♦ Знакомит студентов с возможностями социальной
сети
♦ Вселяет в студентов чувство «семьи»(16) Литература
1. Plaisаnt O. et all. Medical students attitudes toward the anatomy dissection room in relation to personality//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-305-310
2. Finn G.M. et all. The impact of color and role on retention of knowledge: A body-painting stady within undergraduate medicine// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-311-317
3. Doubieday E.G. et all. The virtual anatomy laboratory: Usability testing to improve an online leaning resourse for anatomy education// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-318-326
4. Vasan N.S. et all. Team-based learning in anatomy: An efficient, effective, and economical strategy//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-333-339
5. Adams C.M., Wilson T.D. Virtual cerebral ventricular system: An MR-based three-dimensional computer
model//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-340-347
6. Krause D.A. et all. Learning of musculoskeletal ligament stress testing in a gross anatomy laboratory//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-357-361
7. American Association of Family Physicians.-2010.-06.-15
8. Schmidt et al.//Acad. Med.-1996.-71.-658
9. Muller et al.// Med Education.-2008.-42.-778
10. Hubert et al.//Anat. Sci. Edu.-2011.4.-182
11. Reilly// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-190
12. www.lcc.gatech.edu
13. Burns// Anatomical Sciences Education.-2010.-V.-3.-P.-330
14. Hassell//Advancement and Assessment.-2000.-12
15. Lee et all.//Nature.-2007.-447.-491
16. Miller S.cy/Семинар и мастер-класс «Современная концепция преподавания анатомии».-КазНМУ.-11-17.11.2011
ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н. Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Резюме Интерактивное обучение - это специальная форма организации преподавания в учебных заведениях, путем внедрения в образовательный процесс новых технологий, способствующих более эффективному восприятию. При этом студент становится активным участником процесса своего образования, так как его побуждают к самостоятельному поиску. Такой подход делает более продуктивным сам процесс обучения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, звуковые презентации, ролевые игры, эффект обучения.
КОММУНАЛДЫК ГИГИЕНА ЖЭНЕ БАЛАЛАР МЕН ЖАС8СП1Р1МДЕР КАФЕДРАСЫНДА ИНТЕРАКТИВТ1 ОКЫТУ ЭД1СТЕМЕС1Н ЕНД1РУ
Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н. С.Д.Асфендияров атындагы К^аза^¥лттьщ медицина университет
Туйш Интерактивт о^ыту - бул арнайы о^ыту процесше жаца технологияларды ендру ар^ылы, ^абылдаушылыгын жогарылатуга Yстеме болатын о^у орындарында о^ыту YPДiсiн уйымдастыру. Бул жагдайда студент о^у, бЫм алу процесiне белсендi ^атысады, себебi ол студенттi взiндiк iзденуге талпындырады. Мундай эрекет о^у процесшщ сапасын жогарлатады. ТYйiндi сездер интерактивтi о^ыту, дауысты презентация, ролдiк ойындар, о^ыту тиiмдiлiгi.
INTRODUCTION METHODS INTERACTIVE TRAINING ON FACULTY MUNICIPAL HYGIENE and HYGIENE CHILDREN and TEENAGERS
Nemenko B.A., Ilijasova A.D., Bekkazinova D.B., Baltaeva A.O., Syzdykov D.M., Zhumataeva G.N., Ajtambaeva L.N. Kazakh national medical university named after S.D.Asfendijarova
Abstract Interactive training is a special form of the organization of teaching in educational institutions, by introduction in educational process of the new technologies promoting more effective perception(recognition). Thus the student becomes the active participant of process of the formation(education) as it(him) induce to independent search. Such approach does(makes) by more productive process of training.
Key words interactive training, sound presentations, role games, effect of training.
Понятие интерактив происходит от английских слов inter - взаимный и act -действовать, interaction -взаимодействие. Интерактивность - это способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-либо (1, 2). Следовательно, интерактивное обучение -это диалоговое обучение, когда осуществляется максимальное взаимосвязь преподавателя и студента. Учебные занятия должны быть организованы так, чтобы
все студенты оказались вовлечены в процесс познания путем не только восприятия, но и активного диалога (4). К методам интерактивного обучения относятся те, которые способствуют активному вовлечению студентов в процесс получения знаний. Обучение сопровождается не только взаимодействием между студентом и преподавателем, но и между самими студентами. Из большого числа предлагаемых на кафедре используются следующие методы интерактивного обучения:
• Интерактивная лекция;
• Звуковые презентации;
• Учебные фильмы;
• Ролевые игры;
• Групповое взаимодействие;
• Управляемая дискуссия;
• Мозговой штурм;
• Обратная связь в различных вариантах. Интерактивная лекция представляет собой выступление преподавателя с применением следующих активных форм обучения:
• Демонстрация слайдов;
• Звуковые презентации по наиболее сложным вопросам темы лекции;
• Учебные фильмы - в конце лекции;
• Обратная связь - в конце лекции;
• Управляемая дискуссия - в конце лекции.
На наш взгляд, эффективность обучения особенно повышают звуковые презентации, используемые как на лекциях, так и на практических занятиях. Перед показом презентации перед студентами ставится несколько ключевых вопросов для последующего обсуждения. Лектор останавливается на заранее отобранных кадрах и проводит дискуссию. Очень важным аспектом здесь является параллельная передача в одном программном продукте разных видов информации: визуальной, звуковой, а также анимации. На кафедре подготовлено более 150 звуковых презентаций на государственном и русском языках по наиболее сложным вопросам изучаемых дисциплин, например, системы застройки населенных пунктов, отопление жилых и общественных зданий, естественная и механическая вентиляция, проблема глобального потепления климата, расчеты границ санитарно-защитных зон, проблемы городского шума, технические средства обучения детей и подростков, гигиенические вопросы школ нового типа и многие другие (рис. 1, 2).
Флнл у'тигчш Psjyfbr.it Отче« Спрмм
1 ^ РАСЧЕТЫ ГРАНИЦ СЗЗ ПО АЗИМУТАМ
ы
■ >
Рис. 1. Расчеты границ санитарно-защитных зон производственных объектов.
Рис. 2. Санитарные правила работы с компьютером.
На практических занятиях преподаватели кафедры применяют следующие интерактивные формы обучения:
• Звуковые презентации;
Учебные фильмы; Ролевые игры; Групповое взаимодействие; Управляемая дискуссия;
• Мозговой штурм;
• Решение ситуационных задач;
• Обратная связь в различных вариантах. Наиболее часто на практических занятиях
применяется ролевая игра - групповое упражнение по выработке решений в искусственно созданных условиях (3), имитирующих реальную обстановку. Например, заказчик проекта приглашает для разработки санитарно-защитной зоны проектировщика и гидрометеоролога, а
для согласования - санитарного врача. Или же использование ролевой игры на занятии «Закаливание детей и подростков»: «врач-педиатр», «пациент» и факторы закаливания (рис. 3).
Студенты получают задание на карточках, распределяют роли, обыгрывают ситуацию и представляют ее всей группе. Ролевая игра позволяет научить студентов деловому общению, дать опыт публичных выступлений.
Рис. 3. Ролевая игра
Практически на всех занятиях используется мозговой штурм - метод решения заданной проблемы на основе стимулирования активности студентов, которым предлагают высказывать возможно большее количество вариантов решения (рис. 4). Например,
предлагаются конкретные ситуации по определению правильности расположения жилой территории относительно источника загрязнения, в зависимости от розы ветров.
Рис. 4. Мозговой штурм - управляемая дискуссия
Интерактивное обучение включает метод группового взаимодействия. Совместная деятельность студентов в процессе экспертизы проектов и самостоятельного использования санитарного
законодательства позволяет каждому вносить свой индивидуальный вклад. Идет обмен знаниями, но активность преподавателя должна уступить место активности студентов.
Проверка усвоения студентами знаний проводится путем «мозгового штурма» и «обратной связи», позволяющей выяснить реакцию студентов на обсуждаемую тему, увидеть достоинства и недостатки организации и проведения обучения, оценить результат.
Одним из вариантов обратной связи является решение кроссворда. Интерактивная часть практических занятий проводится с использованием всех пяти компонентов компетенций. Для повышения
уровня знаний студентам даются домашние задания по подготовке собственных презентаций на предстоящее занятие.
Большую помощь в проведении занятий могут оказать интерактивные доски. Интерактивная доска -
это сенсорный экран, подсоединенный к компьютеру, изображение с которого передает на доску проектор. Достаточно только прикоснуться к поверхности доски специальным маркером или указкой, чтобы начать
работу на компьютере. Первая в мире интерактивная доска была представлена компанией SMART Technologies Inc. в 1991 году. Первые, кто оценил возможности новой технологии, были преподаватели. Использование интерактивных досок помогает разнообразить занятия, сделать их яркими и увлекательными. В целом же, внедрение в практику учебного процесса интерактивных методов может существенно повысить эффективность обучения.
Литература
1. Букатов В.М. Педагогические таинства дидактических игр.- 2-е изд., испр. и доп.- М, 2003.- 152 с.
2. Букатов В.М., Ершова А.П. Нескучные уроки. Обстоятельное изложение игровых технологий обучения школьников: Пособие для учителей физики, математики, географии, биологии.- Петрозаводск, 2008.- 188 с.
3. Панфилова А.П. Игротехнический менеджмент. Интерактивные технологии для обучения и организационного развития персонала. Учебное пособие. - СПб: ИВЭСЭП, «Знание»; 2003. - 536с.
4. Суворова Н. «Интерактивное обучение: Новые подходы» М., 2005.
КОМПЕТЕНТНОСТНО-ОРИЕНТИРОВАННЫЙ ПОДХОД В ОБУЧЕНИИ НА МОДУЛЕ ПРОПЕДЕВТИКИ ТЕРАПЕВТИЧЕСКОЙ
СТОМАТОЛОГИИ
Баяхметова А.А. Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии Казахский национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова, г.Алматы, Республика Казахстан
Резюме Новая модель медицинского образования предполагает формирование у обучающихся
профессиональных компетенций. Для оценки формируемых компетенций разработаны и
используются оценочные рубрики - чек листы. Для оценки коммуникативной компетенции студентам представляется подготовленный преподавателями модуля игровой видеофильм, в котором моделируется клиническая ситуация с заранее запланированными ошибками. После просмотра видеофильма студентам предлагается заполнение оценочной рубрики - чек-листа, в котором они отмечают выявленные ими ошибки коммуникативного общения.
Ключевые слова модуль пропедевтики терапевтической стоматологии, коммуникативная компетентность, оценочные рубрики, обратная связь
COMPETENTLY - THE FOCUSED APPROACH IN TRAINING ON THE MODULE OF PROPAEDEUTICS OF THERAPEUTIC STOMATOLOGY
Bayahmetova A.A.
The Kazakh national medical university of S.J.Asfendiyarova, Almaty, Republic Kazakhstan
Resume The new model of medical education assumes formation at trained professional the competence. For an estimation formed the competence are developed and estimated headings - checks-list are used. For an estimation of the communicative competence the game video film in which the clinical situation with in advance planned errors is modeled is represented to students prepared by teachers of the module. After viewing of a video film filling of an estimated heading - check-list in which they mark the errors of communicative dialogue revealed by them is offered to students.
Keywords the module of propaedeutics of therapeutic stomatology, communicative competence, estimated headings, feedback
ТЕРАПИЯЛЫК СТОМАТОЛОГИЯ ПРОПЕДЕВТИКАСЫ МОДУЛ1НДЕ Б1Л1М БЕРУДЩ КОМПЕТЕНТП-БАГДАРЛЫК ЖОЛЫ
Баяхметова А.А.
С.Ж.Асфендияров атындагы К^аза^¥лттьщ медицина университету
Алматы Казахстан Республикасы. ТYйiн Жа^а модулдi медициналыщ бЫм беру о^ушылардыц кэаби ^узыретплтн ^алыптастыруга бешмдейдК Калыптастырылган ^узыретплтн багалау Yuirn арнайы чек-пара^ айдары жасалынган жэне ^олданыс^а бертген. Студенттщ коммуникативт дагдыларын багалауда модулдщ о^ытушылары арнайы видеофильм дайындады. Бул фильм алдын ала ^ателЫтермен жоспарланган клиникалыщ жагдайды баяндайды. Видеофильм керсеттгеннен кейш эрбiр студент багалау айдары чек-пара^тыц кемепмен жiберiлген ^ателттер мен кемшiлiктердi белплейд. ТYйiндi сездер Терапиялыщ стоматология
пропедевтикасы модулу коммуникативт ^узфетплЫ, багалау айдары, керi байланыс
Особый акцент в новой модели медицинского образования, принятой в КазНМУ, придается переходу к личностно-ориентированному обучению студентов, от простой передачи знаний к формированию у обучающихся профессиональных компетенций, включающих следующие компоненты: когнитивный компонент (знания), операциональный компонент (навыки), аксиологический компонент
(коммуникативные навыки), правовой компонент и непрерывное обучение [ 1].
Модуль пропедевтики терапевтической стоматологии был создан по приказу ректора КазНМУ №1323Л от 12.07.2011г. На модуле преподаются следующие дисциплины: «Пропедевтика терапевтической
стоматологии» для студентов 4 курса, а также элективные дисциплины: «Фантомный курс», «Биология