Инновации в образовательных учреждениях
УДК 371.3
Е.Н.Ярославцева
J ^
РАЗРАБОТКА МОДЕЛИ СИСТЕМЫ
ОЦЕНКИ КАЧЕСТВА ОБРАЗОВАНИЯ, СТИМУЛИРУЮЩЕЙ
развитие современной гимназии в инновационном режиме
л_________________________.__________________________г
Аннотация. В статье рассмотрены подходы к созданию внутригимназическойсистемы оценки качества образования, разрабатываемой в ходе сетевого взаимодействия общеобразовательных учреждений федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО, как одного из направлений повышения эффективности управления развитием современной гимназии, предполагающей обеспечение единства процессов, происходящих в развивающейся динамической системе мониторинга образовательных достижений обучающихся гимназии. Качество образования определяется нами как совокупность показателей, характеризующих различные аспекты учебной деятельности школы: содержание образования, формы и методы обучения, материально-техническую базу, кадровый состав, которые обеспечивают развитие компетенции обучающихся. Внутришкольная система оценки качества образования - целостная система диагностических и оценочных процедур, реализуемых различными субъектами государственно-общественного управления гимназией, которым делегированы отдельные полномочия по оценки качества образования, а также совокупность организационных структур и нормативных правовых материалов, обеспечивающих управление качеством образования.
Ключевые слова: качество, качество образования, управление качеством образования.
Abstract. This article discusses approaches to creating vnutrigimnazicheskoy education quality assessment system, developed in the networking of educational institutions of the federal experimental site AIC and ABM as one of the ways to increase the effectiveness of management development of modern high school, involving the provision of the unity of the processes taking place in the evolving dynamic system monitoring educational achievements of students high school. Quality of education is defined by us as a set of parameters describing various aspects of school learning activities: educational content, forms and methods of training, material and technical basis, staff who ensure the development of the competence of students. Intraschool system for assessing the quality of education - a complete system diagnostic and assessment procedures implemented by various entities of state-management of public high school, which delegated some authority to assess the quality of education as well as a set of organizational structures and legal materials to provide quality management education.
Keywords: quality, quality education, quality management education.
Развитие системы образования в России сегодня характеризуется поиском новых форм и методов функционирования системы, ростом вариативности видов школ и образовательных программ. Положительные процессы в развитии отечественного образования нашли свое отражение в децентрализации управления общеобразовательными учреждениями и предоставления им значительной автономии, разнообразии сети общеобразовательных учреждений, но-
вом содержании и технологиях общего образования; предоставлении учащимся, их родителям возможности выбора образовательных предметов, учреждений; формировании рынка образовательных услуг; возможности многоканального и многоуровневого финансирования образовательных учреждений.
Совершенствование образовательной системы во многом определяется организацией ее управления. От того, как будет решаться проблема управления,
70
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
Инновации в образовательных учреждениях
зависит судьба образования и развития российского общества в целом. Старая система управления образованием во многом разрушена, новая создается, при этом централизованное управление уступает самостоятельности регионов, районов, учебных заведений.
В определении задач развития современного образования и его реформирования приоритетное место занимают вопросы обеспечения его качества. В последние годы проблема качества образования приобрела чрезвычайную актуальность. Серьезное влияние на актуализацию качества образования как современную социально-педагогическую проблему оказывает возрастающая интеллектуализация производства, появление рынка образовательных услуг, развитие информационных технологий [15].
В данной работе мы хотели более подробно остановиться на создании системы внутришкольного контроля, как одного из направления повышения эффективности управления качеством образования, в связи с тем, что оно продолжает активно обсуждаться в научно-педагогической литературе. Данный проект разрабатывается в рамках работы научно-образовательной сети инновационно-активных ОУ Уральского региона Федеральной экспериментальной площадки АПК и ПРО (г. Москва) по направлению изучения возможностей использования элементов системы менеджмента качества образования (СМК), основанной на стандартах качества ГОСТ Р ИСО 9000-2001; ГОСТ Р ИСО 9001-2001; ГОСТ Р ИСО 9004-2001 в практике работы общеобразовательных учреждений. [3, 4, 5, 6, 7, 8, 9, 19]. Мы рассматриваем сеть, в которой ведется системная деятельность по разработке образовательных инноваций, как своего рода совместный капитал образовательных учреждений, который является основанием развития всех остальных капиталов ОУ - участников сети. В процессе формирования этого капитала происходит перенос индивидуальных знаний во внутрисетевое знание и их закрепление в корпоративной базе данных в целях широкого использования всеми участниками сети. Особенностью корпоративного знания является возможность его развития в режиме «открытого кода», то есть знания из сети можно взять, усовершенствовать и вернуть в сеть, то есть знания в сети не просто хранятся, но и саморазвиваются, приводя к появлению новых возможностей для развития ОУ. В целом под научно-образовательной сетью мы понимаем «... динамическое множество взаимосвязанных агентов, представляющих собой научные, образовательные, социальные, культурные учреждения (их подразделения, творческие коллективы), а также элементы инновационной инфраструктуры и заинтересованные в развитии своих действующих и потенциальных сотрудников промышленные предприятия, которое функционирует по типу виртуальной организации и выполняет инновационные проекты на высоком уровне координации целей и интеграции всех видов ресурсов, достигаемом посредством формиро-
вания внутреннего информационного пространства сети и приводящего в результате к созданию коллективных объектов интеллектуальной собственности и увеличению экстернального эффекта» [5, стр. 33].. Развивающаяся в рамках федеральной экспериментальной площадки сеть образовательных учреждений [6], представляет собой сообщество функциональных партнеров, управляющих проектированием, разработкой и реализацией интеллектуальных продуктов и новых образовательных услуг с использованием современных информационных технологий и системы контрактов с независимыми рабочими группами и структурами. Она способна обеспечивать определенные конкурентные преимущества участникам взаимодействия за счет знаний и возможности прямых, неограниченных, виртуальных контактов.В рамках площадки в МБОУ гимназии № 94 г. Екатеринбурга ведется системная деятельность по созданию комплекса условий для внедрения и функционирования мониторинга в системе внутришкольного контроля, экспертизы, информационного обеспечения гимназии.
Цель проекта: разработка модели системы оценки качества образования, стимулирующей развитие гимназии в инновационном режиме.
Объект исследования: качество образования.
Предмет исследования: система оценки качества образования.
Гипотеза исследования: управление качеством образовательного процесса в гимназии будет эффективным при создании системы оценки качества образования, отвечающей потребностям всех субъектов образовательного процесса.
Задачи исследования:
1. Изучить научно-педагогическую литературу по проблеме исследования;
2. Разработать модель системы оценки качества в образовательном учреждении, включающую:
• разработку системы критериев и показателей качества образования в гимназии;
• систематизацию технологий и инструментария мониторинговых исследований;
• формирование банка педагогических измерительных материалов;
• создание механизма общественной экспертизы качества гимназического образования.
Ретроспективный анализ работ Б. С. Гершунского,
В. И. Загвязинского, С. В. Лазарева, Н. А. Селезневой, В. В. Серикова, Е. Я. Коган, Н. А. Кулемина, О. М. Моисеева, В. П. Панасюка, М. М. Поташника, Т. И. Шамовой, И. Н. Щербо, Е. А. Ямбурга подтвердил предположения о том, что развитие общей теории управления качеством (понятийно-категориальный аппарат, принципы и законы управления качеством, функции управления качеством), осуществление процедур аттестации и аккредитации в сфере образования способствуют становлению и развитию локальных (на уровне образовательного учреждения) систем управления качеством образования с выделением внутренних критериев,
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
71
Инновации в образовательных учреждениях
определением управленческих задач и реализуемых функций. Необходимость этого обусловлена следующим: именно институциональный уровень позволяет успешно реализовать основную триаду комплексного управления качеством образования, связанную с условиями, процессом и результатами образовательной деятельности.
Качество является сложным и противоречивым понятием, из приведенного определения его вытекают принципиальные противоречия: между статическими и динамическими моментами качества, между внутренней его сущностью и реальным проявлением, между качеством результата и качеством процесса. Противоречия в философском понимании качества определяют и сложность педагогической проблемы обеспечения качества и управления качеством в образовании. Нельзя не согласиться с выводом В. Воротилова и Г Шапоренковой: множественность запросов к образованию разных социальных, профессиональных групп, отдельных личностей порождает многообразие целей, а результаты образования могут быть оценены разными субъектами, по разным критериям, в разных измерениях, на разных уровнях.
По мнению ряда авторов [1,2,10,11,12, 13, 14], качество образования зависит от того, насколько осуществляется соответствие:
1) целей и результатов образования на уровне конкретной системы образования и на уровне отдельного образовательного учреждения;
2) между различными параметрами в оценке результата образования конкретного человека;
3) теоретических знаний и умений их практического использования в жизни и профессиональной деятельности.
Таким образом, оказываются неразрывно связанными, с одной стороны, качество образования конкретного человека, качество образовательного процесса, конкретной образовательной системы и системы образования в целом, и, с другой стороны, качество теоретических знаний, практических навыков, личностных качеств. [16,17, 18].
На сегодняшний день существуют различные направления повышения эффективности управления качеством образования в образовательном учреждении. К ним относятся: аккредитация образовательного учреждения, школьная система оценки качества образования, мониторинг образовательного процесса, внутришкольный контроль и др. Интересной, хотя, возможно, и спорной, является попытка классификации подходов к определению качества образования, данная В. Воротиловым и Г. Шапоренковой, обобщающая различные позиции по данной проблеме. Авторы выделяют следующие подходы к пониманию качества образования:
• соответствие ожиданиям и потребностям личности и общества (С. Е. Шишов, В. А. Кальней, А. И. Моисеев, Е. В. Яковлев);
• сформированный уровень знаний, умений, навыков и социально значимых качеств личности (Е. В. Бон-даревская, Л. Л. Редько, Л. А. Санкин, Е. П. Тонконогая);
• соответствие совокупности свойств образовательного процесса и его результатов требованиям стандарта, социальным нормам общества, личности (В. И. Байденко;
В. А. Исаев, Н. А. Селезнева, А. И. Суббето);
• соответствие результата целям образования, спрогнозированным на зону потенциального развития личности (М. М. Поташник, В. М. Полонский, В. П. Панасюк, А. П. Крахмалев);
• способность образовательного учреждения удовлетворять установленные и прогнозируемые потребности (Г. А. Бордовский, Т. Н. Шамова, П. И. Третьяков, Г Е. Володина).
По мнению участников Круглого стола - членов творческой группы ОУ сети, активно занимающихся проблемой разработки внутришкольной системы комплексной оценки качества инновационного образования, проводившегося в УрО РАО в 2011 г, представленная классификация может быть дополнена и уточнена за счет определения понятия качества образования по отношению к
1) результатам образовательного процесса;
2) самому образовательному процессу;
3) образовательному учреждению, осуществляющему образовательный процесс с соответствующими результатами. [3, 4, 6, 7, 8, 17].
Приведенный анализ подходов к определению «качество образования» позволяет выявить основания к их систематизации (см. табл. 1), а также различные акценты в трактовке «качества образования».
Таким образом, исходя из выше сказанного, качество образования можно рассматривать как многомерное понятие. Оно включает совокупность существенных свойств образования, соответствующую современным требованиям педагогической теории, практики и способную удовлетворить образовательные потребности личности, общества и государства. Понятие качество образования включает 3 блока:
• Качество основных условий образовательного процесса.
• Качество реализации образовательного процесса.
• Качество результатов образовательного процесса.
В общем виде нам представляется, что механизм управления качеством образования на уровне современного образовательного учреждения выглядит следующим образом (см. рис. 3).
Данный механизм соответствует вышеприведенным научно-теоретическим положениям в разработке определения качества и основан на описанных выше подходах и принципах. Механизм управления качеством универсален, он позволяет определить качество образования на всех уровнях образовательного процесса от ученика до администрации гимназии.
72
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
Инновации в образовательных учреждениях
Таблица 1
Различные подходы к определению качества образования
Подход Основание
Интуитивно-эмпирический Опыт и интуиция человека
Формально-отчетный Уровень успеваемости обучаемых (процент успевающих на «4» и «5»)
Психологический Уровень развития познавательных процессов и степень проявления психических новообразований личности
Педагогический Уровень воспитанности и обученности
Процессуальный Оценка состояния образовательного процесса
Результирующий Оценка результата педагогической деятельности образовательного учреждения
Комплексный Внешняя экспертиза (материальная база, кадровый состав, программы, формы и методы работы и другие показатели)
Многопараметрический Оценка деятельности образовательных учреждений на основе внутрисистемных параметров
Методологический Соотношение результата с операционально заданными целями
Интегрированный Введение категорий, носящих интегрированный характер (компетентность, грамотность, образованность)
Личностно-ориентированный Личностное развитие обучаемого
Социальный Степень удовлетворенности индивидуального и общественного потребителя
Квалиметрический Измерение показателей по параметрам
Сбор информации от потенциальных социальных заказчиков
i
формирование социального заказа
i
определение миссии школы
i
Соотношение выбранного варианта с имеющимися возможностями
i
выбор типа управления (на процесс или на результат)
i
определение параметров оценки результатов образования
i
диагностика личности обучающихся
i
прогнозирование результатов образования обучающихся
i
Соотношение желаемых результатов с имеющимися результатами и режимом жизнедеятельности школы
i
определение факторов, подготовка и реализация программы развития школы
i
Сравнение полученных результатов образования с поставленными целями
i
соответствие качества образования поставленной цели
рис. 3. механизм управления качеством образования
Гимназическая система оценки качества образования в МАОУ гимназии № 94 г. Екатеринбурга разрабатывается по четырем направлениям:
1. Нормативно-правовое направление, включающее в себя:
- разработку внутреннего стандарта качества,
- разработку Положения о методическом совете, методических объединениях, проблемных группах,
- разработку Положения об итоговой аттестации, промежуточной аттестации обучающихся,
- разработку Положения о школьной аттестационной комиссии, об экзаменационных комиссиях;
2. Организационно-содержательноенаправление, включающее в себя:
- поурочный контроль,
- аттестацию педагогических кадров,
- психолого-педагогическое сопровождение,
- обеспечение всеобуча,
- обеспечение санитарно-гигиенических условий организации образовательного процесса;
3. Научно-методическоенаправление, включающее в себя:
- разработку образовательных программ и учебных планов для различных категорий обучающихся,
- разработку критериев и механизмов оценки результатов,
- разработку научно-методического обеспечения итоговой аттестации обучающихся,
- повышение профессиональной компетентности педагогов;
4. Экспертно-аналитическое направление, включающее в себя:
- диагностику уровня воспитанности,
- изучение потребностей субъектов образовательного процесса,
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
73
Инновации в образовательных учреждениях
- анализ удовлетворенности субъектов образовательного процесса,
- диагностику эффективности образовательного процесса,
- диагностику эффективности управления образовательным процессом,
- диагностику состояния здоровья обучающихся.
Модель гимназии, реализуемой в условиях МАОУ -
гимназии № 94, в своей основе имеет целевой компонент. Наша гимназия в системене прерывногооб-разования ориентирована на обучение и воспитание детей, способных к активному интеллектуальному труду, на универсальное, гуманитарное образование, обеспечивающее подготовку к творческой и исследовательской деятельности в различных областях человеческой культуры. Реализацияцели и задач в среднем школьном образовании как универсальном происходит
путем овладения учебной деятельностью, включающей способы интеллектуальнойдеятельности, в основе которых лежат языки как символы культуры. Гимназическое образование создает условия для овладения естественным и искусственными языками как универсальным средством трансляции и приобретения знаний для освоения универсальности содержания и технологий образования.
Модель гимназической системы оценки качества образования представляетсобой матрицу, в которой определены основные направления деятельности и продукт, который становится результатом развития гимназии.
В табл. 2 представлены разработанные в гимназии критерии и показатели и стемыоценки качества образования в зависимости от объекта исследования.
Таблица2
Критерии и показатели гимназической системы оценки качества образования в мдоу гимназии № 94 в зависимости от объекта исследования
Критерии оценки Показатели Инструментарий
Объект исследования - качество образовательных результатов
Индивидуальный прогресс учащихся в образовании Сформированность предметных компетентностей (набор культурных предметных способов/средств действия) Трехуровневые задачи (инструмент под руководством П.Г.Нежнова) Проектные задачи (инструмент под руководством А.Б. Воронцова) Экспертные карты оценки ключевых компетентностей Анкетирование, рефлексивные сочинения, публичные презентации, портфолио
Сформированность ключевых компетентностей (информационной, коммуникативной, решения пробем, учебной, взаимодействия)
Социальный опыт
Образовательные достижения учащихся (обученность) Показатели ЕГЭ Тестирование, контрольные срезы знаний, анкетирование, наблюдение, экспертиза, изучение школьной документации
Государственная (итоговая) аттестация 9 кл
Итоговые проверочные работы по результатам учебного года, в том числе и по окончании начальной школы
Отношение к учебным предметам
Дальнейшее образование и карьера выпускника
Трудоустройство выпускников ОУ
Удовлетворенность образованием
Образовательные достижения учащихся (обучаемость учащихся) Темп продвижения в освоении знаний и формировании умений Анкетирование учащихся
Легкость освоения материала (отсутствие напряжения, утомления, переживание удовлетворения от работы)
Гибкость в переключении на новые способы и приемы работы Наблюдение (посещение уроков)
Прочность сохранения освоенного материала Контрольное тестирование
Выполнение самостоятельной работы учащихся Рефлексивная таблица в ПК «КОД»
Образовательные достижения учащихся (творческие успехи) Креативность учащихся (результаты участия в олимпиадах, конкурсах, соревнованиях) Портфолио ученика, анкетирование
Сертификаты (мероприятий и конкурсов системы дополнительного образования, образовательных тестирований по предметам (и др.)
Активная профессиональная деятельность учителя Самообразование учителя Портфолио учителя, экспертиза, наблюдение, диагностика, социологический опрос
Количество открытых уроков
Участие в профессиональных конкурсах, грантах в рамках ПНПО
Обобщение и распространение АППО учителя
Деятельность учителя в рамках сетевого взаимодействия ОУ
Опытно-экспериментальная или инновационная деятельность учителя
Использование активных, интерактивных технологий обучения
74
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
Инновации в образовательных учреждениях
продолжение табл. 2
Критерии оценки Показатели Инструментарий
Объект исследования - качество процесса достижения образовательных результатов
Эффективность организации образовательного процесса Качество рабочей учебной программы учителя Наблюдение, посещение уроков и мероприятий, изучение документации
Использование разных видов занятий с учащимися (урок, мастерская, лаборатория, практики и т.п.)
Современные образовательные технологии в организации процесса обучения
Информационные технологии (разннобразие и эффективность)
Контрольно-оценочная деятельность учителя и учащихся
Урок как одна из форм организации образовательного процесса (цели, задачи, формы и способы проведения, продуктивность и эффективность)
Организация процесса достижения образовательных результатов (доступность образования) Место ОУ в сетевом взаимодействии школ района, города, страны. Анкетирование,тестирование,со-циологический опрос, экспертиза, изучение школьной документации
Организация профильного обучения в ОУ
Информационная среда ОУ
Многообразие предоставляемых ОУ образовательных услуг
Ресурсное обеспечение ОУ (сопровождение сетевого взаимодействия)
Взаимодействие ОУ с внешней средой
Содержание процесса достижения образователь ных результатов Обеспеченность ОУ учебниками и УМК по предметам Анкетирование, наблюдение, тести-рование,экспертиза
Оснащенность кабинетов методическими материалами и оборудованием
Обеспеченность библиотеки
Время доступа к персональным компьютерам (для учителей и учащихся), работа в информационной среде ОУ
Стабильность основного состава педагогического коллектива
Участие педагогов в семинарах, конференциях районного, областного уровня
Научно-исследовательская методическая работа в ОУ
Организация дополнительной работы педагога по предмету
Повышение квалификации учителей
Психолого-педагогическое и медико-социальное сопровождение участников образовательного процесса Уровень тревожности учащихся Анкетирование,тестирование
Уровень тревожности учителей
Мотивация учащихся к достижению образовательных результатов
Мотивация учителей к достижению образовательных результатов
Объекти сследования- ценадостижений образовательныхрезультатов, т.е. затрата ресурсов
Нагрузка учащихся Подходы к составлению расписания Хронометраж Образовательный паспорт школы
Время, затраченное на подготовку к проверочным работам
Время, затраченное на выполнение домашнего задания (индивидуальную домашнюю самстоятельную работу)
Количество проверочных работ в год
Нагрузка учителей Удовлетворенность расписанием Анкетирование, социологический опрос, хронометраж
Необходимость повышения квалификации для реализации требований стандарта
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в работе с учащимися
Разнообразие видов выполняемой нагрузки в педагогическом коллективе
Трудоемкость (время, затрачиваемое на подготовку)
Уровень здоровья детей Динамика заболеваний детей Тестирование, медицинская статистика
Динамика травматизма детей
Ресурсы обеспеченности образовательного процесса Научно-практическая база Экспертиза, наблюдение,
Научно-методическое обеспечение
Кадровое обеспечение
Информационное обеспечение
Материально-техническое обеспечение
Ресурсы образовательной среды Широта, интенсивность, осознаваемость, эмоциональность, доминантность, когерентность, активность, устойчивость, мобильность образовательной среды Методика экспертизы образовательной среды (по методике В.А. Ясвина)
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
75
Инновации в образовательных учреждениях
Основные внутренние и внешние критерии и показатели развития гимназии приведены в табл. 3. Таким образом, мы считаем, что говорить о прогрессивном развитии гимназии можно в том случае, если: - не снижаются (или растут) образовательные результаты учащихся (по самым различным показателям) - имеется рост удовлетворенности всех субъектов (учащихся, педагогов, администрации, обслуживающего персонала, партнеров гимназии, родителей учащихся); - гарантирован рост научно-методического обеспечения образовательного процесса (включая и образовательный потенциал педагогов);
Таблица 3
Внутренние критерии, направленные на изучение динамики личностных характеристик школьника
Критерии Показатели
Критерийрезультативностикаксоответствиеобразовательным стандартам и требованиям к универсальномугимназии-ческому-образованию, а такжесоответствиеобразо-вательнымпотребно-стямличности, общества и государства - стабилизацияилиростдостиженийгимназистов, - межпредметные и надпредметныезнания и умения, - фундаментальность знаний
Методики - экспертнаяоценка и объективныеданныеэкзаменационныхкомиссии, гимназическиеконтролыныеработы, зачеты,- рей-тинговыепроверочныеработы.
Критерийразвитиятворческихспособностей - креативность, - гибкостьмышления, критичность, - цельность и аналитичностьвосприятия; - отребность в исследовательской и проектнойдеятельности
Методики - решениетворческихситуаций, тестирование, олимпиады, конкурсы, выполнениепроектов, творческиеотчеты, докладыу-чащихся на конкурсах, выставках, днях гимназиста
Критерийнравственногоразвития - отношение к другим людям, - к себе, - учебе, - к труду, - природе; - развитиягуманитарнойкультуры
Методики - наблюдение, анкетирование, самооценка, взаимооценка, беседа
Критерийличностногоразвития - формированиецелостногомировоззрения, - ценностныхориентаций, - самосознания и рефлексии, - развитиеэмоционально-волевой и мотивационной сфер личности
Методики - наблюдение, самоотчеты и самоанализы, методыпсихологическойдиагностики, беседа.
Критерийздоровья - динамика заболеваемости, - самооценка, - психологическоесостояние, - физическоездоровье, - отсутствиефакторовпсихической, эмоциональной, интеллек-туальнойп ерегрузкиучащихся, - социально-психологическийклимат в гимназии
Методики - наблюдение, анализ документации, анкетирование, беседа.
Внешниекритерии, включающие изучение условий, обеспечивающих достижение целей гимназии
Критерийрезультативности на уровнеростанаучно-методическо-гообеспечения - ростобразованностипедагогов; - конкретне научно-методические разработки
Методики - экспертныйанализ
Критерийудовлетворенностивсехсубъектовразвития - отношения всех субъектов образовательного процесса и представите лей внешней среды
Методики - опросы, анализ поля конфликтов
Мотивационныйкритерий - потребностьпедагоговпостоянногообновленияметодического-инструментария; - стремление к поискуновых знаний; - потребность в обновлениисодержанияобразования
Методики - экспертныйанализ, контент-анализ, наблюдение, анкетирование
Критерийэкономического и материальногоразвития - объективныепоказателиресурсов и трудозатрат
76
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
Инновации в образовательных учреждениях
- имеется ярко выраженная тенденция к развитию всех подсистем (на самых различных уровнях);
- не ухудшается (улучшается) материально-техническое и экономические оснащение процесса;
- идет процесс большей согласованности практической деятельности и образовательной парадигмы в гимназии.
В качестве основного продукта (результата) деятельности гимназической системы оценки качества выступают:
1. Аналитические справки по итогам мониторинговых исследований.
2. Аналитические отчеты по результатам итоговой и промежуточной аттестации обучающихся.
3. Аналитические отчеты по результатам ЕГЭ.
4. Аналитические справки по результатам аттестации педагогических работников.
5. Статистические отчеты по кадрам и эффективности реализации кадровой политики.
6. Публичный отчет.
Литература
1. Болотов, В. А. Система оценки качества российского образования / В. А. Болотов, Н. Ф. Ефремова // Педагогика.- 2006.- 1.- С.22-31
2. Бордовский Г.Л., Нестеров А. А., Трапицын С. Ю. Управление качеством образовательного процесса. СПб.: Изд-во РГПУ им.А.И. Герцена, 2001,359 с
3. Босташвили Г. Г., Мясникова М. Ю, Сафонова Л. в. Разработка системы и гарантий качества образования с позиций процессного подхода // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2 (2012)
4. Галимова Т. М., Ляпунова Т. Ю. Использование системного подхода к оценке качества образования в современной гимназии // Журнал «Муниципальное образование: инновации и эксперимент» № 2 (2012)
5. Давыдова Н. Н., Федоров В. А. Самоорганизационное управление образовательными учреждениями в сетевом взаимодействии: подходы к исследованию.//Вестник ФГАО ВПО «Московский государственный агроинженерный университет им. В. П. Горячкина, № 5, 2011, с.56-63
6. Давыдова Н. Н. Создание внутренней системы оценки качества в современном общеобразовательном учреж-
дении // Образование и наука. Известия УрО РАО. 2009. № 6 (63) т. 2. с.13-26
7. Давыдова Н.Н., Усова О. Н. Разработка процессной модели управления качеством образования современного ОУ // Инновационные проекты и программы в образовании. 2011. № 4. с. 21-26
8. Давыдова Н. Н. Разработка системы менеджмента качества // Народное образование, № 9, 2011, с. 102-110
9. Журавлева А.В., Давыдова Н. Н. Повышение качества образования в школе полного дня через реализацию модели компетентностного образования// Эксперимент и инновации в школе. 2010. № 4. С. 8-14.
10. Жукова А. И. Система внутришкольного контроля / Жукова А. И. // Завуч.- 2004.- № 4.- С.116-144.
11. Крахмалев А. Л. Качество образования как актуальная проблема управления. Омск, 2001. С.15-16
12. Моисеев А. М. Качество управления школой: каким оно должно быть.- М/ Сентябрь, 2001.
13. Поташник М. М. Управление качеством образования.-М.: Педагогическое общество России, 2001.
14. Селезнева Н. А. Качество образования как объект системного исследования. Лекция-доклад. М.: Исследовательский центр проблем качества подготовки специалистов, 2002.95 с
15. Сиденко А.С. О модели подготовки школ к реализации ФГОС второго поколения.// Образование и наука. Известия УрО РАО № 1 (90), 2012 г, с. 56-64
16. Строкова Т. А. Качество образования: сущность и критерии монито-
17. ринговой оценки // Образование и наука. Изв.УрО-РАО.2009. 4 (61). С.26-43
18. Субетто А. И. Качество непрерывного образования в Российской Федерации: состояние, тенденции, проблемы и перспективы (опыт мониторинга). - СПб. - М., 2000.
19. Субетто А. И. Технология сбора и обработки информации о процессе мониторинга качества образования.-СПб.- М., 2000.
20. Токарева Е. в., Давыдова Н. Н. Обеспечение роста конкурентоспособности гимназии за счет создания внутригимназической системы оценки качества на принципах ИСО 9000 // Инновационные проекты и программы в образовании, 2010, № 1, с. 12-27
Инновационные проекты и программы в образовании 2012/5
77