Литература:
1. Бондаревская Е.В. Парадигма как методологический регулятив педагогической науки и инновационной практики// Педагогика. — 2007.— №6.— С.3—11.
2. Ефремова Н.Ф., Маркарова И.Г.,
Стребкова Е.В. Региональная система оценки качества образования// Педагогика.— 2007.— №7.— С.10—16.
3. Волов В.Т. Инновационные принципы системы образования//Педагогика.— 2007.— №7.— С.108—114.
ИНТЕГРАЦИЯ ДИСТАНЦИОННЫХ И ТРАДИЦИОННЫХ
ФОРМ КОНТРОЛЯ КАК УСЛОВИЕ УПРАВЛЕНИЯ И САМОУПРАВЛЕНИЯ КАЧЕСТВОМ ОБРАЗОВАНИЯ В РАЙОНЕ, ГОРОДЕ
М.З. Закирова
В статье рассматривается проблема повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности в системе образования на уровне района, города. Условием эффективности является интеграция муниципальных и внутришкольных систем контроля.
Ключевые слова: интеграция, система контроля, мониторинг, управление.
The article shows the problems of control-analytic activity effect increasing in education system of regions, cities. The effectivety condition is integration of municipal and interschool control system.
Key words: integration, control system, monitoring, management.
Инновационное развитие системы образования взаимосвязано с повышением эффективности контрольно-аналитической деятельности в муниципальных общеобразовательных комплексах.
Реализуемые традиционные формы контроля не обеспечивают полноты, объективности и системности информации обо всех ключевых параметрах и направлениях деятельности образовательных учреждений в муниципальных системах образования. Наличие данных причин и низкая скорость получения информации об образовательных учреждениях не позволяют муниципальным органам управления образованием сформировать и реа-
лизовать механизмы оперативного управления качеством образования.
Существующая традиционная система контрольно-оценочной деятельности в общеобразовательных комплексах муниципалитетов не решает также задачи стимулирования деятельности руководителей и педагогических работников.
Одним из важных условий повышения эффективности контрольно-аналитической деятельности в общеобразовательном комплексе становится интеграция муниципальной и внутришкольных систем контроля. Под интеграцией муниципальной и внутришкольных систем контроля мы понимаем процесс и результат взаи-
мопроникновения данных систем, сопровождаемую уплотнением связей между ее составляющими некоторую целостность.
Основной целью интеграции муниципальной и внутришкольных систем контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе является повышение эффективности контрольно-аналитической деятельности и формирование механизмов управления качеством образования на основе рационализации процессов сбора, обработки и передачи контрольной информации в органы управления и создание четко структурированной системы объективной информации об образовательных учреждениях муниципалитета и ее оперативное обновление посредством современных информационно-коммуникационных средств.
В основе интегративной системы контрольно-оценочной деятельности в муниципальной системе образования лежат следующие принципы:
а) направленность контроля на комплексный мониторинг ключевых параметров деятельности образовательных учреждений;
б) полнота и достаточность показателей, характеризующих качество образования в общеобразовательном комплексе;
в) демократичность взаимоотношений и паритетность статуса субъектов контроля;
г) индивидуальный и дифференцированный подход к образовательным учреждениям в процессе оценки их деятельности;
д) единство критериальной информационно-аналитической базы (в системе контроля исключается неоправ-
данное дублирование информации, возникающее при создании новых и информационных файлов для решения каждой задачи);
е) стандартизация и структурирование информации в процессе контроля (при стандартизации и структурировании информации ее легко обрабатывать, т.е. анализировать, проектировать, прогнозировать и т.д.);
з) реализация квалиметрического и диагностического подходов;
ж) автоматизация контрольно-аналитической деятельности.
Основные критерии оценки эффективности инновационной системы контроля:
а) повышение эффективности каждого явления, входящего в интегратив-ную систему;
б) рост эффективности контрольно-аналитической деятельности в целом;
в) повышение надежности и ритмичности работы, периода безотказной работы всех подсистем, входящих в систему.
Роль компьютерных технологий в контроле качества образования заключается в повышении объективности и скорости осуществления этой функции за счет эффективного использования широких возможностей вычислительных, графических, визуальных возможностей компьютерных средств, формализованных методов и методик оценки осуществления комплексного педагогического и организационно-педагогического мониторинга, направленного на проведение системного анализа и формирование эффективных механизмов управления общеобразовательным учреждением [1].
Дальнейшее развитие контрольно-оценочной деятельности образовательных учреждений с использованием компьютерных средств позволяет формировать муниципальные системы дистанционного контроля образования.
Данное направление управления образованием имеет большую перспективу, ибо контроль как функция управления — это процесс работы с информацией: диагностика (измерения), распознавание объекта, его классификация (сравнение с заданной целью или эталоном), оценка. Современные контрольные средства и электронные сети позволяют все эти операции производить на расстоянии.
Однако ввиду отсутствия необходимого количества информационно-коммуникационных средств, в том числе прикладных компьютерных программ, недостаточной готовности большинства работников образования к использованию данных средств в управленческой деятельности дистанционный контроль в образовании пока не имеет достаточного развития.
Организационно-технологические механизмы интеграции муниципальной и внутришкольных систем контроля образовательных учреждений муниципальными органами управления образованием — это:
а) непрерывная комплексная диагностика (мониторинг) и передача в органы управления образованием на дистанционной основе (с помощью информационно-коммуникационных средств и сетей) ключевых параметров жизнедеятельности образовательных учреждений (т.е. организация ком-
плексного дистанционного мониторинга основных сведений о деятельности образовательных учреждений);
б) анализ данных комплексного мониторинга муниципальным органом управления образованием, выявление «западающих» элементов в деятельности образовательных учреждений с целью выбора школы для глубокого ее изучения (с выездом в общеобразовательные учреждения);
в) повышение эффективности традиционного контроля общеобразовательных учреждений (сокращение времени контроля, количества членов комиссии, рационализация процесса контрольно-аналитической деятельности) за счет:
— предварительного получения органом управления образованием от контролируемого образовательного учреждения информации-отчета о своей деятельности (форма информации-отчета направляется в школу органом управления образованием по электронной сети; используются различные формы информации, в том числе мультимедийные).
— анализа муниципальным органом управления образованием полученной от школы информации-отчета и определения направлений деятельности образовательного учреждения (школы), требующих дополнительного контроля в традиционной выездной форме (вследствие слабого отражения данных направлений деятельности в сетевой информации или слабого аргументирования причинно-следственных связей);
— выезда комиссии муниципального органа управления образованием в школу с целью более глубокого изуче-
ния отдельных сторон жизнедеятельности образовательного учреждения и выявления причин конкретных достижений и неудач;
г) итоговый анализ данных комплексного контроля (на основе интеграции традиционного и дистанционного контроля);
д) разработка программы управления качеством образования в общеобразовательном комплексе;
з) разработка комплексной программы управления и самоуправления качеством образования в контролируемой школе.
Основными организационно-педагогическими условиями эффективной реализации данной модели являются:
— высокий уровень систематизации контрольно-оценочной информации в муниципальном органе управления образованием и образовательных учреждениях;
— соответствующее материально-техническое обеспечение контрольно-аналитической деятельности в муниципалитете;
— мотивация работников муниципальных органов управления образованием и руководителей школ к использованию современных информационно-коммуникативных средств в контроле качества образования;
— научно-методическая и технологическая подготовка руководящих и педагогических работников образования к работе в новых условиях;
— реализация технологии самосовершенствования в педагогической и управленческой деятельности.
Материально-техническое обеспе-
чение управления и самоуправления качеством образования в муниципальном общеобразовательном комплексе на основе интеграции муниципальной и внутришкольных систем контроля связано прежде всего с созданием и функционированием материально-технических средств, обеспечивающих производство, хранение, исследование и передачу информационных ресурсов данной системы. В контрольно-аналитической деятельности широкие возможности обеспечивают средства телекоммуникации, включающие электронную почту, глобальную, региональную и локальные сети связи и обмена информацией. Данные средства для органов управления образованием представляют широкие возможности: оперативную передачу информации любого вида, интегративность и оперативную обратную связь [3].
В эффективности реализации системы интеграции муниципальной и вну-тришкольных систем контроля важная роль отводится мотивации работников образования к использованию в данной деятельности современных форм методов контроля и современных информационно-коммуникационных средств. Как показывает исследование, на эффективность контрольно-аналитической деятельности в муниципальном общеобразовательном комплексе оказывает влияние большой спектр мотивов. Наиболее значимыми из них являются: социальные мотивы, отражающие значимость повышения эффективности деятельности общеобразовательных учреждений, профессиональные мотивы, характеризующие значимость контрольной
деятельности для управления качеством образования, познавательные мотивы, связанные с овладением новых средств деятельности. Профессиональные мотивы определяют активность руководящих и педагогических работников образования. В связи с этим работникам муниципальных органов управления образованием необходимо знать типологию мотивов профессиональной деятельности и целенаправленно их формировать у руководителей образовательных учреждений в целях эффективного использования информационно-коммуникационных технологий в контрольно-аналитической деятельности.
В целях эффективного функционирования инновационной системы контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе необходима научно-методическая и технологическая подготовка работников образования к работе в новых условиях. Необходимо освоение технологий организации интеграции муниципальной и внутришкольных систем контроля. Важна работа по определению единых критериев оценки. Перед переходом на новую систему контрольно-аналитической деятельности целесообразно провести учебу (семинары) со специалистами органов управления образованием и руководителями образовательных учреждений.
В процессе подготовки специалистов образования к работе в условиях новой системы контроля большая роль отводится обучению и овладению технологией самосовершенствования и саморазвития личности [2]. Технология саморазвития личности
делает ставку на психогенные факторы развития и использует не только познавательную, но и внутреннюю, нравственно-волевую мотивацию руководящих и педагогических кадров образования.
Новая система контрольно-оценочной деятельности в общеобразовательном комплексе муниципалитета позволяет реализовать не только все механизмы данной деятельности, но и механизмы управления и самоуправления качеством образования:
— содержательно-целевые;
— функционально-технологические;
— процессуальные;
— социально-психологические.
Под механизмом управления качеством образования мы понимаем совокупность внутренних и внешних компонентов образовательного процесса и связей между ними, выполняющих функцию «средства управления» («средства воздействия») с целью повышения качества образования.
Интеграция муниципальной и вну-тришкольных систем контроля в муниципальном общеобразовательном комплексе позволяет:
а) комплексно во взаимосвязи с предыдущим периодом работы и во взаимосвязи со среднемуниципаль-ными показателями определять цели, задачи, содержание, технологии педагогической и управленческой деятельности в образовательных учреждениях (содержательно-целевые механизмы);
б) позволяет «настраивать» внутренние (формы, методы работы) и внешние (кадровые, материально-финансовые, информационные,
научно-методические) ресурсы на цели и ключевые задачи образовательных учреждений (процессные механизмы);
в) обеспечивает оперативное регулирование учебно-познавательной деятельности учащихся, педагогической работы учителей, управленческой деятельности руководителей образовательных учреждений с учетом особенностей внутренней и внешней среды (функционально-технологические механизмы);
г) обеспечивает включение всех руководителей и педагогических работников образовательных учреждений в инновационную систему контрольно-аналитической деятельности на основе включения внутренних механизмов стимулирования, осознания всех потребностей (социально-
психологические механизмы). Таким образом, интеграция дистанционных и традиционных форм контроля способствует управлению и самоуправлению качеством образования.
Литература:
1. Профессиональное образование в России: методология и теория / Г.В. Му-хаметзянова и др./ М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС; Казань: ИПП ПО РАО, 2005.— 335 с.
2. Интеграция региональных систем образования. Практика интеграции в Региональном учебном округе. / Отв. ред. Н.П. Макаркин, В.И. Иванов.— Саранск: Изд-во Мордов. гос. ун-та, 2003.— 172 с.
3. Медведева Л.Д. Механизм интеграции профессионального образования и сферы экономической деятельности // Каз. пед. журнал.— 2008.— №1.— С. 16 — 28.