МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
аспектом обучения при любой форме получения образования является контроль учебной деятельности учащихся, в том числе и тестовый, который при обучении с применением дистанционных образовательных технологий становится одним из ведущих. При этом возникает целый ряд психолого-педагогических проблем использования интернет-тестирования при дистанционном обучении». [3]
Для поддержания и повышения мотивации при выполнении тестовых заданий необходимо использовать модель, предложенную американским ученым Джоном Келлером, который выделяет 4 этапа: внимание (attention); значимость (relevance); уверенность (confidence); удовлетворение (satisfaction). [4]
Согласно данной модели, желательно, в первую очередь, привлечь внимание студентов к учебному материалу, который используется на платформе Moodle, далее объяснить значимость выполняемого задания и показать правильность выполнения для придания уверенности. На последнем этапе выполнения заданий следует поощрить обучающегося, предоставив информацию о достигнутом результате.
Несомненно, роль преподавателя при дистанционном обучении остается важной, не стоит оставлять успехи и неудачи студентов без внимания. Важно помнить, что только при совместных усилиях студентов и преподавателя можно достигнуть желаемого результата в обучении. Список использованной литературы:
1. Ермакова Б.Л. О роли преподавателя в дистанционном обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_10.pdf Дата обращения 26.11.2016.
2. Крепкая Т.Н., Сазонова А.В. Дистанционное обучение как наиболее перспективная форма обучения иностранному языку студентов заочников в неязыковом вузе // XXXVI Неделя науки СПбГПУ- 2008.- 26 ноября- 1 декабря 2007 Часть XI - C. 63-65.
3. Шумилина И.В. Психолого-педагогические аспекты интернет-тестирования при обучении с применением дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ode2.susu.ru/!doc/konf/I0D0_2012/Shumilina.pdf Дата обращения 26.11.2016.
4. Keller, J. M. (2010). Motivational design for learning and performance: The ARCS model approach. New York: Springer.
© Иванова П.О., Крылова Е.А., 2016
УДК 373(672)
Иманкулова С.К., к.б.н., профессор КазНПУ им.Абая, Бугенов Н.М., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, Боранова Н.А., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, г.Алматы, Казахстан
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
КАЗАХСТАНА (на примере case-study)
Аннотация
В статье рассмотрены пути внедрения современных технологий обучения в учебный процесс общеобразовательных школ на примере «Биологии» как школьной дисциплины. Основой реализации технологического обучения является применение технологии «case-study». Авторы раскрыли методику применения «case-study» в различных учебных ситуациях и форматах.
Ключевые слова Современные технологии обучения, технология case-study, проблемная ситуация, устная презентация кейса.
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
В настоящее время в условиях обновления системы общеобразовательной школы Казахстана стоит задача применения современных технологий обучения, дающих возможность повышения результатов обучения учащихся, а именно личностных, метапредметных, предметных компетенций.
Задача современной школы - не только выработать у учащихся определенную систему навыков и умений, главное - научить школьников их активному и творческому применению во взаимоотношениях с природой, сформировать у них научное мировоззрение, что возможно лишь при высоком уровне мотивации. Формированию положительной мотивации изучения биологии способствуют современные технологии обучения [1].
Основная задача обучения биологии заключается не столько в описании изучаемых объектов и явлений, сколько в объяснении их. Только таким путем можно добиться осознанных знаний и заложить фундамент мировоззрения учащихся. Объяснение - это, прежде всего, установление связей между изучаемыми фактами и понятиями.
Эффективность усвоения учебного материала по биологии учащимися была достигнута с помощью применения современных технологий обучения.
Целью применения технологий обучения является создание психолого-педагогических условий для полного усвоения требуемого учебного материала каждым учащимся, желающим и способным учиться. Философской основой этой системы послужили идеи личностно-центрированного образования американского философа Дж. Дьюи. В отличие от господствовавших тогда теорий о главенствующей роли учителя, содержания и классно - урочной формы обучения, в центр своей педагогической системы он поместил Ученика. Тем самым, им был совершен своего рода поворот педагогической мысли в сторону усиления учебной деятельности главных субъектов образовательного процесса - учащихся [2].
Одной из интересных технологий обучения является «case-study», которая на данный момент не часто применяется учителями биологии в школах Казахстана.
Отличительная особенность кейс-технологий - описание проблемной ситуации на основе фактов из реальной жизни. Учебный процесс предполагает применение кейсов различной направленности: вводный кейс - для обозначения имеющейся проблемы, информационный кейс - для изучения литературных и научных источников информации, исследовательский кейс - для разрешения поставленной проблемы. Использование этой технологии способствует развитию личностных качеств учащегося, умению вырабатывать решения, аргументировать и отстаивать свою точку зрения, помогает в развитии коммуникативных качеств, инициативности, познавательной потребности и самореализации.
В ходе практической педагогической деятельности нами были определены следующие этапы работы с кейсом в учебном процессе:
1) Индивидуальная самостоятельная работы обучаемых с материалами кейса по биологии (идентификация проблемы, формулирование ключевых альтернатив, предложение решения или рекомендуемого действия).
2) Работа в малых группах по согласованию видения ключевой проблемы и ее решений.
3) Презентация и экспертиза результатов малых групп на общей дискуссии (в рамках учебной группы).
При обучении на основе кейсов мы используем 6 форматов дискуссии:
1) учитель- студент: перекрестный допрос;
2) учитель- студент: адвокат дьявола;
3) учитель- студент: гипотетический формат;
4) студент- студент: конфронтация или кооперация;
5) студент- студент: «играть роль»;
6) учитель- класс: «безмолвный формат».
Мы рекомендуем учителям биологии помнить при подготовке к устной презентации кейса о необходимом оборудовании и времени презентации, структуре презентации, уровне детализации, визуальных средствах, репетиции, планировании выступления и свободе выступления.
Устная презентация кейса, давая определенные знания, обладает свойством кратковременного воздействия на учащихся, и поэтому трудна для восприятия и запоминания. Так, фразы должны быть простыми и более точными. Она обеспечивает только частичное запоминание. Она забывается, потому что
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
для большинства невозможно запомнить. Запоминаются только ключевые точки. Кроме того, эти ключевые точки очень индивидуальны.
Рассмотрим преимущества устной презентации кейса:
А) Устная презентация более побудительная, чем письменная. Живую презентацию, особенно если выступающий человек излагает информацию с интересом и энтузиазмом, трудно игнорировать. Отношение и эмоции вносят существенный вклад в сообщение.
Б) Устная презентация имеет потенциал - она гибкая. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки: людской, физической или временной. Он также может адаптировать свой стиль и даже материал, чувствуя настроение аудитории. Однако, таким оратором может быть только тот выступающий, который имеет ежедневную практику общения [3 ].
Кейсы имеют ряд сходств с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают студентам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные не структурированные проблемы.
На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью кейсов помогают учащимся приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция технологии case study учить учащихся решать сложные не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.
Границы использования кейса - этот метод обучения требует много времени, он не может быть использован в многочисленной аудитории.
Таким образом, технологию case study необходимо применять в педагогической практике учителей. На уроках биологии кейсы дают положительный результат. Особенно хорошо разрабатывают кейсы учащиеся 9-11 классов при изучении глобальных тем биологии и экологии.
Помимо учебных целей, технология case study решает и воспитательные задачи, создавая коллаборативную среду для общения учащихся.
Как показала практика, применение технологии case study на уроках биологии повышает интерес к биологии как учебному предмету, активизирует познавательную деятельность и повышает результативность обучения.
Список использованной литературы:
1.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.
3.Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. 2008. № 4. С. 13-17.
© Иманкулова С.К. 2016
УДК 1174
Караметова Э.Л., Комарова Е. С.
Студентка 61/зИО курса, профиль подготовки «Психолого-педагогическое образование » Научный руководитель: к. пед. наук, доцент, Моцовкина Е.В..
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на определение понятия безбарьерная среда, выделены условия,