Внедрение, применение и признание Международных стандартов
финансовой отчетности в России
П.И. Шихатов
Рассмотрена практика применения Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности». Отмечены роль и значение акта. Подчеркнуто, что этот закон ознаменовал собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета в связи с признанием МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации.
Ключевые слова: Международные стандарты финансовой отчетности, МСФО, консолидированная финансовая отчетность.
16 декабря 2011 г. в Женеве был подписан протокол о вступлении России в ВТО. Его подписанием завершились долгие переговоры, которые с переменным успехом тянулись с 1993 г.
Членами Всемирной торговой организации являются уже 153 страны мира, и в ближайшие годы их число будет увеличиваться. Это означает, что практически всякое государство, претендующее на создание современной, эффективной экономики и равноправное участие в мировой торговле, стремится стать членом ВТО. Россия в этом смысле не является исключением [8]. Считается, что участие в ВТО даст стране ряд определенных преимуществ. Их получение и является в прагматическом смысле целью присоединения к ВТО. Этот многогранный и спорный вопрос давно широко обсуждается многими специалистами в различных изданиях [8, 9, 10].
Грядут изменения импортных пошлин и квот на ряд товаров, льготы для автоконцернов, увеличение объема внешнеторговых операций, отказ российских производителей от названия «шампанское» и «коньяк» и наплыв недорогих конкурентоспособных товаров. Несомненно, что дальнейшее расширение международных экономических связей и интеграция России в мировую экономику потребуют качественно новой бухгалтерской информации, с чем связаны продолжающиеся реформы бухгалтерского учета в России. Основное направление реформирования бухгалтерского учета в России состоит в повышении качества получаемой информации и обеспечении свободного доступа к ней потребителей информации.
На протяжении многих лет идет поэтапное реформирование отечественной системы бухгалтерского учета и отчетности с использованием международного опыта, общепризнанного инструмента реформирования и унификации бухгалтерского учета - Международных стандартов финансовой отчетности. Использование принципов МСФО позволяет перевести информацию, представленную в отчетности, на общедоступный международный экономический язык.
Одновременно с процессами реформирования отечественного бухгалтерского учета в России происходит внедрение МСФО, продиктованное реалиями современного рынка.
На протяжении ряда лет существуют разнообразные учебные программы и заведения, обучающие специалистов в области бухгалтерского учета и отчетности применению МСФО, изучение МСФО включено в программу экономических вузов. В периодической печати и на интернет-форумах ведутся многочисленные дискуссии о трактовке терминов, «трудностях перевода», применении стандартов. Большое количество крупных компаний ведут учет и отчетность в соответствии с РСБУ и МСФО одновременно. Накоплен опыт как в подготовке специалистов, так и в применении МСФО в России.
Согласно исследованию, проведенному в 2007 г. Министерством финансов РФ [7], 16% целевой аудитории коммерческих компаний используют МСФО. В общем количестве организаций, использующих МСФО, основой вклад вносят финансовые компании, тогда как на остальные организации приходится лишь 12%. Ведущий фактор, оказывающий влияние на использование компаниями МСФО, - сфера деятельности. Аудит финансовой отчетности проводят в соответствии с МСФО 32% аудиторских организаций, а подготовка финансовой отчетности с использованием МСФО - 31%. На сегодняшний день сложилась такая ситуация, что компании, проводящие аудит отчетности, составленной в соответствии с МСФО, также подготавливают и составляют отчетность в соответствии с МСФО. Аудитом отчетности и ее подготовкой в соответствии с МСФО занимаются 22% компаний.
С преимуществами использования МСФО в той или иной форме согласны от половины до двух третьих целевой аудитории. 67% коммерческих компаний, использующих МСФО, считают, что данная практика приносит пользу организации. Такого же мнения придерживается около 50% аудиторов, подтверждающих пользу, извлекаемую их клиентами от использования МСФО.
Основой для оценки пользы использования МСФО является в первую очередь размер бизнеса. Чем крупнее компания, тем выше ценность использования МСФО. Более половины (58%) целевой аудитории считает, что использование МСФО повышает уровень доверия к финансовой отчетности. Помимо этого положительного эффекта важными также являются:
• повышение качества управленческой информации;
• увеличение количества инвесторов;
• повышение возможностей для привлечения заемных средств и повышение степени удовлетворенности потребностей акционеров.
В указанном выше исследовании также была отмечена тенденция к постепенному переходу к МСФО после 2010 г. Преобладание данного варианта невелико, так как за переход до 2010 г. выступали 35%, а после 2010 г. - 40%. Особо отмечалось, что 10% от их числа выступали против перехода на МСФО и 10% считали возможным переход уже в 2008 г. Среди сторонников скорого перехода на МСФО высока доля специалистов, уже работающих со стандартами и хорошо с ними знакомых, а также специалистов крупных компаний, компаний финансовой сферы.
Целевой аудиторией выделялись следующие проблемы, затруднявшие переход на МСФО:
• отсутствие обязательных требований по переходу;
• отсутствие или недостаток учебных материалов и курсов;
• нехватка людей и высокая стоимость перехода.
Следует отметить, что 10% респондентов не отмечали никаких препятствий для перехода на МСФО. Использование МСФО до настоящего времени наиболее характерно для следующих категорий компаний:
• крупных компаний. Разрыв в использовании МСФО между самыми мелкими и самыми крупными организациями достигает почти четырех раз;
• компаний, работающих в финансовой сфере. Доля пользователей МСФО в этой сфере почти в пять раз выше, чем во всех остальных сферах. Влияние данного параметра на использование МСФО наибольшее из анализируемых факторов;
• компаний, в штате которых имеются различные специалисты по финансам, помимо бухгалтеров.
Рассматривая указанное выше исследование, становится ясным, что де-факто применение МСФО в России - давно свершившееся событие. Однако де-юре до последнего времени применение МСФО на территории России как не разрешено, так и не запрещено. Ситуация была парадоксальная, но это факт.
Событийный шаг вперед в законодательстве, открывающий новый путь, был сделан 27 июля 2010 г. с принятием Федерального закона № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности», вступившего в силу с 10.08.2010 г. [1]. При рассмотрении этого закона обращает на себя внимание введение в оборот понятия «консолидированная финансовая отчетность» - понятия, ранее определенного лишь для банковских групп в Положении о консолидированной отчетности ЦБ РФ от 30.07.2002 г. № 191-П [3].
Закон устанавливает обязанность определенных субъектов составлять, представлять, публиковать консолидированную финансовую отчетность (КФО). В ч. 1 ст. 1 Федерального закона № 208-ФЗ под КФО пони-
мается «систематизированная информация, отражающая финансовое положение и его изменения, а также результаты деятельности организации, организаций и (или) иностранных организаций - группы организаций, определяемой в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности».
В условиях продолжающейся экономической интеграции основной задачей введения КФО является привлечение иностранных инвестиций в отечественную экономику путем использования финансовой отчетности, составляемой в соответствии с МСФО, понятной инвесторам.
Субъектами, на которые распространяется действие Закона № 208-ФЗ, в соответствии с ч. 1 ст. 2, являются «кредитные, страховые, другие организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг».
Отдельно следует упомянуть, что «особенности порядка составления и публикации организациями, выполняющими государственный оборонный заказ, консолидированной финансовой отчетности устанавливаются Правительством Российской Федерации».
Порядок составления, представления и публикации КФО указан в ч. 1 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, получатели отчетности перечислены в ч. 1, 3-5 ст. 4. В соответствии со ст. 6 осуществляется надзор за представлением и публикацией консолидированной финансовой отчетности.
Годовая отчетность подлежит обязательной публикации не позднее 30 дней со дня ее представления получателям. Под публикацией в соответствии с ч. 2 ст. 7 понимается «размещение в информационных системах общего пользования и (или) опубликование в средствах массовой информации, доступных для заинтересованных в КФО лиц, и (или) проведение иных действий, обеспечивающих доступность КФО для заинтересованных в ней лиц».
Начало применения МСФО для целей составления, представления и публикации КФО обозначено в ч. 1 ст. 8 рассматриваемого закона: «организации составляют, представляют и публикуют КФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ».
Это очень существенный момент, так как до 2012 г. МСФО не были признаны для применения на территории РФ. Принятие закона о КФО в 2010 г., до признания МСФО на территории России, было стратегическим шагом, давшим время для организационных действий соответствующих субъектов, которые в ближайшем будущем будут применять КФО.
Часть 2 ст. 8 устанавливает исключение из этого правила: «организации, ценные бумаги которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг и кото-
рые составляют КФО по иным, отличным от МСФО, международно признанным правилам, а также организации, облигации которых допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг, обязаны представлять и публиковать КФО, начиная с отчетности за год, следующий за годом, в котором МСФО признаны для применения на территории РФ, но не ранее чем с отчетности за 2015 г.».
Федеральный закон «О консолидированной финансовой отчетности» ознаменовал собой новый этап в реформировании отечественной системы бухгалтерского учета.
Следующим значимым этапом стало принятие 25 февраля 2011 г. Правительством РФ постановления № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» [2].
Указанное постановление ликвидировало правовую пустоту между фактическим применением и признанием МСФО в России. Признание МСФО и последующее их более широкое применение увеличат инвестиционную привлекательность отечественных компаний.
25 ноября 2011 г. Приказом Минфина России № 160н [4] введены в действие для применения на территории Российской Федерации Международные стандарты финансовой отчетности. В связи с этим консолидированная финансовая отчетность российских организаций за 2012 г. подлежит составлению непосредственно по МСФО. Российские правила составления такой отчетности будут отменены.
Введение в действие МСФО обеспечивает реализацию Федерального закона «О консолидированной финансовой отчетности» [1]. Оно стало возможно благодаря работе, проделанной Минфином России совместно с ЦБ РФ, ФСФР, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также профессиональным и деловым сообществом.
Признание МСФО для применения в России осуществлено в соответствии с порядком, установленным Правительством Российской Федерации в феврале 2011 г. [2]. При признании в МСФО, изданные Фондом МСФО, не вносились никакие изменения или дополнения. Всего в перечне признанных фигурируют 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.
В числе признанных МСФО такие ключевые стандарты, как: Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств»; Международный стандарт финансовой отчетности (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки».
Также, в частности, признаны следующие Разъяснения МСФО: Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль - изменения налогового статуса предприятия или его акционеров»; Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды»; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение»; Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости».
Рассмотренные нововведения, так же как и практика применения МСФО в России, в первую очередь касаются крупных предприятий. Однако следует отдельно отметить, что применение международного опыта в области совершенствования бухгалтерского учета не должно ограничиваться только применительно к крупным предприятиям. Логичным было бы использование международного опыта в области бухгалтерского учета для малых и средних предприятий. Необходим дифференцированный подход к компаниям в зависимости от размеров бизнеса [5, 6]. Абсолютно логичными были бы нововведения в области стандартов бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, для которых, как правило, применение МСФО в полном объеме по многим причинам нецелесообразно и невыгодно.
Возможно, в ближайшем будущем в России произойдет принятие отдельных стандартов (положений) для предприятий малого и среднего бизнеса и тем самым будет реализовано требование рациональности информации и появится дополнительный стимул развития малого бизнеса.
Бухгалтерский учет - практический инструмент экономиста, дающий объективную информацию для принятия управленческих решений. Резюмируя вышесказанное, стоит думать о том, что многолетние процессы реформирования бухгалтерского учета в России, направленные на повышение качества и доступности бухгалтерской информации, в ближайшем будущем будут способствовать росту экономики России.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2010 г. № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (принят ГД ФС РФ 07.07.2010 г.) // Российская газета, федеральный выпуск № 5247.
2. Постановление Правительства РФ от 25 февраля 2011 г. № 107 «Об утверждении Положения о признании МСФО и разъяснений для применения на территории Российской Федерации» // Российская газета, федеральный выпуск № 5427.
3. «Положение о консолидированной отчетности» (утв. ЦБ РФ 30.07.2002 г. № 191-П) / Ред. от 03.12.2012 г. Зарегистрировано в Минюсте РФ 11.10.2002 г. № 3857 // Вестник Банка России. - № 58.
4. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 г. № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ» // Российская газета, федеральный выпуск № 5859.
5. Шихатов П.И. Международные стандарты финансовой отчетности в России // Международный финансовый учет. - 2011- № 6 . - Февраль. -С. 13.
6. Шихатов П.И. МСФО в России: от внедрения к признанию // Вестник МИЭП. - 2011. - № 2. - С. 80-84.
7. Министерство финансов РФ, мониторинг хода реформы бухгалтерского учета // http://www1.minfin.ru/ru/accounting/accounting/basics/monito-
г^/
8. ВТО в России // http://www.wto.ru/ru/newsmain.asp
9. Плюсы и минусы вступления России в ВТО // http://www.ruseconomy.ru/nomer2_200104/ec02.html
10. Плюсы и минусы ВТО для России // http://izvestia.ru/news/505896