ИНТЕГРИРОВАННОЕ ПРЕПОДАВАНИЕ АНАТОМИИ В ВЕДУЩИХ УНИВЕРСИТЕТАХ ЗАПАДА
(по материалам семинара визитинг-профессора из США Скотт Миллера и публикаций в журнале «Anatomical Sciences
Education»(1-6)) Досаев Т.М., Романюк С.Н. Кафедра нормальной анатомии, КазНМУ им. С.Асфендиярова
Резюме Рассматриваются вопросы интегрированного и проблемно-ориентированного обучения в ведущих университетах мира. Оценка качества и эффективности преподавателя как наставника и воспитателя. Ключевые слова анатомия, интегрированное преподавание, проблемно-ориентированное обучение
INTEGRATED TEACHING OF ANATOMY IN THE LEADING WEST UNIVERSITIES
Abstract The question of integrated and problem-based learning of anatomy in leading universities of the word are discussed. The quality and effectiveness of the teaches as tutor and advisor are analysed.
Key words: anatomy, integrated teaching, problem-based learning
АЛГЫ КАТАРЛЫ БАТЫС УНИВЕРСИТЕТЕР1НДЕГ1 АНАТОМИЯГА Б1Р1КТ1Р1ЛГЕН САБАК 0ТК1ЗУ ТYйiн Элемнщ алгы ^атарлы Университетершде бiрiктiрiлген жэне проблемдi-баFытталFан бiлiм беру тYралы мэселе ^аралуда. О^ытушыныц устаз жэне тэрбиешм ретiндегi сапасы мен ^ундыль^ын баFалау. ТYйiндi сездер: анатомия, бiрiктiрiлген саба^ вткiзу, проблемдi-баFытталFан бiлiм беру
Основные современные тенденции в преподавании анатомии:
♦ Спад в преподавании традиционной анатомии + Переход к интегрированной учебной программе + Кейс-метод и практические методы обучения + Самостоятельное обучение и
компьютеризированное обучение
Доказательная медицина Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения:
Преподавание анатомии органов и систем в комплексе с данными физиологии, патологии, генетики, практической медицины, биохимии, нутрициологии, фармакологии. 1-й курс (Первый семестр) Интегрированная учебная программа: 1. Общая медицина (основы медицины)
A. Недельные темы для изучения анатомии (эмбриология, гистология, макроанатомия (включая препарирование), физиология, фармакология, метаболизм и питание.
Учебные пособия: Анатомия и физиология
B. Основы лечебного дела: навыки по опросу и осмотру больных, умение давать самооценку.
1-й курс (Конец первого семестра)
Раннее отслеживание слабых студентов - «группа риска»
1-й курс (Второй семестр) Интегрированная учебная программа: 1. Молекулы, клетки и рак:
А. Объединяет молекулярную и клеточную биологию с генетикой, гематологией, биологией рака и основ онкологии, переноса лабораторных данных
(трансляционных исследований) в клинику.
В. Навыки лечебного дела: Продолжение обучения осмотра больных, включая осмотр груди, женских и мужских половых органов. 2-й курс
Интегрированная учебная программа:
1. Иммунная система (защитные силы организма):
A. Инфекционные заболевания, иммунная система, антимикробная терапия: от болезней горла до СПИДа.
B. Клинические навыки: определение сроков оказания первичной медицинской помощи.
2. Мозг и поведение
А. Неврология, психиатрия, патология и фармакология
Интегрированная учебная программа: 2-й курс (Продолжение)
3. Метаболизм и репродукция:
A. Патофизиология желудочно-кишечного тракта. Основы метаболизма с фокусированием внимания на печени
B. Репродуктивная биология и эндокринология.
4. Кожа, мышцы, кости и суставы
А. Применение типичных случаев из основ биологии при установлении клинического диагноза. Сделать акцент на рентгенологических методах исследования. Интегрированная учебная программа:
2-й курс (Продолжение)
5. Жизненный цикл:
Эволюция жизненного цикла и роль клинической медицины, медицинской науки, пластической медицины.
Интегрированная учебная программа:
3-й курс: Необходимая медицинская практика
1. Семейная медицина
2. Внутренние болезни
3. Неврология
4. Акушерство и гинекология
5. Педиатрия
6. Психиатрия
7. Хирургия
Интегрированная учебная программа:
4-й курс: Обязательные циклы и элективы
Обязательные: Медицинская этика
Оказание медицинской помощи (Здравоохранение) Общественное здравоохранение Клиническая интернатура
Элективы:
Для любой специальности обычно - «Общественное здравоохранение», «Менеджмент в здравоохранении», «Исследовательские лаборатории».
Роль анатома:
Внутриклеточное и клеточное строение тканей и органов является основой любых обучающих модулей!
Вопросы практики
Требует специально назначенных и уполномоченных руководителей - опытных директоров модулей. Требует исключительного взаимодействия между основными научными департаментами. Требует исключительного взаимодействия между основными научными департаментами и клиникой. Требует от всех членов кафедры покинуть свои «зоны комфорта».
Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения - результат:
Возросший рейтинг по Национальной системе подсчета баллов (за исключением нескольких случаев) (7). Студенты ставят более точный диагноз (8). По мнению студентов - Интегрированная учебная программа проблемно-ориентированного обучения является более значимой и более приятной(9). Между кафедрами отмечено улучшение взаимоотношений и рост сотрудничества (9). Направления в макроанатомии
♦ Взаимосвязь с медицинской рентгенологией: Видимое изображение строения органов живого человека. Магнитно-резонансный сканер.
♦ Различные подходы: йога, гимнастика Пилатес, бодибилдинг, танец, тело человека в изобразительном искусстве.
Направления в нейроанатомии
♦ Коннектомы - как части мозга функционально связываются через нервные проводящие пути:
С помощью диффузионно-тензорного МРТ выявление в ЦНС восстанавливаемых участков и тесно взаимосвязанных участков.
Что является эффективным (неэффективным) в преподавании анатомии?
1. Модули компьютеризированного преподавания.
Было проведено много исследований на эту тему: Выводы
Иногда получаются противоречивые результаты.
По правильно заданной программе результаты обычно
совпадают (или итог положительный).
Похоже, что наиболее положительный результат
достигается, когда компьютеризированное
преподавание дополняет другие методы.
2. Использование хирургов /студентов-резидентов/ выпускников.
Хирургов-резидентов брали на работу для помощи начинающим студентам-медикам. Помогало ли это студентам? Выводы
Студенты отнеслись к этому с одобрением
Мнение студентов о хирургах как преподавателей
улучшилось.
Тем не менее, не было заметного улучшения в результатах тестирования (10).
3. Интерактивное компьютеризированное преподавание на основе истории болезни пациента. Было ли оно успешным?
Выводы:
Студенты отнеслись к этому с одобрением. Студенты набрали на экзаменах более высокие баллы. Заключение: Правильно разработанная программа online и интерактивная система помогают увеличить КПД студента и вызывают чувство удовлетворения(11).
4. Игры.
Помогают ли компьютерные игры в преподавании анатомии?
Проверка компьютерной игры «Занзара» у
первокурсников:
Выводы:
Студентам понравился эксперимент с игрой.
Авторы утверждают, что это помогает студентам при
изучении анатомии
Однако, по мнению других авторов, они не отметили заметного эффекта для студентов выпускников(12). 5. Способствовать «интерактивному» мышлению: Современные исследования когнитивного стиля обучения. Выводы:
Разделы анатомии, содержащие легкие для запоминания факты, схемы и таблицы, НЕ помогают студенту понять и запомнить структурно-функциональные взаимоотношения, необходимые для медицинской практики или науки. Тем не менее, у различных студентов разная степень обучаемости и поведения(13).
Хороший преподаватель
♦ Обладает умением установить связь со студентами
♦ Обладает умением установить связь между студентами
♦ Обладает умением установить связь каждого студента с изучаемым предметом
Качества хорошего преподавателя
Обладает чувством цели Настраивает студентов на успех
Терпимо относится к сомнительным ответам - дает дольше время на обдумывание
Всегда готов адаптироваться и измениться в
соответствии с потребностями студента
Спокоен, если не знает чего-либо
Творчески относится к своей работе
Сам учится на разнообразных моделях
Получает от своей работы и своих студентов
удовольствие (14)
Качества хорошего воспитателя
(Из обзора отзывов студентов)
♦ Доступность, у него всегда «день открытых дверей»
♦ Умеет вдохновить, оптимистичен
♦ Умеет найти баланс между «управлением» студентом и «само-управлением» (самостоятельной работой)
♦ Обладает искусством спрашивать и слушать + Всегда воспринимает новые идеи
♦ Деятельность в перерыве от занятий наукой
♦ Умеет радоваться успеху(15) Эффективность наставника (Отзывы выпускников)
♦ Опубликовать свои исследования или дать кануть
в вечность
♦ Хороший воспитатель терпелив и вдохновляет на
новые идеи
♦ Знает, как учить и управлять людьми
♦ Помогает распознавать новизну и нацеливает на
исследовательские проекты Развивает разговорные способности
♦ Обучает технике грамотного письма; написанию
научных статей и научных программ на получение грантов
♦ Знакомит студентов с возможностями социальной
сети
♦ Вселяет в студентов чувство «семьи»(16) Литература
1. Plaisаnt O. et all. Medical students attitudes toward the anatomy dissection room in relation to personality//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-305-310
2. Finn G.M. et all. The impact of color and role on retention of knowledge: A body-painting stady within undergraduate medicine// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-311-317
3. Doubieday E.G. et all. The virtual anatomy laboratory: Usability testing to improve an online leaning resourse for anatomy education// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-318-326
4. Vasan N.S. et all. Team-based learning in anatomy: An efficient, effective, and economical strategy//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-333-339
5. Adams C.M., Wilson T.D. Virtual cerebral ventricular system: An MR-based three-dimensional computer
model//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-340-347
6. Krause D.A. et all. Learning of musculoskeletal ligament stress testing in a gross anatomy laboratory//Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-357-361
7. American Association of Family Physicians.-2010.-06.-15
8. Schmidt et al.//Acad. Med.-1996.-71.-658
9. Muller et al.// Med Education.-2008.-42.-778
10. Hubert et al.//Anat. Sci. Edu.-2011.4.-182
11. Reilly// Anatomical Sciences Education.-2011.-V.-4.-P.-190
12. www.lcc.gatech.edu
13. Burns// Anatomical Sciences Education.-2010.-V.-3.-P.-330
14. Hassell//Advancement and Assessment.-2000.-12
15. Lee et all.//Nature.-2007.-447.-491
16. Miller S.cy/Семинар и мастер-класс «Современная концепция преподавания анатомии».-КазНМУ.-11-17.11.2011
ВНЕДРЕНИЕ МЕТОДОВ ИНТЕРАКТИВНОГО ОБУЧЕНИЯ НА КАФЕДРЕ КОММУНАЛЬНОЙ ГИГИЕНЫ И ГИГИЕНЫ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ
Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н. Казахский Национальный медицинский университет им. С.Д.Асфендиярова
Резюме Интерактивное обучение - это специальная форма организации преподавания в учебных заведениях, путем внедрения в образовательный процесс новых технологий, способствующих более эффективному восприятию. При этом студент становится активным участником процесса своего образования, так как его побуждают к самостоятельному поиску. Такой подход делает более продуктивным сам процесс обучения.
Ключевые слова: интерактивное обучение, звуковые презентации, ролевые игры, эффект обучения.
КОММУНАЛДЫК ГИГИЕНА ЖЭНЕ БАЛАЛАР МЕН ЖАС8СП1Р1МДЕР КАФЕДРАСЫНДА ИНТЕРАКТИВТ1 ОКЫТУ ЭД1СТЕМЕС1Н ЕНД1РУ
Неменко Б.А., Илиясова А.Д., Бекказинова Д.Б., Балтаева А.О., Сыздыков Д.М., Жуматаева Г.Н., Айтамбаева Л.Н. С.Д.Асфендияров атындагы К^аза^¥лттьщ медицина университет
Туйш Интерактивт о^ыту - бул арнайы о^ыту процесше жаца технологияларды ендру ар^ылы, ^абылдаушылыгын жогарылатуга Yстеме болатын о^у орындарында о^ыту YPДiсiн уйымдастыру. Бул жагдайда студент о^у, бiлiм алу процесше белсендi ^атысады, себебi ол студентт взiндiк iзденуге талпындырады. Мундай эрекет о^у процесшщ сапасын жогарлатады. ТYйiндi сездер интерактивтi о^ыту, дауысты презентация, ролдiк ойындар, о^ыту тжмдтт.
INTRODUCTION METHODS INTERACTIVE TRAINING ON FACULTY MUNICIPAL HYGIENE and HYGIENE CHILDREN and TEENAGERS
Nemenko B.A., Ilijasova A.D., Bekkazinova D.B., Baltaeva A.O., Syzdykov D.M., Zhumataeva G.N., Ajtambaeva L.N. Kazakh national medical university named after S.D.Asfendijarova
Abstract Interactive training is a special form of the organization of teaching in educational institutions, by introduction in educational process of the new technologies promoting more effective perception(recognition). Thus the student becomes the active participant of process of the formation(education) as it(him) induce to independent search. Such approach does(makes) by more productive process of training.
Key words interactive training, sound presentations, role games, effect of training.
Понятие интерактив происходит от английских слов inter - взаимный и act -действовать, interaction -взаимодействие. Интерактивность - это способность находиться в режиме взаимодействия, диалога с кем-либо (1, 2). Следовательно, интерактивное обучение -это диалоговое обучение, когда осуществляется максимальное взаимосвязь преподавателя и студента. Учебные занятия должны быть организованы так, чтобы