адольфа Гитлера и планируют выявить связь между его биографией и историческими событиями, произошедшими в результате его политических решений.
В течение 3 лет мы наблюдали за студентами, которые привлекались к внеурочной деятельности и студентами, которые не принимали участие в различных внеклассных
13
мероприятиях. Предполагаемые результаты подтвердились: у студентов, принимавших участие в организации и проведении мероприятий, повысился интерес к изучению немецкого языка, расширился кругозор, появилось желание углубить свои языковые знания, умения и навыки, а также появилось увлечение историей, культурой, географией, литературой стран изучаемого языка. Студенты научились сравнивать и проводить параллели между своей страной и, например, Германией, Австрией и т.д. Многие студенты обнаружили в себе огромный творческий потенциал в качестве актеров, писателей на немецком языке. Студенты, не принимавшие участие во внеурочной деятельности в первые годы, обращая внимания на активистов, стали проявлять инициативу по поводу участия во внеурочной деятельности. В этом учебном году количество участников «Круглого стола», конференций, диспутов, литературного кружка, мероприятий предметной недели, конкурса газет увеличилось почти вдвое. И, конечно, соревновательный дух также приносит свои плоды в такой потрясающий внеурочный учебный процесс.
При подведении итогов нашей деятельности было проведено анкетирование среди студентов, а также преподавателей. Обработав анкеты, мы пришли к выводу, что цель нашей внеурочной работы достигнута: мотивация к изучению иностранного, а в нашем случае «непопулярного» немецкого, языка повысилась. Подведенные результаты показали, что внеклассная деятельность способствует расширению и углублению знаний иностранного языка, приводит студентов к большой доле самостоятельной работы при подготовке и организации мероприятий, позволяет сомневающимся студентам проявлять себя, свои творческие и интеллектуальные характеристики, а активным студентам реализовать свой потенциал.
Наш опыт продемонстрировал, что внеурочная работа является обязательной частью воспитательного процесса, так как каждый участник может и смог почувствовать себя уникальным и востребованным. Воспитание является одним из важнейших компонентов образования в интересах человека, общества, государства. Через познание другой культуры мы формируем у обучающихся гражданскую ответственность и духовность, инициативность, самостоятельность, способность к успешной социализации в обществе.
Литература
1. Решетникова З. Б. Как я поддерживаю интерес школьника в обучении английскому языку. / Иностранные языки в школе, 2003. № 2.
2. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы. // Иностранные языки в школе, 1975. № 5.
3. [Электронный ресурс]: URL: http://www.bestreferat.ru/referat-50110.html (дата обращения: 26.02.2016г.).
4. [Электронный ресурс]. URL: http://nsportal.ru/shkola/inostrannye-yazyki/library/2013/02/26/formy-vneklassnoy-rabota-pri-izuchenii-inostrannogo/ (дата обращения: 23. 02. 2016г.).