Применение международного опыта финансового учета
в российской практике
П.И.Шихатов
Рассматриваются общие вопросы применения международных стандартов финансовой отчётности в России. С учетом рекомендаций МСФО предложены меры совершенствования бухгалтерского учета вознаграждений работникам.
Ключевые слова: финансовый учет, международные стандарты финансовой отчётности, вознаграждения работникам
Для цитирования: Вестник МИЭП. 2015. № 4 (21). С. 14-19.
Финансовый учет или счетоводство (accounting), общепринятые за рубежом наименования, по сложившейся в России традиции называют бухгалтерским учетом. Однако различие существует не только в наименовании этой области экономической науки. Существенные различия существуют до сих пор в подходах ко многим объектам учета, трактовке объектов. В основном это связано с продолжающейся ориентацией российского бухгалтерского учета на налогообложение. Такая ориентация возникла в начале 1990-х гг. в период становления рыночных отношений, налогообложения и собственно бухгалтерского учета для коммерческих организаций.
Одним из ключевых объектов финансового учета является заработная плата. Вопросы учета заработной платы были и остаются насущными. Этой теме посвящено большое количество работ, однако ее актуальность остается неизменной. При рассмотрении вопросов, связанных с учетом заработной платы, выявляются несколько серьезных аспектов. Помимо вопросов, касающихся непосредственно бух -галтерского учета, возникают вопросы налогового учета, управленческого учета, вопросы социального и даже правового характера. При анализе соответствующих публикаций и литературы выяснилось, что в первую очередь большинство авторов уделяет большое внимание вопросам налогообложения выплат работникам и в гораздо меньшей степени — бухгалтерскому учету таких выплат. Это связано, скорее
Шихатов Павел Иванович — магистр экономики, доцент кафедры бухгалтерского учета, анализа и аудита Международного института экономики и права. Адрес для корреспонденции: [email protected].
всего, с тем, что в России до сих пор существует конгломерат из финансового и налогового учета.
В Российской Федерации действует большое количество нормативно-законодательных актов, регламентирующих выплату заработной платы, но нет ни одного бухгалтерского нормативного документа, напрямую регламентирующего учет и раскрытие информации о заработной плате. Так, Трудовой кодекс РФ говорит об оплате выполненного работником труда (глава 21), Налоговый кодекс РФ указывает об оплате труда как расходах организации, Федеральный закон «О минимальном размере оплаты труда» обязывает работодателей выплачивать заработную плату не менее устанавливаемого размера, Семейный кодекс РФ говорит об удержаниях из заработной платы, Федеральный закон № 212 обязывает работодателя начислять и уплачивать страховые взносы во внебюджетные фонды с фонда оплаты труда, ПБУ 10/99 упоминает заработную плату как расходы предприятия и т.д. Существуют многочисленные инструкции, методические указания, устанавливающие правила расчета отработанного времени, выплаты отпускных, премиальных и т.д. Следует отметить, что среди этих указаний и инструкции существуют документы, датированные 1930-ми годами и действующими до сих пор.
В 1998 г. в России была принята программа реформирования бухгалтерского учета, ориентированная на Международные стандарты финансовой отчётности (МСФО; International Financial Reporting Standards — IFRS). МСФО, в первую очередь, созданы для истинных целей бухгалтерского учета — представления максимально правдивой информации о состоянии активов и обязательств организации, а также финансовых результатов на отчетную дату.
МСФО, в отличие от некоторых национальных стандартов отчетности, представляют собой стандарты, основанные на принципах, а не на жестком регламенте. Цель состоит в том, чтобы в любой сложившейся ситуации составители отчетности могли следовать принципам, алгоритму, а не пытаться найти обходные пути в регламенте, которые позволили бы обойти какие-либо базовые положения.
Среди основных принципов МСФО: принцип начисления, принцип непрерывности деятельности предприятия, преобладания содержания над формой, осторожности, уместности и некоторые другие.
Целью разработки и внедрения МСФО является улучшение и гармонизация законодательства, стандартов бухгалтерского учета и порядка составления финансовой отчетности во всем мире.
Следует отдельно подчеркнуть, что системой МСФО определена главная цель финансовой отчетности — представление заинтересован-
ным пользователям объективной, достоверной и полезной информации
0 финансовом состоянии организации, финансовых результатах деятельности и денежных потоках. Она необходима для принятия экономических решений о дальнейших действиях в ближайшее время и в будущем, оценки степени эффективности работы управленческого персонала.
25 ноября 2011 г. Приказом Минфина России № 160н [3] введены в действие для применения на территории Российской Федерации МСФО. В связи с этим консолидированная финансовая отчётность российских организаций за 2012 г. подлежит составлению непосредственно по МСФО. Российские правила составления такой отчётности были отменены.
Введение в действие МСФО обеспечивает реализацию Федерального закона «О консолидированной финансовой отчётности» [1]. Оно стало возможным благодаря работе, проделанной Минфином России совместно с Центральным Банком РФ, Федеральной службой по финансовым рынкам, другими заинтересованными федеральными органами исполнительной власти, а также профессиональным и деловым сообществом.
Признание МСФО для применения в России осуществлено в соответствии с порядком, установленным Правительством РФ в феврале 2011 г. [2]. При признании в МСФО, изданные Фондом МСФО, не вносились никакие изменения или дополнения. Всего в перечне признанных фигурируют 37 МСФО и 26 Разъяснений МСФО.
В числе признанных МСФО есть такие ключевые, как: МСФО (IAS)
1 «Представление финансовой отчетности», МСФО (IAS) 7 «Отчет о движении денежных средств», МСФО (IAS) 8 «Учетная политика, изменения в бухгалтерских оценках и ошибки». Также признаны следующие Разъяснения МСФО: Разъяснение ПКР (SIC) 25 «Налоги на прибыль — изменения налогового статуса предприятия или его акционеров», Разъяснение ПКР (SIC) 27 «Анализ сущности сделок, имеющих юридическую форму аренды», Разъяснение КРМФО (IFRIC) 10 «Промежуточная финансовая отчетность и обесценение», Разъяснение КРМФО (IFRIC) 15 «Соглашения на строительство объектов недвижимости».
МСФО содержат стандарт IAS 19 «Вознаграждения работникам», принятый в 1993 г., пересмотренный в 2002 и 2012 гг. В нем описаны правила учета всех вознаграждений работникам, включая выплаты и расходы, которые в России в настоящее время принято называть «социальный пакет». Эта идея не нова, нельзя забывать об опыте СССР, когда существовала система материальных и нематериальных поощрений и вознаграждений работникам.
Все это относится к расходам предприятия, учет таких данных имеет первостепенное значение для последующего принятия управленческих решений.
Следует еще раз отметить существующую на сегодняшний момент ориентацию бухгалтерского учета в первую очередь для целей налогообложения, а не для принятия управленческих решений. Тут выступают другие аспекты учета вознаграждений работникам. Существующий сегодня нигилизм в отношении уплаты налогов, к сожалению, отражается на бухгалтерском финансовом учете, проявляется в двойной бух -галтерии, сокрытии дополнительных выплат работникам. Предприятия задействуют схемы ухода от страховых взносов, налогов, «зарплаты в конвертах». Применяя такую систему «снижения» налоговой нагрузки, предприятия преследуют только свою выгоду, тогда как работники, получая сиюминутную «выгоду» в конверте, живя сегодняшним днем, проиграют в своем пенсионном обеспечении в недалеком будущем, не получат других возможных выплат.
С целью совершенствования бухгалтерского учета вознаграждений работникам, учитывая рекомендации МСФО, предлагаем следующие меры:
1. В Плане счетов бухгалтерского учета ввести обязательную детализацию счета 70 «Расчеты с персоналом по оплате труда» путем введения субсчетов, таких как «Премии сотрудникам», «Питание сотрудников», «Добровольные отчисления на социальные нужды», «Страховые социальные взносы» и т.п.
2. Для обеспечения раскрытия информации о вознаграждениях работникам в бухгалтерском учете и бухгалтерской (финансовой) отчетности для ведения аналитического учета вознаграждений работникам создать регистр бухгалтерского учета «Свод начислений, удержаний, выплат по вознаграждениям работникам». Этот регистр позволит по видам вознаграждений работникам отражать данные о начислениях, удержаниях и выплатах работникам, принятых в организациях, в соответствии с положениями проекта ПБУ «Учет вознаграждений работникам» [4] и МСФО 19 «Вознаграждения работникам», адаптировав их к требованиям международных стандартов.
В целом внедрение указанных предложений в финансовый учет приведет к ряду положительных изменений, повысит информативность и аналитичность данных финансового учета и отчетности.
Рассмотренные нововведения, как и практика применения МСФО в России, в первую очередь касаются крупных организаций. Однако следует отдельно отметить, что применение международного опыта в
области совершенствования бухгалтерского учета не должно ограничиваться только применительно к крупным предприятиям. Логичным было бы использование международного опыта в области бухгалтерского учета для малых и средних предприятий. Необходим дифференцированный подход к компаниям в зависимости от размеров бизнеса. Абсолютно логичными были бы нововведения в области стандартов бухгалтерского учета для малых и средних предприятий, для большинства из которых применение МСФО в полном объеме по многим причинам нецелесообразно и невыгодно.
Возможно, в ближайшем будущем в России будут приняты отдельные стандарты (положения) для предприятий малого и среднего бизнеса, и тем самым будет реализовано требование рациональности информации и появится дополнительный стимул развития малого бизнеса.
Бухгалтерский учет — практический инструмент экономиста, дающий объективную информацию для принятия управленческих решений. Резюмируя вышесказанное, стоит думать о том, что многолетние процессы реформирования бухгалтерского учета в России, направленные на повышение качества и доступности бухгалтерской информации, в ближайшем будущем будут способствовать росту экономики России.
Литература
1. Федеральный закон от 27.07.2010 № 208-ФЗ " О консолидированной финансовой отчетности" (принят ГД ФС РФ 07.07.2010).
2. Постановление Правительства РФ от 25.02.2011 №107 «Об утверждении Положения о признании МСФО и разъяснений для применения на территории Российской Федерации».
3. Приказ Минфина РФ от 25.11.2011 № 160н "О введении в действие Международных стандартов финансовой отчетности и Разъяснений Международных стандартов финансовой отчетности на территории РФ". "
4. Проект положения по бухгалтерскому учету «Учет вознаграждений работникам». www.minfin.ru/ru/perfomance/accounting/accoun-1;^/рго|ес1.
Application of the international experience of the financial accounting in the Russian practice
Shikhatov Pavel — Master of Economics, Associate Professor of the Department of Accounting, Analysis and Audit of the International Institute of Economics and Law
Address for correspondence: [email protected]
The general questions of application of the International Financial Reporting Standards in Russia are considered. Questions of the accounting of remunerations to workers are separately considered. Ways of improvement of the financial account to the Russian Federation with use of the international experience are offered.
Key words: financial accounting, International Financial Reporting Standards, remunerations to workers
For citation: Herald of International Institute of Economics and Law. 2015. N 4 (21). P. 14-19.