Научная статья на тему 'Международные стандарты финансовой отчетности: заменят ли они полностью российские стандарты?'

Международные стандарты финансовой отчетности: заменят ли они полностью российские стандарты? Текст научной статьи по специальности «Экономика и бизнес»

CC BY
357
25
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.
Ключевые слова
НАЦИОНАЛЬНАЯ СИСТЕМА БУХГАЛТЕРСКОГО УЧЕТА / МСФО / КОНСОЛИДИРОВАННАЯ ОТЧЕТНОСТЬ / РЕФОРМА

Аннотация научной статьи по экономике и бизнесу, автор научной работы — Авдеев В. В.

Переход Российской Федерации от плановой экономики к рынку помимо всего прочего потребовал кардинальных реформ в национальной системе бухгалтерского учета. Основным инструментом такой реформы, которая вошла в свою завершающую стадию, стали Международные стандарты финансовой отчетности. В статье рассматриваются проблемы, которые стоят перед российскими фирмами и организациями при составлении консолидированной отчетности по правилам МСФО.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Похожие темы научных работ по экономике и бизнесу , автор научной работы — Авдеев В. В.

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.
i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.

Текст научной работы на тему «Международные стандарты финансовой отчетности: заменят ли они полностью российские стандарты?»

международные стандарты

финансовой отчетности: заменят ли они полностью

российские стандарты?

В. В. АВДЕЕВ, консультант по налогам и сборам

Переход Российской Федерации от плановой экономики к рынку потребовал кардинальных реформ в национальной системе бухгалтерского учета. Причем основным инструментом такой реформы стали признанные во всем мире Международные стандарты финансовой отчетности (МСФО).

Сегодня эта реформа вошла в свою завершающую стадию, некоторые российские фирмы уже обязаны составлять консолидированную отчетность по правилам МСФО.

Заметим, что в стадии реформирования российский бухгалтерский учет находится с 1992 г. Верховный Совет Российской Федерации своим постановлением от 23.10.1992 № 3708-1 утвердил государственную программу перехода Российской Федерации на принятую в международной практике систему учета и статистики в соответствии с требованиями развития рыночной экономики.

Необходимость перехода российского учета на МСФО была озвучена в Указе Президента Российской Федерации от 03.04.1997 № 278 «О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации)».

Во исполнение данного Указа Президента Российской Федерации Правительство Российской Федерации разработало и своим постановлением от 06.03.1998 № 283 утвердило Программу реформирования бухгалтерского учета в соответствии с Международными стандартами финансовой отчетности (далее — Программа).

Программой было намечено, что реформа национальной системы бухгалтерского учета будет проводиться по следующим основным направлениям:

• совершенствование нормативного правового регулирования;

• формирование нормативной базы (стандарты);

• методическое обеспечение (инструкции, методические указания, комментарии);

• кадровое обеспечение (формирование бухгалтерской профессии, подготовка и повышение квалификации специалистов бухгалтерского учета);

• международное сотрудничество (вступление и активная работа в международных организациях, взаимодействие с национальными организациями, ответственными за разработку стандартов бухгалтерского учета и регулирование соответствующей деятельности).

При этом за основу реформирования российского учета были выбраны МСФО, разработанные Советом по Международным стандартам финансовой отчетности, получившие мировое признание как эффективный инструмент составления прозрачной и понятной информации о деятельности хозяйствующих субъектов.

Для справки. МСФО представляют собой набор стандартов и интерпретаций, определяющих правила составления финансовой отчетности, необходимой внешним пользователям для принятия ими экономических решений в отношении хозяйствующего субъекта.

Предполагалось, что переход на МСФО будет происходить не сразу, а постепенно — в течение ряда лет.

Следующим шагом реформы бухгалтерского учета стала Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу, утвержденная приказом Минфина России от 01.07.2004 № 180 (далее

— Концепция). Именно согласно данной Концепции переход на МСФО должен был осуществляться поэтапно.

В первую очередь перейти на составление отчетности в соответствии с МСФО должны были общественно значимые хозяйствующие субъекты, за исключением тех, чьи ценные бумаги обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют финансовую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Согласно Концепции к общественно значимым должны быть отнесены те хозяйствующие субъекты, в коммерческую деятельность которых прямо или косвенно вовлечены средства неограниченного круга лиц: открытые акционерные общества и иные организации, имеющие публично размещаемые (размещенные) и (или) публично обращающиеся ценные бумаги; финансовые организации, работающие со средствами физических и юридических лиц, другие организации. Причем обязательный переход на МСФО для указанной категории субъектов был запланирован к 2007 г.

Обязательный перевод на МСФО консолидированной финансовой отчетности других хозяйствующих субъектов планировалось осуществить к 2010 г., включая общественно значимые субъекты, ценные бумаги которых обращаются на фондовых рынках других стран и которые составляют такую отчетность по иным международно признаваемым стандартам.

Однако реальные сроки, установленные Концепцией, оказались нарушенными, так как в первую очередь отсутствовало необходимое правовое поле для применения МСФО в Российской Федерации. Между тем в 2010—2011 гг. были, наконец, приняты соответствующие нормативно-правовые акты, позволяющие говорить о завершающей стадии реформирования отечественного учета.

В частности, в июле 2010 г. был принят Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ «О консолидированной финансовой отчетности» (далее — Закон № 208-ФЗ), который установил общие требования к составлению, представлению и публикации консолидированной финансовой отчетности российскими организациями.

Для справки. Под консолидированной финансовой отчетностью понимается систематизированная информация, отражающая финансовое положение, финансовые результаты деятельности и изменения финансового положения организации, организаций и (или) иностранных организаций —

группы организаций, определяемой в соответствии с МСФО.

Правда, составлять такую отчетность Закон № 208-ФЗ обязал только узкий круг лиц, состав которых прямо поименован в ст. 2 Закона № 208-ФЗ.

Согласно указанной норме в настоящее время составлять консолидированную отчетность в обязательном порядке должны кредитные и страховые организации, а с 2015 г. к ним присоединятся и те фирмы, чьи ценные бумаги допущены к обращению на торгах фондовых бирж и (или) иных организаторов торговли на рынке ценных бумаг. Как видим, речь идет именно о тех лицах, которые в соответствии с Концепцией должны были осуществить переход на МСФО к 2007 г.

Кроме того, составлять консолидированную отчетность должны организации, для которых это предусмотрено другими федеральными законами, также те фирмы, в учредительных документах которых закреплены положения о представлении и (или) публикации консолидированной финансовой отчетности.

Отметим, что Законом № 208-ФЗ прямо установлено, что консолидированная финансовая отчетность составляется в соответствии с МСФО.

При этом, как сказано в п. 3 ст. 3 Закона № 208-ФЗ, на территории Российской Федерации применяются МСФО и Разъяснения МСФО, принимаемые Фондом Комитета по МСФО и признанные Правительством Российской Федерации по согласованию с Центральным банком Российской Федерации в порядке, установленном с учетом требований законодательства Российской Федерации.

Обратите внимание! Составление консолидированной финансовой отчетности в соответствии с МСФО не отменяет обязанности составления обычной бухгалтерской отчетности, на что прямо указывает п. 2 ст. 3 Закона № 208-ФЗ.

Положение о признании МСФО и Разъяснений МСФО для применения на территории Российской Федерации утверждено постановлением Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107 «Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации» (далее — Положение).

В соответствии с ним Минфином России 25.11.2011 был издан приказ № 160н «О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных

стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации» (далее — приказ Минфина России № 160н). В соответствии с приказом Минфина России от 22.11.2011 № 156н «Об определении официального печатного издания для опубликования документов международных стандартов финансовой отчетности» официальным печатным изданием, в котором публикуются стандарты МСФО, применяемые в Российской Федерации, был признан журнал «Бухгалтерский учет».

Так как стандарты МСФО, перечисленные в приказе Минфина России № 160н, были опубликованы в декабрьском номере журнала «Бухгалтерский учет» за 2011 г., то пользоваться ими для составления консолидированной финансовой отчетности указанные компании обязаны уже начиная с отчетности за 2012 г.

Итогом принятия перечисленных нормативных актов стала реальная возможность применения МСФО в Российской Федерации. Причем, если до принятия Закона № 208-ФЗ российские фирмы в основном составляли бухгалтерскую отчетность по международным стандартам добровольно, например с целью привлечения иностранных инвестиций, то сегодня у некоторых компаний это является уже обязанностью.

Согласно приказу Минфина России № 160н на территории Российской Федерации подлежат применению следующие стандарты:

1) МСФО (IAS) 1 «Представление финансовой отчетности» (приложение 1);

2) МСФО (IAS) 2 «Запасы» (приложение 2);

3) МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств» (приложение 3);

4) МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки» (приложение 4);

5) МСФО (IAS) 10 «События после окончания отчетного периода» (приложение 5);

6) МСФО (IAS) 11 «Договоры на строительство» (приложение 6);

7) МСФО (IAS) 12 «Налоги на прибыль» (приложение 7);

8) МСФО (IAS) 16 «Основные средства» (приложение 8);

9) МСФО (IAS) 17 «Аренда» (приложение 9);

10) МСФО (IAS) 18 «Выручка» (приложение 10);

11) МСФО (IAS) 19 «Вознаграждения работникам» (приложение 11);

12) МСФО (IAS) 20 «Учет государственных субсидий и раскрытие информации о государственной помощи» (приложение 12);

13) МСФО (IAS) 21 «Влияние изменений обменных курсов валют» (приложение 13);

14) МСФО (IAS) 23 «Затраты по займам» (приложение 14);

15) МСФО (IAS) 24 «Раскрытие информации о связанных сторонах» (приложение № 15);

16) МСФО (IAS) 26 «Учет и отчетность по пенсионным планам» (приложение 16);

17) МСФО (IAS) 27 «Консолидированная и отдельная финансовая отчетность» (приложение 17);

18) МСФО (IAS) 28 «Инвестиции в ассоциированные предприятия» (приложение 18);

19) МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» (приложение 19);

20) МСФО (IAS) 31 «Участие в совместном предпринимательстве» (приложение 20);

21) МСФО (IAS) 32 «Финансовые инструменты: представление информации» (приложение 21);

22) МСФО (IAS) 33 «Прибыль на акцию» (приложение 22);

23) МСФО (IAS) 34 «Промежуточная финансовая отчетность» (приложение 23);

24) МСФО (IAS) 36 «Обесценение активов» (приложение 24);

25) МСФО (IAS) 37 «Резервы, условные обязательства и условные активы» (приложение 25);

26) МСФО (IAS) 38 «Нематериальные активы» (приложение 26);

27) МСФО (IAS) 39 «Финансовые инструменты: признание и оценка» (приложение 27);

28) МСФО (IAS) 40 «Инвестиционное имущество» (приложение 28);

29) МСФО (IAS) 41 «Сельское хозяйство» (приложение 29);

30) МСФО (IFRS) 1 «Первое применение международных стандартов финансовой отчетности» (приложение 30);

31) МСФО (IFRS 2) «Платеж, основанный на акциях» (приложение 31);

32) МСФО (IFRS) 3 «Объединения бизнеса» (приложение 32);

33) МСФО (IFRS) 4 «Договоры страхования» (приложение 33);

34) МСФО (IFRS) 5 «Долгосрочные активы, предназначенные для продажи, и прекращенная деятельность» (приложение 34);

35) МСФО (IFRS) 6 «Разведка и оценка запасов полезных ископаемых» (приложение 35);

36) МСФО (IFRS) 7 «Финансовые инструменты: раскрытие информации» (приложение 36);

37) МСФО (IFRS) 8 «Операционные сегменты» (приложение 37).

При составлении консолидированной отчетности применяются также следующие Разъяснения МСФО:

1) Разъяснения ПКР1 (SIC) 7 «Введение Евро» (приложение 38);

2) Разъяснения ПКР (SIC) 10 «Государственная помощь — отсутствие конкретной связи с операционной деятельностью» (приложение 39);

3) Разъяснения ПКР (SIC) 12 «Консолидация предприятия специального назначения» (приложение 40);

4) Разъяснения ПКР (SIC) 13 «Совместно контролируемые предприятия — немонетарные вклады участников совместного предпринимательства» (приложение 41);

5) Разъяснения ПКР (SIC) 15 «Операционная аренда — стимулы» (приложение 42);

6) Разъяснения ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров» (приложение 43);

7) Разъяснения ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды» (приложение 44);

8) Разъяснения ПКР (SIC) 29 «Раскрытие информации — концессионные соглашения на предоставление услуг» (приложение 45);

9) Разъяснения ПКР (SIC) 31 «Выручка — бартерные операции, включающие рекламные услуги» (приложение 46);

10) Разъяснения ПКР (SIC) 32 «Нематериальные активы — затраты на веб-сайт» (приложение 47);

11) Разъяснения КРМФО2 (IFRIC) 1 «Изменения в существующих обязательствах по выводу объектов из эксплуатации, восстановлению природных ресурсов и иных аналогичных обязательствах» (приложение 48);

12) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 2 «Доли участников в кооперативных предприятиях и аналогичные инструменты» (приложение 49);

13) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 4 «Определение наличия в соглашении признаков договора аренды» (приложение 50);

14) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 5 «Права, связанные с участием в фондах финансирования вывода объектов из эксплуатации, рекультивации и экологической реабилитации» (приложение 51);

1 ПКР — Постоянный комитет по разъяснениям.

2 КРМФО — Комитет по международным стандартам финансовой отчетности.

15) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 6 «Обязательства, возникающие в связи с деятельностью на специфическом рынке — рынке отходов электрического и электронного оборудования» (приложение 52);

16) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 7 «Применение подхода к пересчету статей финансовой отчетности в соответствии с МСФО (IAS) 29 «Финансовая отчетность в гиперинфляционной экономике» (приложение 53);

17) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 9 «Повторная оценка встроенных производных инструментов» (приложение 54);

18) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение» (приложение 55);

19) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 12 «Концессионные соглашения на предоставление услуг» (приложение 56);

20) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 13 «Программы лояльности клиентов» (приложение 57);

21) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 14 «МСФО (IAS) 19 — Предельная величина актива пенсионного плана с установленными выплатами, минимальные требования к финансированию и их взаимосвязь» (приложение 58);

22) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости» (приложение 59);

iНе можете найти то, что вам нужно? Попробуйте сервис подбора литературы.

23) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 16 «Хеджирование чистой инвестиции в иностранную операцию» (приложение 60);

24) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 17 «Распределение неденежных активов в пользу собственников» (приложение 61);

25) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 18 «Передача активов от клиентов» (приложение 62);

26) Разъяснения КРМФО (IFRIC) 19 «Погашение финансовых обязательств долевыми инструментами» (приложение 63).

Таким образом, можно сказать, что сегодня большинство российских компаний не обязано применять МСФО и по-прежнему будут вести учет и формировать свою отчетность в соответствии с нормами российских бухгалтерских стандартов. Ведь, несмотря на то, что МСФО все больше сближаются с российскими национальными стандартами, тем не менее полностью заменить национальное законодательство они не смогут. Ведь, как известно, ни одна организация не может вести учета без такого документа, как учетная политика, основы формирования

которой установлены Положением по бухгалтерскому учету «Учетная политика организации» (ПБУ 1/2008), утвержденным приказом Минфина России от 06.10.2008 № 106н (в ред. от 27.04.2012).

В пункте 7 ПБУ 1/2008 сказано, что при формировании учетной политики организации по конкретному вопросу организации и ведения бухгалтерского учета осуществляется выбор одного способа из нескольких, допускаемых законодательством Российской Федерации и (или) нормативными правовыми актами по бухгалтерскому учету. Если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то при формировании учетной политики осуществляется разработка организацией соответствующего способа, исходя из ПБУ 1/2008 и иных положений по бухгалтерскому учету, а также МСФО. При этом иные положения по бухгалтерскому учету применяются для разработки соответствующего способа в части аналогичных или связанных фактов хозяйственной деятельности, определений, условий признания и порядка оценки активов, обязательств, доходов и расходов.

Иными словами, если по конкретному вопросу в нормативных правовых актах не установлены способы ведения бухгалтерского учета, то в первую очередь организация должна разработать способ учета на основе национального законодательства, и, только если это невозможно, вправе обратиться к МСФО.

Кроме того, говорить о том, что МСФО заменят российские национальные стандарты, нельзя в силу различия их целей. Ведь при формировании финансовой отчетности по МСФО бухгалтер руководствуется интересами действительных пользователей такой отчетности, а при составлении отчетности по российским стандартам в большинстве случаев формально исполняет требования закона в части составления и представления отчетности. Ведь отчетностью, составленной по российским стандартам, пользуются в основном налоговики и органы статистики.

Между тем необходимость применения МСФО может возникнуть у любой организации, напри-

мер, если она планирует выход на международный рынок или намерена кредитоваться в зарубежном банке. Кстати, затребовать отчетность фирмы, составленную в соответствии с МСФО, могут и российские банки, которые сами отчитываются по МСФО и представляют все преимущества такой отчетности для реальной оценки положения дел в организации.

Не стоит забывать и о том, что затребовать составления отчетности по МСФО могут и собственники фирмы, ведь в отличие от отчетности, составленной по национальным стандартам, отчетность, составленная по правилам МСФО, более достоверна, а значит, на ее основе можно выстроить более эффективную систему управленческого учета, который сегодня приобретает все большее значение.

Список литературы

1. Концепция развития бухгалтерского учета и отчетности в Российской Федерации на среднесрочную перспективу: приказ Минфина России от 01.06.2004 № 180.

2. О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории Российской Федерации: приказ Минфина России от 25.11.2011 № 160н.

3. О консолидированной финансовой отчетности: Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ.

4. О первоочередных мерах по реализации Послания Президента Российской Федерации Федеральному Собранию «Порядок во власти — порядок в стране. (О положении в стране и основных направлениях политики Российской Федерации): Указ Президента Российской Федерации от 03.04.1997 № 278.

5. Об утверждении Положения о признании Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности для применения на территории Российской Федерации: постановление Правительства Российской Федерации от 25.02.2011 № 107.

i Надоели баннеры? Вы всегда можете отключить рекламу.