_МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070_
УДК 378.147.88
П.О. Иванова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Российская Федерация
Е.А. Крылова
Санкт-Петербургский политехнический университет Петра Великого
Санкт-Петербург, Российская Федерация
РОЛЬ МОТИВАЦИИ ПРИ ДИСТАНЦИОННОМ ОБУЧЕНИИ СТУДЕНТОВ ВЫСШЕЙ ШКОЛЫ
Аннотация
В данной статье исследуется роль мотивации при он-лайн обучении студентов вузов. Рассматриваются различные способы мотивации, роль преподавателя в учебном процессе с помощью дистанционных технологий. Показывается позитивное и негативное отношения преподавателей к дистанционному обучению. Делаются выводы о том, как правильно мотивировать студентов и преподавателей, задействованных в процессе дистанционного обучения.
Ключевые слова
Дистанционное обучение, мотивация, Moodle, тестирование, студент, преподаватель.
Традиционная модель высшего образования, как правило, включает в себя студентов и преподавателей, встречающихся на аудиторных занятиях в кампусе университета. В наши дни с появлением и развитием интернета студент может получать высшее образование, не выходя из дома. Это и называется дистанционным обучением (от англ. E-leaming). Оно включает в себя комбинацию аудиовизуальных лекций, исследования, встречи с преподавателями и проведение объективных экзаменов по пройденному курсу.
За последние годы интерес к дистанционному обучению (ДО), в качестве дополнения к основной программе по предмету, наблюдается как среди преподавателей высшей школы, так и среди студентов. «Применение системы ДО при изучении иностранного языка является прогрессивной образовательной технологией XXI века, которая наиболее гибко и адекватно отвечает потребностям общества в обеспечении доступного, качественного образования» [2]
Одна из причин, по которой студенты выбирают онлайн-обучение - это возможность «посещать» занятия в любое удобное время. Оно часто отвечает потребностям студентов, которые считают, что традиционное образование часто является негибким. Студент сам может выбрать подходящий ему курс, не опираясь на мнение преподавателя. Но многие преподаватели высшей школы выступают против дистанционного обучения. Они считают, что оно не помогает преодолевать барьеры в обучении, с которыми сталкиваются студенты в традиционном образовании. Однако стоит признать, что развивающиеся технологии внедряются и в традиционное обучение, поэтому в скором времени станет уже не обойтись без методов онлайн-обучения.
Многие обучающиеся согласны, что самая сложная часть дистанционного обучения - это оставаться мотивированными. Студенты должны понимать, что они должны взять инициативу в свои руки и закончить обучение самостоятельно, без физического присутствия сверстников и преподавателей. Отсюда возникает вопрос о том, как заинтересовать студента и каким образом подкреплять дельнейшие действия учащегося.
Известно, что содержание, подача учебного материала и организация деятельности (методы, приемы, формы) играют важную роль в поддержании мотивации обучающихся. Поскольку форма дистанционного обучения не предполагает личное присутствие преподавателя, то не стоит делать акцент на подаче материала. «В этих условиях на первый план в системе дистанционного обучения выходит педагогическая и содержательная организация процесса. Это не только отбор содержания для усвоения, но и структурная организация учебного материала». [1]
В настоящее время университетами используются различные обучающие платформы для ДО, и одной из самых популярных является Moodle. Данная система позволяет дополнять аудиторные занятия с помощью полезного и увлекательного содержания курсов, находящихся на этой платформе. «Важным и неотъемлемым
МЕЖДУНАРОДНЫЙ НАУЧНЫЙ ЖУРНАЛ «ИННОВАЦИОННАЯ НАУКА» №12-3/2016 ISSN 2410-6070
аспектом обучения при любой форме получения образования является контроль учебной деятельности учащихся, в том числе и тестовый, который при обучении с применением дистанционных образовательных технологий становится одним из ведущих. При этом возникает целый ряд психолого-педагогических проблем использования интернет-тестирования при дистанционном обучении». [3]
Для поддержания и повышения мотивации при выполнении тестовых заданий необходимо использовать модель, предложенную американским ученым Джоном Келлером, который выделяет 4 этапа: внимание (attention); значимость (relevance); уверенность (confidence); удовлетворение (satisfaction). [4]
Согласно данной модели, желательно, в первую очередь, привлечь внимание студентов к учебному материалу, который используется на платформе Moodle, далее объяснить значимость выполняемого задания и показать правильность выполнения для придания уверенности. На последнем этапе выполнения заданий следует поощрить обучающегося, предоставив информацию о достигнутом результате.
Несомненно, роль преподавателя при дистанционном обучении остается важной, не стоит оставлять успехи и неудачи студентов без внимания. Важно помнить, что только при совместных усилиях студентов и преподавателя можно достигнуть желаемого результата в обучении. Список использованной литературы:
1. Ермакова Б.Л. О роли преподавателя в дистанционном обучении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://mami.ru/science/aai77/scientific/article/s14/s14_10.pdf Дата обращения 26.11.2016.
2. Крепкая Т.Н., Сазонова А.В. Дистанционное обучение как наиболее перспективная форма обучения иностранному языку студентов заочников в неязыковом вузе // XXXVI Неделя науки СПбГПУ- 2008.- 26 ноября- 1 декабря 2007 Часть XI - C. 63-65.
3. Шумилина И.В. Психолого-педагогические аспекты интернет-тестирования при обучении с применением дистанционных технологий. [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://ode2.susu.ru/!doc/konf/I0D0_2012/Shumilina.pdf Дата обращения 26.11.2016.
4. Keller, J. M. (2010). Motivational design for learning and performance: The ARCS model approach. New York: Springer.
© Иванова П.О., Крылова Е.А., 2016
УДК 373(672)
Иманкулова С.К., к.б.н., профессор КазНПУ им.Абая, Бугенов Н.М., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, Боранова Н.А., магистрант 2 курса КазНПУ им.Абая, г.Алматы, Казахстан
ВНЕДРЕНИЕ СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ОБУЧЕНИЯ В ОБРАЗОВАТЕЛЬНУЮ СРЕДУ
КАЗАХСТАНА (на примере case-study)
Аннотация
В статье рассмотрены пути внедрения современных технологий обучения в учебный процесс общеобразовательных школ на примере «Биологии» как школьной дисциплины. Основой реализации технологического обучения является применение технологии «case-study». Авторы раскрыли методику применения «case-study» в различных учебных ситуациях и форматах.
Ключевые слова Современные технологии обучения, технология case-study, проблемная ситуация, устная презентация кейса.