педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна К ВОПРОСУ О ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...
УДК 378.184 + 372.881.161.1
К ВОПРОСУ О ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ РАБОТЕ C ИНОСТРАННЫМИ СТУДЕНТАМИ-МЕДИКАМИ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ РУССКОМУ ЯЗЫКУ (НА ПРИМЕРЕ КАФЕДРЫ РУССКОГО ЯЗЫКА И КУЛЬТУРЫ РЕЧИ КГМУ)
© 2017
Дмитриева Дарья Дмитриевна, кандидат педагогических наук, старший преподаватель кафедры
«Русский язык и культура речи» Рубцова Елена Викторовна, кандидат филологических наук, доцент кафедры «Русского языка и культуры речи» Курский государственный медицинский университет (305041, Россия, Курск, ул. Карла Маркса, д. 3; e-mail: [email protected]) Аннотация. Статья посвящена проблеме внеаудиторной воспитательной работы со студентами-медиками в процессе обучения русскому языку как иностранному. Авторы рассматривают данный вопрос на примере кафедры русского языка и культуры речи Курского государственного медицинского университета. Стратегическая цель воспитательной работы с иностранными студентами заключается в создании условий для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, которые способствуют укреплению нравственных, гражданских и общекультурных качеств иностранных учащихся КГМУ. В статье рассматривается специфика работы студенческого научного кружка, организованного на кафедре для студентов, владеющих русским языком как иностранным на достаточно высоком уровне. Авторами представлены примеры воспитательных мероприятий, проводимых на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ. Подробно описаны их формы, цели и задачи, а также содержание и результат. В результате исследования авторы приходят к выводу, что внеаудиторная воспитательная работа стимулирует речевую активность студентов, обогащает их лексический запас, способствует развитию интереса к русскому языку, а также расширяет социокультурные знания. Однако целесообразность и эффективность внеаудиторной воспитательной работы с иностранными студентами-медиками в процессе обучения их русскому языку напрямую зависит от степени психологической и профессиональной готовности, как студента, так и преподавателя.
Ключевые слова: внеаудиторная воспитательная работа, иностранные студенты-медики, русский язык как иностранный (РКИ), студенческий научный кружок (СНК), языковая среда, культура, социокультурные традиции и обычаи, межкультурная коммуникация, воспитательные мероприятия.
TO THE QUESTION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL WORK WITH FOREIGN MEDICAL STUDENTS IN THE PROCESS OF TRAINING RUSSIAN (ON THE EXAMPLE OF THE DEPARTMENT OF RUSSIAN LANGUAGE AND CULTURE OF SPEECH OF KSMU)
© 2017
Dmitrieva Darya Dmitrievna, candidate of pedagogical sciences, senior lecturer of the department
«Russian language and speech culture» Rubtsova Elena Viktorovna, candidate of philological sciences, assistant professor of the department
of «Russian language and speech culture» Kursk State Medical University (305041, Russia, Kursk, Karl Marx Street, e-mail: [email protected]) Abstract. The article is devoted to extracurricular educational work with medical students in the process of training Russian as foreign. The authors consider this issue on the example of the Department of Russian language and speech culture of Kursk State Medical University. The strategic aim of educational work with foreign students is to create conditions for personal development and regulate socio-cultural processes that contribute to strengthening the moral, civic and cultural qualities of foreign students at KSMU. The article considers the specifics of work of student scientific community (SSC) organized at the department for students with a sufficiently high level of Russian as foreign. The authors present examples of educational events held at the Department of Russian Language and Culture of Speech at KSMU. Their forms, aims and objectives, as well as their content and result are described in detail. As a result of the research, the authors come to the conclusion that extracurricular educational work stimulates students' speech activity, enriches their vocabulary, promotes the development of interest in the Russian, and also expands sociocultural knowledge. However, the expediency and effectiveness of extracurricular educational work with foreign medical students in the process of training them Russian directly depends on the degree of psychological and professional readiness, both the student and the teacher.
Keywords: extracurricular educational work, foreign medical students, Russian as foreign, student scientific community (SSC), language environment, culture, sociocultural traditions and customs, intercultural communication, educational events.
В первое десятилетие двадцать первого века в сфере высшего образования России предприняты серьезные качественные изменения. Одним из направлений является гуманизация и гуманитаризация. Воспитание на сегодняшний день рассматривается как продолжение концепции гуманитаризации и гуманизации. Воспитательный процесс в вузе представляет собой неотъемлемую часть профессионального и личностного становления будущих специалистов. Идеальная цель отечественной системы образования представляет собой воспитание индивидуальной и своеобразной личности, сосредоточенной на внутреннем самосовершенствовании и направленной на служение другим, обществу. (Подробнее о внеаудиторной воспитательной работе в высших учебных заведениях, в том числе медицинского профиля см.:[1-10]).
Определим роль воспитательной работы с иностранными студентами-медиками в процессе обучения русскому языку в вузах медицинского профиля. Отметим,
что при обучении иностранным языкам, в том числе русскому языку как иностранному (РКИ) методисты традиционно выделяют 4 аспекта цели обучения: учебную или практическую, воспитательную, образовательную и развивающую [11]. Таким образом, воспитательная работа со студентами должна осуществляться, как во время занятий, так и во внеаудиторные часы. Рассмотрим особенности внеаудиторной воспитательной работы с иностранными студентами, проводимой на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ.
Воспитательная деятельность на кафедре русского языка и культуры речи организована в соответствии с концепцией воспитательной работы университета. В свою очередь, воспитательная работа с иностранными обучающимися КГМУ осуществляется на основании Федерального закона от 29.12.2012 г. №9 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации», Программы стратегического развития КГМУ на 2013-2017 гг., Устава КГМУ, а также Положения об управлении по междуна-
Dmitrieva Darya Dmitrievna, Rubtsova Elena Viktorovna
TO THE QUESTION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
родным связям [12-14].
Стратегическая цель воспитательной работы с иностранными обучающимися заключается в создании условий для развития личности и регулирования социально-культурных процессов, способствующих укреплению нравственных, гражданских, общекультурных качеств иностранных граждан, обучающихся в КГМУ.
Таким образом, преподавателям русского языка как иностранного необходимо решать следующие задачи:
-оказание помощи иностранным гражданам, обучающимся на 1 курсе, в решении организационных вопросов; содействие скорейшему включению в учебный процесс; предотвращение возможных конфликтных ситуаций; ознакомление с особенностями учебного процесса; демонстрация сильных сторон российской действительности и преимуществ обучения в КГМУ;
-воспитание средствами дисциплины «Русский язык как иностранный»: ознакомление с русской классической и современной художественной литературой и публицистикой;
-формирование понимания русской ментальности и воспитание толерантного отношения к различным религиям и культурам через слово, музыку, живопись (обсуждение проблемных вопросов, беседы в рамках лексических тем, просмотр проблемных видеофильмов с последующим обсуждением просмотренного);
-участие во внеаудиторных лингвокультурологиче-ских мероприятиях, являющихся средством познания и приобщения к русской истории и культуре, расширение знаний о Курском крае, литературном краеведении.
Специфика внеаудиторной воспитательной работы с иностранными учащимися на кафедре русского языка и культуры речи обусловлена тем, что в КГМУ обучаются студенты более чем из 30 стран Европы, Юго-Восточной Азии, Африки и Латинской Америки. Обучаясь и проживая достаточно долгое время в России, иностранцы наряду с русским языком и специальными предметами изучают культуру России, ее традиции и обычаи, знакомятся с историей страны и старинного города Курска.
Для студентов с достаточно высоким уровнем владения русским языком как иностранным, на кафедре организован студенческий научный кружок (СНК) «Любители русской словесности». Темы заседаний соответствуют профилю и интересам кафедры и меняются в зависимости от интересов студентов. Социокультурная тематика заседаний кружка является традиционной. Студенты занимаются научно-исследовательской работой по следующим темам: «Социокультурные традиции и обычаи разных стран», «Межкультурная коммуникация, взаимодействие культуры России и других стран». Все мероприятия, проводимые с иностранными студентами-кружковцами, позволяют расширить знания о России, а также усовершенствовать навыки устной разговорной речи на русском языке. Студенты-кружковцы принимают активное участие в ежегодных научных студенческих конференциях КГМУ и других вузов, публикуют тезисы докладов по результатам выступлений. Студенты, активно занимающиеся в кружке, участвуют также в различных тематических олимпиадах по русскому языку, конкурсах, посвященных русским или национальным праздникам, а также в кафедральных внутриву-зовских и межвузовских конференциях. Участие студентов в работе СНК помогает им адаптироваться к жизни в России, изучить национальные особенности характера русского народа, традиции, обычаи России, провести сравнительный анализ русской и своей национальной культуры на научном уровне.
Отметим, что одной из важнейших особенностей внеаудиторной воспитательной работы является возможность использовать языковую среду, непосредственное общение студентов с носителями русского языка. Во внеаудиторных мероприятиях создаются ситуации естественного речевого общения: отношения партнерства, реальность ситуации, наличие устойчивой мотивации,
творческая активность, эмоциональность.
В процессе внеаудиторной воспитательной работы, проводимой на кафедре русского языка и культуры речи, создаются благоприятные условия для проявления творческой активности иностранных студентов и их самовыражения. В результате этого большое количество мероприятий готовятся самими студентами, при этом активизируются резервные возможности учащихся, мобилизуются их скрытые психологические ресурсы. Подготовка к мероприятию сплачивает студентов в интернациональный коллектив. В ходе совместной деятельности улучшаются межличностные отношения, сглаживаются противоречия между студентами, что способствует повышению речевой активности.
Отметим, что внеаудиторные занятия необязательны для иностранных учащихся, они организуются в основном для желающих более полно овладеть русским языком в его устной и письменной форме, а также получить разносторонние знания о России и различных сторонах её жизни. Внеаудиторные занятия существенно отличаются от аудиторных. Здесь необходимо учитывать то обстоятельство, что внеаудиторная деятельность иностранных студентов отличается отсутствием многих сдерживающих факторов, характерных для учебного времени: контроля со стороны преподавателей, обязательного характера образовательной программы. Формы внеаудиторной работы по русскому языку как иностранному разнообразны: «дни» русского языка, конкурсы, устные журналы, тематические вечера, экскурсии и др. (Подробнее об экскурсии как одной из наиболее эффективных форм внеаудиторной воспитательной работы со студентами см.:[15 - 18]).
Примеры внеаудиторных воспитательных мероприятий, проводимых на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ, представлены в таблице 1.
Итак, преподаватели кафедры русского языка и культуры речи не только обеспечивают учебный процесс и руководят научно-исследовательской работой, но и занимаются проведением и организацией внеаудиторных мероприятий. Они организуют творческие вечера и праздники; проводят знакомство с ежегодными российскими праздниками - древними языческими (Масленица), христианскими (Рождество, Пасха), государственными (День Победы, День независимости), международными (8 марта, Новый год) и т.д.
Одна из задач внеаудиторной работы в процессе обучения РКИ - развитие речевых навыков и умений. Эта задача носит учебный характер и гармонично сочетается с целями аудиторных занятий, с учебными планами. Однако реализация этой задачи во внеаудиторное время имеет ряд особенностей и преимуществ по сравнению с условиями проводимых занятий. Необходимо отметить, что достижению учебных целей способствует непринужденная атмосфера, которая создается за счет ряда факторов. В тоже время иностранные учащиеся в свободной обстановке различных встреч или праздничных вечеров знакомятся с новым речевым материалом, новыми интересными людьми, с произведениями музыкального, поэтического и живописного искусства. Это повышает творческую активность иностранных студентов, вселяет в них уверенность в своих силах. Часто студенты, чувствующие себя на аудиторных занятиях напряженно и неуверенно, в кругу друзей становятся активными. Таким образом, у иностранных студентов-медиков появляется устойчивая мотивация к общению на русском языке и как следствие к изучению русского языка.
Ежегодно к празднованию Дня города на кафедре русского языка и культуры речи проводится конкурс студенческих проектов на тему «Я живу и учусь в Курске». Большое количество студентов принимают в нём участие. Данный конкурс включает в себя презентацию фотографий и устную защиту проекта. Студенты подготавливают красочные газеты разнообразной формы, которыми украшают конференц-зал. Проекты оценива-
педагогические науки
Дмитриева Дарья Дмитриевна, Рубцова Елена Викторовна К ВОПРОСУ О ВНЕАУДИТОРНОЙ ВОСПИТАТЕЛЬНОЙ ...
ются по четырем критериям: оформление, соответствие тематике, язык и грамотность, устная защита проектов.
Таблица 1 - Воспитательные мероприятия, проводимые с иностранными студентами на кафедре русского языка и культуры речи КГМУ
Форма, тема меропрнятия Цели и задачи Содержание и результат
Экскурсия Б картинную галерею «АЯ». Знакомство с картиннойгалерей «АЯ». Знакомство с известным художником города Курска Олегом Радшшм н его творчеством (просмотр и обсуждение картин персональной выставки О. Раднна) Развитие творческого мышления и воображения. Воспитание любви к прекрасному. Написание сочинений «Что мне понравилось на выставке?Какаякартина произвела
Беседа. Мини- концерт. День Знакомство с традициями и культурой Нигерии; развитие познавательной активности в изучении социокультурнойтематики; воспитание уважениях традициям другого народа, их национальным особенностям. Беседа и поздравление студентов. Мини-концерт (национальный танец, песня-гимн).
Экскурсия по городу. «Курск — гор од древний и вечно молодой». Знакомство с достопримечательностями города Кур ска, историческими и памятными местами; развитие интереса к истории города, в которомживешь и учишься; воспитание уваженняк историческому прошлому курян. План экскурсии 1. Памятники героям и известным курянам. 2.Улицы центрального округа. З.Ооразовательныеучреждения центрального округа. 4. Архитектура города (здания старинные и
Конкурс проектов «Мое Курске. Знакомство с достопримечательностями города Кур ска, историческими и памятными местами; развитие интереса к истории города, в которомживешь и учишься; творческого воображения; воспитание уважения к историческому прошлому курян. Защита проекта «Мое любимое место в Курс.»
Экскурсия в Курский краеведческий музей. Знакомство с историейи культур ой гор ода Кур ска; р азвнтне ннтер еса к истории гор од а, в котороыживешь и учишься; творческого воображения; воспитание уважения к историческому прошлому курян. Подготовка устных сообщений на тему «Что яузнал об истории города?»
Экскурсия Б Курский краеведческий музей. Знакомство с историейи культур ой гор ода Кур ска; р азвнтне ннтер еса к истории гор од а, в которомживешь и учишься; творческого воображения; воспитание уважения к историческому прошлому курян. Подготовка устных сообщений на тему «Что яузнал об истории города?»
конференция «520 лет Парацельсу». Формирование знаний о памятных датах, о великом ученом-медике Парацельсе; развитие стремленияк познанию окружающей действительности с помощью русского языка: План проведения 1. Презентация «Парацельс- великий 2. Беседа о чудотворном исцелении доктором Пара цел ьсоы». 3. Выступление студентов по теме «Хочу ли я быть таким, как Парацельс», «Почему я выбрал профессию врача?»
Беседа. День России. Знакомство с традициямии культуройРоссии; формирование представления о национальном празднике,его историческомвозникновенни; изучении социокультурной тематики; воспитание уважениях традициям другого народа,их национальным особенностям. План проведения 1.Показ презентации, подготовленной преподавателем «4 ноября- День 2. Рассказ об истории ноябрьских праздников в России. 3.Беседа со студентами ос их восприятии празднования Дня независимости в городе Курске 4. Рассказ студентов о праздновании Дней
Круглый стол. Участие в благотворительно й акции. «Проводы русской зимы. Прощай масленица» Знакомство с традициямии культуройРоссии: формирование представления о национальном празднике Масленица, его историческом возникновении; воспитание уважения к традициям другого народа, их национальным План проведения 1. Рассказ о традиции русского народа провожать русскую зиму, праздновать Масленицу. 2.Экскурсияв места празднования Ма с л еницы, нар одных гуляний. 3.Рассказ о рецептахприготовлениярусских 4. Дегустация русских блинов.
Ежегодно иностранные учащиеся представляют такие нестандартные формы защиты проектов, как поэма в стихах о своей жизни и учебе в Курске; диалог на тему - где лучше пообедать в Курске; беседа с залом (а знаешь ли ты памятные места города?). Каждая защита проекта сопровождается мультимедийной презентацией. Фотогазеты поражают всех нестандартным оформлением - это окно в город, крылья ангела и т. д. На фотографиях находят отражение знаменательные события Курска, такие как крестный ход с иконой Божьей матери «Знамение». Иностранные учащиеся из разных стран мира представляют на фото не только архитектурные стили Курска, но и свое участие в его жизни: прогулки, практику в больницах, моменты учебной жизни в медицинском университете.
Для иностранных учащихся участие во внеаудиторных мероприятиях, проводимых в рамках воспитательной работы на кафедре - это активный выход в коммуникацию, в разные формы общения в той или иной ситуации. Внеаудиторная работа стимулирует речевую активность студентов, обогащает их лексический запас, способствует развитию интереса к русскому языку, расширяет социокультурные знания.
Таким образом, не вызывает сомнений целесообразность и эффективность внеаудиторной воспитательной работы с иностранными студентами-медиками в процессе обучения их русскому языку. Однако преподавателям необходимо помнить, что для проведения качественной воспитательной работы с иностранными учащимися необходимо тщательно готовиться и изучать научную, методическую и учебно-методическую литературу [19-26].
Для проведения каждого мероприятия требуется большая подготовка, которая невозможна без энтузиазма и любви к русскому языку, к студентам. Внеаудиторная работа является непривычной для многих иностранных студентов и принимается вначале с трудом. Очень часто отсутствует мотивация участия в данных видах деятельности. Поэтому требуется кропотливая психологическая подготовка студентов, разъяснение учебных целей, а также эффективности такого рода работы в рамках языковой подготовки.
СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ:
1. Дмитриева Д.Д. Моделирование воспитательного процесса в системе высшего профессионального образования // Современный преподаватель - доверенное лицо государства: Сб. научн. трудов участников междун. конф. молодых ученых светских и духовных учеб. заведений в рамках Международного лагеря молодежного актива «Славянское содружество - 2016».-Курск: ООО «МедТестИнфо», 2016. - С. 222-227.
2. Кагерманьян В.С., Боденко Л.И. Концептуальные основы формирования системы воспитания социально активной личности студентов // Организация воспитательной деятельности в вузах: всерос. конкурс моделей и проектов. - М., 2002. - С. 13-56.
3. Шайденко Н.А. Система воспитательной работы в учреждениях среднего и высшего профессионального образования / Н.А. Шайденко [и др.]. - Тула: Изд-во Тул. гос. пед. ин-та, 2000. - 108с.
4. Дурманенко О.Л. Мониторинг организации воспитательной работы в высших учебных заведениях: трудности и пути их преодоления // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2014. № 2. С. 35-37.
5. Шепелева В.И. Принципы организации внеклассной работы. - М.: Высшая школа,1991 - 117с.
6. Лернер И.Я. Взаимосвязь обучения и воспитания в целостном учебно-воспитательном процессе. - М.: Педагогика, 1986. - 189 с.
7. Рогалева Г.И. К вопросу о воспитательном пространстве вуза // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2015. № 4 (13). С. 90-93.
8. Артюхина А.И. Профессионально-личностное развитие студентов в образовательной среде медицинского вуза. - Волгоград: Изд-во ВГМУ, 2006. - 122с.
9. Нефедова Н.А. Теоретические основы организации воспитательной системы вуза // Вектор науки Тольяттинского государственного университета. Серия: Педагогика, психология. 2012.№ 3. С. 165-168.
10. Власенко С.В. Развитие воспитательной системы как изменение структурных составляющих процесса воспитания // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2013. № 3. С. 7-9.
11. Соловова Е.Н. Методика обучения иностранным языкам: базовый курс. - М.: АСТ: Астрель, 2009. - 238с.
12. Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»//»Российская газета», N 303, 31.12.2012
13. Программа стратегического развития КГМУ на 2013- 2017 гг. / Сост. П.В. Калуцкий, А.И. Конопля, О.И. Охотников и др.; под ред. В.А. Лазаренко. - Курск: КГМУ, 2013. - 106 с.
14. Лазаренко В.А. Нормативно-правовые и организационные основы работы куратора студенческой группы: методические рекомендации / В.А. Лазаренко, А.И. Конопля, Н.С. Степашов. - Курск: Изд-во КГМУ, 2012. - 132 с.
15. Савицкая Т.В. Учебная экскурсия как средство интенсификации и оптимизации учебного процесса на подготовительном факультете: Мат-лы Х междунар. научно-практ. Конференции «Преподавание языков в ВУЗах на современном этапе». - Харьков: ЭкоПерспектива, 2006.
16. Мамонтов А.С. Язык и культура: Основы сопоставительного лингвострановедения: Дис. ...д-ра филол. наук. - М., 2000. - 326 с._
Dmitrieva Darya Dmitrievna, Rubtsova Elena Viktorovna
TO THE QUESTION OF EXTRACURRICULAR EDUCATIONAL ..
pedagogical sciences
17. Elmer D. Cross-cultural Connections. - Inter Varsity Press, Downers Grove, Illinois, 2002. - 212 p.
18. Рубцова Е.В., Снегирева Л.В. Усвоение культурологического содержания с активизацией языковых средств на материале экскурсий в рамках решения проблемы преодоления культурного шока студентами-иностранцами медицинского вуза//Международный журнал прикладных и фундаментальных исследований.-2016.-№2-4.-С.551-554; URL: https://applied-research.ru/ru/ article/view?id=8636 (дата обращения: 14.11.2017).
19. Силуянова И.В. Нравственная культура врача как основание врачебного профессионализма// Экономика здравоохранения. - 2000. - №1. - С. 5-8.
20. Уколова Е.М., Кудрявая Н.В. Образ человека в сознании врача // Психология и педагогика в высшем медицинском образовании. - М.: Изд-во МГМСУ, 2007.
- Вып. 3.
21. Буланова-Топоркова, М.В. Педагогика и психология высшей школы /М.В.Буланова-Топоркова [и др.].
- Ростов н/Д.: Феникс, 2002.
22. Апанасюк Л.А. Оптимизация качества подготовки иностранных студентов к межкультурному сотрудничеству // Балтийский гуманитарный журнал. 2015. № 4 (13). С. 66-69.
23. Лухина М.Ю. Методика проведения деловой игры «переговоры» на уроках РКИ для стажёров // Русский язык и литература: проблемы изучения и преподавания: Сборник научных трудов под общ. ред. Л.А. Кудрявцевой. Киев, 2014 Выпуск 8 С.197-202
24. Лейфа И.И., Мавлеткулова В.В. Формирование положительного образа России в процессе обучения русскому языку как иностранному // Азимут научных исследований: педагогика и психология. 2016. Т. 5. № 4 (17). С. 160-163.
25. Сидакова Н.В. Обучение второму иностранному языку как билингвальный процесс в образовании студентов неязыковых специальностей // Балтийский гуманитарный журнал. 2016. Т. 5. № 3 (16). С. 185-189.
26. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Язык и культура: Лингвострановедение в преподавании русского языка как иностранного. - М.: Русский язык, 1990. - 246 с.
Статья поступила в редакцию 03.10.2017
Статья принята к публикации 26.12.2017