УДК 373.1:371.8
Д. С. Ващук
ОРГАНИЗАЦИЯ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО ИЗУЧЕНИЮ ИНОСТРАННОГО ЯЗЫКА ШКОЛЬНИКАМИ В ЛЕТНИЙ КАНИКУЛЯРНЫЙ ПЕРИОД
Рассматриваются цели, задачи, основные принципы организации внеклассной деятельности при изучении иностранного языка школьниками в летний период, а также предлагаются методические разработки автора по данной проблеме.
Ключевые слова: внеклассная работа, принципы организации внеклассной работы, профильные программы, основные виды деятельности и формы работы.
В процессе обучения и воспитания учащихся внеклассная работа по иностранному языку имеет большое общеобразовательное, воспитательное и развивающее значение. Эта работа не только углубляет знания иностранного языка, но и способствует расширению культурного кругозора, эрудиции школьников, развитию их творческой активности, эстетических вкусов и, как следствие, повышает мотивацию к изучению языка и культуры другой страны. Если внеклассная работа является логичным продолжением классной работы, это дает возможность учащимся использовать знание иностранного языка как средство общения, а увлекательные формы внеклассной работы, такие как участие в различных мероприятиях, встречах с интересными людьми, просмотр фильмов, спектаклей и др., помогут создать прочную мотивационную основу для изучения иностранных языков и стать значительным резервом и средством достижения целей обучения [1, с. 40].
С точки зрения процесса организации внеклассную работу можно рассматривать как систему взаимосвязанных и взаимодействующих форм, методов и видов внеурочной деятельности, объединенных общими целями: расширением и углублением знаний, умений и навыков в овладении иноязычной коммуникативной деятельностью; стимулированием интереса учащихся к изучению предмета; всесторонним развитием личности, включая интеллектуальную, эмоционально-волевую и духовно-нравственную сферы [2].
Внеклассная работа по иностранному языку позволяет решать такие задачи, как усовершенствование знаний, привычек и умений, приобретенных на уроках иностранного языка; развитие творческих способностей, самостоятельности; воспитание любви и уважения к людям своего родного края и страны, язык которой изучается. Важным фактором успешного выполнения этих задач является учет психолого-педагогических особенностей обучения иностранному языку на разных уровнях. Знание возрастных и психологических особенностей личности, являясь одним из ключевых компонентов профессионально-методической подготов-
ки учителя, дает возможность правильно определить содержание и форму внеклассной деятельности по иностранному языку [3, с. 29].
Максимально успешной и эффективной выступает внеклассная работа, которая построена в соответствии с основными методологическими подходами в дополнительном образовании детей, преобразованными в принципы, определяющие способы ее организации [4, с. 5]:
1. Принцип связи обучения с жизнью. Реализация этого принципа позволяет обеспечить тесную связь внеклассной работы по иностранному языку с условиями жизни и деятельности ребенка.
2. Принцип коммуникативной активности учащихся. Предпосылкой более высокой коммуникативной активности учащихся во внеклассной работе является возможность выбрать наиболее интересующий и доступный вид деятельности: ведение переписки с зарубежными друзьями, чтение книг на изучаемом языке, развитие умений и навыков устной речи на занятиях драматического кружка и т. д.
3. Принцип учета уровня языковой подготовленности учащихся и преемственности внеклассной работы с уроками иностранного языка. Во внеклассной работе, так же как и на уроках, необходимо добиваться сознательного применения знаний, умений и навыков. От понимания содержания используемого материала, готовности учащихся включать его в речевую деятельность во многом зависит формирование интереса ребенка к иноязычной деятельности. Преемственность урока иностранного языка и внеклассной работы по предмету ни в коей мере не означает дублирование темы, форм и методов работы. В рамках каждой из изучаемых по программе тем для устной речи и чтения можно выделить подтемы, представляющие наибольший интерес для учащихся.
4. Принцип учета возрастных особенностей учащихся. Эффективность внеклассной работы по иностранному языку во многом определяется соответствием ее содержания, форм и методов этапам изучения иностранного языка и психофизиологическим особенностям учащихся. Знание и учет ти-
пичных возрастных особенностей учащихся дают возможность учителю осуществлять перспективное планирование внеклассной работы по иностранному языку, определять ее задачи и способы организации на каждом этапе.
5. Принцип сочетания коллективных, групповых и индивидуальных форм работы. Умелое сочетание этих форм работы основано на хорошем знании учителем контингента учащихся, их интересов, возможностей, планов. Это позволяет оптимально подобрать партнеров, распределить их роли. Индивидуальные, групповые и коллективные виды деятельности должны органически сочетаться между собой. В этом отношении наиболее благоприятным является включение на определенном этапе индивидуальной и групповой деятельности в деятельность коллективную, в результате чего происходит объединение личных мотивов и переживаний с мотивами и переживаниями коллектива; именно через систему социальных ролей развивается личность ребенка [5, с. 61].
6. Принцип межпредметных связей в подготовке и проведении внеклассной работы по иностранному языку. Значение этого принципа обусловлено единством конечной цели всего учебно-воспитательного процесса школы - формирование всесторонне развитой, гармоничной личности [6, с. 63-71].
Все эти принципы взаимодействуют друг с другом. Осуществление одного принципа в практике педагогической деятельности невозможно без соблюдения других. В этом проявляется их системный, основополагающий характер.
В планировании внеклассной работы учитель очень часто сталкивается с проблемой приоритетности в выборе мероприятий, содержания и форм проведения занятий. В настоящее время существует большое разнообразие методов и организационных форм внеклассной деятельности учащихся. Это прежде всего соревновательные, культурно-массовые, политико-массовые мероприятия. Все они носят добровольный характер участия в отличие от обязательной учебной деятельности. Здесь также отсутствует строгая урочная регламентация, касающаяся времени, места, форм проведения, необходимость учета определенной номенклатуры знаний, навыков и умений, оценок. И самое главное, учащимся предоставляется большая самостоятельность и инициативность в выполнении внеурочных заданий. Как правило, вся внеклассная деятельность предполагает заучивание школьниками готового материала, творческую импровизацию или отчет о проделанной на предыдущем этапе работе.
Главным образом, вся внеклассная деятельность учащихся проводится в течение учебного года во внеурочное время. Хотя не менее важным и самым продолжительным периодом времени, когда
учащиеся успевают основательно подзабыть все полученные за год знания, становится период летних каникул, который составляет в нашей стране практически три месяца. Организации внеклассной работы в это время внимания уделяется неоправданно мало. Одной из наиболее интересных форм внеклассной работы по изучению иностранного языка, реализующей все названные основополагающие принципы, являются профильные программы для детских оздоровительных лагерей и пришкольных лагерей с дневным пребыванием. Возьмем в качестве примера Томскую область. По данным департамента образования администрации г. Томска, летом 2010 г. были реализованы программы лингвистического профиля для лагерей с дневным пребыванием при следующих общеобразовательных учреждениях:
1. Гуманитарный лицей - лингвистический проект «Лингва».
2. Прогимназия «Кристина» - проект по изучению немецкого языка [7].
Также была выполнена программа профильной лингвистической смены «Speak English» союза детских организаций Томской области «Чудо» на базе детского оздоровительно-образовательного лагеря «Зорька». Для Томской области такое число профильных программ недостаточно.
Существует несколько причин ограниченного количества профильных лингвистических программ. С одной стороны, их реализация требует достаточно много ресурсов: финансовых (государственное финансирование идет в основном на оплату питания, а на обеспечение содержания программы средств практически не остается), кадровых (педагоги, которые потенциально могли бы быть задействованы в таких лагерях, в июне заняты на проведении ЕГЭ по иностранному языку), методических (разработка и реализация программ по дополнительному лингвистическому образованию школьников не входят в курс профессиональной подготовки будущих учителей иностранного языка). Есть проблема и в мотивационной сфере, так как достаточно сложно после окончания учебного года убедить учеников еще раз окунуться в атмосферу обучения.
Тем не менее двухлетняя практика проведения летней профильной лингвистической программы «Speak English», руководителем которой выступала автор настоящей публикации, показала ее востребованность и эффективность. Цель программы смены - обеспечить получение каждым ребенком, участником смены, определенного минимума знаний, умений и навыков владения английским языком, развитие лидерских качеств, формирование коммуникативной компетенции. Для осуществления этой цели в ходе программы решались следую-
щие задачи: формирование положительного отношения к иностранной культуре; расширение представления о традициях и образе жизни людей в англоговорящих странах; повышение мотивации к изучению английского языка, развитие чувства языка, памяти, активности ребят; воспитание ответственности, самостоятельности, гражданской активности. Особо значимыми для реализации настоящей программы явились такие принципы: участие в программе каждого подростка независимо от наличия или отсутствия у него языкового опыта; взаимосвязь педагогического управления, детского самоуправления, творческих и социальных инициатив детей. Педагогические условия, обеспечившие достижение поставленных задач: предоставление детям возможностей для творческой деятельности, воплощения собственных творческих интересов, в том числе в организации своего досуга; включение детей в реальные социально значимые отношения, обеспечение условий для выбора ребятами актуальной для них деятельности, уровня самореализации. Программа смены была выполнена полностью. Томский Хобби-центр в лице администрации лагеря создал прекрасные возможности для ее реализации. Стиль взаимодействия двух команд (вожатский отряд Союза детских организаций Томской области «Чудо», состоящий в большей степени из студентов ФИЯ ТГПУ, и Томский Хобби-центр) можно охарактеризовать как конструктивное сотрудничество.
Благоприятные экологические условия, разнообразие кружков и творческих мероприятий, ежедневные занятия английским языком в игровой форме способствовали успешному выполнению программы, в которую были включены следующие виды деятельности и формы работы:
- входное, промежуточное и итоговое тестирование для распределения ребят по отрядам в соответствии с уровнем владения английским языком;
- встречи с носителями английского языка, специально приглашенными для участия в программе смены;
- ведение каждым ребенком «Дневника путешественника», специально разработанной книги, включающей словарь, статьи о жизни в англоговорящих странах, дидактические задания, направ-
ленные на проверку и закрепление полученных ребенком знаний в течение всех дней смены;
- серия обучающих мастер-классов, направленных на приобретение актерских качеств и навыков, - «Бродвей»;
- дискуссия «Экскурсия по Лондону», ориентированная на формирование собственной позиции по актуальным для общества вопросам, а также на совершенствование навыков публичных выступлений на английском языке;
- «Кельтское колесо» - коллективно-творческое дело, формирующее осознание сопричастности к проблемам человеческого взаимодействия и толерантности к иноязычной культуре;
- «Шервудский лес» - ролевая игра, развивающая стратегическую и межкультурную компетенции;
- акция «Социальный комикс» - пробы себя в различных социальных ролях, что способствовует формированию активной жизненной позиции и пониманию ключевых моментов выбора профессии;
- работа по созданию проектов по изучению английского языка во внеурочное время;
- соревнования групп поддержек и пиар-акция «Займемся спортом» по привлечению детей и подростков к занятиям физической культурой и активному образу жизни;
- «Кинофестиваль» - презентация видеороликов на английском языке, созданных детьми и вожатыми в течение смены, отражающих яркие события, дела как отрядные, так и общелагерные.
По итогам смены у всех участников повысилась мотивация к изучению английского языка, поднялся уровень фоновых знаний, которые активно используются в современном мире, обогатился словарный запас, расширилось понимание основ английской грамматики, произошла корректировка произношения и преодоление барьера общения на иностранном языке. Ребята получили навыки организации дел и мероприятий в рамках заданной темы.
В заключение констатируем, что хотя разработка и проведение летних лингвистических программ являются малоизученным видом внеклассной работы, данное направление лингвистического образования может иметь колоссальное разнообразие форм и хорошие перспективы в плане реализации.
Список литературы
1. Азимов Э. Г., Щукин А. Н. Новый словарь методических терминов и понятий (теория и практика обучения языкам). М.: Изд-во ИКАР, 2009. 448 с.
2. Внеурочная работа. Рос. Пед Энц. URL: http://www.gumer.info/bibliotek_Buks/Pedagog/russpenc/03.php
3. Фельде О. Л. К вопросу о профессионально-методической подготовке учителя иностранного языка в педагогическом вузе // Вестн. Томского гос. пед. ун-та (Tomsk State Pedagogical University Bulletin). 2009. Вып. 8. С. 28-31
4. Каргина З. А. Современные методологические подходы в сфере дополнительного образования детей // Там же. 2011. Вып. 1. С. 5-11.
5. Беляева Л. А., Азбукина Е. Ю. О проблеме развития личности в условиях детского объединения // Там же. 2009. Вып. 7. С. 61-65.
6. Шепелева В. И. Принципы организации внеклассной работы. М.: Высшая школа, 1991. 117 с.
7. Отчет по итогам летней оздоровительной кампании - 2010 // Департамент образования администрации г. Томска. Сентябрь 2010.
Ващук Д. С., аспирант.
Томский государственный педагогический университет.
Ул. Киевская, 60, Томск, Россия, 634061.
E-mail: [email protected]
Материал поступил в редакцию 24.01.2011.
D. S. Vashchuk
THE ORGANIZATION OF OUT-OF-SCHOOL ACTIVITIES ON LANGUAGE LEARNING FOR CHILDREN IN SUMMER
The article is devoted to out-of-school activity organization on English language learning for children in the summertime. In this article the aims, objectives, principles of out-of-school activity organization and the author’s project are concerned.
Key words: out-of-school activity, principles of out-of-school activity organization, pilot projects, basic activity types.
Tomsk State Pedagogical University.
Ul. Kievskaya, 60, Tomsk, Russia, 634061.
E-mail: [email protected]