УДК 37:65.001.76
Н.П. Кузькин
ВНЕДРЕНИЕ ОБЪЕКТИВНЫХ МЕТОДОВ КОНТРОЛЯ КАК ОДНА ИЗ ИННОВАЦИЙ В УПРАВЛЕНИИ ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ УЧРЕЖДЕНИЕМ
Рассматриваются такие инновации в системе методов внутри-школьного контроля как метод контент-анализа и метод независимой экс-пертизной оценки качества знаний учащихся. К числу последних автор относит «профессорский опрос» и различные виды тестирования, подробно обосновывая преимущества их использования в системе внутришкольного контроля, способствующие повышению качества управления образовательным учреждением.
N.P. Kuzkin OBJECTIVE METHODS CONTROL INTRODUCTION AS ONE OF THE INNOVATIONS IN AN EDUCATIONAL INSTITUTION MANAGEMENT
The research deals with such innovations in the system of methods of internal school control as the method of content analysis and the method of independent expert evaluation of students' proficiency. To the latter the author refers professor's interrogatory and different kinds of testing, aimed at improving the quality of managing educational establishments. The research provides a rational for the use of these methods in the system of internal school control.
Сохранению международного престижа России как страны, обладающей высоким уровнем культуры и науки, может содействовать только соответствующее современным требованиям образование, способствующее сохранению единого социокультурного пространства страны, преодолению этнонациональной напряженности и социальных конфликтов, повышению ее духовно-интеллектуального потенциала.
Значительная роль в подготовке конкурентоспособных кадров отводится общеобразовательным учебным заведениям. Школа, как и вся система образования, находится в состоянии противоречия между сложившимися за последние десятилетия стереотипами мышления, деятельности и новыми условиями жизни общества, иными приоритетами в ценностных качествах личности.
В условиях принципиально нового социального запроса остро ставится вопрос об управлении современным образовательным учреждением, которое должно обеспечить решение задач по совершенствованию содержания образования, обновлению организационных форм и методов учебно-воспитательного процесса; разработке и апробации путей, обеспечивающих развитие личности обучающегося, его способностей к саморазвитию, самоопределению и самообразованию.
В настоящее время все большее количество руководителей учебных заведений вовлекается в процесс поиска и внедрения инноваций в управление, в деятельность, основанную
на видении образования как способа развития социокультурной среды, порождающей новое содержание, методы, формы организации образовательного процесса и адекватные им системы управления, содействующие достижению оптимальных результатов.
Назначение инноваций в управлении современной школой, в нашем понимании, заключается в создании условий для целостного развития образовательного учреждения как сложной педагогической системы.
Под инновациями в управлении нами понимается нечто новое, творчески привнесённое в цели, формы, методы и средства управленческой деятельности, позволяющее повысить ее эффективность.
Для оптимизации управленческой деятельности в современном общеобразовательном учреждении необходимо совершенствовать внутришкольный контроль, являющийся неотъемлемым компонентом системы управления.
Целям оказания всемерной помощи учителям в неуклонном повышении профессионального мастерства служит методическая функция контроля. Особо значимой является организующая функция контроля, сущность которой заключается в поддержке творческой инициативы педагогов, оказании им помощи и создании условий для разработки и внедрения в практику адаптированных, модифицированных или авторских программ, современных образовательных технологий.
Функцию обратной связи в системе управления образованием, как правило, выполняют контроль и учет знаний учащихся, а также развития их личностных характеристик.
Переход от знаниево-функциональной парадигмы к личностно-ориентированной парадигме образования обусловливает значительные изменения в деятельности педагогических коллективов общеобразовательных учреждений и предопределяет необходимость совершенствования внутришкольного контроля. Совершенствование системы внутришкольного контроля требует поиска и внедрения в практику новых методов, позволяющих достигать оптимальной информационной обеспеченности управления.
Существует много способов педагогического измерения (оценки) отдельных параметров учебно-воспитательного процесса, среди наиболее распространенных: наблюдение, устный и письменный методы проверки знаний, собеседование, тестирование.
К одному из эффективных инновационных методов получения достоверной информации о качестве урока с полным основанием можно отнести контент-анализ - метод функциональной диагностики, позволяющий измерять отдельные признаки и характеристики изучаемого процесса, получивший распространение в основном для характеристик внеурочной деятельности. На наш взгляд, использование данного метода может быть целесообразным и для управления учебным процессом.
Сущность контент-анализа заключается в выделении смысловых единиц в определенном документе с последующей их статистической обработкой. Мы посчитали целесообразным использование метода контент-анализа при оценке содержания поурочных планов учителей.
Анализ содержания поурочных планов в определённой мере может представить необходимую информацию об истинном положении дел в педагогическом коллективе и определить характер управленческих решений администрации по оказанию квалифицированной помощи учителям. Изучение поурочных планов позволяет выделить в них основные смысловые единицы: умение учителя сформулировать цель урока; в соответствии с целью урока раскрыть образовательную, воспитывающую и развивающую задачи; в соответствии с целью и задачами оптимально выбрать методы и приемы обучения, определить тип урока, объем домашнего задания и др.
Стремление к получению максимально объективных сведений подводит нас к осознанию значимости использования метода экспертной оценки качества знаний школьников.
Одной из разновидностей реализуемого на практике метода экспертной оценки качества знаний учащихся является так называемый «Профессорский опрос», специфика которого заключается в том, что его используют доктора и кандидаты наук, профессора и доценты ведущих вузов города. На занятиях учащимся задаются устные вопросы, даются короткие письменные задачи, коллективные и индивидуальные задания на проведение опытов, доказательств, даются задания на формулировку понятий, на сопоставление материалов и формулировку выводов. В заключение проводится анализ ответов, обобщается тематика раздела, выделяется главное в материале темы, конкретизируются основные понятия, делаются выводы, даются рекомендации по практическому применению полученных знаний, определяется место изучаемого материала в предмете, в науке.
Профессорский опрос - оригинальный способ проведения итоговых аттестационных занятий по отдельным разделам профильных предметов, преподавание которых ведется учителями общеобразовательного учреждения. В целом, проведение такой аттестации способствует более успешному усвоению материала учащимися, выработке умения находить быстро ответы на нестандартные вопросы, позволяет оценить качество приобретаемых знаний независимым образом, дает возможность согласовывать календарно-тематическое планирование по различным предметам учебного плана.
Помимо использования метода контент-анализа уроков, личностного участия администрации в процессе проверки знаний школьников, проведения контрольных работ по текстам администрации, проведения «профессорских опросов», для обеспечения объективности текущего и итогового контроля знаний учащихся считаем целесообразным использовать технологию тестирования. Тестирование по различным предметам относится к области педагогических измерений и используется нами как наиболее объективная и независимая форма оценки качества знаний. У всех других форм проверки знаний учащихся, будь то устная, письменная форма, собеседование, интервью, основной отрицательной чертой экспертами называется высокая субъективность процесса измерений.
Тестирование, являясь независимым методом контроля качества знаний учащихся, позволяет обеспечить объективность оценки, устранить влияние субъективного фактора на результат и дает возможность своевременно корректировать методики и программы преподавания.
В то же время тестирование нельзя рассматривать как идеальный метод, исключая на этом основании все иные, хотя нет сомнений, что при надлежащей предварительной подготовке именно тесты лучше других средств соответствуют основным методическим критериям качества, обеспечивают приемлемую объективность всех трех главных стадий процесса оценки - измерения, обработки данных, интерпретации. К достоинству этой формы проверки знаний можно также отнести и возможность обеспечения стандартизации условий измерения, легкость обеспечения продолжительного сохранения результатов измерений, автоматизацию их обработки, что немаловажно при проведении серьезных мониторинговых исследований в рамках образовательного учреждения.
В настоящее время во многих образовательных учреждениях активно внедряются технологии компьютерного тестирования. Так, в лицее работают 75 компьютеров, соединенных в локальную сеть с выходом в 1п1егпе1 по двум независимым каналам. Компьютерами укомплектованы ряд учительских мест, рабочих мест администрации, библиотека. Разработаны специальные программы для осуществления контроля знаний учащихся по профильным предметам. Создается банк заданий, направленных на проверку сфор-мированности у учащихся общеучебных, предметных, коммуникативных умений и компетенций.
Для принятия конкретных управленческих решений результаты централизованного тестирования, а в последние два года и результаты ЕГЭ сопоставляются нами с данными успеваемости учащихся, подсчитывается коэффициент их корреляции, делаются соответ-
ствующие выводы. Тестирование, в том числе и компьютерное, можно, на наш взгляд, также рассматривать как метод независимой экспертной оценки знаний учащихся.
Развитие теории и практики объективной оценки достижений учащихся и независимого мониторинга качества деятельности учебных учреждений остается важной проблемой не только российской системы образования, но и систем образования других стран. Консолидация усилий педагогического сообщества вокруг решения этой проблемы будет символизировать новый этап в развитии системы российского образования.
По нашему мнению, проблема внедрения методов независимой экспертизы качества образования в целом вполне достойна статуса национального приоритета в области образования, а такие методы внутришкольного контроля, как контент-анализ, независимая экспертная оценка качества знаний учащихся преподавателями вузов, в полной мере можно отнести к инновационным, внедрение которых в практическую деятельность администрации учебных заведений содействует повышению качества управления и, как следствие, повышению качества образования учащихся.
Кузькин Николай Петрович -
кандидат педагогических наук, Заслуженный учитель РФ,
директор Муниципального общеобразовательного учреждения Лицей № 37
Статья поступила в редакцию 06.10.06, принята к опубликованию 14.11.06