_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
для большинства невозможно запомнить. Запоминаются только ключевые точки. Кроме того, эти ключевые точки очень индивидуальны.
Рассмотрим преимущества устной презентации кейса:
А) Устная презентация более побудительная, чем письменная. Живую презентацию, особенно если выступающий человек излагает информацию с интересом и энтузиазмом, трудно игнорировать. Отношение и эмоции вносят существенный вклад в сообщение.
Б) Устная презентация имеет потенциал - она гибкая. Оратор может откликаться на изменения окружающей обстановки: людской, физической или временной. Он также может адаптировать свой стиль и даже материал, чувствуя настроение аудитории. Однако, таким оратором может быть только тот выступающий, который имеет ежедневную практику общения [3 ].
Кейсы имеют ряд сходств с задачами или упражнениями, однако они имеют и ряд принципиальных отличительных особенностей: помогают студентам приобрести целый ряд практических навыков, учат решать сложные не структурированные проблемы.
На первый взгляд, задача походит на кейс, в котором описана некоторая вымышленная ситуация, однако цели использования задач и кейсов в обучении различны. Задачи обеспечивают материал, дающий студентам возможность изучения и применения отдельных теорий, методов и принципов. Обучение с помощью кейсов помогают учащимся приобрести широкий набор разнообразных навыков. Задачи имеют одно решение и один путь, приводящий к этому решению. Кейсы имеют много решений и множество альтернативных путей, приводящих к нему. Основная функция технологии case study учить учащихся решать сложные не структурированные проблемы, которые невозможно решить аналитическим способом.
Границы использования кейса - этот метод обучения требует много времени, он не может быть использован в многочисленной аудитории.
Таким образом, технологию case study необходимо применять в педагогической практике учителей. На уроках биологии кейсы дают положительный результат. Особенно хорошо разрабатывают кейсы учащиеся 9-11 классов при изучении глобальных тем биологии и экологии.
Помимо учебных целей, технология case study решает и воспитательные задачи, создавая коллаборативную среду для общения учащихся.
Как показала практика, применение технологии case study на уроках биологии повышает интерес к биологии как учебному предмету, активизирует познавательную деятельность и повышает результативность обучения.
Список использованной литературы:
1.Селевко Г. К. Современные образовательные технологии. М.: Просвещение, 1998.
2. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Пер. с англ. Н.М. Никольской. - М.: Совершенство, 1997. - 204 с.
3.Пожитнева В.В. Кейс-технологии для развития одаренности // Химия в школе. 2008. № 4. С. 13-17.
© Иманкулова С.К. 2016
УДК 1174
Караметова Э.Л., Комарова Е. С.
Студентка 61/зИО курса, профиль подготовки «Психолого-педагогическое образование » Научный руководитель: к. пед. наук, доцент, Моцовкина Е.В..
БЕЗБАРЬЕРНАЯ СРЕДА, В ДОШКОЛЬНЫХ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫХ ОРГАНИЗАЦИЯХ С ВОСПИТАННИКАМИ С ОГРАНИЧЕННЫМИ ВОЗМОЖНОСТЯМИ ЗДОРОВЬЯ
Аннотация
В статье акцентируется внимание на определение понятия безбарьерная среда, выделены условия,
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
методы, задачи влияющие на эффективность работы для воспитанников с ограниченными возможностями здоровья.
Ключевые слова
Безбарьерная среда, ограниченные возможности, дошкольный возраст, инновационные технологии, доступная среда.
Keywords
Barrier-free environment, limited opportunities, preschool age, innovative technology, accessible environment.
Ранний возраст является тем ответственным периодом жизни человека, когда формируются наиболее фундаментальные способности, определяющие дальнейшее развитие человека. Каждый человек имеет право на образование. Сам по себе диагноз, поставленный вашему ребенку, совсем не означает, что перед ним закроются двери. Каждому ребенку, независимо от сложности его ограничения, предоставляется возможность учиться, развиваться и чувствовать себя полноправным гражданином в обществе.
Цель статьи: обосновать особенность безбарьерной среды, как условие эффективной реализации ФГОС с воспитанниками с ограниченными возможностями здоровья.
Еще два года назад большинство детей дошкольного возраста были вынуждены сидеть дома. Сегодня во многих городских детских садах создаются условия для воспитания и развития детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) совместно с нормально развивающимися детьми.
Образование одинаково нужно и больным, и здоровым детям, и их общение друг с другом имеет огромный жизнеутверждающий и нравственный потенциал.
Поэтому, говоря о перспективах создания равных условий для инвалидов, начинать формировать такую благотворную среду надо с раннего детства. И чем раньше будет вовлечен такой ребенок в интегрированное воспитание и обучение, тем быстрее и легче он адаптируется к той жизни, в которой живут здоровые дети.
Ключевым ориентиром современной системы образования является создание специальных условий для развития и самореализации каждого ребенка. С 2011 года в РФ стартовала широкомасштабная государственная программа "Доступная среда" (17. 03. 2011 г. № 175 "О государственной программе Российской Федерации «Доступная среда» на 2011 — 2015 годы"), цель которой - создание безбарьерной среды для людей с ограниченными возможностями здоровья. В Карелиии программа «Доступная среда» вступила в реализацию в 2013 за №282 распоряжением Правительства карелии [8] .
Термин «доступная», «безбарьерная» среда в настоящее время упоминается во многих законодательных актах РФ и субъектов РФ. По определению В.Н. Куницина в широком смысле безбарьерная и (или) доступная среда - это пространство, которое создает легкие и безопасные условия для большинства людей.
Исходя из вышеизложенного, можно сказать, безбарьерная среда - открытое образовательное пространство, сочетающее в себе взаимосвязанные компоненты, обеспечивающие возможности для полноценного развития и образования детей дошкольного возраста, в том числе детей с физическими, сенсорными и интеллектуальными нарушениями, то есть, речь идет об инклюзивном образовании и в Законе об образовании это прописано (ст. 2, п. 27). В 2013 году появились ФГОС ДО, который направлен на обеспечение государством равенства возможностей для каждого ребенка в получении качественного дошкольного образования.
Выделяют следующие методы, направленные на формирование эффективной социализации детей дошкольного возраста в процессе создания безбарьерной среды в ДОО:
- семейная диагностика: изучение потребностей и ожиданий родителей, анкетирование, составление и анализ социологического паспорта семей детей дошкольного возраста
- организация образовательной деятельности с детьми дошкольного возраста (адаптированные
_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
образовательные программы)
- психолого-педагогическое просвещение родителей;
- семейное консультирование: организация бесед об условиях семейного воспитания,
- деятельность по коррекции отношения родителей к собственному ребенку;
- организация мастер-класса для родителей. [6]
Условиями построения безбарьерной среды в ДОО являются:
- взаимодействие и координация усилий детского сада, семьи, общественности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста с целью обеспечения единых целей, задач, содержания деятельности;
- создание равных возможностей для детей с ОВЗ и детей, не посещающих ДОО, имеющих ограниченные возможности здоровья посредством интеграции взаимодействия специалистов ДОО;
- оказание постоянной поддержки в освоении образовательного маршрута ребенку и семье воспитанника;
- ориентация на организацию индивидуального подхода, выявление и учет в педагогическом процессе личностных и индивидуальных особенностей, интересов и способности в процессе формирования социальной компетентности детей дошкольного возраста;
- конфиденциальность [6]
Задачи образовательного учреждения при создании безбарьерной среды:
- Создание уютного, комфортного пространства для всех.
- Создание среды, способствующей гармоничному развитию личности.
- Формирование толерантного сообщества детей, родителей, персонала и социального окружения.
- Создание в ДОУ педагогической системы, центрированной на потребностях ребёнка и его семьи. Не ребёнок «вписывается» в существующую систему образования, а сама система образования гибко учитывает приоритеты и возможности разных детей, организуя их в единое сообщество.
- Формирование междисциплинарной команды специалистов, организующих образовательный процесс.
-индивидуальный подход к воспитаннику с ОВЗ со стороны команды специалистов.
Для детей с ОВЗ целесообразно вводить пропедевтические разделы, дающие возможность в более элементарной форме восполнить недостающие знания и представления об окружающем мире. Для отдельных категорий детей с ОВЗ, обладающих особой спецификой развития, предусматривается включение инновационных технологий, оригинальных методик и предметов.
Список использованной литературы:
1. Акатов, Л.И. Социальная реабилитация детей с ограниченными возможностями здоровья.- М.: ВЛАДОС, 2003. - 368 с.
2. Бондаренко, Б.С. Комплексная реабилитация детей с ограниченными возможностями вследствие заболевания нервной системы: методические рекомендации. - М.: Владос, 2009. - 300 с.
3. Буянов, М.И. Об узловых вопросах организации психотерапевтической помощи детям и подросткам / М.И. Буянов. - М.: Педагогика, 1971. -349 с.
4. Григорьева, Л.Г. Дети с проблемами в развитии. - М.: Академкнига, 2002.
5. Егорова, Т.В. Социальная интеграция детей с ограниченными возможностями / Т.В. Егорова - Балашов: Николаев, 2002. - 80 с.
6. Стребелева, Е.А. Специальная дошкольная педагогика: Учебное пособие / Е.А. Стребелева, А.Л. Венгер, Е.А. Екжанова. - M.: Издательский центр «Академия», 2002. - 312 с.
7. Фадина, Г.В. Специальная дошкольная педагогика /Г.В. Фадина- Балашов: Николаев, 2004. - 80 с.
8. http://base.garant.rU/70644064/#ixzz4S59qS404http://base.garant.ru/70644064/#ixzz4S59qS404
©Караметова Э.Л., Комарова Е. С.